Научная статья на тему 'Кооперация и интеграция как механизм совершенствования межотраслевых и межхозяйственных экономических отношений в АПК'

Кооперация и интеграция как механизм совершенствования межотраслевых и межхозяйственных экономических отношений в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бандурин Р. А., Ториков В. В.

Хозяйствующие субъекты агропромышленного комплекса должны наряду с государством стать источником регулирующего воздействия на продовольственный рынок. Без саморегулирования экономических отношений между отдельными субъектами рынка и отраслями АПК со стороны бизнеса усилия органов государственного управления по решению проблемы обеспечения продовольственной и экономической независимости России будут напрасными. Очевидно, что успешное регулирование бизнес-процессов на макроуровне может быть реализовано лишь на основе концентрации капитала и создания крупных агропромышленных предприятий, формирования союзов и ассоциаций товаропроизводителей, что предполагает повсеместное развитие кооперационных и интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Businesses in agriindustrial complex along with state have to become the source of regulative influence on food market. Without self-regulation of economic relations between individual businesses and branches of AIC from the side of business effort by state government directed to solving the problem of providing of food and economic independence of Russian Federation will be in vain. Obviously that succesful regulation of business-processes at macroeconomy can be realized only on the basis of concentration of capital and creation of big agriindustrial enterprises, forming of unions and associations of entrepreneurships that intend extensive development of co-operation and integration.

Текст научной работы на тему «Кооперация и интеграция как механизм совершенствования межотраслевых и межхозяйственных экономических отношений в АПК»

УДК 334:338.436

КООПЕРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ И МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В АПК

Р.А. БАНДУРИН, В.В. ТОРИКОВ ФГОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

Хозяйствующие субъекты агропромышленного комплекса должны наряду с государством стать источником регулирующего воздействия на продовольственный рынок. Без саморегулирования экономических отношений между отдельными субъектами рынка и отраслями АПК со стороны бизнеса усилия органов государственного управления по решению проблемы обеспечения продовольственной и экономической независимости России будут напрасными. Очевидно, что успешное регулирование бизнес-процессов на макроуровне может быть реализовано лишь на основе концентрации капитала и создания крупных агропромышленных предприятий, формирования союзов и ассоциаций товаропроизводителей, что предполагает повсеместное развитие кооперационных и интеграционных процессов.

Кризис в агропромышленном комплексе во многом является следствием того, что сложившаяся интегрированная система АПК (в истинном значении этого термина), когда сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, производственная инфраструктура взаимосвязаны и взаимозависимы, была сломана, перестала существовать как единое целое, распалась система ее управления. Произошло рассогласование интересов отраслей и субъектов АПК — сельхозпроизводителей, переработчиков, агросервисных и торговых организаций. В результате приватизации государственной собственности активы предприятий перешли к их трудовым коллективам либо олигархам. Усилилось экономическое давление на сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны поставщиков ресурсов и услуг, переработчиков и торговли.

Сегодня крупные товаропроизводители, на которых делается основная ставка в деле восстановления агропромышленного производства, неоднородны по организационноэкономической структуре, материально-техническими оснащенности, уровню эффективности производства. Они существенно различаются по уровню финансовой устойчивости. Одни развиваются нормально, наращивают производство, повышают его эффективность. Другие предприятия либо неустойчивы в экономическом отношении, либо убыточны.

Существует несколько вариантов возрождения, оздоровления таких хозяйств: это присоединение их к предприятиям переработки; к эффективно функционирующим крупным сельхозорганизациям; передача земли и имущества в аренду другим хозяйствующим субъектам. Главное же - их серьезная реорганизация. Без создания принципиально иной организа-

ционно-экономической структуры, новой системы внутри- и межхозяйственных экономических отношений, адекватной рыночным условиям, без повышения заинтересованности, ответственности, укрепления личностного, мотивационного фактора невозможно оздоровить финансово-экономическое положение и повысить эффективность их функционирования даже при существенных инвестициях.

В последние годы практически во всех регионах ведется работа по кооперации и интеграции товаропроизводителей с переработчиками и торговлей. К сожалению, этот процесс в большинстве регионов идет медленно, зачастую путем проб и ошибок. В регионах создаются кооперативы: по работе с личным подворьем, фермерские, торгово-снабженческие, кредитные, агрофирмы, агрохолдинги, разрабатываются и внедряются эффективные организационные структуры управления, предлагаются меры финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что преимущества крупного производства проявляются в более рациональном и эффективном использовании техники и технологии, в оптимальном сочетании отраслей, более высоком уровне товарности, высокой квалификации кадров, продукция крупных предприятий реализуется без посредников, а следовательно, по более низкой цене. Именно в крупных хозяйствах происходит концентрация капитала. В современных условиях глобального продовольственного рынка конкуренция со стороны более эффективных отечественных и западных производителей вынуждает передовые сельхозорганизации приобретать высокопроизводительную технику, использовать новейшие технологии и на этой основе повышать производительность труда, увеличивать доходы.

