Научная статья на тему 'Концепция развития аграрного комплекса республики Дагестан'

Концепция развития аграрного комплекса республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АGROINDUSTRIAL COMPLEX / NATIONAL PROJECT "THE DEVELOPMENT OF THE AIC" / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ АПК" / INDICATORS OF ACTIVITY / SYSTEMIC PROBLEMS / PRIORITY TARGETS / FEDERAL PROGRAMS / STANDARD LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаев Вагиф Далибович

Прослежена динамика развития агропродовольственного рынка, формирова-ния потребительских цен, уровня жизни сельского населения. Названы крупные сис-темные проблемы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, и обо-значены пути их преодоления. Приведены основные направления приоритетного проекта «Развитие АПК», мероприятия, выработанные в целях его реализации, пер-спективные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some major systemic problems of agroindustrial and fishery complexes were enumer-ated indicating the ways of their surmounting. Basic lines of priority project of the AIC de-velopment were stated, as well as measures elaborated with the aim of its implementation and perspective tasks.

Текст научной работы на тему «Концепция развития аграрного комплекса республики Дагестан»

В.Д. Мамаев

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Аннотация

Прослежена динамика развития агропродовольственного рынка, формирования потребительских цен, уровня жизни сельского населения. Названы крупные системные проблемы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, и обозначены пути их преодоления. Приведены основные направления приоритетного проекта «Развитие АПК», мероприятия, выработанные в целях его реализации, перспективные задачи.

Ключевые слова

Агропромышленный комплекс, показатели деятельности, системные проблемы, приоритетные цели, федеральные программы, нормативно-правовые акты, национальный проект «Развитие АПК»

Annotation

Some major systemic problems of agroindustrial and fishery complexes were enumerated indicating the ways of their surmounting. Basic lines of priority project of the “AIC development” were stated, as well as measures elaborated with the aim of its implementation and perspective tasks.

Key words

Аgroindustrial complex, indicators of activity, systemic problems, priority targets, federal programs, standard legal acts, national project “The development of the AIC”

2009 № 3

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Учитывая системообразующую роль агропропромышленного комплекса (АПК) для социально-экономического развития Республики Дагестан (РД), следует уделить особое внимание проблемам, сдерживающим повышение эффективности хозяйственной деятельности. Среди главных проблем следует отметить слабое распространение прогрессивных форм хозяйствования, отсутствие целостной системы управления агрокомплексом. В повышении эффективности работы АПК решающая роль должна принадлежать структурным преобразованиям и совершенствованию экономических отношений, которые предусматривают: приведение

организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствие с нормами законодательства РФ; содействие формированию конкурентоспособных товаропроизводителей и создание условий для концентрации средств производства у наиболее эффективных собственников и организаций; содействие развитию горизонтальной и вертикальной интеграции при жестком соблюдении антимонопольного законодательства; решение проблем нерентабельных хозяйствующих субъектов.

Повышение эффективности аграрного комплекса республики в значительной степени должно определяться инновационным характером развития: оснащением новой техникой, внедрением ресурсосберегающих технологий в отраслях АПК.

В целях повышения эффективности научно-технического потенциала АПК РД предусматривается: сохранение, дальнейшее развитие и укрепление научно-технического потенциала, повышение эффективности его работы; предоставление на конкурсной основе государственной поддержки наиболее перспективным научным исследованиям, имеющим существенное значение для развития АПК; формирование ры-

ночных отношений в научнотехнической сфере при разработке и реализации достижений науки и техники; содействие творческой инициативе молодых ученых в разработке и внедрении современных научно-технических достижений. Для обеспечения устойчивого развития аграрного производства, создания надежного продовольственного рынка РД, широкого распространения знаний, оказания информационно-консультационных услуг хозяйствующим субъектам АПК, иным заинтересованным лицам в ввозе и вывозе сельскохозяйственной продукции следует создать эффективную республиканскую информационно-

консультационную службу, интегрированную в единое информационное пространство РФ.

Основными критериями оценки эффективности деятельности АПК должны быть финансово-хозяйственные показатели сельскохозяйственных

предприятий и уровень доходов сельских жителей. Одним из определяющих условий достижения намеченных рубежей является восстановление и совершенствование экономической работы на селе. Реформирование сельскохозяйственных предприятий, приведение их организационно-правовых форм в соответствие с Гражданским кодексом РФ. В результате реорганизации колхозов и совхозов основными организационноправовыми формами стали предприятия, созданные на базе коллективнодолевой собственности на имущество. Поэтому необходимо восстановить систему внутрихозяйственных расчетов, усовершенствовать в новых условиях систему бухгалтерского учета и отчетности, работу служб экономического анализа, оптимизировать производственную структуру сельскохозяйственных предприятий, что послужит улучшению экономического положения товаропроизводителей АПК. С целью дальнейшего финансового оздоровле-

ния сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо, в первую очередь, провести комплексную реструктуризацию кредиторской задолженности товаропроизводителей по платежам в бюджеты различных уровней, внебюджетные фонды. Необходимо изменить направления государственной поддержки сельского хозяйства и оказывать ее предприятиям, фермерским хозяйствам, личным подворьям, обеспечивающим наибольшую отдачу вложенных средств. Совершенствование финансово-кредитных отношений в АПК будет проходить при ценах, диктуемых спросом и предложением (рынком).

