Экономика
Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 3. Как можно увидеть из табл. 3, наиболее удобные для малого хозяйствующего субъекта условия представляет компании Вгосо и Finmarket. Малое предприятие при применении таких инструментов получает следующие преимущества:
• маленький шаг,
• небольшая стоимость шага,
• небольшой объем фьючерса и опциона.
Предлагая небольшие объемы фьючерса и опциона, такие компании делают финансовые инструменты страхования валютных убытков доступными для малого бизнеса и физических лиц, которые
подвергаются валютным рискам в не меньшей степени, чем крупный бизнес. Таким образом, для малого бизнеса и физических лиц оптимальными из существующих инструментов являются инструменты компаний Broco и Finmarket.
В то же время мы выявили, что RTS является самым популярным посредником при заключении опционных контрактов крупными экспортерами и импортерами. Инструмент RTS предлагает следующие преимущества для крупного бизнеса:
• при заключении такого контракта потребовать его исполнение можно в любой день его срока действия;
• значительный объем фьючерса
(опциона).
Значительные суммы валюты, приобретаемые или продаваемые в рамках опциона или фьючерса RTS, их мобильность (возможность исполнения в любой день) делает инструменты RTS наиболее привлекательным для крупного бизнеса.
Применение разработанного механизма минимизации рисков хозяйствующего субъекта от изменения валютного курса позволит предприятиям, подверженным валютным рискам, извлечь ряд выгод, а именно:
• снизить затраты;
• увеличить выручку;
• уменьшить риски при осуществлении международной торговли и в результате нарастить объемы торговли.
Литература
1. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. М. : Юпитер, 2003.
2. Непп А. Н., Пономарева Е. С. Модель прогнозирования валютного курса.// Вестник УГТУ-УПИ. 2010. № 5.
3. Непп А. Н., Пономарева Е. С. Валютные риски: прогнозирование и минимизация убытков // Проблемы анализа рисков. 2010 № 1.
4. Шитенков Р. В. Методы оценки и управления финансовыми рисками : дис. ... канд. экон. наук, 2002.
5. Официальный сайт компании Финмаркет. URL: www.finmarket.ru.
6. Официальный сайт Российской торговой системы. URL: www.rts.ru.
7. Официальный сайт системы FOREX. URL: www.forex.com.
8. Официальный сайт компании Вгосо. URL: www.brocompany.ru.
механизм и основные направления взаимодействия отраслевых союзов и органов государственного УПРАВЛЕНИЯ АПК
А. в. ПЕСТОВ, аспирант, Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел. (З) 912-262-65-17; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: отраслевые союзы, гармонизация взаимоотношений, интегрированные структуры, финансовая поддержка партнеров, эффективность функционирования.
Keywords: the branch unions, harmonisation of the mutual relations, the integrated structures, financial support of partners, efficiency of functioning.
Первые союзы товаропроизводителей появились в России на заре XX столетия и назывались они «крестьянские сельскохозяйственные общества». Одно из первых таких сельскохозяйственных обществ было создано группой крестьян 1 сентября 1900 г. в селе Пиштанах Яранского уезда Вятской губернии. Общество решало ряд тактических и стратегических задач, а также ему предоставлялись определенные права:
— совместно обсуждать и выяснять на собраниях хозяйственные нужды и потребности участников общества;
— распространять знания по сельскому хозяйству, устраивая с этой целью библиотеки, публичные чтения (конференции), хозяйственные училища;
— изыскивать способы правильного ведения хозяйства, создавая для этого опытные поля, образцовые сады и питомники, распространяя усовершенствованные земледельческие машины и орудия;
— давать советы и разъяснения (в современной трактовке — осуществлять консультационную деятельность);
— принимать посредничество по
снабжению местных жителей средствами производства;
— оказывать помощь в сбыте сельскохозяйственной продукции.
Такие сельскохозяйственные общества можно считать прототипами современных отраслевых союзов и ассоциаций. Изучение исторического опыта, как известно, весьма полезно для совершенствования действующих в АПК структур союзного типа, а также недопущения характерных ошибок хозяйственного, организационного и правового характера.
Создание союзов и ассоциаций в их современном понимании активизировалось в период рыночных реформ начала и середины 90-х гг., и этот процесс развивается по сей день. В настоящее время в Российской Федерации практически в каждом ее субъекте в сфере АПК функционирует от трех до десяти отраслевых союзов и ассоциаций. В ряде из них идет еще только становление, а часть организаций союзного типа по своей сути, к сожалению, не отвечают своему предназначению, не в полной мере выполняют уставные требования.
