Научная статья на тему 'Региональные особенности реформирования и стимулирования развития АПК республики Дагестан'

Региональные особенности реформирования и стимулирования развития АПК республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STIMULATION / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LAND RELATIONS / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / AGROFOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулманапов Салихбек Габибулаевич

Анализируются проблемы развития АПК Республики Дагестан, обозначены ключевые направления его реформирования и выработаны предложения по стимулированию развития агропромышленных производств на сельских территориях региона, направленные, в частности, на стимулирование развития личных подсобных и фермерских хозяйств, ускорение развития агропромышленных производств и торговли, а также реформирования земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF REFORMING AND STIMULATIONS OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX REPUBLICS OF DAGESTAN

Problems of development of agrarian and industrial complex of the Republic of Dagestan are analyzed, the key directions of its reforming are designated and the offers on stimulation of development of agro-industrial productions in rural territories of the region directed, in particular, on stimulation of development personal subsidiary and farms, acceleration of development of agro-industrial productions and trade, and also reforming of the land relations are developed.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности реформирования и стимулирования развития АПК республики Дагестан»

ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АП

К

УДК 63:001 ББК 65.32

Абдулманапов С.Г. - д.э.н., профессор, директор Научно-исследовательского института Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Abdulmanapov S.G. - Dr.Econ.Sci., professor, the director of scientific research institute of Management, economics, politics and sociology of Dagestan State University of the economy

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

REGIONAL FEATURES OF REFORMING AND STIMULATIONS OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX REPUBLICS OF DAGESTAN

Анализируются проблемы развития АПК Республики Дагестан, обозначены ключевые направления его реформирования и выработаны предложения по стимулированию развития агропромышленных производств на сельских территориях региона, направленные, в частности, на стимулирование развития личных подсобных и фермерских хозяйств, ускорение развития агропромышленных производств и торговли, а также реформирования земельных отношений.

Ключевые слова: регион, экономика, агропромышленный комплекс, стимулирование развития, земельные отношения, агропродовольственная безопасность.

Problems of development of agrarian and industrial complex of the Republic of Dagestan are analyzed, the key directions of its reforming are designated and the offers on stimulation of development of agro-industrial productions in rural territories of the region directed, in particular, on stimulation of development personal subsidiary and farms, acceleration of development of agro-industrial productions and trade, and also reforming of the land relations are developed.

Keywords: region, economy, agro-industrial complex, development stimulation, land relations, agrofood security.

В настоящее время основу экономического потенциала республики составляет агропромышленный комплекс (сельское хозяйство и пищевая промышленность). Стратегическое социально-экономическое значение для Дагестана имеет формирование кластеров в агропромышленном комплексе (АПК). В Республике имеются все объективные предпосылки и ощущается острая необходимость формирования в АПК кластеров и прежде всего винно-коньячного и плодоовощеконсервного кластеров.

Это обусловлено, прежде всего, неудовлетворительным использованием имеющегося потенциала и наличием острых проблем в развитии этих важнейших сфер АПК республики.

Одним из самых перспективных для Республики Дагестан является формирование винно-коньячного кластера. Виноградарство является одной из перспективных и приоритетных подотраслей сельского хозяйства Республики Дагестан. Оно играет важную роль в увеличении общего объема валовой продукции сельского хозяйства, обеспечении потребности населения в столовых сортах винограда, а винодельческой промышленности - в сырье. Виноградарство и связанное с ним виноделие образуют большую долю доходов бюджетной системы. Но еще более существенное значение развитие виноградарства имеет для обеспечения занятости и повышения уровня жизни значительной части сельского населения.

Ситуация на российском и мировом рынках благоприятствует перспективе создания подобных кластеров, что подтверждается развитием современного отечественного виноделия, благоприятной конъюнктурой для расширения рынков сбыта коньячно-винодельческой продукции, высоким спросом на дагестанскую винно-коньячную продукцию. Этому способствует высокая доля РД в производстве виноградных, шампанских и игристых вин, коньяков в Российской Федерации, наличие долгосрочных соглашений с крупными отечественными и зарубежными торговыми организациями на реализацию коньячной и винодельческой продукции, наличие известных коньячных и винных брендов.

Высокие темпы роста объема производства овощной продукции, наличие значительных производственных мощностей в сфере плодоовощного консервирования, вспомогательных производств и потенциала для их развития, а также возможности развития минипроизводств по плодоовощному консервированию на основе франчайзинга и лизинга оборудования, определяют мощную производственную базу для формирования в Дагестане плодоовощеконсервного кластера.

