Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда как фактор профессиональной социализации будущего педагога'

Информационно-образовательная среда как фактор профессиональной социализации будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2203
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / A TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE EDUCATIONAL INSTITUTION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ступина Вера Сергеевна

В статье рассматривается проблема влияния информационно-образовательной среды образовательной организации среднего профессионального образования на профессиональную социализацию будущего педагога профессионального обучения в процессе прохождения квалификационной, технологической и педагогической практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ступина Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Information-Educational Environment as a Factor of Future Teachers'' Professional Socialization

The article considers the problem of the influence of the information educational environment of an educational institution of secondary professional education on the professional socialization of the future teacher of vocational training in the process of passing qualification, technological and pedagogical practices.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда как фактор профессиональной социализации будущего педагога»

УДК 378.937 ББК 74.480.215

Ступина Вера Сергеевна

преподаватель

кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин филиал Челябинского государственного педагогического университета

г. Миасс Stupina Vera Sergeevna Senior lecturer Chair of General Human and Socio-Economic Disciplines The Branch of Chelyabinsk State Pedagogical University

Miass

vsstu@mail.ru

Информационно-образовательная среда как фактор профессиональной социализации будущего педагога The Information-Educational Environment as a Factor of Future Teachers’ Professional Socialization

В статье рассматривается проблема влияния информационнообразовательной среды образовательной организации среднего профессионального образования на профессиональную социализацию будущего педагога профессионального обучения в процессе прохождения квалификационной, технологической и педагогической практик.

The article considers the problem of the influence of the information - educational environment of an educational institution of secondary professional education on the professional socialization of the future teacher of vocational training in the process of passing qualification, technological and pedagogical practices.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, информационнообразовательная среда, образовательная организация среднего профессионального образования, профессиональная социализация и профессиональное развитие педагогов профессионального обучения.

Key words: a teacher of vocational training, informational and educational environment, the educational institution of secondary professional education, professional socialization and professional development of teachers of vocational training.

Профессиональная социализация будущего педагога профессионального

обучения имеет свою специфику, поскольку он несет ответственность за содержание профессиональной подготовки обучаемых, адекватное современному состоянию техники и технологий, требованиям рынка труда. При этом важно иметь в виду, что процесс социализации будущего педагога в профессиональной среде и выбор им оптимальной стратегии поведения, накладывается на

процессы информатизации, которые охватывают сегодня все стороны общественной жизни, в том числе и сферу профессионального образования.

Согласно Л.М. Митиной, профессиональная социализация - это, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой стороны, процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие [6, с. 22]. В силу этого актуальными становятся вопросы как эффективной адаптации, так и саморазвития будущего педагога профессионального обучения в информационнообразовательной среде конкретной образовательной организации (ОО). Заметим, что и сама среда при этом развивается и совершенствуется. Тем самым, процесс развития информационно-образовательной среды и процесс профессионального развития педагога - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.

Феномен информационно-образовательной среды (ИОС) активно исследуется в современной педагогике (Г.Ю. Беляев, И.Г. Захарова, С.В. Зенкина, Ю.Г. Коротенков, Э.Г. Скибицкий, А.Ю. Уваров и др.). Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и особенностей организации такой среды, при этом они единодушны в том, что информационно-коммуникационные технологии существенно расширяют содержание, состав и возможности компонентов традиционного образовательного процесса.

Термин «информационно-образовательная среда» обозначает новую сущность интеграции образовательной и информационной сред и может рассматриваться как системно организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного пространства [2]. И.Г. Захарова рассматривает ин-

формационную образовательную среду как сложную систему, аккумулирующую наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами, интеллектуальный, культурный потенциал, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов, при этом управление данной системой основано на целевых установках как общества, так и субъектов образовательного процесса [3].

Одна из областей деятельности педагогов профессионального обучения -подготовка обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (СПО). Рассматривая проблему профессиональной социализации будущего педагога профессионального обучения в информационнообразовательной среде образовательной организации СПО, мы опирались на следующие теоретические положения [2; 3; 4; 5; 7; 9].

1. Информационно-образовательная среда создается и функционирует на основе нормативно-правовых документов, которые оказывают влияние на сферу образования и в определенном объеме включаются в образовательный процесс.

2. Информационная образовательная среда строится как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют, с одной стороны, учебной, внеучебной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а с другой - измерению, контролю и оценке результатов обучения.

