Научная статья на тему 'Хозяйственная деятельность в условиях инновационной экономики'

Хозяйственная деятельность в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегические цели / инновационная экономика / национальная экономика / динамичность и гибкость / крестьянские (фермерские) хозяйства / самоуправление / самофинансирование / кооперация / Strategic objectives / innovative economy / national economy / dynamism and flexibility / peasant (farmer) economy / self-government / self-repayment / cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмахалгаев Л. Ц.

В статье изложены основные направления развития Республики Калмыкия в области хозяйственной деятельности. Предлагаются скоординированные действия в различных отраслях и сферах народного хозяйства, направленные на благосостояние и повышение качества жизни населения, сохранение и развитие человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности и эффективности экономики Калмыкии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадмахалгаев Л. Ц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ACTIVITIES IN INNOVATION ECONOMY

The article sets out the main directions of development of the Republic of Kalmykia in the field of economic activity. Offers coordinated actions in different branches and sectors of the economy to welfare and improving the quality of life of the population, conservation and human development, improve competitiveness and efficiency of the economy of Kalmukia.

Текст научной работы на тему «Хозяйственная деятельность в условиях инновационной экономики»

№ 2(25), 2012 г.

ЭКОНОМИКА

БАДМАХАЛГАЕВ Л. Ц.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В статье изложены основные направления развития Республики Калмыкия в области хозяйственной деятельности. Предлагаются скоординированные действия в различных отраслях и сферах народного хозяйства, направленные на благосостояние и повышение качества жизни населения, сохранение и развитие человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности и эффективности экономики Калмыкии.

Ключевые слова: стратегические цели, инновационная экономика, национальная экономика, динамичность и гибкость, крестьянские (фермерские) хозяйства, самоуправление, самофинансирование, кооперация.

Социально-экономическое положение и основные направления развития Республики Калмыкия должны базироваться на следующих принципиальных положениях:

1) Стратегические цели экономического и социального развития России.

2) Реальные интересы народов Калмыкии.

Для того чтобы достичь этих целей, необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Какое место занимает экономика Республики Калмыкия в социально-экономическом пространстве России?

2) Каковы должны быть приоритеты в государственной региональной политике, адекватной вызовам современности?

3) Каковы стратегические цели социально-экономического развития Республики Калмыкия?

В этой связи скоординированные действия в различных отраслях и сферах народного хозяйства республики направлены на повышение благосостояния и качества жизни населения, сохранение и развитие человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности и эффективности экономики Калмыкии.

Республика Калмыкия имеет монопрофильную экономику - аграрный сектор. Природно-экологические и ландшафтные особенности Калмыкии предопределяют базовые черты ее хозяйственной специализации, структуру региональной экономики, доминанту в ней аграрного кластера и, в первую очередь, экстенсивного животноводства овцеводческого направления. При этом аграрный кластер остается базовым элементом региональной экономики, причем особым образом его значение возрастает в условиях характерного для последнего десятилетия процесса деиндустриализации. Следует отметить, что основная сельскохозяйственная продукция производится в личных хозяйствах населения, поэтому в силу специфики налогообложения сельскохозяйственных производителей данная отрасль имеет незначительный налоговый потенциал. Но, с другой стороны, трудно переоценить важность развития данной отрасли экономики для республики в целом, а также с точки зрения удовлетворения потребностей населения и его занятости. В этой связи представляется необходимым расширять товарное производство с одновременным переустройством социально-экономических отношений, поскольку дальнейшее развитие республики должно быть связано с ускоренным развитием других отраслей, обладающих большим налоговым потенциалом. Очевидно, что в сельском хозяйстве необходимы усилия по расширению новых экономических форм организации и изменению структуры производства, иначе во многом архаичные производственные отношения и структура производства, ориентированная на мелкотоварное производство с низким уровнем налогового потенциала, будут мешать прогрессивным структурным сдвигам и способствовать сохранению существующих экономических отношений. Эти проблемы характерны и для других национальных республик Юга России, поэтому их решение зависит от проведения продуманной аграрной политики федерального центра, включая и новые организационные формы, связанные с формированием рыночной среды. В частности, необходимо расширять деятельность интегрированных предприятий и организаций агропромышленного комплекса. Однако коренное решение проблем развития сельского хозяйства лежит в плоскости развития других отраслей экономики с более высоким уровнем технической оснащенности, организации производства и труда.

Приоритеты и потенциал развития индустриального сектора во многом предопределяются особенностями ресурсов республики. Наряду с сельскохозяйственным сырьем (преимущественно животноводческим) и биоресурсами прилегающих морских акваторий на территории Калмыкии, имеются месторождения минеральных стройматериалов (глин и суглинков, песчаников, песка), соли, газа, нефти. Вместе с тем, разведанные в республике месторождения сырья близки к исчерпанию.

5

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Калмыкия находится на последнем месте среди регионов Юга России по обеспеченности транспортными коммуникациями. Величина плотности железных дорог незначительна и составляет всего 2 км путей на 1000 кв.км территории.

Слабо развита и современная рыночная инфраструктура, в частности сеть кредитно-банковских учреждений. Сохраняется низкая инвестиционная привлекательность. Достаточно высок уровень теневой экономики, общей неопределенности информационно-правовой среды.

Неудовлетворительное финансово-экономическое положение значительной части крупных и средних предприятий, доминирование мелкотоварной экономики, неудовлетворительная обеспеченность территории республики дорожно-транспортной и иной инфраструктурой, различного рода институциональные причины сдерживают активность частных инвесторов, препятствуют эффективному позиционированию Калмыкии на межрегиональных и мировых рынках товаров и услуг.

Номенклатура экспорта республики носит сырьевой характер. Одновременно с этим неоправданно низка степень самообеспечения регионального рынка собственной продукцией, особенно с высокой степенью переработки. Данная ситуация негативно проецируется на бюджетно-налоговую ситуацию, рынок труда, уровень жизни подавляющей части населения Калмыкии, предопределяет общее позиционирование республики как периферийного, слабозаселенного, аграрного, высокодепрессивного региона со сложными детерминируемыми природно-экологическими факторами, условиями хозяйствования и расселения.

