Научная статья на тему 'Роль организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства региона'

Роль организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
315
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства региона»

продовольствия как в промышленности - с конвейера. Эта идея жива до сих пор, особенно её питают и дают надежны развивающиеся биотехнология и генная инженерия. Что ждет человечество в этом направлении? Изменится ли судьба Крестьянства? Пока ответов нет.

Немаловажным является вопрос в отношении крестьянства к власти, государству. В существующем определении крестьянства говорится, что крестьянство только выполняет обязательства по отношению к обладателям политической и экономической власти. Это одна сторона - он законопослушен, то есть по определению гражданственен. Но есть другая сторона - это крестьянский бунт, жакерия, тактика и стратегия партизанской войны, т.е. труднопобедимых войн. Этому есть свидетельства и в истории человечества и в трудах ученых.

И, конечно, отношение к основному средству и предмету труда крестьянина - земле. Ведь одной из движущих сил Октябрьской революции был лозунг «Земля - крестьянам!», закрепленное декретом вечное пользование землёй - что с ним стало? Ведь крестьянская мечта о земле-кормилице до сих пор для крестьянства на повестке дня! Это тлеющая крестьянская мечта - она существует! Что с ней будет дальше?

Таким образом, взяв за основу характеристики социально-психологического портрета крестьянина его трудовые качества, необходимо рассмотреть, на наш взгляд, мир его ценностей, место в социальной стратификации, его независимые и определяющие качества и вытекающие отсюда следствия. Это - вызов аграрной науке, который делает феномен Крестьянина, суть которого пока «Великий Незнакомец», а надо, чтобы она стала «Великим Знакомцем». Может быть, в этом кроется одна из сил развития человечества? Как знать.

Ещё одна грань феномена Крестьянина - это его неразрывная связь с Космосом: Микрокосм Крестьянина нерасторжим с Макрокосмом Вселенной - это факт, поэтому Александр Александрович призывал не командовать над крестьянским миром и верил, что наш народ не исчезнет, так как он великий народ. А где корни его величия?

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНА Чирков Е.П., д.э.н., профессор, заслуженный экономист РФ, руководитель научно-исследовательского отдела «Экономика и предпринимательство в АПК»

Кирдищева Д.Н., аспирант ФГБОУВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия» Ларетин Н.А., к.э.н., руководитель сектора экономики ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт кормов им. В. Р. Вильямса»

Монографические изучения, научные исследования и личные наблюдения свидетельствуют о том, что всякая система состоит из отдельных элементов, частей, компонентов, которые находятся между собой в органической связи и зависимости, составляющих единое целое. Единство системы по горизонтали и вертикали охватывает группы отраслей, отдельные отрасли, организации (предприятия) и первичные трудовые коллективы.

Весьма крупной и многофакторной системой в экономике страны следует считать группу отраслей агропромышленного производства и его главного звена - сельское хозяйство, которое является одним из самых сложных сегментов АПК. Агропромышленное производство следует рассматривать с учётом упорядочения элементов и компонентов как организационное целое, как совокупность, комбинацию предметов или частей, как комплексную составляющую отраслей и групп, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, выработанных наукой и проверенных практикой мероприятий: организационных, экономических, технологических, технических, социальных и природоохранных, характеризующихся определёнными качественными признаками, составом, структурой, функциями во взаимосвязи с другими системами и направлениями на эффективность развития всех стадий воспроизводства на основе использования достижений научно-технического прогресса [4,5].

В трудах многих зарубежных и отечественных учёных-экономистов дореволюционного периода система сельского хозяйства рассматривается как способ соединения главных факторов функционирования сельскохозяйственного производства -земли, труда и капитала.

С первых дней Советской власти начинается изучение вопросов экономики и организации интенсивного производства с позиций марксистской аграрной науки. В двадцатые годы прошлого века, советская деревня отличалась многоукладностью сельскохозяйственного производства, в тридцатые - насильственным переходом от мелкого крестьянского хозяйства к колхозам и совхозам. В этот период научные работы были посвящены проблемам организации аграрного производства и типизации сельскохозяйственных предприятий в разных природно-климатических зонах, в которых в той или иной степени затрагивались вопросы, касающиеся систем ведения сельского хозяйства. В большинстве из этих работ авторы вкладывали в понятие «система хозяйства» содержание, определяемое соотношением тех же трёх основных элементов сельского хозяйства - земли, труда и капитала. Важной особенностью данного периода являлось то, что сельскохозяйственное производство рассматривалось как единое целое на основе комплекса взаимосвязей отдельных элементов: растениеводство, животноводство, другие отрасли сельского хозяйства. Выделение сельскохозяйственных районов осуществлялось на использовании совокупности признаков, характеризующих системы ведения сельского хозяйства (организация, специализация, интенсивность и др.).

