Научная статья на тему 'Негосударственные органы управления в АПК России'

Негосударственные органы управления в АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОТРАСЛЕВЫЕ СОЮЗЫ И АССОЦИАЦИИ / АПК / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирсанова О.В.

В условиях ускоренного развития процессов глобализации необходимо более активное развитие сотрудничества между органами государственной власти и предпринимательскими структурами. Такой диалог возможен посредством привлечения негосударственных органов отраслевых союзов и ассоциаций, занимающихся вопросами агропромышленного комплекса (АПК). Однако в настоящее время существующая система саморегулируемых отраслевых союзов и ассоциаций не способна эффективно участвовать в управлении субъектами АПК. Одним из основных направлений усиления роли негосударственных (саморегулируемых) структур в хозяйственно-экономическом управлении АПК и совершенствования их функционирования предлагается создание консолидирующей саморегулируемой организации «АПКСоюз», которая будет координировать и возглавлять работу союзов (ассоциаций), представляющих интересы всех отраслей АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негосударственные органы управления в АПК России»

УДК 631.15

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В АПК РОССИИ

UDC 631.15

NON-GOVERNMENTAL AUTHORITIES IN THE RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

О.В. Кирсанова, к.э.н., ведущий науч- Kirsanovа O.V., Cand. Econ. Sci., leading ный сотрудник researcher

ФГБНУ ВНИИЭиН FGBNU VNIIEiN

olka-kirsanova@yandex.ru

В условиях ускоренного развития процессов глобализации необходимо более активное развитие сотрудничества между органами государственной власти и предпринимательскими структурами. Такой диалог возможен посредством привлечения негосударственных органов - отраслевых союзов и ассоциаций, занимающихся вопросами агропромышленного комплекса (АПК). Однако в настоящее время существующая система саморегулируемых отраслевых союзов и ассоциаций не способна эффективно участвовать в управлении субъектами АПК. Одним из основных направлений усиления роли негосударственных (саморегулируемых) структур в хозяйственно-экономическом управлении АПК и совершенствования их функционирования предлагается создание консолидирующей саморегулируемой организации «АПКСоюз», которая будет координировать и возглавлять работу союзов (ассоциаций), представляющих интересы всех отраслей АПК. Ключевые слова: негосударственные органы, отраслевые союзы и ассоциации, АПК, структура управления

In the conditions of accelerated development of globalization processes, it's necessary more active development of cooperation between state authorities and business structures. This dialogue is possible through the involvement of nonstate actors that is industry unions and associations concerned with the agro-industrial complex (AIC). But now, the current system of self-regulating industry unions and associations is not able to participate effectively in the management of the AIC subjects.

One of the main directions to strengthen the role of non-state (self-regulatory) structures in the economic and the economic management of the AIC and improve their functioning is proposed the creation of a consolidating «AICUnion» self-regulatory organization that will coordinate and lead the work of unions (associations) representing the interests of all sectors of agribusiness.

Key words: non-governmental bodies, branch unions and associations, agro-industrial complex, management structure

В настоящее время государство, при всем многообразии его управляющих функций и широте полномочий, не может обеспечить необходимого баланса интересов между многочисленными субъектами аграрного комплекса страны. Для эффективного управления социально-экономическим развитием АПК необходимо наладить диалог с партнерами, властью, научным сообществом, учитывать юридические нюансы, использовать внеэкономические рычаги. Решать такие задачи целесообразно с привлечением негосударственных институтов, занимающихся вопросами агропромышленного комплекса, - отраслевые союзы и ассоциации, специализирующиеся на конкретной сфере АПК.

В Российской Федерации практически в каждом субъекте в сфере АПК функционирует от трех до десяти отраслевых союзов и ассоциаций [1]. Некоторые из них проходят стадию становления, другие - не отвечают своему предназначению и не в полной мере выполняют возложенные на них функции.

Ведущие союзы, активно участвующие в формировании аграрной политики страны, выполняющие защитные и координационные функции в отношении своих членов, заключили соглашения о взаимодействии с Минсельхозом России, которое регулируется Регламентом взаимодействия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с союзами (ассоциациями) сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако существование данного Регламента ограничивает доступ небольших союзов и малых форм хозяйствования к вопросам формирования аграрной политики. Так, согласно п. 1.4 Регламента в деятельности по формированию и реализации государственной аграрной политики могут участвовать только союзы (ассоциации), участники которых производят более чем 2/3 общего объема производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и оказывают соответствующие услуги. Поэтому существует риск, что мнение производителей сельскохозяйственной продукции, представляющих малый и средний бизнес, не будет учтено в процессе формирования и реализации соответствующей государственной политики. А это, в свою очередь, негативным образом может сказаться на эффективности развития сельскохозяйственных товаропроизводителей малого и среднего бизнеса [2].

