Научная статья на тему 'Организационно-экономические основы эффективного функционирования отраслевых союзов и ассоциаций в АПК региона'

Организационно-экономические основы эффективного функционирования отраслевых союзов и ассоциаций в АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВЫЕ СОЮЗЫ И АССОЦИАЦИИ / THE BRANCH ALLIANCES AND ASSOTIATIONS / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRARIAN-INDUSTRIAL COMPLEX / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / REPUBLIC DAGESTAN / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЭФФЕКТ / EFFECT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / EFFICIENCY OF THE OPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Тагират Абдулвагабовна

В статье определены основные направления деятельности отраслевых союзов и ассоциаций в аграрном секторе экономики. Исследованы деятельность ассоциации фермерских хозяйств, арендаторов и кооперативов Республики Дагестан (АФКОД) и предпосылки развития Агропромышленного, Молочного и Мясного союзов в регионе. Сделан вывод, что необходимость создания союзов подтверждается тем, что экономический, информационный, маркетинговый, лизинговый потенциал и другие виды каждого из субъектов хозяйствования заметно умножаются объединением их в различного рода союзы и ассоциации. Дана оценка эффективности функционирования отраслевых союзов (ассоциаций). Представлены рекомендации и методика организационного построения союзов (ассоциаций), эффективного внутрисоюзного управления, формирования экономического механизма, а также гармонизации взаимоотношений между партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC BASIS OF EFFECTIVE FUNCTIONING BRANCH UNIONS AND ASSOCIATIONS IN THE AGRIBUSINESS IN THE REGION

In article are determined main trends to activity branch alliance and assotiation in agrarian sector of the economy. Explored activity assotiations farming facilities, lessee and cooperative society of the Republic Dagestan (AFKOD) and premiseses of the development Agrarian-industrial, Milk and Meat alliance in region. It is made conclusion that need of the creation alliance is confirmed and that that economic, information, marketing, leasing potential and the other types each of subject of the management noticeably multiply the association them in different sort alliances and assotiations. It is given estimation efficiency operation branch alliance (the assotiation). Before is put to recommendations and methods of the organizing building alliance (the assotiation), efficient inwardly union of management, shaping the economic mechanism, as well as harmony of the relations between partner.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические основы эффективного функционирования отраслевых союзов и ассоциаций в АПК региона»

АЛИЕВА Т.А.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СОЮЗОВ

И АССОЦИАЦИЙ В АПК РЕГИОНА

В статье определены основные направления деятельности отраслевых союзов и ассоциаций в аграрном секторе экономики. Исследованы деятельность ассоциации фермерских хозяйств, арендаторов и кооперативов Республики Дагестан (АФКОД) и предпосылки развития Агропромышленного, Молочного иМясного союзов врегионе. Сделан вывод, что необходимость создания союзов подтверждается тем, что экономический, информационный, маркетинговый, лизинговый потенциал и другие виды каждого из субъектов хозяйствования заметно умножаются объединением их в различного рода союзы и ассоциации. Дана оценка эффективности функционирования отраслевых союзов (ассоциаций). Представлены рекомендации и методика организационного построения союзов (ассоциаций), эффективного внутрисоюзного управления, формирования экономического механизма, а также гармонизации взаимоотношений между партнерами.

ALIEVA Ш.

ORGANIZING-ECONOMIC BASES OF THE EFFICIENT OPERATION BRANCH ALLIANCE AND ASSOTIATION IN AIK REGION

In article are determined main trends to activity branch alliance and assotiation in agrarian sector of the economy. Explored activity assotiations farming facilities, lessee and cooperative society of the Republic Dagestan (AFKOD) and premiseses of the development Agrarian-industrial, Milk and Meat alliance in region. It is made conclusion that need of the creation alliance is confirmed and that that economic, information, marketing, leasing potential and the other types each of subject of the management noticeably multiply the association them in different sort alliances and assotiations. It is given estimation efficiency operation branch alliance (the assotiation). Before is put to recommendations and methods of the organizing building alliance (the assotiation), efficient inwardly union of management, shaping the economic mechanism, as well as harmony of the relations between partner.

Ключевые слова: отраслевые союзы и ассоциации, агропромышленный комплекс, Республика Дагестан, интеграция, эффект, эффективность функционирования.

