Научная статья на тему 'Взаимодействие субъектов образовательной среды как условие формирования социальной уверенности современных школьников'

Взаимодействие субъектов образовательной среды как условие формирования социальной уверенности современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1779
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENT / EDUCATION ENVIRONMENT / SUBJECTS OF EDUCATION ENVIRONMENT / SOCIAL CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Молостова Наталья Юрьевна

В статье рассматривается образовательная среда как система взаимодействия включенных в нее субъектов, являющаяся условием формирования социальной уверенности современных школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Молостова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT SUBJECTS AS CONDITION OF FORMATION OF SOCIAL CONFIDENCE OF MODERN PRIMARY SCHOOLCHILDREN

The article deals with educational environment as a system interaction of all the involved subjects which is a necessary condition of formation of social confidence among modern school children.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие субъектов образовательной среды как условие формирования социальной уверенности современных школьников»

УДК 159.9

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2013 Е.А.Сорокоумова. Н.Ю.Молостова

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Статья потупила в редакцию 16.05.2013

В статье рассматривается образовательная среда как система взаимодействия включенных в нее субъектов,

являющаяся условием формирования социальной уверенности современных школьников.

Ключевые слова: среда, образовательная среда, социальная уверенность, субъект образовательной среды.

На личностное и социальное развитие каждого человека большое влияние оказывает систематическое образование в учебных заведениях, условия педагогического процесса, та среда, находясь в которой он взаимодействует с преподавателями, сверстниками, предметным миром, включаясь в различные виды деятельности. На протяжении всей жизни образование является социальным институтом, как одним из социальных подструктур общества. Современное образовательное учреждение требует создание условий, включающих в себя обучение, воспитание и развитие личности, направленных на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и практической деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.

Перечисленные требования подводят к необходимости создания в учебных заведениях образовательной среды, способствующей удовлетворению вышеперечисленных требований. Образовательная среда стала предметом обсуждения в государственных учреждениях, научных центрах, объединениях, вузах, общественных организациях нашей страны (С.К.Бондырева, С.И.Иванилова, В.В.Рубцов, В.И.Панов, И.М.Слободчиков, Б.Д.Эльконин, В.А.Ясвин и другие), так и в зарубежной психологии (А.Бандура, К.Левин, К.Роджерс и др.).

Современное учебное заведение представляет собой сложный организм с большим количеством субъект-объектных, субъект-субъектных, связей разного уровня и характера, где важную

Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии. E-mail: CEA51 @mail. ru

Молостова Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: nat. molostova@yandex. ru

группу отношений составляют отношения между учащимися и педагогами, между педагогами, между сверстниками. В основе социальной ситуации развития большинством авторов образовательная среда рассматривается и как социокультурное пространство, и как система необходимых и важных для индивида социальных групп и отношений, определяющих для него установки поведения в обществе, нормы, ценности, идеалы (В.И.Слободчиков, Д.И.Фельд-штейн, Д.Б.Эльконин, и др.).

Основой саморазвития в взаимодействии со средой выступает индивидуальный опыт ребенка: он является источником убеждений, определяющий личностный рост, в нем выражена целостность личности в ее специфической несхожести с другими. Личностный опыт школьника «всецело и без всякого остатка определяется социальной средой... И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду... Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды»1.

По мнению Д.И.Фельдштейна существует два принципа в становлении личности, две стороны единого процесса - развитие личности в ходе присвоения ею социального опыта (среды) и развитие как индивидуальное раскрытие своего «Я», своей индивидуальности. Это позволяет предположить, что формирование психологических особенностей школьника в образовательной среде должно строиться только на отношении к ребенку как к субъекту, на основе построения субъект-субъектных отношений.

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: 1991.

Освоение ребенком индивидуального социального опыта представляет собой единство и противоречие индивидуализации и социализации. Д.И.Фельдштейн связывает становление личности с активной социализацией в участии в социальных отношениях. «...Главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрпощенности, инициативности.»2. В нашем исследовании одним из критериев социализированности личности, ее социальной зрелости выступает социальная уверен-ность3.

Нам импонирует точка зрения К.А.Абуль-хановой-Славской4, становление личности субъектом деятельности происходит как в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, так и в организации своей активности. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности учащегося как субъекта учебной деятельности и выявляют личностный способ регуляции его деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления.

Образовательная среда представляет совокупность возможностей успешного присвоения социального опыта взаимодействия школьника с субъектами образовательной среды. Под субъектами образовательной среды мы понимаем представителей социальных групп, которые задают учащемуся ценности, нормы, идеалы, установки, критерии, с постоянно расширяющимся радиусом взаимодействия со значимыми другими, в которые он включается по мере своего развития.