В российской практике многие отраслевые союзы не проявляют активности во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства России, не отстаивают на должном уровне интересы своих участников. Кроме того, происходит дублирование деятельности отдельных союзов, когда союзы и ассоциации работают в одном и том же сегменте и проводят самостоятельную политику. В таких условиях органы государственной власти не воспринимают всерьез данную институциональную форму и игнорируют их мнение. При этом и сами предпринимательские структуры не видят в отраслевых союзах реальной поддержки для бизнеса.

В современной социально-экономической ситуации создание модели институциональных форм негосударственных органов, участвующих в хозяйственном регулировании АПК России, является необходимым условием дальнейшего развития отечественного АПК.

Одним из направлений проведения хозяйственного управления и регулирования АПК может стать создание консолидирующей саморегулируемой организации «АПК-Союз» с региональными и муниципальными (районными) представительствами, которая будет координировать и возглавлять работу отраслевых союзов (ассоциаций) [3].

«АПКСоюз» (далее Союз) рассматривается как добровольно созданная некоммерческая организация, объединяющая представителей всех отраслей агропромышленного комплекса в целях координации деятельности её членов, представления их общих интересов в государственных и муниципальных органах власти, общественных и международных организациях, в иных структурах для достижения общественно полезных целей и баланса интересов общества, власти и бизнеса.

Особенность Союза состоит в том, что, с одной стороны, эта структура фактически берет на себя часть функций государственного регулирования, но в то же время ее деятельность не противоречит нормативам, созданным государством, и одновременно позволяет заниматься хозяйственным регулированием. Для эффективной роли саморегулируемых организаций (союзов, ассоциаций) Союз проводит

их консолидацию, образовав вертикальную структуру с региональными и муниципальными представительствами.

Основные направления деятельности Союза заключаются в проведении анализа производства и состояния товарных рынков; разработке предложений, направленных на защиту экономических интересов отечественных производителей и создание условий, обеспечивающих эффективный рост производства; сотрудничестве с государственными структурами по проблемам развития производства, технического регулирования, повышения конкурентоспособности продукции, а также по защитным мерам во внешней торговле; участии в подготовке предложений по проектам законов, иных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования в сфере АПК и др.

В своей деятельности «АПКСоюз» должен взаимодействовать с профильными Министерствами и их структурными подразделениями (Министерство сельского хозяйства РФ - Коллегия Министерства сельского хозяйства РФ, Консультационный и общественный советы при Министерстве; Министерство промышленности и торговли - Департамент транспортного и специального машиностроения, Отдел сельскохозяйственного и лесного машиностроения и др.) по вопросам разработки и реализации отраслевых и территориальных программ развития.

Взаимодействие «АПКСоюз» с Научно-экспертным советом Комитета ГД РФ по аграрным вопросам включает такие направления, как функционирование и развитие агропродовольственных рынков; развитие рынков сельскохозяйственной и перерабатывающей техники, оборудования и технологий, агрохимии, элитных семян и племенных животных; государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства; развитие пищевой промышленности, продовольственного обеспечения и потребкооперации; развитие рынка услуг для сельскохозяйственных товаропроизводителей; социальное развитие села и др.

Взаимодействие Союза с Комитетом по развитию агропромышленного комплекса Торгово-промышленной палаты РФ и его территориальными представительствами осуществляется по вопросам формирования отраслевых и региональных программ развития сельскохозяйственной деятельности; совершенствования действующего законодательства и принятия эффективных нормативно-правовых актов, направленных на защиту отечественного производителя, развитие предпринимательства, поддержку новых экономических структур в агропромышленном комплексе; формирования благоприятных условий для развития агропромышленного комплекса в Российской Федерации и др.

Необходимо отметить, что взаимоотношения «АПКСоюз» с органами государственной власти и их структурными подразделениями должно строиться посредством развития как вертикальных, так и горизонтальных правоотношений на основе Регламентов взаимодействия министерств и ведомств с союзами (ассоциациями) предпринимательских структур.

