ПЕДАГОГИКА
PEDAGOGICS
УДК 373.1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
, @2
Маргарита И. Губанова1' Анастасия С. Бирюкова1'
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @1 m.gubanova32@mail.ru @2 birukova. anastasiya@gmail. com
Посдупила в редакцию 06.04.2016 г. Приняда к печади 14.06.2016 г.
Ключевые слова: этнопедагогическая деятельность, методическое обеспечение, социализация учащихся.
Аннотация: В статье подтверждена актуальность разработки методического обеспечения этнопедагогической деятельности по социализации школьников. Выводы, полученные в ходе исследования, опираются на теоретический анализ работ ученых по данной проблематике, а также на результаты проведенного авторами исследования. Статья содержит уточненные определения понятий: «организация этнопедагогической деятельности», «методическое обеспечение организации этнопедагогической деятельности» и описание особенностей методического обеспечения организационных аспектов актуального направления образовательной деятельности школьников. В работе определена функциональная структурированность каждого компонента методического обеспечения организации: цель - содержание деятельности (элементы) - ресурсы - результат использования. Определены нюансы его использования и представлены результаты проведенного исследования по внедрению данного методического обеспечения в образовательную практику.
Для цитирования: Губанова М. И., Бирюкова А. С. Методическое обеспечение организации этнопедагогической деятельности в школе по социализации учащихся // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 4 - 8.
Актуальность вопросов воспитания школьников в условиях динамично меняющегося социокультурного пространства обусловлена постоянным поиском педагогических средств совершенствования организации образовательной деятельности современной школы. Современное российское общество в силу своей полиэтнично-сти, поликультурности и многоязычия ставит перед общеобразовательными учреждениями ряд теоретических и практических задач, связанных с социализацией учащегося в новых условиях усложненного взаимодействия разных народов [1 - 7]. Социализация молодежи в условиях, с одной стороны, унификации культурных ценно -стей, с другой, - повышения этнического самосознания россиян, занимает важное место среди педагогических проблем. Ее решение во многом определяет перспективы развития общеобразовательных учреждений и невозможно без организации этнопедагогической деятельности.
Под организацией этнопедагогической деятельности мы понимаем целенаправленную, мотивированную совокупность действий педагога по созданию условий для обучения, воспитания и развития учащихся, ориентированных на всестороннее развитие личности и подготовку к жизни в современных условиях этнокультурного, полиэтнического окружения.
Как известно, организация педагогической деятельности включает:
- проектирование: определение педагогических задач, действий, позиций, ролей педагогов - нахождении места, времени действий - создание необходимых условий действий - диагностика результата;
- планирование: определение основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения;
- реализацию содержания: посредством продуманной совокупности форм, методов, приемов образовательного процесса;
- диагностику его результатов: заключался в проведении анкетного опроса учащихся, педагогов и родителей, изучения мнения экспертов и специалистов образования.
Методическое обеспечение организации этнопедаго-гической деятельности мы определили следующим образом: совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, проектов, деловых портфелей и т. д.), представляющих собой системное описание поэтапной организации совместной деятельности ее участников. Педагогически целесообразное использование содержательного насыщения основных этапов такой организации направлено на содействие, информационный взаимообмен, методическую помощь участников этнопедагогиче-ской деятельности друг другу.
Следовательно, методическое обеспечение организации деятельности функционально отражает совокупность
всех документов и консультативных действий специалистов на этапах проектирования, планирования, реализации содержания, диагностики процессов и результатов.
Цель методического обеспечения организации этно-педагогической деятельности - создание условий, способствующих функционированию действенной системы внутреннего управления, организованного сотрудничества, развития этнопедагогической деятельности в образовательном учреждении:
- посредством обеспечения образовательного процесса учебно-методической документацией;
- на основе внедрения новых форм, методов, средств;
- за счет повышения квалификации и педагогического мастерства учителей;
- для совершенствования учебной и внеучебной, классной и внеклассной, урочной и внеурочной, школьной и внешкольной деятельности учащихся.
Воспитательный потенциал этнопедагогической деятельности приобретает особую актуальность и перспективность для социализации современной молодежи.
