Научная статья на тему 'Методические подходы к разработке организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства региона'

Методические подходы к разработке организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
558
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ / AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / DEVELOPMENT METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чирков Е. П.

В статье изложены методологические и методические положения, представляющие собой совокупность обоснованных принципов и методов разработки организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства в условиях членства России в ВТО, осуществление которых в конкурентных условиях области, края, республики или отдельного региона обеспечит эффективное развитие всех стадий воспроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the methodological and methodical positions, representing combination of sound principles and methods for development of organizational and economic mechanism in the system of maintenance of agricultural production in conditions of Russia's WTO membership, the implementation of which in a competitive environment field edges of the Republic or of an individual region will ensure efficient development of all stages of reproduction.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к разработке организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства региона»

объеме уменьшилась с 10,7 процента в 2008 году до 9,5 % в 2012 году.

Несмотря на принимаемые меры, численность населения в юго-западных районах с 2008 по 2012 год снижалась.

Уровень регистрируемой безработицы по области на конец 2008 года составлял 1,4 % к численности экономически активного населения, на конец 2012 года - до 1,3 %. При этом в Гордеевском районе уровень регистрируемой безработицы снизился с 2,5 в 2008 году до 1,9 % в 2012, году, в Красногорском районе -с 2,6 до 2,2 %. Увеличился уровень безработицы в г. Клинцы, сответственно 1,1 до 1,2 %, в г. Ново-зыбкове - с 1,0 до 1,6 %, и г. Стародубе - с 1,5 до 1,9 %, в Злынковском районе -с 1,8 до 2,1 %, в Климовском районе - с 1,1 до 1,3 %, в Новозыб-ковском районе - 0,9 до 1,4 %, в Стародубском районе - с 1.0 до 1,3 %. В Клинцовском районе уровень безработицы изменений не претерпел и составил 1,2 % к численности экономически активного населения.

Выводы. Главными проблемами юго-западных районов являются:

- реабилитация территорий пострадавших от аварии на ЧАЭС;

- низкий уровень жизни населения;

- активизация инвестиционной деятельности на территории районов.

Только комплексные, системные меры, принимаемые на самом высоком уровне, направленные па развитие "чернобыльских" территорий, в том числе мероприятия по обеззараживанию лесных и земельных массивов, субсидии на развитие инженерных сетей и инфраструктуры, налоговые льготы инвесторам, могут возвратить зараженные территории к нормальной жизни, дать импульс социально-экономическому развитию "чернобыльской" зоны.

Литература.

1. Белоус, Н.М. Плодородие дерново-подзолистых песчаных почв, баланс питательных веществ при разных системах удобрения / Н.М. Белоус, М.Г. Драганская, В.Ф. Шаповалов // Научные труды Брянской ГСХА. 2005. - Вып. 2. -С. 341-347.

2. Богдевич, И.М. Агрохимические пути повышения плодородия дерново-подзолистых почв. Автореф. дис. д-ра с.-х. наук. М.: ВИУА. 1992. - 72 с.

3. Соболев, О.С. Агропродовольственные цены и сельскохозяйственные рынки. Динамика изменений в 1-ом полугодии 2008 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 9. - С.73 - 78.

УДК 338.43

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНА

Чирков Е.П., доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, руководитель научно-исследовательского отдела «Экономика и предпринимательство в АПК»

ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

Резюме. В статье изложены методологические и методические положения, представляющие собой совокупность обоснованных принципов и методов разработки организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства в условиях членства России в ВТО, осуществление которых в конкурентных условиях области, края, республики или отдельного региона обеспечит эффективное развитие всех стадий воспроизводства.

Ключевые слова: агропромышленное производство, организационно-экономический механизм, методика разработки.

Summary. The article considers the methodological and methodical positions, representing combination of sound principles and methods for development of organizational and economic mechanism in the system of maintenance of agricultural production in conditions of Russia's WTO membership, the implementation of which in a competitive environment field edges of the Republic or of an individual region will ensure efficient development of all stages of reproduction.

