Научная статья на тему 'Государственное регулирование сельского хозяйства'

Государственное регулирование сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4781
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИЧИНЫ / ЦЕЛИ / ФУНКЦИИ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / STATE MANAGEMENT / CAUSES / AIMS / FUNCTIONS / MARKET ECONOMY / AGRICULTURE / AGRICULTURAL COMPLEX / SPECIAL-PURPOSE PROGRAMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Васильева С. Ю.

В статье рассматриваются причины и дели государственного регулирования АПК, экономические функции государства, предлагаются направления регулирующих функций государства в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MANAGEMENT OF AGRICULTURE

In this article causes and aims of state agricultural management, economic state functions are considered, directions of general functions in agricultural complexes are offered.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование сельского хозяйства»

optimization of structure of a raw zone and routes of delivery of milk is given. Purposes of optimization of structure of a raw zone and routes of delivery of milk are defined.

The keywords: raw zone, density of gathering of milk, criteria of optimization of a raw zone, components of a raw zone, principles of optimization of structure of a raw zone

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

О. А. Фролова, к. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НГИЭИ;

С. Ю. Васильева, аспирант кафедры ««Экономика и статистика»НГИЭИ

Аннотация. В статье рассматриваются причины и дели государственного регулирования АПК, экономические функции государства, предлагаются направления регулирующих функций государства в АПК.

Ключевые слова: государственное регулирование, причины, цели, функции, рыночная экономика, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, целевые программы.

Вопрос об участии государства в рыночной экономике всегда был предметом острейших дискуссий в отечественной и зарубежной печати. Но понятно, что деятельность государства в современной рыночной экономике весьма значительна.

Как показывает практика, развитые государства мобилизуют все доступные им средства воздействия на экономический рост. Современная научно-техническая революция на передний план выдвигает задачи повышения эффективности производства, его технического уровня, нау-коемкости, организации и управления. В странах с развитой рыночной экономикой решение этих задач напрямую связано с государственным регулированием, которое имеет достаточно давнюю историю [4, с. 3].

Необходимость государственного регулирования отраслей экономики диктуется рядом объективных причин.

Во-первых, государство призвано компенсировать изъяны и слабости рынка. Рыночные отношения никогда не были эффективны в решении множества основополагающих вопросов жизни общества - экологии, обеспечения социальной справедливости, образования. Кроме того, регулирование рыночным механизмом темпов экономического роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. Это противоречит требованиям, которые предъявляются в наши дни к научно-техническому развитию и структуре производства. Причина этого в том, что рынок регулирует общественное производство и потребление за счет цен, а это характеризуется временным отставанием. Опираясь только на рыночный механизм, невозможно полностью осуществить справедливое распределение доходов. Неограниченное действие рыночных механизмов ведет к социальной поляризации, а также безработице и напряжению в обществе. Для реализации социальной справедливости государство должно осуществлять регулирование посредством политики перераспределения доходов, переноса выплат, социальных гарантий и т. д.

Во-вторых, крайне важной представляется урегулирование отношений между макро- и микроэкономикой, центром и местами, целым и частным.

В условиях рыночной экономики необходимо регулировать столкновение интересов, возникающих между отдельными организациями, либо между предприятиями и национальной экономикой, а также отношения между целым и частным, центром и местами с тем, чтобы они взаимно дополняли друг друга, не расходились с интересами общества. Национальная экономика являет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли и предприятия имеют свои особенности, если опираться лишь на рыночный механизм, то невозможно направить их развитие к одной общей цели. Поэтому для урегулирования деятельности предприятий и отраслей и введения их в упорядоченное русло развития национальной экономики как единого целого нет другого пути, кроме макроэкономического регулирования.

В целом цели государственного регулирования можно свести к трем областям:

- обеспечение экономического роста, что предполагает прогресс экономики государства или региона, находящий выражение в изменениях общего положения экономики. Поэтому он предполагает рост производства, повышение производительности труда, упрочнение структуры спроса и ассортимента продукции;

- обеспечение экономического роста возможно лишь в условиях экономической стабильности, что предполагает поддержание стабильности товарных цен, предотвращение и сдерживание гиперинфляции, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговле, предупреждение появления масштабного бюджетного дефицита, внешнего долга или пассивного

сальдо во внешней торговле, поддержание баланса между валовым предложением и валовым спросом;

- экономическая справедливость. В обычном почини это обозначает справедливое распределение общественного богатства, но в качестве одной из целей экономических функций государства оно включает в себя также справедливое распределение доходов среди членов общества, предоставление равных шансов на рынке, справедливость рыночной конкуренции и т.д. [4, с. 23 - 25].

