Научная статья на тему 'Приоритетные направления стратегического развития экономики и социальной сферы республики Дагестан'

Приоритетные направления стратегического развития экономики и социальной сферы республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
685
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРИОРИТЕТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / REGION / REGIONAL ECONOMICS / PRIORITIES / STRATEGIC DEVELOPMENT / INNOVATION / MODERNIZATION / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулманапов Салихбек Габибулаевич

Определяются отраслевые приоритеты развития Республики Дагестан, обладающие мультипликативным эффектом агропромышленный, промышленный, туристско-рекреационный и транспортно-логистический комплексы, вырабатываются предложения по стимулированию их развития с учетом региональных особенностей обеспечения социально-экономического развития. Кроме того, выявляется зависимость реализации отраслевых приоритетов от инструментов реализуемой социально-экономической политики в регионе, в частности, от стимулирования предпринимательства и реализации трудового потенциала региона, модернизация и формирование современного инфраструктурного комплекса, внедрения различных форм институтов развития региона и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AND SOCIAL SPHERE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Defined sectoral priorities of the Republic of Dagestan, have a multiplier effect -agricultural, industrial, tourism and recreation, transport and logistics systems, drafting proposals to stimulate their development from a regional perspective for socio-economic development. In addition, the dependence of the detected sectoral priorities of the tools implemented socio-economic policies in the region, in particular, from the promotion of entrepreneurship and the implementation of the employment potential of the region, modernization and the formation of the modern infrastructure of the complex, the introduction of various forms of development institutions in the region, etc.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления стратегического развития экономики и социальной сферы республики Дагестан»

АБДУЛМАНАПОВ С.Г.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ

ДАГЕСТАН

Определяются отраслевые приоритеты развития Республики Дагестан, обладающие мультипликативным эффектом - агропромышленный, промышленный, туристско-рекреационный и транспортно-логистический комплексы, вырабатываются предложения по стимулированию их развития с учетом региональных особенностей обеспечения социально-экономического развития. Кроме того, выявляется зависимость реализации отраслевых приоритетов от инструментов реализуемой социально-экономической политики в регионе, в частности, от стимулирования предпринимательства и реализации трудового потенциала региона, модернизация и формирование современного инфраструктурного комплекса, внедрения различных форм институтов развития региона и т.д.

АБВиЬМАМАРО V 8.О.

PRIORITY AREAS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AND SOCIAL SPHERE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Defined sectoral priorities of the Republic of Dagestan, have a multiplier effect -agricultural, industrial, tourism and recreation, transport and logistics systems, drafting proposals to stimulate their development from a regional perspective for socio-economic development. In addition, the dependence of the detected sectoral priorities of the tools implemented socio-economic policies in the region, in particular, from the promotion of entrepreneurship and the implementation of the employment potential of the region, modernization and the formation of the modern infrastructure of the complex, the introduction of various forms of development institutions in the region, etc.

Ключевые слова: регион, региональная экономика, приоритеты, стратегическое развитие, инновации, модернизация, предпринимательство

Keywords: region, regional economics, priorities, strategic development, innovation, modernization, entrepreneurship.

В настоящее время, когда инвестиционные возможности экономики региона ограничены, обеспечение экономического развития связано с определением приоритетов развития, обладающих значительным мультипликативным эффектом и их целенаправленной поддержкой. Следует отметить, что существуют отраслевые приоритеты, характеризующие потенциал развития той или иной отрасли, и социально-экономические приоритеты реализуемой региональной политики.

В Республике Дагестан приоритетным отраслям можно отнести агро-

промышленный, промышленный, туристско-рекреационный и транспортно-логистический комплексы. Развитие отраслевых приоритетов связаны как с инструментами реализуемой социально-экономической политики, так и приоритетами этой политики. В частности, стимулирование предпринимательства и занятости населения, модернизация и формирование современного инфраструктурного комплекса, повышение эффективности реализации государственного заказа, внедрение государственно-частных партнерств и различных форм институтов развития региона.

