УДК 378
В.И. Горовая ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА
Н.Ф. Петрова КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Аннотация. В статье излагаются подходы к определению понятий «среда» и «образовательная среда высшего учебного заведения»; образовательная среда представлена как педагогический феномен сложной природы. Рассмотрена классификация образовательных сред по различным основаниям, а также структура и функции образовательной среды.
Ключевые слова: среда, образовательная среда вуза, структурные компоненты, функции, педагогический феномен.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON
Annotation. The article presents approaches to the definition of the environment and educational environment of a higher educational institution, the educational environment is presented as a pedagogical phenomenon of the complex nature. The classification of educational environments on various grounds as well as the structure and functions of the educational environment were considered.
Keywords: environment, educational environment of the university, structural components, functions, pedagogical phenomenon.
В XXI в. в образовательной сфере на первый план выходит личностно-ориентированная парадигма, имеющая своей целью развитие потенциала личности и личностный рост. Приоритетами вузов становятся получение профессиональных знаний, умений и навыков на современном уровне, приобретение опыта самосовершенствования в избранной области и увеличение уровня компетентности, а также воспитание профессиональной направленности мышления, способностей и компетенций в условиях развития творческой личности.
Формирование личности специалиста происходит под воздействием не только образовательного процесса, но и определенной профессиональной среды, которая была признана рядом научных исследований одним из ведущих факторов развития личности. Несмотря на столь большую роль, многие вопросы, связанные с функциями и структурной организацией образовательной среды вуза, а также методологией и технологией применения средового подхода, остаются недостаточно разработанными.
Так как понятие «среда» является предметом изучения многих наук - философии, социологии, антропологии, психологии, педагогики идр., то оно может быть определено и классифицировано по-разному в зависимости от сферы исследований [3]. С чисто педагогической точки зрения данное понятие рассматривает Г.Ю. Беляев, который под образовательной средой понимает «учебно-воспитательную среду конкретного образовательного учреждения, моделируемую педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» [2, с. 33]. Как педагогический феномен образовательная среда многокомпонентна и многофакторна, обладает сложной природой, служит источником ситуаций для профессионального и личностного роста, средством для самореализации выпускников в профессиональном плане, компонентом целостного механизма профессиональной социализации и пр.
А.И. Артюхиной [1] образовательные среды были классифицированы по нескольким основаниям (см. табл.):
Valeriya Gorovaya Nina Petrova
© Горовая В.И., Петрова Н.Ф., 2014
Таблица
Классификация подходов к определению образовательной среды
С точки зре- В зависимо- По количеству
ния понятий- сти от вида вовлеченных в На основании качественных
ного аппарата учебно- образователь- характеристик среды
воспитатель- ный процесс сту-
ного учреж- дентов
дения
Среда дидак- Среда дошко- Среда вуза, фа- А. На основании адаптивной функции:
тическая, ди- льного учреж- культета, курса, адаптивная образовательная среда;
дактическая дения, школы кафедры, группы адаптивная информационно-динамическая среда.
компьютерная, (гимназии, (на примере вуза) Б. На основании информационного компонента:
фольклорно- лицея), кол- информационная;
дидактическая; леджа, вуза информационно-образовательная среда вуза;
среда обучения информационно-педагогическая среда дистанционной
(учебная сре- научно-педагогической деятельности;
да) и ее вариа- культурно-информационная.
ции: информа- В. По степени вовлеченности в культуру:
ционно- воспитывающая;
обучающая, культуросообразная;
педагогиче- культуротворческая;
ская, социокультурная.
образователь- Г. Учитывая личностный компонент:
ная гуманная личностно ориентированная спортивная среда;
личностно развивающая (среда личностно ориентиро-
ванного обучения);
эстетическая развивающая;
среда развития и саморазвития личности;
среда становления нравственного опыта;
гуманитарно-развивающая среда технического вуза.
