Научный вестник ЮИМ №2' 2013
Пространство хозяйственного развития
УДК 334.763:338.436.33 (470.620)
ББК 65.50 Б 12
ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ СОЮЗОВ И ассоциаций В АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЛ
Бабалыкова Ирина Александровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории бухгалтерского учета Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 490 07 01, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается объективная необходимость формирования и функционирования отраслевых союзов и ассоциаций, их роль в аграрной экономике. Приведена классификация отраслевых союзов АПК по пяти признакам, проанализирован состав союзов АПК Краснодарского края, в том числе более подробно рассмотрена актуальность создания ассоциации по производству семян кукурузы.
В современных условиях существование различных отраслевых союзов вызывает необходимость создания ассоциации по объединению отраслевых союзов АПК для координации их деятельности, защиты их интересов на региональном и федеральном уровнях.
Ключевые слова: отраслевые союзы (ассоциации), агропромышленный комплекс, функции, классификация союзов, государственная поддержка
BUILDING OF BRANCH UNIONS AND ASSOCIATIONS IN AGRICULTURE OF KRASNODAR TERRITORY
Babalykova Irina Alexandrovna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Accounting of the Kuban State Agrarian University, Krasnodar. Ph.: (918) 490 07 01, e-mail: [email protected]
Summary. The article considers the objective necessity of formation and functional system of the branch unions and associations, their role in the agrarian economy. Classification of agricultural unions on five grounds, analyzed the composition of unions of agrarian Krasnodar region, including more detail the relevance of the establishment of the Association of the seed production of maize.
In modern conditions the existence of various sectoral associations remains of the necessity to create an Association for the unification of agricultural unions to coordinate their activities, protection of their interests at the regional and Federal levels.
Keywords: sectoral unions (associations), agro-com-Plex, functions, classification unions, state support
В условиях многоукладной экономики, различных организационно-правовых форм предприятий малого и среднего бизнеса АПК функции хозяйственного управления в значительном объеме переходят в потребительские кооперативы, отраслевые союзы, ассоциации и другие интегрированные формирования.
В федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» предусмотрено активное участие отраслевых союзов и ассоциаций в функционировании АПК страны на разных уровнях. В статье 16 отражено: «В деятельности по формированию и реализации государственной аграрной политики могут
участвовать союзы (ассоциации) сельскохозяйственных производителей, в число которых входят производители (их объединения), производящие на территории Российской Федерации более чем две трети общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и оказывающие соответствующие услуги».
Отраслевые союзы представляют собой организационно-управленческую некоммерческую структуру, сформированную по территориальноотраслевому принципу. Объективным фактором определенного союза служит возможность и пре-
39
Пространство хозяйственного развития
имущества, заложенные в кооперации и агропромышленной интеграции путем создания и отработки механизма функционирования ее участников. Союз является добровольным объединением его участников дл координации их деятельности и защиты интересов.
Необходимость создания союзов состоит в том, что они, во-первых, облегчают выход их участников на рынки снабжения и сбыта путем взаимодействия с партнерами, нуждающимися в аналогичных потребностях. Во-вторых, экономические возможности и объемы различных услуг (информационные, маркетинговые, лизинговые, юридические и др.) каждого из участников значительно увеличиваются при объединении их в различного рода союзы и ассоциации. В этом случае возникает так называемый синергитический (умножительный) эффект.
Функции союза должны осуществляться в решении следующих задач: координации деятельности партнеров по отрасли; выработки целевой политики на потребительском рынке; разработки и исполнении определенных правил экономического поведения участников; разработки и заключения ценовых соглашений; содействию по развитию социального партнерства и др.
Координация деятельности партнеров по отрасли должна заключаться в изучении рыночной конъюктуры, поиска контрагентов и установления взаимовыгодных экономических взаимоотношений с потребителями сельскохозяйственной продукции.
Для участников союза важное значение имеет ценовая политика, обеспечивающая взаимный интерес в совместном сотрудничестве поставщиков агросырья, переработчиков и торгующих организаций. Ценовая политика необходима в установлении единых правил действий участников союза на рынках материально-технического обеспечения, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Отраслевые союзы АПК нашей страны можно выделять с учетом следующих признаков: 1) по сферам агропромышленного комплекса; 2) по отраслям и конечному продукту; по степени охвата процесса воспроизводства; 4) по продуктово-сырьевой структуре АПК; 5) по масштабности и уровню организации.
Приведем характеристику каждого классификационного признака.
