Экономика 'Ыш,
АССОЦИАЦИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СОЮЗОВ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК: ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Ю. В. ШАРАПОВ, 620075, г. Екатеринбург, аспирант, уЛ. к. Либкнехта, д. 42; Уральская государственная сельскохозяйственная академия тел.: 8 (343) 371-33-63
Положительная рецензия представлена О. Н. Михайлюк, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой менеджмента и маркетинга Российского государственного профессионально-педагогического университета.
В условиях вступления России в ВТО вопросы защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей заметно актуализируются. На потребительских рынках из года в год будет возрастать конкурентная борьба за потребителя. Отечественные сельхозтоваропроизводители в новых условиях функционирования будут вынуждены искать новые формы интеграции и кооперации, способствующие внедрению инноваций, внедрению прогрессивных технологий, эффективных форм маркетинга и логистики, снижению всех видов издержек, и в конечном итоге, — повышению конкурентоспособности продуцента.
Мониторинг деятельности отраслевых союзов Свердловской области позволил установить своеобразие интересов каждой отраслевой некоммерческой организации. Это объективное своеобразие интересов некоторые исследователи ошибочно называют разобщенностью интересов функционирующих на территории Свердловской области союзов и ассоциаций. По результатам мониторинга выявлен целый ряд вопросов, над решением которых каждый отраслевой союз (ассоциация) работает по своей методике и достигает различных по значимости итогов. К числу этих вопросов относятся: ценообразование, восстановление и модернизация оборудования материальнотехнической базы каждой отдельной отрасли, защита экономических интересов трудящихся в каждой отрасли и т. п. Сконцентрировав требования и интересы всех отраслевых союзов и ассоциаций в едином центре — ассоциации ассоциаций (союзов), учредители Ассоциации отраслевых союзов АПК Свердловской области выразили твердую надежду на то, что на более высоком уровне некоммерческого представительства можно будет успешнее решать все эти злободневные вопросы производства, сбыта, социальной жизни и др.
Еще одно обстоятельство стало стимулом к созданию «Ассоциации отраслевых союзов АПК Свердловской области». Ранее созданный Агропромышленный союз Свердловской области перестал в полной мере выполнять свои функции по защите интересов своих членов, четко и адекватно реагировать на «вызовы» внешней среды. На снижение роли Агропромсоюза повлияло и то обстоятельство, что его взаимоотношения с органами государственного управления АПК Свердловской области перешли в формальную плоскость и стали ограничиваться лишь подписанием отраслевых тарифных соглашений, пассивным участием в Коллегиях и рабочих совещаниях Минсельхозпрода, Совете по развитию АПК при Правительстве Свердловской области [1].
В составе учредителей некоммерческой организации «Ассоциация отраслевых союзов АПК Свердловской области» заявили себя Союз сельхозтоваро-
производителей и переработчиков мясной продукции «Мясной союз»; Ассоциация «Средуралптицепром»; Союз предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности; Союз предприятий молочной промышленности Свердловской области; Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств Среднего Урала; партнерство «Объединение сельхозтоваропроизводителей Урала «Агро-Центр»; Областной союз потребительских обществ, которые стали социально-экономическим базисом новых отраслевых ассоциаций.
Воздействие Ассоциации отраслевых союзов на реальную обстановку в агропромышленном комплексе предполагается активным, конструктивным, многосторонним, эффективным.
Эти предположения опираются на имеющийся опыт работы отраслевых союзов и ожидания: тех преимуществ, которые получают интегрированные формирования при взаимодействии с местными администрациями; улучшения обеспечения технологического процесса финансами, кормами, материально-техническим обслуживанием участников объединения; роста объемов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, освоение новых технологий, создание новых производств; экономии затрат, снижения себестоимости конечной продукции, роста производительности труда, увеличения массы прибыли; расширения рынков сбыта; сокращения числа неплатежеспособных сельских хозяйств и других партнеров; совершенствования планово-учетной работы путем формирования финансово-расчетных центров, освоения внутрихозяйственного и коммерческого расчета.
С учетом вышеприведенных преимущества интеграции, в процессе исследования в регионе была разработана организационно-экономическая модель Ассоциации отраслевых союзов, которая в настоящее время реализуется в практической деятельности в АПК Свердловской области.
При определении целей и задач создания новой формы некоммерческой организации целесообразно исходить из того, что такая интегрированная структура должна объединять хозяйства разных производственных направлений в единый организационно-экономический комплекс и работать на развитие агропромышленного производства, на повышение социально-экономического развития отдельных отраслей, вошедших в ассоциацию отраслевых союзов, и региона в целом.
Модель интегрированной структуры учитывает общую характеристику производственных единиц, управленческую и организационно-производственную структуру, экономический механизм, законодательную и нормативно-правовую базу создания и функционирования некоммерческой организации на уровне регионального АПК.
Формирование модели строится на экономическом анализе, на оценке условий, в которых функционируют различные предприятия и которые предопределяют выбор модели. На следующей стадии разработки устанавливаются принципы функционирования выбранной модели интеграции, ее цели и задачи. Проведенная предпроектная работа позволяет выстроить принципиальную схему агрообъединения: его структуру и производственно-экономические связи.
