Научная статья на тему 'Концептуальные направления системного регулирования экономического механизма хозяйствования аграрной сферы АПК'

Концептуальные направления системного регулирования экономического механизма хозяйствования аграрной сферы АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / РЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ ОБМЕН / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ДИСПАРИТЕТ / РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT / MARKET REGULATION / GOVERNMENT REGULATION / ORGANIZATION MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE AND ECONOMIC MANAGEMENT METHODS / EQUIVALENT EXCHANGE / INTER-SECTORAL DISPARITY / EXPANDED REPRODUCTION / COMPETITIVENESS / AGRO-INDUSTRIAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева Галина Владимировна

Важнейшим направлением вывода отрасли сельского хозяйства из системного кризиса является совершенствование экономического механизма хозяйствования. Развитие рыночных отношений требует формирования принципиально новых подходов к функционированию экономического механизма, обеспечивающих стабильное и сбалансированное развитие аграрной сферы агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of the economic management mechanism is the major direction of the turnaround of the agricultural sector from the systemic crisis. The development of market relations demands the formation of essentially new approaches to functioning of the economic mechanism which provides a stable and balanced development of the agrarian sector of the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Концептуальные направления системного регулирования экономического механизма хозяйствования аграрной сферы АПК»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 338.432 Г.В. Фадеева

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ АПК

Ключевые слова: экономический механизм хозяйствования, рыночное регулирование, государственное регулирование, внутрихозяйственное регулирование, административные и экономические методы управления, эквивалентный обмен, межотраслевой диспаритет, расширенное воспроизводство, конкурентоспособ-

ность, агропромышленная интеграция.

Введение

Функционирование и развитие аграрного сектора экономики в значительной мере обуславливаются степенью развития экономического механизма хозяйствования. Падение объемов производства, технологическая отсталость отрасли, неустойчивое финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий предопределяют необходимость формирования конкурентоспособного агропромышленного производства на основе эффективного механизма хозяйствования.

Экономический механизм хозяйствования понимается нами как сложная многоплановая система, находящаяся в процессе постоянного эволюционного развития, действующая во всем многообразии альтернативных форм и методов на разных уровнях экономической деятельности, представляющая совокупность взаимодействующих элементов непосредственного воздействия на процесс общественного производства и оперативного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры. Данная система является формой комплексного управления на всех стадиях общественного производства и оказывает целенаправленное влияние на реализацию интересов всех участников хозяйственной деятельности посредством регулирования организационно-экономических отношений.

Кризисное состояние аграрного сектора объясняется несовершенством экономического механизма хозяйствования, разбалан-

сированностью его основных элементов на макро- и микроуровнях, а также нарушением воспроизводственных процессов в отрасли. Мировая практика указывает на то, что в условиях рыночной экономики сельское хозяйство не в состоянии участвовать в межотраслевом обмене на равных условиях и за счет реализации своей продукции получать доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и определении концептуальных направлений регулирования экономического механизма хозяйствования аграрной сферы АПК с целью его устойчивого и эффективного функционирования в современных рыночных условиях.

Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач:

- выявить основные проблемы и провести сравнительную оценку состояния воспроизводства в отрасли сельского хозяйства;

- классифицировать методы и инструменты регулирования экономического механизма хозяйствования с целью обеспечения устойчивого развития аграрной сферы АПК;

- обосновать необходимость совершенствования механизма государственного регулирования, нацеленного на установление паритета межотраслевого сотрудничества;

- рассмотреть предложения по развитию интеграционных процессов в агропромышленном комплексе, обеспечивающих эффективное взаимодействие его участников.

Методика исследования

Низкая эффективность и убыточность аграрного производства, сокращение объемов производства продукции, утрата государственного контроля за ценами, неустойчивость хозяйственных связей, снижение покупательной способности сельхозпроизводителей и многое другое отражают современное состояние отрасли. «С пози-

ций современного состояния агропромышленного производства России простое (и даже суженное) воспроизводство является реальным процессом для значительной части предприятий» [1]. В условиях суженного воспроизводства нарушается эквивалентность обмена, обеспечивающего нормальный ход возобновления процесса общественного производства и, прежде всего, воспроизводства средств производства и рабочей силы. «Нарушение пропорций обмена влечёт за собой не только перемены в производстве, в отношениях распределения и перераспределения, но и важные социальные последствия» [1].

