Литература:
1. Апишева А.Ш. Психологическая безопасность преподавателей в образовательной среде высшего учебного заведения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №3. С. 48-51.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
3. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: Монография / Под научной редакцией И.А. Баевой и С.В. Тарасова -Санкт-Петербург, 2014 - 272 с.
4. Васильева И.И., Соколова Н.Л., Михеева Н.Ф. Некоторые тренды использования ИКТ в российских
научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (2012-2017) //
Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. С. 7-18
5. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация
точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289-303.
6. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003. № 5. С. 95.
7. Соколова Н.Л. Тематическая группа «Знакомство» в англоязычной культуре общения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2007. № 532. С. 218-227.
8. Соколова Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта // Научный диалог. 2018. № 9. С. 376-381.
9. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae. 2018. Т. 11. № 2. С. 265-274.
Педагогика
УДК 373.1
доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Соколова Александра Сергеевна
Московский государственный лингвистический университет (г. Москва)
МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ И КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Безопасность и комфортность образовательной среды являются взаимообусловленными параметрами, которые базируются на схожей природе и являются детерминантами психологического аспекта образовательной среды, обуславливая ее влияние на как на отдельную личность, так и на группы, являющиеся субъектами образовательной среды. Для развития безопасности и комфорта образовательной среды требуется определить, как образовательная среда влияет на личность и ее развитие, а так же, как личность обуславливает образовательную среду, ее специфику и состояние в рамках обучения в условиях высшего образования.
Ключевые слова: образовательная среда, комфортные условия, эффективность обучения, безопасность обучения.
Annotation. The safety and comfort of the educational environment are mutually agreed parameters that are based on a similar nature and are determinants of the psychological aspect of the educational environment, causing its influence on both the individual person and the groups that are subjects of the educational environment. To develop the safety and comfort of the educational environment, it is necessary to determine how the educational environment affects the personality and its development, as well as how the personality determines the educational environment, its specificity and state in the framework of education in higher education.
Keywords: educational environment, comfortable conditions, training efficiency, training safety.
Введение. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности [61. Важно отметить, что сущность образовательной среды заключается в том, что она сводится процессуально к взаимодействию ее подсистем (которые могут представлять собой локальные образовательные среды) через деятельность человека и созданию характерных для конкретного учебного учреждения или образовательной системы в целом устойчивых структур, которые с одной стороны оказывают влияние на субъекты образовательной среды, а с другой формируются ими же [21. Подобная тенденция в итоге приводит к тому, что развитие образовательной среды определяется как структурными изменениями, такими как изменения в концепциях, регулировании образования, так и личностными изменениями субъектов образовательного процесса, в частности установок педагогов и специфики развития обучающихся.
Поскольку, как уже отмечалось, на практике образовательная среда состоит из множества локальных образовательных сред, то в одном и том же образовательном учреждении могут сосуществовать локальные среды с различной модальностью, влияющие друг на друга. Поэтому для понимания сущности образовательной среды, и ее характеристик необходимо рассмотреть среду как общее понятие, а также экстраполировать базовые свойства сред на образовательную среду, в частности такие свойства как эмерджентность, иерархия структурных компонентов, возможность изменения состояния при воздействии или изменении условий и т.п. [3, 4]
Можно сделать вывод о том, что безопасность образовательной среды и ее комфорт являются структурными компонентами и индикаторами состояния образовательной среды, которые соотносятся с тем, как образовательная среда соотносится и влияет на психологическую безопасность и психологический комфорт как отдельного участника образовательного процесса, так и групп включенных в данный процесс. Данные параметры отражают характер и особенности взаимоотношений в рамках образовательного
пространства, поэтому всецело обусловлены управленческой системой образовательной организации, параметрами коммуникационной среды.
Изложение основного материала статьи. Проблематика образовательной среды и возможностей ее совершенствования связана с тем, как именно современная образовательная система видоизменяется на текущий момент времени. Образование, как один из важнейших социальных институтов, подвергается существенным изменениям, прежде всего в силу появления новых социально-философских парадигм. Это выражается в реализации новых технологических и методологических принципов и подходов, которые, в свою очередь, являются фундаментом для появления новых технологий, в первую очередь информационных и коммуникативных.