Keywords: The Branch alliances and assotiations, agrarian-industrial complex, Republic Dagestan, integration, effect, efficiency of the operation.

В результате проводимых аграрных реформ в Российской Федерации создана многоукладная сельская экономика. Сельхозтоваропроизводители те-

перь самостоятельно формируют структуру и объемы производства, выбирают специализацию и каналы реализации произведенной продукции, выстраивают партнерские взаимоотношения с различными субъектами экономики. Учитывая преимущества кооперации и агропромышленной интеграции, хозяйствующие субъекты объединяются в различные отраслевые союзы и ассоциации. Сельхозтоваропроизводители наиболее охотно участвуют в такой форме интеграции, так как на первом этапе они выстраивают партнерские отношения в качестве самостоятельных юридических лиц, являясь полноправными партнерами того или иного отраслевого союза или ассоциации.

Объективной предпосылкой для создания таких объединений является то, что эти структуры заметно облегчают выход их членов на рынок снабжения и рынок сбыта, так как большинство из них не в состоянии это осуществить самостоятельно, без взаимодействия партнеров по интеграционному формированию, нуждающихся в аналогичных потребностях. Необходимость создания интегрированных формирований подтверждается еще и тем, что экономический потенциал и другие его виды (информационный, маркетинговый, лизинговый) каждого из субъектов хозяйствования заметно умножаются объединением их в различного рода союзы и ассоциации. Данные организации, кроме приведенных вопросов, решают проблемы и социально-экономической защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей, координируют рыночные взаимоотношения.

Решение о создании Дагестанской республиканской Ассоциации фермерских хозяйств, арендаторов и кооперативов было принято после II Съезда АККОР, состоявшегося в 1990 году в г. Москве.

В феврале 1991 года на первом Съезде фермеров, арендаторов и кооперативов Дагестана был принят Устав Ассоциации. На тот момент учредителями АФКОД стали 12 фермерских хозяйств и арендаторов. Уже в декабре того же года в республике было 1200 КФХ, а к концу 1992 года - свыше 10 тыс. хозяйств.

С 1991 по 1994 годы Ассоциация выполняла функцию экономического регулирования государственной поддержки фермерского сектора. Именно на это время приходится период наибольшего подъема фермерского движения и развития структур фермерского самоуправления. Практически в каждом районе республики были созданы ассоциации фермерских хозяйств. Выделенные государством средства позволили создать инфраструктуру фермерского сектора, а именно: были учреждены 3 коммерческих банка, заложена основа развития системы страховых компаний, снабженческо-сбытовой потребительской кооперации, а также развернута лизинговая деятельность. Благодаря гарантийным поручительствам Ассоциации, поставкам техники через созданную лизинговую компанию, а также компенсациям переселенцам в сельскую местность для организации фермерских хозяйств «на ноги» стали более 5 тысяч фермеров республики.

После принятия нового Гражданского кодекса функции по регулированию отошли от Ассоциации. Вместе с тем работа АФКОД в последние годы

акцентировалась на общественно-политической деятельности и участии в развитии межфермерской потребительской кооперации.

Решением XIV Съезда АФКОД в настоящее время стратегической задачей Ассоциации является развитие республиканской системы саморегулируемых организаций фермерских хозяйств и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

Основные цели деятельности и структураАФКОД:

❖ защита интересов членов ассоциации, фермерских хозяйств и других субъектов малого сельского предпринимательства;

❖ оказание информационно-консультационной помощи районным ассоциациям;

❖ организация и развитие инфраструктуры фермерского самоуправления и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Высшим органам управления Ассоциации является проводимый ежегодно Съезд фермеров Республики Дагестан. Единоличным исполнительным органом Ассоциации является президент АФКОД, избираемый сроком на пять лет без ограничения количества переизбрания.

В период между съездами функции коллегиального органа управления осуществляет Совет и Президиум АФКОД, формируемые из руководителей районных ассоциаций и наиболее активных и старейших фермеров республики. Состав Совета и Президиума Ассоциации утверждается съездом АФКОД на один год. Заседания Совета и Президиума АФКОД проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Руководит работой совета и Президиума Председатель, избираемый членами из своего состава.