Ряд союзов (российского уровня) активно взаимодействует с Минсельхозом России по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Среди 47 отраслевых союзов, заключивших такие соглашения с Минсельхозом России: Российский зерновой союз, Мясной союз России, Национальная ассоциация поставщиков, производителей и потребителей мяса и мясопродуктов, Российский птицеводческий союз, Союз животноводов России, Союз оптовых продовольственных рынков России, Российский союз мукомольных и крупяных предприятий и др. Одним словом, это ведущие союзы, которые проводят активную аграрную политику, выполняют свои защитные функции по отношению к субъектам отрасли, положительно влияют на функционирование отечественного продовольственного рынка.
Каковы же побудительные мотивы объединения в союзы и ассоциации? Как правило, субъекты хозяйствования начинают
Экономика
объединяться в кризисные периоды.
Вот и в АПК дестабилизирующие (кризисные) процессы вызвали необходимость поиска новых организационно-экономических механизмов, позволяющих не только стабилизировать и восстановить прежний уровень агропроизводства, но и добиться его эффективного роста на основе инновационно-интеграционных подходов. Среди таких подходов можно выделить развитие вертикально интегрированных структур союзного типа.
На дестабилизирующие вызовы внешней среды с учетом преимуществ кооперации и агропромышленной интеграции хозяйствующие субъекты агропромышленного комплекса отвечают объединением в различные союзы и ассоциации. Сельхозтоваропроизводители сознательно участвуют в такой форме интеграции, т. к. членство в отраслевых союзах облегчает выход на потребительский рынок, рынки материально-технических ресурсов, сельскохозяйственный и агропродовольствен-ный рынки, позволяет выстраивать партнерские отношения в качестве самостоятельных юридических лиц, являясь полноправными партнерами агропромышленного формирования союзного типа.
Что же стоит понимать под отраслевыми союзами (ассоциациями)? Наши наблюдения за разными отраслевыми союзами в Уральском федеральном округе позволили подметить одну особенность — союзы практически имеют однотипное название с продуктовыми подкомплексами АПК и объединяют их хозяйствующие субъекты (Зерновой союз, Молочный союз, Мясной союз и т. п.). С учетом изучения отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, а также методологической посылки о том, что интеграционные процессы в АПК будут усиливаться, нам удалось сформулировать в отраслевом аспекте понятие «отраслевой союз продуктового подкомплекса». Под ним мы понимаем некоммерческую интегрированную структуру, объединившую юридических лиц того или иного продуктового подкомплекса, которая характеризуется иерархичностью и формируется по территориально-отраслевому принципу, действуя в интересах своих членов, реализуя при этом наряду с защитными экономические, экологические, социальные и другие функции. Причем главным существенным признаком союза (ассоциации) должно являться то, что он представляет не менее двух третей производителей того или иного вида продукции. Считается, что самые консолидированные в России — это виноградари, оленеводы и пчеловоды. А вот в зерновом сегменте работает 8 союзов и ассоциаций, причем Российский зерновой союз «контролирует» 73,5 % товарного зерна, 87 % экспорта и лишь 26 % зернового производства. Значительная доля отечественного рынка — за сельхозтоваропроизводителями и переработчиками, объединившимися в Ассоциацию российских производителей крахмалопаточной продукции «Роскрахмалпатока» (95 %), Российский союз производителей соков (92 %), Союз производителей пищевых ингредиентов (90 %), Российский союз
пекарей (80 %), Российский птицеводческий союз «Росптицесоюз» (80 %), Ассоциацию «Теплицы России» (75 %), Масложировой союз России (72 %), Союз сахаропроизво-дителей России «Союзроссахар» (70 %), Ассоциацию «Пивоиндустрия» (70 %).
Отраслевые союзы (ассоциации) имеют различные видовые характеристики и, наряду с другими признаками, подразделяются по степени охвата процесса воспроизводства (производство, хранение, переработка, реализация, информационное и финансовое обслуживание и др.).
Организации союзного типа можно подразделить на 5 основных форм: внутри-российские (или отечественные); отечественные с участием зарубежных партнеров; международные; межгосударственные и транснациональные. Что касается видовых характеристик отраслевых союзов, то в системе агропромышленного комплекса можно выделить следующие классификационные признаки: ранжирование отраслевых союзов по сферам агропромышленного комплекса, по подсистемам, по продуктовым подкомплексам, по степени охвата процесса воспроизводства, по продуктовосырьевой структуре АПК, по продуктовой специализации, по масштабности и уровню организации (табл. 1).
