Научная статья на тему 'Современное состояние и необходимость создания эффективного экономического механизма агропромышленного комплекса России'

Современное состояние и необходимость создания эффективного экономического механизма агропромышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1075
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНАЯ СФЕРА / ПРЕДПОСЫЛКИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЗДАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕХАНИЗМ / ВНЕДРЕНИЕ / CONTROL SYSTEM / AGRIBUSINESS / AGRICULTURE / AGRARIAN SECTOR / PRECONDITIONS / REFORM / MARKET RELATIONS / CREATION / EFFICIENCY / MECHANISM / INTRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенова Элона Анатольевна

Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. Повышение уровня жизни населения связано с необходимостью разработки и реализации эффективной аграрной политики, где должны быть предусмотрены основные приоритетные направления совершенствования и развития АПК России. Одно из главных условий формирования высокоэффективного конкурентоспособного АПК создание условий для его расширенного воспроизводства, которое может быть обеспечено только при сбалансированных межотраслевых отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT STATE AND THE NEED FOR EFFICIENT ECONOMIC MECHANISMS RUSSIAN AGRICULTURE

Agriculture development in a solving measure defines a condition of all economic potential, level of food safety of the state and social and economic conditions in a society. Increase of a standard of living of the population is connected with necessity of working out and realization of an effective agrarian policy where priority basic directions of perfection and development of agrarian and industrial complex of Russia should be provided. One of the main conditions of formation of highly effective competitive agrarian and industrial complex creation of conditions for its expanded reproduction which can be only at the balanced interbranch relations.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и необходимость создания эффективного экономического механизма агропромышленного комплекса России»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

АКСЕНОВА Э.А.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Н НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. Повышение уровня жизни населения связано с необходимостью разработки и реализации эффективной аграрной политики, где должны быть предусмотрены основные приоритетные направления совершенствования и развития АПК России. Одно из главных условий формирования высокоэффективного конкурентоспособного АПК - создание условий для его расширенного воспроизводства, которое может быть обеспечено только при сбалансированных межотраслевых отношениях.

AKSENOVA E.A.

PRESENT STATE AND THE NEED FOR EFFICIENT ECONOMIC MECHANISMS RUSSIAN AGRICULTURE

Agriculture development in a solving measure defines a condition of all economic potential, level of food safety of the state and social and economic conditions in a society. Increase of a standard of living of the population is connected with necessity of working out and realization of an effective agrarian policy where priority basic directions of perfection and development of agrarian and industrial complex of Russia should be provided. One of the main conditions of formation of highly effective competitive agrarian and industrial complex - creation of conditions for its expanded reproduction which can be only at the balanced interbranch relations.

Ключевые слова: система управления, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, аграрная сфера, предпосылки, реформирование, рыночные отношения, создание, эффективность, механизм, внедрение.

Keywords: control system, agribusiness, agriculture, agrarian sector, the preconditions, reform, market relations, creation, efficiency, mechanism, introduction.

На рубеже 1990-х годов произошел существенный перелом не только в политическом, но и в экономическом мышлении, обусловленный признанием рынка как высшего достижения экономического прогресса цивилизации, осознанием необходимости перехода к рыночным отношениям.

Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал.

Агропромышленный комплекс, или сокращенно АПК, представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом.

Термин «агропромышленный комплекс» вошел в оборот в середине семидесятых годов, к этому времени он сформировался как единое целое. Формирование агропромышленного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промышленностью.

Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований.

По мере обретения субъектами РФ реальной самостоятельности формируется собственно региональная сфера интересов и ответственности. Следовательно, в условиях фактически произошедшей регионализации управления АПК основная тяжесть в создании системы продовольственного обеспечения страны ложится именно на субъекты Федерации, несущие непосредственную ответственность перед населением за его достаточное обеспечение качественным продовольствием.

Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.

Агропромышленный комплекс (АПК) объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции и ее доведении до потребителя. Он поставляет населению продукты питания и удовлетворяет потребности промышленности в сырье, а также снабжает производство средствами производства для сельского хозяйства и обслуживания сельского хозяйства.

Таким образом, выделяются три звена в АПК:

❖ производство средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;

❖ сельское хозяйство;

❖ транспортировка, заготовка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Первая сфера состоит из отраслей, обеспечивающих агропромышленный комплекс средствами производства, а также занятых производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.