Мы убеждены, что организация этнопедагогической деятельности по социализации учащихся требует качественной функциональной дифференциации методического обеспечения. Особенностями этого методического обеспечения стали:
- функциональная структурированность на разных этапах организации этнопедагогической деятельности;
- педагогически целесообразное и функционально определенное использование совокупности его элементов;
- систематическое взаимодействие педагогов по созданию и использованию методического обеспечения организации этнопедагогической деятельности социума, образовательного учреждения и семьи по социализации учащихся.
Наша экспериментально-педагогическая работа была посвящена разработке методического обеспечения данного направления образовательной деятельности. Предварительно мы проанализировали совокупность следующих элементов методического обеспечения:
- разработку и реализацию методической продукции на разных этапах эксперимента;
- организационные формы, методы, приемы, средства методического обеспечения организации этнопедаго-гической деятельности;
- способы взаимосвязи социума, образовательного учреждения и семьи.
Рассмотрение этих элементов позволило более полно изучить содержательные компоненты методического обеспечения и функциональные связи каждого из вышеназванных, проработать его на подготовительном этапе, предложить содержание, отличающееся разнообразием и комплексностью и экспериментально реализовать на базе (МБОУ) «Бековская основная общеобразовательная школа» Беловского района Кемеровской области.
Разработка и реализация всех видов методической продукции осуществлена на четырех этапах организации этнопедагогической деятельности: проектирование, планирование, реализация содержания форм, методов и средств, диагностика его результатов. Представим данные материалы более подробно [8; 9].
Этап проектирования организации этнопедагогиче-ской деятельности - были изучены должностные инст-
рукции, организационные схемы педагогического процесса, учебные планы, технологии, методики, проведено исследование уровня социализированности учащихся, научные рекомендации, проведен анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год. Основные роли педагогов на этом этапе организации деятельности - носитель и транслятор опыта, впоследствии при реализации содержания этнопедагогической деятельности, эта роль будет преобразована в роль тьютора и фасилитатора. Формами методического обеспечения этапа проектирования стали документы, в которых описываются с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций (Закон РФ «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты, постановления и распоряжения Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, и т. д.), конкретным документом этого этапа стал проект плана.
Этап планирования заключался в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. На данном этапе происходило: рассмотрение проекта плана работы и его утверждение на педагогическом совете. Методическим обеспечением этого этапа стал перспективный план организации этнопедагогической деятельности по социализации учащихся. Структура плана представлена аналитической запиской, целью и задачами работы, определением содержания, форм, методов, средств и исполнителей деятельности по разделам. В данный план вошло методическое описание проектов, программ, а также, рекомендации по организации этнопедагогической деятельности учащихся, по формированию методических «копилок» для учителей.
Этап реализации содержания, форм, методов и средств включал разработку методической продукции с использованием опыта организации образовательного процесса школ, имеющих полиэтнический состав учащихся (МБОУ "СОШ № 28" г. Кемерово, МБОУ «Бе-ковская основная общеобразовательная школа» и «Ново-бачатская средняя общеобразовательная школа»). Данный этап осуществлялся на базе МБОУ «Бековская основная общеобразовательная школа», некоторые мероприятия программы реализованы в МБОУ "СОШ № 28" г. Кемерово. Однако для апробации методической продукции в эксперименте были задействованы - Школа № 32, 14 г. Белово, Беловский педагогический колледж, Беловский политехнический колледж, Беловский медицинский колледж, Кемеровский государственный университет, социально-психологический факультет, молодежная организация «ШТОРМ».
Помимо определения и характеристики этапов организации этнопедагогической деятельности, особую значимость приобретает содержательная насыщенность деятельности участников взаимодействия.
Содержание методического обеспечения организации этнопедагогической деятельности социума, образовательного учреждения и семьи по социализации учащихся складывалось из разработки и апробации трех основных видов методической продукции: информационно-пропа-гандисткой, организационно-инструктивной и раздаточ-но-иллюстративной.
Кратко охарактеризуем каждый из них.