В развитии современного экономического потенциала Республики Дагестан противодействует множество нерешенных проблем в социальной и экономической сферах, а также полное игнорирование в процессе управления развитием региона отраслевой и региональной специфик. В настоящее время угрозами стабильности для Республики Дагестан выступают высокая исла-мизация общества и ее радикализация, коррумпированность всех сфер жизнедеятельности, клановость, значительная технико-технологическая отсталость региона, существенное падение качества образования и здравоохранения, высокий уровень структурного дисбаланса, значительная оторванность экономики РД от общероссийской (низкая интеграция в социально-экономическую систему страны), низкий уровень и качество инфраструктурного комплекса [см. 3].

Преодоление стратегических угроз требует разработка стратегических мер по их нейтрализации и формирования условий устойчивого развития региона, с учетом состояния и специфики данного субъекта федерации. Особенно актуален данный подход применительно к Республике Дагестан, которая представляет собой многонациональное образование, отличающееся специфическими особенностями в геополитическом плане, в плане состояния экономической и социальной сфер, а также в плане реформирования экономики и социальной сферы.

Агропромышленный комплекс является основным звеном экономики Республики Дагестан. Несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции за последние годы и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным.

В настоящее время, Республика Дагестан является крупнейшим регионом Северного Кавказа с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики Дагестана, которое занимает особое место в жизнеобеспечении региона. В сельской местности республики проживает около 60% населения (в целом по России 27%), и поэтому сельское хозяйство в значительной степени определяет состояние всего народного хозяйства и социально-экономический уровень подавляющей части населения Дагестана. В сельском хозяйстве производится около 20% валового регионального продукта, занято более 250 тыс. человек (почти 30% от численности занятых во всей экономике), сосредоточено 12% основных производственных фондов

Основная отрасль АПК - сельское хозяйство является системообразующей отраслью в экономике и социальной жизни общества, ее функционирование обеспечивает не менее шести рабочих мест в других сферах экономики на одного занятого в сельском хозяйстве. Тем не менее, можно констатировать, что процесс трансформации социально-экономической системы негативно отразился на сельхозпроизводителей региона. Отмечаемый официальной статистикой рост сельхозпроизводства носит фиктивный характер и сохраняется множество нерешенных проблем, которые препятствуют развитию сельского хозяйства в республике: трансформация отношений собственности на землю; решение проблем становления фермерских хозяйств и развития малого предпринимательства в АПК региона; создание производственной и рыночной инфраструктур; развитие социальной инфраструктуры и повышение уровня жизни населения в сельской местности республики; не способствующая развитию отрасли налогообложение и система кредитования; снижение качества площадей сельхозугодий и племенного скота и т.д. [2, с.с. 178179].

Сельское хозяйство представлено животноводством и растениеводством. Республика Дагестан удерживает первенство в России по поголовью овец, коз и производству шерсти. Ведущие позиции республика занимает в производстве фруктов и ягод, а также мяса. Дагестан - единственный в России регион, который специализируется на производстве винограда. Приоритетное развитие АПК с его основными отраслями: животноводством и растениеводством объясняется благоприятными агроклиматическими условиями и избыточными трудовыми ресурсами [см. 5].

Основными подотраслями растениеводства республики являются виноградарство, садоводство, плодоовощеводство и зерноводство. На развитие каждой из подотраслей влияют общие и специфические факторы. Для выхода из состояния наблюдаемого последние годы сокращения производства необходимо реализовать следующие мероприятия:

❖ реформировать земельные отношения в направлении стимулирования средне и долгосрочной аренды, сохранения и повышения плодородия почв с целью создания мотивационных стимулов осуществления частных инвестиций в посадку новых садов и виноградников, выращивания зерновых и овощных культур;