Массовые работы по обоснованию систем ведения сельского хозяйства начались во второй половине 50-х годов после XX съезда КПСС. Системы ведения сельского хозяйства рассматривались как предплановые документы и отражали рациональную организацию сельскохозяйственного производства на основе применения комплекса обоснованных наукой и проверенных производственной практикой, взаимосвязанных между собой экономических, организационных, агротехнических и зоотехнических мероприятий на фоне активизации научно-технического прогресса, кооперации и интеграции с целью повышения его эффективности. Система ведения сельского хозяйства в этот период изучалась и разрабатывалась на зональном и производственном уровнях [3].

Следующий этап разработки системы ведения сельского хозяйства приходится на вторую половину 60-х годов, то есть на период после мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда партии. В них заложены основополагающие принципы специализации. Учтены зональные особенности, обозначен курс на интенсификацию сельского хозяйства на базе мелиорации, механизации и химизации. Со стороны государства создавались условия для интенсивного использования земель, формирования новых товарных зон и осуществления других мер по рациональному ведению сельского хозяйства, включая вопросы организации и оплаты труда, внедрение «полного» хозяйственного расчёта.

Значительным вкладом в развитие теории систем ведения сельского хозяйства внес академик ВАСХНИЛ А. А. Никонов [1]. Он рассматривал систему сельского хозяйства как экономическую категорию, являющуюся выражением способа производства и представляющую собой единство производственных сил (система земледелия, система животноводства и система машин) и производственных отношений (организационно -экономическая система, включающая в себя хозяйственный механизм, организацию и оплату труда, социальное развитие и т.д.).

С 1995 года, по инициативе Российской академии сельскохозяйственных наук, начался новый этап в обосновании региональных систем ведения хозяйства, которые стали разрабатываться для агропромышленного производства в целом. Опыт разработки и освоения систем ведения сельского хозяйства в ряде регионов России свидетельствует о том, что они имеют важное значение в реализации задач выхода из аграрного кризиса. Это, в свою очередь, предполагает обоснованное проведение аграрных преобразований, комплексное решение организационно-экономических, технических, технологических и социальных проблем развития сельского хозяйства и сферы его обслуживания с учётом

местных природно-экономических условий, национальных особенностей, традиций населения регионов. Благодаря системам и комплексному подходу в решении экономических проблем АПК, в регионах укрепляется связь науки с производством. Многие научные разработки активно осваиваются практикой через инновационные технологии производства растениеводческой и животноводческой продукции, внедрение малоотходного и безотходного производства продуктов питания, научно обоснованных форм организации труда и управления.

К сожалению, кризисное состояние АПК, потеря его управляемости, недооценка практиками роли научно обоснованных систем ведения агропромышленного производства, и рекомендаций учёных по развитию производственных сил и производственных отношений на селе привели к тому, что большая организационная работа не привела к ожидаемым результатам. Кризисное явление в АПК, и особенно в сельском хозяйстве, продолжались. Наблюдался спад производства, росло число убыточных хозяйств, социальная инфраструктура села распадалась, основная масса сельхозорганизаций стала финансово недееспособной, финансово-кредитная и налоговая системы не оказывали положительного действия. Многие региональные системы не имеет должного экономического обоснования приоритетных направлений их развития, соответствующего нормативно-правового, ресурсного, технического и финансового обеспечения.

Проведенный анализ свидетельствует также о недостаточной глубине разработки систем ведения агропромышленного производства, особенно в части научного, экономического, информационно-консультационного, прогноза отраслевого развития производства в данной макроэкономической ситуации.

Формирование современных систем ведения сельского хозяйства, по сравнению с прежними системами, характеризуется рядом принципиальных отличий и выдвижением на первый план организационно-экономического механизма, разработка которого осуществляется в условиях модернизации аграрного производства на инновационной основе, учитывающего многоукладность экономики сельского хозяйства, совершенствование административных и экономических методов управления; создание производственной и рыночной инфраструктуры; развитие новых форм кооперации и интеграции всех форм собственности и хозяйствования; повышение эффективности и доходности труда; совершенствование земельных отношений на основе оборота земель, а также распределительных отношений путём рационального распределения валового дохода; стимулирование труда и мотивационного механизма; развитие социальной сферы села; подготовка и повышение квалификации кадров; научное и информационное обеспечение. Необходим также комплекс мер по повышению устойчивости сельского хозяйства и сохранности продукции, включающий государственную поддержку, регулируемую через инвестиционную, ценовую, страховую, кредитно-финансовую политику.