Формирование и развитие плодоовощеконсервного кластера могут сдерживать наличие серьезных проблем: значительное снижение урожайности плодов и ягод, связанное со старением садов и высокой капиталоемкостью их восстановления, долгосрочность и капиталоемкость выращивания садов, наличие существенных нерешенных вопросов владения земельными паями и арендой государственных земельных наделов. Ситуацию усугубляет высокий физический и моральный износ основных фондов сельскохозяйственных и консервных предприятий в республике, а также тенденция оттока населения из сельской местности и сокращение рабочего и квалифицированного персонала.

Вместе с тем, тенденции роста валового сбора овощей, плодов и ягод при возможности расширения посадок за счет неиспользуемых земельных угодий и благоприятные природно-климатические условия для развития растениеводства свидетельствуют о значительном потенциале сельскохозяйственной сферы, при грамотном подходе и правильном использовании открывающем широкие перспективы для расширения объема и ассортимента выпускаемой продукции на базе существующих консервных предприятий.

Для прочного закрепления региона на отечественном рынке и обретения широкого спроса на плодоовощеконсервную продукцию необходима разработка и активное внедрение торговых марок и брендов, модернизация упаковки и другие меры по удовлетворению потребностей населению. Высокая зависимость переработки продукции от результатов работы производителей овощей, плодов и ягод является определенным фактором риска и требует скоординированного взаимодействия производственной и сельскохозяйственной отраслей, а также реформации и модернизации сферы сельского хозяйства. Создание кластера в плодо-овощеконсервной отрасли возможно только при целенаправленном длительном регулирующем воздействии со стороны государства, сопровождающемся централизованной организационной и финансовой поддержкой.

Процессы по реструктуризации отрасли, восстановлению сырьевой базы, обновлению производственных мощностей инерционны и потребуют усилий в течение ряда лет. Тем не менее, в стратегическом плане данный мегапроект крайне необходим, поскольку в долгосрочной перспективе кластеры могут развить достаточную мощь и стать опорным звеном для создания рабочих мест на селе, повышения уровня жизни населения, увеличения доходов бюджетной системы.

В целом, для развития АПК в регионе необходимо осуществление комплекса мероприятий в следующих приоритетных направлениях:

- стимулирование развития виноградарства, интенсивного садоводства и плодоовощеводства, которые являются основой развития винодельческой и консервной промышленности республики;

- постепенное преобразование ГУП и МУП в народные предприятия;

- стимулирование интеграции предприятий разных форм собственности и размеров, а также их тесная кооперация с перерабатывающими предприятиями;

- формирование арендного фонда земель и создание условий льготной аренды государственных и муниципальных сельскохозяйственных земель;

- предоставление налоговых льгот племенным хозяйствам и станциям искусственного осеменения с целью стимулирования развития высокопродуктивных пород животных;

- модернизация на основе лизинга предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

- формирование территориальной инфраструктуры стимулирования развития предпринимательства, транспортно-логистической и социальной инфраструктуры.

Реализация отраслевых и социально-экономических приоритетов региона зависит от наличия инвестиционных ресурсов. Для решения инвестиционной проблемы в экономике региона, считаем необходимым, активное использование механизма государственно-частного партнерства. Важно также обеспечить долговременную и надежную систему государственных гарантий и страхование инвестиций, прямую поддержку социально значимых для региона проектов. Для страхования важную роль играют страховые и залоговые институты, которые в республике на сегодня работают неэффективно из-за высокого риска и малого оборота. Важно также наличие развитых валютных и фондовых рынков (для привлечения портфельных инвестиций).

В настоящее время для обеспечения развития АПК Республики Дагестан целесообразно стимулирование личных подсобных хозяйств через механизм государственной поддержки, осуществить модернизацию агропромышленного комплекса и системы торговли продовольственными товарами, а также реализовать земельную реформу.

В целях стимулирования развития личных подсобных хозяйств (сельских подворий), оказания им мер государственной поддержки считаем целесообразным:

1. Упростить процедуру аренды государственных и муниципальных земель гражданами для производства сельскохозяйственной продукции, в частности упрощенная система изъятия неиспользуемых или используемых неэффективно земель ГУПов и МУПов для предоставления в долгосрочную аренду гражданам в качестве «полевого земельного участка» без права возведения на нем зданий и строений (кроме хозяйственных построек). При этом, с учетом того, что эта форма непредпринимательской деятельности и не подлежит налогообложению, установить максимальный размер земельного надела, которое может находиться в распоряжении субъекта ведения личного подсобного хозяйства, одного гектара. Такое ограничение целесообразно в целях стимулирования фермерской формы хозяйствования, которое в отличие от личного подсобного хозяйства носит характер предпринимательской деятельности и подлежит регистрации и налогообложению.