3. Информационно-образовательная среда должна опираться на развитую 1Т-инфраструктуру, которая представляет собой комплекс программных, вычислительных и телекоммуникационных средств, связей между ними и технического персонала, обеспечивающего предоставление информационных ресурсов и услуг субъектам образовательного процесса.

4. ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы - информационнообразовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. Тем самым, ИОС содержит все необходимое информационное выражение социокультуры общества, что дает

новые возможности для реализации воспитательных функций образования, для развития личности как обучающегося, так и педагога.

5. ИОС как область реализации информационно-образовательных отношений (субъектных и объектных) является прямым посредником и непосредственным участником межсистемного взаимодействия. 1о есть ею, ее средствами обеспечивается диалог субъекта образования в среде и со средой.

Основными компонентами информационно-образовательной среды являются: программно-аппаратные средства, обеспечивающие необходимые инструменты и доступ к среде, средства коммуникации, контент -информационно и содержательно значимое наполнение информационного ресурса [7]. В составе контента ИОС можно выделить управляющий контент, образовательный контент, имиджевый контент.

Управляющий контент направлен на организацию управляющих воздействий на образовательный процесс через нормативно-правовую документацию, организационные и распорядительные документы

Образовательный контент - контент, предназначенный для профессионального обучения, профессионального воспитания и профессионального развития обучающихся.

Имидж-контент - контент, ориентированный на создание и поддержание положительного мнения общественности о деятельности образовательной организации.

Успешная профессиональная социализация будущего педагога в ИОС СПО предполагает формирование умения работать, прежде всего, с образовательным контентом, не исключая при этом два других его вида. Данный процесс осуществляется вначале в рамках квалификационной, технологической и педагогической практик, а затем непосредственно в профессионально-педагогической деятельности. В силу этого актуализируется вопрос о влиянии ИОС на профессиональную социализацию будущего педагога.

Рассматривая термин «фактор» как обстоятельство, ситуацию, которые выступают движущей силой развития каких-либо явлений, стимулируют это развитие [1], обратимся основным функциям информационно-образовательной среды образовательной организации СПО [5], которые могут непосредственно влиять на профессиональную социализацию будущего педагога профессионального обучения. Данные функции, средства и способы их реализации, а также способы профессиональной социализации педагога посредством ИОС представлены в таблице 1.

Таблица 1

Функции ИОС и способы профессиональной социализации педагога

Функции ИОС Средства и способы реализации функций ИОС Способы профессиональной социализации педагога посредством ИОС

Информа- ционно- правовая Через управляющую подсистему посредством наполнения управляющего контента правовой информацией Проявление информационноправовой культуры, воздействие на обучающихся с целью развития их информационно-правовой культуры

Управляю- щая Через управляющую подсистему ИОС посредством организации электронного документооборота Адекватное и своевременное реагирование на управляющие воздействия, осуществление обратной связи

Образова- тельная Посредством взаимодействия педагога с обучающимся через образовательный контент Создание образовательного контента, разработка учебных курсов

Технологи- ческая Через аппаратные и программные средства ИОС Эффективное применение аппаратных и программных средств ИОС в профессиональнопедагогической деятельности

Коммуника -ционная Через инструменты коммуникации Осуществление эффективных коммуникаций посредством ИОС

Регуля- тивная Через инструменты регулирования и саморегулирования процесса образования обучающихся Управление деятельностью обучаемых посредством ИОС с целью последующей самоорганизации и самоуправления

Творческая, исследовате льская Инструменты и условия для и исследовательской и творческой и деятельности педагогов и обучающихся Проведение педагогических исследований, проявление педагогического творчества, организация исследовательской и творческой деятельности обучаемых

Эстети- ческая Через программные инструменты, позволяющие представить эстетическую сторону образовательного контента Выявление и реализация требований к эстетическому представлению образовательного контента

Продолжение табл. 1

Функции ИОС Средства и способы реализации функций ИОС Способы профессиональной социализации педагога посредством ИОС

Диагности- ческая Через инструменты для диагностики результатов профессионального обучения и профессионального воспитания Применение электронных диагностических инструментов

Имиджевая Через имидж-контент, представленный широкой общественности Готовность формировать имидж-контент образовательной организации

На современном этапе развития системы СПО Челябинской области для наполнения контента ИОС ОО СПО применяются соответствующие

программно-технические компоненты и ресурсы: корпоративные

информационные системы, включающие подсистему управления и подсистему «Образовательный портал» с дистанционным доступом, электронные журналы оценок обучающихся; электронный каталог и электронные информационные

ресурсы библиотеки; официальный и студенческий сайты, официальные страницы в социальных сетях; образовательные ресурсы сети Интернет и т.д.