Изучение практики функционирования союзов позволяет сделать вывод и о том, что в отдельных случаях не всегда прослеживается чистота классификационных признаков и ряд союзов не может отвечать всем семи выявленным основным критериальным признакам. Экономическое содержание и сущность отраслевых союзов, бесспорно, раскрывают и дополняют их основные функции, другими словами — предназначение.
Отраслевые союзы создаются для представления и защиты прав, законных интересов организаций — членов союза, координации их деятельности, разрешения возникающих между ними споров и конфликтов, оказания им юридической помощи, а также в целях, направленных на достижение общественных благ.
Союзы могут объединяться в ассоциации отраслевых союзов. Так, например, ассоциация отраслевых союзов АПК «АССАГРОС» была создана в 2000 г. по инициативе ряда ведущих продовольственных союзов России (Российский зерновой союз, Мясной союз России, Российский союз пекарей, Российский союз производителей соков и др.). Ее основные задачи связаны с формированием цивилизованных «правил игры» на аграрных и продовольственных рынках; повышением общественно-политической роли отраслевых союзов АПК и содействием их участию в формировании государственной политики в области агропродовольственного комплекса; развитием интегрированных структур и кооперации; выработкой рекомендаций и приоритетных направлений в области регулирования агропроизводства.
Интересен в этом отношении и опыт регионов. Так, в Свердловской области в 2004 г. была создана и успешно функционирует некоммерческая организация «Ассоциация отраслевых союзов АПК Свердловской области». В нее вошли шесть
ранее созданных союзов: Союз предприятий молочной промышленности, Мясной союз, Союз хлебопеков и мукомолов, Ассоциация «Средуралптицепром», Союз фермеров, «Уралагроцентр» — производители картофеля и овощей. Теперь ассоциация союзов, а не каждый отраслевой союз в отдельности, как это было ранее, взаимодействует с областным Министерством сельского хозяйства и продовольствия (рис. 1). В своей деятельности Ассоциация отраслевых союзов руководствуется Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (статья 16 «Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики»), Уставом, Рекомендациями Минсельхоза России и Регламентом взаимодействия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области с отраслевыми союзами, ассоциациями агропромышленного комплекса Свердловской области.
Разработанный Регламент партнерских взаимоотношений с Ассоциацией отраслевых союзов применяется в Свердловской области с марта 2008 г. и характеризуется членами ассоциации как действенный механизм организационно-экономического взаимодействия партнеров. С созданием такой структуры каждый союз в отдельности перестал лоббировать и отстаивать свои чисто отраслевые интересы в административных органах и властных структурах, а, объединив свои усилия и потенциал в лице ассоциации, организует свою работу с этими органами более рационально и целенаправленно, выдвигая научно обоснованные требования, предлагая свои разработки, в том числе и законопроекты, направленные на повышение эффективности АПК.
Важным аспектом в деятельности отраслевых союзов (ассоциаций) является поддержание эффективного функционирования партнеров по интеграции. Речь идет о внутренней и внешней эффективности союза. Под первой мы понимаем экономичность, а под внешней эффективностью — прибыльность и выгодность вступления в союз партнеров по интеграции.
Если перейти от теории вопроса к практике, то можно сказать, что, например, Свердловская Ассоциация и входящие в нее отраслевые союзы своими действиями (мерами) доказывают свою эффективность. Так, при помощи Союза предприятий молочной промышленности было достигнуто соглашение с руководителями крупных торговых сетей об ограничении торговых надбавок на молочную продукцию. Союз хлебопеков и мукомолов совместно с Ассоциацией «Средуралптицепром» договорились о единой ценовой политике в отношении фуражного зерна.