Во вторую сферу АПК входят предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.

В третью сферу АПК включаются отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя.

Следует отметить, что в состав АПК входят только отрасли, технологически и экономически взаимосвязанные и непосредственно участвующие как в процессе производства, так и в доведении конечной продукции до потребителя. Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления, составляет отраслевую структуру агропромышленного комплекса.

Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:

❖ достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;

❖ решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно-обоснованным нормам;

❖ удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;

❖ перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;

❖ улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;

❖ изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции.

Конечная же цель АПК коротко может быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства.

Развитие АПК в решающей мере определяет состояние всего народного потенциала, уровень продовольственной безопасности региона и страны в целом и социально-экономическую обстановку в обществе, но проблемы, возникающие в нем, противоречивы и в достаточной мере не изучены, а перспективные направления совершенствования развития регионального АПК нуждаются в систематизации и представляют особый интерес.

Так, в результате аграрной реформы, в соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами, основными хозяйствующими субъектами в стране и в аграрном секторе экономики, в частности, являются такие новые формирования, как общества, товарищества, кооперативы и другие предприятия. Также значительно снизилась доля государственных предприятий, а многие сельскохозяйственные организации уже много лет функционируют в условиях финансового кризиса. По-видимому, он достиг высшей точки.

Сохраняется большое число сельскохозяйственных предприятий, имеющих просроченные долги перед кредиторами, а их сумма превышает денежную выручку от продажи продукции и услуг. К тому же половина сельскохозяйственных предприятий убыточна. И здесь для преодоления кризиса такого масштаба требуются чрезвычайные меры в сочетании с благоприятными для села природными факторами. Первый фактор: нужно продолжить реструктуризацию накопленных долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, отложив их выплату хотя бы на 4 - 5 лет. Процесс этот идет до сих пор. В ходе кампании по финансовому оздоровлению многие предприятия меняли собственника, разделялись, а часть из них подверглась банкротству или готовится к нему. Все это, к сожалению, сопровождалось расхищением уцелевшего имущества, падением производства и другими отрицательными явлениями.

Необходимо отметить, что роль агропродовольственного рынка в экономике настолько велика, что не будет преувеличением считать его стержневым для эффективного функционирования и укрепления всего внутреннего рынка региона. В этой связи правомерно говорить о важном значении АПК для создания конкурентоспособной рыночной экономики, избавления его от необходимости служить сырьевым придатком мирового рынка. Агропромышленная политика, в зависимости от правильности или неправильности ее построения, способна превратить край либо в мощный экономический, либо в слаборазвитый край.

Особенно сложное положение отмечается на рынке животноводческой продукции, продолжается угрожающее сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий. Основные причины спада производства животноводческой продукции связаны с низким уровнем его доходности, платежеспособным спросом населения, прекращающимся «давлением» импорта на внутренний продовольственный рынок. Существуют проблемы и на зерновом рынке края. Они связаны, во-первых, с рисками спада производства из-за погодных условий - такие годы, как 1998, повторяются через каждые 5-7 лет. Во-вторых, для развития животноводства (особенно свиноводства и птицеводства) требуется значительное увеличение валовых сборов зерна, чего можно достичь лишь на основе современных технологий и технического перевооружения зернового хозяйства. В-третьих, продолжается сокращение посевов зерновых культур.

Как видно, аграрное производство не в полной мере вписывается в современную рыночную экономику, что связано, с одной стороны, с уникальностью аграрного труда и его продукта, а с другой - с тем, что наблюдается тенденция отставания сельскохозяйственных цен и доходов аграриев от цен и доходов в экономике страны в целом, и это ведёт к снижению мотивации предпринимательской деятельности в этой сфере. Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой отрасли.

Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в России применяли лишь отдельные элементы целостной системы такой поддержки. Крупным шагом в

этом направлении было принятие закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который законодательно закреплял взаимоотношения государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе формирования государственных продовольственных фондов. Однако закон не охватывает всего комплекса проблем и выполняется неудовлетворительно. Так, введенные в соответствии с ним гарантированные закупочные цены при отсутствии государственного финансирования являются скорее индикативными, а обязательная скупка излишков продукции (то есть интервенция) по той же причине не осуществляется. Общий вывод сводится к тому, что неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других проблем.