Д. Характеризуя профессионально-образовательную
функцию:
профессионально-образовательная;
культурно-образовательная;
профессионально-личностного саморазвития студентов
Что касается структуры образовательной среды вуза как целостного педагогического явления, учеными [1; 3; 4; 5] выделяются два подхода к ее рассмотрению: логический, при котором вычленяются различные компоненты, и экстралогический, при котором объектами внимания становятся такие категории, как атмосфера, дух и климат вуза. Целостность образовательной среды вуза обусловливается внутренним взаимодействием различных структурных и социальных элементов между собой и с окружающей средой, единой целью и общностью функционирования. В образовательной среде вуза можно выделить три уровня структурной организации.
1. Образовательная среда как динамическая целостность взаимодействующих пространственных отношений архитектурно-материальной, административной, учебно-методической, научной, эколого-гигиенической, социальной (гуманитарной), педагогической сред (см. рис.).
2. Образовательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу следующих компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда высшего учебного заведения.
3. Образовательная среда вуза как духовная общность, которая возникает при взаимодейст-вии субъектов образовательного процесса и способствует профессионально-личностному становле -нию будущего специалиста.
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ ВУЗА
Архитектурно-материальный
(учебные здания и общежития, оборудование, аппаратура)
Администр ативный
(ректорат, деканаты, аспирантуры, докторантуры)
Учебно-методический
(кафедры, учебная часть, учебно-методический отдел, информационный центр)
Научный
(ученый совет вуза и факультетов, научная часть, библиотека, НИИ) ~ +
Эколого-гигиенический
(спортивные секции, спортзал, медпункт, лагерь, столовая)
*
Гуманитарный
(музеи вуза, кафедр, профком, многотиражная газета, студсовет, студклуб)
Рис. Компоненты структуры образовательной среды (по А.И. Артюхиной)
Образовательная среда реализует следующие функции:
1) адаптивную - обеспечение оптимальных условий для вхождения субъекта в образовательный процесс с учетом новых условий и целей деятельности, сводя к минимуму проявления кризисов;
2) социокультурную - передача и усвоение социальных и культурных норм от поколения к поколению, ориентация на вхождение человека в культуру;
3) интегративную - базируется на следующих тезисах: человек реагирует в большей степени на когнитивные представления об обстоятельствах; когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения; большая часть человеческих знаний когнитивно опосредована; мысли, чувства и формы поведения взаимосвязаны, что обеспечивает целостное отражение проявлений окружающей действительности;
4) профессионально-личностного развития - неотъемлемая категория личностно развивающей среды, преподавание в которой основано на гуманитарно-личностной парадигме.
Выделим критерии, позволяющие охарактеризовать образовательную среду вуза как личност-но-развивающую:
- образовательная среда всегда обращена к личности студента. Обладая определенной пластичностью и открытостью, образовательная среда вуза должна быть направлена на создание
условий для достижения основной стратегической цели - гармонизации воздействия на личность, что осуществляется через освоение и внедрение в обучение концепции и технологий личностно ориентированного образования, холодинамических методик;
- между постоянством образовательной среды и ее динамичностью (способностью преобразовываться) поддерживается определенный баланс;
- преобразования среды носят опережающий характер;
- образовательная среда максимально приближает или даже погружает в сферу профессиональной деятельности, причем включение в образовательную среду вуза среды медицинского учреждения воздействие на личность многократно усиливает;
- образовательная среда, воздействуя на личность, активизирует подсознательные процессы;
- субъекты образовательного процесса участвуют в развитии образовательной среды, причем в формирование такой доброжелательной, комфортной, личностно утверждающей среды вносят свой вклад не только преподаватели и студенты, но и вспомогательный технический персонал;
- регулярно осуществляются мониторинг любых негативных личностных проявлений в стенах вуза и за его пределами, их анализ и коррекция как на уровне психологического консульти-рования и педагогической поддержки, так и в плане создания оптимальных средовых условий для раскрытия личностного потенциала.
Таким образом, образовательная среда вуза отражает общие тенденции профессиональной и научной системы и в то же время проявляется и реализуется через взаимоотношения субъектов образовательного процесса, их непосредственное взаимодействие, являясь критерием качества и эффективности.
Библиографический список
1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2007. - 40 с.
2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 157 с.
3. Егорова Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/nauka/vestnik-shgpi/vestnik-2013-No2/
4. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического уни-верситета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. - 24 с.
5. Полуйкова С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 21 с.