Роль государства как субъекта управления заключается в регулировании и координации связей между сельским хозяйством, перерабатывающей промышленностью, сферой материально-технического обеспечения и сервиса, а также рыночной инфраструктурой, совместно обеспечивающих комплексное развитие агропромышленного производства. Это регулирующее воздействие должно осуществляться с учетом реализации общих принципов аграрной политики, исходя из задач продовольственной безопасности, создания необходимого для этого ресурсного потенциала, обеспечения соответствующей финансовой поддержки. Однако этим координационная деятельность не может быть ограничена, поскольку необходимо также регулировать межотраслевые связи с фондообеспечивающими отраслями. Создание отраслевых и межотраслевых союзов, ассоциаций и объединений товаропроизводителей в масштабах АПК отвечает задачам и требованиям адекватного подчас кризисным рыночным условиям межотраслевого и межхозяйственного регулирования экономических отношений.

Опыт Великобритании, США, Франции и других развитых стран свидетельствует, что параллельно государственной системе в аграрном секторе функционирует развитая система

саморегулирования бизнеса в виде отраслевых союзов, объединений, советов, кооперативов, создаваемых на протяжении десятилетий от первичного объединения фермеров до общегосударственного уровня. Эти организации построены, как правило, на специализированной основе одного продукта (зерна, мяса, молока, сыра и т.д), поставщики которого — узкоспециализированные и высокотоварные фермерские хозяйства, производство которых в значительной мере ориентировано на экспорт. Такие отраслевые формирования, созданные в интересах и при участии фермеров, организуют переработку продукции и ее реализацию, приобретение средств производства, сервис, другие виды деятельности. Им принадлежат перерабатывающие предприятия, складское хозяйство, транспорт, сеть оптовых и розничных торговых предприятий. Во всех странах сельхозпроизводители находятся в сложных условиях, так как повсюду им противостоят монополии: промышленность, производящая для них средства производства, сетевая торговля, поставщики топлива и энергии. Как показывает зарубежный опыт, государственная поддержка без самоорганизации и создания собственных защитных структур самих сельхозпроизводителей не в состоянии полностью оградить их от давления монополистов и зарубежных конкурентов. В разных странах проблема аграрной самоорганизации решается по-разному, однако есть и общие принципы, и общие методы ее решения.

Основными направлениями деятельности агропромышленных союзов и ассоциаций в агропромышленном комплексе России с учетом текущей конъюнктуры продовольственного рынка и актуальных проблем его развития должны стать:

- разработка и осуществление стратегии развития агропромышленного комплекса исходя из задачи обеспечения продовольственной безопасности страны;

- избирательное стимулирование развития АПК на основе выделения инвестиционных ресурсов, поддержания ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК, проведения эффективной структурной и инвестиционной политики, организации консалтингового, технического и информационного обслуживания товаропроизводителей;

- построение крупного агропромышленного производства на кооперативной основе;

- направленность деятельности прежде всего на сбыт продукции и регулирование цен;

- объединение отраслевых союзов в межотраслевую организацию, отстаивающую интересы аграрного сектора в правительстве и парламенте;

- включение в состав отраслевых союзов научно-исследовательских институтов.

Одной из насущных проблем, сдерживающих развитие АПК на всех уровнях и во всех регионах страны, - неэквивалентность межотраслевого обмена в АПК и порождаемый ею диспаритет цен. Регулирование ценовых пропорций межотраслевого обмена - необходимое условие преодоления нынешнего диспаритетного положения и обеспечения развития отраслей АПК, субъекты которых в целях самосохранения в конкурентной борьбе на внутреннем

и мировом рынках должны стать главным источником регулирующего воздействия на ценообразование, сотрудничая друг с другом. В ходе межотраслевого взаимодействия в АПК идет борьба за прибыль и конкурентные преимущества, а соизмерение этих экономических интересов происходит через систему рыночного ценообразования. Трендом межотраслевых экономических отношений обмена в АПК России является ухудшение его пропорций (табл. 1).

