ДОХОЛЯН С.В., ПЕТРОСЯНЦВ.З., АСЛАНОВ А.Р.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ, ФОРМ И ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АПК РЕГИОНА
В настоящей статье рассматриваются проблемы совершенствования системы государственного регулирования агропромышленного производства в регионе с целью поддержки устойчивого экономического роста АПК, создания условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям.
DOKHOLYANS.V., PETROSYANC V.Z., ASLANOV A.R.
PERFECTION OF METHODS, FORMS AND STATE REGULATION TOOLS IN REGION AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
In the present article problems of perfection of system state regulation of agroin-dustrial manufacture in region about the purpose of support of steady economic growth of agrarian and industrial complex, creation of conditions for adaptation of commodity producers to market conditions are considered.
Ключевые слова: государственное регулирование, рыночная экономика, система, целевые программы, агропромышленный комплекс, концептуальные подходы.
Keywords: state regulation, market economy, system, target programs, agriculture, conceptual approaches.
Одно из направлений преодоления кризисной ситуации в России -усиление государственного регулирования АПК. В целях нейтрализации негативных процессов в развитии АПК Минсельхозом России совместно с другими министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществлены меры по стабилизации агропромышленного производства. Основной упор в планировании и прогнозировании эффективной работы АПК должен осуществляться на уровне региона. Такая работа уже проводится и имеет определенные результаты: введена система бюджетных дотаций на продукцию животноводства, поставляемую для государственных нужд; установлены дотации на поддержку элитного семеноводства и племенного дела, компенсация части затрат сельскохозяйственных организаций на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, комбикормов и других ресурсов. Проведена важная работа по снижению процентной ставки по кредитам и займам коммерческих банков. В связи с недостаточностью бюджетных средств важное значение приобретает концентрация финансовых ресурсов на наиболее важных, «стратегических» направлениях, т. е. в тех отраслях аграрного производства, где можно рассчитывать на сравнительно быстрый прирост производства продукции, получения максимальной прибыли. Работу следует производить там, где еще есть возможность потеснить импортные поставки продовольствия и занять дан-
ную нишу отечественного рынка продовольствия. К числу таких отраслей следует в первую очередь отнести производство овощей, плодов, кормов, производство молока и молочных продуктов, свиноводство, птицеводство, рыбоводство и др. Причем по кормам давно следует ориентироваться на рыночную продажу. Это позволит повысить эффективность данной отрасли, даст возможность обозначить реальную себестоимость производства продукции животноводства, что очень важно при вступлении страны в ВТО.
Важным составляющим звеном агропромышленного комплекса страны является пищевая промышленность. Пищевая промышленность - потенциально наиболее гибкое, быстро восстанавливаемое и организуемое производство. Рынок продовольственных товаров жизненно важен для обеспечения здоровья и дееспособности нации, стимулирования развития других отраслей промышленности. Успех или неудача в удовлетворении спроса потребителей продукции пищевой промышленности имеют явно выраженные политиче-ские последствия. Россия не может регулярно и в требуемых объемах получать валютные ресурсы, необходимые для обновления и развития технологической базы пищевой промышленности.
Одним из стратегических приоритетов страны должно стать производство всего спектра оборудования, отвечающего самым высоким современным требованиям, в котором пищевая промышленность остро нуждается.
Пищевая промышленность по-прежнему характеризуется наибольшей инвестиционной привлекательностью. Следует учитывать, что степень износа основных фондов основного вида деятельности крупных и средних предприятий пищевой промышленности превышает 53-55 %, а уровень загрузки производственных отраслей пищевой промышленности один из самых низких - 43 %. Это свидетельствует о больших резервах как в обновлении основных фондов, так и в увеличении мощности предприятий и организаций данной отрасли. За последние несколько лет сильно ухудшилась возрастная структура производственных фондов промышленности Республики Дагестан. В пищевой промышленности 10 % машин и оборудования используются менее 5 лет, 38,9 % оборудования эксплуатируются свыше 15 лет при нормативном сроке эксплуатации 10-12 лет. Из предлагаемой в лизинг иностранной продукции спрос в России на пищевое оборудование составил 4 %. Главной причиной нежелания отдельных иностранных концернов поставлять оборудование в Россию на условиях лизинга остается недостаток финансирования у отечественных лизинговых компаний.