АФКОД сотрудничает и объединяет свои действия по вопросам осуществления аграрной и административной реформ и развития малых форм хозяйствования - крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и их объединений, личных подсобных хозяйств и других форм малого сельского предпринимательства.

В том числе организует содействие формированию рыночной инфраструктуры в сельской местности на общественно-кооперативной основе, создание районных структур фермерских хозяйств, личных подворий и потребительских кооперативов; создание республиканского банка данных по КФХ, ЛПХ и сельскохозяйственным кооперативам; оказание консультационно-информационной помощи при доведении средств государственной поддержки до малых сельхозтоваропроизводителей; разработку и проведение мероприятий, направленных на подготовку и закрепление квалифицированных кадров в сельской местности.

Минсельхоз РД в пределах своей компетенции и в установленном порядке рассматривает предложения Ассоциации по совершенствованию законодательства Республики Дагестан в области создания и деятельности фермерских хозяйств, а также предложения по разработке отдельных программ, связанных с устойчивым развитием и эффективной деятельностью республиканских субъектов малых форм хозяйствования на селе. Привлекает представителей Ассоциации к участию в работе коллегии министерства, комиссий и

рабочих групп, организуемых министерством по рассмотрению вопросов, относящихся к предмету Соглашения, содействует Ассоциации в работе по преобразованию ее в саморегулируемую организацию, а также в создании банка данных крестьянских (фермерских) хозяйств республики.

К тому же министерство обязуется взаимодействовать с Ассоциацией в области организации участия субъектов малых форм хозяйствования в ежегодных выставках-ярмарках республиканского и федерального уровней. И в рамках проводимой в республике административной реформы способствует проведению эксперимента по взаимодействию и сотрудничеству районных органов фермерского самоуправления и районных управлений сельского хозяйства.

В свою очередь, Ассоциация принимает в установленном порядке участие в разработке проектов нормативных правовых актов, имеющих отношение к вопросам осуществления аграрной реформы и развития субъектов ма-лых форм хозяйствования, рассмотрению вопросов, относящихся к предмету настоящего Соглашения. Способствует обобщению опыта применения и путей развития новых методов финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования (субсидирование процентной ставки, дотации, субвенции, сельская кредитная кооперация, лизинг техники и скота).

Также среди задач ассоциации - направление на рассмотрение в министерство предложений по государственной поддержке субъектов малых форм хозяйствования на очередной финансовый год.

Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, а в ряде регионов - союзы, это своего рода объединения однотипных по организационно-правовым формам субъектов экономики. Такие объединения за редким исключением имеют в своем составе коллективных сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, работников обслуживающих отраслей АПК. Но на территории Российской Федерации функционируют и другие структуры, которые объединяют разнородные предприятия всех трех сфер агропромышленного комплекса. Речь идет об агропромышленных союзах.

Центральный Совет Агросоюза, учитывая сложившуюся ситуацию и во исполнение Резолюции III Съезда, счел целесообразным на базе Аграрного Союза России создать новую организацию - Агропромышленный союз России. По инициативе с мест в 1997 году на IV Съезде Аграрного союза России был создан Агропромышленный союз России. Его цель - объединить всех товаропроизводителей, занятых в сфере агропромышленного производства и смежных с ним отраслях, независимо от принадлежности к тем или иным партиям, союзам и организациям.

Учредителями Агропромышленного союза России стали практически все Агросоюзы всех субъектов Российской Федерации, крупные коммерческие организации, такие как «Росагроснаб», «Росрыбхоз», «Росагропромст-рой», «Российские семена», «Росптицепром», «Росовощплодопром», «Рос-племобъединение» и ряд других, а также многие организации смежных отраслей АПК. Организационную основу Агропромсоюза России и Агропром-союзов субъектов РФ составляют районные агропромышленные союзы, уч-

режденные на добровольной основе сельскохозяйственными товаропроизводителями, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятиями и объединениями пищевой и перерабатывающей промышленности, агросерви-са, инфраструктуры и социальной сферы АПК.

Основными целями и задачами стали представление и защита прав и интересов всех товаропроизводителей АПК и смежных с ним отраслей, содействие в совершенствовании хозяйственного и экономического механизма, реализации Федеральной целевой программы стабилизации и развития АПК РФ, рассмотрение проектов законодательных и нормативных актов и др. Важной задачей Агропромсоюза России является содействие развитию сельскохозяйственной кооперации, как одного из реальных и стратегических ре -зервов стабилизации и развития АПК.

