Научная статья на тему 'Формирование условий для развития предпринимательства в системе АПК республики Калмыкия'

Формирование условий для развития предпринимательства в системе АПК республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
развитие малых форм хозяйствования / сельская местность / Развитие АПК / Республика Калмыкия / поддержка предпринимательства

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаева Елена Владимировна

С целью стимулирования развития малых форм хозяйствования в сельской местности как одного из основных направлений развития приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также увеличения вклада малого бизнеса в экономику республики и АПК, в частности, рассматривается система мер, принятие которых в Республике Калмыкия направлено на поддержку предпринимательства со стороны как государства, так и администрации республики и муниципальных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование условий для развития предпринимательства в системе АПК республики Калмыкия»

Рис. 1. Направления государственной поддержки ЛПХ населения Республики Бурятия на региональном уровне

Рис. 2. Направления поддержки ЛПХ населения Республики Бурятия на уровне сельских администраций

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Экономика / под ред. АГ. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова. М.: Единство, 2001.

2 Чаянов А.В. Избранные труды. М.: Финансы и статистика, 1991.

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯРАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ АПК РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Основу экономики Республики Калмыкия составляет сельскохозяйственное производство, приоритетным направлением которого в свою очередь остается животноводство. Так, из 6,1 млн га сельских угодий 84% площадей занято под сенокосы и пастбища. Из 112 хозяйств Калмыкии 82% специализируется на разведении овец и крупного рогатого скота мясного направления. Такая ориентация экономического развития Калмыкии имеет глубокие исторические корни, поскольку традиционный жизненный уклад калмыков опирается на развитие животноводства.

В настоящее время в результате общих кризисных процессов (неплатежи за продукцию, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективность финансово-кредитной и налоговой политик и т. п.), характерных для экономики страны в целом, а также недостаточного развития нормативно-правовой базы по широкому кругу организационно-правовых, земельных, социальных и других вопросов деятельности агропромышленных товаропроизводителей основная отрасль республики - сельское хозяйство -остается убыточным.

Эго сказалось отрицательно на социально-экономических показателях Калмыкии. Ухудшилось материальное положение населения, усилилась внутренняя миграция из села в город, растет число безработных, особенно среди молодежи, удельный вес которых в общей численности безработных составил в 2007 г. около 47%. Усилилось негативное воздействие проблемы обеспечения занятости и на другие социальные стороны жизни общества: ухудшаются показатели здоровья населения, образования, демографических процессов, роста преступности.

Налицо две актуальные, взаимозависимые и требующие решения проблемы - сохранение существующего потенциала сельского хозяйства и обеспечение занятости населения1.

Для развития сферы предпринимательства в АПК существенным является проведение качественного анализа особенностей развития данной категории сельхозтоваропроизводителей и определение приоритетов в его поддержке. Проблемы предприятий АПК группируются по двум направлениям: возникающие в период организации и появляющиеся в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

В нашей стране действует программа с целью создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Создание малых предприятий в АПК имеет большие возможности с точки зрения как выбора направлений деятельности, так и способа их организации. Хотя в АПК и наблюдается жесткая конкуренция, для производителей и переработчиков сельсюхозяйствен-

ной продукции существует масса свободных ниш. Вместе с тем создание малого предприятия в каяедом конкретном случае имеет свои особенности: различия в спросе на продукцию, в сырьевом обеспечении, сроке окупаемости проектов, потребности в финансовых средствах, формах реализации продукции, возможности уйти от воздействия монополизма и др., что нельзя не принимать во внимание.

В связи с этим сначала необходимо оценить общие условия развития предпринимательства - правовые условия, степень насыщенности региона различного вида предприятиями, налогообложение, виды льгот и т. д. Далее выбирается направление деятельности предприятия - по видам продукции, товаров. Кроме того, следует оценить потенциальную емкость рынка выбранных товаров или услуг, возможный объем продаж.