Информационно-пропагандистская методическая продукция включает сведения о наиболее важных и актуальных направлениях этнопедагогической деятельности и их пропаганду, разъяснение приемов и методов, анализ опыта, описание педагогических технологий. Данный вид продукции в нашем исследовании представлен методическим описанием проекта «Педагогический патронат», проекта развития социокультурных связей телеутского этноса, банком данных учебно-методической литературы по региональной тематике. Организационно-инструктивная продукция указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса в полиэтнической образовательной среде. Представляем методическое описание программы социализации учащихся в полиэтнической образовательной среде, методическое описание внеурочной программы совместного обучения детей и родителей «Культуры народов», методические «копилки» для преподавателей по работе с родителями учащихся, по работе с учащимися. Раздаточ-но-иллюстративная методическая продукция - это вспомогательный, иллюстрирующий материал, более полно раскрывающий тему исследования. Раздаточно-иллюстра-тивной методической продукцией исследования стали буклеты: «Как воспитать толерантного ребенка», «Будьте толерантны», «Свобода быть разными».
Содержание методического обеспечения этнопедаго-гической деятельности образовательного учреждения представлено организационно-иснтруктивной и разда-точно-иллюстративной методической продукцией, социума - информационно-пропагандисткой продукцией, семьи - раздаточно-иллюстративной продукцией.
Наиболее актуальными организационными формами организации этнопедагогической деятельности по социализации учащихся стали составные и комплексные формы обучения: конкурсы проектов, уроки толерантности, фестивали, дни открытых дверей, практические занятия, экскурсии, викторины, проблемные семинары, круглые столы и т. д. и их методическое обеспечение.
К основным методам, подробно представленным в методической продукции по организации этнопедагогиче-ской деятельности, отнесены: методы активизации познавательной деятельности учащихся, интерактивного обучения, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский метод.
Приемами как составной частью или отдельной стороной методов, описанных ранее, стали: решение задачи-ситуации, «ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)», анализ документов, составление плана, таблицы, публичное выступление, вычленение смысловых единиц и т. д. Охарактеризуем некоторые из них: творческая работа «Дерево толерантности» (ребятам предлагается написать на заготовленных листочках дерева качества, присущие толерантной личности, и прикрепить к стволу, создавая тем самым «Дерево толерантности»), игра «Правда - ложь» (слайд-шоу с интересными фактами о культуре разных национальностей. Ребята должны угадать, какой из этих фактов - правда, а какой нет), викторина «Галопом по Европе» (учащимся предлагается ответить на ряд вопросов), интернациональная игра «Приветствие!» (ребятам предлагается поприветствовать друг друга от лица представителей различных национальностей).
Среди средств этнопедагогической деятельности, представленных в методической продукции отметим: раздаточный материал, слайд-фильмы, плакаты, настенные иллюстрации, спортивные снаряды, кинофильмы, картины, музыкальные инструменты и т. д.
Этап диагностики процессов и результатов заключался в проведении анкетного опроса учащихся, педагогов и родителей, изучения мнения экспертов и специалистов образования.
В ходе разработки и внедрения методического обеспечения этнопедагогической деятельности по социализации учащихся были выявлены нюансы его использования:
- необходимость непрерывного проектирования методической продукции в связи с изменением требований, появления затруднений;
- учет социокультурных особенностей этносов при формировании методической продукции (проведение исследования социокультурных особенностей с использованием научных методик);
- последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранения дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами;
- сочетание традиционных способов представления учебной информации с традиционными методами народной педагогики (такими как, музыкальный фольклор, сказки, героический эпос, народный танец, театр и т. д.);
- экспертиза всех составляющих методического обеспечения перед этапом его реализации.
Для распространения и эффективного использования методической продукции было важно изучить способы взаимосвязи социума, образовательного учреждения и семьи, проанализировать их интенсивность, эффективность, выявить затруднения и препятствия, «сбои».
Способы взаимосвязи социума, образовательного учреждения и семьи представлены в виде индивидуальных и коллективных форм (рис.).