На протяжении ряда лет Аграрный, а затем Агропромышленный Союз, был признанным лидером крестьянского движения и играл заметную роль в отстаивании интересов сельских товаропроизводителей.

В октябре 2003 года в связи с принятым Федеральным законом «Об объединениях работодателей» №156 от 27 ноября 2002г. VII Съезд Агропромышленного союза России счел необходимым внести изменения и дополнения в Устав Союза.

Агропромышленный союз России теперь является некоммерческой организацией, общероссийским добровольным объединением товаропроизводителей (работодателей) - юридических и физических лиц, занятых в сфере агропромышленного комплекса, их отраслевых (межотраслевых), региональных (межрегиональных) и территориальных агропромышленных союзов, ассоциаций и других объединений, осуществляющих свою деятельность на федеральном уровне, территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (см. Устав Агропромышленного союза России; Материалы Президиума Центрального совета агропромышленного союза России от 25 марта 2004 года).

Основные цели Союза:

❖ представление и защита интересов сельских товаропроизводителей (работодателей) в органах государственной власти и местного самоуправления всех уровней, хозяйственных и общественных организациях;

❖ усиление влияния товаропроизводителей (работодателей) на формирование агропродовольственной политики и проведение ее в интересах отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

❖ утверждение принципов социального партнерства. Создание для сельхозтоваропроизводителей равных с субъектами хозяйственной деятельности других отраслей экономики условий получения доходов;

❖ устранение причин и условий, позволяющих ущемлять социально-трудовые и связанные с ними экономические права занятых в сельском хозяйстве;

❖ осуществление мер по совершенствованию хозяйственного, финансового и экономического механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие агропромышленного комплекса, по надежному обеспечению страны высококачественной отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием;

❖ содействие в социальном обустройстве и возрождении села, повышении благосостояния и улучшения условий труда и отдыха работников АПК.

Сложившаяся организационная структура Агропромышленного союза России представляет собой стройную схему построения крестьянской организации снизу доверху, позволяющую охватывать своим влиянием все слои населения, связанные с агропромышленным производством.

Высшим органом Агропромышленного союза России является Съезд его представителей, созываемый Центральным Советом не реже одного раза в 4 года. Съезд определяет важнейшие направления деятельности Росагро-промсоюза, утверждает его Устав, вносит в него изменения и дополнения, избирает Председателя Союза, Центральный Совет, ревизионную комиссию. Съезд правомочен рассматривать и решать любые другие вопросы, затрагивающие деятельность Союза.

Центральный Совет является представительным органом Союза. В период между съездами он в полном объеме осуществляет полномочия по реализации целей и задач Союза, определенных его Уставом и не отнесенных к исключительной компетенции Съезда. Совет избирает из своего состава заместителей Председателя Союза, Президиум Центрального Совета, создает комиссии по различным проблемам деятельности Союза, организует взаимодействие с общественными объединениями и организациями, чьи цели и задачи сходны с целями и задачами Союза.

Президиум Центрального Совета организует выполнение решений Съезда, Центрального Совета, информирует о реализации предложений и замечаний делегатов Съезда, обеспечивает подготовку вопросов и материалов к заседаниям Центрального Совета, дает заключения по проектам нормативных актов, затрагивающих интересы членов Союза, утверждает финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс Союза. Работа Центрального Совета и его Президиума строится на основе решений съездов.

Объективными предпосылками для создания таких интеграционных структур являются возможности и преимущества, заложенные в кооперации и интеграции, позволяющие наиболее полно использовать достижения научно-технического прогресса, учитывать специфику производства и реализации продуктов питания (от производства сельскохозяйственного сырья до реализации готовой продукции), сглаживать ценовой диспаритет, противостоять экспансии зарубежных товаропроизводителей, создавать эффективные маркетинговые системы и логистические схемы.