Механизмы влияния Союза на процесс принятия управленческих решений могут осуществляться посредством участия в рабочих группах и экспертных советах при исполнительных и законодательных органах власти; участия в оперативных совещаниях Министерства сельского хозяйства (подготовка аналитических материалов); продвижения интересов через подписание договоров о сотрудничестве и реализации совместных действий с профильными министерствами АПК; проведения и участия в ежегодных отраслевых и межотраслевых мероприятиях: «Золотая осень», «Весь мир питания» и др. [4].

Таким образом, предлагаемая модель создания консолидирующей саморегулируемой организации «АПКСоюз» будет способствовать координации и эффективной

работе отраслевых союзов (ассоциаций), совершенствованию системы управления АПК России и, как следствие, повышению его эффективности и конкурентоспособности.

Список литературы:

1. Кирсанова, О. В. Механизмы развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве/ О.В. Кирсанова // Научное обозрение. - 2014. - № 5. - С. 279-283.

2. Модель структуры управления АПК России в условиях глобальных процессов / О. И. Павлушкина, О. В. Кирсанова, А. Е. Черная, Н. Л. Татаренко // Вестн. Гос. аграр. ун-та Сев. Зауралья. - 2015. - № 3(30). - С. 145-151.

3. Павлушкина, О.И. Концепция разработки модели структуры управления социально-экономическим развитием сельского хозяйства России в условиях глобальных процессов / О.И. Павлушкина // Стратегия развития агропродовольственного комплекса России в условиях социально-экономической нестабильности: Материалы Островских чтений 2015. - Саратов: Изд-во ИАгП РАН. - 2015. - С. 106-110.

4. Пестов, А.В. Механизм и основные направления взаимодействия отраслевых союзов и органов государственного управления / [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://avu.usaca.ru/media/BAhbBlsHOgZmSSIiM jAxNC8wMS8wOS8wOV8yOF8xNl8yNDdfXy5wZGYGOgZFVA

УДК 633.63:630*114.521.3 ВЛИЯНИЕ СИСТЕМ УДОБРЕНИЙ И ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ НА УРОЖАЙНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЗЕРНА ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ Т.А. Короткова, В. Д. Карамышева, студентки

ФГБОУ ВО «Ставропольский ГАУ»

lera.amichi.

Продуктивность и урожайность сельскохозяйственных культур зависят не только от почвенного плодородия, но и от других факторов жизни растений, которые можно разделить на космические (свет и тепло), атмосферные (количество и режим атмосферных осадков, перераспределение тепла, влажность воздуха, состав почвенного воздуха), литосферные (рельеф, грунтовые воды, почвообразующие породы), биосферные (фитоценоз, взаимоотношения в биоценозах) и антропогенные.

Ключевые слова: минеральные удобрения, черноземы, урожайность

UDC 633.63:630*114.521.3

THE INFLUENCE OF SYSTEMS OF

FERTILIZERS AND PREDECESSORS

ON YIELD AND GRAIN QUALITY OF

WINTER WHEAT

Korotkova T.A., Karamysheva V. D.

FSBEI HPO "Stavropol State Agrarian

University"

97@mail.ru

The productivity and yield of agricultural crops depend not only on soil fertility, but also on the other factors of plants life, which can be divided into the space (heat and light), atmospheric (quantity and regime of precipitation, the redistribution of heat, humidity, composition of soil air), lithospheric (topography, groundwater, soil-forming rocks), biospheric (phytocenosis, relationships in biocenosis) and anthropogenic.

Key words: mineral earthes, crop capacity

fertilizers, black

В Российской Федерации озимой пшенице отводится основная роль в увеличении производства продовольственного зерна, отмечает В. Б. Щукин (2006). За предшествующие годы накоплен огромный экспериментальный материал о положительном влиянии интенсификации земледелия (применении макро- и микроудобрений, биологически активных веществ и средств защиты растений) на урожайность этой культуры в различных зонах страны. Однако качество зерна не всегда соответствует современным требованиям мирового рынка (Минеев В. Г., 2010; Мпик А., 2013).

В настоящее время остро стоит вопрос об увеличении урожайности и качества производимой сельхозпродукции при одновременном снижении себестоимости ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.