Keywords: agro-industrial production, organizational and economic mechanism, a development methodology.

Введение. Агропромышленное производство - это сложный комплекс хозяйствования, нуждающийся в глубоком системном подходе всех отраслей, сфер и стадий воспроизводства (производство, распределение, потребление). От сбалансированности, которых во многом зависит устойчивость агропромышленного производства, его эффективность. Особенно это актуально на региональном уровне, где происходит непосредственное взаимодействие органов управления с товаропроизводителями, а область выступает не только как пространство, где формируются рыночные отношения, но и как самостоятельный комплекс, экономика которого призвана решать конкретные социально-экономические проблемы территории: повышение эффективности и доходности труда агропромышленного производства; освоение рыночного механизма организациями и предприятиями агропромышленного комплекса (далее АПК); охрана окружающей среды; социальное развитие села и другие условия. Региональная специфика также должна учитываться при определении ценовой, налоговой, страховой, кредитно-финансовой политики, организации и стимулировании производственной и инвестиционной деятельности, прогнозировании агропромышленного производства в целом.

В дореформенный период развитию систем ведения хозяйства уделялось много внимания, в которых основными были технологические и технические мероприятия. Организационно-экономические вопросы ограничивались, как правило, разработкой организации и оплаты труда в аграрном производстве. Применительно к новым условиям хозяйствования, когда произошли значительные изменения в секторе АПК, организационно-экономический механизм в системе ведения агропромышленного производства приобретает большое значение и содержит множество проблем: формирование многоукладной экономики в сельском хозяйстве; совершенствование административных и экономических методов управления; создание рыночной инфраструктуры; развитие новых форм кооперации и интеграции предприятий всех форм собственности и хозяйствования; повышение эффективности и доходности труда агропромышленного производства; совершенствование земельных отношений на основе оборота земель, а также распределительных отношений путём рационального распределения валового дохода; стимулирование труда

работников и развитие мотивационного механизма; развитие социальной сферы села; подготовка и повышение квалификационных кадров, научное и информационное

обеспечение [1,2]. Необходим также комплекс мер по повышению устойчивости сельского хозяйства и сохранности продукции, включающий государственную поддержку, регулируемую через инвестиционную, ценовую, налоговую, страховую, кредитно-финансовую политику.

Реализация первой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее Государственная программа) показала, что сельское хозяйство страны в целом, по существу работало на уровне простого воспроизводства. Из 12 основных индикаторов за 5 лет выполнен всего один индикатор-располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности [3]. Реализация новой Государственной программы на 2013-2020 годы будет происходить в более сложных принципиально новых экономических условиях. Это связано с вступлением России в ВТО, её функционирование в рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана, России и переход к Единому экономическому пространству на территории СНГ, а впоследствии и к Евразийскому экономическому союзу. Все это обуславливает новые методические и практические подходы к решению проблем организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства.

Методика и результаты исследования.

Организационно-экономический механизм не является застывшей системой, он меняется, совершенствуется в зависимости от изменения социально-экономических отношений.

Основной целью разработки организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства в современных условиях является выработка научно-обоснованных мер и путей, направленных на получение максимального количества конкурентоспособной, экологически чистой продукции при минимальных затратах труда и средств на социально-экономическое развитие общества; благосостояние сельского населения; на возможно полное обеспечение населения продуктами питания отечественного производства, а промышленности - сельскохозяйственным сырьём; расширение сферы занятости населения; создание товаропроизводителям необходимых условий

для эффективного функционирования; внедрение рациональной организации труда и его оплаты; устойчивое развитие сельских территорий.