В развитых странах роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Они различаются по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства в них может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

- разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

- поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;

- перераспределение доходов и материальных благ, направленное, прежде всего, на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;

- регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

- предпринимательская деятельность.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой - на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон [4, с. 25 - 26].

Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы.

Но обратим особое внимание на государственное регулирование аграрного сектора. Аграрный сектор, сельское хозяйство в экономике любой страны занимает особое место. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обусловливается производством продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, производством сырья для многих видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. То есть, по существу, уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Россия традиционно считалась и считается аграрной страной.

Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет. Регулирование развития АПК в рыночной экономике многовекторно. Поддержка со

стороны государства сельскохозяйственных производителей оказывается во всех странах.

В России регулирующие функции государства должны осуществляться по следующим направлениям:

1. Создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования. Законодательная база государственного регулирования АПК существенно подкреплена Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. К« 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Многие проблемы позволит решить новый Федеральный закон «О едином сельскохозяйственном налоге», вступивший в действие с 1 января 2004 года. Государственное регулирование должно быть направлено на предотвращение отрицательного воздействия монопольных структур.

2. Формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках. Это будет способствовать перераспределению конечного дохода АПК пропорционально затратам всех его звеньев. Кроме того, необходима законодательная основа для усиления роли государства в регулировании деятельности организаций энергетического комплекса, транспорта, связи с целью ликвидации диспаритета цен. Следует восстановить работу товарно-сырьевых бирж.

3. Поддержка устойчивого экономического роста АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям. Важной функцией государственного регулирования в этой связи является поддержание устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье. Государство должно способствовать образованию платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения через регулирование системы цен на продукцию АПК, государственный заказ, закупки продовольствия в федеральные и региональные продовольственные фонды.

4. Проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощь системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.

5. Создание благоприятного климата для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий АПК, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых техники и технологии. Финансирование ключевых направлений науки по проблемам АПК, участие в разработке и оценке инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам.

6. Регулирование цен АПК. Цены - один из основных элементов в рыночной экономике. По российскому законодательству любой хозяйствующий субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства и т.п. Либерализация цен в Росси привела к сокращению как предложения, так и спроса, а также к межотраслевому диспаритету цен и отмене государственных продовольственных дотаций. Это резко сократило покупательную способность населения, привело к сжатию продовольственного рынка. Поэтому необходимо ликвидировать диспаритет цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители —►транспортные тарифы -► продукция машиностроения для АПК

—► услуги для села —►сельскохозяйственное сырье —>пе-реработка, торговля продуктами питания. Необходимость введения регулируемой системы цен была вызвана резким падением платежеспособного спроса населения, убыточностью сельскохозяйственного производства, что во многом послужило следствием осуществления политики либерализации цен. Паритеты цен сельского хозяйства должны включать паритет с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная плата наемных работников на

селе должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы и развитие социальной сферы. На федеральном уровне регулируются цены на основные сельскохозяйственные продукты - мясо, молоко, муку, яйца. Цены на овощные, плодовые и прочие продукты сельского хозяйства устанавливаются на муниципальном и городском уровнях.

7. Антимонопольная политика АПК. Антимонопольная политика представляет собой борьбу с монопольным поведением хозяйствующих субъектов. Курс на разукрупнение организаций наносит ущерб сложившимся технологическим комплексам во всех отраслях, включая, сельское хозяйство. Механическое увеличение числа организаций не ведет к автоматическому переходу на конкурентные отношения. Увеличение числа малых фирм, занимающихся посредническими операциями, является одной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е. спекулятивным, завышением цен посредниками.

8. Бюджетная политика. В странах ЕС расходы на реализацию целевых программ и иную поддержку АПК достигают 30 % государственного бюджета. Необходима минимально допустимая доля расходов на развитие агропромышленной сферы в консолидированном и федеральном бюджетах.

9. Налоговая политика. Налогообложение предприятий и организаций АПК регулируется в рамках общего налогового законодательства и специального режима налогообложения (ЕСХН).

