Научная статья на тему 'Союзы и Ассоциации в системе управления сельским хозяйством'

Союзы и Ассоциации в системе управления сельским хозяйством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗЫ И АССОЦИАЦИИ АПК / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ / ПРИМЕРНЫЕ ПУНКТЫ УСТАВА АССОЦИАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ СОЮЗОВ АПК СУБЪЕКТОВ РФ / THE UNIONS AND AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX ASSOCIATIONS / A CONTROL SYSTEM OF AGRICULTURE / APPROXIMATE POINTS OF THE CHARTER OF ASSOCIATION OF THE BRANCH UNIONS / OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Б. А.

В статье рассматривается роль и функции союзов и ассоциаций в системе управления сельским хозяйством современной России. Союзы и ассоциации в системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Союзы и Ассоциации в системе управления сельским хозяйством»

Экономика

союзы и ассоциации в системе управления сельским хозяйством

б. а. Воронин,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой права, Уральская ГСХА

Ключевые слова: ^юзы и ассоциации АПК, система управления сельским хозяйством, примерные пункты устава Ассоциации отраслевых союзов АПК субъектов РФ.

Keywords: the Unions and agrarian and industrial complex associations, a control system of agriculture, approximate points of the charter of Association of the branch unions of agrarian and industrial complex of subjects of the Russian Federation.

Ш

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42

В условиях рыночной экономики получило свое развитие предпринимательство, в том числе и агробизнес. Это обстоятельство объективно оказало влияние на децентрализацию и либерализацию системы государственного управления сельским хозяйством.

Наряду с формированием корпоративного управления, в аграрном секторе экономики, после принятия части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.1995 г., и федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях», стали создаваться структуры в организационно-правовых формах некоммерческого партнерства и ассоциаций (союзов). Ассоциации (союзы) в аграрной сфере объединяют сельскохозяйственных товаропроизводителей, организации перерабатывающей промышленности и другие юридические лица, функционирующие в системе АПК.

Необходимо отметить, что и Гражданский кодекс РФ, и федеральный закон «О некоммерческих организациях» являются унифицированными законодательными актами, нормы которых регулируют отношения во всех сферах экономики и общественной жизни российского государства.

Что касается аграрной сферы, то в принятом 29.12.2006 г. федеральном законе №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в статье 16 определено участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики. Отсюда вытекают права и обязанности некоммерческих организаций в системе АПК. Согласно этому федеральному закону, формами участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики могут быть: участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ,национального доклада;

1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, национального доклада;

2) участие в обобщении и рассмотрении достижений науки и техники, российского и иностранного опыта в сфере развития сельского хозяйства;

3)предоставление необходимой информации для формирования и реали заци и государствен н ой аграрн ой политики;

4)выработка рекомендаций

www.m-avu.narod.ru

государственной аграрной политике;

5) иные формы участия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации созданы и функционируют союзы и ассоциации, образованные, в основном, по продуктовому признаку (Союз животноводов, Молочный союз и др.)

В отдельных субъектах РФ созданы также Ассоциации отраслевых союзов АПК. Анализ правоустанавливающих документов этих некоммерческих организаций показывает, что в ряде случаев Уставы требуют приведения их содержания в соответствие с современными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

По этой причине автором статьи предлагаются примерные пункты в Устав Ассоциации отраслевых союзов АПК субъекта РФ. Эти пункты, естественно, не касаются основополагающих норм, установленных федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Н е ко м м е рч е ска я о р га н и з а ци я

«Ассоциация отраслевых союзов (ассоциаций) АПК субъекта РФ», именуемая в дальнейшем «Ассоциация» или «Ассоциация отраслевых союзов (ассоциаций) АПК субъекта РФ», является добровольным объединением юридических лиц — отраслевых союзов (ассоциаций), осуществляющих свою деятельность на территории области в сфере сельскохозяйственного производства; переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; аграрного образования и аграрной науки.

Правовой основой функционирования «Ассоциации отраслевых союзов (ассоциаций) АПК субъекта РФ» являются Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы: «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 г. (с изм. и доп.), «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29.12.2006 г. (с изм. и доп.); другие федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты области, прямо или опосредованно регулирующие сельскохозяйственную деятельность, развитие аграрного рынка и сельских территорий.

Практическая деятельность «Ассоциации» также регулируется нормами Учредительного договора, Устава и локальных правовых актов, принимаемых этой некоммерческой организацией.Предметом деятельности «Ассоциации» является:

— участие в формировании и реализации государственной аграрной политики в области, федеральном округе и в Российской Федерации;

— участие в разработке и реализации проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а также целевых программ и пилотных проектов в области сельского хозяйства, аграрного рынка и социально-экономического развития сельских территорий;

— участие в реализации государственной политики в области социального партнерства;

— организационно-методическое обеспечение деятельности отраслевых союзов (ассоциаций) АПК субъекта РФ;

— содействие членам «Ассоциации» в развитии агробизнеса и, особенно, малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере;

— содействие в качественном развитии в области аграрного образования и аграрной науки;

— оказание информационных и консультационных услуг юридическим лицам— членам «Ассоциации» в области инновационного развития и модернизации производства, а также по экономико-правовым, социальным, экологическим и иным направлениям деятельности;

— содействие в юридической защите прав и законных интересов организаций и предприятий — членов «Ассоциации».

