Н.Ю. Молостова
Роль условий образовательной среды в формировании социальной уверенности младших школьников
В статье рассматриваются условия формирования социальной уверенности младших школьников в образовательной среде. Автор определяет специфику процесса направленного взаимодействия младшего школьника в системах «учитель - ребенок», «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок», определяющего закономерные изменения в индивидуально-личностных свойствах субъекта обучения, формирование у него основных компонентов социальной уверенности.
Ключевые слова: социальная уверенность, условия образовательной среды, субъект-субъектное взаимодействие, субъект обучения.
На личностное и социальное развитие каждого человека большое влияние оказывает систематическое образование в учебных заведениях, условия педагогического процесса, находясь в которых он взаимодействует с преподавателями, сверстниками, предметным миром, включаясь в различные виды деятельности.
Изучая категорию социальной уверенности, мы рассматриваем каче- к ство и содержание взаимоотношений человека с окружающим миром, с | о другими людьми, с самим собой. Подходя к анализу возможности фор- | § мирования социальной уверенности современного младшего школьника с ^ как личностного феномена, важно опираться на определенные основополагающие категории, раскрывающие суть этого явления. С точки зрения обозначенной темы к таким категориям можно отнести: среда, образовательная среда, условие образовательной среды.
Совокупность взятых условий объединяется понятием «среда». В психолого-педагогическом контексте часто применяются понятия: социальная среда, среда развития, образовательная среда, воспитательная среда, учебная среда. С точки зрения определения условий среда характеризует совокупность условий и особенности их отражения: избирательное отношение к определенным ценностным ориентирам, предпочтениям, организации занятий и т.п.
Различные среды включают в себя особые условия по организации деятельности. Социальная среда обеспечивает включение человека в окружающие общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности. Образовательная среда образует собой совокупность социальных, культурных, а также специально-организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которой с индивидом происходит становление личности и ее мировосприятия [6].
Среда как совокупность условий обеспечивает и возможность формирования социальной среды. В нашем случае, опираясь на критерии социальной уверенности, мы рассматриваем возможность влияния условий образовательной среды на развитие представлений о себе как целостного образа Я, некоторых социально-психологических качеств, личностных свойств, определяющих формирование самоотношения и механизмов саморегуляции, социально коммуникативных умений и навыков и мотивации, посредством которых в учебной и других видах деятельности проявляется социальная уверенность младшего школьника.
Определенные условия создают возможность формирования и развития тех или иных феноменов. Говоря о социальной уверенности, мы имеем в виду направленное моделирование условий, определяющих формирование компонентов социальной уверенности и понимания их действия на трех уровнях социума. Таковыми являются:
• микросоциум - семья, ближайшее окружение;
• мезосоциум - образовательная среда (образовательное пространство);
• макросоциум - системы образования и общего социального развития общества; уровень развития науки; возможность доступа к мировым достижениям науки и культуры.
Последнее включает в себя образовательную стратегию и признание формирования социальной уверенности в условиях образовательной среды как одного из приоритетных направлений в современном образовании, имеющего целью развитие социально адаптированной личности, способной к самореализации. Мы опираемся на положение Д.И. Фельдштейна: «...Главным критерием социализированное™ личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности...» [7].
На уровне образовательной среды влияние условий может обеспечиваться разработкой и реализацией концепции образовательного учреждения в процессе направленного взаимодействия младшего школьника в системах «учитель - ребенок», «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок», направленного на закономерные изменения в индивидуально-личностных свойствах, качественно новое состояние субъекта. Целенаправленное создание условий призвано определять направленность личностного развития учащегося в условиях образовательной среды.
Однако для проектирования условий формирования социальной уверенности в образовательной среде школы нам необходимо понимание феномена социальная уверенность, более детальное раскрытие основных характеристик, определяющих ее содержание.
Мы рассматриваем социальную уверенность по своей структуре как многокомпонентное, комплексное социально обусловленное личностное образование, формирующееся во взаимодействии с окружающими людьми и собственной деятельности в процессе усвоения индивидом представлений о себе, критериев, форм, видов оценок, способов социального поведения и его регуляции, обеспечивающее самореализацию личности (познание и самоутверждение своих возможностей) и успешную социальную адаптацию в обществе с оптимальным достижением поставленных целей [3].