Развитие пищевой и перерабатывающей отраслей является важнейшим условием выхода экономики Республики Дагестан из социально-экономического кризиса. Решение этой задачи объективно требует усиления государственного регулирования экономических и финансовых процессов без отказа от общего курса рыночной трансформации и при обеспечении безусловной сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке.
Для удовлетворения потребностей в технических ресурсах необходимо создать условия для развития (на новой технологической базе) мощностей
организаций тракторного и сельскохозяйственного машиностроения с учетом зональной специфики и спроса. Важную роль в этом деле могут сыграть соответствующие союзы, развитие лизинговой деятельности и ее демонополизация.
В целях рационального использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на развитие материально-технической базы АПК, необходимо концентрировать их в действующем специальном фонде. Использование средств из государственного лизингового фонда будет производиться при обязательном привлечении частных финансовых ресурсов и отборе операторов на конкурсной основе. Часть средств лизингового фонда целесообразно направлять на оснащение машинно-технологических станций, создаваемых преимущественно на основе кооперации сельскохозяйственных организаций. С международными корпорациями, осваивающими рынок России, есть необходимость развивать производство запасных частей и перенос максимальной части производственного процесса на территорию нашей страны.
Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то им предоставлены существенные льготы в налогообложении. Установлены льготные тарифы на электроэнергию, используемую сельскохозяйственными организациями и предприятиями на производственные нужды, осуществляются процессы реструктуризации и углубления специализации агропромышленного производства, диктуемые конъюнктурным спросом на продовольственном рынке. Сельскохозяйственные товаропроизводители все более адаптируются к рыночным условиям хозяйствования, за последние годы расширены посевные площади под пшеницу, являющейся основной продовольственной культурой, стоит вопрос о рациональном наполнении севооборотов такими культурами, как сахарная свёкла, соя, кукуруза, многолетние травы. Несмотря на экономические трудности, проводится работа по внедрению в АПК ресурсосберегающих и почвозащитных технологий, созданию совместно с зарубежными фирмами современных производств, все большее развитие получают процессы кооперации и агропромышленной интеграции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, обслуживающих отраслей, а также торговых и банковских организаций, получили распространение интегрированные структуры на базе птицефабрик, животноводческих комплексов и производителей зерна. Находят все большее распространение совместные коммерческие организации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в виде продуктовых холдингов [10, 13, 14].
Как было отмечено ранее, важным направлением государственной поддержки аграрного сектора экономики становится развитие лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования. Однако в связи с большой задолженностью хозяйств за поставленную ранее технику формирование федерального лизингового фонда осложнилось. В целях совершенствования лизинговой деятельности в АПК Правительством РФ принято постановление от 26 февраля 1999 г. № 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета», предусматривающее усиление роли государства в эф-
фективном использовании средств бюджета за счет закрепления в федеральной собственности федеральными лизинговыми компаниями контрольного пакета акций [8]. Например, АО «Росагроснаб» будет привлекать региональные снабженческие организации (лизинговые компании) для осуществления лизинговой деятельности при условии передачи ими контрольного пакета акций в его собственность. Органы исполнительной власти субъектов Федерации должны оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности в АПК. Минсельхозом РФ была разработана и успешно реализована федеральная целевая программа стабилизации и развития инженерно-технической сферы агропромышленного комплекса России «Техника для продовольствия России на 1999-2005 годы». Проектом основных направлений бюджетной политики на период до 2010 г. государственные инвестиции для АПК по всем разделам федерального бюджета были значительно увеличены. Основным источником инвестиций на федеральном уровне являются ассигнования из бюджета развития на возвратной основе под гарантии Правительства РФ, предоставляемые на конкурсной основе. Установлены жесткие требования к оценке эффективности инвестиционных