Создание условий, способствующих росту конкурентоспособности аграрного производства, осуществимо лишь при достижении сельскохозяйственными организациями уровня рентабельности, обеспечивающего расширенное воспроизводство, тогда как при сложившихся стоимостных пропорциях сложно добиться даже простого воспроизводства. Межотраслевой диспаритет цен является главной причиной низкой эффективности сельскохозяйственного производства, ухудшения финансового положения сельскохозяйственных организаций, следовательно, и осложнившегося положения в социальной сфере села (рис. 1). С 2005 по 2009 гг. коэффициенты паритета цен на сельскохозяйственную продукцию по отношению к потребительским и промышленным ценам составили 0,843 и 0,792, а коэффициенты диспаритета — 1,187 и 1,263 соответственно.

Помимо межотраслевого диспаритета имеет место и неэквивалентный обмен внутри агропромышленного комплекса. Проблема неэквивалентного обмена носит системный характер и затрагивает все сферы АПК. Опережающий рост цен на средства производства, удобрения, средства защиты растений и т.п. ограничивает связь предприятий первой сферы с неплатеже-

способными сельхозпроизводителями. Перерабатывающие предприятия, в свою очередь, сталкиваются с нехваткой сырья, порождающей внутреннюю конкуренцию и необходимость закупок импортной продукции низкого качества с истекшим сроком, убытки от приобретения которой не всегда удается восполнить.

Несмотря на то, что в условиях рыночной экономики системообразующим элементом является рыночное регулирование, сельское хозяйство не может решить проблемы стабилизации расширенного воспроизводства без интеграции с мерами государственного и внутрихозяйственного регулирования. Сочетание рыночных рычагов управления с мерами государственного и внутрихозяйственного регулирования предполагает необходимость создания равных условий для поддержания устойчивых темпов воспроизводства в отрасли.

Д.В. Ходосом также отмечено, что «экономический механизм должен строиться на оптимальном сочетании разных элементов, но при этом особое значение приобретают принципы и формы сочетания государственного регулирования и саморегулирования хозяйствующих субъектов под действием рыночных законов, направленные на обеспечение непрерывных воспроизводственных процессов в аграрном производстве» [2].

Во всех странах с высокоразвитым сельским хозяйством приоритетом государственной политики является прямое и косвенное регулирование отрасли, направленное на создание эффективного механизма ее функционирования в условиях рынка. Прямое регулирование осуществляется в виде бюджетного финансирования на возвратной и безвозвратной основе, уровень которого, несмотря на постоянные переговоры о его снижении, неизменно остается высоким по отношению к уровню поддержки в РФ.

потребительских

на промышленную продукцию

на сельскохозяйственную продукцию

Рис. 1. Соотношение индексов роста потребительских цен и цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в Костромской области (декабрь к декабрю предыдущего года, в разах)

Рис. 2. Государственная поддержка к стоимости ВВП сельского хозяйства, % [4]

В США федеральные бюджетные ассигнования на сельское хозяйство выделяют в виде прямых денежных выплат, льготных кредитов, беспроцентных ссуд, безвозвратных платежей. Государственная система кредитования занимает около половины выданных фермерам ссуд всеми коммерческими банками и страховыми компаниями. Доля государственных субсидий в чистом денежном доходе американских ферм составляет 25-35% [3].

Ежегодно увеличиваются средства на поддержку аграрного сектора и в странах ЕС, где «каждый год выделяется от 100 до 130 млрд долл., или более 45% стоимости всей полученной сельскохозяйственной продукции. Так, коэффициент поддержки производителя к стоимости ВВП в Швейцарии достигает 62%, в то время как в России — 1,5%» (рис. 2) [4].

