АЛИЕВА Т.А.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СОЮЗОВ В АПК
В статье исследованы пути совершенствования взаимоотношений между партнерами в отраслевых союзах АПК. Доказано, что потребность в создании отраслевых союзов состоит и в том, что такие структуры заметно облегчают выход их членов на рынок снабжения и рынок сбыта и что большинство из них не в состоянии это осуществить без взаимодействия партнеров, нуждающихся в аналогичных потребностях. Необходимость создания союзов подтверждается и тем, что экономический потенциал и другие виды (информационный, маркетинговый, лизинговый и др.) каждого из субъектов хозяйствования заметно умножаются объединением их в различного рода союзы и ассоциации. Эффективное и рациональное взаимодействие партнеров приводит к синергетическому эффекту.
ALIEVA
WAYS OF THE IMPROVEMENT TO EFFICIENCY OF THE OPERATION BRANCH ALLIANCE IN AIK
In article explored ways improvements of the relations between partner in branch alliance AIK. It Is Proved that need for creation branch alliance consists and in that that such structures for-mark relieve output of their members on the market of the provision and the sales market, and that majority of them unable this realize without interaction partner, needing for similar need. Need of the creation alliance is confirmed and that that economic potential and the other types (information, marketing, leasing and others) each of subject of the management noticeably multiply the association them in once-personal sort alliances and associations. Efficient and rational interaction partner brings about synergy effect.
Ключевые слова: АПК, отраслевые союзы и ассоциации, декларация цели, распределение прибыли, синергетический эффект.
Keywords: agriculture, industry unions and associations, the declaration of purpose, profit distribution, synergies
Для объединения участников продуктовых подкомплексов регионального АПК и долговременного сотрудничества по широкому спектру производственных проблем рекомендуется создавать союзы, которые, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, могут называться ассоциациями, советами, содружеством и т.п. Эти формирования являются договорными объединениями предприятий и организаций, создаваемыми для совместного выполнения производственно-хозяйственных функций и координации общей деятельности. Они относятся к одной из самых
«мягких» форм объединений, минимально ограничивающих действия входящих в них членов,
Отличие союзов от старых государственных систем подобного вида в независимости юридической, экономической, правовой. Но главное, что в основные функции различных союзов входит лоббирование государственных структур для достижения своих основных целей и интересов своих членов.
Особенностью союзов и их преимуществом является то, что из всех видов формирований союзы - наиболее неформальные объединения, создаваемые своими членами с определенной целью или несколькими целями.
Объединение субъектов хозяйствования в союз способствует улучшению:
❖ методов работы;
❖ эффективности использования рабочего персонала;
❖ качества продукции и сервиса;
❖ удовлетворения нужд членов организации;
❖ интенсивности производства;
❖ качества различных видов надзора;
❖ качества принятых решений.
Основные принципы функционирования союзов следующие:
1. Только члены конкретного союза могут определить цели и задачи союза.
2. При определении цели союза необходимо прежде всего выделить долгосрочные цели, обеспечивающие жизнеспособность союза. Затем, на втором этапе, определяются цели ближайших лет, и лишь на третьем этапе устанавливаются цели следующего года.
Практика подтверждает, что успеху союза способствует разработка Декларации цели. Этот документ соответствует определенному конкретному периоду времени. И он пересматривается по мере соответствия поставленных целей действующим условиям существования союза. Следовательно, начальным документом, который соответствует Договору о намерениях, может заменять его или создаваться вместе с ним, является Декларация цели.
Кроме Декларации цели создания союза для привлечения новых членов в союзы, необходимо подготовить информационный пакет, который включает:
❖ письмо-обращение (письмо должно иметь обязательно личностный характер, учитывающий конкретного адресата);
❖ список руководителей и контактных лиц союза;
❖ перечень предоставляемых услуг и другой информации, которая может заинтересовать адресата;
❖ условия и порядок вступления в союз;
❖ образец заявления на вступление;
❖ настоятельная просьба выступить с предложением конкретных идей и возможных конкретных результатов от вступления для потенциального члена союза;
❖ частичный список членов, вступивших в союз и имеющих хорошую
репутацию в данном регионе или районе.
3. Главной задачей союза будет та, которую необходимо решать для достижения поставленных целей.
4. При создании союза рекомендуется использовать один из двух вариантов уплаты членских взносов в этот союз. По первому варианту членские взносы должны быть установлены на таком уровне, чтобы каждый потенциальный член мог их уплатить. И в то же время нужно устанавливать такой размер членского взноса, чтобы не менять его в течение довольно длительного периода, например, одного года, а лучше - нескольких лет. Этот факт можно будет использовать в дальнейшем как достоинство союза, результат его эффективности.