Среди проблем также следует отметить значительный износ основных производственных фондов, слабую экспортную ориентированность экономики, низкий уровень доходов населения, отставание в темпах развития от ряда ведущих российских регионов и городов, полное отсутствие сектора производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции, современной торговой сети и емкого потребительского рынка.

В плане социально-демографической ситуации отмечается серьезная имущественная дифференциация, миграция населения в другие регионы страны, дефицит квалифицированной рабочей силы.

Эти факторы, особенности и проблемные ситуации социально-экономического развития республики предопределяют необходимость реализации комплекса мер по выводу ее экономики из депрессивного состояния и по увеличению ее социально-экономического потенциала.

При этом в первую очередь следует обеспечить преодоление основополагающих факторов консервации депрессивности территориально-хозяйственной системы республики, в числе которых:

- структурные особенности экономики, доминирование в ней отраслей первичной сферы с невысокой добавленной стоимостью, засилье «теневой» составляющей, отсталых в технико-технологическом отношении предприятий производств;

- низкая и неэффективная степень включенности экономики республики в систему межрегионального и международного разделения труда, ее крайне низкий инвестиционный потенциал;

- наличие хронических инфраструктурных проблем, включая и специфическую для Калмыкии проблему водообеспечения;

- системный характер миграционного оттока из территории Калмыкии высококвалифицированной молодежи;

- сложные природно-климатические условия хозяйствования и расселения, пониженная степень устойчивости экосистемы республики, ее пространственная дистанцированность от основных экономических и социокультурных центров Юга России.

Содержанием современной экономической модернизации является построение экономики знаний - экономики, использующей высокопроизводительные, ресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Принципиальный аспект такой модернизации заключается в развитии человеческого потенциала как совокупности возможностей реализации человека на фоне растущего материального благополучия и продолжительности жизни.

Решение задач, связанных с «постиндустриальной модернизацией», несмотря на сложность, для республики лежит на путях стимулирования инвестиций в инновационную сферу, повышения доступности и качества образования, внедрения новых стандартов общественного здравоохранения и передовых управленческих технологий.

Необходимые элементы «внешней среды» для такой экономики:

- высокоразвитая информационная, коммуникационная и транспортная инфраструктуры;

- система образования, обеспечивающая подготовку современных высококвалифицированных кадров во всех сферах общественной жизни;

- доминирование в обществе духовных ценностей, патриотизма, справедливости и социального равенства.

Для этого, по словам премьер-министра (ИК от 3.12.2011 г.), выработана и опубликована Концепция социальноэкономического развития Республики Калмыкия до 2015 года, где отражены вопросы развития всех отраслей экономики и социальной сферы каждого района и населённого пункта. Она, во-первых, должна обеспечить быстрый инвестиционный рост экономики, и, во-вторых, поддержать основные инновационные направления.

6

№ 2(25), 2012 г.

Реализация намеченных мер позволит вывести республику на путь устойчивого конкурентоспособного развития и следовать общему курсу социально-экономического развития в соответствии с национально-культурными традициями и стратегическими интересами Российского федеративного государства.

Особое внимание должно быть уделено развитию человеческого потенциала, а именно: повышению уровня жизни населения, его качественных, профессионально-трудовых характеристик, качества системы образования. При этом на десятом юбилейном форуме «Стратегическое развитие и планирование России» Республика Калмыкия была отмечена дипломом победителя в номинации «Стратегическое планирование».

«Концепция социально-экономического развития» охватывает крупные экономические и социальные проблемы, такие как: формирование адаптированных к условиям Калмыкии экономических инструментов и механизмов повышения инвестиционной активности в регионе; создание условий развития предпринимательства в экономике, направленность на повышение занятости и снижение бедности, на дальнейшее развитие внутри -и межрегиональных экономических связей; на рациональное использование и воспроизводство природноресурсного потенциала, охрану окружающей среды; решение задач водо-энерго-транспортного обеспечения; на повышение эффективности управления экономикой и социальной сферой, повышение рентабельности производства.

В соответствии с «Концепцией социально-экономического развития» в сельском хозяйстве будет увеличено поголовье скота, наметилась тенденция к переработке в республике сельскохозяйственной продукции в связи со строительством птицефабрики в Городовиковском районе, современного мясоперерабатывающего комплекса в Кетченеровском районе. На стадии проектной разработки находятся строительство теплиц в Ики-Бурульском районе и предприятия по переработке овощей в Яшкульском районе. Планируется возведение еще одной откормочной площадки для крупного рогатого скота в Октябрьском районе. Вместе с тем отмечается неудовлетворительное состояние топливно-энергетического комплекса, где из 48 скважин эксплуатируется только половина, и соответственно неуклонно снижается добыча газа и нефти. Так, с января по декабрь 2011 года объём нефтедобычи составил всего 163,3 тыс. тонн, это на 21,1% меньше, чем за аналогичный период 2010 года. Снизился объём добычи газа на 22,8% и составил 54,8 млн. куб.м.

В настоящее время в соответствии с установкой Главы республики А.М. Орлова в республике проводится сплошная инвентаризация, в том числе и в нефтегазовой отрасли. Главой республики взято направление на сотрудничество с крупными компаниями - «Роснефть», «Шелл», «Лукойл», «Шлюмберже», которые имеют и производственные, и финансовые возможности улучшения дел в ТЭК.

Если оценить общее положение в промышленности Калмыкии, следует отметить, что кроме ТЭК, отстают производство мяса и мясопродуктов, переработка и консервирование рыбы и морепродуктов, производство молочных продуктов, отсутствуют текстильное и трикотажное производства, нет деревообрабатывающей промышленности, строительного кирпича производится всего 1,6 млн. штук, отсутствует производство мебели для населения. За 2011 год введено жилья 99006 кв.м., что составляет 1167 квартир. Отдельные районы отнеслись с пониманием к этой задаче и значительно продвинулись в строительстве жилья. Например, в Ики-Бурульском районе увеличили строительство жилья в 2,6 раза, в Кетченеровском - в 4,0 раза, в Лаганском - в 4,1 раза, в Юстинском - в 4,8 раза и в Элисте - на 112,4%. Но есть такие районы, как Приютненский и Яшалтинский, которые не ввели ни одного метра жилья.

Однако похвально, что в основной отрасли республики - сельском хозяйстве, значительно увеличилась численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий на 1.01.2012 года в % к 1.01.2011 года - на 13,7%, коров - на 17,9%, овец - на 2,1%.