Теоретический анализ дидактических аспектов функционирования полиэтнической образовательной среды позволил выделить дидактическую специфику методического обеспечения организации этнопедагогической деятельности [10]:
- в структуре методов обучения - методическое обеспечение полиэтнической образовательной среды акцентирует использование методов, направленных на активную самостоятельную и коллективную учебную деятельность учащегося, ориентацию в обучении не на результат обучения, а на процесс освоения новой информации и применения ее для получения результата деятельности; предоставление учащемуся свободы выбора средств выполнения учебного задания;
- в структуре качеств личности - методическое обеспечение полиэтнической образовательной среды способствует формированию толерантности, готовности к межэтническому диалогу, ответственности за результаты своего учения, готовности публично представлять результат своей работы;
- в структуре результатов обучения - методическое обеспечение полиэтнической образовательной среды способствует формированию социокультурных, коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций.
Рис. Способы взаимосвязи социума, образовательного учреждения и семьи Fig. Ways of coordinating society, educatoional institution and family
Взаимосвязь обр азовательного учреждения и семьи
Индивидуальные формы <1 _ Коллективные формы
Беседы. Консультации. Общение по телефону. t Переписка с родителями. / Родительские собрания. Работа с родительским клубом. Совместные досуговые программы. Круглые столы. Выставки. Лектории. Открытые уроки для родителей.
Взаимосвязь образовательного учреждения и социума
Договора о сотрудничестве. Спонсорская помощь. ) Совместные мероприятия (день телеутской культуры, день села и т. д.) с учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования. Государственно-общественное самоуправление (родительский комитет, Совет школы, педагогический совет).
Результатами использования методического обеспечения организации этнопедагогической деятельности социума, образовательного учреждения и семьи по социализации учащихся определены:
1) укрепление взаимосвязи «образовательное учреждение - семья - социум»;
2) повышение уровня социализированности учащихся по блокам: социальная активность, социальная автономность, социальная адаптивность.
Укрепление взаимосвязи «образовательное учреждение - семья - социум» продемонстрировано следующими значимыми результатами [11]:
- заключены договора о сотрудничестве между школой и контактирующими учреждениями, так например,
заключен договор с Управлением культуры и национальной политики Беловского района о расширении экспозиций музея;
- налажен процесс обмена информацией между всеми участниками взаимодействия о мероприятиях, планируемых к проведению;
- появились новые формы проведения совместных мероприятий с привлечением участников взаимодействия (социально значимые проекты);
- наблюдается повышение активности семьи, социума при проведении школьных, районных, областных мероприятий и т. д.
Литература
1. Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. 2000. № 6. С. 67 - 71.
2. Карнышев А. Д., Костин А. К. Межкультурная компетентность как конкурентное преимущество выпускников школы // Педагогика. 2009. № 7. C. 39 - 48.
3. Палаткина Г. В. Изучение этнопедагогической среды мультикультурного региона: учеб. пособие. Рекомендовано УМО вузов РФ. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2006. 160 с.
4. Палаткина Г. В. Педагогика толерантности: учеб. пособие. Астрахань: Астраханский университет, 2008. 220 с.
5. Анохин А. М. Этносоциальная педагогика: феноменология адаптации и дезадаптации личности в межэтническом пространстве. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. 198 с.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник. М.: Academia, 1999. 167 с.
7. Проблемы образования и воспитания в полиэтническом обществе: сборник науч. тр. / Пед. ин-т Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 263 с.
8. Бирюкова А. С. Организация этнопедагогической деятельности в школе по социализации учащихся: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2014. 206 с.
9. Губанова М. И., Бирюкова А. С. Социальное взаимодействие в поликультурном обществе (на примере телеут-ского этноса) // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. И. Бражник, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. СПб.: Экспресс, 2013. С. 130 - 134.
10. Волик О. Н., Сулейманова Е. А. Состав и структура методического обеспечения информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15. № 4. С. 409 - 419.
11. Губанова М. И., Бирюкова А. С. Реализация этнопедагогической направленности образовательного процесса по социализации учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3(46). С. 63 - 66.
METHODICAL MAINTENANCE OF ETHNOPEDAGOGICAL ACTIVITY MANAGEMENT ON SOCIALIZATION OF SCHOOLCHILDREN
Margarita N. Gubanova1, @1, Anastasia S. Birukova1, @
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya Street, Kemerovo, Russia, 650000
@1 m.gubanova32@mail.ru
@2
birukova. anastasiya@gmail. com
Received 06.04.2016. Abstract: The article confirmed the relevance of the development of methodical
Accepted 14.06.2016. maintenance of ethnopedagogical activities on socialization of schoolchildren.