проектов и сроки прохождения документов в федеральных министерствах и ведомствах. Однако при установленных регламентах для многих сельскохозяйственных организаций, предприятий и крестьянских хозяйств эти средства окажутся недоступными. Поэтому целесообразно образовать специальный фонд долгосрочного кредитования предприятий и организаций АПК. Важную роль при этом должны играть международные инвестиции, для привлечения которых надо создать все необходимые условия. Следует отметить, что агропромышленный комплекс вносит значительный вклад в формирование ВВП страны и доходную часть федерального бюджета и не является лишь потребителем бюджетных средств. За счет этих средств поддерживаются в основном элитно-семеноводческие, племенные и другие хозяйства, определяющие научно-технический прогресс в отрасли. Признавая необходимость экономии государственных расходов, представляется целесообразным привести в соответствие выделение средств агропромышленному комплексу, его вкладу в создание ВВП страны. Анализ показывает, что один рубль, «сэкономленный» на поддержке села, может обернуться потерей нескольких рублей в доходной части бюджета. Одно рабочее место на селе позволяет обеспечить занятость 5-6 человек в других сферах экономики. В марте 1997 г. было принято постановление Правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства», в соответствии с которым предпринята разработка федеральной целевой программы по оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей [7]. Начало было положено хорошее, но не нашло своего дальнейшего претворения в жизни. От решения проблемы диспаритета цен будут зависеть не только финансовая стабилизация на селе, но и оживление инвестиционной деятельности в АПК, восстановление и дальнейшее развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения, химической промышленности и др.
Одной из мер государственной поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей АПК является регулирование ставок ввозных таможенных пошлин, установление продовольственных квот. Введение компенсационных таможенных сборов на отдельные продовольственные товары и одновременное снижение таможенных ставок на импорт прогрессивных технологий, новой техники и оборудования предусмотрены в Федеральных законах «О государственном регулировании агропромышленного производства» и «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» [1, 3].
Большие резервы для развития производства, снижения издержек и увеличения доходов имеются и у самих товаропроизводителей, которые могут решить свои проблемы путем создания различных интеграционных структур, начиная с простых форм объединения предприятий и организаций до формирования холдингов, финансово-промышленных групп. В последнее время получила развитие интеграция производителей животноводческой продукции с перерабатывающими, комбикормовыми предприятиями, организациями сервисного обслуживания, торговыми и финансовыми структурами. Многое делается в этом направлении в Орловской, Белгородской, Ленинградской, Владимирской, Ярославской, Самарской областях.
В целях государственной поддержки товаропроизводителей АПК необходимо реализовать предусмотренные Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» положения по регулированию аграрного рынка [1]. В комплексе мер воздействия на рынок важная роль отводится проведению закупочных и товарных интервенций. В Москве, на Европейско-Азиатской бирже, прошли первые в истории российского зернового рынка торги в рамках государственных интервенций. Согласно распоряжению Правительства от 13.11.2001 г. № 1501-р «Об определении государственного агента по проведению государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [6], Минсельхозом РФ был проведен открытый конкурс, по итогам которого государственным агентом по проведению государственных закупок и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определено государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозе РФ. Как показывает зарубежный опыт, интервенции финансируются за счет государства. Учитывая дефицитность наших бюджетов всех уровней, осуществление этих интервенций остается проблематичным. Решение данной проблемы, с нашей точки зрения, заключено в создании товарно-сырьевых бирж.
Важным фактором устойчивости сельского хозяйства является страхование урожая. Из-за отсутствия эффективной системы страхования и недостатка у сельскохозяйственных предприятий и организаций страховых резервов их просроченная кредиторская задолженность возрастает ежегодно в среднем на 4 млрд. руб. В неурожайные годы возникают трудности в размещении кредитных ресурсов, не обеспечивается возврат полученных кредитов.