❖ создать условия развития, в том числе через развитие институциональной базы и инфраструктурного комплекса, малого предпринимательства в производстве и переработке продукции растениеводства;

❖ обеспечить сельхозпроизводителей качественными семенами перспективных сортов овощей, которые прошли контроль качества и показали высокую урожайность в республиканских природно-климатических условия;

❖ снять административные барьеры купли-продажи многолетних насаждений как имущественных комплексов;

❖ создать условия для привлечения негосударственных инвестиций,

использования современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;

❖ стимулировать создание сети современных логистических комплексов;

❖ обеспечить модернизацию сети гидромелиорации;

❖ стимулировать внедрение института лизинга техники для сельхозтоваропроизводителей через различные механизмы государственного воз действия.

Животноводство развито во всех районах республики. Отрасль ориентирована, прежде всего, на удовлетворение продовольственных потребностей населения на внутреннем рынке, а также на реализацию сырья (шерсть, кожевенное сырье) как внутри республики, так и за ее пределами. Основные виды производимой продукции - мясо, молоко, шерсть и яйцо. Развитие отрасли в современных условиях и на перспективу связано с повышением продуктивности всех видов животных, улучшением селекционно-племенной работы, технологии содержания и кормления. Особое внимание в животноводстве необходимо уделить созданию высокопродуктивного молочного стада с использованием отечественных и зарубежных племенных ресурсов. Для динамичного развития животноводства в регионе необходимо:

❖ обеспечить, в том числе и через лизинг племенного скота, обновление стадо КРС. В настоящее время большие проблемы в развитии скотоводства, связанные с отсутствием племенной работы в сельхозпредприятиях и снижением поголовья специализированного племенного скота;

❖ внедрение передовых технологий содержания, ухода и кормления животных. Для этого требуется строительство новых и реконструкция существующих животноводческих ферм;

❖ решить проблему технического перевооружения и реконструкции кормахранилищ, птицефабрик;

❖ формирование торгово-транспортно-логистических центров, обеспечивающих своевременную доставку, качественное хранение и переработка животноводческой продукции;

❖ формирование современных производств по переработке продукции животноводства региона.

Неразвитость интеграционных связей сельскохозяйственного производства и переработки приводит к снижению эффективности аграрного сектора и, как следствие, благосостояния сельских жителей. Ухудшает ситуацию отсутствие необходимой социальной инфраструктуры и комплексного обустройства села, низкий уровень образования и дефицит кадров, малопривлекатель-ность и низкооплачиваемость труда в сельском хозяйстве. Необходимым условием развития АПК является также и ликвидация диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Все это говорит о наличии серьезных проблем развития агропромышленного комплекса, с которыми или не хотят, или не могут справиться органы государственной власти региона. Среди них, на наш взгляд, самыми важными, которые влияют на все от-

расли АПК, являются следующие:

❖ реформирование отношений собственности на средства производства, землю и многолетние насаждения;

❖ создание инфраструктуры племенного дела;

❖ модернизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

❖ повышение уровня технического обеспечения сельхозпроизводителей;

❖ создание социальной и рыночной инфраструктуры села;

❖ очистка и создание новых мелиоративных систем.

За годы рыночных реформ в силу объективных причин производственно-технический, кадровый, материальный потенциал сельхозпроизводителей значительно ослабел. Мировой опыт показывает, что в современных условиях эффективное развитие конкурентоспособного сельского хозяйства достигается только с опорой на механизацию технологических процессов, внедрение достижений науки и ноу-хау. В связи с этим для повышения эффективности работы аграрного сектора экономики требуется выработка принципиально новых подходов к развитию агропромышленного комплекса, направленных на максимальный поиск внутренних резервов обеспечения развития. В настоящее время для восстановления производственного потенциала агропромышленного комплекса, обеспечения его устойчивого развития, повышения занятости и уровня жизни сельского населения необходимо осуществлять комплекс мероприятий в следующих приоритетных направлениях:

1. Проведение аграрной политики, направленной на стимулирование роста объемов производства тех видов продовольствия, для получения которых в республике имеются соответствующие природные, организационно-экономические и другие условия - виноград, плоды и овощи, мясо, шерсть и молоко. В свою очередь, увеличение производства этих видов продовольствия положительно скажется на положении пищевой и перерабатывающей промышленности республики.