Существующая система государственной поддержки не носит системного характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, а поэтому не могут служить товаропроизводителям четкими ориентирами на будущее. Споры на данный момент идут не только об объемах финансирования по статьям, но и о существовании самих статей. К тому же меры бюджетной поддержки применяются в отрыве от иных форм государственного регулирования (антимонопольных, например), и основной эффект от их применения достается часто не селу, а смежным с ним монополизированным отраслям (дотации на минеральные удобрения, товарные кредиты и т.д.).

Недостатки бюджетного финансирования сельского хозяйства дополняются недостатками его кредитования. Говоря о налоговом реформировании, следует отметить, что само налоговое реформирование в отношении сельхозпроизводителей имело и имеет большое значение в деле восстановления отрасли 'сельское хозяйство' и всего АПК в целом. И здесь совместно с заинтересованными ведомствами и депутатами российское правительство рассматривает два варианта реформирования системы единого сельскохозяйственного налога. Имеется в виду создание общего режима для всех сельхозпроизводителей вне зависимости от формы бизнеса либо создание специального налогового режима только для предприятий малого бизнеса. Первый вариант предполагает, что универсальный налог заменит ряд других налогов: на прибыль, на имущество, транспортный налог и единый социальный налог. При этом налог на землю сохранится. Вариант, при котором специальный налоговый режим конструируется только для малого бизнеса, предполагает, что средние и крупные предприятия сельского хозяйства постепенно, в течение 10-15 лет, будут выходить на общий режим налогообложения. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. В частности, если все сельхозпредприятия будут выведены из-под режима единого социального налога, то это будет означать большие финансовые потери и проблемы с пенсионным обеспечением сельскохозяйственных работников.

Повышение уровня жизни населения связано с необходимостью разработки и реализации эффективной аграрной политики, где должны быть предусмотрены основные приоритетные направления совершенствования и развития АПК России.

Одно из главных условий формирования высокоэффективного конкурентоспособного АПК - создание условий для его расширенного воспроизводства, которое может быть обеспечено только при сбалансированных межотраслевых отношениях.

Создаваемая в стране система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для российского сельского хозяйства и будет сориентирована на решение следующих первоочередных задач:

❖ ускорение социального развития села;

❖ стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;

❖ стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке;

❖ создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;

❖ усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве;

❖ создание единой информационной и консультационной системы в АПК, позволяющей иметь оперативные сведения о состоянии аграрного сектора, проведении сельскохозяйственных выставок, развитии рекламной деятельности, освещающей передовой опыт в АПК;

❖ содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции;

❖ расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного правления в рыночных условиях, маркетинга.

Современное состояние российского АПК существенным образом отличается от положения аграрного сектора в странах с развитой рыночной экономикой, расположенных в сходных агроклиматических условиях. Сельское хозяйство в этих странах является приоритетной отраслью, на функционирование которой ежегодно выделяются крупные государственные средства.

Признаётся необходимым условие создания общероссийской системы перестрахования сельхозрисков на случай засухи и в иных чрезвычайных ситуациях. Система перестрахования позволила бы страховщикам спокойно работать и сохранять бизнес, несмотря на чрезвычайные ситуаций или происшествия. И, если государство будет поддерживать сельхозпроизводителей, создавать соответствующие транспортные схемы с учетом удаленности от рынков сбыта, мощности по глубокой переработке продукции, то будут задействованы выбывшие в последние годы из оборота земли.

Особое внимание должно уделяться государством развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно созданию бла-

гоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Сам процесс вступления России во Всемирную Торговую Организацию необходимо обеспечить экономическими интересами отечественного агропромышленного комплекса, особенно в части привлечения иностранных инвестиций в развитие аграрного сектора и тем самым присоединения России к ВТО, которая регулирует 96% мирового рынка, этот шаг вперед по интеграции России в мировую экономику должен сыграть прогрессивную роль в создании емкого внутреннего аграрного рынка и повышении конкурентоспособности всего отечественного агропромышленного комплекса.

Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических зон, организацию совместных предприятий с участием иностранных инвесторов. Надо учитывать другие последствия, в частности, рост безработицы, а следовательно, отток из села дееспособной части населения.

Важным направлением аграрной политики должны стать формирование новой институциональной структуры АПК, развитие цивилизованных земельных отношений, обеспечивающих приоритет тех, кто непосредственно работает на земле.

Как известно, в процессе структурных преобразований сложилось многоукладное агропромышленное производство, значительно сократился государственный сектор, доминирующее положение заняло частное предпринимательство, произошли изменения в соотношениях крупного и мелкотоварного производства.

В АПК определились основные организационно-правовые формы хозяйствования. Нынче в аграрном секторе одновременно функционируют, с одной стороны, малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, с другой - крупнотоварные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, их ассоциации и союзы, агрофирмы, холдинги, агрокомбинаты и др. Тенденции их развития и экономическая эффективность производственно-финансовой деятельности представляют собой сложную и противоречивую картину.

Наблюдается также резкая дифференциация сельскохозяйственных предприятий по финансовому состоянию: лишь небольшая их часть финансово устойчивы, наращивают объемы производства, а остальные закредито-ваны и неплатежеспособны.

Хозяйства населения, став основными производителями сельскохозяйственной продукции и весомым источником доходов сельского населения, остаются средством выживания в условиях экономического кризиса и безработицы и во многом исчерпали ресурсы своего роста.

Кооперация в сфере сельскохозяйственного производства и его обслуживании могла бы стать важным средством защиты экономических интересов селян. Однако численность сельскохозяйственных производственных коопе-

ративов неуклонно сокращается, а потребительских - растет крайне медленно.

Для развития кооперации в аграрном секторе необходимо принять государственные программы в поддержке производственных и потребительских кооперативов, оказании стартовой помощи кредитным и страховым объединениям. Целесообразно устранить двойное налогообложение в системе потребительских кооперативов, всемерно способствовать внедрению инноваций, обеспечивать научное консультирование, оказывать поддержку в подготовке кадров.

Существенной проблемой также остается формирование цивилизованного земельного рынка в интересах непосредственных сельхозтоваропроизводителей. До настоящего времени он преобладает вблизи городов и курортных зон, где осуществляется строительство жилых домов и дачных поселков, а также в регионах, располагающих запасами сырья для добычи полезных ископаемых. В этой же сфере распространены коррумпированность, теневой оборот, в котором участвуют огромные денежные средства.

Крайне недостаточно влияние земельных органов на процессы, происходящие на рынке сельхозугодий. Сюда следует добавить неразвитость инфраструктуры, отсутствие информационного и консультационного обеспечения. Низкий доход не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям использовать землю для ипотеки. Непростая ситуация сложилась с оборотом земельных долей в сельскохозяйственных организациях, в том числе и по причине несовершенства земельного законодательства. Существует реальный риск обезземеливания крестьянства, возникновения долговременных негативных последствий, которые возможны в результате этого процесса. В области земельных отношений необходимы срочные государственные меры по созданию институтов земельного рынка, землеустройству, укреплению органов, ответственных за регулирование земельных отношений и организацию рационального использования земель, кадастровое, техническое, информационное обеспечение.

Определяющее значение для развития АПК и сельского хозяйства имеет инновационно-инвестиционная политика. В этой связи необходимо принять координальные меры по повышению эффективности использования научно-технических достижений во всех отраслях аграрного сектора экономи-ки.

Эффективная система управления инновационными процессами в АПК, к сожалению, пока не сформировалась. Сильное неблагоприятное воздействие на развитие инновационной деятельности оказывает низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. У большинства сельхозтоваропроизводителей отсутствуют собственные денежные средства, бюджетные источники финансирования ограничены, нет возможности получить и кредиты. Все это не позволяет хозяйствам внедрять новые ресурсо - и трудосберегающие технологии в производство.

Противоречивость современного состояния инновационной деятельности в сельском хозяйстве заключается в том, что аграрная наука, располагая

высоким потенциалом, способным создать и реализовать на практике эффективные научные разработки, не задействована в качестве важного стратегического развития АПК.