Приятно отметить достижения зернопроизводителей республики, многие из которых значительно увеличили производство зерна и зернобобовых культур: Ики-Бурульский - в 3,0 раза, Кетченеровский - в 3,1 раза, Городовиковский - на 16,2%, Приютненский - на 39,6%, Целинный - на 62%, Яшалтинский - на 15,6%. В это же время производство овоще-бахчевой продукции, например, в Ики-Бурульском, Кетченеровском, Юстинском -на р. Волге, в Череноземельском - на канале ЧООС и в других сократилось.

В области земельных отношений продолжается инвентаризация земель с целью наведения порядка в распределении и использовании земель в интересах республики, а также предпринимаются меры по формированию залогового фонда для выхода сельхозтоваропроизводителей на кредитный рынок.

Традиционный характер экономического развития проецируется на финансовую среду, существенно снижает бюджетно-налоговый потенциал республики. Однако в январе-ноябре 2011 года доля убыточных организаций по сравнению с ноябрём 2010 года уменьшилась на 3,4% процентных пункта и составила 30,4%. На декабрь 2011 года поступило налоговых платежей на сумму 3091,3 млн. рублей, что на 8,3% больше, чем на эту дату 2010 года.

Труженикам отраслей промышленности, сельского хозяйства, строителям, транспортникам и работникам сферы услуг необходимо активизировать все виды производственной деятельности и сделать все возможное

7

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

для увеличения производства продукции промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на некоторые проблемы, отраженные в Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2015 года, в частности:

- на развитие отраслей промышленности, строительных материалов, производства и распределения электроэнергии, газа и воды и транспорта. В концепции указано, где и когда будут введены или капитально восстановлены разрушенные предприятия по производству строительных материалов: силикатного и жженого кирпича, керамзита, извести и других материалов, а также по производству и распределению электроэнергии, газа, воды. Нет конкретики по решению вопроса о строительстве железной дороги Элиста-Волгоград, о создании придорожной инфраструктуры по указанным в концепции направлениям;

- основное внимание в Концепции отведено главной отрасли республики - АПК. На имеющейся площади сельхозугодий 5955,1 тыс. га намечается воспроизвести 7154 тыс. условных голов овец. Это очень большая нагрузка, и длительное использование пастбища скотом приведет к ухудшению кормоемкости пашни. Запланировано получать до 1 млн. 892 тыс. ягнят, что составит за 5 лет 8326 тыс. ягнят. Эта цифра практически невыполнимая. Кроме того, при интенсивном откорме планируется сдаточный вес КРС довести до 350 кг. Такого веса наши гуртоправы добиваются и без интенсивного откорма. Откорм будет экономически оправданным, если живой вес будет 450-500 и более килограммов. Для организации крупных откормочных хозяйств по крупному рогатому скоту необходимо довести маточное поголовье до 60-65 и более процентов против 35-45% в настоящее время, заранее составить договор на производство молодняка на ЛПХ для поставки на откормочники, разработать экономические отношения между предприятием по откорму и ЛПХ.

Концепция определила общую сумму финансового обеспечения для выполнения намеченной программы за 5 лет в сумме 84,1 млрд. руб., или ежегодные вложения составят 16,8 млрд. руб. Выполнение намеченной программы финансирования вызывает сомнения.

В Концепции социально-экономического развития не рассматриваются проблемы исполнения по Республике Калмыкия Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, подписанного Президентом Российской Федерации В. Путиным, который по разным причинам в полном объеме не работает.

Рассмотрим вопросы, связанные, наряду с финансированием крупных и средних предприятий, с работой малого бизнеса в современных условиях.

Малое предпринимательство призвано осуществлять значительную часть специфических для кризисного периода функций, главные из которых - борьба за выживание, накопление капитала, противодействие высокому росту безработицы. В настоящее время центр тяжести малого бизнеса смещается в сторону производственной деятельности, в основном промышленности и строительства. Но доминирующими остаются торговля и общественное питание, оказание услуг по обслуживанию разнообразных рыночных структур. Эта тенденция преобладает во многих регионах России.

Переход к рыночным отношениям потребовал от товаропроизводителей большей динамичности и гибкости. Главными в условиях рынка становятся задачи повышения качества продукции, ускорения смены ассортимента, расширения производства разнообразных товаров, работ и услуг. Практика подтверждает, что для их решения малые предприятия приспособлены гораздо лучше, чем предприятия-гиганты.

Мировой опыт также подтверждает, что малые предприятия органично входят в хозяйство как высокоразвитых, так и развивающихся стран. Например, в США их количество превышает 10 млн., в Японии - около 9 млн., в Индии - 12 млн. В России число малых предприятий на начало 2010 года составило 1137,4. Однако тенденция к их массовому возникновению достаточно велика.

Бурный рост малых предприятий во многих странах имеет определенные основания. За рубежом малым предприятиям предоставляются хозяйственные и налоговые льготы, для их развития разрабатываются специальные государственные программы, они объединяются в национальные и региональные ассоциации, создают свои информационные сетевые структуры мощной вычислительной техникой, имеют сбытовые и снабженческие организации, исследовательские центры для изучения конъюнктуры рынка и разработки новых видов продукции.

В США малые предприятия во многом способствуют техническому прогрессу, в Японии - поставляют комплектующие детали для гигантов машиностроения, в особенности автомобильных корпораций. Конкуренция со стороны малых предприятий подталкивает технический прогресс в крупных предприятиях. Важную роль играют они для поддержания занятости населения. В США в малом бизнесе заняты примерно 80-90 млн. человек. В России на начало 2010 года занято было всего 9,2 млн. человек.

Авторы исследования формирования малых предприятий в России отмечают характерную черту малых предприятий - это их неустойчивость. Ежегодно возникают и исчезают десятки и сотни тысяч МП. Например, в России в 1995 году число МП составляло 841,7; в 2000 году - 1602,5 МП. При этом в 2010 г. численность работников в этих МП в России составила 10 млн. 247,5 тыс. человек против 6541,8 в 1995 году. Как видно из

8

№ 2(25), 2012 г.