Что касается информационно-образовательной среды в целом, то можно говорить о большей или меньшей ее развитости, которая зависит от такого параметра как «уровень информатизации» образовательной организации. Опираясь на уровни информатизации образовательного учреждения, предложенные А.Ю. Уваровым [9], мы выделили следующие основные уровни развития ИОС СПО: уровень формирования и становления ИОС, уровень качественных изменений (трансформации) в ИОС, уровень системного функционирования ИОС.

Представленные выше функции, программно-технические компоненты и уровни развитости ИОС СПО позволяют уточнить содержание квалификационной, технологической и производственной практик студентов направления «Профессиональное обучение» и, соответственно, корректировать образовательные программы.

Библиографический список

1. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с.

2. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений [Текст] / Г. Ю. Беляев. М.: ИЦКПС, 2000. - 115 с.

3. Захарова, И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.Г. Захарова. - Тюмень: ГОУ ВПО «ТГУ», 2003. - 45 с.

4. Зенкина, С.В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты: Монография [Текст]/ С.В. Зен-кина. - М.: Просвещение, 2007. - 80 с.

5. Коротенков, Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы [Текст] / Ю.Г. Коротенков. - М.: Академия АйТи, 2011. - 152 с.

6. Митина Л.М. Профессиональная социализация личности [Текст] / Л.М. Митина, Р.Л. Кричевский // Проблемы профессиональной социализации личности / под ред. Л.М. Митиной. - Кемерово, 1996. - 249 с.

7. Скибицкий, Э.Г. Информационно-образовательная среда вуза: цель или средство в обеспечении качества образования? - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/06_2009/06.pdf

8. Ступина, В.С. Актуализация профессионально-личностного потенциала обучающихся с применением информационно-коммуникационных технологий: учеб. -метод. пособие [Текст] / В.С.Ступина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 95 с.

9. Уваров, А. Ю. О построении модели процесса информатизации школы [Текст] / А. Ю. Уваров, Г. М. Водопьян. - М.: Издатель, 2006. - 424 с.

Bibliography

1. Bezrukova, V. S. Fundamentals of Spiritual Culture (Teachers' Encyclopedic Dictionary ) [Text] / V. S. Bezrukova. - Ekaterinburg: Business book, 2000. - 937 p.

2. Belyaev, G. Yu. Pedagogic Characteristics of The Educational Environment in Different Types of Educational Institutions [Text] / G. Yu. Belyaev. M: ICKPS, 2000. - 115 p.

3. Zakharova, I.G. Development of Information Educational Environment of a Higher Educational Institution [Text]: Synopsis of Dis. ... Dr. PED. Sciences / I.G. Zakharova. - Tyumen: GOU VPO «TSU», 2003. - 45 р.

4. Zenkina, S.V. Information and Communication Environment, Focused on the New Educational Results: Monograph [Text]/ S. Zenkina. - M: Education, 2007. -80 p.

5. Korotenkov, Yu.G. Information Educational Environment of the Primary School [Text] / Yu.G. Korotenkov, - M: IT Academy, 2011. - 152 p.

6. Mitina L.M. Professional socialization of the Personality [Text] / L.M. Mitina, R.L. Krichevsky // Problems of Professional Socialization of the Personality / Ed. by L.M. Mitina. - Kemerovo, 1996. - 249 p.

7. Skibitski, E.G. The Information-Educational Environment of the University: The purpose or Tool in Providing a Quality Education? - [Electronic resource]. -Mode of access: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/06_2009/06 .pdf

8. Stupina, V.S. Actualization of Professional and Personal Potential of Students with the Use of Information and Communication Technologies: methodical manual/ V.S. Stupina. - Chelyabinsk: CSPU, 2012. - 152 p.

9. Uvarov, A. Yu. About Building a Model of the Process of Informatization of School [Text] / A. Yu. Uvarov, G. M. Vodopyan. - M: Publisher, 2006. - 424 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.