Целесообразно также создание на региональном и федеральном уровнях от -раслевых союзов, ассоциаций и других формирований. Наряду с ранее действовавшими общероссийскими союзами в Московской, Орловской, Саратовской и ряде других областей, созданы и функционируют региональные отраслевые союзы, которые, по мнению Департамента экономики Минсельхоза России, станут основными защитниками интересов крестьян и партнерами государства в развитии АПК. Особое внимание необходимо уделить принятию закона о деятельности Агропромышленного союза России, в котором должны быть определены также основные принципы работы региональных агропромышленных союзов, их права, формы и методы взаимодействия с органами государственной власти, источники финансирования.
Продовольственная безопасность страны непосредственно связана с решением стратегических вопросов развития АПК, включающих усиление государственной поддержки агропромышленного производства, защиту внутреннего рынка; техническое и технологическое обновление предприятий, развитие инвестиционной деятельности. Экономический рост в сельском хозяйстве оживит работу предприятий других отраслей. Избежать обвального спада производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия удалось во многом благодаря вмешательству государства в развитие негативных процессов в АПК. По оценке специалистов, без государственной поддержки развитие негативных процессов в АПК было бы на 30-40 % выше фактического.
Таким образом, при общем снижении роли государства в становлении рыночных отношений в стране аграрный сектор экономики должен остаться в поле деятельности государственных рычагов и стимулов рынка.
Важное место в государственной аграрной политике занимает проблема собственности на землю. Поэтому документами для разработки стратегии развития АПК являются Земельный кодекс РФ и принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующие земельные отношения и создающие правовую базу собственности на землю и землепользование. Кроме того, Правительством РФ разработана государственная целевая программа по восстановлению и повышению плодородия земель. От этих документов зависит формирование эффективных моделей хозяйствования на земле.
При прочих равных условиях, крестьянские хозяйства экономически эффективны, но в настоящее время мелкие крестьянские хозяйства не в со -стоянии с полной отдачей использовать передовую технику и новейшие технологии. Крупное сельскохозяйственное производство более эффективно, оно применяет все факторы производства на основе трудо-, ресурсо- и энергосберегающих технологий. В развитых странах в аграрном секторе происходят процессы кооперации и интеграции производства. Мы также убеждены в том, что в России, и в особенности в Республике Дагестан, отличающейся от остальных регионов особыми природно-климатическими и историческими условиями, необходимо развитие крупных аграрных организаций, образование агрохолдингов и параллельное становление крестьянских хозяйств.
За последние 10 лет преобразований в АПК проводился курс на развитие не крупных хозяйств, а мелкотоварного сектора. Положительные результаты получены только при производстве картофеля, овощей, плодов и молока. В основном же в ходе преобразований были допущены просчеты, что отрицательно отразилось на результатах деятельности АПК. Многие крестьянские хозяйства вклинились в севообороты крупных организаций, используют их инфраструктуру, не участвуя в ее восстановлении. Кроме того, эти процессы сопровождались нарушением связей сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций, ухудшением инвестиционной деятельности.
Сокращение производства в АПК привело к ухудшению питания населения. Если Россия по уровню потребления продовольствия на душу населения ранее входила в первую десятку мира, то в настоящее время она занимает 67 место. Потребление основных продуктов питания на душу населения — мясопродуктов, масла животного, молокопродуктов, рыбопродуктов - в два с лишним раза ниже рекомендуемой нормы.
С учетом сокращения душевого потребления продуктов питания, баланс продовольственных ресурсов в стране складывается напряженно. Для поддержания стабильного положения на продовольственном рынке страна нуждается в импорте. В товарной структуре импорта страны продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье за последние 10 лет составляли 20-25 %. И только после дефолта 1998 г. началось заметное импортозамеще-ние.
В июле 2000 г. Правительством РФ была одобрена Концепция основных направлений агропродовольственной политики на 2001-2010 годы.