По сферам отраслевые союзы соответствуют принятой классификации 5 сфер (блоков) агропромышленного комплекса: первой (отрасли, производящие основные средства производства); второй - отрасли сельского хозяйства; третьей - от переработки до реализации продукции; четвертой - объекты социальной сферы сельского хозяйства;
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
пятой - информационно-консультативные, консалтинговые, культурно-оздоровительные и другие структуры.
По отраслям и конечному продукту выделяются отраслевые союзы, функционирующие в отраслях растениеводства, животноводства, перерабатывающей и Леной промышленности, работающей сельскохозяйственном сырье.
По степени охвата процесса воспроизводства отраслевые союзы можно выделить как полные, включающие все стадии производства, переработки и реализации продукции, так и неполные - осуществляющие отдельные процессы воспроизводства.
Управление совместной собственностью в интегрированных формированиях любого типа осуществляется на основе координации и регулирования имущественных связей. При агропромышленной интеграции, построенной на принципах координации, предусматривается, прежде всего, согласование производственно-финансовой деятельности. Эта форма взаимодействия предполагает полную экономическую и юридическую самостоятельность предприятия, отсутствие единого организационного руководства ими. Если имеет место единое руководство, то оно носит коллегиальный и совещательный характер и не осуществляет функции административного руководства совместными производственными единицами. Она характерна для некоммерческого типа объединения.
Специфической формой интеграции в АПК является учреждение специфической формы некоммерческих организаций - отраслевых союзов (ассоциаций), призванных координировать предпринимательскую деятельность их участников, представлять и защищать их имущественные интересы.
По продуктово-сырьевой структуре отраслевые союзы можно отнести системе непосредственно продовольственного комплекса и непродовольственного (кормовой, кожевенной и др.).
По масштабности и уровню организации отраслевые союзы следует считать как районные (межрайонные), региональные, федеральные и межгосударственные.
Механизм функционирования отраслевых союзов по вышеперечисленным признакам раскрывает функции в соответствии с целями их создания. Несмотря на различие определенных функций отраслевых союзов для них в целом характерны основные направления деятельности.
Следует отметить, что в настоящее время формируется организационная структура отраслевых союзов и ассоциаций России. Если на федеральном уровне отраслевые союзы, за некоторым исключением, созданы во всех продуктовых подкомплексах,
40
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
то на региональном и местном уровнях они функционируют только в отдельных отраслях, к тому же далеко не во всех субъектах Российской Федерации.
Вторая особенность организационной структуры отечественных отраслевых союзов состоит в том, что федеральные и региональные союзы и ассоциации сформированы непосредственно сельхозпроизводителями, другими предприятиями и организациями в отличие от зарубежной практики, где отраслевые ассоциации (Советы) каждого последующего уровня учреждаются ассоциациями, Советами предшествующих уровней.
Следует отметить крайне малое число сельскохозяйственных товаропроизводителей в составе отраслевых союзов и ассоциаций. В зерновом союзе их всего 5%, в молочном, мясном союзах, союзе сахаропроизводителей и в ассоциациях «Консерв-пром» и «Табакпром» их нет вообще. В ассоциации независимых семенных компаний сельскохозяйственных товаропроизводителей лишь 5%, в союзе маслодобывающих и перерабатывающих предприятий России - 33%, в ассоциации «Роскрахмал» -55%. Наибольший процент в большинстве союзов и ассоциаций принадлежит таким организациям, как торговые дома, компании, холдинги, комплексы, иностранные компании.
Незначительная доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в составе отраслевых союзов (ассоциаций) свидетельствует о том, что данная форма объединения хозяйствующих субъектов проходит период становления, является не устоявшейся, не охватывает все отрасли и уровни организации производства и управления, многие вопросы ее структуры и функционирования остаются нерешенными и спорными.
В странах с социально-ориентированной экономикой наблюдается постоянный рост числа различного рода общественных объединений, ассоциаций и союзов. Что касается развития некоммерческих организаций в системе агропромышленного комплекса Российской Федерации, то, по мнению большинства ученых-аграрников и зарубежных наблюдателей, формирование и развитие такого рода структур (на основе кооперации и интеграции) является одним из условий стабилизации и возобновления экономического роста всех отраслей и сфер деятельности АПК.
Сельское хозяйство является ведущим направлением экономики Краснодарского края. На Кубани производится около 10% российских объемов зерна, свыше 80% риса, более 20% зерновой кукурузы, порядка 15 % сахарной свеклы и 14 % подсолнечника, весь объем чая, субтропических и цитрусовых культур.
Общая земельная площадь в крае - более 7,5 млн. гектаров, в том числе 3,9 млн. гектаров пашни.