Страны, в которых сельхозпроизводители получают высокий уровень государственной поддержки, обладают значительными преимуществами по сравнению с Россией. Например, «в ЕС на 1 га пашни ежегодно выделяется до 400 долларов, а в России — 9 долларов, т.е. почти в 40 раз меньше. В США прямая государственная поддержка меньше, чем в Евросоюзе, но она в 15-17 раз больше, чем в России [5]».

Помимо прямого бюджетного финансирования система государственного воздействия на развитие аграрного сектора в странах Запада включает инструменты косвенного регулирования в форме проведения ценовой, налоговой, финансово-кредитной и внешнеторговой политики, что, безусловно, может стать примером в регулировании межотраслевых отношений с точки зрения применения накопленного опыта к российским условиям. Тем более что скромный потенциал бюджетов всех уровней ограничивает возможность прямого воздействия на создание условий устойчивого экономического и социального развития сельского

хозяйства и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства.

Усиление роли государства в регулировании межотраслевых отношений с помощью системы экономических рычагов понимается нами как наиболее перспективное направление аграрной политики, ориентированной на защиту сельхозтоваропроизводителей от действия стихийных рыночных сил. Нами предпринята попытка рассмотрения концептуальных основ взаимодействия механизма государственного регулирования с механизмами рыночного и внутрихозяйственного регулирования, предполагающих возможность создания равных условий ведения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве наряду с другими отраслями АПК и экономики в целом (рис. 3).

Рыночное регулирование осуществляется под воздействием рыночной конъюнктуры, характеризующейся уровнем развития экономики, состоянием и динамикой международной торговли, соотношением спроса и предложения, уровнем цен, ассортиментом и качеством продукции.

Выполняя регулирующие функции, государство применяет различные методы воздействия, классифицирующиеся по организационно-институциональному признаку на административные и экономические. Однако оптимальная реализация государственного регулирования сельского хозяйства может быть достигнута только при консолидированном применении и административных и экономических методов.

Система административных методов представляет собой «совокупность типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям» [6].

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 3 (89), 2012

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

X

т

РЫНОЧНОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Спрос І Іредложение

Меящуі іароді іая торюа-ія

Конкуренция

Цены

Ассортимент и качество продукции

ЛДМИІІИС1РАІПВІ1ЫЕ МЬ'ЮДЫ

Федеральные и региональные законы

Целевые программы

Государственные стандарты и нормативы

Лицензирование

Мониторинг исполнения законов, реализации целевых цхзграмм и соблюдена _____стандартов

Индикативное

планирование

Организация

информашюнно-кон-

сультапионной

службы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

1[РЯМЫЕ

КОСВЕННЫЕ

бюджеті к л :<і>иі і лі ісиювлі іиі

Финансирование целевых программ

Возмещение процентных ставок по кредитам

Субсидии на развитие про изводствен ной инфраструктуры

Дотации на приобретение промышленной і іродукции

Компенсации ущерба от СТИХИЙ! 1ЫХ бедствий

Государственный заказ

Финансирование НИОКР

Профессиональное обучение и подготовка кадров

І’азвітгие несельскохозяйственных нидов деятельности

Поддержка ра звития социальной сферы ссла

11АЛОІ ОВОЕ РЕЇ УЛИРОВАІіие

Льготный режим налогообложения

Введение налоговых льгот для инвесторов

Дифференцированное

налогообложение

РЕІ УЛИРОВАНИЕ РЫНКА СБЫТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ І [РОДУКЦИИ

Закупочные и товарные интервенции

Развитие оггговой торговли CeJ 1ЬСКОХОЗЯ йственн ы м сырьем и продовольствием

Развитие биржевой торговли

Интеграция предприятий

АПК с целью создания замкнутого технологически-сбытового цикла

Мониторинг паритета цен и установление эквивалентного межотраслевого обмена

-------------------------

- ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Антимонопольное регулирование цен

Целевые цены

Гарантированные цены

Залоговые цены

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ РЕІ УЛИРОВАНИЕ

Льготные кредиты

Товарные кредиты

Регулирование ставок рефинансирования

Страхование

Лизинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание системы кредитных кооперативов