Концепция содержит следующие новые положения:
❖ федеральные целевые программы будут приниматься только по приоритетным направлениям развития АПК в соответствии с ограниченными ресурсными возможностями. В связи с этим первостепенное значение придается максимальному использованию внутренних резервов, а также совершенствованию экономических отношений внутри АПК, т. е. созданию горизонтальных и вертикальных интегрированных структур;
❖ сельское хозяйство следует рассматривать не только как сектор экономики, но и как важнейшую составляющую жизни общества, и в этой связи оно должно быть объектом государственной политики;
❖ признается необходимость государственного регулирования функционирования сельского хозяйства и продовольственных рынков как эффективного инструмента, от которого зависят результаты деятельности этой отрасли. Рыночные механизмы должны дополнять политику протекционизма по отношению к отечественному производителю;
❖ особая роль отводится отраслевым (продуктовым) союзам и ассоциациям, которые смогут защитить интересы крестьян и быть партнерами исполнительной власти. С этой целью организован Совет по агропромышленной политике, который несет ответственность за
проведение консолидированной экономической политики.
Большое внимание в концепции отведено формированию продовольственного рынка с учетом, прежде всего, возможностей собственного производства продукции. В ближайшее десятилетие, как показывают расчеты, за счет выпуска отечественной продукции можно будет полностью обеспечить внутреннее потребление мяса птицы, яиц, молока и молокопродуктов, картофеля и овощей. Предстоит принять меры по формированию специализированных зон по производству этой продукции и осуществить разумный торговый протекционизм, не допускающий демпинговых цен со стороны зарубежных импортеров на внутреннем рынке. Правительство РФ намерено поддержать технологическое перевооружение организаций перерабатывающей промышленности. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
По таким важнейшим видам продовольствия, как мясо и мясопродукты, сахар и ряд других, наша страна в ближайшее десятилетие еще будет нуждаться в импорте. Однако и в данном направлении можно поправить положение, особенно в Республике Дагестан. Стратегия предусматривает совершенствование земельных отношений. Предусматривается разработка целевой государственной программы восстановления почвенного плодородия, ориентация в развитии только на технологии, сохраняющие экоагросистему.
Роль агропромышленного комплекса в обеспечении страны продовольствием и сырьем постоянно повышается. Поэтому аграрная политика должна исходить из стратегических целей, направленных на обеспечение перехода от снижения сельскохозяйственного производства к стабилизации и росту и превращения по отдельным видам продукции и сельскохозяйственного сырья из импортеров в экспортеров.
В современной западной экономике сельское хозяйство как одну из важнейших сфер деятельности человечества активно поддерживает государство. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием.
Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. Таким образом, постоянно поддерживается возможность не только простого, но и расширенного воспроизводства. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка.
Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет. Регулирование развития АПК в рыночной экономике многовек-торно. Поддержка со стороны государства сельскохозяйственных производителей оказывается во всех развитых странах. Например, в Германии, Канаде, США, Франции государство вкладывает от 42 до 52 % материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции, в скандинавских странах
- от 60 % до 80 % [9, 15, 16]. В России в поддержку сельского хозяйства вкладывается 1,4 % всего государственного бюджета [12].
В странах ЕС функционирует система государственных закупок сельскохозяйственных продуктов (это государственные интервенции на рынке сельскохозяйственного сырья и продуктов), регулируются экспорт и импорт продовольствия, устанавливаются квоты на производство основных сельскохозяйственных продуктов, применяются гарантированные цены, обеспечивающие стабилизацию рынка продовольствия, устанавливаются государственные цены на энергоносители, субсидируются мероприятия по реконструкции системы переработки и реализации продукции, оказывается помощь в создании инфраструктуры, обустройстве сельской местности и охране окружающей среды. Бюджетные субсидии в странах ЕС составляют более 50 % общего дохода фермерских семей [11].
С нашей точки зрения, в России регулирующие функции государства должны осуществляться по следующим направлениям:
1. Создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования. Законодательная база государственного регулирования АПК существенно подкреплена Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [1]. Многие проблемы позволит решить новый Федеральный закон «О едином сельскохозяйственном налоге»1, вступивший в действие с 1 января 2004 года. Государственное регулирование должно быть направлено на предотвращение отрицательного воздействия монопольных структур.