Пространство хозяйственного развития
В секторе АПК функционирует 4150 предприятий различных форм собственности. Производством сельскохозяйственной продукции в крае занимаются 760 крупных и средних коллективных хозяйств, 17,3 тысяч крестьянских (фермерских), а также около 870 тысяч личных подсобных хозяйств.
Практика свидетельствует, что чем меньшая роль отводится государственному регулированию, тем больший объем функций выполняют структуры хозяйственной системы управления, включая союзы и ассоциации.
Данное положение нашло отражение в законодательных актах края. В соответствии с законом Краснодарского края «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае» в деятельности по формированию и реализации государственной аграрной политики могут участвовать союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей, в число участников которых входят производители (их объединения), производящие на территории Краснодарского края более половины общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и оказывающие соответствующие услуги.
При этом, формами участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики могут быть: участие в разработке проектов нормативных правовых актов Краснодарского края, краевых целевых программ, а также отраслевых программ развития сельского хозяйства; участие в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и иностранного опыта в сфере развития сельского хозяйства; предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной аграрной политики; выработка рекомендаций для органов государственной власти Краснодарского края; иные формы участия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
В настоящее время на территории Краснодарского края функционируют следующие союзы и ассоциации, переименованные из ранее существовавших трестов и объединений, имеющих многолетний опыт функционирования (таблица 1).
Такой состав некоммерческих организаций в системе АПК края свидетельствует о том, что экономические отношения в продуктовых подкомплексах в условиях рынка усложняются. Ряд функций управления начинают выполнять отраслевые союзы. Об этом, в частности, свидетельствуют их функции и целевое предназначение. В каждом конкретном союзе их функции различны, но можно выделить общие (основные) направления их управ-
41
Пространство хозяйственного развития
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
Таблица 1
Ассоциации отраслевых союзов АПК Краснодарского края
Наименование Год создания Число участников
пред- приятий обслуживающих организаций
1 Ассоциация хлебоприемных и зернопе-рерабатывающих предприятий АПК Краснодарского края 1999 22 10
2 Ассоциация «Кубаньхлебпром» 1996 26 29
3 Союз производителей растительных масел на Кубани 1996 9 2
4 Ассоциация «Кубаньконсервпром» 1997 9 1
5 Ассоциация предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко» 1992 12 8
6 Ассоциация комбикормовых предприятий и заводов по производству кормовых добавок в сельском хозяйстве Кубани «Ку-банькомбикорм» 1998 19 3
7 Ассоциация предприятий мясной промышленности АПК Краснодарского края «Кубаньмясопром» 2006 12 17
8 Ассоциация предприятий сахарной промышленности АПК Краснодарского края «Кубаньсахарпром» 2005 16 2
9 Ассоциация «Рисоводы Кубани» 2007 11 24
10 Краснодарский краевой союз потребительских обществ 2007 19 32
11 Ассоциации производителей семян кукурузы 2009 9 30
12 Кубанский сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Гарант Кубани» 2009 - 48
13 Кубанский сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Деловой партнер» 2009 - 52
14 Союз птицеводческих хозяйств Кубани» 2009 40 12
15 Зерновой союз Кубани 2009 29 41
16 Мясной союз Кубани 2009 14 16
17 Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельскохозяйственной продукции Краснодарского края - АККОР 2009 - 46
ленческой деятельности. Так, анализируя деятельность ассоциации производителей семян кукурузы для нее определены следующие основные направления управленческой деятельности.
Сложное финансовое положение селекционных центров, семеноводческих хозяйств, кукурузообрабатывающих предприятий, и как следствие, большого объема дешевых поддельных семян, привело эти структуры к разрыву взаимовыгодных хозяйственных связей, к нарушению прав патентообладателей селекционных достижений, упрощению вплоть до недопустимого, технологии выращивания, проверки и подготовки семян кукурузы.
Министерство сельского хозяйства России в 2008 г. выступило с инициативой создания национальной ассоциации производителей кукурузы и семеноводов кукурузы.
В настоящее время в ассоциацию входят:
- практически все научные и селекционно-семеноводческие учреждения и организации России, чья доля в производстве исходных родительских
линий и форм кукурузы составляет более 90% российского объема;
- предприятия по подготовке семян кукурузы, производящие свыше 80% отечественных семян;
- членами ассоциации являются, часть региональных коммерческих структур, обеспечивающих свои республики, области, края семенами кукурузы.
Ассоциацией был разработан и утвержден внутриотраслевой стандарт по выращиванию семенных участков кукурузы, проверке и подготовке семян кукурузы гибридов первого поколения.
