Научная статья на тему 'Современный университет на Севере и Наука'

Современный университет на Севере и Наука Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный университет на Севере и Наука»

38

Высшее образование в России • № 5, 2007

состоянии постоянного поиска и стремления к позитивным изменениям в образовательном процессе.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г.

№ 803 «Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 годы».

2. Приказ № 40 Минобрнауки РФ «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» от 15 февраля 2005 г.

В. ГОЛДИН, профессор, проректор

Г'лубокое и всестороннее раскрытие этой темы предполагает анализ широкого спектра проблем. В настоящей статье будет рассмотрено главным образом развитие научных исследований в вузе и их воздействие на изменение имиджа Поморского университета в стране и за рубежом и на укрепление позитивных тенденций в развитии региона, в котором он находится и действует, в соответствии с императивами XXI века.

Научно-исследовательская деятельность в университете ведется по 19 основным направлениям 15 отраслей науки. Большинство из этих направлений носит междисциплинарный характер и возглавляется авторитетными учеными, докторами наук. Зазвучавший в мировой политике последней четверти минувшего столетия мотив о том, что XXI век станет веком Арктики, потребовал от государственных мужей и ученых разных стран, как расположенныхв северных широтах, так и удаленных от них, усиленного внимания к северной проблематике. Появились Северный форум, Арктический совет, Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР), Ассоциация циркумполярных университетов, северные побратимские транснациональные ассоциации областей и городов и ряд других

Современный

университет

на Севере и наука*

структур и объединений для целенаправленной деятельности на Севере. Возникло Северное измерение политики Евросоюза. Все происходившее потребовало повышения эффективности северной политики России, что, в свою очередь, должно было строиться на научныхзнаниях.

Североведение - не в узкорегиональном, а в планетарном смысле этого слова - носит интегрирующий характер в системе научных исследований Поморского университета: 8 из 19 разрабатываемых основных научных направлений специально посвящены этой тематике. Комплексное исследование Севера в неразрывном единстве его исторического прошлого и настоящего, изучение гуманитарных, социальных и естественно-научных проблем, имеющих региональное, общегосударственное, а нередко и континентальное (межконтинентальное) и мировое значение, позволяет заглянуть в завтрашний день, предложить оптимальные варианты решения существующих острых вопросов, выработать сценарии и стратегии развития, что представляется весьма значимым и актуальным.

Все начинается с глубокого понимания истории, «генетики» северной культуры,

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Архангельской области в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследование феномена регионального классического университета как центра образования, науки и культуры в современных условиях инновационного развития и модернизации (на примере Европейского Севера России)».

Юбилей

39

социокультурной динамики, соединяющей воедино прошлое и настоящее. Старейшей и одной из самых плодотворных в научном отношении исследовательской программой нашего вуза является «История и культура Европейского Севера с древнейших времен до наших дней». Она объединяеттвор-ческие усилия представителей разных гу-манитарныхи социальных наук. Ежегодно выходят в свет 15-20 книг по этой тематике, ряд из них носит действительно перво-проходческий, прорывной характер. Ведется большая археографическая деятельность, активно разрабатывается и расширяется источниковая база, издаются полезные учебные издания [1]. Важным направлением научно-исследовательской деятельности, носящей комплексный характер и имеющей важное практическое значение (в том числе для развития туризма), является работа ученых вуза с Соловецким государственным музеем-заповедником, Национальным парком «Кенозерский», Архангельским государственным музеем деревянного зодчества «Малые Карелы» и др.

В 2001 г. в университете сложилось междисциплинарное научное направление по северной регионологии, занимающееся современными проблемами и перспективами развития северных территорий. В 2005 г. вышла в свет обобщающая монография творческого коллектива, систематизировавшая и представившая его научные взгляды [2]. Была разработана концепция экологической политики Архангельской области на 2002-2010 гг. В 2006 г. в структуре ПГУ был создан Институт северных территорий. Ученые приняли активное участие в разработке Кон-

цепции стратегии развития Архангельской области до 2020 г. С 2006 г. начата реализация проекта (до 2012 г.) «Образ жизни, менталитет северных этносов: XXI век».

Компаративистика, сравнение исторической динамики и современных процессов развития стран и регионов на Европейском Севере, изучение геополитических проблем, международных отношений является характерной чертой северных исследований. Ведется активный научный диалог с зарубежными коллегами. Одним из междисциплинарных проектов, осуществляемых учеными северных университетов России, Швеции, Норвегии и Финляндии с 2003 г., является «Модернизационный процесс в Баренцевом регионе », охватывающий период с XIX в. по настоящее время. Проведены три большие научные конференции с изданием материалов [3]. Конечным результатом видится подготовка учебника по истории и/ или энциклопедии БЕАР.

В начале 2006 г. по инициативе Норвегии был создан Баренц-институт в Киркенесе, призванный стать новым важным центром научных исследований в Баренцевом регионе. Представлен проект программы изучения приграничных территорий и кросс-граничных исследований в БЕАР (ЬоЫего1о§у), охватывающих широкий круг экологических, энергетических, социогуманитарных и естественно-научных проблем. ПГУ внес

40

Высшее образование в России • № 5, 2007

свои предложения для возможного участия в каждой из программ Баренц-института: 1) нефть, инфраструктура и социальная трансформация; 2) региональное строительство и трансграничное сотрудничество; 3) кросс-граничный бизнес и торговля.

В Поморском университете развернулась подготовка к проведению в сентябре 2008 г. в Архангельске высшего форума скандинавистов - XVI Конференции по изучению Скандинавских стран и Финляндии. Это третий подобный форум, который будет проводиться на базе ПГУ и соберет ведущих российских и зарубежных специалистов (а возможно, политиков и послов указанных стран в России).