В России в процессе осуществления аграрной реформы сложились сильно монополизированные ресурсный, сырьевой, продовольственный рынки. Монополизм смежных отраслей АПК, большое количество посредников при невмешательстве государства привели к резкому диспаритету цен, перераспределению созданного в сельском хозяйстве прибавочного продукта в пользу монополистов, посредников и в итоге к снижению темпов воспроизводства в базовой отрасли АПК.
2. Формирование конкурентной среды на всех аграрных рынках. Это будет способствовать перераспределению конечного дохода АПК пропорционально затратам всех его звеньев. Кроме того, необходима законодательная основа для усиления роли государства в регулировании деятельности организаций энергетического комплекса, транспорта, связи с целью ликвидации диспаритета цен. Следует восстановить работу товарно-сырьевых бирж.
3. Поддержка устойчивого экономического роста АПК, создание условий для адаптации товаропроизводителей к рыночным условиям. Важной функцией государственного регулирования в этой связи является поддержание устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье. В бюджете Республики Дагестан необходимо предусмотреть финансирование инвестиционных проектов. В первую очередь это должны быть про-
1 Введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 145-ФЗ) [2]
екты, направленные на развитие виноградарства и виноделия, переработку продукции растениеводства и животноводства, селекцию и семеноводство, восстановление почвенного плодородия, а также сельскохозяйственное машиностроение для горных районов.
Государство должно способствовать образованию платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения через регулирование системы цен на продукцию АПК, государственный заказ, закупки продовольствия в федеральные и региональные продовольственные фонды.
4. Проведение политики разумного протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.
5. Создание благоприятного климата для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий АПК, предоставление государственных гарантий для иностранных кредиторов при импорте передовых техники и технологии. В Республике Дагестан пока не планируется привлечение ино -странных инвестиций, что связано с негативным инвестиционным климатом региона.
Финансирование ключевых направлений науки по проблемам АПК, участие в разработке и оценке инвестиционных проектов по созданию новых технологий, отвечающих мировым стандартам.
6. Регулирование цен в АПК. Цены - один из основных элементов в рыночной экономике. По российскому законодательству любой хозяйствующий субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства и т.п. Либерализация цен в России привела к сокращению как предложения, так и спроса, а также к межотраслевому диспаритету цен и отмене государственных продовольственных дотаций, которые по некоторым базовым продуктам достигали в 1992 г. 80 % розничной цены. Это резко сократило покупательную способность населения, привело к сжатию продовольственного рынка. Поэтому необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулирование межотраслевого диспаритета цен по основным це-нообразующим звеньям АПК:
энергоносители ^ транспортные тарифы ^ продукция машиностроения для АПК ^ услуги для села ^ сельскохозяйственное сырье ^ переработка, торговля продуктами питания.
Межотраслевой диспаритет цен проявляется в двух формах:
> в завышении цен поставщиков товаров и услуг для сельского хозяйства по отношению к уровню издержек, при котором возможно расширенное воспроизводство;
> в занижении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства ниже уровня покрытия издержек и обеспечения необходимой рентабельности.
Новый этап в преобразовании АПК и регулировании цен на его продукцию начался с принятием Федерального закона от 14 июля 1997 г. № 100-
ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производст-ва»[1]. Закон создал правовую основу для построения системы государственного регулирования АПК. Важной частью данной системы являются ценовые механизмы, включающие введение в действие целевых, гарантированных, пороговых и других цен.
Необходимость введения регулируемой системы цен была вызвана резким падением платежеспособного спроса населения, убыточностью сельскохозяйственного производства, что во многом послужило следствием осуществления политики либерализации цен.
В Федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» определено, что:
> основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения;
> гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, при реализации продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренных Правительством РФ. С учетом других форм поддержки, они обеспечивают доходы, необходимые для ведения расширенного воспроизводства;
> целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукции;
> покрытие расходов, вызванных взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и т. д. Целевые цены являются основой для установления гарантированных, залоговых цен, расчета дотаций и компенсаций;
0 пороговые цены введены для определения уровня цен, сложившихся на внутреннем рынке страны;
0 залоговые цены (ставки) применяются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью получения товаропроизводителями необходимых кредитных ресурсов [1].