Опираясь на вышеприведенное определение, мы рассматриваем необходимые условия для формирования каждого компонента социальной уверенности современного младшего школьника в образовательной среде школы (таблица 1).
Таблица 1
Условия формирования социальной уверенности в образовательной среде
Условия формирования социальной уверенности
Признаки формирования социальной уверенности, индивидуально-личностные свойства (благополучия)
Признаки несформированности социальной уверенности (неблагополучия)
Образовательная среда как совокупность условий. Организация экологического жизненного пространства, социально обогащенного учебного содержания, реализация принципа субъ-ектности. Личностно-ори-ентированная направленность взаимодействия в системах «учитель - ребенок», «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок», гуманистического стиля педагогического взаимодействия с ребенком. Позитивный эмоциональный фон общения (формирование социально-педагогической компетенции у педагогов и психологической компетенции родителей).
Соответствие методов, методик и технологии работы с детьми уровню их возрастного и социального развития, индивидуальным особенностям.
Наличие основных критериев социальной уверенности. Проявление основных характеристик, определяющих ее содержание в учебной деятельности как в ведущей и других видах деятельности.
Низкий уровень критериев социальной уверенности. Низкий уровень или отсутствие проявлений, соответствующих характеристикам, определяющих ее содержание в учебной деятельности как в ведущей и других видах деятельности. Отсутствие позитивного социального опыта, освоения детьми в процессе взаимодействия в системах «учитель - ребенок», «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок» в учебной деятельности как в ведущей и других видах деятельности.
В формировании когнитивного компонента. Ценностное отношение к индивидуальности ребенка. Личностно-ориентирован-ный подход к использованию приемов в сопровождении развития самосознания детей. Преодоление стереотипов в самовосприятии. Практические методы, способствующие освоению опыта осознания своего сходства и различия с другими, своих предпочтений и достижений, ощущений, мыслей, возможностей и т.д.
Развитие самосознания: физического Я (идентификация с полом, именем, возрастом, внешностью), психического Я (идентификация с психическими качествами, чертами характера и отношение к ним), социального Я (идентификация с выполнением социальных ролей -в семье, среде сверстников, роли школьника). Проявление индивидуальности в ведущей и других видах деятельности, социальных отношениях.
Недостаточный уровень представлений о себе и своем ближайшем окружении (базовых знаний о схеме своего тела, психических качествах, соотнесением себя с социальными ролями). Трудности, возникающие в ситуациях, связанных с самопрезентацией, знакомством.
Недостаточная самореализация, проявляющаяся в поведении, учебе, социальных отношениях.
Таблица 1. Продолжение
Условия формирования социальной уверенности Признаки формирования социальной уверенности, индивидуально-личностные свойства (благополучия) Признаки несформированности социальной уверенности (неблагополучия)
В формировании регулятив-но-оценочного компонента Условия личностного развития. Формирование адекватной позитивной самооценки и способности к адекватной оценке своих возможностей, достижений. Формирование позитивного отношения к различным эмоциональным состояниям. Организация субъектной активности ребенка в деятельности. Формирование механизмов осознанной саморегуляции своего поведения на основе интереса к себе, к окружающим и социуму. Развитие личностных черт. Успешность социализации. Способность к самоанализу, появление рефлексивных процессов. Адекватная позитивная самооценка себя и своих возможностей, формирование субъектной позиции в процессе развития учебной деятельности (познавательная и социальная самостоятельность). Наличие адаптивных возможностей в ситуациях построения социальных отношений. Потребность в соблюдении норм в социальных взаимоотношениях. Адекватный уровень притязаний в достижениях низкой мотивации к деятельности с учетом индивидуальных возможностей и особенностей развития. Инициатива, самостоятельность в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности. Заниженная или неадекватно завышенная самооценка. Отсутствие потребности личных достижений. Низкий уровень адаптивных возможностей в ситуациях построения социальных отношений. Формирование эмоциональных барьеров, сдерживающих личностное развитие. Низкая мотивация к деятельности. Несоблюдение норм и правил социального взаимодействия. Заниженный или завышенный уровень притязаний в учебной и других видах деятельности, высокая чувствительность к ситуациям неуспеха.