Исходя из данной цели необходимо:

- задействовать весь существующий широкий комплекс рычагов, таких, как ценообразование, налогообложение, страхование, развитие финансово-кредитной системы, модернизация земельных отношений собственности, система коммерческого расчёта, распределение прибыли, организация и стимулирование труда, планирование, учёт, совершенствование административных и экономических методов управления АПК, создание маркетинговых и коммерческих служб в АПК и другие, использование которых, с одной стороны, заинтересовало бы региональные власти в поддержке агропромышленного производства с целью удовлетворения внутрирегиональных потребностей в его продукции, а с другой стороны, создавало бы условия для её поставки на межрегиональные рынки и на экспорт;

-вводить и осваивать эффективный механизм функционирования организаций и предприятий АПК области, обеспечивающего расширенное воспроизводство в аграрном секторе;

- изыскивать и полнее использовать местные внутрихозяйственные и внутриотраслевые ресурсы для наращивания производства конкурентоспособной продукции, снижения себестоимости и повышения прибыльности, что в свою очередь, зависит не только от уровня организационно-экономической деятельности самих сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и от макроэкономических условий. Для этого необходимо стимулировать создание специализированных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции за счёт средств федерального бюджета на выплату льготных субсидий на приобретение материально-технических ресурсов, предоставление налоговых льгот, частичное покрытие транспортных расходов, возмещение процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам, применению дифференцированных ставок по страхованию;

- решить проблемы инвестиционной политики социального развития села, социальной, инженерной, производственной инфраструктуры, повышение материального благосостояния и уровня жизни работников села; совершенствовать систему подготовки и переподготовки руководителей, специалистов, работников

организаций предприятий АПК с учётом требований рынка;

развивать информационно-

консультационную службу (далее ИКЦ) в АПК, как наиболее эффективного механизма его реформирования, доводить достижения аграрной науки, новой техники и передового производственного опыта до сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования.

Все вышеперечисленные элементы организационно-экономического механизма в агропромышленном производстве не могут обеспечить выполнение основных целей Государственной программы, если они используются вне системы. Необходим системный подход, учёт всей сложности и многогранности агропромышленного производства, охватывающей организационно-экономические, технические, технологические, биологические и социальные аспекты для конкретных метеорологических условий времени и места. Их использование требует рационального сочетания саморегулирования рынка и государственной корректировки основополагающего принципа функционирования организационно-экономического механизма в условиях рыночных отношений. Основными задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются: разработка стратегических направлений развития аграрного сектора экономики и решение возникающих проблем текущего периода с целью эффективного его ведения.

В организационно-экономическом механизме агропромышленного производства, по нашему мнению можно выделить два уровня, в зависимости от того, кто его формирует: государственный - государство и органы местного самоуправления; хозяйственный - на уровне хозяйствующих субъектов. Каждому из них будут присущи свои функции, определённые им в соответствии с целью существования.

Решение конкретных проблем, раскрытие структуры и содержание разработки организационно-экономического механизма агропромышленного производства основывается на методике научного познания, которая включает методы экономических исследований. Наука и практика накопили немалый опыт выбора приоритетных направлений научно-технического прогресса, их обоснования с применением системного анализа, функционально-структурной диагностики, монографического, статистического обобщения, расчётно-конструктивного, экономико-математического моделирования,

а также комплекс методик социального, научно-производственного наблюдения и отражает порядок и последовательность решения поставленных задач, и оценку полученных результатов. Для разработки организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства целесообразно использовать методологию, предусматривающую четкое определение проблемы на основе системного анализа, выявление очередности конкретных задач с ориентацией на ведение расширенного воспроизводства в аграрном секторе.

При разработке организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства целесообразно применять следующую примерную структуру построения разделов:

1. Современное состояние агропромышленного производства области и тенденции его развития. Анализ современного состояния агропромышленного производства следует проводить в динамике за ряд лет, по группе предприятий одной формы хозяйствования и в целом по предприятиям, начиная с 2005 года, поскольку были приняты приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Федеральный закон «О развитие сельского хозяйства», на основе которых разработана Государственная программа на 2008-2012 годы, способствующие повышению его эффективности. При анализе необходимо использовать следующие показатели: производство валовой продукции (в сопоставимых ценах) и в абсолютном выражении, а также в расчёте на 100 га соответствующих земельных угодий в хозяйствах различных категорий (сельскохозяйственные организации, личные подсобные хозяйства (далее ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей (К(Ф)Х); уровень рентабельности всего производства, в том числе растениеводства и животноводства; себестоимость 1 ц продукции по видам и её трудоёмкость; фондоотдача, среднемесячный заработок работника и другие, экономические и финансовые показатели.