2. Реформирование сельскохозяйственных ГУП и МУП с постепенным переходом к народным предприятиям, как организационно-правовой форме предприятий, в рамках которой существуют высокие стимулы повышения эффективности производительности, осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и модернизации технико-технологического парка предприятия.

3. Стимулирование развития кооперации между всеми субъектами агропромышленного комплекса, ориентация производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на взаимовыгодное экономическое сотрудничество, учитывающее интересы как сельхозпроизводителей, так и перерабатывающих предприятий. Создание условий интеграции личных подсобных хозяйств с другими сельскохозяйственными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, предоставление им кредитов и государственных субсидий, развитие сферы торгово-посреднических услуг.

4. Создание земельных отношений, базирующихся на разных формах собственности, создающих условия для эффективного ведения производства. Формирование условий, стимулирующих землевладельцев и землепользователей заботиться о сохранении и повышении плодородия почвы, об эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, необходимо создать условия льготной аренды государственных и муниципальных земель личным подсобным и фермерским хозяйствам для посадки многолетних насаждений (виноградников, садов). Развитие земельных отношений должно способствовать улучшению эффективности использования сельхозугодий, повышение плодородия почв, сохранение природной среды.

5. Восстановление инфраструктуры племенного дела (племхозы, станции искусственного осеменения и др.), наделив их налоговыми льготами, дотациями и др. Племенной скот и птицу целесообразно выделять сельхозтоваропроизводителям в лизинг.

6. Модернизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с использованием современного технологического оборудования, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, приближение переработки к местам производства сырья путем строительства мини-заводов мясомолочного, сыродельческого, консервного и сушильного направлений. Создание условий перерабатывающим предприятиям для внедрения маркетинговых, энерго и ресурсосберегающих технологий. Повышение эффективности агропромышленного комплекса региона в значительной степени определяется внедрением научно-технических достижений в области оснащения новой техникой, внедрения ресурсосберегающих технологий в отраслях агропромышленного комплекса.

7. Создание условий рационального использования поливных земель, увеличения внесения органических и минеральных удобрений, внедрения прогрессивных технологий, способствующих повышению урожайности и качественных свойств выращиваемых сельскохозяйственных культур.

8. Формирование сельской социальной инфраструктуры, что является необходимым условием текущего и перспективного обеспечения сельхозпредприятий рабочей силой. Для этого необходимо развивать отрасли агросер-виса, производственной и социальной инфраструктур, поддержка дорожного и водохозяйственного строительства, транспорта, связи, торговли, электрификации и газоснабжения, стимулирования развития рынка услуг в сельской местности.

Реализация отмеченных направлений будет способствовать развитию агрокомплекса республики за счет мобилизации его внутренних резервов при активизации процессов кооперации и интеграции, формированию рыночной инфраструктуры, уменьшению завоза продовольствия и возрастания спроса на свои продукты питания, повышению финансовой устойчивости товаропроизводителей и повышению занятости и уровня жизни сельского населения региона.

Для обеспечения устойчивого развития промышленности в регионе важное значение имеют модернизация промышленных производств и переход к современному технологическому укладу. Решения задач модернизации экономики Республики Дагестан и перехода к постиндустриальному способу производства решающее значение имеет инновационная активность, разворачивающаяся в регионе. В настоящее время республика испытывает заметные трудности в реализации инновационного потенциала, связанные с нехваткой собственных и заемных средств у предприятий, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования. Накопленный научно-технический потенциал промышленных предприятий республики не получает развития и не реализуется из-за низкого уровня внедрения инновационных разработок в производство, отсутствия тесной взаимосвязи научно-исследовательских и промышленных предприятий [см. 1].