Рассмотрим взаимосвязь между появлением новых философских парадигм и данными технологиями более детально, на примере взаимосвязи философии антропоцентризма и коммуникационного подхода с коммуникативными технологиями в образовании. Для последовательного и детального раскрытия данной взаимосвязи, обратим внимание на сущность вышеназванных парадигм и их значение, для современного образования.
В первую очередь, в качестве философского фундамента современного образования стоит отметить гуманистическую философию К. Роджерса, поскольку именно данная концепция является основой для генезиса антропологического подхода, а также таких парадигм, как [5]:
- критико-эмансипаторская концепция В. Клафки,
- франкфуртская философия Ю. Хабермаса,
- идеи либертарной педагогики П. Фрейре, П. Макларена,
- современные постмодернистские тенденции в философии образования.
Это обусловлено тем, что идеи К. Роджерса позволили создать один из ключевых концептов, краеугольных камней, на котором базируется современная образовательная система - субьект-субьектное взаимодействие, как основа образовательного процесса, взаимоотношений педагога и ученика [7].
Данный концепт полностью видоизменил образовательную систему, прежде всего в области коммуникаций и взаимодействий ее основных субъектов и создал предпосылки для дальнейших преобразований, гуманизации образования, его демократизации, создания новых форм образовательной среды. Фактически полноценная реализация антропоцентрического подхода в образовании, а так генезис иных вышеназванных концепций, началась именно с гуманистических идей К. Роджерса. Так, например, постмодернистские тенденции в образовании, такие как инклюзивное образование, гендерное равноправие и т.п., базируются в своей первооснове именно на гуманистических направлениях философии.
Важно отметить, что реализация в педагогической практике ряда принципов гуманизма и антропоцентризма, изменила понимание коммуникационной среды в образовательном пространстве, тем самым дав толчок для развития новых философских и научных представлений о педагогическом взаимодействии, тем самым и породив современные коммуникативные технологии в образовании. Ярчайшим примером и аргументом в пользу вышесказанного тезиса служит сущность современного понимания педагогических коммуникаций, как взаимодействия субъектов и заинтересованных сторон, тем самым в современной коммуникационной парадигме прослеживаются черты антропоцентризма.
Далее обратим внимание на то, как современная коммуникационная теория, а также философия коммуникаций реализуется в контексте образования. Важно отметить, что одним из ключевых терминов современной коммуникационной концепции выступает дискурс, понятие характерной для постмодернистской философии, постулирующее равнозначность мнений и субъективность знания [8].
На практике это выражается в том, что коммуникации направлены не на какой-либо идеальный результат или эталон, а на раскрытие индивидуальности субъектов. С точки зрения Л.Л. Балакиной, данный тезис хоть и искажает в определенной степени просветительские идеологемы, согласуется с одной из важнейших функций образования - развивающей функцией, поскольку в результате подобных коммуникаций создается возможность раскрытия потенциала ученика, развития его личности [1]. Важно отметить так же и то, что коммуникации в подобном контексте оказывают существенное позитивное влияние на социализацию ученика, поскольку данный процесс высоко коррелирует с развитием личности [9]. Обозначив ключевой на наш взгляд аспект теории коммуникаций, применительно к проблематике данной статьи, перейдем непосредственно к анализе коммуникативных технологий в образовании.
Коммуникативные технологии - это прежде всего технологии, направленные оптимизацию взаимодействий между субъектами. В данном случае, часто под коммуникативными понимаются и информационные технологии, которые существенно увеличивают эффективность коммуникаций, интерактивные технологии - оптимизирующие передачу и восприятие информации. Часто данные технологии обозначаются как особая совокупность технологий - ИКТ, информационно-коммуникативные технологии, поскольку их сложно разграничить и анализировать в отрыве друг от друга на современном этапе, что объясняется высокой степенью их взаимопроникновения [7]. В образовании, которое, так или иначе, построено на взаимодействии коммуникативные технологии используются крайне широко, как в образовательном, так и управленческом процессах, процессах управления внутренними и внешними коммуникациями и т.п.