Второй вариант определения размера членского взноса - это установление какого-либо размера минимального фиксированного членского взноса, который может быть уплачен самым «бедным» членом союза без особого ущерба для своей деятельности, а все остальные услуги, оказываемые союзом, должны оплачиваться дополнительно. При этом необходимо определить перечень тех услуг, которые обеспечиваются каждому члену союза за счет внесения им фиксированного взноса. Возможен и такой подход, когда за счет фиксированного членского взноса оплачиваются расходы союза по содержанию штата исполнителей, аренды помещения, коммунальные услуги, а все остальные расходы оплачиваются в зависимости от их востребованности членами союза, то есть дополнительными членскими взносами.
При формировании регионального продуктового союза следует учитывать, что Гражданским Кодексом (ГК) определены основные законодательные положения создания, функционирования и ликвидации союзов. В частности, установлено (ст. 48 ГК), что союзы относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Законом допускается (ст. 50 ГК) создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме союзов. Установлено, что в форме союзов могут создаваться юридические лица, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между собой, то есть являющиеся некоммерческими организациями [1].
В соответствии с законодательством объединения в форме союзов, являющихся некоммерческими организациями, могут создавать (ст. 121 ГК) по договору между собой коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Учредительными документами союза являются Учредительный договор, подписанный его членами, и утвержденный ими Устав (ст. 122 ГК) [1].
Учредительные документы союза должны содержать следующие сведения:
❖ предмет и цели деятельности юридического лица;
❖ состав и компетенция органов управления союзом;
❖ порядок принятия союзом решений;
❖ порядок распределения имущества союза.
Формирование учредительных документов союза и его рабочих органов следует производить с учетом основных принципов функционирования союзов. При этом целесообразно учитывать опыт работы многочисленных союзов, имеющихся в АПК России.
Опыт подтверждает, что союзы развиваются эффективно, если:
❖ союз поддерживается государственными структурами;
❖ члены союза находятся в атмосфере доверия и склонны к сотрудничеству;
❖ решения принимаются коллегиально;
❖ лидеры союза несут на себе такие же обязанности, как и остальные участники;
❖ лидеры меняются через определенный период времени;
❖ Устав и Правила, в соответствии с которыми координирует свои действия союз, постоянно корректируются и справедливы ко всем членам союза;
❖ члены союза поощряются в зависимости от вклада, внесенного в работу союза.
Партнеры по интеграционному объединению (союзу) сориентированы на достижение следующих целей: решение проблемы эквивалентности обмена; достижение согласованности интересов; обеспечение пропорциональности и ритмичности совместного производства.
Что касается действия экономического механизма при формировании производственного потенциала агрообъединения, то можно сделать следующие выводы и внести предложения:
1. Использование различных элементов экономического механизма для обеспечения производственного процесса зависит от целей и задач интеграции, экономического состояния и условий взаимодействия партнеров, в качестве которых выступают не только предприятия АПК, но и государственные структуры, промышленность, зарубежные фирмы.
2. Важнейшими элементами экономического механизма, обеспечивающими производственный процесс в агрообъединении, являются акционирование, кредитование, авансирование, аренда. Их взаимное сочетание и условия использования образуют экономический механизм взаимодействия при формировании производственного потенциала.
3. Интеграционный процесс дал развитие арендным отношениям в агропромышленном производстве. Объектом аренды становятся земельные площади, производственные помещения, сельскохозяйственная техника и целые предприятия. Арендные отношения позволяют партнерам по интеграции увеличить мощность производственного потенциала, включить в хозяйственный оборот неэффективно используемые основные средства обанкротившихся предприятий.
4. Предоставление льготных (беспроцентных), товарных или долгосрочных кредитов под обеспечение партнеров по интеграции - это огромный стимул для проведения модернизации технологического процесса, для заме-
ны устаревшего оборудования, для пополнения оборотных средств и оживления производства. Кредитование не только обеспечивает выполнение производственной программы, но и укрепляет связи между партнерами, ставит эти связи на коммерческую основу.
5. Разновидностью беспроцентного кредита является аванс. Авансирование производства - это гарантия поступления сырья на переработку в нужном объеме и в установленные сроки. Аванс закрепляет договорные отношения между партнерами, дает толчок развитию производства и обеспечивает получение средств в период, когда они особенно нужны.