В качестве ключевых негативных факторов, сдерживающих развитие промышленности по инновационному пути, является, прежде всего, сложное финансовое положение большинства научно-исследовательских предприятий и недостаточное финансирование инновационных разработок и проектов по их внедрению (преимущественно за счет собственных средств предприятий), а также отсутствие единой республиканской инновационной системы, способной обеспечить управление инновационными преобразованиями.

В целях формирования в регионе инновационных центров, ориентированных на развитие инновационного предпринимательства и повышение конкурентоспособности отечественных производителей, в республике создан Инновационно-инвестиционный центр при Дагестанском государственном техническом университете, Центр высоких технологий при Институте физики ДНЦ РАН, Иновационно-инвестиционный центр при Дагестанском государственном университете. В республике формируется Реестр инновационных проектов и разработок научных учреждений и ведомств республики. Реестр инновационных проектов представляет практический интерес для руководителей предприятий и отдельных предпринимателей, особенно работающих в реальном секторе экономики, и одновременно способствует разрешению такой острой проблемы как внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство и повышение эффективности использования научных разработок [см. 1].

Наравне с промышленностью строительный комплекс обладает значительным мультипликативным эффектом и способен потянуть за собой развитие смежных отраслей экономики. Можно выделить три сферы в строитель -стве, от степени развития которых зависит решение социально-экономических проблем и развитие экономики региона: жилищное строительство, дорожное строительство, строительство объектов социальной инфраструктуры. Каждая из них имеет свой алгоритм развития, механизм государственного воздействия, конечный результат от развития и т.д. Благоприятным моментом в развитии строительства в республике является наличие значительной сырьевой базы по строительным материалам - песок, щебенка, кирпичных глин, камня, извести и т.д. Использование резервов роста строи-

тельства может способствовать развитию промышленности стройматериалов, мебели и позволит занять значительную часть населения региона, в основном молодежи с невысокой профессиональной квалификацией.

Развитие ипотечного жилищного кредитования, учитывая, что помимо социального эффекта, обеспечивается рост экономики за счет мультипликативного эффекта жилищного строительства. Несмотря на объявление ипотечного направления приоритетным, некоторого снижения процентной ставки и увеличения сроков предоставления, дешевых кредитов в республике не появилось, а значит, воспользоваться ипотекой смогут только единицы дагестанцев. Недоступность кредита, сдерживающая развитие ипотеки, обусловлена не только высоким процентом, но и тем обстоятельством, что треть стоимости жилья нужно оплатить единовременно, а получить его можно лишь под купленную квартиру, которая, как правило, гораздо дороже аналогичной, приобретаемой на этапе инвестирования. Ясно, что при существующей официальной заработной плате в республике, подобный вариант большинству населения практически недоступен. В настоящее время решение проблемы жилищной ипотеки видится в выделении из государственных и муниципальных земель бесплатно (в случае строительства дома для бюджетников) или за небольшую плату земель под строительство многоквартирных домов. Кроме того, необходимо ввести жесткий контроль на цены при строительстве жилья для бюджетников, при социальной ипотеке. Это связано с тем, что себестоимость строительства значительно отличается от продажной цены. Кроме того, существуют проекты с низкой себестоимостью. Развитие таких проектов в условиях низкой платежеспособности республиканского населения является необходимостью. В городах и поселках источником финансирования инвестиционного процесса в жилищное строительство могли бы выступать поступления в бюджет от приватизации земли. Зачисление на счет муниципального инвестиционного фонда по развитию ипотечного кредитования или закрепление поступлений по этой статье доходов в Республиканский фонд развития приоритетов и последующее предоставление по низким процентным ставкам для бюджетников (в основном - врачам, учителям, ученым и т.д.) способствует развитию, как ипотеки жилья, так и социальной поддержки сфер человеческой деятельности, от которых зависит будущее нации [2, с. 170].