приведенных данных, тенденция к массовому формированию МП и резервов их пополнения в субъектах и в целом по России достаточно велика. Вместе с тем, этот процесс становится неотъемлемой чертой обновления производства, так как после неудачи в одной сфере хозяйственной деятельности предприимчивые люди ищут и находят новое применение своим способностям. Однако, приобретенный опыт за прошедшие десять-пятнадцать лет по деятельности малых предприятий требует дальнейшего совершенствования законодательства, отражающего особенности малого предпринимательства. Прежде всего необходимость быстрого реагирования на изменение конъюнктуры, заполнение новых «экономических ниш», возможность быстрого маневрирования имеющимся капиталом при переключении с одного вида деятельности на другой. Для их учета, прежде всего, необходимо упростить порядок создания, ликвидации и реорганизации малого предприятия, а также предусмотреть ускоренную окупаемость основных фондов. Желательно установить для малых предприятий определенные льготы в связи с тем, что у небольших предприятий более высокий, чем у крупных, уровень издержек производства и обращения.

Основное содержание Закона - это, прежде всего, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. В чем же заключается эта поддержка? Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» направлена:

- на формирование инфраструктуры и развитие малого и среднего предпринимательства;

- на создание льготных условий использования субъектами малого и среднего предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научнотехнических разработок и технологий;

- на установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- на поддержание внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- на организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса.

В соответствии с законом РФ «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» рассмотрим отдельные вопросы динамики, состояния и хозяйственной деятельности малых предприятий по районам Калмыкии за ряд лет по данным статистического наблюдения.

Данные статистики Республики Калмыкия свидетельствуют не о росте количества МП в республике, а наоборот, о значительном сокращении. За 5 лет, с 2005 года по 2010 год, количество малых предприятий сократилось по республике на 117 единиц. За эти годы число малых предприятий в Черноземельском районе увеличилось на 2, в Яшалтинском, в Яшкульском районах тоже на 2 единицы увеличилось число МП. Это увеличение в 3 районах не способствовало обвальному сокращению в таких районах, как Городовиковский, где число МП сократилось на 10 единиц, в Лаганском - на 9 единиц, в Целинном - на 11 единиц, в Элисте -на 97 единиц. Видимо в организации и развитии малых предприятий допускалась бесконтрольность со стороны местных органов, не оказывалась помощь в организации, укреплении и функционировании малых предприятий.

Таким образом, в 1995 году числилось 1,4 тыс. малых предприятий, в 2000 году - более 0,9 тыс. единиц, в 2005 году числится всего 276 и в 2010 году - всего 159 единиц. Известно, что бум организации малых предприятий в Калмыкии приходится на 1995 год. В дальнейшем значительно сокращаются темпы их создания. Такое происходит во многих регионах страны, и это связано с законодательной базой, сложностью порядка создания, ликвидации и реорганизации малых предприятий, с трудностями с окупаемостью основных фондов, отсутствием соответствующих льгот со стороны государства.

Трудно решались проблемы финансирования и кредитования малых предприятий. Специалисты кредитнобанковских учреждений считали, что МП должны кредитоваться на общих основаниях. Указанные недостатки связаны с отсутствием, особенно на первом этапе, научно обоснованной концепции развития малого бизнеса и увязки функций местных органов власти с формирующимся региональным механизмом хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям. Но в настоящее время, как известно, основные препятствия сняты, и поэтому необходимо активизировать расширенно и углубленно формирование малых предприятий и считать эту деятельность одной из главных, самоуправляющейся и самофинансирующейся в своей работе функцией. Эта деятельность направлена не только на увеличение налогооблагающей базы, но и на создание рабочих мест в республике.

Важным показателем работы малых и средних предприятий является безубыточность. От финансового результата зависит дальнейшая судьба предприятия и бизнеса. Однако приведенные данные о работе по видам деятельности, числе замещенных рабочих мест и обороте малых предприятий за 2010 г. и 10 месяцев

9

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

2011 года таких отраслей экономики, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговая деятельность и др. свидетельствуют, что они работают. Это подтверждают данные таблицы 1.

Количество действующих МП и их распределение по видам деятельности, число замещенных рабочих мест малых предприятий и их оборот за 2010 г. и 10 месяцев 2011 года указаны в табл. 1.

Отмечая снижение показателей за 2011 год, необходимо иметь в виду, что за этот год указаны данные за 10 месяцев. Возможно, за оставшиеся 2 месяца МП смогут выправить экономическое состояние своих предприятий. Проблемы для решения есть и ими необходимо заниматься активно, особенно местным органам самоуправления, районам и отраслевым министерствам.

Однако при сравнении результатов хозяйственной деятельности малых предприятий в период финансового (экономического) кризиса с крупными и средними предприятиями оказалось, что удельный вес малых предприятий, снизивших свои показатели, значительно ниже, чем крупных и средних хозяйств, а многие без финансовых вливаний не смогли бы или значительно затруднились бы. Отсюда, следует, что малые предприятия в одинаковых кризисных условиях деятельности оказались наиболее дееспособными и более устойчивыми.

При рассмотрении хозяйственной деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по производству важнейших видов промышленной продукции за январь - сентябрь 2011 года следует отметить, что промышленностью выражалось 97 видов продукции за указанный период: это мясо, мясопродукты и её переработка; рыба и их переработка; различные виды соков; консервированные овощи и фрукты; ассорти овощные; разные сорта творога и сыра; производство разных сортов муки из зерна; хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия; водка и ликеро-водочные изделия; безалкогольные напитки; трикотажные изделия разных модификаций - костюмы, платья, спецодежда для взрослых и детей, белье; изделия из дерева, цемента и бетона; переработка нефти и мазута; различные конструкции и детали из железобетона; мебель и т. д.

Большинство этих изделий выпускаются в г. Элисте. Что касается производства промышленных изделий в районах, то следует отметить ограниченность их ассортимента. Если Целинный район производит 41 вид продукции; Городовиковский - 26, Яшкульский - 15, Лаганский - 13 видов, то Ики-Бурульский район -6 видов; Малодербетовский, Октябрьский, Юстинский - по 2 вида; Яшалтинский, Черноземельский - по 4 вида; а Кетченеровский вообще не выпускает никакой продукции. Руководители районов и соответствующих отраслей должны принять меры по расширению ассортимента и улучшению качества изделий в условиях рынка.

Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств

В сельском хозяйстве республики происходят изменения в соотношении производства продукции хозяйствами различной формы собственности. Если в 2006 году в производстве сельскохозяйственной продукции ведущую роль играли сельскохозяйственные организации при добровольно высокой доле хозяйств населения (ЛПХ), то удельный вес сельскохозяйственных организаций снизился с 24,3% в 2006 году до 18,7% в 2010 году, и увеличился объем сельскохозяйственной продукции, производимой в ЛПХ, с 53,2% в 2006 году до 53,7% в 2010 году, и крестьянских (фермерских) хозяйств соответственно с 22,5% до 26,6%. Если в 2006 году структура производства продукции сельского хозяйства по категориям ЛПХ и К(Ф)Х составляла 75,7%, то в 2010 году - 81,3% по этим категориям хозяйств, что означает полный переход сельскохозяйственного производства на рыночные отношения. Это подтверждается данными выпуска продукции сельского хозяйства (в фактических ценах) за январь - сентябрь 2011 года - 74,7% по категориям хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Как известно, после аграрной реформы 1861 года указанная форма хозяйствования стала приобретать в России все более широкое распространение. Однако после новой реформы в 1908-1910 гг. единоличные хозяйства лишились государственной поддержки и поэтому стали постепенно сворачиваться. В советский период единоличные хозяйства были объявлены классово чуждыми новым общественным отношениям и практически были уничтожены.

С переходом на рыночные отношения в России малое предпринимательство в сельском хозяйстве приобретает новый импульс. В.В. Путин писал в статье «О наших экономических задачах»: «Это экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2020 года - должны быть сектора интеллектуального и творческого труда,

работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги». И далее: «.за каждым

конкретным проектом мы должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет России, как это изменит качество занятости, а значит - и качество жизни людей».

Таким образом, государство придает большое значение развитию сельского хозяйства страны. И следует отметить, что работники этой отрасли добились некоторых успехов. Так, например, в структуре производства

10

№ 2(25), 2012 г.

Таблица 1

Действующие малые предприятия Республики Калмыкия

Виды деятельности Количество малых предприятий Количество замещенных рабочих мест Оборот малых предприятий

2010 г. 1-10 м. 2011 г. 2010 г. 1-10 м. 2011 г. 2010 г. 1-10 м. 2011 г.

Всего: в т.ч. по видам экономической деятельности: 159 155 4433 4319 2861123,2 2,040269,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 37 38 1181 1250 400057,1 291858,1

- рыболовство, рыбоводство; 1 2 32 44 5606,3 13663,3

- добыча полезных ископаемых; - - - - - -

- обрабатывающее производство; 33 32 635 582 522338,4 429683,8

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 1 1 15 1848,0 1471,0

- строительство; 30 23 858 809917,8 322548,2

- оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; - гостиницы и 27 25 785 759 917354,2 805187,6

рестораны; - транспорт и связь; 5 8 73 133 16113,5 46637,0

-финансовая деятельность; - операция с 6 1 5 78 30 57 29322,4 10124,9

недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; - государственное 13 14 672 656 139701,7 10124,9

управление и обеспечение военной безопасности, обязательные социальные обеспечения; - образование; - здравоохранение и

предоставление 1 1 11 1 2407,1

социальных услуг; - предоставление прочих коммунальных, 1 1 23 23 5872,1 4716,1

социальных и 3 3 40 44 10544,6 5948,9

11

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

продуктов земледелия производство картофеля в 2009 году составило от 98,7%, в 2010 г. - до 100%; овощей - от 82,6% до 90,2% соответственно; зерна - 31,9% до 29,6%; скота и птицы на убой в 2010 г. - 90,4% по категории ЛПХ и К(Ф)Х; молока - 90%; яиц - 100%; шерсти - 77,1%. Как видно из приведенных данных, по производству продукции сельского хозяйства в республике имеются определенные достижения.

Вместе с тем, в целом по сельскому хозяйству наблюдается снижение удельного веса поголовья свиней, овец и коз, птицы, сократилось собственное производство молока, что привело к увеличению ввоза молока и молочных продуктов из других регионов, снижению урожайности отдельных культур, связанному с засухой и недостаточной работой по повышению плодородия пашни.

Настало время значительно увеличить количество формируемых фермерских хозяйств и оказать активную помощь этой категории хозяйств. Для этого необходимо:

- сократить на время оформление документов, в первую очередь - свидетельства на землю;

- урегулировать цены на перерегистрацию земли, которые составляют от 7 до 13 тыс. руб.;

- ведение СМИ, банковскими учреждениями, местными органами власти активной разъяснительной работы среди населения о предоставлении льгот при налогообложении и т. д.

При формировании фермерских хозяйств необходимо проводить сравнительный анализ производственной структуры, на основе которого будет осуществляться выбор рациональной структуры производства для данного хозяйства с учетом агроклиматических, экономических и социальных условий.

Выбор фермером той или иной модели хозяйствования должен осуществляться на основе следующей примерной схемы: установление площади земельных угодий, выбор специализации, исходя из почвенноклиматических факторов, системы ведения хозяйства и его главных отраслей, системы севооборотов или структуры стада, сметы валового дохода от производства продукции растениеводства и животноводства, потребности в энергетических ресурсах, потребности в сельскохозяйственной технике и кормах для животных. Затем на основе технологических карт и плана использования техники по периодам сельскохозяйственных работ определяют потребность в основных и сезонных рабочих, величину и стоимость материалов, семян, удобрений, топлива, кормов и других ресурсов, а также затраты на приобретение запасных частей и материалов, на текущий ремонт и обслуживание техники и сооружений, на приобретение скота и кормов, составляют план застройки территории и смету расходов на строительство. На последнем этапе схемы определяют сумму требуемых хозяйству основных и оборотных средств производства. Завершающая часть организационного плана крестьянского (фермерского) хозяйства состоит в определении его дохода.

В современных условиях производственная структура любой формы хозяйствования формируется стихийно, без экономического обоснования и расчетов. Для каждого хозяйства необходима разработка рациональных параметров их производственной деятельности, то есть модели хозяйствования, ученые готовы выполнять такие заказы.