В данном разделе следует отразить состояние, тенденции и проблемы развития предприятий и производств пищевой и перерабатывающих отраслей: количество по видам и мощностям (молокозаводы, мясокомбинаты, предприятия консервной промышленности и т.д.), по сервисному обслуживанию - ремонтные

предприятия, транспорт, аграрные рынки, ма-шинно-технологические станции, овощные базы и другие. Определяется их производственный потенциал, уровень соответствия их мощностей сырьевым ресурсам, а также размещение сырьевых зон при их долговременных связях. Предусмотреть модернизацию технологии производства, совершенствование организации производства, труда и управления, а также развития интеграционных связей.

2. Производственные ресурсы и их использование. Здесь необходимо рассмотреть следующие вопросы: земельные, водные ресурсы, кадровое обеспечение, материально-технические ресурсы.

Земельные ресурсы делятся по видам сельскохозяйственных угодий: пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, залежь и оцениваются по выходу кормовых единиц. Приводятся и анализируются данные землеоценоч-ных работ и земельного кадастра, выделяются ареалы возделывания наиболее эффективных сельскохозяйственных культур с целью рационального размещения производства.

Агроклиматический потенциал характеризуется плодородием почв, среднемноголетними показателями суммы положительных температур, среднедневной температурой воздуха, суммой среднесуточных температур за период вегетации сельскохозяйственных культур, количеством осадков за год и вегетационный период, средней продолжительностью безморозного периода.

Водные ресурсы оцениваются на основе составления баланса водообеспеченности и водопо-требления в агропромышленном производстве.

По трудовым ресурсам определяется общая численность работников по отраслям и категориям, квалификационный состав кадров, их половозрастная структура, динамика показателей трудообеспеченности по основным профессиям. На основе балансового метода рассчитывается наличие и потребность в трудовых ресурсах на перспективу. Исчисляется ряд показателей на одного среднегодового работника: землеобеспе-ченность, энерговооружённость, фондовооружённость, производительность труда, а также земельная доля, приходящаяся в среднем на одного работника, работающего в настоящее время или работавшего ранее в сельскохозяйственном производстве и в обслуживающих его отраслях.

Материально-технические ресурсы аграрного сектора области даются в физическом и стоимостном выражении в динамике за ряд лет,

наличие и структура основных и оборотных средств, фондообеспеченность, степень износа машинно-тракторного парка.

3. Размещение производства основных видов продукции и развитие продовольственных подкомплексов.

Исследования показывают, что важным фактором эффективного развития агропромышленного производства является рациональное размещение определённых видов продукции на территории области, соответствующих природным и экономическим условиям. В данном разделе следует раскрыть следующие вопросы: совершенствование размещения и развитие специализации сельскохозяйственного производства; формирование сырьевых зон перерабатывающих предприятий; организация продуктовых подкомплексов (зерновой, картофельный, молочный, мясной, яичный и возможно другие).

Цель размещения состоит в том, чтобы производить конкурентоспособную продукцию. С помощью маркетинговых исследований следует определить, какие виды продукции, какого качества и по каким ценам пользуются наибольшим спросом на рынках сбыта области и других регионов.

4. Развитие многоукладной сельской экономики. Кооперация и интеграция агропромышленного производства.