Паритеты цен сельского хозяйства должны включать паритет с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная плата наемных работников на селе должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы и развитие социальной сферы. На федеральном уровне регулируются цены на основные сельскохозяйственные продукты - мясо, молоко, мука, яйца. Цены на овощные, плодовые и прочие продукты сельского хозяйства устанавливаются на муниципальном и городском уровнях.
7. Антимонопольная политика в АПК. Антимонопольная политика представляет собой борьбу с монопольным поведением хозяйствующих субъектов. Курс на разукрупнение организаций наносит ущерб сложившимся технологическим комплексам во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Механическое увеличение числа организаций не ведет к автоматическому пе-
реходу на конкурентные отношения. Увеличение числа малых фирм, занимающихся посредническими операциями, является одной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е. спекулятивным, завышением цен посредниками. Свыше 54 % объема валовой продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах населения. Для создания сельскохозяйственного рынка России требуется заново сформировать товаропроизводящие сети.
8. Бюджетная политика. В странах ЕС расходы на реализацию целевых программ и иную поддержку АПК достигают 30 % государственного бюджета. В России бюджетная поддержка сельского хозяйства составляет 1,4 % расходов бюджета, а в абсолютном выражении, по сравнению с расходами США на программы села, она меньше в 1000 раз. Необходима минимально допустимая доля расходов на развитие агропромышленной сферы в консолидированном и федеральном бюджетах. Как мы уже отметили, бюджетная политика края носит более приоритетный характер в отношении агропромышленного комплекса, чем федеральная.
9. Налоговая политика. Налогообложение предприятий и организаций АПК регулируется в рамках общего налогового законодательства и специального режима налогообложения (ЕСХН).
10. Кредитная политика. Аксиома, что в связи с сезонностью производства сельское хозяйство нуждается в льготном кредитовании оборотных средств под незавершенное производство. Долгосрочное кредитование сельского хозяйства также объективно должно быть льготным, поскольку данная отрасль не является высокорентабельной. В мировой практике есть несколько подходов к организации системы льготного кредитования сельского хозяйства. Функции кредитования выполняют:
> кооперативные сельскохозяйственные банки;
> государственные банки;
> специализированные банки под контролем и при поддержке государства;
> общества кредитной взаимопомощи;
> бюджетное кредитование.
Финансово-кредитная система, адекватная рынку, включает:
> ценовые дотации и компенсации;
> денежный кредит, выделяемый на льготных условиях;
> субсидии из федерального бюджета на поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства.
Во всех случаях государство берет на себя обязательство поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей. В 1997 г. в России был создан Фонд льготного кредитования АПК, но объемы кредитования села постоянно сокращались из-за невозврата выданных кредитов. Мы считаем, что руководством края было принято экономически обоснованное решение индексировать процентную ставку банковского кредита, а не погашать кредит за счет бюджета. Такой подход повышает ответственность сельхозтоваропро-
изводителей за рациональное использование заемных средств, способствует более высокой окупаемости кредита.
Основными, конкретными методами, применяемыми для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:
❖ программно-целевой (индикативный);
❖ балансовый;
❖ нормативный.
11. Программно-целевое планирование развития АПК. Отечественная многолетняя практика, современный опыт программно-целевого планирования агропромышленной сферы в зарубежных странах выработали механизм такого регулирования. В США в рамках целевых программ АПК, финансируемых из федерального бюджета, ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных на субсидирование закупочных цен и кредитование оборотных средств.
В аграрно-промышленном комплексе России разработаны и утверждены конкретные отраслевые программы «Зерно», «Рис», «Молоко», «Повышение плодородия почвы» и др. Правительством РФ утверждена федеральная комплексная программа «Социальное развитие села на период до 2010 года». Эти программы постепенно набирают силу и в конечном итоге обязательно должны способствовать эффективному экономическому росту.