Основной задачей в области страхования является формирование и развитие эффективной его системы в сельском хозяйстве, включающей в том числе обязательную перестраховку части рисков; введение отдельного учета операций по страхованию, обеспеченному государственной поддержкой. Другие виды страхования товаропроизводителей осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

Основной целью развития земельных отношений является улучшение эффективности использования сельскохозяйственных угодий, повышение плодородия почвы, сохранение природной среды. В соответствии с Земельным кодексом РФ и с учетом принятия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предстоит осуществить формирование нормативноправовой базы регулирования земельных отношений с учетом специфики республики, направленной на: переход к многообразию форм собственности на землю; создание рыночного экономического механизма регулирования земельных отношений и охраны земель; совершенствование нормативно-

правовой и методической базы для реализации организационно-

экономического механизма регулирования земельных отношений; создание

реальных условий для реализации конституционных прав субъектов земельных отношений на владение, пользование и распоряжение землей; вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры; приоритетное развитие арендных отношений в сфере сельскохозяйственного землепользования; создание современной системы управления земельными ресурсами на основе объективных данных государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

По мере развития земельных отношений, перехода к формированию многообразия форм собственности на землю предполагается передача определенной части земли в собственность хозяйствующим субъектам, а остальную часть рекомендуется передавать в долгосрочную аренду через органы местного самоуправления.

В ходе аграрных преобразований значительно возрос экономический и социальный статус личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения. Развитие этой категории хозяйств стало в определенной степени стабилизирующим фактором социально-экономической ситуации в республике. Учитывая социальную и экономическую значимость ЛПХ, необходимо осуществить включение ЛПХ в сферу государственной аграрной политики, в статистическую систему АПК, в систему государственного племенного, ветеринарного, агрозоотехнического и инженерного обслуживания. Это будет способствовать обеспечению занятости и повышению уровня жизни сельского населения, воспроизводству трудовых ресурсов в сельской местности, возрождению сельскохозяйственного производства.

Социальное преобразование села связано с обеспечением нормальных условий для жизнедеятельности сельского населения. Сельхозпредприятия, сохранившие на своем балансе объекты

социальной и инженерной инфраструктуры, должны иметь налоговые льготы или получать из местного бюджета компенсации для возмещения издержек в объеме нормативных затрат. Важнейшие задачи социально-экономической политики в аграрном секторе создание -условий для эффективной занятости населения и обеспечение предприятий рабочей силой.

Для решения задач по социальному развитию села необходимы следующие меры: повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий за счет развития отраслей агросервиса, производственной и социальной инфраструктуры, поддержки дорожного и водохозяйственного строительства, транспорта, связи, торговли, электрификации и газоснабжения стимулирования развития рынка услуг в сельской местности; перепрофилирование предприятий, продукция которых не находит рынков сбыта, на производство товаров, имеющих спрос; максимальное использование местных ресурсов при создании новых рабочих мест.

Переход к рыночной экономике диктует необходимость принципиальных изменений в подходах к кадровому обеспечению аграрного сектора. Преобразования в АПК следует начинать с подготовки кадров, хорошо знающих законы рынка, умело ориентирующихся в складывающейся обстановке, способных переходить к современным технологиям, обладающих предпринимательскими навыками.

Основной целью земледелия республики является повышение эффективности и устойчивости производства растениеводческой продукции за счет более полного и рационального использования биоклиматического потенциала, расширения набора культур и сортов, сохранения и воспроизводства почвенного плодородия.

Общими концептуальными направлениями организации и ведения

земледелия являются: поддержание

плодородия почв за счет рациональных севооборотов, более полного использования местных органических и минеральных удобрений; создание новых высокоурожайных, устойчивых сортов растений, адаптированных к местным условиям; усовершенствование системы семеноводства; значительное увеличение ассигнований на целевые программы по приоритетным направлениям; повышение эффективности эксплуатации гидромелиоративных систем; реконструкция и восстановление имеющихся оросительных систем.

Необходимо уделять большое внимание развитию овощеводства.

Предполагается расширить площади и ассортимент овощных культур. Их производство ориентируется на переработку, внутреннее обеспечение и вывоз за пределы РД. При этом должна быть налажена помощь в формировании рынков сбыта и информационном обеспечении населения.

Приоритетным направлением является расширение площадей под виноградниками в районах, традиционно занимающихся виноградарством, увеличение их урожайности, обеспечение на этой основе роста объемов производства, решения следующих задач: создания условий для производства высококачественной продукции виноградарства и виноделия; восстановления и дальнейшего расширения площадей виноградников; создания базы по производству посадочного материала.

Для решения проблемы обеспечения населения республики плодами и виноградом необходимо рациональное размещение их производства в наиболее выгодных по экономическим и природным ресурсам районах республики. Стабильное производство плодов должно обеспечиваться систематической (ежегодной) посадкой новых насаждений, с тем, чтобы молодые сады занимали не менее 25 % всей площади, а

старые (старше 30 лет) следует раскорчевывать.