П р и н ци п ы ф ун кци о н и р о ва н и я

«Ассоциации»:

— принцип законности;

— принцип добровольности;

— принцип равноправия;

— принцип сотрудничества и партнерства;

— принцип ответственности.

Основные задачи деятельности

«Ассоциации».

Для достижения целей, определенных предметом деятельности, «Ассоциация» выполняет следующие задачи:

— привлечение членов «Ассоциации» к правотворческой деятельности по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, целевых программ, пилотных проектов, направленных на инновационное развитие и модернизацию сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственного сырья и продовольствия, социально-экономического развития сельских территорий;

— содействие отраслевым союзам (ассоциациям) в привлечении инвестиций, в том числе на частно-государственной

87

Аграрный вестник Урала №3 (82), 2011 г.-<^К{^=^

______________________Экономика

основе, для технологической и технической модернизации производств, а также внедрения современных научных разработок и достижений;

— проведение совместно с отраслевыми союзами (ассоциациями) работы по внедрению технических регламентов, направленных на повышение качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также по развитию общественной сертификации продовольственных товаров, производимых на территории области;

— содействие членам «Ассоциации» во взаимном сотрудничестве в сфере хозяйственно-трудовых и социальных отношений, особенно в вопросах ценовой политики и ограничения монополизма;

— организация и проведение в рамках «Ассоциации» конференций, «круглых столов», «Дней поля», семинаров по проблемам развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности области и другим актуальным направлениям в сфере АПК.

— организация деятельного участия членов «Ассоциации» в научных мероприятиях, проводимых в субъектах РФ, федеральном округе, Российской Федерации и за рубежом;

— реализация членами «Ассоциации» государственной молодежной политики; активное участие в пропаганде среди молодежи сельского образа жизни, престижности и особой социальной значимости труда в сельском хозяйстве;

— привлечение к активному участию членов «Ассоциации» в подготовке кадров высококвалифицированных специалистов для предприятий и организаций АПК субъекта РФ в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, а также повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования.

Для этих целей члены «Ассоциации» предоставляют материальную базу для проведения учебных и производственных практик и обеспечивают участие руководителей и специалистов хозяйств в чтении лекций и проведении иных учебных занятий в учреждениях профессионального аграрного образования, оказывают материальную помощь по приобретению учебно-лабораторного оборудования и техники.

— участие в выставочно-ярмарочной деятельности на территории субъекта РФ, федерального округа, Российской Федерации и за рубежом;

— привлечение к работе по оказанию информационно-консультационных услуг членам «Ассоциации» руководителей и специалистов организаций, учреждений и предприятий, входящих в отраслевые союзы (ассоциации) АПК области, а также специалистов других категорий, ученых вузов и научных учреждений региона.

— разработка, издание и распространение информационных, рекламных и иных материалов о функционировании отраслевых союзов (ассоциаций) АПК области;

— содействие членам «Ассоциации» в юридической защите их прав и законных интересов через судебную и правоохранительную системы субъекта РФ и Российской Федерации, особенно в условиях их участия

во внешнеэкономических отношениях.

Ассоциация отраслевых союзов (ассоциации) АПК области и органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в уставную деятельность некоммерческой организации «Ассоциация отраслевых союзов (ассоциации) АПК области». Все отношения строятся на основе соглашений или договоров.

Органы государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях», в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческой организации «Ассоциация отраслевых союзов (ассоциаций) АПК области» экономическую поддержку в различных формах, установленных законодательством Российской Федерации и субъекта РФ.

Правительство субъекта РФ через Министерство сельского хозяйства и продовольствия доводит до Совета Ассоциации задачи по развитию сельского хозяйства, обеспечению продовольственной безопасности и социальному развитию сельских территорий на очередной год и на перспективу.

Совет Ассоциации передает материалы для анализа и принятия решения в отраслевые союзы (ассоциации) АПК субъекта РФ.

Принятые отраслевыми союзами (ассоциациями) АПК субъекта РФ решения оформляются Соглашением между Правительством субъекта РФ и Советом Ассоциации.

Совет Ассоциации проводит мониторинг реализации Соглашения и ежеквартально рассматривает итоги на своем заседании с участием руководителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия и других заинтересованных ведомств и организаций.