2. Провести анализ территорий РД на предмет сельскохозяйственной специализации с привязкой к транспортной инфраструктуре. Выявленная специализация территорий заложить в основу новой территориальной структуры перерабатывающих комплексов. В свою очередь, целесообразным является строительство на принципах государственно-частного партнерства многопрофильных перерабатывающих комплексов, которые могут осуществлять как закупку сельскохозяйственного сырья для переработки, так и осуществлять по современным технологиям переработку сырья у фермеров и ЛПХ за умеренную цену с возвратом готовой продукции первоначальному собственнику. Такая практика имеет место в США, Канаде и ряд других стран мира. Преимущество заключается в том, что у производителей сельхоз сырья появляется гарантия того, что их сырье будет или продано по фиксированной цене или переработано по современным технологиям и возвращена им же, т.е. сырье и, соответственно, их труд не пропадет.

3. Ввести обязательную практику бесплатного обследования и в случае необходимости осуществления химической обработки насаждений в садовых, огородных и иных участках, осуществляющих выращивание сельхозкультур, т.е. перенести практику контроля за состоянием скота и птиц в подвориях населения на отрасль растениеводства в целях выявления и предотвращения распространения заболеваний.

4. Расширить объемы предоставляемых субсидий и параллельно ужесточить механизм контроля за различными субсидиями для сельского хозяйства в целях снижения злоупотреблений и хищений средств на развитие АПК региона.

5. С учетом того, что условия ведения сельского хозяйства на горных территориях на порядок отличаются от равнинных и, соответственно, отличаются урожайность и другие показатели результативности осуществления хозяйственной деятельности, целесообразным является введение для всех производителей сельхозпродукции в горах определенных коэффициентов покрытия расходов в форме субсидий на готовую (реализованную) продукцию. Это, на наш взгляд, позволит с одной стороны увеличить заинтересованных производителей (в том числе в форме ЛПХ) сельхозпродукции, а, с другой, может стимулировать вывода из тени продукции фермерами и предприятиями.

В целях ускорения развития агропромышленного комплекса и модернизации системы торговли продовольственными товарами в Республике Дагестан считаем целесообразным:

1. Поэтапно реформировать сельскохозяйственные ГУПы и МУПы (за исключением крупных вино-коньячных заводов) и обеспечить на их основе создание народных предприятий. Такая необходимость связана, с

одной стороны, низкой эффективностью в регионе данной формы хозяйствования, а, с другой, - с тем, что народные предприятия (ЗАО особого типа) более чем остальные формы хозяйствования отвечают требованиям обеспечения социальной стабильности в населенных пунктах, в которых располагаются данные хозяйства. Кроме того, сильная зависимость обеспечения развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан от ГУПов и МУПов связана с тем, что наиболее пригодные для ведения сельского хозяйства земли находятся у них в аренде, а при этом практика показывает что они не могут обеспечить эффективность их использования.

Избежать социальных потрясений позволяет реорганизация ГУП и МУП в сельском хозяйстве в народные предприятия. Находясь в собственности работников, народное предприятие позволяет последовательно реализовать коренные интересы работников по следующим основным причинам:

• долевая форма собственности с равным для всех работников-акционеров участием в управлении народным предприятием в наиболее полной мере реализует принцип «предприятия тем, кто на них работает»;

• такая форма собственности гарантирует трудящимся право распоряжаться результатами своего труда;

• позволяет обеспечить социальную справедливость - оплату и участие в распределении собственности по труду;

• обеспечивается коллективная заинтересованность в сохранении и умножении собственности, основанная на личной ответственности каждого из собственников народного предприятия за судьбу своей доли имущества, риска ее лишиться;

• позволяет реализовать коллективное мнение, использовать коллективный опыт, избегая негативных последствий некомпетентных решений одного человека или группы лиц;

• создает возможности для каждого работника-акционера самостоятельно решать свои материальные проблемы после ухода на пенсию за счет средств, полученных от продажи его акций.

В связи с тем, что в соответствии с законодательством РФ реорганизация ГУП и МУП в народные предприятия запрещена, мы считаем необходимым в процессе предлагаемой реорганизации ГУП и МУП в народные предприятия использовать следующие два алгоритма.

Первый. Сначала унитарное предприятие акционируется с предоставлением льгот на приобретение акций своего предприятия. Одним из условий предоставления льгот трудовому коллективу можно установить необходимость выкупа работниками преобразуемого предприятия более

51 % акций предприятия. Впоследствии можно путем ведения активной пропагандистской работы среди работников инициировать реорганизацию в народное предприятие.

Второй. Первоначально можно ликвидировать унитарное предприятие с последующей передачей всего имущества ликвидируемого предприятия в аренду с правом последовательного выкупа коммерческому предприятию, в состав которого обязательно должны войти все работники ликвидируемого предприятия. В договоре на аренду можно оговорить одним из условий предоставления в аренду имущества ликвидируемого унитарного предприятия необходимость в течение года после полного выкупа реорганизации в народное предприятие. При этом аренду с последовательным выкупом можно предоставить на 5-7 лет, с возможностью досрочного выкупа, но без изменения условий по последующей реорганизации в народное предприятие.