Основная задача ассоциации - создание интегрированной структуры, объединяющей всех участников отрасли: авторов и патентообладателей гибридов кукурузы, организаций, занимающихся первичным и промышленным семеноводством, предприятий по проверке и подготовке семян с учетом баланса интересов и прав всех участников отрасли.
Основной принцип работы ассоциации - полная информационная открытость по производству
42
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
и обороту семян кукурузы, позволяющая потребителям семян иметь достоверные сведения о подлинности производства каждой партии семян и ее движении на рынке семян.
В Краснодарском крае в 2009 г. создан отраслевой союз-ассоциация производителей семян кукурузы - как филиал национальной ассоциации производителей кукурузы и семеноводов кукурузы. Целью данной структуры является принцип состязательности, здоровой конкуренции, активного сравнительного анализа хозяйственной полезности гибридов кукурузы, как авторов селекционных достижений, так и заводов по проверке и подготовке семян - это важнейший фактор развития отечественного семеноводства, его эффективной конкуренции с зарубежными семеноводческими фирмами.
В ассоциацию АПК края входят ВНИИ кукурузы, НИИСХ им. Лукьяненко, ряд небольших селекционных фирм с хорошими селекционными достижениями.
На первом этапе отраслевые союзы и ассоциации АПК края продолжают отрабатывать различные формы интеграции и стратегии инновационно-инвестиционного развития отраслей. Следует отметить, что по целому ряду позиций все еще наблюдается разобщенность их интересов.
У каждого отдельно взятого союза также много трудноразрешимых проблем. Среди них следует выделить внутриструктурные: назначение (или избрание) компетентного, инициативного исполнительного директора, как эффективного менеджера; сбор вступительных, членских, ежегодных и целевых взносов; трудности с обеспечением транспортом и телефонной связью и др.
Еще встречаются факты формального членства в этих общественных организациях, когда партнер по союзу или ассоциации не участвуют в проводимых мероприятиях, нарушает ценовые соглашения, а также уставные требования.
Эти негативные факторы послужили предпосылками для формирования единой некоммерческой организации - Ассоциации отраслевых союзов АПК Краснодарского края «Агропромышленный союз Кубани».
Агропромышленный союз Кубани создан в 2009 г. и является правопреемником Агросоюза Краснодарского края, созданного в 1989 г. Учредителями Агропромсоюза Кубани были 4 крупных сельхозтоваропроизводителя. В настоящее время членская база союза составляет около 11 тыс. субъектов агропромышленного комплекса края, объединяя ассоциацию производителей семян кукурузы, кооперативы второго уровня «Гарант Кубани» и «Деловой партнер», Союз птицеводческих хозяйств Кубани, Кубанскую ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных
Пространство хозяйственного развития
кооперативов - АККОР, ассоциацию предприятий мясной промышленности агропромышленного комплекса Краснодарского края «Кубаньмяспром», ассоциацию «Рисоводы Кубани», ассоциацию «Ку-баньмолоко», Мясной и Зерновой союзы Кубани.
Учредители «Агропромсоюза Кубани» приняли стратегический план развития, включающего миссию организации, цели организации и задачи организации.
Миссия организации - обеспечение оптимального механизма взаимодействия бизнеса (АПК края) с различными экономическими, общественными и государственными институтами.
Целями организации являются: выражение и защита интересов сельхозтоваропроизводителей Кубани, направленных на развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края; содействие формированию оптимальных социально-политических и экономических условий для развития агропромышленного производства в крае.
Задачи организации: объединение всех отраслевых ассоциаций и союзов края на основе учета и балансирования интересов каждого; выявление основных отраслевых проблем, обобщение проблемных вопросов в целом по краю, выработка предложений и механизма по их решению; формирование отраслевых ассоциаций с участием производителей и переработчиков сельхозпродукции на паритетных условиях; разработка и внедрение внутренних отраслевых и общекраевых правил (внутрисоюзных стандартов делового оборота) и условий экономических взаимоотношений, обеспечивающих равные условия конкуренции для всех участников рынка; представление потенциальных возможностей агропромышленного комплекса Кубани на международном, федеральном и региональном уровнях; разработка предложений о внедрении основных форм государственной поддержки и стимулирования предприятий АПК, имеющих мультипликативный эффект; минимизация и оптимизация затрат членов союза.