ВНУТРИХОЗЯИСІВЕІII ЮІ РЕІ'УЛИЮИАІ ІИЕ

АДМИНИСІРАШВІ1ЫЕ МЫ ОДЫ

Уставы, регламенты, договоры

І Іриказьі и распоряжеі іия

Положения и инструкции

Нормі>і и нормативы

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

МЕТОДЫ

Коммерческий

расчет

Планирование

Маркетинг

Внутрихозяйственное

ценообразование

I Диверсификация

Бюджетирование

Контроллинг

Стимулирование труда

ВІІЕІІII1НЭКО! ІОМИЧЕСКОЕ РЕІ "УЛИРОВАНИЕ

Регулирование экспорта и и миорп а

Совершенствование системы таможенного контроля

N0

ич

Рис. 3. Концептуальные направления системного регулирования экономического механизма хозяйствования аграрной сферы АПК

Экономические методы подразделяются на методы прямого и косвенного воздействия. К первым относятся инструменты бюджетно-финансовой политики: фи-

нансирование целевых комплексных программ, ассигнования, субсидии, дотации, компенсации, государственный заказ, к мерам косвенного воздействия — совокупность методов и инструментов ценовой, налоговой, финансово-кредитной и внешнеторговой политики, взаимодействующих и взаимосвязанных друг с другом и направленных на стабилизацию и эффективное функционирование сельскохозяйственного производства.

Низкая эффективность аграрного производства обусловлена слабым развитием системы сбыта сельскохозяйственной продукции, что влечет за собой существенные потери при заготовке, транспортировке, переработке и хранении, которые к тому же возрастают в результате неравномерности поставок и сезонности получения сырья. Государственное регулирование рынка сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает использование системы закупочных и товарных интервенций как важного механизма регулирования внутреннего рынка; развитие оптовой и биржевой торговли сельскохозяйственным сырьем с целью ограничения политики навязывания неравноправных условий со стороны локальных монополий.

Основой системы государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции должно стать соблюдение ценового паритета по всей товаропроводящей цепочке — от производства сырья до реализации конечной продукции. Наибольшая сложность восстановления паритетных отношений в агропромышленном комплексе заключается в уязвимости сельского хозяйства перед монополизмом перерабатывающих и торговых предприятий. Ф.К. Шакировым посчитано, что «сельхозтоваропроизводители на каждом этапе движения продукции теряют справедливую долю дохода от реализации продукции и получают лишь 25-30% дохода от конечной цены, в то время как их затраты составляют 65-70%» [7]. Под-

тверждением тому являются расчеты, произведенные Д.В. Ходосом, где неравенство условий развития отраслей технологической цепочки выражается в следующем: «сельскохозяйственные пред-

приятия имеют наибольший удельный вес в общих затратах производства конечного продукта — 61%. Затраты перерабаты-

вающих предприятий составляют 32%, торговли — 7%. В распределении прибыли переработка занимает лидирующее положение — 50%, сельские производители — 39%» [8].

На наш взгляд, установление эквивалентного межотраслевого обмена может быть успешно реализовано в создании условий долгосрочного эффективного взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса в форме их интеграции с целью совместного управления всеми стадиями технологического цикла. Мы разделяем точку зрения А.В. Турьянского и

В.Л. Аничина, по утверждению которых «необходимость государственного регулирования взаимодействия хозяйствующих субъектов в АПК обусловлена тем, что недополучая доходы от своей деятельности, отечественный сельскохозяйственный товаропроизводитель уменьшает или ограничивает предложение, что снижает продовольственную безопасность России. В проигрыше оказываются в конечном итоге и перерабатывающие предприятия, поскольку размеры их сырьевых зон сокращаются. Основой механизма подлинно рыночных конкурентных взаимоотношений между смежными хозяйствующими субъектами может служить только паритет рыночной власти сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, обеспеченный либо интеграцией, либо кооперацией» [9].