Реализация приоритета формирования современного транспортно-логистического комплекса напрямую связан с дорожным строительством. Данный приоритет приобретает особую важность в связи с географическим положением Республики Дагестан. Транспортный коридор «Север-Юг», «Европа-Азия» дают дополнительные преимущества для экономики, а наличие единственного в Каспийском море незамерзающего российского морского порта и рост товарообмена России с Азербайджаном, Ираном и среднеазиатскими странами говорят о высоком мультипликативном эффекте развития транспортной инфраструктуры в повышение темпов экономического роста.

Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры внутри региона и соединение горных районов республики с равниной частью региона позволит

снизить экономические потерями от транспортировки сельхозпродукции и поддерживать высокий уровень жизни населения в сельской местности и решить проблему продовольственной безопасности. Фактор неразвитости транспортно-логистического комплекса служит тормозом развития сельского хозяйства и основной причиной безвозвратной миграции сельских жителей в города. В свою очередь это приводит к снижению производства сельскохозяйственной продукции внутри республики и к решению продовольственной проблемы за счет ввоза из других регионов и стран.

Решение этой проблемы видится в аккумулировании всех платежей за пользование природными ресурсами на территории Республики Дагестан (в том числе и доли подлежащей перечислению в федеральный бюджет) в Республиканском фонде развития приоритетов и последующее использование на развитие транспортной инфраструктуры в регионе. В этом случае обеспечивается реализация прав собственника на доход от пользования собственностью (собственником природных ресурсов является народ и использование дохода от народного достояния для улучшения условий ведений хозяйственной деятельности и качества жизни соответствует экономической сущности общественной собственности). Все это должно способствовать повышению уровня жизни населения в регионе [2, с.171].

Третьим направлением в строительстве, которое обладает мультипликативным эффектом и обеспечивает рост занятости и создает условия жизни населения, является строительство объектов социальной инфраструктуры. В этом направлении строительства главным заказчиком были и остаются органы государственной власти и муниципальные образования, и без государственного капитала развитие данного направления строительства не представляется возможным. Актуальность государственных инвестиций в развитие строительства объектов социальной инфраструктуры проявляется в том, что в регионе все еще продолжает оставаться напряженной ситуация с детскими дошкольными учреждениями, школьными ученическими местами, в амбула-торно-поликлинических учреждениях выстраиваются очереди и часто врачи не успевают принять посетителей за день, наблюдается нехватка больничных койко-мест. Это способствует привлечению незанятого населения, тем самым, снижая напряженность на рынке труда и обеспечивая доходом значительную часть семей, особенно в сельской местности, где высока безработица и ограничены сферы приложения трудовых навыков [2, с. 172].

По своим физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов Республика Дагестан является одним из перспективных регионов России для развития курортно-туристского и рекреационного комплекса. Созданная в республике система санаторно-курортного лечения и оздоровления является частью общей структуры эффективного оздоровления населения «поликлиника-больница-санаторий» и выполняет функцию по профилактике заболеваний, реабилитации и лечению больных на ранних стадиях, в том числе таких недугов, как спинальные, нервные, в том числе детские церебральные, легочные, сердечнососудистые, гинекологические и другие заболевания. Сложившаяся структура

туристско-рекреационного комплекса позволяет сегодня принять более 25 тыс. туристов и отдыхающих и оздоровить около 70 тыс. детей и подростков. Потенциальные возможности республики позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать более 600 тыс. туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в республику туристов не соответствует ее туристскому потенциалу [2, с.с. 174-175].