Выбор той или иной модели хозяйствования должен осуществляться на основе обоснования специализации, определения главных отраслей, составления сметы валового дохода от производства продукции, учета потребности в ресурсах, а также определения основных и оборотных средств производства и чистого дохода. Необходимо вести сокращенный бухгалтерский учет и отчетность. При организации ЛПХ необходимо учитывать природно-климатические и почвенные условия деятельности будущего крестьянского (фермерского) хозяйства.

Из приведенных выше данных по регионам и отраслям экономики, а также по крестьянским (фермерским) хозяйствам АПК Калмыкии видно, что вклад малых предприятий в экономику в настоящее время незначителен. Малое предпринимательство сталкивается с серьезными трудностями, среди которых высокие процентные ставки по кредитам, неразвитость системы государственных гарантий. Эти проблемы препятствуют реализации инвестиционных проектов за счет кредитов банков. Для глубоких сдвигов в структуре малого бизнеса, увеличения их вклада в развитие экономики и социальной сферы в регионах необходимо создать систему государственной поддержки малого бизнеса на всех уровнях, которая стимулировала бы частную инициативу граждан, включала в себя создание четкой нормативно - правовой базы и льготного налогообложения, облегчала бы доступ к финансовым ресурсам и аренде помещений, зданий и сооружений, сельскохозяйственной техники и машин для фермерских хозяйств в АПК. Важнейшей задачей является подготовка квалифицированных кадров.

Органы власти на местах должны стимулировать функционирование тех малых предприятий, деятельность которых особенно необходима в районе и является первоочередной. Этому должна предшествовать паспортизация территории района, которая поможет определить его промышленную специализацию, объемы незавершенного строительства, состояние сооруженных объектов, выявить свободные производственные мощности, неиспользуемые машины и оборудование, пустующие жилые и нежилые помещения и т. д. Социально-экономический анализ дает возможность определить степень обеспеченности района объектами сферы бытовых услуг, здравоохранения, народного образования, дошкольными учреждениями, предприятиями

12

№ 2(25), 2012 г.

общественного питания, торговли и другими объектами социальной инфраструктуры. Это позволит дать прогноз развития, нацеленный на удовлетворение растущих потребностей производства и населения в качественных товарах, продуктах и услугах.

Развитие малого предпринимательства ведет к относительному сокращению издержек по содержанию управленческого аппарата, а также расходов на социальное обеспечение. Это дополнительный источник решения проблемы занятости в рыночных условиях и удовлетворения местных потребностей и в конечном итоге - это выгодно государству.

Проблема местного самоуправления и самофинансирования

Учитывая важность указанной проблемы необходимо обсудить, как и каким образом можно активизировать работу по выполнению требований Конституции РФ, Конституции Калмыкии и других законных и подзаконных актов. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России, определяет государственные гарантии его осуществления. Общественность Республики Калмыкия с большим пониманием встретила этот закон и приступила к его исполнению. В 86 статьях закона всесторонне изложены принципы организации самоуправления.

Однако, по мере его реализации возникла необходимость выявить изменения, произошедшие в развитии муниципальных и сельских образований республики, существующие проблемы и факторы, влияющие на его исполнение. В этих целях была составлена Программа исследования, разработаны и согласованы с Министерством территориального развития РК с участием отдельных сотрудников кафедры учета, анализа и налогообложения, менеджмента и финансов КалмГУ анкеты массового опроса и анкеты опроса экспертов сотрудниками института ИКИАТ. Экспертный опрос позволил оценить ход реализации реформы местного самоуправления с точки зрения самих муниципальных работников, что дало более ясную картину по сравнению с официальными данными.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: в процессе реформирования местного самоуправления муниципальные образования столкнулись со многими проблемами, главная из которых -недостаток финансовых ресурсов на осуществление полномочий, возложенных Федеральным законом .№131 - ФЗ на местные органы. Это отметило абсолютное большинство руководителей муниципальных образований, участвующих в опросе:

- обязанностей много, но полномочий и финансовой поддержки нет;

- недостаточно средств бюджета для осуществления всего списка вопросов;

- на осуществление полномочий, предусмотренных федеральным законом, недостаточно денежных средств.

По мнению Глав сельских администраций в настоящее время уровень обеспеченности всего объема функций, возложенных на муниципальное образование действующим законодательством, уровень доходов местного бюджета составляет менее 40%. Так считает большинство опрошенных.

Отчетные данные и мнение работников муниципальных образований подтверждают, что собственных финансовых и денежных средств, поступающих из бюджетов вышестоящих уровней, недостаточно для реализации всего объема функций, возложенных на муниципальные образования действующим законодательством. Это не могло не отразиться на социально-экономическом развитии территории, качестве жизни населения.

В этой связи основные пути пополнения бюджета муниципальные образования видят в эффективном использовании муниципальной собственности; перераспределении налоговых и неналоговых поступлений и, главное, в развитии экономики.

Создание экономической основы местного самоуправления возможно путем широкого развития К(Ф)Х, ЛПХ, предпринимательской деятельности на территории сельских муниципальных образований, создания и развития кооперативов по направлениям, развития малого бизнеса - в местной промышленности, строительстве, торговле, бытовом обслуживании, привлечении инвестиций, на этой основе можно значительно повысить уровень занятости и заработную плату. Эти и другие меры развития местного производства позволят пополнить финансовые ресурсы. Необходимо конкретно по каждому хозяйству разобраться с состоянием использования земельных ресурсов и навести порядок в их использовании. В той же мере необходимо рационально использовать орошение для повышения урожайности сельхозкультур и производства кормов для скота. Считаем недопустимым раздавать земли другим субъектам России для производства сельхозпродукции.

Развитие экономики муниципальных образований повлечет за собой появление новых рабочих мест, приток рабочей силы, увеличение неналоговых поступлений в местный бюджет, который теряет собственные доходы от неотрегулированности имущества физических лиц (дома, коттеджи).

13

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Другим направлением пополнения финансов является жесткое и эффективное использование муниципальной собственности. Для этого необходимо провести ее переоценку и организовать строгий учет имущества, провести кадастровую оценку земельных участков, проводить периодический пересмотр

- оценку их стоимости, работу по закреплению бесхозных земель в пользование или в собственность.

Руководители местных органов самоуправления правильно выступают за увеличение и перераспределение налогов, предлагают совершенствовать организацию их сбора, а также ввести на территории республики самообложение граждан, а также передать на местный уровень транспортный налог.