В формировании коммуни-кативно-деятельностного компонента Реализация принципа активности. Включение в образовательную программу социально-активных и практические методов обучения. Задания на формирование социально-коммуникативных умений. Формирование детского коллектива как общей структуры. Устойчивый интерес к сверстнику и взрослому. Умение устанавливать контакты. Проявление умения применения различных стратегий поведения в ситуациях общения (сотрудничество, компромисс, лидерство и т.д.). Проявление индивидуальности в коммуникативных ситуациях. Понимание потребностей и чувств других. Избирательность или низкий уровень коммуникативных умений в установлении социальных контактов. Отсутствие эмпатии, желания оказать помощь, умения принимать ее. В личностных отношениях установка применение таких стратегий поведения, как конформизм, агрессия, конкуренция или отказ от общения.
Таблица 1. Окончание
Условия формирования социальной уверенности Признаки формирования социальной уверенности, индивидуально-личностные свойства (благополучия) Признаки несформированности социальной уверенности (неблагополучия)
Формирование социально-педагогической компетенции у педагогов в системе профессионального общения (семинары-практикумы), постоянно действующее психологическое обучение родителей через школы-семинары и консультирование. Осуществление учебного сотрудничества посредством деловых мотивов.
В формировании мотиваци-онного компонента. Направленность на созидательную деятельность со сверстниками и взрослыми. Мотивация достижения. Преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания неудач. Настойчивость при достижении результата. Направленность на сотрудничество. Низкий интерес к взаимодействию со сверстниками и со взрослым. Установка на конкуренцию, достижения «любой ценой». Деструкция личностных отношений. Преобладание мотива избегания неудач в деятельности и в общении. Направленность на индивидуальную деятельность, исключающую сотрудничество.
В процессе взаимной коммуникации предполагается не просто присутствие обучающегося в образовательной среде, а активное взаимовлияние, субъект-субъектное взаимодействие с ним всех субъектов образовательной среды. Последние рассматриваются нами в качестве представителей социальных групп, задающих учащемуся нормы поведения, ценности, установки идеалы, критерии, с постоянно меняющимся радиусом взаимодействия с другими субъектами, в которые он включается по мере своего личностного развития.
Определяющим условием формирования социальной уверенности учащегося в образовательной среде является освоение им индивидуального социального опыта субъекта обучения во взаимодействии с окружающими в процессе учебной деятельности. Образовательная среда представляет собой совокупность условий и возможностей для успешного освоения социального опыта в процессе взаимодействия школьника с субъектами образовательной среды. По определению К.А. Абульхановой-Слав-ской, Л.И. Божович, Е.А. Сорокоумовой и др., для успешного освоения
2 6 социального опыта и_ необходимым „ его активность,
| | включенность в деятельность [1-4]. Таким образом, школьник, включа-| § ясь в социальные взаимоотношения в учебной и других видах деятель-к ™ ности, организованные с учетом вышеуказанных условии, проявляется о | как субъект этой деятельности в поведении, в саморегуляции, которые ^ ^ обеспечивают: актуализацию психических возможностей, компенсацию ° недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности.
Представленные выше условия рассматриваются нами как необходимые и определяющие в процессе формирования социальной уверенности учащегося как субъекта социального взаимодействия в условиях образовательной среды.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 15-18.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Молостова Н.Ю. Общие подходы к изучению социальной уверенности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях // Инициативы XXI века. 2013. № 1. С. 68 - 70.
4. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю. Взаимодействие субъектов образовательной среды как условие формирования социальной уверенности современных школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2. С. 409-412.
5. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения // Природа человеческой зависимости: клинико-психоло-гический взгляд. Курск, 2012. С. 159-206.
6. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. № 3. Т. 3. С. 133-136.
7. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: стуктурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999.