Уникальный природный мир, архитектурные памятники и сооружения, история и культура народов Дагестана привлекают внимание туристов. На выбор республики туристами как места отдыха и путешествия оказывает влияние то, что в регионе имеются уникальные ландшафты, редкие животные и растения. В республике примерно 275 дней в году солнечные дни, а восточной границей республики является чистый берег Каспийского моря. По всему побережью рассеяны десятки баз отдыха, детских лагерей, санаторий, которые при реконструкции могут служить основой подъема лечебно-профилактической, рекреационной и туристической деятельности в регионе. Для туристов здесь есть хорошая возможность ознакомиться с историей, культурой, традициями и обычаями народов Дагестана, с историческими памятниками, действующими мусульманскими мечетями, с самым древним в России городом-крепостью Дербентом, через которую в средние века проходил Великий Шелковый Путь. Не зависимо от маршрута в горах Дагестана путешественники встретят удивительные аулы, средневековые мечети, сторожевые башни и крепости. Кроме того, Республика Дагестан располагает большими возможностями развития экологического туризма и его совмещения с отдыхом и лечением.

Наличие потенциала развития туристско-рекреационного комплекса в регионе само собой не гарантирует его развитие. В настоящее время существует множество проблем, препятствующих и тормозящих его развитие:

❖ высокая криминогенная обстановка в республике;

❖ низкий уровень материальной базы предприятий и учреждений отрасли, что не позволяет обеспечить высокий уровень сервиса и качества туристско-рекреационных услуг;

❖ нерешенность вопросов связанных с правами собственности на земли рекреационных зон и ответственность за их загрязнение;

❖ наличие существенные проблем с инфраструктурным обеспечением (водообеспечение и водоотведение, энергоснабжение, транспортная инфраструктура, дороги и т.д.);

❖ социально-политическая ситуация и отрицательный имидж республики в средствах массовой информации.

В настоящее время в решении этих и связанных с ними проблем видится нам выход отрасли из кризисного состояния и переход в состояние устойчивого развития. Мы считаем, что этому могут способствовать реформирование предприятий и учреждений отрасли; создание в республике туристско-рекреационной особой экономической зоны; переобучение работников отрасли и подготовка новых специалистов, способных работать в рыночных условиях хозяйствования; активное продвижение республики в российских

регионах и за рубеж, как благоприятная для отдыха и привлекательная для инвестиций территория. Кроме того, необходимо разработать Программу и дорожную карту реализации отмеченных в программе мероприятий по обеспечению развития туристско-рекреационного комплекса республики.

Большая роль в обеспечении стратегического развития региона принадлежит созданию механизмов использования трудового потенциала и создание условий для реализации предпринимательского потенциала населения. Республика Дагестан обладает значительными трудовыми ресурсами. Одним из самых важных элементов социально-экономической политики является создание условий, позволяющих гражданину зарабатывать средства для поддержания необходимого уровня жизни. Ключом к обеспечению последнего является занятость населения, уровень которого определяет экономическую основу благосостояния общества. В Дагестане проблема занятости стояла остро всегда, так как регион является традиционно трудоизбыточным. Одним из эффективных путей «прорыва» из нынешней неблагополучной ситуации на рынке труда, по нашему мнению, может стать организация трудовой миграции за пределы Дагестана и России. Трудовые миграции в современных условиях выполняют исключительно важную роль социального амортизатора. Они смягчают удары инфляции, частично компенсируют падение доходов, позволяя значительной части населения избежать обнищания в условиях падения производства и роста безработицы, формируется альтернативная сфера занятости. Этому может способствовать государственная поддержка создания соответствующей инфраструктуры трудового посредничества в регионе, в том числе создание государственных и муниципальных предприятий, выполняющих функции трудового посредничества в процессе временной трудовой миграции [2, с. 175].

С учетом менталитета населения и высокой коррумпированности органов государственной власти в регионе приоритетным становится развитие малого предпринимательства во всех отраслях экономики региона. Тем более что существует значительный потенциал для развития малого бизнеса в республике - это и финансовые ресурсы населения, это и свободные и квалифицированные трудовые ресурсы, это и растущий спрос на продукцию и услуги. Самым важным здесь мы считаем наличие у всех дагестанских народов «предпринимательской жилки», необходимой для создания и успешного развития собственного бизнеса [2, с. 269].