Мировой и отечественный опыт свидетельствует о явных преимуществах агропромышленной интеграции, к которым следует отнести: расширение и углубление производственно-технологических связей, концентрацию капитала, совместное использование ресурсов, снижение трансакционных издержек, расширение возможностей инновационного развития.

Таким образом, оказание государственной поддержки в деле сбалансированности и согласованности интересов субъектов, входящих в состав интегрированных формирований, находит свое выражение:

• в стимулировании повышения объемов, доходности и расширения сбыта сельскохозяйственной продукции;

• в обеспечении кредитования перерабатывающих предприятий с целью приобретения сырья по более высоким ценам;

• в установлении относительно равной доходности хозяйствующих субъектов во всех сферах агропромышленного комплекса;

• в развитии производственной и социальной инфраструктуры села.

Реализация экономического механизма хозяйствования на уровне сельскохозяйственного предприятия осуществляется посредством системы административных и экономических рычагов управления. Административные меры, действующие внутри предприятия, призваны обеспечивать организационное взаимодействие всех подсистем предприятия, порядок работы и дисциплину в коллективе. К административным методам относятся методы организационного (уставы, регламенты, договоры, положения, инструкции, нормы и нормативы) и распорядительного воздействия (приказы, распоряжения).

Главным условием эффективного ведения хозяйства является использование экономических методов управления, представляющих совокупность рычагов и стимулов, способствующих выявлению резервов роста эффективности производства, а также непосредственно воздействующих на реализацию интересов всех субъектов производственного процесса. В рамках внутрихозяйственного механизма экономические методы выражаются в форме коммерческого расчета, планирования, маркетинга, внутрихозяйственного ценообразования, диверсификации, бюджетирования, контроллинга и стимулирования труда.

Совершенствование внутрихозяйственного механизма на основе сочетания административных и экономических методов управления призвано обеспечить необходимые экономические и организационные условия эффективного функционирования предприятия и повышения его конкурентоспособности в условиях рынка.

Заключение

Стабильное и сбалансированное функционирование сельского хозяйства обуславливает необходимость формирования экономического механизма хозяйствования, адаптированного к рыночным условиям и обеспечивающего ведение расширенного воспроизводства, возможного лишь при установлении эквивалентного межотраслевого обмена. Создание такого механизма должно осуществляться под воздействием механизмов рыночного, государственного и внутрихозяйственного регулирования, определяющих направления развития сельского хозяйства. При

этом необходимо отметить важность усиления роли государства в регулировании межотраслевых и внутриотраслевых отношений посредством системы административных и экономических рычагов и стимулов с целью создания равных условий хозяйствования.

Библиографический список

1. Сапронова А.Б. Концептуальные подходы к исследованию эквивалентности в воспроизводственном процессе // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — № 14 (195). — С. 20-26.

2. Ходос Д.В. Экономический механизм обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства региона: автореф. дис. ... докт. экон. наук. — М., 2009. — 42 с.

3. Шустова Е.В. Актуальные аспекты государственной поддержки аграрного сектора в условиях глобализации экономики // Теория и практика общественного развития. — 2008. — № 1. — С. 137-142.

4. Полушкина Т.М. Современная систе-

ма государственного регулирования аграрной сферы экономики в развитых странах Запада: Режим доступа: si-

supr.mrsu.ru>2008-1 /pdf/27-polushkina.pdf.

5. Борхунов Н., Зарук Н. Воспроизводство и государственная поддержка сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. — 2005. — № 11. —

С. 28-29.

6. Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2008. — 272 с.

7. Цибирев А.А., Шакиров Ф.К., Пар-вицкий С.А. Механизм регулирования средней прибыли и цены производства в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 11. — С. 25-27.

8. Ходос Д.В. Экономические механизмы функционирования регионального АПК // Электронный научный журнал: Региональная экономика и управление. — 2006.

— № 2. — Режим доступа:

http: //region.mcnip.ru.

9. Турьянский А.В., Аничин В.Л. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция: учебное пособие.

— 2-е изд. испр. и доп. — Белгород: Изд-во БелГСХА, 2010. — 192 с.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.