Необходимо показать какие формы хозяйствования сложились в результате осуществления реформ, и как идёт процесс образования ор-ганизационно-правовых форм собственности и хозяйствования за все годы реформирования. Объяснить объективность и причины их возникновения, и раскрыть стратегический путь развития многоукладной экономики на селе в перспективе. Это должно стать взаимосвязанное развитие всех хозяйствующих субъектов АПК, осуществляющих свою производственную деятельность на основе кооперации и интеграции в рамках формируемых территориальных коопе-ративно-интегрированных структур от сельскохозяйственных организаций, до агропромышленных союзов, агрофирм, агрохолдингов, кластеров и других форм. При этом должны быть налажены взаимные связи с потребительскими кооперативами по кредитованию, сбыту, аг-росервису, снабжению, страхованию и т.д. При создании этих структур необходимо обеспечивать добровольность сотрудничества, приемлемый для всех уровней хозяйственной самостоятельности, при этом самостоятельность

товаропроизводителей сочетается с государственным регулированием. Равноправие, согласование личных, коллективных и общественных интересов, учитывать социальные интересы всех партнёров [4].

Освоение новых форм хозяйствования, изменение внутренней структуры предприятий могут дать положительный результат только при применении внешних экономических условий, способствующих улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. К таким условиям в системе ведения АПК относятся: эквивалентность товарообмена, своевременные расчёты за сельхозпродукцию, авансирование сельскохозяйственных организаций под будущую продукцию, дотации и компенсации сельского хозяйства, регулирование цен, бюджетное финансирование аграрной сферы, антимонопольное регулирование, льготы по налогообложению и кредитованию, страхование сельскохозяйственного производства.

Эти и иные мероприятия по совершенствованию организационно-интеграционных связей и отношений позволят сформировать эффективные кооперативные и интегрированные системы различных правовых форм и видов деятельности различного уровня хозяйствования.

5. Организация внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственных организациях. Здесь следует рассмотреть следующие проблемы:

- модели внутрихозяйственных отношений. Сельскохозяйственная организация, как правило, состоит из внутрихозяйственных производственных и обслуживающих подразделений, которые различаются специализацией, внутрихозяйственными отношениями с организацией и между собой. По этому признаку их можно разделить на три модели.

Совершенствование внутрихозяйственного экономического механизма должно быть направлено на укрепление хозяйственно-оперативной самостоятельности подразделений, на разработку и применение научно обоснованных производственных и экономических нормативов, рациональное распределение выручки от реализации продукции и услуг в подразделениях и полученной прибыли. В основу функционирования внутрихозяйственных структур должны быть положены такие элементы: механизм взаимоотношений подразделений и организаций; условия и экономические стимулы регулирования производства, механизм формирования

доходов работников; порядок финансирования, организации бухгалтерского учёта, оценка результатов работы подразделений.

- организация внутрихозяйственного коммерческого расчёта в сельскохозяйственных организациях. Необходимо рассмотреть механизм действия основных блоков и элементов предложенной модели организации внутрихозяйственного коммерческого расчёта: планирование производственной деятельности внутрихозяйственных коммерческих подразделений на основе бизнес-плана; механизм формирования внутрихозяйственных договорных расчётных цен и тарифов; методика рационального формирования внутрихозяйственных цен для обслуживающих подразделений за услуги; материальное стимулирование труда работников коммерческих подразделений за конечные результаты.

6. Организация и оплата труда в сельском хозяйстве.

В структуре факторов, воздействующих на эффективность производства сельскохозяйственных организаций значительную роль играет организация труда и его материальное стимулирование, которые со сменой форм собственности и хозяйствования привели к некоторым изменениям в использовании трудовых ресурсов и мотивации труда. Следует рассмотреть наиболее распространённые формы организации труда и её основные принципы, а также формы и системы оплаты труда в сельском хозяйстве.

7. Механизм земельного оборота в сельскохозяйственных организациях.

В современных условиях важное значение приобретает движение или оборот земельных долей, выделенных в собственности. Здесь следует рассмотреть процесс передачи земельных долей или их переход от одного собственника к другому собственнику, арендатору, пользователю и причины возникающие при этом. Необходимо учитывать специфику земли как необходимого, незаменимого, важнейшего средства производства. Проанализировать принадлежность земельных долей непосредственно работающим в сельскохозяйственных организациях, пенсионерам, работникам социальной сферы, собственники долей, которые в настоящее время работают в других организация, коммерческих структурах и на иных предприятиях. Рассмотреть различные варианты оборота земельных долей лицам (коллективам) работающим на селе, определить подходы к тому, как должен быть организован рынок, кто в нём должен

участвовать. Какими должны быть правила на рынке и т.д. В этой связи следует выделить возможные направления решения этого вопроса.

8. Производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных организаций.

В данном разделе следует рассмотреть взаимодействия и координации деятельности предприятий агросервиса: ремонтно-техническое обслуживание, агрохимическое обслуживание, организация транспортного обслуживания сельскохозяйственных организаций и машинно-технологических станций в сельском хозяйстве.

9. Рыночные отношения в системе АПК.

Основной целью формирования продовольственного рынка является создание благоприятных условий для производства, переработки и реализации продукции сельскохозяйственного товаропроизводителя, ускорение оборачиваемости финансовых средств и материальных ресурсов, уменьшения посредников в обороте продукции. Исходя из данной цели необходимо проанализировать, дать оценку и определить пути совершенствования по следующим направлениям: состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; рыночный механизм хозяйствования в аграрном производстве; формирование и развитие инфраструктуры аграрного рынка; качество и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции; принципы и условия организации маркетинговой службы.

10. Финансово-кредитный и налоговый механизмы.

Стратегия формирования рыночной экономики в АПК исходит из сочетания саморегулирования рынка и государственного рынка, воздействующих на формирование цен, кредитов, налогов, бюджетных ассигнований и др. Следует раскрыть: государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей; создание рациональной системы кредитования; инвестиционная политика в агропромышленном производстве; система налогообложения; страхование.

Показать основные направления современной системы финансирования сельскохозяйственных организаций, какие средства направляются и конкретно на что из федерального, областного, местного бюджетов, внебюджетных фондов и системы государственного и коммерческого страхования, по каким направлениям осуществляется кредитование и регулирование кредитного обслуживания.

Изложить процедуру инвестирования (анализ организационно-правового состояния объекта инвестирования, проведение маркетинговых исследований, подготовка инвестиционных предположений, поиск инвесторов, разработка документов, определяющих взаимодействие партнёров, оформление и регистрация учредительных документов, контрактов, договоров и т.д.).

Основные принципы организации системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей по регулированию и стимулированию производства. Перечислить основные налоги, уплачиваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, показать структуру налоговых платежей. Платежи во внебюджетные фонды. Налоговая нагрузка. Задолженность по налогам и платежам в фонды. Единый сельскохозяйственный налог. Оптимизация налоговых выплат: налоговое планирование и налоговый учёт.

Изложить необходимость страхования в сельскохозяйственном производстве и его государственном регулировании, организация страхования и существующие страховые организации, и их задачи. Анализ страхования сельскохозяйственного производства в области.

11. Система управления агропромышленным производством.

Разработку системы управления АПК следует вести в следующем направлении: назначение системы управления агропромышленным производством и методы его осуществления; структура и функции управляющей системы; направления и задачи развития системы управления. При раскрытии данных направлений необходимо дать определение управления, указать нормативные акты, существующие в настоящее время по организации и структуре государственного исполнительного управления АПК страны. Какие функции осуществляет тот или иной орган на областном, районном уровнях и особенности структуры и функций управляющей системы в организациях (предприятиях) в зависимости от организационно-правовых форм собственности и хозяйствования.

Необходимо также учесть особенности задач по развитию управления производством в сельскохозяйственных организациях, которые обусловлены тем, что в современных условиях они организуют три группы: экономически крепкие, экономически слабые и находящиеся в состоянии банкротства.

12. Информационное обеспечение.

Отметить, что в области существовала

информационная система в виде областной сельскохозяйственной выставки, центров научной информации и рекламы, отделов по научной организации труда (НОТ), которые прекратили своё существование.

Организация информационно-

консультационных служб (ИКС) в АПК области. Их функции и основные направления в работе. Предложения по совершенствованию.

13. Научное обеспечение.