К объединению союзов в ассоциацию объективно подводили и другие обстоятельства. Среди них: стремление каждого из союзов к расширению рынков сбыта своей продукции и через это к наращиванию объемов производства; недостаточность государственных мер по сдерживанию импорта продовольствия; заинтересованность в скорейшем создании в сфере агропромышленного производства единого правового поля и формировании условий для честной конкуренции; наличие общих интересов, нуждающихся в массированной защите, таких, как стремление к преодолению монополизма предприятий сельхозмашиностроения, по производству минеральных удобрений и т. п.; делегирование ассоциации органами госуправления АПК отдельных функций: разработку проектов законодательных и иных правовых актов, организационных, экономических и иных норм и нормативов, регламентирующих и регулирующих правила взаимодействия и экономического поведения участников агропромышленного производства; доступ к мониторингу деятельности отраслей и предприятий АПК, их информационного обеспечения, консультационно-методической помощи и др.
Предметом деятельности Ассоциации отраслевых союзов АПК Свердловской области определено: координация некоммерческой деятельности ее членов; представление и защита интересов членов Ассоциации в федеральных и областных органах власти и управления; поддержка и содействие развитию предпринимательской деятельности членов Союзов, входящих в Ассоциацию; разработка для ее членов рекомендаций по реализации федеральных и региональных отраслевых программ и осуществление организационных мероприятий; привлечение инвестиций, передовых технологий и оборудования для развития технической базы производства членами Союзов, входящих в Ассоциацию; организация повышения квалификации кадров, стажировок и конференций; разработка мероприятий по реализации государственной политики в области социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений; предоставление юридической, консультативной и информационной поддержки членам Ассоциации отраслевых союзов АПК.
Цели деятельности Ассоциации: содействие членам Союзов в развитии производства и эффективного хозяйствования в отраслях; содействие в разработке федеральных, областных и местных программ развития агропромышленного комплекса и его отраслей государственным и иным структурам; участие в областных, межрегиональных, международных совещаниях, семинарах, выставках, ярмарках и иных мероприятиях, потенциально повышающих эффективность деятельности отраслевых союзов и Ассоциаций; оказание помощи Союзам и их членам в обучении, подготовке, переподготовке и повышении квалифи-
Экономика
кации их руководителей и специалистов; содействие техническому и финансовому сотрудничеству между членами Ассоциации и внутри отраслевых союзов путем хозяйственного маневра указанными ресурсами; содействие освоению научно-технических разработок в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции (в том числе новых эффективных технологий); разработка, издание и распространение информационных, рекламных, маркетинговых методических и иных материалов; поиск и привлечение инвесторов, оказание поддержки членам Ассоциации в получении инвестиций; оказание правовой и консультационной помощи членам Ассоциации.
Содействие членам Союзов в развитии производства и эффективного хозяйствования в отраслях, представленных в союзах, достигается усилиями собственно союза, ассоциации, но с участием и при содействии государственных органов управления агропромышленным комплексом региона.
Содействие в разработке федеральных, областных, местных программ АПК и его отраслей государственным и другим структурам предполагает паритетное участие ассоциации союзов в подобных разработках.
В областных, межрегиональных, международных совещаниях и других мероприятиях подобного рода, обеспечение паритетного участия ассоциации союзов с государственными и иными заинтересованными структурами, является непременной целью ассоциации союзов.
Оказание помощи союзам, членам ассоциации в обучении, подготовке, переподготовке и повышении квалификации их руководителей и специалистов возможна при лидирующей роли ассоциации союзов в разработке программ обучения и подборе высококвалифицированных кадров преподавателей, инструкторов практического обучения и т. п.
Содействие техническому и финансовому сотрудничеству между членами ассоциации и внутриотраслевых союзов путем хозяйственного маневра указанными ресурсами находится, как правило, в компетенции ассоциации союзов. Аналогичные механизмы используются для достижения других целей ассоциации.
Для достижения целей своей деятельности Ассоциация:
— вырабатывает и представляет предложения органам государственной власти, налоговым органам по оказанию государственной поддержки и регулированию деятельности сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций для принятия ими нормативных актов в интересах предпринимательства в АПК;
— организует семинары, конкурсы, выставки, ярмарки и принимает участие в них с целью обеспечения роста профессионального мастерства и обмена опытом работников членов Ассоциации;
— обеспечивает соблюдение прав членов Ассоциации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
— в качестве одной из сторон переговоров заключает ежегодное отраслевое тарифное соглашение с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Обкомом профсоюза работников АПК Свердловской области;
— координирует действия членов Ассоциации в решении социальных и экономических вопросов, оказывает им содействие в проведении государственной
Экономика ^тГ/
политики занятости населения, повышения оплаты труда, улучшения условий охраны труда, социального страхования и пенсионного обеспечения работников организаций и предприятий.