Союзом крестьянских (фермерских) хозяйств Свердловской области достигнуто соглашение со Свердловским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» о необходимости изменения методики оценки финансовохозяйственной деятельности фермеров, кредитующихся в Банке. Поскольку официальная отчетность сельхозпроизводителя не всегда отражает фактическое
Экономика
таблица 1
отраслевые союзы и ассоциации, функционирующие в системе агропромышленного комплекса (фрагмент)
Наименование некоммерческой организации Организа- ционно- правовая форма Инициаторы создания Цель создания Число членов Классификационные признаки
отрасль (продукт) степень охвата процесса воспроизводства Уровень организации
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Российский Зерновой Союз (зарегистрирован в ноябре 1994 г.) союз юридические лица — участники зернового рынка объединение усилий и координация деятельности участников зернового рынка РФ, а также представление и защита их интересов 274 юр. лица зернопроизводство производство, хранение, переработка, реализация и финансовое федераль- ный
2. Мясной союз России (октябрь 1998 г.) союз юридические лица — крупные операторы мясного рынка содействие органам государственной власти РФ по созданию и обоснованию продовольственной стратегии России, а также реализации мер приоритетного формирования и функционировали я отечественного рынка мяса и мясопродуктов, координация деятельности членов союза, представление и защита их общих интересов на внутреннем и мировом рынках 70 юр. лиц производство мяса и мясопродуктов производство, хранение, переработка, реализация федераль- ный
3. Российский Птицеводческий Союз (май 2001 г.) союз юридические лица, образующие технологическую цепочку птицеводства — от производства кормов до реализации готовой продукции содействие развитию отечественного птицеводства, защита отраслевых интересов на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, координация деятельности птицеводческих хозяйств, мобилизация финансовых ресурсов членов союза для осуществления их совместной деятельности. 240 юр. лиц, в т.ч. 28 ассоциированных членов птицеводство производство, хранение, переработка, реализация и финансовое обслуживание федераль- ный
4. Национальная Мясная Ассоциация (начало 2003 г.) ассоци- ация поставщики, производители, потребителя мяса и мясопродуктов участие в разработке и реализации государственных программ развития мясной и мясоперерабатывающей промышленности; информационноаналитическое и консультационное взаимодействие с органами государственной власти в процессе принятия решений, способствующих развитию мясной отрасли; предоставление и защита общих имущественных прав и интересов членов Ассоциации и др. 8 уч-в производство мяса и мясопродуктов поддержка предприятий по поставкам, производству, переработке мяса и мясопродуктов. федераль- ный
5. Уральский Мясной Союз (декабрь 2003 г.) союз предприятия мясной и смежных отраслей, оптовой и розничной торговли региона консолидация усилий, координация деятельности, представление и защита общих интересов участников рынка мяса и мясопродуктов 17 юр. лиц производство мяса и мясопродуктов производство, хранение, переработка, реализация межреги- ональный
6. Ассоциация «Средурал-птицепром» (август 1997 г.) ассоци- ация птицеводческие предприятия Свердловской области координация предпринимательской деятельности членов Ассоциации; представление, защита общих экономических и имущественных интересов ее членов 23 юр. лица птицеводство производство, хранение, переработка, реализация областной (реги- ональный)
7. Союз предприятий молочной промышленности Свердловской области (2001 г.) союз предприятие молочной промышленности Свердловской области содействие в развитии производства и решении задач эффективного хозяйствования; участие в разработке, реализации и контроле за выполнением областных и других программ развития отрасли; содействие техническому и финансовому сотрудничеству; защита интересов предприятий отрасли; координация политики в области социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений 44 юр. лица молочная промышленность производство, хранение, переработка, реализация областной (реги- ональный)
8. Союз сельхозто-варопроиз-водителей и переработчиков мясной продукции Свердловской области — «Мясной союз» (апрель 2003 г.) союз сельхозт овароп-роизводители мяс омолочного направления, предприятия мясной промышленности поддержка и развитие сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий, входящих в союз; представление и защита интересов его членов в федеральных и областных органах государственной власти и управления; координация политики в области социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений 21 юр. лицо производство мяса и мясопродуктов производство, хранение, переработка, реализация областной (реги- ональный)
9. Ассоциация отраслевых Союзов АПК Свердловской области (2004 г.) ассоциа- ция отраслевые союзы (ассоциации) сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций АПК Свердловской области содействие членам Союзов, входящих в Ассоциацию в развитии производства и эффективного хозяйствования; содействие государственным и иным структурам в разработке программ развития АПК и его отраслей на различных уровнях; поиск и привлечение инвесторов; содействие техническому и финансовому сотрудничеству; оказание помощи в обучении, подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров руководителей и специалистов; защита законных прав и интересов членов Союзов и др. 105 юр. лиц продуктовые подкомплексы р егионального АПК производство, хранение, переработка, реализация и финансовое обслуживание областной (реги- ональный)
10. Ассоциация «Уральский агропромышленный университетский комплекс» (2006 г.) ассоциа- ция агрообразовательные учреждения Свердловской области, опытнопроизводственные и учебные хозяйства; базовые сельскохозяйственные предприятия с высоким уровнем индустриализации повышение эффективности и качества подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса Свердловской области; проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития АПК, а также образования, науки, социальной сферы села и культуры 54 юр. лица агрообразование и наука система непрерывного сельскохозяйственного образования (воспроизводство квалифицированных кадров АПК) областной (реги- ональный)
положение дел, более целесообразной и обоснованной для целей определения состояния финансово-хозяйственной деятельности заемщика признана управленческая отчетность в сочетании с
представлением информации о фактическом положении дел.