10. Кредитная политика. Аксиома, что в связи с сезонностью производства сельское хозяйство нуждается в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенное производство. Долгосрочное кредитование сельского хозяйства также объективно должно быть льготным, поскольку данная отрасль не является высокорентабельной.

11. Программно-целевое планирование развития АПК. Отечественная многолетняя практика, современный опыт программно-целевого планирования агропромышленной сферы в зарубежных странах выработали механизм такого регулирования. В США в рамках целевых программ АПК, финансируемых из федерального бюджета, ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных на субсидирование закупочных цен и кредитование оборотных средств. В аграрнопромышленном комплексе России разработаны и утверждены конкретные отраслевые программы. Правительством РФ утверждена федеральная комплексная программа «Социальное развитие села на период до 2010 года». Эти программы постепенно набирают силу и в конечном итоге обязательно должны способствовать эффективному экономическому росту.

12. Балансовый метод. Для обеспечения пропорциональности в развитии отраслей АПК разрабатывается система балансов АПК. С ее помощью обеспечивается балансовая увязка объемов производства сельскохозяйственной продукции с материально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработки сельскохозяйственной продукции с мощностями перерабатывающей промышленности, капитальными вложениями на развитие отраслей АПК.

13. Нормативный метод. Для определения объемов и структуры потребностей в продукции сельского хозяйства используются рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов и непродовольственных товаров на душу населения. В планировании сельскохозяйственного производства используются нормы затрат материальных ресурсов: семян, кормов, средств защиты растений и животных, удобрений и др. [3, с. 18 - 23].

Продовольственная безопасность страны непосредственно связана с решением стратегических вопросов развития АПК, включающих усиление государственной поддержки агропромышленного производства, защиту внутреннего рынка; техническое и технологическое обновление предприятий, развитие инвестиционной деятельности. Экономический рост в сельском хозяйстве оживит работу предприятий других отраслей. Избежать обвального спада производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия удалось во многом благодаря вмешательству государства в развитие негативных процессов в АПК. По оценке специалистов, без государственной поддержки развитие негативных процессов АПК было бы на 30 - 40 % выше фактического [3, с. 16].

Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства [2, с. 94].

Система государственного регулирования агропромышленного комплекса России включает в себя две основные подсистемы: подсистему государственной координации рыночного механизма в АПК и подсистему государственной поддержки сельского хозяйства.

Государственная координация рыночного механизма в АПК представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, основными элементами которой являются: товарные и закупочные интервенции, залоговые операции, производственные квоты, защитные и целевые цены,

система оптовых продовольственных рынков, система банков и бирж, информационная система, правовой механизм и др.

Государственная поддержка предприятий агропромышленного комплекса осуществляется по следующим основным направлениям: финансирование за счет средств бюджета разных уровней, льготное налогообложение, льготное кредитование, финансовая аренда (лизинг), страхование и др. Данная подсистема по отношению к подсистеме координации рыночного механизма в АПК наиболее развита, более того, федеральный центр смещает отдельные акценты по господдержке на региональный уровень [2,с. 95].

За федеральным центром остаются, наряду с другими вопросами:

- вопросы льготного налогообложения;

- разработка страховой поддержки сельхозпроизводителей;

- поддержка племенного животноводства, элитного семеноводства, федеральный лизинг, коренное улучшение земель. Под государственным регулированием агропромышленного производства нами понимается целостная многоуровневая система экономических отношений, включающая многоэлементную подсистему координации рыночного механизма АПК и подсистему государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, посредством которых осуществляется воздействие органов государственной власти и госуправления различных уровней на все звенья агропромышленного комплекса с целью стабилизации и дальнейшего развития агропроизводства, а также обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Более подробно основные инструменты государственного регулирования сельского хозяйства и возможные

последствия их применения для производителей, потребителей, правительства, благосостояния общества в целом рассмотрим на конкретных примерах.

Налоги. Одним из наиболее распространенных инструментов государственного регулирования экономики являются налоги.

Налоги - это важнейшая стоимостная экономическая категория. В налогах воплощается экономическое содержание государства.

Налоги - основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование. На долю налогов приходится около 90 % поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Коренной признак налогов - их принудительный характер.

Налоговая политика - совокупность государственных мероприятий в области налогов, направленных на достижение стабильности и прогресса экономической системы.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, компетенцию органов государственной власти в области налогового регулирования, методы исчисления налогов, налоговый контроль.