Что касается отраслевых союзов, то они создаются в первую очередь с целью координации деятельности партнеров отрасли и защиты интересов участников объединения. Потребность в создании Молочного и Мясного

союзов состоит и в том, что такие структуры заметно облегчают выход их членов на рынок снабжения и рынок сбыта и что большинство из них не в состоянии это осуществить без взаимодействия партнеров, нуждающихся в аналогичных потребностях. Необходимость создания союзов подтверждается еще и тем, что экономический потенциал и другие виды (информационный, маркетинговый, лизинговый и др.) каждого из субъектов хозяйствования заметно умножаются объединением их в различного рода союзы и ассоциации. Эффективное и рациональное взаимодействие партнеров приводит к синерге-тическому эффекту.

Что касается оценки экономической эффективности функционирования союзов в рамках их основных функций. По мнению большинства ученых-экономистов, экономическая эффективность и методы ее определения - это ключевые вопросы экономики. Экономисты-практики в большинстве своем отождествляют категории: «экономическая эффективность» и «экономический эффект», что приводит к методологической путанице.

Под экономическим эффектом в экономике аграрного рынка понимают результат производства, который характеризуется абсолютным размером прироста валовой и товарной продукции (в стоимостном и товарном выражении), приростом валового и чистого дохода, прибыли, снижением численности занятых в производстве продукции (экономия трудовых ресурсов).

Наиболее емким определением «экономической эффективности» мы считаем следующее: «...экономическая эффективность, как экономическая категория, отображает соотношение полученных обществом социально-экономических результатов и производственных затрат» [7].

Нами предпринята попытка оценки эффективности функционирования отраслевых союзов (ассоциаций). Прежде чем приступить к изложению самой методики, остановимся на методических подходах. Среди подходов мы выделяем три основных.

Первый подход заключается в следующем: осуществляется сравнение комплексных (обобщающих) экономических и производственных показателей деятельности конкретного субъекта хозяйствования, являющегося членом отраслевого союза в определенном временном лаге (в динамике) до вступления и после вступления в объединение (союз). Оценивая разницу показателей (до и после вступления), например, по уровню рентабельности основного производства, по объемам полученной выручки и чистой прибыли и т.д., можно сделать выводы об эффективности взаимодействия конкретного субъекта хозяйствования с отраслевым союзом.

Второй подход - оценка получаемого эффекта от реализации уставного функционального направления работы союза в конкретном экономическом субъекте, например, за календарный (финансовый, производственный) год. При этом осуществляется суммирование отдельных экономических эффектов по каждому реализованному мероприятию.

Третий подход - расчет экономического эффекта от предоставленных отраслевым союзом услуг, включая дополнительные услуги, реализуемые в рамках дополнительно заключенных договоров между исполнительной ди-

рекцией и членом союза (например, разработка инвестиционного или инновационного проекта, стратегии развития предприятия, бизнес-плана для получения кредита и т.п.).

Каждый из подходов, естественно, может модернизироваться, конкретизироваться в зависимости от условий функционирования, специфики предприятия, определенных временных рамок, складывающейся конъюнктуры рынка и других факторов.

При первом подходе нами была предложена система показателей для сельхозтоваропроизводителей - членов отраслевого союза, а также для перерабатывающих предприятий и предприятий торговли, см. табл. 1, 2, 3.

Таблица 1.

Система показателей для сельхозтоваропроизводителей -_членов отраслевого союза_

Показатель До вступления в союз "Госле вступления в союз

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 к 2009

Объем произведенной продукции (по видам), т

Затраты всего, тыс. руб. в т.ч.

Себестоимость единицы продукции (по видам), руб./ед.прод.

Цена реализации (по видам продукции), руб.

Прибыль от сельскохозяйственной деятельности, руб.

Рентабельность, %

Таблица 2.

Система показателей для перерабатывающих предприятий -_членов отраслевого союза_

Показатель До вступления в союз "Госле вступления в союз

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 к 2009

Объем поступившей продукции от сельхозтоваропроизводителей в качестве сырья (по видам), т

Цена 1 ц поступившего сырья на переработку (по видам), руб

Произведено продукции перерабатывающим предприятием (по видам), т

Затраты на переработку сырья (по видам), тыс. руб

Себестоимость единицы продукции (по видам), руб./ед.

Цена реализации (по видам), руб./ед.

Прибыль от основной деятельности, тыс. руб.

Рентабельность, %

Таблица 3.

Система показателей для предприятий торговли -_членов отраслевого союза_

Показатель До вступления в союз "Госле вступления в союз

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 к 2009

Объем поступившей продукции от перерабатывающего предприятия (по видам), т

Цена поступившей продукции в ассортименте, руб./ед.