Органы государственной власти согласовывают с Советом Ассоциации проекты областных законов и постановлений Правительства субъекта РФ, касающиеся развития сельского хозяйства, аграрного рынка, устойчивого социального развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности.

Органы государственной власти подписывают с Советом Ассоциации Соглашения по вопросам ценовой политики на агропро-довольственном рынке области.

Совет Ассоциации совместно с органами государственной власти субъекта РФ рассматривает предложения по ограничению деятельности естественных монополий, льготному налогообложению, развитию социального партнерства и другими важными вопросам в сфере АПК.

Органы государственной власти и местного самоуправления привлекают членов «Ассоциации» к работе в коллегиях, советах, комитетах, и комиссиях по вопросам предпринимательства, модернизации и инновационного развития субъекта РФ.

Взаимодействие «Ассоциации» с общественными организациями и объединениями и иными некоммерческими организациями.«Ассоциация отраслевых союзов (ассоциаций) АПК субъекта РФ»

взаимодействует с Общественной палатой, Торгово-промышленной палатой субъекта РФ, Союзом промышленников и предпринимателей, молодежными организациями, экологическими и иными общественными фондами и организациями по вопросам позитивного развития сельскохозяйственной деятельности, предпринимательства в аграрной сфере, аграрного, в том числе агропродовольственного рынка, комплексного решения проблем демографии, трудовой занятости и повышения благосостояния жителей сельских населенных пунктов, их уровня качества ж субъекта РФ.

Общественные организации и объединения включают в качестве ассоциированных членов своих органов управления представителей «Ассоциации отраслевых союзов (ассоциаций) АПК субъекта РФ».

Права и обязанности членов «Ассоциации».

Члены «Ассоциации» имеют право:

— принимать участие во всех мероприятиях проводимых «Ассоциаций»;

— участвовать в выборах и быть избранными в руководящие органы «Ассоциации»;

— вносить предложения в повестки дня общего собрания «Ассоциации» и заседаний Совета Ассоциации;

— безвозмездного пользования услугами «Ассоциации»;

— получать информацию о всех принимаемых решениях на общем собрании Ассоциации, заседаниях Совета Ассоциации председателем и исполнительным директором «Ассоциации».

Члены «Ассоциации» обязаны:

— выполнять положения учредительных документов, уставные требования, решения общих собраний Ассоциации и Совета Ассоциации;

— активно участвовать в плановых мероприятиях, организуемых «Ассоциацией»;

— оказывать содействие «Ассоциации» в осуществлении ее деятельности, активно способствовать достижению целей, стоящих перед «Ассоциацией»;

— не разглашать и не передавать каким-либо образом третьим лицам конфиденциальную информацию о деятельности «Ассоциации», разглашение которой может нанести «Ассоциации» материальный ущерб или опорочить ее деловую репутацию. Перечень информации, являющейся коммерческой тайной, а также меры ответственности за ее разглашение определяются Советом Ассоциации и утверждаются общим собранием членов «Ассоциации»;

— исполнять принятые на себя обязательства по отношению к «Ассоциации» и ее членам;

— своевременно уплачивать членские и иные взносы;

— выполнять другие обязанности, вытекающие из настоящего Устава, Учредительного договора, действующего законодательства и решений общего собрания Ассоциации и Совета Ассоциации.

Вышеизложенный вариант текстов для внесения в редакцию Устава Ассоциации отраслевых союзов (ассоциаций) АПК субъекта РФ является, конечно же, примерным, и автор отнюдь не претендует на их абсолютность. Вместе с тем, рассматривая

88

www.m-avu. пагоб. ги

Экономика

отраслевые союзы и Ассоциацию отраслевых союзов как элемент системы управления сельским хозяйством в современных социально-экономических условиях в Российской Федерации, необходимо четко определить пределы компетенции этих некоммерческих организаций, их права и обязанности.

Это позволит исключить параллелизм в системе управления, а также всякого рода конфликтные ситуации, что, безусловно, не будет способствовать устойчивому и позитивному развитию отечественного сельского хозяйства.

В настоящее время свыше 85 процентов субъектов аграрного производства и практически 90 процентов организаций по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции находятся в частной собственности (коллективнодолевой или индивидуальной).

В связи с этим органы государственного управления в аграрной сфере объективно вынуждены использовать диспозитивный метод на основе нормативного правового и экономического регулирования и исключать из практики административный метод воздействия на аграрную сферу.

Таким образом, резко возрастает роль отраслевых союзов и ассоциаций в АПК как координаторов и интеграторов всей производственно-хозяйственной и социальной деятельности субъектов аграрного производства и агропродовольственного рынка.

В будущем нельзя исключать и то, что по примеру строителей в аграрной сфере могут быть созданы саморегулируемые организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Саморегулируемые организации (СРО) наиболее эффективно контролируют функционирование секторов экономики, в

которых они созданы. СРО воспринимаются как важнейший элемент общей системы регулирования предпринимательской деятельности, дополняющий, а иногда и заменяющий государственное управление.

