Научная статья на тему 'Образовательная среда вуза как педагогический феномен'

Образовательная среда вуза как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ФУНКЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горовая Валерия Ивановна, Петрова Нина Федоровна

В статье излагаются подходы к определению понятий «среда» и «образовательная среда высшего учебного заведения»; образовательная среда представлена как педагогический феномен сложной природы. Рассмотрена классификация образовательных сред по различным основаниям, а также структура и функции образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article presents approaches to the definition of the environment and educational environment of a higher educational institution, the educational environment is presented as a pedagogical phenomenon of the complex nature. The classification of educational environments on various grounds as well as the structure and functions of the educational environment were considered.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда вуза как педагогический феномен»

УДК 378

В.И. Горовая ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

Н.Ф. Петрова КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье излагаются подходы к определению понятий «среда» и «образовательная среда высшего учебного заведения»; образовательная среда представлена как педагогический феномен сложной природы. Рассмотрена классификация образовательных сред по различным основаниям, а также структура и функции образовательной среды.

Ключевые слова: среда, образовательная среда вуза, структурные компоненты, функции, педагогический феномен.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

Annotation. The article presents approaches to the definition of the environment and educational environment of a higher educational institution, the educational environment is presented as a pedagogical phenomenon of the complex nature. The classification of educational environments on various grounds as well as the structure and functions of the educational environment were considered.

Keywords: environment, educational environment of the university, structural components, functions, pedagogical phenomenon.

В XXI в. в образовательной сфере на первый план выходит личностно-ориентированная парадигма, имеющая своей целью развитие потенциала личности и личностный рост. Приоритетами вузов становятся получение профессиональных знаний, умений и навыков на современном уровне, приобретение опыта самосовершенствования в избранной области и увеличение уровня компетентности, а также воспитание профессиональной направленности мышления, способностей и компетенций в условиях развития творческой личности.

Формирование личности специалиста происходит под воздействием не только образовательного процесса, но и определенной профессиональной среды, которая была признана рядом научных исследований одним из ведущих факторов развития личности. Несмотря на столь большую роль, многие вопросы, связанные с функциями и структурной организацией образовательной среды вуза, а также методологией и технологией применения средового подхода, остаются недостаточно разработанными.

Так как понятие «среда» является предметом изучения многих наук - философии, социологии, антропологии, психологии, педагогики идр., то оно может быть определено и классифицировано по-разному в зависимости от сферы исследований [3]. С чисто педагогической точки зрения данное понятие рассматривает Г.Ю. Беляев, который под образовательной средой понимает «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения, моделируемую педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» [2, с. 33]. Как педагогический феномен образовательная среда многокомпонентна и многофакторна, обладает сложной природой, служит источником ситуаций для профессионального и личностного роста, средством для самореализации выпускников в профессиональном плане, компонентом целостного механизма профессиональной социализации и пр.

А.И. Артюхиной [1] образовательные среды были классифицированы по нескольким основаниям (см. табл.):

Valeriya Gorovaya Nina Petrova

© Горовая В.И., Петрова Н.Ф., 2014

Таблица

Классификация подходов к определению образовательной среды

С точки зре- В зависимо- По количеству

ния понятий- сти от вида вовлеченных в На основании качественных

ного аппарата учебно- образователь- характеристик среды

воспитатель- ный процесс сту-

ного учреж- дентов

дения

Среда дидак- Среда дошко- Среда вуза, фа- А. На основании адаптивной функции:

тическая, ди- льного учреж- культета, курса, адаптивная образовательная среда;

дактическая дения, школы кафедры, группы адаптивная информационно-динамическая среда.

компьютерная, (гимназии, (на примере вуза) Б. На основании информационного компонента:

фольклорно- лицея), кол- информационная;

дидактическая; леджа, вуза информационно-образовательная среда вуза;

среда обучения информационно-педагогическая среда дистанционной

(учебная сре- научно-педагогической деятельности;

да) и ее вариа- культурно-информационная.

ции: информа- В. По степени вовлеченности в культуру:

ционно- воспитывающая;

обучающая, культуросообразная;

педагогиче- культуротворческая;

ская, социокультурная.

образователь- Г. Учитывая личностный компонент:

ная гуманная личностно ориентированная спортивная среда;

личностно развивающая (среда личностно ориентиро-

ванного обучения);

эстетическая развивающая;

среда развития и саморазвития личности;

среда становления нравственного опыта;

гуманитарно-развивающая среда технического вуза.