Таблица 1 - Эквивалентность межотраслевого обмена в агропромышленном комплексе России

Годы Отраслевая структура ВВП России в действующих ценах, % Валовой внутренний продукт сельского хозяйства в ценах 1990 г, млрд. руб. Доля сельского хозяйства в ценах 1990 г., % Условия межотраслевого обмена (относительный паритет цен на продукцию сельского хозяйства)

А Н О О д д ё в о £ Сельское хозяйство Торговля Строительство Транспорт и связь Прочие отрасли

1990 39,3 16,7 6,0 9,4 10,0 18,6 100,0 16,7 1,000

1991 40,1 14,3 12,5 9,6 7,4 16,1 96,3 16,9 0,846

1995 30,0 7,0 19,9 8,6 12,0 22,5 68,1 18,7 0,374

1998 29,7 5,3 19,0 7,1 11,0 27,9 57,7 17,6 0,301

1999 33,4 5,5 23,0 6,8 9,0 22,3 59,2 17,4 0,316

2000 32,1 4,5 23,7 6,7 6,1 23,9 60,8 17,0 0,265

2001 32,4 4,3 23,5 6,7 7,1 26,0 62,7 16,8 0,256

2002 32,9 3,8 23,9 6,4 8,2 24,8 64,9 16,5 0,230

2003 33,4 3,3 23,4 6,6 9,1 24,2 66,0 16,0 0,206

2004 34,1 3,2 23,6 6,5 9,9 22,7 65,1 16,0 0,200

2005 34,8 2,9 23,3 6,4 10,9 21,7 66,7 15,7 0,185

2006 35,9 2,8 23,4 6,6 12,2 19,1 67,1 15,9 0,176

Существует два возможных пути выхода из создавшегося положения: эволюционное развитие сельского хозяйства и агропромышленного рынка в результате восстановления баланса в обмене отраслей АПК или последовательная деградация аграрного сектора, а затем других сфер АПК и всего агропромышленного комплекса. Очевидно, что решением проблемы должно стать формирование и функционирование научно и практически обоснованной системы ценообразования, которая станет ядром всего механизма, обеспечивающего баланс межотраслевого обмена в АПК. Г лавенствующими принципами при этом должны быть принципы эквивалентности обмена и разумного сочетания рыночного и государственного регулирования цен. Исходя из этих концептуальных положений, мы считаем правильными два взаимосвязанных направления регулирования ценовых пропорций обмена в АПК. Первый - государственное регулирование эквивалентности обмена на основе целевой финансовой поддержки сельского хозяйства и обеспечения функциони-

рования ценового механизма, сочетающего свободные цены на продукцию села с регулируемыми: целевыми, гарантированными, залоговыми, ориентировочными, пороговыми. Действенность такой аграрной политики доказана высокой эффективностью агропроизводства развитых стран Запада. Второй - оптимизация ценовых пропорций обмена самими предприятиями-контрагентами на основе кооперации (интеграции). Сочетание этих двух направлений представляется нам единственно возможным и реальным решением задачи достижения продовольственной, экономической независимости государства.

В России преобладают многоотраслевые предприятия, но слабые в техническом и неустойчивые в финансовом плане, которые пока не встали на путь самоорганизации. Нет и мощной организации, способной объединить и защитить их интересы на продовольственном рынке. В этих условиях возникает особая необходимость в создании и развитии в АПК союзов и ассоциаций, способных отстаивать их интересы и эффективно взаимодействовать с аналогичными отраслевыми организациями по переработке их продукции. Тем более, что основные интересы отраслевых ассоциаций и союзов общие, но проблема заключается в координации межотраслевых отношений и сбалансировании взаимных экономических интересов.

CO-OPERATION AND INTEGRATION — THE MECHANISM OF PERFECTIONING OF INTERBRANCH AND INTERBUSINESS ECONOMIC RELATIONS AT AGRIINDUSTRIAL COMPLEX

R.A. BANDURIN, V.V. TORIKOV The Bryansk state agricultural academy SUMMARY

Businesses in agriindustrial complex along with state have to become the source of regulative influence on food market. Without self-regulation of economic relations between individual businesses and branches of AIC from the side of business effort by state government directed to solving the problem of providing of food and economic independence of Russian Federation will be in vain. Obviously that succesful regulation of business-processes at macroeconomy can be realized only on the basis of concentration of capital and creation of big agriindustrial enterprises, forming of unions and associations of entrepreneurships that intend extensive development of co-operation and integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.