Реализация первой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее Государственная программа) показала, что сельское хозяйство страны в целом, по существу работало на уровне простого воспроизводства. Из 12 основных индикаторов за 5 лет выполнен всего один индикатор - располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности. Реализация новой Государственной программы на 2013-2020 годы будет происходить в более сложных принципиально новых экономических условиях. Это связано с вступлением России в ВТО, её функционирование в рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана, России и переход к Единому экономическому пространству на территории СНГ, а впоследствии и к Евразийскому экономическому союзу [3]. Все это обуславливает новые методические и практические подходы к решению проблем организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства.

Организационно-экономический механизм не является застывшей системой, он меняется, совершенствуется в зависимости от изменения социально-экономических отношений. Поэтому в современных условиях основной целью организационно-

экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства является разработка научно-обоснованных мер, направленных на получение максимального количества конкурентоспособной, экологически чистой продукции при минимальных затратах труда и средств; на социально-экономическое развитие общества; благосостояние сельского населения; на возможно полное обеспечение населения продуктами питания, а промышленности - сельскохозяйственным сырьём; расширение сферы занятости населения; создание товаропроизводителям необходимых условий для эффективного функционирования; внедрение рациональной организации труда и его оплаты; устойчивое развитие сельских территорий [2].

Исходя из данной цели необходимо:

- задействовать весь существующий широкий комплекс рычагов, таких, как ценообразование, налогообложение, страхование, развитие финансово-кредитной системы, отношения собственности, системы коммерческого расчёта, распределение прибыли, организация и стимулирование труда, планирование, учёт, совершенствование административных и экономических методов управления, создание маркетинговых и коммерческих служб в АПК и другие, использование которых, с одной стороны, заинтересовало бы региональные власти в поддержке агропромышленного производства с целью удовлетворения внутрирегиональных потребностей в его продукции, а с другой стороны, создавало бы условия для её поставки на межрегиональные рынки и на экспорт;

-вводить и осваивать эффективный механизм функционирования организаций и предприятий АПК области, обеспечивающего расширенное воспроизводство в аграрном секторе;

- изыскивать и полнее использовать местные внутрихозяйственные и внутриотраслевые ресурсы для наращивания производства конкурентоспособной продукции, снижения себестоимости и повышения прибыльности, что в свою очередь, зависит не только от уровня организационно-экономической деятельности самих сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и от макроэкономических условий. Для этого необходимо стимулировать создание специализированных зон производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции за счёт средств федерального бюджета на выплату льготных субсидий на приобретение материально-технических ресурсов, предоставление налоговых льгот, частичное покрытие транспортных расходов, возмещение процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам, применению дифференцированных ставок по страхованию;

- решить проблемы инвестиционной политики социального развития села, социальной, инженерной, производственной инфраструктуры, повышение материального благосостояния и уровня жизни работников села; совершенствовать систему подготовки и переподготовки руководителей, специалистов, работников организаций предприятий АПК с учётом требований рынка;

- развивать информационно-консультационную службу в АПК, как наиболее эффективного механизма его реформирования, доводить достижения аграрной науки, новой техники и передового производственного опыта до сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования.

Все вышеперечисленные элементы организационно-экономического механизма в агропромышленном производстве не могут обеспечить выполнение основных индикаторов Государственной программы на 2013-2020 годы, если они используются вне системы. Необходим системный подход, учёт всей сложности и многогранности агропромышленного производства, охватывающей организационно-экономические, технические,

технологические, биологические и социальные аспекты для конкретных метеорологических условий времени и места. Их использование требует саморегулирования рынка и государственной корректировки основополагающего принципа функционирования организационно-экономического механизма в условиях рыночных отношений. Основными задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются:

разработка стратегических направлений развития аграрного сектора экономики и решение возникающих проблем текущего периода с целью эффективного его ведения.

В организационно-экономическом механизме агропромышленного производства, по нашему мнению, следует выделить два уровня, в зависимости от того, кто его формирует: государственный - государство и органы местного самоуправления; хозяйственный - на уровне хозяйствующих субъектов. Каждому из них будут присущи свои функции, определённые им в соответствии с целью существования.

Решение конкретных проблем, раскрытие структуры и содержание разработки организационно-экономического механизма агропромышленного производства основывается на методике научного познания, которая включает методы экономических исследований. Наука и практика накопили немалый опыт выбора приоритетных направлений научно-технического прогресса, их обоснования с применением системного анализа, функционально-структурной диагностики, монографического, статистического обобщения, расчётно-конструктивного, экономико-математического моделирования, а также комплексных методик социального, научно-производственного наблюдения и отражает порядок и последовательность решения поставленных задач, и оценку полученных результатов [6]. Для разработки организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства целесообразно использовать методологию, предусматривающую четкое определение проблемы на основе системного анализа, выявление очередности конкретных задач с ориентацией расширенное воспроизводство.