2. Считаем необходимым усилить работу по пропаганде, как сельскохозяйственных профессий (сельскохозяйственного предпринимательства), так и потребление экологически чистой продовольственной продукции региональных производителей. Такая работа может осуществляться как в рамках формирования единого республиканского бренда продовольственной продукции, так и отдельно через средства массовой информации.

3. Обеспечить получение сельхозпроизводителями полной и достоверной информации об особенностях государственных программ в сельском хозяйстве, о формах, механизмах и объемах государственной поддержки.

4. Увеличить объемы предоставляемых в лизинг сельхозпроизводителям техники и племенного скота. Для этого считаем целесообразным, изменить условия получения в лизинг необходимой техники, в частности, обеспечить субсидирование определенной части лизинговых платежей (такая необходимость связана с высокими банковскими процентами в регионе и привязкой получаемого лизинговой компанией дохода от средней процентной ставки в регионе), отсрочить платежи по лизингу на год в связи с особенностями ведения сельского хозяйства (сезонность и длительность операционного цикла равной от семи месяцев до года).

5. Расширить фонд посевных семян и обеспечить получение в кредит сельхозпроизводителями всех форм хозяйствования необходимых для посадки семян. В настоящее время, кроме проблемы со снижением качества посадочного материала, существует большая проблема по значительному ухудшению посевных площадей: износ местных оросительных систем; снижение плодородия почв; зарастание пашен устойчивыми

к существующим химикатам и поверхностной пахоте сорняками. Это характеризует необходимость поиска механизмов стимулирования (в том числе и материального) восстановления оросительных систем, обеспечить частично за счет бюджетных средств осуществление глубокой вспашки всех пашен (за исключением тех, которые по причине незначительного почвенного слоя или других особенностей не рекомендуется осуществлять глубокую вспашку).

6. Стимулировать создание крупных производственных комплексов по переработке фруктов и овощей, мяса и молока, привлечь инвесторов для переработки кожи и шерсти в северной, центральной и южной территориальных зонах. Их дальнейшее развитие будет зависеть от формирования эффективной системы приема сырья для переработки, т.е. максимально приближенной к производителю сырья и отвечающей интересам всех участников.

7. Создать на базе стихийно возникших рынков вдоль федеральной трассы (южнее Дербента, в районе поста ДПС с. Джимикент, в районе п. Манас, севернее Махачкалы, южнее г.Хасавюрт, севернее г. Кизляр) крупных рынков сельхозпродукции для оптовой торговли.

8. Стимулировать развитие в городах республики на базе крупных колхозных рынков «Эко рынков» и обеспечить проведение периодических ярмарок сельхозпродукции как в городах республики, так и в крупных городах СКФО и ЮФО.

Реформирование АПК требует совершенствование земельного законодательства и реализацию земельной реформы. В частности, целесообразно:

1. Ввести частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения.

2. До введения частной собственности на землю необходимо:

- обеспечить расформирование сельскохозяйственных ГУПов и МУПов и создание на их базе народных предприятий (интересный опыт имеется у Республики Кабардино-Балкария);

- усилить работу по контролю целевого использования, обеспечению сохранности плодородия почв, эффективности использования земельных наделов, переданных как в частную собственность, так и в долгосрочную аренду.

Список литературы:

1. Абдулманапов С.Г. Государственно-частное партнерство в механизме реализации Приоритетных проектов развития Республики Дагестан. -Махачкала: Издательство «Наука плюс», 2014.

2. Абдулманапов С.Г. Народные предприятия в формировании эффективного собственника в сельском хозяйстве региона // Региональная экономика: теория и практика, №12 (39), 2006. с.49-52

3. Абдулманапов С.Г. Общественная собственность в стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона. -Махачкала: ИД Наука плюс, 2006.

4. Абдулманапов С.Г. Стратегические вызовы и перспективы развития экономики Республики Дагестан. - Москва: Экономика, 2012. 174 с.

5. Абдулманапов С.Г. Стратегические вызовы и перспективы развития экономики Республики Дагестан. - Москва: Экономика, 2012. 174 с.

6. Абдулманапов С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью как фактор устойчивого развития региона. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Москва, 2006.

7. Абдулманапов С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью как фактор устойчивого развития региона. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: Институт экономики РАН, 2006. 351 с.

8. Ахмедуев А.Ш., Абдулманапов С.Г. Проблемы и перспективы формирования кластеров в АПК Республики Дагестан // Проблемы развития АПК региона. 2010. Т.4. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.