При выборе вида продукции, товара или услуг исходной предпосылкой является то, начинающий это предприниматель или опытный. Для начинающего предпринимателя необходимо прежде всего выбрать подотрасль, затем вид товаров или услуг, рынок сбыта, организационную форму предприятия и т. д. Руководитель действующего на рынке сельскохозяйственного предприятия должен обратить внимание на повышение конкурентоспособности производимых им продукции, товаров или услуг, выбор наиболее эффективных форм доведения товаров до потребителя, соответствие возможностей предприятия требованиям рыночного спроса и т. д.

Для снижения риска и преодоления влияния негативных факторов важным шагом становится расчет доходов от реализации продукции, товаров или услуг. Здесь необходимо выяснить условия и возможности эффективного вложения средств в различные подотрасли АПК региона. С этой целью проводится анализ данных для распределения отраслей по уровню доходности, поскольку наиболее привлекательными для инвесторов остаются отрасли с высоким уровнем рентабельности, быстрым ростом цен на продукцию, где доходность либо растет, либо снижается, но медленно2.

Таким образом, должны быть получены ответы на ряд вопросов: насколько должен быть высок уровень первоначальных капиталовложений? Какова длительность окупаемости вложенных средств? Какова степень определенности в достижении коммерческого результата? Также учитывается и состояние хозяйственной деятельности в регионе.

На развитии предпринимательства в АПК сказывается невозможность приобретения многими предприятиями современного оборудования, техники, дешевого сырья, высокие производственные и общехозяйственные расходы. Кроме того, малому предприятию трудно конкурировать с крупными хозяйствами, хотя техническое состояние большинства крупных предприятий также остается низким. В связи с этим бизнес возлагает надежды на эффективную помощь государства. В первую очередь речь идет о финансовой поддержке - предоставлении техники и оборудования в лизинг, страховании рисков, выделении льготных кредитных средств и др. Далее. Немалый интерес для предпринимателей в целях сокращения производственных расходов имеет

снижение налогообложения, цен на энергоресурсы, арендной платы за пользование землей и производственными помещениями.

Формирование условий для развития предпринимательства в сельской местности представлено в таблице. Важнейшими установками по содействию предпринимательству являются формирование благоприятных условий для развития деловой активности населения, активизация участия предпринимателей в экономическом и социальном развитии республики, насыщение рынка товарами и услугами, создание новых рабочих мест, реформирование налогообложения и дальнейшее совершенствование правовой базы.

№ п/п Условия для развития предпринимательства в АПК

1 Разработка комплексной программы развития предпринимательства в АПК региона на основе результатов анализа деятельности данного сектора экономики

2 Наличие правовой базы для организации деятельности малых предприятий аграрной сферы и ее соответствие конкретным условиям их развития

3 Формирование предпринимательской среды в сельской местности региона и обеспечение механизмов реализации социально- экономических интересов сельского населения

4 Дальнейшее развитие в регионе различных форм хозяйствования и реализации отношений собственности на землю, имущество

5 Совершенствование технологий производства, переработки и реализации сельхозпродукции, диверсификация сфер предпринимательства

6 Наличие внутреннего потенциала самореализации и саморазвития предпринимательства среди сельского населения

7 Развитие форм, методов, направлений государственного регулирования малого предпринимательства в сельской местности

8 Стимулирование и поддержка государством новаторства, использование новых прибыльных технологий в агропромышленном производстве

9 Осуществление максимальной поддержки малых форм сельхозтоваропроизводителей путем: сохранения налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства в аграрной сфере, установленных действующим законодательством, а также введения дополнительных мер на уровне региона для тех из них, которые производят конкурентоспособную продукцию; - активизации финансовой, сырьевой и технологической поддержки малого предпринимательства в АПК со стороны республиканской администрации, а также органов местного самоуправления; - развития системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства в сельской местности, а также специалистов органов исполнительной власти районов, обеспечивающих поддержку и развитие малого предпринимательства

10 Изучение опыта других регионов России по совершенствованию отношений между различными формами товаропроизводителей и т. д.