При разработке организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства целесообразно применять следующую примерную структуру построения разделов:

- современное состояние агропромышленного производства области и тенденции его развития;

- производственные ресурсы и их использование;

- размещение производства основных видов продукции и развитие продовольственных комплексов;

- многоукладной сельской экономики. Кооперация и интеграция агропромышленного производства;

- организация внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственных организациях;

- организация и оплата труда в сельском хозяйстве;

- механизм земельного оборота в сельскохозяйственных организациях;

- рыночные отношения в системе АПК;

- финансово-кредитный и налоговый механизмы;

- система управления агропромышленным производством;

- научное и информационное обеспечение;

- система подготовки кадров и социальное развитие села;

- прогноз развития аграрного производства и его отраслей;

- эффективность организационно-экономического механизма агропромышленного производства.

Таким образом, разработка организационно-экономического механизма, как важнейшей составной части системы ведения агропромышленного производства в условиях рыночных отношений достаточно сложная и многоплановая работа. Она должна в полной мере учитывать конкретные условия производства и основываться на имеющемся потенциале аграрной науки, агрообразования, передовой практики и имеющихся внутрихозяйственных резервов и корректироваться в соответствие с возникающими в реальной действительности проблемами, а также создание экономически равных условий (цены, налоги, страхование, финансовая поддержка и др.). Комплексность системного подхода в решении поставленных задач будет способствовать увеличению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, возможно полному

удовлетворению потребностей населения в отечественных продуктах питания, а промышленности в сырье, решению ряда социально-экономических вопросов, развитию сельских территорий.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Никонов, А.А. Экономические основы систем сельского хозяйства. Ставрополь. Ставропольское книжное изд-во, 1975. - 295 с.

Система ведения агропромышленного производства Воронежской области до 2010 года. -Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005.-464 с.

Ушачёв, И.Г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.: научное обеспечение//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - №4 . - с. 5-11.

Чирков, Е.П., Ларетин, Н.А., Кирдищева, Д.Н. Теоретические и методические положения создания системы ведения сельского хозяйства в условиях инновационного развития//Вестник Брянской ГСХА. - 2012.-№4. - с.3-11.

Шутьков, А.А. Научные основы разработки и освоения региональных систем вдеения агропромышленного производства/Системы ведения агропромышленного производства (вопросы теории и практики). - М.: АгриПресс, 1999. - с.32-41.

Шутьков, А.А. Системный подход к ведению агропромышленного производства//АПК: экономика, управление. - 2013.- №5. - с.13-21.

ПАРИТЕТНОСТЬ ЦЕН КАК УСЛОВИЕ РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА ОТРАСЛЕЙ СЕЛЬСЬКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ

Сатыр Л.М., к.э.н., доцент Белоцерковский национальный аграрный университет, Украина

В экономической системе условия воспроизводства отдельных ее элементов могут быть различными, однако сохранение этих условий на протяжении относительно длительного периода может привести к качественным изменениям в структуре экономики. Отметим, что большинство ученых и практиков рассматривают диспаритет цен как сдерживающий фактор развития финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, ограничивающий возможности для обеспечения расширенного воспроизводства.

В отечественной практике распространено мнение о том, что нарушение ценового паритета на продукцию сельского хозяйства является одной из основных причин упадка отрасли, который необходимо предотвращать мерами государственной политики та консолидацией внутренних возможностей сельськохозяйственных производителей по повышению прибыльности их деятельности. Обобщение законодательной базы регулирования развития аграрного сектора экономики дали возможность установить на государственном уровне контроль за соблюдением паритета между ценами на «входящие» материальные ресурсы и сельскохозяйственную продукцию путем принятия проекта Закона Украины «О паритете цен на сельскохозяйственную продукцию и потребленную в сельском хозяйстве промышленную продукцию и услуги», но в силу определенных обстоятельств он не был принят Верховной Радой Украины.

В мировой практике принято считать, что паритетность достигается тогда, когда в любом последующем году за один и тот же объем сельскохозяйственной продукции сельхозпредприятия могут купить такое же количество промышленных товаров и услуг, которое они приобрели в предыдущие паритетные года. Паритетность экономических отношений в агропродовольственном комплексе означает равенство всех участников (партнеров) воспроизводственного процесса на всех его стадиях независимо от формы собственности и хозяйствования. Такое равенство допускает, с одной стороны, формирование единой нормативно-правовой базы регулирования экономических процессов в аграрной сфере экономики, а с другой наличие равных возможностей для всех товаропроизводителей в процессе реализации товаров и услуг, их адаптации к условиям государственной кредитной, налоговой политики и конюнктуре рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.