Выявлено, что местные органы управления недостаточно укомплектованы квалифицированными сотрудниками, что приводит к неэффективности работы их подразделений, отсутствие финансовых ресурсов не позволяет систематически проводить их переподготовку. Калмыцкий государственный университет может проводить курсы по переподготовке работников муниципалитета и поднять престижность этой профессии, тем самым способствовать повышению гражданской активности руководителей муниципалитетов всех уровней. На основании проведенного анализа состояния финансовохозяйственной деятельности в Республике Калмыкия и выполнения задач дальнейшего социальноэкономического развития необходимо предусмотреть:

В области промышленного производства

- совершенствование структуры управления в секторах экономики, повышение качества менеджмента на всех уровнях управления;

- для повышения темпов экономического развития ускоренное обновление устаревших технологий и основных фондов, замену их более современными, более производительными;

- создание гибких, в сочетании крупных, средних и малых производств, основанных на современных технологиях;

- развитие топливно-энергетического комплекса, основой которого должны служить ресурсы нефти и природного газа, для чего обеспечить приращение запасов и увеличение добычи ресурсов;

- обеспечение развития инфраструктуры экономики, особенно таких секторов экономики, как транспорт и связь, легкая и пищевая промышленность;

- восстановление и обеспечение дальнейшего развития рыбной промышленности в Каспийском море и на многочисленных водоемах на территории республики, организация предприятий по переработке рыбы и морепродуктов для снабжения населения республики этой продукцией. В этих целях необходимо организовывать кооперативы для выращивания, вылова и переработки рыбы;

- развитие промышленного производства строительных материалов и конструкций для населения республики: заводы по производству кирпича, керамзита, камышитовых плит и другой продукции, организация строительных кооперативов во всех крупных населенных пунктах, а районные и сельские органы самоуправления должны взять под свою ответственность организацию производства;

- чтобы развитое промышленное производство стало устойчивым источником доходов республиканского, районного и сельского бюджетов.

Задачи в области аграрного производства

- политика в области аграрного сектора экономики направлена на вывод его из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции, завершение реальных институциональных преобразований и повышение эффективности;

- решить проблему земельных отношений, земельного собственника, совершенствовать и развивать систему земельного кадастра, и на этой основе обеспечить условия для поддержания и восстановления плодородия почвы, создание механизма экономического стимулирования, рационального и эффективного использования земель;

- необходимо и дальше развивать организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций. При этом необходимо создавать гибкие, в сочетании крупных, средних и малых предприятий

- государственные, коллективные, смешанные и частные предприятия;

- рассмотреть возможности интеграции сельхозтоваропроизводителей с отдельными промышленными, перерабатывающими предприятиями с последующим созданием крупных смешанных корпораций (компаний);

- в условиях развития рыночных отношений необходимо всемерно содействовать развитию ЛПХ и

14

№ 2(25), 2012 г.

подворий у тружеников села. Необходимо приложить максимум усилий и организаторских способностей районных и сельских органов самоуправления по всемерному развитию полных форм хозяйствования, таких как КФХ, сельские потребительские, кредитные, снабженческие и перерабатывающие кооперативы. Развитие малого бизнеса на селе - это важный способ ускоренного производства продукции сельского хозяйства, пополнения финансовых ресурсов и повышения степени занятости населения сельской местности;

- возглавить эту работу должны руководители местных и сельских органов местной власти. Этот сектор экономики способен быстро воспроизводить продукцию сельского хозяйства и пополнять финансовые ресурсы;

- важной проблемой является восстановление орошаемых земель для устойчивого производства зерновых, технических, овоще-бахчевых культур, а главное - это производство устойчивой кормовой базы для ускоренно развивающегося поголовья скота республики. На развитие устойчивой кормовой базы должно быть направлено развитие кормопроизводства - полевое кормопроизводство естественных угодий (сенокосы), пастбищных угодий и главное - гарантированное производство кормов на орошаемых землях.

В области социальной сферы, управления и подготовки кадров

- на основе повышения экономического потенциала необходимо добиться улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечить занятость населения, предотвращать безработицу и создавать новые рабочие места; добиться нормализации и улучшения демографической ситуации, снижения смертности населения. Принятие меры в социальном развитии позволит существенно улучшить социальную инфраструктуру -здравоохранение, образование, культуру, транспорт, связь, жилищные условия и торговлю;

- необходимо существенно улучшить и организационно укрепить управление в рыночных условиях: на уровне населенных пунктов и предприятий, на уровне районного звена, на уровне отраслевых министерств и ведомств. В целях сбалансированности расходов на управленческий аппарат его необходимо численно сократить и укрепить квалифицированными кадрами;

- состояние исполнения закона РФ №131- ФЗ находится на стадии срыва. Необходимо срочно принимать меры по наведению порядка в исполнении закона;

- обеспечить самостоятельность и самоуправляемость в решении социально-экономических вопросов органами местной власти, выборность руководящих кадров на всех уровнях управления; развитие нормативно-правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения в сохранении и использовании земельных, водных и других природных ресурсов, эффективное ведение хозяйства;

- организовать на территории республики туризм, отдых и охотничье дело. Этот вид деятельности станет дополнительным поступлением средств в бюджет республики.

В условиях развития рыночных отношений желательно:

- возложить на Калмыцкий государственный университет, на его факультеты: экономический и аграрный, организацию центра подготовки и переподготовки (консультативный центр) кадров высшего и среднего специального сельскохозяйственного профиля;

- открыть на 2012-2013 гг. на аграрном факультете специальности «Ветеринария» ввиду того, что в последние годы ослаблена ветеринарная служба, особенно на селе. Появилось много бродячих собак, кошек, птиц, распространяются болезни людей и скота, а аграрный факультет при наличии лицензии на подготовку специалистов не приступил к обучению ветеринарных врачей.

Министерству сельского хозяйства необходимо:

- организовать кооперации технического обслуживания малого бизнеса;

- организовать кооперации закупочно-снабженческой деятельности.