Раскрыть основные направления научных исследований, связанных с деятельностью АПК в области в настоящее время и перспективы их развития по основным отраслям сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и созданию базы для последующего перехода к инновационным технологиям, техническим средствам мирового уровня и усовершенствованным социально-экономическим параметрам производства.

14. Система подготовки кадров и социальное развитие села.

В данном разделе следует дать материалы по следующим направлениям: стратегические ориентиры развёртывания системы подготовки кадров и социального развития села на период до 2020 года и более далёкую перспективу; состояние и проблемы социального развития сельских территорий и кадрового обеспечения АПК области; основные направления обеспечения социального и кадрового развития села (развитие в сельских муниципальных образованиях предпринимательской деятельности, предусмотреть развитие агробизнеса в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан, управление сельской территорией на основе динамики показателей качества жизни населения, стратегическое планирование социально-экономического развития сельских муниципальных образований, развёртывание региональной системы аграрного образования.

15. Прогноз развития аграрного производства и его отраслей.

Основной целью прогнозирования агропромышленного производства региона является разработка таких вариантов, которые способствовали бы не только удовлетворению потребностей населения в сельскохозяйственной продукции, перерабатывающей промышленности в сырье, но и возможности производства конкурентоспособной продукции для вывоза на межрегиональные рынки при наиболее эффективном использовании имеющихся материально-технических и

финансовых ресурсов.

Такая целевая установка выдвигает необходимость многовариантного решения задач: развитие внутреннего и внешнего рынков производства; объёмы производства и реализации продукции; обеспеченность региона местной продукцией; материально-техническое обеспечение; уровень оплаты труда и развитие социальной инфраструктуры; формирование местного бюджета и другие. Такой подход, в отличие от фрагментарности и односторонности нынешних нормативных документов, в том числе и Государственной программы, даст возможность выбрать научно обоснованные направления развития агропромышленного производства [4].

Заключение. Таким образом, разработка организационно-экономического механизма, как важнейшей составной части системы ведения агропромышленного производства достаточно сложная, многоплановая работа. Она должна в полной мере учитывать конкретные условия производства и основываться на имеющемся потенциале аграрной науки, агрообразования, передовой практики и имеющихся внутрихозяйственных резервов и корректироваться в соответствии с возникающими в реальной действительности проблемами, а также создание экономически равных условий (цены, налоги, страхование, финансовая поддержка и др.).

Комплексность системного подхода в решении поставленных задач будет способствовать увеличению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, возможно полному удовлетворению потребностей населения в отечественных продуктах питания, а промышленности в сырье, решению ряда социально-экономических вопросов, повышению эффективности агропромышленного производства.

Литература. 1. Система ведения агропромышленного производства Орловской области (организационно-экономический механизм). -М.: Агропрогресс, 2001. - 230 с.

2. Система ведения агропромышленного производства Воронежской области до 2010 года. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005.-464 с.

3. Ушачёв, И.Г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.: научное обеспечение//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - №4 . -с. 5-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Шутьков, A.A. Системный подход к ведению агропромышленного производства//АПК: экономика, управление. - 2013,- №5. - с.13-21.

УДК 636.22/.28(470.333)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Михалев И.И., к.э.н., заместитель директора Института повышения квалификации кадров агробизнеса

ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

В статье раскрыты исторические аспекты развития молочного скотоводства Брянской области. Проведён анализ состояния молочного скотоводства и выявлены основные тенденции развития. Определены основные направления развития отрасли, нацеленные на преодоление кризиса в молочном скотоводстве.

Ключевые слова: реформа Столыпина, молочное скотоводство, кризис, этапы и тенденции развития, анализ состояния отрасли, поголовье коров, продуктивность, производство и реализация молока.

In the article revealed historical aspects of development of dairy cattle in Bryansk region. The analysis of a condition of dairy cattle is carried out and the basic tendencies of development are revealed. The basic directions of development of the industry aimed at overcoming of crisis in dairy cattle are defined.

Key words: Stolypin's reform, dairy cattle, crisis, stages and tendencies of development, analysis of the industry, livestock of cows, productivity, production and sale of milk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.