Продано продукции на сумму (по видам), тыс. руб.

Торговые издержки, тыс. руб.

Прибыль от основной деятельности, тыс. руб.

Рентабельность, %

По второму подходу необходимо осуществить оценку реализации того или иного мероприятия (в рамках уставной деятельности) отраслевого союза.

По каждому направлению деятельности следует рассчитать экономиче -ский эффект. В самом обобщенном виде экономический эффект от реализации того или иного мероприятия можно рассчитать по формуле (1):

Эгод = (31 - 32) * А 2, (1)

где 31 и 32 - затраты до и после внедрения мероприятия, А2 - объем внедрения.

Так, если отраслевой союз способствует, например, внедрению той или иной инновации, то можно воспользоваться формулой расчета экономического эффекта (2) от внедрения новой техники, где:

Эгод =[(С!+Ен *К!) -(С2 + Ен *К2)] * , (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где С1 и С2 - себестоимость продукции или услуг некоммерческого сектора до и после внедрения инновации или получения дополнительного капитала, руб.;

К1 и К2 - удельные капитальные вложения до и после внедрения инновации или получения дополнительного капитала, руб.;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен = 0,15);

А2 - объем внедрения (единиц).

В том случае, если член союза оплатил текущие взносы или услуги по договору с дирекцией союза, в вышеприведенной формуле, в ее правой части необходимо учесть данные дополнительных затрат, в С2 вышеприведенной формулы включаются затраты по НИОКР.

Экономическую эффективность функционирования самого отраслевого союза по привлечению дополнительных средств можно определить по формуле (3):

Эдк = -f— —- ■ 100% ^ (3)

¡=1

где 3i/k - экономическая эффективность i-ой деятельности (согласно основных функций союза) субъекта j (отраслевой союз, его структуры) по привлечению дополнительных средств за счет удовлетворения потребностей (например, проведение семинаров, консультаций, разработка бизнес-плана) заказчиков к (членов союза, других организаций, в том числе иностранных, частных лиц);

Pijk - экономическая выгода, получаемая в результате i-ой деятельности субъекта j по привлечению дополнительных средств за счет удовлетворения потребностей заказчиков к;

Eijk - затраты по i-ой деятельности субъекта j по привлечению дополнительных средств за счет удовлетворения потребностей заказчиков к.

Эффективность различного рода объединений во многом зависит от научно-обоснованного выбора и гармоничного формирования интеграционной структуры, рационального сочетания ее элементов, других факторов, влияющих на эффективный менеджмент.

Таким образом, потребность в создании отраслевых союзов и ассоциаций состоит в том, что такие структуры заметно облегчают выход их членов на рынок снабжения и рынок сбыта и что большинство из них не в состоянии это осуществить без взаимодействия партнеров, нуждающихся в аналогичных потребностях. Необходимость создания союзов подтверждается еще и тем, что экономический потенциал и другие виды (информационный, маркетинговый, лизинговый и др.) каждого из субъектов хозяйствования заметно умножаются объединением их в различного рода союзы и ассоциации. Эффективное и рациональное взаимодействие партнеров приводит к синергети-ческому эффекту.

_Литература_

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 864 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2009. - 416с.

3. Информационный буклет Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан // ГУ «Информационно-консультационная служба при МСХ РД». - Махачкала. 2010.

4. Макаренко О.В., Рудник Б.Л., Шишкин C.B., Якобсон Л.И. Государство и некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. - М., 1997. - С.48-54.

5. Межфермерская кооперация. Книга о преимуществах сотрудничества фермеров - АККОР. - М., 1996. - 24 с.

6. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики / A.A. Шутьков, В.Р. Боев, А.Ф. Серков и др.; Под ред. A.A. Шутькова. - М.: Колос, 1998. - 357 с.

7. Семин А.Н. Экономический механизм хозяйствования в АПК. - Екатеринбург, Изд-во Урал, ГСХА, 2001. - 346 с.

8. Фролов В.И., Старченко В.М., Родионова O.A., Семенов П.И., Аршинова П.А. Рекомендации по организации отраслевых союзов в АПК. - М.: Типография Россельхозакадемии, 2004. - 49 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.