Организация Объединенных Наций, международная общественность, придавая огромное значение развитию производства, обеспечению занятости населения в мире, снижению смертности, объявила 2012 год Годом Международной Кооперации. Задача районных и сельских образований вместе со всеми функционирующими кооператорами - развернуть широкую пропаганду по развитию кооперативного движения, увеличить количество кооперации по всем девяти видам (см. приложение), о чем писал великий экономист России М. И. Туган-Барановский, и охватить кооперацией в 2-3 раза больше населения по сравнению с тем, что мы имеем в настоящее время.

15

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Классификационная таблица кооперативов (по М.И. Туган-Барановскому)

I. Кооперативы по получению денежных средств (кредитные товарищества)

«А»

Кооперативы в области владения

а) Кооперативы по

приобретению

хозяйственных

предметов

С

II.

Кооперативы по покупке і хозяйственных предметов

V

N.

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) для

собственного

потребления

^ 1) Потребительские общества (с собственным производством или без < него)

2) Домостроительные общества (для приобретения жилых домов)

б) для нужд своего предпринимательского хозяйства. Закупочные товарищества, приобретающие сырье и иные средства производства.

б) Кооперативы по продаже хозяйственных предметов

I. Продающие продукты индивидуального производства своих 2 членов (товарищества по сбыту)

II. Продающие продукты своих членов, подвергаемые предварительной переработке самим коллективов (товарищество по переработке)

а) кооперативы совместного трудового пользования средствами производства (производительно-подсобные артели)

«Б»

Кооперативы в области труда

б) Кооперативы совместного сбыта своих совместных трудовых услуг

(трудовые артели)

в) Кооперативы совместного трудового производства продуктов

(производительные артели)

Однако 2012 год, объявленный Международным годом кооперации, прошел практически без особого развития кооперативного движения в Калмыкии, да и во многих субъектах Российской Федерации. Было бы желательным продолжить развитие кооперативного движения в последующие годы, это необходимо для развития экономики Калмыкии.

Особо остановимся на следующем. Уходит в историю 2012 год, уходят в историю положительные и не совсем положительные достижения тружеников Калмыкии, и вместе с этим в наши степи приходит зима с холодными ветрами и морозами, снежными заносами на дорогах и пастбищах. 2012 год отличался суховеями, обжигающими восточными ветрами, отсутствием атмосферных осадков. Такое положение не позволило многим хозяйствам и частному сектору заготовить достаточное количество грубых и сочных кормов, во многих местах оголились пастбища на Черных землях и Ергенинской возвышенности. Снизился повсеместно уровень грунтовых вод в колодцах, водохранилищах. Предстоит трудная зимовка скота.

В этих условиях руководителям и специалистам агропромышленного комплекса республики и других отраслей необходимо в оставшееся до зимы время:

- подвести весь заготовленный корм к местам зимовки, заскирдовать, чтобы не затаптывался скотом;

- отремонтировать кошары, базы, тепляки для приема приплода, своевременно застеклить окна, отремонтировать колодцы и места для водопоя на открытых водоемах;

- приобрести или отремонтировать мелкий инвентарь: лопаты, вилы, метла, тележки, сани и т. д.;

- заготовить запасы продуктов питания: муки, чая, зимней одежды, овощей и фруктов и т. д.;

16

№ 2(25), 2012 г.

- подготовить для успешной работы нашим ремесленникам-кооператорам в зимних условиях, активизации торговли в сельской местности, на чабанских и гуртоправских бригадах;

- службам транспорта, связи, сферы услуг обеспечить непрерывную связь по оказанию помощи поселениям, которые расположены на достаточно далеком расстоянии от центра.

1. Калмыкия в цифрах. Основные социально-экономические показатели за 1995-2011 гг.

2. Выступление Премьер-министра Республики Калмыкия, «Известия Калмыкии» от 03.12.2011г.

3. О Концепции социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 г., Постановление №152 от 30 мая 2011 г.

4. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131 ФЗ.

5. ФЗ «О развитии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 18 октября 2007 г. № 230 ФЗ.

6. Путин В. В. О наших экономических задачах, «Известия Калмыкии» от 31 января 2012 г. №12 (5220).

7. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М. Экономика. 1989 г. 493 с.

ДЕЛИКОВА Т. Г., ХОДЫКОВА Н. В.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

Аннотация: Сложившиеся характер и динамика развития территориально локализованных инновационных систем (в том числе, инновационная система Республики Калмыкия) определяются существующими в тот или иной исторический период и в том или ином национально-государственном образовании инновационно-ориентированными институтами. В статье показано, что главными факторами неразвитости институциональной среды инновационного развития Республики Калмыкия являются дефицит финансовых ресурсов, недостаточная активность органов власти, отсутствие спроса на инновации в условиях низкого промышленного потенциала региона.

Ключевые слова: инновационная система, институт, институциональная система, региональная экономика.

В настоящее время императивом социально-экономического развития региональных систем становится модернизация и технологический подъем экономики. Инновационная основа решения модернизационных задач обусловлена ситуацией, создавшейся в региональной экономике и характеризующейся ее отставанием от мирового технологического уровня, что создает угрозу национальной экономической безопасности.

В то же время территориально локализованные инновационные системы формируются под влиянием множества объективных факторов (размеры, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития, сложившиеся формы управления, господствующий «образ действий» и др.). В результате, специфика инновационной системы определяется существующими в тот или иной исторический период и в том или ином национально-государственном образовании институтами инновационно-ориентированного развития.

В теории и практике социально-экономических исследований имеется значительный задел в области управления инновациями, который нашел отражение в трудах известных отечественных и зарубежных ученых, в том числе П. Друкера, Р. Коуза, М. Портера, Й. Шумпетера и др. Проблемы формирования национальных инновационных систем освещены в работах Б. Лунваля, Б. Йонсона, В. Белоусова, Р. Нуреева и др. Вопросы определения роли государственной политики в инновационной деятельности, а также необходимости ее совершенствования отражены в трудах А. Дагаева, Л. Дробышевской, А. Дынкина, О. Голиченко, Ю. Губанова, Г. Костина, Ю. Осипова, А. Румянцевой, Г. Симонии, В. Соколинского, Р. Фатхутдинова, В.Чичканова, П. Щедровицкого и др.

В трудах, посвященных обоснованию природы и содержания процессов инновационного развития, следует особо выделить труды Л. Абалкина, О. Богомолова, Е. Гайдара, А. Гранберга, В. Ивантера,

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.