Необходимость создания в России эффективного экономического механизма и государственного регулирования аграрного производства, включающего в себя комплекс мер государства в области финансово-кредитных отношений, сегодня подчеркивается неоднократно и вытекает из места сельского хозяйства в рыночной экономике и особенностей перехода к рынку в России.

Таким образом, основными задачи российской системы государственной поддержки аграрного производителя должны стать: помощь в адаптации к новым условиям рынка, предотвращение нежелательных миграционных процессов, поддержка и защита внутреннего рынка продовольствия и сырья, обеспечение и поддержание продовольственной безопасности на должном уровне. Последнее всё больше и больше волнует мировое сообщество и Россию в том числе. Необходима разработка программы продовольственной безопасности, но в условиях, в которых сейчас находится наше сельское хозяйство, это не будет иметь большого практического смысла.

Необходимо учитывать также и бюджетные проблемы и создавать более гибкие механизмы, чем, например, во многих зарубежных странах, однако, несомненно, использовать их опыт в усилении роли государства в регулировании отношений в АПК страны, а именно:

❖ поддержание общего уровня доходности в отрасли через оказание бюджетной поддержки селу и стимулирование платежеспособного спроса;

❖ антимонопольное регулирование пропорций внутри и межотраслевого обмена, повышение конкурентного потенциала отрасли;

❖ содействие развитию рыночной инфраструктуры;

❖ поддержание стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке аг-ропродовольственной продукции;

❖ регулирование в связи с действием естественных рентообразующих факторов;

❖ проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для нормальной конкуренции с внешним рынком.

Таким образом, актуальность исследования многочисленных аспектов развития агропромышленного комплекса и агропродовольственного рынка определяется также непоследовательностью и противоречивостью принятых за последнее время законодательных актов, непосредственно связанных с функционированием АПК, формированием и совершенствованием рыночных отношений в аграрной сфере экономики и в ряде случаев полным игнорированием законов и невыполнением их на практике.

Проблемы развития российского АПК, требующие комплексного, системного решения множества производственно-экономических, организационных, эколого-экономических, социальных и правовых вопросов, сложны и многогранны.

Вместе с тем при всем многообразии освещаемых в отечественной экономической литературе проблем развития АПК они в подавляющем большинстве затрагивают отдельные стороны функционирования агропромышленного производства, в них недостаточно уделяется внимание теории и практике функционирования аграрного сектора экономики в целом, с учетом специфических особенностей и тенденций его формирования и развития в изменившихся условиях хозяйствования, а также как приоритетному объекту государственного регулирования.

Недостаточно разработан и не апробирован на практике комплекс вопросов, охватывающий регулирование АПК, включая взаимоотношения государства с субъектами аграрного рынка, государственное регулирование спроса и предложения товаров на продовольственном рынке, бюджетное финансирование сельского хозяйства, государственную поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, содействие государства развитию производственной и рыночной инфраструктуры, мер ценового, налогового и финансового регулирования агропромышленного производства и др.

Также требуют освещения вопросы оптимального соотношения государственного и негосударственного регулирования аграрных рынков, формирования финансовых механизмов и инструментов продовольственных рынков, информационного обеспечения продовольственного рынка и рынка ресурсов в АПК.

Анализ положения дел в агропромышленном комплексе показывает, что на данном этапе ни одна из сфер АПК не в состоянии в одиночку выйти из экономического кризиса. В связи с этим важнейшим условием активизации деятельности предприятий АПК может стать объединение их усилий на основе кооперации и интеграции как важнейшего фактора стабилизации экономики.

Проблемы, накопившиеся в АПК, требуют хорошо продуманных, долгосрочных и системных решений. Речь идёт о необходимости принятия взвешенной и эффективной стратегии развития аграрного сектора экономики Широкомасштабное формирование и развитие агропродовольственных рынков различных видов определяют необходимость комплексной оценки их современного состояния, определения стратегии и тактики развития, усиления позитивного воздействия на стабилизацию и рост эффективности основных отраслей сельскохозяйственного производства.

_Литература_

1. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики. // Вопросы экономики, № 6, 2007.

2. Иванова В.П. Обсуждаются проблемы АПК. // Финансы, № 2, 2006.

3. Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. Экономист, № 9, 2008.

4. Экономика сельского хозяйства под редакцией Минакова И.А. - М.: Экмос, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.