С прикладной точки зрения, оптимизация комфортности и безопасности образовательной среды определяется значимым показателем, уровнем социально-психологической адаптации критически значимых акторов к ней. Тем самым наиболее значимым является содействие социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе [8].
Социально-психологическая адаптация к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и нервозность, разрушающие самое главное и дорогое в жизни - здоровье студентов. Адаптация первых курсов на взгляд автора является наиболее значимым аспектом создания безопасной и комфортной образовательной среды ВУЗа, поскольку данная группа является наиболее уязвимой.
Экспериментальное исследование проводилось на базе кафедры «Педагогика, психология, право, история и философия» Мытищинского филиала ФГБ ОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» в 2019/2020 учебном году. В эксперименте приняли участие педагогический и студенческий коллектив факультета (бакалавриат), в целом количество участников - 55 человек (20 преподавателей и 35 студентов факультета). В исследовании
использовался диагностический подход к оценке эффективности образовательной среды, предложенный И.А. Баевой. В ходе данного исследования была разработана программа по организации безопасности и комфортности образовательной среды ВУЗа, которая базируется в том числе на цифровых технологиях, в частности - цифровом мониторинге ее реализации и использовании технологий дистанционного обучения.
Цель программы по организации безопасности и комфортности образовательной среды ВУЗа, прежде всего, сводится к созданию условий для успешной социально-психологической адаптации и повышению степени самоактуализации студентов первого курса. Программа подробно представлена в таблице 1.
Цель обусловлена тем, что данный контингент демонстрирует, с одной стороны, наибольшую подверженность негативному влиянию образовательной среды, а с другой стороны, показывает наименьшие показатели психологического комфорта и ощущения безопасности.
Именно поэтому основные усилия в ходе реализации программы направлены на работу со студентами 1 курса. Еще одним важным направлением деятельности является работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации их деятельности, повышения коммуникативной компетентности педагогов со стажем менее 3 лет, как значимой группы. Так же предполагается приведение мини-лекций об особенностях образовательной среды с управленческими кадрами факультета.
Тем самым, программа имеет направленность сразу на три стороны образовательного процесса -студентов, педагогов и управленческие кадры.
Задачи программы:
1. разработка и проведение психолого-коррекционных мероприятий с заявленными акторами;
2. формирование представлений о структуре учебного процесса, о внеучебной деятельности у студентов, развитие представлений педагогов и управленческих кадров о сущности образовательной среды;
3. развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в педагогическом, студенческом и управленческом коллективе;
4. развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе у всех факторов.
Таблица 1
Содержание занятий по программе «Организации психологически комфортной и безопасной
образовательной среды в вузе»
Содержание занятий Продолжительность проведения
Занятие 1 Знакомство с первокурсниками, описание цели, направленности занятий 20 мин
Занятие 2 1. Проведение первичной психодиагностики образовательной среды, акторов образовательного процесса. 1й срез. 30 мин
2. Мини-лекция об эффективном общении с педагогическим коллективом. 30 мин
3. Мини-лекция об управлении взаимодействиями с управленческим коллективом. 30 мин
4. Деловая игра со студентами-тема «Представление о будущей профессии». 40 мин
Занятие 3 1. Анализ результатов первичной психодиагностики, обсуждение со студентами. 30 мин
2. Тренинговое занятие со студентами с целью повышения сплоченности группы, проведение веревочного курса. 1 выходной день
3. Тренинговое занятие с педагогами «Эмоциональная нагрузка педагогического взаимодействия» 40 мин
4.Мини лекция с педагогами на тему « Сущность и структура образовательной среды ВУЗа». 30 мин