Правильно установленные налоги - эффективный инструмент воздействия на развитие производства и предпринимательской деятельности, на структуру и объемы народного хозяйства, на личные доходы граждан. С помощью налогов перераспределяются расходы между сферами. При многообразии форм собственности возрастает роль налогов в регулировании доходов, стимулировании научно-технического прогресса.

Система дотирования, компенсаций издержек и субсидирования. В настоящее время система дотирования, компенсаций издержек и субсидирования применяется в России для поддержания производства в экстремальных

условиях видов продукции. За счет государственных средств могут дотироваться племенное дело и элитное семеноводство, производство целого ряда видов сельскохозяйственной продукции: подсолнечника, сахарной свёклы льна, шерсти и т.д., а также компенсироваться издержки сельскохозяйственных предприятий на покупку минеральных удобрений, химических средств защиты растений и животных, энергоносителей и т.д. Следует отметить, что средства, поступающие в виде государственных дотаций, компенсаций и инвестиций, учитываются в бюджетных счетах, открываемых предприятиям, и не могут быть списаны в безакцептном порядке.

Регулирование цен. Цены представляют собой экономическую категорию, которая отражает денежную стоимость товара. Это сложная экономическая категория, так как в цене отражаются основные экономические отношения в обществе.

Цены - это важнейший инструмент государственного регулирования экономики. Государственное регулирование цен в сельском хозяйстве осуществляется либо путем косвенного воздействия на них - введение или отмена таможенных ограничений, изменение налогов, влияние на спрос и предложение и т.д., либо путем прямого воздействий - ценовые субсидии производителю или потребителю, либо путем директивного установления уровня цен (фиксированные цены), например, на акцизные товары, продукцию отраслей-монополистов.

Ценовая политика - это часть рыночной политики. Она может проводиться как государством, так и частными организациями (монополиями, картелями, товариществами и т. д.).

Задачами ценовой политики в сельском хозяйстве являются: соблюдение паритета цен, обеспечение соответствующего дохода сельскохозяйственным товаропроизво-

дителям, обеспечение населения продуктами питания и решение внешнеэкономических задач.

В долгосрочном периоде рыночные цены на продукцию сельского хозяйства, как правило, отстают от цен на промышленные товары, приобретаемые сельхозтоваро-произдителями.

Для достижения паритета цен или приближения к нему правительство вынуждено устанавливать на сельскохозяйственные продукты цены выше равновесных («поддерживаемые» минимальные цены). Вместе с тем поддержание цен влечет за собой ряд серьезных последствий.

Система квотирования приходит на смену обязательным поставкам. Квота означает, что при трудностях сбыта продукций, государство закупает ее квотируемый объем по заранее объявленной гарантированной цене. При этом предприятие не обязано продавать свою продукцию государству. Квоты могут устанавливаться на посевные площади, производство продукции и поставку экспортируемой продукции. Они могут вводится как для производителей, так и для переработчиков. За нарушение квоты применяются экономические санкции: снятие минимальной гарантированной цены, наложение штрафов.

Производственные квоты - важный инструмент в борьбе с производством излишек сельскохозяйственной продукции. Программы, направленные на сокращение рыночного предложения или увеличение рыночного спроса, помогают поднять рыночную цену до уровня желаемой поддерживаемой цены, тем самым уменьшая или ликвидируя сельскохозяйственные излишки.

Кредит. Неотъемлемым атрибутом функционирования полноценного рынка является соответствующим образом организованная система кредита. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, которое осуществляется на условиях срочности, возвратности, платности. В

ходе исторического развития выделились следующие формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, межхозяйственный, государственный и др.

Кредитная система - совокупность кредитных отношений, в которой кредитором выступает государство или местные органы власти по отношению к гражданам или юридическим лицам.

Кредитная система - совокупность кредитно финансовых учреждений, которые используются государством в целях регулирования экономики.

Согласно закону государство оказывает поддержку формированию национальной кредитной системы обслуживания агропромышленного производства.

Льготное кредитование. Сегодня осуществляется льготное кредитование из средств федерального бюджета при:

- краткосрочном кредитовании весенне-полевых, уборочных и других сезонных работ;

- долгосрочном кредитовании агропромышленного производства;

- залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; лизинге в сфере агропромышленного производства.

Лизинг. Закон предусматривает государственную поддержку рынка материально-технических ресурсов для агропромышленного производства в сфере лизинга.