11 Устранение правовых, административных, экономических и организационных барьеров, ограничивающих развитие и выход на рынок малых предприятий АПК

Основными направлениями развития предпринимательства в сельскохозяйственном производстве должны стать:

1) переход в агропромышленном производстве преимущественно на интенсивные методы, в том числе путем повышения эффективности использования всех ресурсов за счет малого предпринимательства; внедрение в производство сельскохозяйственной продукции прогрессивных отечественных и зарубежных технологий, новых средств защиты растений и животных и т. д.;

2) стимулирование производства в области мяса и мясопродуктов, обеспечение производства молока и молочных продуктов, яиц путем системы экономических мер по поддержке молочного скотоводства, овцеводства, птицеводства, в том числе за счет дотаций на продукцию, продаваемую государству;

3) разработка и реализация целевой программы развития племенного животноводства и ветеринарного обслуживания на коммерческой основе;

4) обеспечение хранения, транспортировки произведенной сельхозпродукции;

5) повышение товарности фермерских хозяйств путем организации постоянных закупок произведенной продукции непосредственно из хозяйств через молокоприемные пункты, убойные цеха, пункты закупки овощей, фруктов;

6) развитие системы добровольного страхования посевов, имущества, скота и т. д.;

7) соблюдение принципа добровольности при создании и ликвидации крестьянских (фермерских) хозяйств;

8) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

9) создание в области устойчивой экономико-правовой базы, обеспечивающей отказ землепользователей от земель, используемых неэффективно, путем определения оптимальной ставки налога на земли сельхозназначения; перераспределение земель в рамках системы землеустройства в целях их наилучшего использования.

Важнейшей задачей с целью усиления роли малого предпринимательства в АПК республики становится определение направлений развития данного сектора экономики в сельскохозяйственном производстве и переработке сельскохозяйственной продукции. Среди них:

1) развитие перерабатывающих мини-предприятий, в том числе в крестьянских (фермерских) хозяйствах; модулей по переработке мяса, молока, овощей и фруктов в продукты, соответствующие современным европейским стандартам;

2) поддержка перерабатывающих производств в районах республики в соответствии с сельскохозяйственной специализацией;

3) использование современных форм упаковки переработанной сельхозпродукции;

4) внедрение современных технологий хранения сельхозпродуктов;

5) развитие сети хозяйств, производящих экологически чистые продукты, с обеспечением им дополнительных льгот;

6) создание экономических условий развития системы переработки сельхозпродукции:

- активизация процесса инвестирования в перерабатывающую отрасль;

- предоставление техники и оборудования на условиях лизинга малым предприятиям, занятым переработкой сельхозпродукции;

- своевременное льготное кредитование перерабатывающих предприятий малого бизнеса для пополнения оборотных средств и обеспечения регулярных расчетов за закупаемую продукцию;

- отработка механизма выделения товарного кредита;

- эмиссия ценных бумаг специально для отраслей переработки (акций, облигаций и т. д.);

7) стимулирование малого предпринимательства в сфере переработки сельхозпродукции в селах;

8) подготовка и переподготовка кадров для отрасли; обучение руководителей малых перерабатывающих предприятий основам предпринимательства, менеджмента и т. д.

Как видим, для дальнейшего развития предпринимательства в АПК и для увеличения его вклада в экономику республики необходимо принять соответствующие меры по поддержке данного сектора экономики со стороны государства на федеральном и региональном уровнях с целью удешевления кредитов, льгот по налогам, госзаказов, помощи в приобретении техники, оборудования, помещений, развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК - сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных), системы земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты под залог земельных участков и поможет решить проблему залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК, а также помощи в организации консультаций по экономическим, правовым и организационно-правовым аспектам деятельности малых предприятий. Немаловажное значение придается подготовке федеральных и областных законов и нормативных актов в сфере предпринимательства, поддержке кооперации малых предприятий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Постановление Правительства Республики Калмыкия от 31 июля 2006 г. № 293 «О республиканской целевой программе “Развитие системы сельской кредитной кооперации Республики Калмыкия на 2006-2010 годы”».

2 См.: Козлов М.Н. Фермерство в сельской экономике России // Крестьянские ведомости. 2008. № 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.