Занятие 4 1. Проведение промежуточной психодиагностики образовательной среды, акторов образовательного процесса. 2й срез. 40 мин
2. Ряд индивидуальных консультаций со студентами, с низким уровнем психологического комфорта и адаптации. 60 мин
3. Сюжетно-ролевая игра со студентами «Смена ролей». 30 мин
Занятие 5 1. Мини лекция с педагогами на тему « Обеспечение безопасности образовательной среды». 30 мин
2. Мини лекция с управленческим коллективом « Роль безопасности и комфорта образовательной среды для обеспечения качества образования». 30 мин
3. Круглый стол со студентами, на тему «Плюсы и минусы студенческой жизни». 60 мин
Занятие 6 1. Тренинг с педагогами на тему «Установление контакта в общении». 40 мин
2. Тренинг со студентами с целью повышения самооценки. 40 мин
3. Сюжетно-ролевая игра на тему «Как бы я организовал деятельность Вуза». 60 мин
Занятие 7 1. Ряд индивидуальных консультаций со студентами. 60 мин
2. Мини лекция для студентов «Тайм- менеджмент». 30 мин
З.Мини лекция для педагогов « Обеспечение образовательной среды» комфортности. 0 мин
4.Круглый стол со студентами на тему «Как реализовать себя». 60 мин
Занятие 8 1. Проведение психодиагностики среды, акторов процесса. 3й срез. промежуточной образовательной образовательного. 40 мин
2. Мини лекция со студентами на тему «Конфликт и способы его преодоления». 30 мин
3. Тренинг с педагогами сна тему « Уверенность в себе и эффективность общения». 45 мин
Занятие 9 1. Сюжетно-ролевая игра со студентами « Я - выпускник». 40 мин
2. Мини лекция со студентами на тему «Самообучение». 30 мин
Занятие 10 1. Ряд индивидуальных консультаций со студентами. 60 мин
2. Тренинг со студентами с целью повышения самооценки « Мотивы моих действий». 45 мин
3. Мини лекция с педагогами на тему «Алгоритмы оптимизации образовательной среды». 30 мин
4. Мини лекция с управленческими кадрами на тему « Мониторинг образовательной среды ВУЗа». 30 мин
Занятие 11 1. Ряд индивидуальных консультаций со студентами. 60 мин
2. Тренинг со студентами с целью повышения эффективности общения « Законы эффективного общения». 40 мин
3. Тренинг с педагогами с целью повышения эффективности взаимодействия «Восприятие собеседника». 40 мин
Занятие 12 1. Проведение заключительной психодиагностики образовательной среды, акторов образовательного процесса. 4й срез. 45 мин
2. Подведение итогом программы оптимизации. 20 мин
3. Консультации с управленческим и педагогическим коллективом на тему продолжения деятельности по оптимизации образовательной среды факультета. 60 мин
Со студентами, педагогическими и управленческими кадрами провидится ряд небольших по времени тренингов межличностного общения, ориентированных на повышение эффективности субьект-субьектного взаимодействия. Углубленное психокоррекционное воздействие проводится по необходимости со студентами - первокурсниками имеющими очень низкий уровень адаптации и психологического комфорта после проведения социально - психологической работы.
Со студентами, педагогическими и управленческими кадрами провидится ряд небольших по времени тренингов межличностного общения, ориентированных на повышение эффективности субьект-субьектного взаимодействия.
Оптимизация образовательной среды вуза, ее комфортности и безопасности за счет улучшения эффективности взаимодействия педагогического и управленческого коллектива как между собой, так и со студентами. Программа ориентирована на 12 занятий со студентами и 6 занятий с педагогическим и управленческим коллективом. Занятия проводятся в групповой, свободной форме, не более 90 минут, чтобы не перегружать образовательный процесс. Занятия проводятся в свободной форме.
Выводы. Программа организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды ВУЗа, направлена на развитие заявленных параметров, и работу со всеми значимыми субъектами образовательной среды, педагогами, студентами и администрацией. В программу включены тренинговые
занятия, мини-лекции и иные формы, призванные обеспечить эффективную организацию психологически комфортной и безопасной среды в ВУЗе для каждого субъекта образовательной среды.