6. Решающим для формирования экономического механизма взаимодействия предприятия-интегратора с партнерами является использование акционирования, которое проявляется в различных соотношениях количества акций у субъектов хозяйствования: контрольный пакет акций у одного субъекта хозяйствования (или у другого), равные доли акций у всех партнеров или перекрестное акционирование. По мере укрепления экономики агрообъ-единения действия акционеров, их влияние на производственную тактику и стратегию бизнеса усиливаются. Следовательно, повышается роль акции как основного элемента экономического механизма взаимодействия партнеров на формирование производственного потенциала агрообъединения.
7. Особое влияние оказывает на экономический механизм взаимодействия участие в нем государства. Государственные структуры, выкупая контрольные пакеты акций, являются источниками инвестиций, они выступают гарантами при кредитовании или руководителями агрообъединения при доверительном управлении. Через государственные структуры осуществляется лизинговое снабжение техникой интегрированных формирований.
Методическая основа, на которой осуществляется построение механизма ценообразования в интегрированном агроформировании, должна предусматривать:
❖ создание сбалансированной системы закупочных, оптовых, розничных и внутренних расчетных цен, обеспечивающей межотраслевой эквивалентный обмен;
❖ определение устойчивых и равновыгодных условий для расширенного воспроизводства на всех стадиях выработки конечного продукта;
❖ обеспечение экономической обоснованности всех видов цен и усиление их стимулирующей роли в производстве конкурентоспособной продукции высокого качества;
❖ рациональное сочетание свободного ценообразования, приспособленного к платежеспособному спросу, с государственным механизмом регулирования цен.
При создании сбалансированной системы закупочных, розничных и внутренних цен агрообъединения, как правило, руководствуются следующими принципами:
❖ на всех стадиях формирования цена (закупочная, оптовая, розничная) должна отражать общественно-необходимые затраты, то есть в
расчет цены включаются не фактически сложившиеся затраты, а нормативные или среднесложившиеся в данном районе или регионе;
❖ цена должна отражать интересы всех интегрирующих сторон, при этом она должна обеспечивать равную прибыль всем участникам интеграции;
❖ цена должна способствовать достижению такого уровня рентабельности, который обеспечивает процесс расширенного воспроизводства;
❖ уровень цены должен учитывать платежеспособность основных потребителей конечной продукции.
Функционирование интегрированных агроформирований сопровождается построением системы цен на сельскохозяйственное сырье, производственные услуги и продукцию переработки, которая предполагает учет следующих факторов:
❖ общественно необходимый объем и ассортимент продукции;
❖ территориальные и отраслевые различия в темпах воспроизводства и нормах рентабельности, обеспечивающих эти темпы;
❖ оптимальность пропорций между накоплением и потреблением;
❖ обеспечение максимальной эффективности производства при имеющихся ресурсах.
При учете перечисленных факторов устанавливаются различные виды цен, наиболее распространенными из них являются три вида формирования цен:
❖ первый исходит из цены производства, то есть из затрат на него и реализацию продукции, нормативной рентабельности;
❖ второй учитывает как уровень издержек, так и спрос на продукцию, когда на основе установленной цены определяется необходимый объем продаж, обеспечивающий безубыточное производство;
❖ третий ориентирован на цены конкурентов, которые могут быть равны или ниже фактического уровня себестоимости.
Что касается механизма распределения результатов совместной деятельности, то методику распределения конечных результатов рассмотрим на примере интегрированного объединения, которое может быть создано на базе молочного завода. Основные элементы этой методики:
1. Установлено, что результаты совместной деятельности партнеров по интеграции формируются за счет выручки от реализации молочной продукции, произведенной путем переработки молока сдаваемого молочному заводу сельхозтоваропроизводителями. Сдаваемое членами агрообъединения молоко и продукция, произведенная из этого молока, и реализуемая предприятиями торговли, учитываются на молочном заводе и по предприятиям торговли отдельно.
2. Суммарная выручка от реализации отдельно учитываемой продукции по каждому субъекту хозяйствования составляет выручку интегрирован-
ного формирования. Сумма этой выручки включает выручку сельхозтоваропроизводителей - участников объединения, поставляющих молоко для переработки на молочном заводе; выручку молочного завода за переработку этого молока (без затрат на сырье) и выручку предприятий торговли за реализацию полученной из него молочной продукции. Из выручки, полученной от реализации продукции (с исключением из нее налога на добавленную стоимость), вычитается прогнозируемая прибыль, рассчитываемая с применением нормативной (прогнозируемой) совокупной рентабельности производства молока, его переработки и реализации. Общая сумма выручки за вычетом прогнозируемой прибыли распределяется между сельхозтоваропроизводителями, молочным заводом, предприятиями торговли по установленным коэффициентам (нормативам).