Развитию международного сотрудничества на Севере России в условиях глобализации была посвящена крупная научная конференция, проведенная на базе ПГУ совместно с Российской академией государственной службы при Президенте РФ и Дипломатической академией МИД России в мае 2005 г. Ее материалы были опубликованы в 2006 г. в специальном номере международного «Баренц-журнала» [4], издаваемого в нашем университете (совместно с Университетом Тромсё, Норвегия).

Одно из основных научных направлений, в рамках которого ведутся исследования в Поморском университете, - «Развитие образования и образовательного пространства на Европейском Севере». В последние годы в его рамках осуществляется изучение проблем, связанных с вхождением России в Болонский процесс, который на Севере континента имеет свою специфику. В мае 2003 г. рабочая группа по науке и высшему образованию БЕАР выступила с инициативой создания единого научно-образовательного пространства региона. Ежегодно на базе ПГУ организуются различные российские и международные форумы, посвященные осмыслению этой проблематики; их результаты регулярно публикуются.

Формула «европейское пространство высшего образования + европейское пространство научных исследований = Европа знаний» представляется исключительно

значимой и в качестве модели для развития Русского Севера.

Предметом комплексных исследований является также тема охраны уязвимой среды обитания на Севере. Научное направление «Экология Европейского Севера» включает в себя разработку целого ряда актуальных проблем (изменение климата, городские агломерации, комплексное исследование территории Соловецких островов, Ке-нозерского национального парка и др.).

Многоплановая исследовательская и научно-практическая работа продолжается в рамкахнаучного направления «Дети Севера: здоровье, рост и развитие » [5], организующим центром которого является Институт развития ребенка ПГУ. Создана региональная модель подготовки специалистов системы специального образования, проводятся клинико-физиологические исследования развития детей-северян, разработаны институциональные формы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии. В июне 2005 г. в ПГУ был проведен международный симпозиум «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: проблемы и решения » - первый в России по этой проблеме, а в мае 2007 г. пройдет второй форум по данной теме.

Исследования проблем здоровья и развития подрастающего поколения и оказание практической помощи детям объединяют усилия представителей различных отраслей знаний - медиков, биологов, физиологов, специальных педагогов, психологов. Междисциплинарность, активный диалог ученых, работающих в сферах гуманитарных, социальных и естественных наук, - вообще характерная черта научной деятельности в университете.

Что касается развития естественно-научных исследований, то здесь актуальной задачей видится создание Архангельского регионального научно-образовательного центра естественных наук [6]. При этом предлагается начинать этот процесс с физики, физико-математических наук, распространяя его далее на другие естественные науки. Исключительно значимым делом представляет-

Юбилей

41

ся интеграция усилий ученых, работающих в нашем университете, с технической и научно-технической сферой знаний в регионе. Речь идет в том числе и о налаживании плодотворного взаимодействия нашей университетской науки с отраслевой наукой на базе Северодвинского научно-технологического комплекса (Центра атомного судостроения) и космодрома «Плесецк».

Это, в свою очередь, связано с развернувшейся работой по созданию наукоградов в Северодвинске и Мирном. Для этого требуются совместные усилия, в том числе по использованию потенциала Поморского университета, который имеет свой крупный филиал в Северодвинске, и представительство (планируется создание филиала) в Мирном. Учрежденные в 2004 г. по нашей инициативе Поморские региональные отделения Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России» и Российской академии естественных наук способствовали консолидации усилий научного сообщества и укреплению его взаимодействия с органами власти и управления в деле обеспечения инновационной стратегии развития Архангельской области и Европейского Севера России в целом. В кон-

ВЕСТНИК

tl А II И О II Л Л t НО Г О КОМИТ1ГЛ ИНТЕЛЛЕКТУЛЛШЫЕ РЕСУРСЫ лххтии

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫ!: РЕСУРСЫ РЕГИ01ГОВ РОССИИ

це 2006 г. вышел в свет специальный номер Вестника Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России», подготовленный по результатам проведенного на базе Поморского университета круглого стола «Ресурсы развития российской науки в XXI веке »[7]. Опубликованные материалы стали своего рода «поморским ответом» на вызовы нового столетия.

Литература

1. Православие на Архангельской земле:

XVII—ХХ вв. Архивные документы и исторические материалы: Хрестоматия. — Архангельск, 2005; Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 2. — Архангельск, 2006; Дранникова Н.В. Локально-групповые прозвища в традиционной культуре Русского Севера. — Архангельск, 2005; Экология культуры и языка: проблемы и перспективы. — Архангельск, 2006; Булатов В.Н. Русский Север. — М., 2006; Голдин В.И,, Журавлёв П.С, Соколова Ф.Х. Русский Север в историческом пространстве российской гражданской войны. — Архангельск, 2005.

2. Лукин Ю.Ф. и др. Северное регионове-

дение в современной регионологии. — Архангельск, 2005.

3. Minority Policies, Culture & Science. The

Use and Abuse of History in the Barents Region II. - Lulea, 2006; Migration -Industrialisation — Regionalisation. The Use and Abuse of History in the Barents Region II. - Lulea, 2006.

4. Баренц-журнал. — 2006. — №1(4).

5. Волокитина Т.В., Грибанов А.В. Вариа-

бельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста. — Архангельск, 2004; Флотская Н.Ю. Онтогенез половой идентичности. — Архангельск, 2004; Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Руководство практического психолога. — М., 2004; Грибанов А.В. и др. Очерки сенсомотор-ной деятельности ребенка с СДВГ. — Архангельск, 2006.

6. Матвеев В.И. О необходимости созда-

ния Архангельского регионального научно-образовательного центра естественных наук // Вестник Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». — 2006. — №4.

7. Вестник Национального комитета «Ин-

теллектуальные ресурсы России». — 2006. — №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.