Одним из субъектов образовательной среды, с которым устанавливается взаимодействие учащегося, как субъекта образовательного процесса, является педагог. Педагог выступает как носитель новых способов действий, ориентаций в окружающем мире, социальных норм поведения. Взаимодействуя с педагогом, учащийся встречается с необходимостью освоения им новых способов предметных действий и социального поведения, в процессе которого во взаимодействии с педагогом меняется его внутреннее от-

2 Фелъдштейн Д.И. Психология взросления: стуктур-но-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: 1999.

3 Молостова Н.Ю. Общие подходы к изучению социальной уверенности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях // Инициативы XXI века. - 2013. - № 1. - С.68 - 70.

4 Абулъханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избран. психологические труды / Гл. ред. Д.И.Фельдштейн. - М.; Воронеж: 1999.

ношение к другим людям и к себе, определяя социальную уверенность (неуверенность в себе).

В соответствии с диалогово-деятельностной концепцией А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, отражающей в большей степени субъект-субъектный подход, основанной на гуманистической теории А.Г.Маслоу и К.Р.Роджерса, процесс образования есть взаимодействие, постоянное сотрудничество учителя и ученика на основе их безопасного диалога (обмена мыслями, информацией, эмоциями и т.п. - общения), взаимного доверия и совместной деятельности.

Важной задачей педагога на этапе современного образования является создание условий не только для овладения в процессе обучения развивающейся личностью проблемно-методологической стратегией познавательной активности, но и для самоосуществления ее во всей полноте «земной человеческой меры» по отношению к другой личности как субъекту и индивидуальности (И.А.Колесникова, А.В.Петровский и др.).

Особенность общения учащегося с педагогом состоит в том, что в процессе учебной деятельности он осваивает специфику межличностных взаимоотношений. Определяющими для личностного и социального развития являются субъект-субъектные отношения. Позиция учащегося по отношению к педагогу может меняться. В субъект-объектных отношениях учащийся познает формы учебной деятельности, многообразие предметного мира, способы его познания. Овладение этих форм способствует в последствии развертыванию субъект-субъектных отношений с педагогом в межличностных взаимоотношениях с целью усвоения учащимся норм и установок социального взаимодействия, эмоционального общения, признания со стороны педагога, его оценки, формирования социальной уверенности

Вторым субъектом образовательной среды, обеспечивающим становление свойств личности ребенка как субъекта учебной и других видов деятельности является сверстник, включенный в коммуникативную среду взаимодействия с другими детьми: в процессе учебной деятельности и межличностном взаимодействии. Детское сообщество выполняет несколько важных функций для личностного развития ребенка: 1) взаимодействие со сверстниками представляет ребенку особое психологическое пространство развития; 2) внутри этого пространства ребенок обретает социальные способы взаимодействия в группе равных себе; 3) оно охраняет его от неблагоприятного вмешательства взрослых, предоставляет «экспериментальную площадку» для опробования себя, уточнения границ своих возможностей, задавая «зону бли-

жайшего развития»; 4) внутри детского сообщества происходит обучение и воспитание ребенка, усвоение им групповых норм и правил поведения, формирование его представлений о себе как о личности5.

В процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует представления о себе, оценивает себя. Сверстники становятся носителями - ценностей, параметров оценок и самооценок, норм поведения в детском сообществе. Освоение детьми социального опыта в межличностном взаимодействии со сверстниками, овладение различными стратегиями поведения представляет собой необходимое условие для самопознания, что в свою очередь является основой развития субъектов обучения в целом (Е.А.Со-рокоумова)6 и формирования у школьников социальной уверенности.

Говоря об образовательной среде нельзя не коснуться взаимодействия семьи с субъектом обучения и с другими субъектами образовательной среды. На современном этапе развития общества семья находится в ситуации, отражающей динамику межличностных отношений, обусловленную спецификой семейных ролей. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентаций вызвала плюрализм моделей социализации. Стратегия воспитания подрастающего поколения определяется представлениями родителей в каждой конкретной семье о целях воспитания. В семейной педагогике происходит смешение постоянно появляющихся инноваций в сфере образования на сохранившиеся традиционные подходы, методы народной педагогики. Соотнося требования общества, школы, модернизируется содержание основных компонентов образовательной среды. Деятельностный компонент образует пространство (совокупность) различных видов деятельности, реализуемых в условиях семьи и изменяющихся на протяжении семейного цикла жизни. Компетенции, сформировавшиеся в процессе познавательной деятельности, обеспечивают развитие личностных качеств человека. Семья обеспечивает условия для эффективности личностного саморазвития, развивает способность быть субъектом учебной деятельности. Семья создает условия для реализации социального компонента, благодаря которому обра-

5 Леонтьев А.Н. К истории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. - М.: 1972.