С созданием Ассоциации теперь не каждый союз в отдельности лоббирует и отстаивает свои отраслевые интересы в административных органах и властных структурах, а через Ассоциацию, согласовав и объединив свои усилия и потенциалы, выставляет этим органам научно обоснованные требования. Председатель Ассоциации от имени союзов подписывает тарифные соглашения, решает другие вопросы. В рамках многостороннего учредительного договора, который регламентирует условия и порядок взаимодействия участников объединения, на общих собраниях Ассоциации решаются вопросы распределения квот по видам и объемам производимой каждым участником продукции, обеспечения ее качества, порядка регулирования цен, тарифов и ценовых пропорций и т. п.
В Ассоциации действует ротационный принцип руководства объединением. Он закреплен в ее Уставе. Это не позволяет осуществлять формальное взаимодействие между ее участниками и внешними партнерами, включая органы исполнительной и законодательной власти, предполагая конкретное и адресное взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Ассоциация имеет право выдвижения в установленном законом порядке своих представителей в Законодательные органы Свердловской области. Она участвует совместно с органами государственной власти и управления в подготовке правовых и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предприятий Союзов, входящих в Ассоциацию.
Руководят Ассоциацией ее члены — отраслевые союзы.
Высшим органом управления Ассоциации является Общее собрание ее членов в лице их полномочных представителей. Оно принимает к рассмотрению любые вопросы, относящиеся к деятельности Ассоциации. Однако решение по любому вопросу повестки дня Общего собрания может быть принято только при условии консенсуса — единогласной поддержки его членами Собрания. Собрание правомочно принимать решения только в том случае, если на нем присутствуют все его члены или их представители. Каждый член Ассоциации имеет один голос.
Ассоциация строит свои отношения с Правительством Свердловской области и органами самоуправления на принципах социального партнерства. Она участвует в разработке программ развития АПК Свердловской области; рассматривает предложения и высказывает свое мнение по ограничению деятельности естественных монополий, льготному налогообложению, совершенствованию организации труда работников АПК и по другим вопросам, затрагивающим интересы членов Ассоциации. Ассоциация участвует в рассмотрении проектов Областных законов по экономическим и социально-правовым вопросам, выражает свое мнение по ним. Она проводит консультации
и формирует свою позицию по вопросам ценовой политики, вносит свои предложения в соответствующие органы управления. Ассоциация согласовывает мероприятия по научно-техническому сотрудничеству, принимает участие в организации совместных выставок, конференций, проведении других общественных мероприятий.
Генеральным планом, стратегическим направлением деятельности Ассоциации является объединение усилий всех отраслевых союзов и ассоциаций для реализации Концепции продовольственной безопасности Свердловской области, которая разработана на период до 2020 г. Ассоциация создана и приступает к работе в начальный период осуществления второго этапа этой Концепции. Содержанием этого этапа последовательной трансформации структурных изменений в системе «производство - переработка - сбыт», является согласование долгосрочных приоритетов и скоординированное управление маркетинговыми и инвестиционными процессами, в целях стабилизации и синхронизации денежных и материально-вещественных потоков в АПК. На этом этапе реализуется сбалансированная модель равновесия комбинированных методов государственного (Правительство области) и рыночного (предприниматели - члены ассоциации) регулирования развития АПК, с акцентом на защиту отечественного сельхозтоваропроизводителя.
В перспективе областная Ассоциация отраслевых союзов — это объединение самоуправляемых производителей сельскохозяйственных продуктов, переработчиков сельскохозяйственного сырья и организаций комплексного сервиса на районном и региональном уровнях.
Основная цель ассоциации — комплексное, гармоничное повышение эффективности функционирования всех участников агропромышленного производства, защита интересов отечественных сельхозтоваропроизводителей и взаимодействующих с ними работников обслуживающих отраслей.
Метод работы — использование экономических рычагов воздействия на производителя продукции и услуг при развитии самоуправления производством.
В составе ассоциации — самоуправляемые сельскохозяйственные, промышленные и сервисные организации, имеющие права и несущие ответственность за самостоятельное решение всех производственных, экономических и социальных вопросов в своей организации и в доле социальной ответственности — на территории, в населенном пункте, где проживают их работники. Они ведут производство и обеспечивают себя средствами для самофинансирования и воспроизводства, участвуют в реализации государственных, муниципальных экономических и социальных программ на территории размещения.
Районные и областной союзы осуществляют плановую, технологическую, инвестиционную и социальную политику, уважая самостоятельность самоуправляемых первичных предприятий.
Литература
1. Сёмин А. Н., Тверитинов Г. В., Чемезов А. С., Лысенко Ю. В., Визнер В. В. Отраслевые союзы АПК. Екатеринбург : Урал. ГСХА, 2007. 288 с.
2. Пестов А. В. Формирование и развитие отраслевых союзов в региональном АПК : автореф. канд. дисс. Екатеринбург, 2011. 22 с.
3. Овчинникова Н. Е. Методика оценки эффективности функционирования отраслевого союза (ассоциации). Екатеринбург : Урал. ГСХА, 2003. 74 с.
4. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2007. 16 с.