3. Коэффициенты (нормативы) для распределения выручки за вычетом прогнозируемой прибыли устанавливаются в соответствии с долей участников агрообъединения каждого профиля в совокупных затратах на производство молока, его переработку и реализацию молочной продукции. Доля в совокупных затратах участников определяется на основе нормативной (прогнозируемой) себестоимости производства молока и реализации молочной продукции в расчете на 1 ц поставляемого молока для принятого уровня технологии и глубины переработки молока.
4. При значительном изменении ассортимента молочной продукции и связанных с этим затрат на переработку и, соответственно, доли предприятий разной специализации в совокупных затратах нормативы корректируются. Нормативы могут быть откорректированы также при изменении других факторов, влияющих на их размер.
5. Распределение суммы выручки за вычетом прибыли, приходящейся на долю участвующих в интеграции сельхозтоваропроизводителей - поставщиков молока, между отдельными участниками производится, исходя из фактических поставок молока за расчетный период с учетом его качественных показателей, а также прогнозируемого отношения полной себестоимости 1 ц молока к средней по всем участникам. Распределение выручки за вычетом прибыли между участниками производится поэтапно. На первом этапе определяется условный (расчетный) объем поставок молока, откорректированный с учетом прогнозируемого уровня себестоимости 1 кг продукции. На втором этапе распределяется выручка между участниками. По товаропроизводителям размер выплат определяется с учетом доли выручки, отчисляемой в расчете на 1 т условного объема поставок молока.
6. Из выручки от реализации молочной продукции за вычетом выплаченных участникам сумм отчислений (по установленным нормативам) формируется прибыль интегрированного агроформирования. Путем вычитания из суммы прогнозируемой прибыли расчетных сумм прибыли, выплат в бюджет и отчислений по установленным нормативам в централизованные фонды определяется расчетная сумма прибыли, остающаяся в распоряжении участников интеграции, В качестве критерия для распределения прибыли между участниками используется доля предприятий разного профиля в сово-
купных затратах труда на производство молока, его переработку, реализацию молочной продукции и управление агрохолдингом в расчете на 1 ц поставляемого в рамках межотраслевых связей молока для принятого уровня глубины его переработки.
7. С использованием установленных нормативов отчислений по предприятиям-участникам расчетный суммарный фонд потребления участников интеграции перераспределяется между ними. С учетом откорректированных на основе перераспределения сумм составляющих фонды потребления предприятий-участников и отчислений в централизованные фонды агрохолдинга, определяется сумма остающейся в распоряжении участников агроформиро-вания прибыли. Распределение этой прибыли между участниками производится на основе нормативов (коэффициентов), определенных с учетом фактически сложившихся условий хозяйствования в данном интегрированном формировании:
сельхозтоваропроизводители - 0,38;
молочный завод - 0,42;
предприятия торговли - 0,12;
управление агрообъединением - 0,08.
С изменением условий, определяющих размер этих нормативов (общая сумма прибыли, доля в совокупных затратах и т.д.) производится их корректировка.
8. При определении суммы прибыли, рассчитываемой с использованием установленного для сельхозтоваропроизводителей в целом норматива отчислений от прибыли интегрированного агроформирования (0>38), вначале определяется общая сумма прибыли, подлежащая распределению, которая затем делится между участниками-поставщиками молока пропорционально долям сумм, начисленным им за расчетный период от выручки агрообъеди-нения за вычетом прибыли.
Вышеприведенные рекомендации, на наш взгляд, должны быть полезными при создании эффективного экономического механизма, который будет способствовать развитию и совершенствованию взаимоотношений между партерами по объединению.
Приступая к формированию объединения юридических лиц в форме ассоциации или союза, следует руководствоваться комментариями к ст. 121 части I ГК РФ, в которых рекомендуется применять термин «ассоциация» в тех случаях, когда доминирующим признаком является однотипный состав участников. Например, ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств или ассоциация отраслевых союзов. Что касается союзов, то такие объединения формируются, как правило, с учетом общности целей партнеров по интеграции. Речь идет об интеграции разнородных субъектов (сельхозтоваропроизводители, предприятия перерабатывающей промышленности, агросервиса, торговли и др.) [1].