The findings obtained in the course of the study are based on a theoretical analysis of the works of scientists on this issue, as well as on the results of the study Keywords: ethnopedagogical activities, conducted by the authors. The article contains specified definitions of such methodological support, socialization of terms as "organization of ethnopedagogical activity", "methodological support students. of management of ethnopedagogical activity" and the description of some spe-
cific features of methodological support of organizational aspects of the current strategy for educational activity of schoolchildren. The paper defines the functional structuring of each component of methodical maintenance of the management: purpose - maintenance activities (elements) - resources - effect. The article defines the nuances of its use and the results of the research on the implementation of the methodological support of the educational practice.
For citation: Gubanova M. N., Birukova A. S. Metodicheskoe obespechenie organizatsii etnopedagogicheskoi deiatel'nosti v shkole po sotsializatsii uchashchikhsia [Methodical Maintenance of Management of Ethnopedagogical Activity on Socialization of Schoolchildren]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 1 (2017): 4 - 8.
References
1. Vorokhova Z. Natsional'no-regional'nyi komponent: razrabotka i realizatsiia [National and regional components: Design and Implementation]. Narodnoe obrazovanie = People education, no. 6 (2000): 67 - 71.
2. Karnyshev A. D., Kostin A. K. Mezhkul'turnaia kompetentnost' kak konkurentnoe preimushchestvo vypusknikov shkoly [Intercultural competence as a competitive advantage of graduates]. Pedagogika = Pedagogy, no. 7 (2009): 39 - 48.
3. Palatkina G. V. Izuchenie etnopedagogicheskoi sredy mul'tikul'turnogo regiona [Study ethnopedagogical multicultural environment of the region]. Astrakhan': Izd-vo AGPU, 2006, 160.
4. Palatkina G. V. Pedagogika tolerantnosti [Tolerance Pedagogy]. Astrakhan': Astrakhanskii universitet, 2008, 220.
5. Anokhin A. M. Etnosotsial'naia pedagogika: fenomenologiia adaptatsii i dezadaptatsii lichnosti v mezhetnicheskom pro-stranstve [Ethno Social pedagogy: phenomenology adaptation and maladjustment of the individual in the space of interethnic]. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2003, 198.
6. Volkov G. N. Etnopedagogika [Ethnopedagogics]. Moscow: Academia, 1999, 167.
7. Problemy obrazovaniia i vospitaniia v polietnicheskom obshchestve [Issues of education and training in a multiethnic society]. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2002, 263.
8. Biriukova A. S. Organizatsiia etnopedagogicheskoi deiatel'nosti v shkole po sotsializatsii uchashchikhsia. Diss. kand. ped. nauk [Organization ethnopedagogical activity at school for socialization of pupils. Cand. ped. Sci. Diss.] Kemerovo, 2014, 206.
9. Gubanova M. I., Biriukova A. S. Sotsial'noe vzaimodeistvie v polikul'turnom obshchestve (na primere teleutskogo etnosa) [Social interaction in a multicultural society (for example, Teleut ethnos)]. Sotsial'noe vzaimodeistvie v razlichnykh sferakh zhiznedeia-tel'nosti: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Social interaction in various spheres of life: Proc. III Intern. Sc.-Prac. Conf.]. Ed. Brazhnik E. I., Surtaeva N. N., Krivykh S. V. Saint-Petersburg: Ekspress, 2013, 130 - 134.
10. Volik O. N., Suleimanova E. A. Sostav i struktura metodicheskogo obespecheniia informatsionno-sredovogo podkhoda k modernizatsii professional'nogo obrazovaniia [The composition and structure of methodical maintenance of information and environmental approach to the modernization of vocational education]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo = Educational Technology & Society, 15, no. 4 (2012): 409 - 419.
11. Gubanova M. I., Biriukova A. S. Realizatsiia etnopedagogicheskoi napravlennosti obrazovatel'nogo protsessa po sotsializatsii uchashchikhsia [Implementation ethnopedagogical orientation of the educational process for students of socialization]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia = The world of science, culture and education, no. 3(46) (2014): 63 - 66.