Развитие отрасли животноводства в современных условиях и на перспективу направлено на повышение продуктивности всех видов животных, роста численности скота и птицы, улучшение селекционно-племенной работы, совершенствование технологии содержания и кормления, что позволит улучшить обеспечение населения республики мясо-молочными продуктами.

В соответствии с историческими и природно-климатическими условиями, наличием естественных кормовых угодий, овцеводство в республике будет развиваться в основном за счет увеличения поголовья районированных пород с эффективным использованием средств федерального и республиканского бюджетов, предусмотренных на поддержку овцеводства и лизинг скота.

Дальнейшее развитие овцеводства в республике будет осуществляться за счет сохранения и дальнейшего совершенствования уникального генофонда овец, разводимых в республике, подготовки и переподготовки профессиональных кадров бонитеров, менеджмента и агробизнеса.

Рост производства мяса в республике планируется осуществлять за счет увеличения численности поголовья скота и свиней, повышения их продуктивности путем использования белковитаминных добавок.

В вопросах обеспечения населения продукцией животноводства весомое место занимает птицеводство. Интенсификация птицеводства должна осуществляться в направлении специализации на производстве яиц и мяса.

Весомым дополнением в обеспечении мясом граждан также является рыбоводство. Главной целью комплексного развития рыбной отрасли республики является удовлетворение потребностей населения в высококачественной рыбной продукции. Предусматривается

последовательное решение следующего комплекса организационных, правовых, экономических, научно-технических и социальных задач: разработки нормативных правовых актов; изучения состояния водных биоресурсов и обеспечения полномасштабного их воспроизводства; создания современных воспроизводственных и товарных комплексов; формирования продуктивных маточных стад ценных видов рыб (осетровые, карп, сом) на основе селекции и племенного дела; восстановления и развития прудового рыбоводства.

Финансовая поддержка будет необходима отрасли только для специализированных рыбопитомников на

формирование маточных стад, их содержание и производство посадочного материала.

Животноводство немыслимо без ветеринарного обслуживания. Оно

должно идти по следующим направлениям: систематической ветеринарной

профилактике; организации охраны

территории республики от заноса болезней животных из других регионов России и приграничных государств; реализации федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных.

На начало 2009 г. по сравнению с 1990 г. общая численность тракторов в сельском хозяйстве республики снизилась в 2,2 раза, зерноуборочных комбайнов - более чем в 2 раза, плугов - на 50 %, сеялок - в 2 раза и т.д. Такой уровень оснащенности выдвигает решение задачи технического перевооружения отрасли более качественной и производительной техникой.

Проведение государственной политики в области развития АПК требует дополнительной разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему республиканского аграрного законодательства и устранить пробелы и

противоречия действующего. Учитывая это, разработку республиканских законодательных нормативно-правовых актов нужно осуществлять в рамках обновления федеральной законодательной базы функционирования АПК.

По мере интенсификации сельскохозяйственного производства будут осуществляться меры по регулированию аграрного производства на основе экологических требований, а именно: контроль над технологиями в сельскохозяйственном производстве для снижения техногенной нагрузки на окру-

жающую среду, развитие земельного зонирования и системы предельно допустимых нормативов; создание механизмов стимулирования применения экологически прогрессивных технологий, адаптированных к местным условиям и обеспечивающих предотвращение деградации и эрозии почв; формирование системы производства и торговли экологически чистой сельскохозяйственной продукцией.

Реализация намеченных мер позволит достигнуть следующих результатов по основным отраслям АПК.

Таблица ¡.Ожидаемые результаты производства продукции АПК в 2010г.

№ Наименование продукции 2001 г. 2007 г. 2010 г.

1 Зерно (тыс. тонн), 272,6 369 400

в том числе кукуруза (тыс. тонн) 28,9 57,3 50

рис (тыс. тонн) 23,1 18,7 50

2 Подсолнечник (тыс. тонн) 1,5 4,0 5,2

3 Овощи (тыс. тонн) 449,8 495 1000

4 Картофель (тыс. тонн) 217,6 209 300

5 Плоды (тыс. тонн) 54,1 44 130

6 Виноград (тыс. тонн) 70,5 65 150

7 Мясо (тыс. тонн) 112,4 118 150

8 Молоко (тыс. тонн) 285,6 304,5 505

9 Шерсть (тонн) 9094 11200 12000

10 Яйцо (млн.шт.) 266,1 295,4 430

11 Консервы (муб) 31 28 350

12 Кондитерские изделия (тонн) 1535 1550 8200

13 Минеральная вода (тыс.бут.) 5381 10630 40000

14 Безалкогольные напитки (тыс. дал) 911 1002 3000

Использованы данные Минсельхоза РД

Предлагаемые положения позволят организовать производство, базирующееся на реалиях российской экономики и учитывающее специфику сельского хозяйства республики. Это касается специализации производства сельскохозяйственных зон и отдельных районов, а также внедрения научно

обоснованных систем растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности, в основу которых должны быть заложены , с одной стороны, максимально возможная эффективность хозяйствования, а с другой - природосбережение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.