Важным моментом при обосновании решения о составе учредителей и участников союза является этапность в оценке состояния предприятий, организаций и учреждений - будущих партнеров союза (или ассоциации). Созда-
телям союза необходимо иметь развернутую характеристику каждого из предполагаемых участников, в которой определена принадлежность к конкретной отрасли или сфере деятельности, размер, специализация и концентрация производства, общее финансовое и экономическое состояние. После изучения характеристики проводится детальный анализ и оценка как производственной деятельности, так и финансового состояния будущего партнера с точки зрения возможности и заинтересованности в работе союза. Уточняется, какие именно функции сможет успешно выполнять каждый из будущих партнеров и есть ли для этого соответствующие предпосылки и условия.
Что касается функций, то следует заметить, что из множества основных функций, к сожалению, на практике реализуется лишь три-четыре. Выполнение каждой из функций предполагает проведение целого ряда конкретных мероприятий и работ. Отраслевой союз обречен на развал, если выполнением уставных требований и функций будет заниматься только исполнительная дирекция. Столь малочисленный штат дирекции не в состоянии реализовать многоаспектные мероприятия и многочисленные виды работ, направленные на выполнение основных взаимосвязанных функций.
При варианте, когда создается исполнительный орган с наемным персоналом для решения уставных задач и вопросов, рекомендуется часть его функций передать специалистам регионального (республиканского, районного) государственного органа управления АПК. Для этого наиболее опытных и авторитетных работников управленческих структур зачисляют по совместительству в штат исполнительного органа отраслевого союза. Это связано с тем, что, обладая определенным опытом и современными знаниями, владея информацией и состоянием конъюнктуры потребительского рынка, они смогут наиболее активно и компетентно содействовать решению задач, стоящих перед отраслевым союзом.
Практика показывает, что при малом числе участников союз может вообще не иметь управленческого подразделения. Участники в этом случае будут действовать, руководствуясь исключительно условиями учредительного договора. В данном варианте может быть предусмотрен только представительный выборный орган (типа полномочных представителей участников) [2].
Рекомендуем подбор партнеров отраслевых союзов и ассоциаций проводить на конкурсной основе. Заявка об участии в конкурсе направляется в адрес организаторов союза по почте или в электронном виде. Пакет документов включает специальную анкету будущего участника, а также формы годовой бухгалтерской отчетности.
В настоящее время подбору участников отраслевого союза практически не уделяется должного внимания, существует, своего рода, «заявитель-ская» форма участия в объединении. Формально установленное членство в союзе, как правило, заканчивается тем, что такое объединение либо функционирует крайне неэффективно, либо не действует вообще.
Следует помнить, что практически все функции союза или, по крайней мере, их абсолютное большинство, работают на эффект совместно, и исклю-
чение из деятельности хотя бы одной из них неизбежно отрицательно скажется на общих результатах работы интеграционной структуры. Цель организации союза (ассоциации) состоит и в получении синергетического (умноженного) эффекта за счет объединения различного рода потенциалов его участников [2].
Между партнерами отраслевого союза должны заключаться специальные соглашения об определенном и взаимоприемлемом ограничении производственной и коммерческой самостоятельности во взаимоотношениях друг с другом. Такие соглашения могут предусматривать установление специальных квот для участников однородной конечной продукции; сегментацию рынка конечной продукции, выделение определенных зон сбытовой деятельности; регулирование внутренних ценовых, ассортиментных, ресурсных и других пропорций; создание общего резервного фонда, а при необходимости других централизованных фондов; введение материальной ответственности каждого участника за невыполнение взятых на себя обязательств с внесением штрафа в резервный фонд. Региональная практика показывает, что ценовые соглашения между партнерами постоянно нарушаются, особенно на овощную продукцию и картофель. Это связано еще и с тем, что соглашения и учредительные договоры не предусматривают штрафные санкции.
При исполнительных органах союза (ассоциации) рекомендуется создавать центры мониторинга, маркетинговые центры, центры внедрения инноваций. В агропромышленных объединениях союзного типа, на наш взгляд, необходимо создавать экономические центры, которые осуществляют разработку и доведение стимулирующих экономических нормативов до предприятий-участников (цены на закупаемые и реализуемые товары и услуги по всей продуктовой цепочки); совместно с банком - кредитование организаций и предприятий; изучение и рекомендации союзу в поиске инвесторов и размещении инвестиций; организацию аукционов по продаже основных средств обанкротившихся членов союза.
Последовательное и полное выполнение предложенных рекомендаций будет способствовать, на наш взгляд, повышению эффективности функционирования отраслевых союзов, в первую очередь и в конечном итоге гармоничному развитию основных сфер агропромышленного комплекса в целом.
_Литература_
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2009. - 416с.
2. Привалов Н.Г. Экономика некоммерческого сектора / Под науч. ред. А.Н.
Семина. - Екатеринбург. Изд-во Урал. ГСХА, 2004. - 344с.