Д. Характеризуя профессионально-образовательную

функцию:

профессионально-образовательная;

культурно-образовательная;

профессионально-личностного саморазвития студентов

Что касается структуры образовательной среды вуза как целостного педагогического явления, учеными [1; 3; 4; 5] выделяются два подхода к ее рассмотрению: логический, при котором вычленяются различные компоненты, и экстралогический, при котором объектами внимания становятся такие категории, как атмосфера, дух и климат вуза. Целостность образовательной среды вуза обусловливается внутренним взаимодействием различных структурных и социальных элементов между собой и с окружающей средой, единой целью и общностью функционирования. В образовательной среде вуза можно выделить три уровня структурной организации.

1. Образовательная среда как динамическая целостность взаимодействующих пространственных отношений архитектурно-материальной, административной, учебно-методической, научной, эколого-гигиенической, социальной (гуманитарной), педагогической сред (см. рис.).

2. Образовательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу следующих компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда высшего учебного заведения.

3. Образовательная среда вуза как духовная общность, которая возникает при взаимодейст-вии субъектов образовательного процесса и способствует профессионально-личностному становле -нию будущего специалиста.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ ВУЗА

Архитектурно-материальный

(учебные здания и общежития, оборудование, аппаратура)

Администр ативный

(ректорат, деканаты, аспирантуры, докторантуры)

Учебно-методический

(кафедры, учебная часть, учебно-методический отдел, информационный центр)

Научный

(ученый совет вуза и факультетов, научная часть, библиотека, НИИ) ~ +

Эколого-гигиенический

(спортивные секции, спортзал, медпункт, лагерь, столовая)

*

Гуманитарный

(музеи вуза, кафедр, профком, многотиражная газета, студсовет, студклуб)

Рис. Компоненты структуры образовательной среды (по А.И. Артюхиной)

Образовательная среда реализует следующие функции:

1) адаптивную - обеспечение оптимальных условий для вхождения субъекта в образовательный процесс с учетом новых условий и целей деятельности, сводя к минимуму проявления кризисов;

2) социокультурную - передача и усвоение социальных и культурных норм от поколения к поколению, ориентация на вхождение человека в культуру;

3) интегративную - базируется на следующих тезисах: человек реагирует в большей степени на когнитивные представления об обстоятельствах; когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения; большая часть человеческих знаний когнитивно опосредована; мысли, чувства и формы поведения взаимосвязаны, что обеспечивает целостное отражение проявлений окружающей действительности;

4) профессионально-личностного развития - неотъемлемая категория личностно развивающей среды, преподавание в которой основано на гуманитарно-личностной парадигме.

Выделим критерии, позволяющие охарактеризовать образовательную среду вуза как личност-но-развивающую:

- образовательная среда всегда обращена к личности студента. Обладая определенной пластичностью и открытостью, образовательная среда вуза должна быть направлена на создание

условий для достижения основной стратегической цели - гармонизации воздействия на личность, что осуществляется через освоение и внедрение в обучение концепции и технологий личностно ориентированного образования, холодинамических методик;

- между постоянством образовательной среды и ее динамичностью (способностью преобразовываться) поддерживается определенный баланс;

- преобразования среды носят опережающий характер;

- образовательная среда максимально приближает или даже погружает в сферу профессиональной деятельности, причем включение в образовательную среду вуза среды медицинского учреждения воздействие на личность многократно усиливает;

- образовательная среда, воздействуя на личность, активизирует подсознательные процессы;

- субъекты образовательного процесса участвуют в развитии образовательной среды, причем в формирование такой доброжелательной, комфортной, личностно утверждающей среды вносят свой вклад не только преподаватели и студенты, но и вспомогательный технический персонал;

- регулярно осуществляются мониторинг любых негативных личностных проявлений в стенах вуза и за его пределами, их анализ и коррекция как на уровне психологического консульти-рования и педагогической поддержки, так и в плане создания оптимальных средовых условий для раскрытия личностного потенциала.

Таким образом, образовательная среда вуза отражает общие тенденции профессиональной и научной системы и в то же время проявляется и реализуется через взаимоотношения субъектов образовательного процесса, их непосредственное взаимодействие, являясь критерием качества и эффективности.

Библиографический список

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2007. - 40 с.

2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 157 с.

3. Егорова Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/nauka/vestnik-shgpi/vestnik-2013-No2/

4. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического уни-верситета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. - 24 с.

5. Полуйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.