Ассоциация отраслевых союзов АПК Свердловской области совместно с двумя областными министерствами — торговли,
питания и услуг, сельского хозяйства и продовольствия, выполняя задачу, поставленную Губернатором Свердловской области (март 2010 г.), по развитию внутреннего продовольственного рынка и
увеличению объемов производства качественных пищевых продуктов, организовали акцию «Выбирай наше местное!». Целью акции стало создание конструктивного диалога торговых сетей и производителей, поиск дополнительных ресурсов для повышения качества торгового обслуживания жителей Свердловской области.
Мониторинг свидетельствует о том, что все большее число потребителей отдает предпочтение продукции, произведенной на территории их региона, это тренд сегодняшнего дня. Основными преимуществами местных производителей являются возможность контролировать производственную цепочку и сокращение времени транспортировки конечной продукции до места реализации. Эффективность акции «Выбирай наше местное!» уже сегодня можно оценить в конкретных показателях динамики объемов производства и доли продажи продукции местного производителя в организациях торговли.
В настоящее время ценники «Выбирай наше местное!» с изображением соболя — символа Свердловской области можно увидеть более чем в 200 магазинах в 12 муниципальных образованиях. К акции подключились 5 крупных торговых сетей — «Кировский», «Звездный», «Монетка», «Ашан», «Пятерочка». Данные еженедельного мониторинга торговых сетей, организованного при участии Ассоциации отраслевых союзов АПК Свердловской области, свидетельствуют о том, что местные товары в магазинах (к апрелю 2011 г.) уже составляют более 40 % от общих объемов. Акцентируя с помощью оригинальных ценников внимание покупателей, в области организовали своеобразную выставку местной продукции.
Однако союзы (ассоциации) могут функционировать еще более эффективно, если реализовать ряд конкретных обоснованных предложений: необходима ревизия отраслевых союзов и создание единого федерального реестра; требуется принятие закона «Об отраслевых объединениях в сфере сельского хозяйства»; назрела необходимость расширения прав союзов и ассоциаций в части определения приоритетных направлений развития аграрной сферы экономики и выделения бюджетных средств на поддержку отечественного агропроизводства; учитывая тот факт, что в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции в настоящее время на долю ЛПХ приходится по отдельным ее видам значительная часть, необходимо внести в действующее законодательство, не позволяющее вступать в союзы физическим лицам, соответствующие изменения, которые позволят владельцам ЛПХ участвовать в
Экономика
Внешняя среда
у г 1
Генеральное
Закон «О развитии
Сфера
взаимодействия:
Участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, целевых программ и иных документов.
Участие в консультационных и координационных органах. Участие в принятии
управленческих решений по формированию государственной аграрной политики.
Участие в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и международного опыта в сфере развития сельского хозяйства. Разработка рекомендаций для органов государственной власти. Предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной аграрной политики.
Другие (иные) формы участия в формировании государственной аграрной политики
Генеральное
Внешняя среда
Закон «О развитии сельского
І І
рисунок 1
Принципиальная модель взаимодействия Ассоциации отраслевых союзов и регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия (мсхиП)
деятельности отраслевых союзов в качестве равноправных партнеров; отраслевым союзам и ассоциациям необходимо в каждом субъекте Российской Федерации заключить Генеральные Соглашения о развитии АПК и разработать регламенты взаимодействия с региональными органами управления АПК в сфере решения проблем выработки единой государственной политики; в условиях модернизации
агропроизводства и инновационного развития базовых отраслей агропромышленного комплекса необходимо шире использовать зарубежный опыт в части создания научно-исследовательских центров при отраслевых союзах, участия союзов в образовательно-научнопроизводственных комплексах и технопарках.
1
2
3
4
5
6
7
Литература
1. Сёмин А. Н., Тверитинов Г В., Чемезов А. С., Лысенко Ю. В., Визнер В. В. Отраслевые союзы АПК. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2007. 288 с.
2. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2006. 960 с.
3. Овчинникова Н. Е. Зарубежный и отечественный опыт формирования и функционирования некоммерческих организаций: союзы и ассоциации. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2004. 74 с.