В заключение необходимо отметить, что сельскохозяйственные товаропроизводители сознательно участвуют в такой форме интеграции, как членство в отраслевых союзах, которое облегчает вход на аграрный рынок и позволяет выстраивать партнерские отношения в качестве самостоятельных юридических лиц, являясь полноправными партнерами агропромышленного формирования союзного типа.

Мировой опыт управления сельским хозяйством идет именно по пути партнерства органов государственной власти и агробизнеса, что положительно сказывается и на практических результатах.

состояние и перспективы функционирования сырьевого молочного рынка

м. м. ГАЛЕЕВ,

доктор экономических наук, профессор,

А. П. мАЛЬцЕВА, старший преподаватель,

А. С. БАЛЕЕВСКИХ,

старший преподаватель, Пермская ГСХА

614010, г. Пермь, ул. Белинского, д. 40, кв. 25

Ключевые слова: производство молока, реализация, закупочные цены, государственная поддержка. Keywords: milk manufacture, realization, procurement prices, the state support.

В мировой практике молочное скотоводство рассматривается как стабильный источник дохода. Однако в данный момент экономику Российского молочного рынка таковой считать трудно, поскольку молочное животноводство как отрасль была основательно деформирована перестроечными процессами последних десятилетий. Большинство «выживших» молочно-товарных ферм и комплексов работают, к сожалению, на устаревшем оборудовании с низкой производительностью и рентабельностью. При все сокращающемся поголовье строительство новых молочных ферм становиться редкостью.

Вместе с тем говорить о полном отсутствии перспектив у молочного животноводства в нашей стране нельзя. Позитивные ожидания роста производства и реализации молока нужно увязать с усилением государственной поддержки отрасли благодаря федеральной программе развития АПК. Но эта помощь не всегда приносит положительный эффект ввиду низких закупочных цен на молочное сырье со стороны его основных покупателей — молокоперерабатывающих предприятий.

Поставляемое в Россию сырье зарубежных производителей становится высококонкурентным товаром ввиду того, что его предлагают по цене вдвое ниже себестоимости отечественного продукта. Кроме этого, в погоне за мелкими деньгами недобросовестные товаропроизводители прибегают к фальсификации молочных

www. m-avu. narod. ru

продуктов, используя для этих целей пальмовое масло. Объемы его ввоза в Россию нарастают и к настоящему моменту эквивалентны замене 6 млн. тонн натурального коровьего молока. Естественно, что на данном фоне усиливается монопольное поведение переработчиков, в результате чего отечественные производители молочного сырья за свой труд получают от 20 до 30% конечной рыночной цены готового молочного продукта.

По мнению А. Разумовского, минимальная базовая цена одного литра сырого молоко должна быть не менее 11 рублей [2]. Этот показатель обосновывается тем, что реальная производственная себестоимость аналогичного объема сырого молока в среднем по стране в 2010 году составляла 8 рублей. Для проведения в хозяйстве даже минимального обновления производства к показателю себестоимости необходимо добавить ещё два рубля, а расширенное воспроизводство основных средств (без привлечения внешних инвестиций) требует порядка 40 % рентабельности, т. е. необходимо добавлять не менее 3-4 рублей. В молочном союзе России считают, что для достижения большинством сельхозтоваропроизводителей хотя бы нулевой рентабельности, повышение закупочных цен на молоко должно составлять 15-25 % [1].

Вместе с тем, повышение уровня рентабельности молочного скотоводства только дотационными «вливаниями» является слабоперспективным направлением

эффективного развития отрасли. Невзирая на высокую зависимость сельского хозяйства от всевозможных рисков, наличие постоянной практики получения дополнительного дохода из государственной казны становиться фактором, мотивирующим пассивную часть аграрного менеджмента к нежеланию поиска инноваций, стабилизирующих или даже снижающих себестоимость производимого продукта.

На наш взгляд, постоянное повышение производственных затрат при использовании старых, низкопроизводительных технологий в молочном скотоводстве со стороны руководителей будет дальнейшим «обоснованием» необходимости повышения дотационной поддержки. Для того чтобы избежать такого положения, необходима, прежде всего, глубокая модернизация отрасли в направлении использования высокотехнического и малоэнергоемкого технологического оборудования.

Низкий уровень производительности в молочном скотоводстве усугубляется воздействием на отрасль такого фактора, как системное снижение поголовья крупного рогатого скота, в том числе и коров. Во многом вынужденный забой части дойного стада происходит именно из-за крайне низкой рентабельности производимого молока, что не является стимулом для технологической реновации отрасли. В Российской Федерации во всех категориях хозяйств на начало декабря 2010 года насчитывалось 9154,8 тыс. голов крупного рогатого скота,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.