Несмотря на все это, доля малого бизнеса в ВРП республики остается незначительной, что характеризуется, на наш взгляд, наличием неформальных экономических отношений и развитием предпринимательства в теневом секторе. Развитию малого бизнеса в теневых формах в РД способствует отсутствие необходимых условий, связанных с институциональной средой, и наличие высокого предпринимательского потенциала населения. В связи с чем, в настоящее время встает вопрос о «легализации» малого бизнеса в регионе. На наш взгляд, эту проблему необходимо решать с учетом экономической и социальной функций малого предпринимательства, но с приоритетом социальной составляющей.

Для Республики Дагестан подержание развития предпринимательства приобретает особую значимость: регион, с одной стороны, трудоизбыточный, а с другой - высокодотационный и депрессивный. Это требует проведение четкой государственной политики в республике направленной на поддержание развития предпринимательства. При этом необходимо учитывать специфику организации и развития предпринимательских структур в различных отраслях экономики и учесть территориальную специфику. В связи с чем, возникает настоятельная необходимость в активной государственной политике, направленной на поддержание предпринимательства в республике.

Проблематика малого предпринимательства и занятости тесно переплетены. Воздействие малого предпринимательства на занятость заключается в том, что согласно своим социальным свойствам оно влияет на количественные и качественные характеристики рынка труда. «Если государство игнорирует социальные свойства малого предпринимательства и проводит политику исходя из приоритета его экономических свойств, то малое предпринимательство трансформируется в неформальный сектор экономики, а занятость в данном секторе начинает носить теневой и, в основном, неформальный характер» [4, с. 3].

В целом существует ряд проблем, препятствующих развитию предпринимательства в республике, в целях устранения которых, необходимо осуществить следующие мероприятия:

❖ стимулирование строительства в городах и районных центрах республики деловых и коммерческих центров и регулирование арендной платы в зависимости приоритетности той или иной отрасли;

❖ устранение административных барьеров, связанных с регистрацией, получением земельных участков под строительство офисов, в регистрации прав на недвижимое имущество, в переводе жилых помещений в коммерческо-производственные и т.д.;

❖ стимулирование создания информационного, образовательного, консультативного, правового обеспечения предпринимательства в регионе;

❖ создание государственных и совместных институтов и механизмов страхования деятельности предпринимательства;

❖ стимулирование развития финансового лизинга и франчайзинга;

❖ стимулирование студенческого инновационного предпринимательства, создание условий для развития высокотехнологичных производств и т.д.

Развитие предпринимательства в Республике Дагестан выступает важным элементом экономической системы, без которого, на наш взгляд, немыслимо повышение занятости и обеспечение экономического роста. Именно развитие предпринимательства способно снизить социальную напряженность в республике и создать основы становления нормально функционирующей рыночной экономики и гражданского общества.

Концентрация усилий по приоритетам развития способна обеспечить мультипликативный эффект в экономике в целом и направлена на рост вало-

вого регионального продукта, снижение уровня безработицы, повышение уровня жизни населения. Для реализации преимуществ и потенциала развития в отмеченных отраслях и сферах хозяйственной деятельности необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, обеспечить благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат.

_Литература_

1. Абдулманапов С.Г. Инновационная деятельность в модернизации промышленных производств в депрессивном регионе // Региональные проблемы преобразования экономики, 2012, №1.

2. Абдулманапов С.Г. Общественная собственность в стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006. - 352 с.

3. Абдулманапов С.Г. Стратегические вызовы и перспективы развития экономики Дагестана.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2012. - 174 с

4. Иванова Л.Н. Малое предпринимательство и занятость. - М.: Наука, Институт экономики РАН, 2004.

5. http://mcxrd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.