Лизинг - способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем; средне- и долгосрочная аренда машин, оборудования или транспортных средств.

Лизинговая программа - форма кредитования, при которой компания приобретает машины и оборудование и сдает их в аренду конечному пользователю.

Лизинг с участие государства осуществляют организации, уполномоченные Правительством России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае, когда в сфере сельского хозяйства лизинговые операции осуществляются субъектами хозяйственной деятельности без участия государства, их порядок регулируется гражданским законодательством.

Закупочные и товарные интервенции на аграрных рынках. С целью стабилизации аграрного рынка государство может осуществлять закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи из федеральных или региональных продовольственных фондов. Закупочные интервенции осуществляются случае избытка на рынке сельскохозяйственной продукции, товарные - при ее дефиците. В обоих случаях преследуется одна цель - стабилизация рынка и поддержание цен на необходимом уровне.

Объемы (квоты) на проведение государственных закупок и товарных интервенций, а также цены на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукты, сырье и продовольствие определяются правительством России.

Залог - это способ обеспечения обязательств, заключающийся в передаче должником (залогодателем) кредитору (залогодержателю) имущественных ценностей.

Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации.

Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.

Участие государства в залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется в формах выделения бюджетных ассигнований и кредитования предприятий АПК.

Система страхования. Производство сельскохозяйственной продукции, особенно растениеводческой, связано с высокой степенью риска. Поэтому надежная система страхования играет огромную роль в стабилизации аграрного производства. В настоящее время при страховании урожая товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают только половину страховых взносов, другая половина уплачивается за счет средств федерального бюджета. При этом Правительство России дифференцирует размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета как по сельскохозяйственным культурам, так и по регионам.

Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Политика протекционизма ставит своей целью обеспечение продовольственной безопасности страны, стимулирование развития и эффективности отечественного производства и ослабление ценового давления на сельское хозяйство со стороны других отраслей АПК и народного хозяйства. Государственный протекционизм связан, прежде всего, с ограничением импорта продовольствия путем установления квоты на импорт или введения таможенных тарифов [2, с. 97 - 103].

Таким образом, в обеспечении устойчивого экономического роста агропромышленного комплекса должны быть использованы как рыночные, так и административ-

ные методы управления, среди которых доминирующее значение занимает государственное регулирование.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон РФ от 14.07.1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 г. № 8-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ) // консультант плюс http://www.consultant.ru/

2. Асланов, А. Р. Современные проблемы государственного регулирования агропромышленного производства / А. Р. Асланов //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2009. - № 2. - С. 92 - 104.

3. Дохолян, С. В. Совершенствование методов, форм и инструментов государственного регулирования в АПК региона/ С. В. Дохолян, В. 3. Петросянц, А. Р. Асланов //Решональные проблемы преобразования экономики. -2009. - № 4. - С. 12 - 23.

4. Паяцов, А. Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: аграрный аспект. - М.: МиД, 2006. - 350 с.

STATE MANAGEMENT OF AGRICULTURE

О. A. Frolova, the candidate of economic sciences, the docent of the chair «The bookkeeping, analysis and audit» NGIEI

5. Y. Vasileva, the post-graduate student of the chair «Economics and statistics» NNIEI

Annotation. In this article causes and aims of state agricultural management, economic state functions are considered,

directions of general functions in agricultural complexes are offered.

The keywords: state management, causes, aims, functions, market economy, agriculture, agricultural complex, special-purpose programes.

ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ

ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

А. Н. Игошин, аспирант НГИЭИ

Аннотация. В статье отражена необходимость повышения экономической эффективности производства зерна в России на современном этапе развития, обобщены и описаны этапы логистики производства зерна, обоснована необходимость применения логистики для повышения экономической эффективности зернопроизводства

Ключевые слова: зерно, экономическая эффективность, логистика, точное земледелие, бункеры накопители-перегружатели.

Многие отечественные и зарубежные аналитики предполагают, что в XXI веке человечество ждет нехватка продуктов питания, в том числе и зерна. Связано это с большим приростом численности населения Земли, опустыниванием ранее плодородных почв, возрастанием использования площадей пашни под технические культуры. Другими словами, человечеству просто не хватит земли, чтобы прокормить самих себя. И хотя Россия, на сегодняшний день, обладает самыми значительными запасами земельных ресурсов, но и они ограничены. В этой связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.