Основное предназначение ассоциации - чтобы не каждый союз по отдельности лоббировал и отстаивал отраслевые интересы в административных органах и властных структурах, а все они вместе, объединив свои усилия и потенциал, выставляли бы перед этими органами научно обоснованные требования. От имени союзов председатель ассоциации должен подписывать тарифные соглашения, решать вопросы координации цен на потребительском рынке. Рациональный принцип руководства ассоциацией, закрепленный в ее уставе, не позволит осуществлять формальное воздействие между ее участниками и внешними партнерами, включая органы исполнительной и законодательной власти.
Предметом деятельности ассоциации стали: координация некоммерческой деятельности ее
43
Пространство хозяйственного развития
членов; представление и защита интересов членов ассоциации в федеральных и областных органах власти и управления; поддержка и содействие развитию предпринимательской деятельности членов союзов, входящих в ассоциацию; разработка для ее членов рекомендаций по реализации федеральных и региональных отраслевых программ и осуществление организационных мероприятий; привлечение инвестиций, передовых технологий и оборудования для развития технической базы членов союзов, входящих в ассоциацию; организация обучения, стажировок и конференций; реализация государственной политики в области социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений; предоставление юридической, консультативной и информационной поддержки членам ассоциации.
В дополнение к стратегическому плану развития, в целях оптимизации работы, Агропромышленный союз Кубани ставит перед собой следующие первоочередные задачи, решение которых считает необходимыми:
1 Дать заключение стратегии развития Агропромышленного союза России по каждой отрасли.
2 На основе стратегии разработать:
2.1 принципы предоставления государственной поддержки агропромышленному комплексу в т.ч.: защита внутреннего рынка с задачей снижения продовольственных импортозависимых предприятий агропромышленного комплекса и как следствие вытеснение импорта; модернизация производства с задачей повышение конкурентоспособности; господдержка через компенсацию затрат на 1 га и 1 гол.; ежегодная фиксация цен на горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения, аналогично тарифам на них; адресная государственная поддержка ключевых направлений в АПК и прежде всего развитие семеноводства и племенного дела, мелиорации, защищенного грунта;
2.2 принципы работы со смежными отраслевыми объединениями: производителями минеральных удобрений; производителями горюче-смазочных материалов (поставщиками); поставщиками энергоносителей электроэнергии и газа;
2.3 принципы взаимодействия с исполнительной и законодательной властью.
2.4 выработать принципы взаимодействия с отраслевыми союзами: выявление проблем; ранжирование их по степени важности; формулирование решения; подготовка проекта нормативного документа; его согласование и лоббирование в государственных структурах и других организациях.
3. Считать целесообразным чтобы «Агропромышленный союз России» стал держателем реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Научный вестник ЮИМ №2' 2013
Ассоциация должны иметь выдвижения в установленном законом порядке своих представителей в законодательный орган, Краснодарского края; участвовать совместно с органами государственной власти и управления в подготовке правовых и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предприятий союзов, входящих в ассоциацию; подписывать соглашения о социальном партнерстве с администрацией края и краевой федерацией профсоюзов; обеспечивать соблюдение прав членов ассоциации, предусмотренных действующим законодательством РФ; координировать действия своих членов в вопросах реализации социальных и экономических проблем, проведения политики занятости, заработной платы, охраны труда, социального страхования и пенсионного обеспечения работников.
Высшим органом управления ассоциацией является общее собрание ее членов в лице их полномочных представителей. Оно может принимать к своему рассмотрению любые вопросы, относящиеся к деятельности ассоциации. Вместе с тем, решение по любому вопросу повестки дня общего собрания может быть принято только при условии единогласной поддержки его членами собрания.
Председатель ассоциации руководит всей ее текущей деятельностью и организует ее работу в период между заседаниями общего собрания. Председатель избирается из числа руководителей отраслевых союзов общим собранием сроком на один год.
Главная задача ассоциация заключается в объединении усилий всех отраслевых союзов для реализации Концепции продовольственной безопасности страны и края.
Таким образом, формирование органов хозяйственного управления АПК наряду с государственными должно представить сбалансированную систему равновесия комбинированных методов государственного и рыночного управления и регулирования АПК с учетом защиты интересов отечественного товаропроизводителя.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями от: 11 июня, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 5 апреля, 24 июля 2009 г., 25 июля 2011 г., 28 февраля 2012 г., 2 июля 2013 г.).
2. Закон Краснодарского края от 3 ноября 2004 г. № 786-КЗ «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Краснодарского края».
3. Закон Краснодарского края от 28.01.2009 № 1690-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае».
4. Мумладзе Р.Г. Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебник/коллектив авторов; под ред. Р.Г. Мумладзе. - М.: КНОРУС, 2011.
44