6 Сорокоумова Е.А. Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения // Природа человеческой зависимости: Клинико-психо-логический взгляд: Монография. - Курск: 2012. - С. 159 - 206.

зуется пространство межличностного взаимодействия в непосредственной форме, при которой родительское воздействие и родительско-детское взаимодействие имеют направленность на создание системы безопасности ребёнка и его благополучие. Семья, родители, включаясь в образовательный процесс, становятся субъектом образовательной среды, создают условия для развития у личности способности быть субъектом процесса своего социального развития посредством интенсивного влияния информационно-коммуникативных технологий и многофакторности интеракций. Овладение коммуникативными способами и стратегиями межличностного взаимодействия даёт возможность личности развиваться в наиболее благоприятном направлении в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Механизмы и условия формирования социальной уверенности в условиях взаимодействия в семье в исследованиях понимаются двояко: как реакция на воздействие со стороны родителей и как результат усвоения детьми демонстрируемых родителями образцов их самоотношения и привычных паттернов социального поведения и способов установления контактов с окружающим миром.

В последнее время в обществе стремительно развиваются социально-коммуникативные технологии, средства массовой информации, которые по праву могут называться всепроникающим компонентом действительности, так как проникают во все без исключения сферы общественной жизни. Исходя их вышесказанного, еще одним субъектом образовательной среды мы рассматриваем социально-коммуникативные технологии, средства массовой информации. Современные условия обусловливают необходимость создания определенной образовательной реальности - построения новой современной модели образовательного пространства.

В современной образовательной среде средства массовой информации непрерывно поставляют дополнительную учебную информацию в качестве содержательной составляющей учебного процесса, а также значительно расширяют картину мира учащихся. Они не только способствуют обеспечению субъектов образовательного процесса дополнительными сведениями, а также способны значительно повлиять на процесс адаптации личности к определенным социальным и экономическим условиям. Использование средств массовой информации в воспитательном процессе школы позволяет повысить результат деятельности педагогов с точки зрения успешной социализации субъектов обучения в поликультурной среде образовательной среды.

Отдельным субъектом взаимодействия в полисубъектной среде образования может рассматриваться дополнительное образование в рамках школьных воспитательных систем. Основанием для создания вариативных моделей на основе объединения основных и дополнительных образовательных программ является инструктивно - методическое письмо Министерства образования Российской Федерации «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях» от 11.06.2002 № 3051-433/16. В представленном документе дополнительное образование рассматривается как самоценное образование, которое нельзя отождествлять с внеурочной (внеклассной) работой в структуре образовательной среды школы.

Особая психолого-педагогическая ценность этого взаимодействия заключается в его субъект-субъектном характере, а также в направленности на развитие дополнительной мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; создание условий для социального, культурного и дальнейшего профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур, носят практико-ориен-

тированный, деятельностный характер. Внеурочная деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей в установлении межличностных отношений, в содержательном досуге, в самоуправлении, участии в общественно полезной деятельности.

Говоря об образовательной среде, мы имеем ввиду влияние условий образования на обучающегося (точно так же, как и влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс). Обратное влияние, по существу, задает гуманитарную направленность образовательной среды через включение значимых для учащихся знаний и использование комфортных условий обучения.

В процессе взаимной коммуникации предполагается не просто присутствие обучающегося в образовательной среде, а активное взаимовлияние, субъект-субъектное взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае с обучающимся). Взаимодействие субъектов образовательного процесса создают условия обеспечивающих формирование социальной уверенности учащегося как субъекта социального взаимодействия в условиях образовательной среды.

INTERACTION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT SUBJECTS AS CONDITION OF FORMATION OF SOCIAL CONFIDENCE OF MODERN PRIMARY

SCHOOLCHILDREN

© 2013 E.A.Sorokoumova, N.Yu.Molostova"

Sholokhov Moscow State University for the Humanities Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The article deals with educational environment as a system interaction of all the involved subjects which is a necessary condition of formation of social confidence among modern school children. Key words: environment, education environment, subjects of education environment, social confidence.

Elena Aleksandrovna Sorokoumova, Doctor in Psychology, Professor, chair of social and pedagogical psychology, faculty of psychology. E-mail: CEA51 @mail. ru

Natalya Yurievna Molostova, Candidate of psychological sciences, associate professor, department of pedagogics and psychology. E-mail: nat. molostova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.