12. Балансовый метод. Для обеспечения пропорциональности в развитии отраслей АПК разрабатывается система балансов АПК. С ее помощью обеспечивается балансовая увязка объемов производства сельскохозяйственной продукции с материально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработки сельскохозяйственной продукции с мощностями перерабатывающей промышленности, капитальными вложениями на развитие отраслей АПК.
Система балансов АПК включает: материальные балансы производства и использования основных продуктов сельского хозяйства (баланс зерна, мяса и др.), балансы производственных мощностей, межотраслевой баланс АПК и др. С помощью динамической модели, разработанной применительно к АПК, обеспечиваются межотраслевая увязка и сбалансированное развитие отраслей и сфер АПК, а также можно определить потребность АПК в капитальных вложениях, трудовых и материальных ресурсах.
Объемы производства продукции АПК в долгосрочной перспективе определяются задачами обеспечения потребностей населения страны в продуктах питания и непродовольственных товарах в соответствии с научно обоснованными нормами потребления высокого качества продукции и расширения ее ассортимента.
Для обоснования общих объемов производства продукции АПК используются следующие данные прогноза:
0 численности населения, его демографической структуры;
0 натурально-вещественной структуры фонда потребления, научно обоснованных норм потребления продуктов питания, рациональных норм потребления непродовольственных товаров;
> изменения структуры потребления в зависимости от изменения доходов населения и цен на потребительские товары;
> экспорта и импорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых цен.
13. Нормативный метод. Для определения объемов и структуры потребностей в продукции сельского хозяйства используются рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов и непродовольственных товаров на душу населения.
В планировании сельскохозяйственного производства используются нормы затрат материальных ресурсов: семян, кормов, средств защиты растений и животных, удобрений и др.
Таким образом, в обеспечении устойчивого экономического роста агропромышленного комплекса Республики Дагестан должны быть использованы как рыночные, так и административные методы управления, среди которых доминирующее значение занимает государственное регулирование.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 14.07.1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 8-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 № 186-ФЗ) // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 145-ФЗ).
3. Федеральный закон РФ от 14 апреля 1998 года № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (в ред. Федеральных законов от
24.07.2002 N 110-ФЗ, от 08.12.2003 N 164-ФЗ, от 08.12.2003 N 165-ФЗ).
4. Федеральный закон РФ от 14.07.1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003г. №8-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003г. №186-ФЗ) // Консультант Плюс http://www.consultant.ru/
5. Федеральный закон РФ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. Федеральных законов от
07.07.2003 N 113-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 03.10.2004 N 123-ФЗ, от
21.12.2004 N 172-ФЗ, от 07.03.2005 N 10-ФЗ, от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от
05.02.2007 N 11-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от
30.12.2008 N 297-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ).
6. Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. N 1501-р «Об определении государственного агента по проведению государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Консультант Плюс http ://www. consultant.ru/
7. Постановление Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 295 «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» // Консультант
Плюс http ://www. consultant.ru/
8. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств Федерального бюджета» // Консультант Плюс http ://www. consultant.ru/
9. Аграрный сектор США в конце XX века. - РАН. Институт США и Канады. /Под ред. Б. А. Чернякова. - М.: Пилигрим, 1997. - С. 396.
10. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист, 1998. -№ 6, - С. 90-93.
11. Инвестиционная политика в России/ Под ред. Н. А. Новицкого. — М.: ИЭ РАН, 1998. - С. 305.
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб./ Госкомстат России. - 2007. - С. 863.
13. Романенко Г. А. Основные направления стабилизации экономики аграрного сектора. - Экономист, 1994. - № 9, - С. 3-11.
14. Трубилин И. Т., Сидоренко В. В. Стратегия рыночных преобразований в аграрном секторе экономики (научно-практические рекомендации). -Краснодар: КГАУ, 2000. - С36 с.
15. Узун В. Россия на пути от государственного к частному сельскому хозяйству. - АПК: экономика, управление, 1998. - № 9, - С. 10-19.
16. Холод Л. Г. Система государственного регулирования АПК. -АПК: экономика, управление, 1996, №4, - С. 3-17.