Анализ результатов контрольного этапа исследования позволяет сделать вывод о высокой эффективности программы организации безопасности и комфортности образовательной среды ВУЗа, максимизации показателей комфортности и безопасности образовательной среды, относительно всех ее субъектов. Показатели безопасности и комфортности образовательной среды ВУЗа существенно возросли на контрольном этапе исследования. Отмечается более чем 25% рост показателей, каждый из индикаторов образовательной среды достиг диапазона значений «высокий».
Литература:
1. Асадуллин Р.М., Терегулов В.Ш. Предмет педагогики и педагогической антропологии - человек // Р.М. Асадуллин, В.Ш. Терегулов // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. №1. (13) С. 24-35.
2. Балакина Л.Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании: монография / Л.Л. Балакина. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. - 240 с.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
4. Васильева И.И., Соколова Н.Л., Михеева Н.Ф. Некоторые тренды использования ИКТ в российских научных исследованиях в области преподавания иностранных языков и перевода в ВУЗах (2012-2017) // Вопросы прикладной лингвистики. 2017. № 27. С. 7-18.
5. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения // Научный диалог. 2018. № 3. С. 289-303.
6. Соколова Н.Л. О компонентах значения единиц речевого этикета // Филологические науки. 2003. № 5. С. 95.
7. Соколова Н.Л. Тематическая группа «Знакомство» в англоязычной культуре общения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2007. № 532. С. 218-227.
8. Соколова Н.Л. Профессиональная эволюция школьного педагога на базе передового педагогического опыта // Научный диалог. 2018. № 9. С. 376-381.
9. Vasbieva D.G., Sokolova N.L., Masalimova A.R., Shinkaruk V.M., Kiva-Khamzina Y.L. EXPLORING THE EFL TEACHER'S ROLE IN A SMART LEARNING ENVIRONMENT - A REVIEW STUDY // XLinguae. 2018. Т. 11. № 2. С. 265-274.
Педагогика
УДК 373.1
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Соколова Александра Сергеевна
Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ
КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Современное университетское образование на текущий момент требует множества изменений, одним из которых является оптимизация самой образовательной среды ВУЗа, в частности системы руководства, в первую очередь на уровне личности руководителей ВУЗов и менеджеров образования, которые должны сочетать в себе одновременно качества педагогического работника, менеджера, психолога. Подобная необходимость объясняет повышенные требования к менеджменту образования, с одной стороны важным аспектом является компетентность менеджеров образования, с другой стороны - сама система взаимодействия менеджеров и субъектов образовательного пространства ВУЗа, только гармоничное сочетание данные аспектов позволяет ВУЗу функционировать на должном уровне.
Ключевые слова: коммуникации, коммуникационная среда, эффективность высшего образования, методические подходы, оптимизация.
Annotation. Modern university education currently requires many changes, one of which is the optimization of the educational environment of the university itself, in particular the management system, primarily at the personality level of university managers and educational managers, which should combine the qualities of a teacher, manager, psychologist. Such a need explains the increased requirements for education management, on the one hand, the competence of education managers is an important aspect, on the other hand, the very system of interaction between managers and subjects of the educational space of the university, only a harmonious combination of these aspects allows the university to function at the proper level.
Keywords: communication, communication environment, efficiency of higher education, methodological approaches, optimization.
Введение. Важнейшим элементом описываемой оптимизации является совершенствование коммуникационной среды ВУЗа, что обусловлено ее взаимосвязью как с компетентностью сотрудников, так и с самой системой их взаимодействия. Тем самым оптимизация коммуникационной среды дает возможность не только улучшить управленческие и коммуникационные процессы, но и способна оказать благотворное влияние на образовательное пространство ВУЗа в целом. Вышесказанное диктует необходимость оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса. С целью максимального раскрытия возможностей как сотрудников, так и руководства ВУЗа, максимизации эффективности взаимодействия всех субъектов образовательного пространства необходимо максимально оптимизировать коммуникационную среду. Прежде чем непосредственно рассматривать специфику оптимизации коммуникационной среды и программу данной оптимизации необходимо обратить внимание на ключевые методологические подходы к заявленной проблеме, каждый из которых по-своему определяет коммуникации, критерии их эффективности