Юбилей
35
собий, научных сборников. Облик университета существенно дополняют 9 его исследовательских институтов и научных центров, 12 творческих лабораторий. Научный журнал ПГУ «Вестник Поморского университета» является одним из 8 ведущих рецензируемых изданий Северо-Западного федерального округа. Это является признанием академической ценности «Вестника» в масштабах России.
Поморский университет сегодня - мощный культурный центр региона, генерирующий передовые идеи. Его авторитет распространяется на многие Северо-Европей-ские государства.
В год 75-летия Ученый совет ПГУ старается мыслить стратегически. Он думает о поморском юношестве - обсуждает планы создания Ломоносовской гимназии для одаренных старшеклассников области. Он озабочен концентрацией научного и преподавательского потенциала региона - инновационной интеграцией высших учебных заведений Архангельска и области.
Теперь можно сказать - ПГУ действительно серьезный академический университет. Он по-хорошему амбициозен и созрел к участию в разворачивающейся инновационной культурной революции - трансформации в вуз, готовый конкурировать с лучшими мировыми университетами.
Литература
1. «Годы становления». Неопубликованный
доклад 1980 г. С.С. Белошапкина и П.Т. Синицыной. — С.1. // Личный архив С.С. Белошапкина.
2. Государственный архив Архангельской об-
ласти (далее ГААО). Ф. 4190. Оп. 2. Л. 5.
3. ГААО. Отдел политических движений и
формирований. Ф. 804. Оп. 1. Д. 18. Л. 7.
4. КоловангинаМ.М. История системы об-
разования в НАО в лицах: заведующие окроно (1929—2004). — М., 2004. — С. 10.
5. История научной библиотеки ПГУ. — http://lib.pomorsuru.ru/Info/hist_lib.htm
6. Голдин В.И. Взят верный курс // Ломо-
носовец. — 2007. — №10.
ПГУ им. М.В. Ломоносова в перспективе Болонского процесса
И. ЛУГОВСКАЯ, профессор, проректор
Е. СТАРОСТИНА, доцент, проректор
Образовательное пространство Поморского государственного университета развивается в общероссийском контексте - в условиях осознания необходимости и важности интеграции российской системы высшего образования с западноевропейской, с одной стороны, и потребностью сохранения положительного опыта, который имелся и сохраняется до сих пор в отечественной системе образования, - с другой. Основные направления развития образовательного пространства университета определены руководящими документами, отражающими политикугосудар-ства в области образования [1, 2].
В центре внимания - удовлетворение образовательных потребностей личности, региона, государства при учёте тенденций, определяющих современные процессы в отечественном и зарубежном образовании. Стратегия развития образовательного пространства университета предполагает решение следующих задач:
• повышение качества образования и обеспечение конкурентоспособности университета и его выпускников;
• расширение спектра образовательных услуг как по горизонтали(специализации, дополнительные образовательные
36
Высшее образование в России • № 5, 2007
программы, разнообразные формы внеучеб-ной работы), так и по вертикали (многоуровневое образование, профессиональная переподготовка и повышение квалификации, обучение на протяжении всей жизни);
• создание условий для образовательной и профессиональной мобильности всех субъектов университетского образовательного сообщества.
В университете накоплен значительный опыт организации многоуровневого образования. Экспериментальной учебно-научной площадкой здесь в течение 15 лет выступает наш гуманитарный факультет. Систематический анализ имеющейся практики позволяет сегодня продуктивно осуществлять постепенный переход всего университета на многоуровневую систему подготовки обучающихся. К настоящему времени вуз имеет лицензии на 21 направление бакалавриата и 5 направлений магистратуры. Подготовка специалистов ведётся по 56 направлениям и специальностям всех форм обучения.
В 2006 г. университет включился в эксперимент по переходу на систему зачетных единиц. Сеть обучающих семинаров (в том числе с привлечением экспертов из Совета Европы), участие в международных проектах, изучение деятельности российских вузов, проведение конференций и «круглых столов» - далеко не все шаги, которые предпринимались в процессе актуализации сложной, но насущной проблемы. Результатом этого отрезка пути явились: осознание перспективности системы и целесообразности её апробации, пакет регламентирующих документов, проект европаспорта обучающегося.
Жёсткая конкуренция среди вузов, необходимость совершенствования образовательных программ и улучшения качества предоставления образовательных услуг с целью удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики региона и страны, обусловили начало работ по созданию и внедре-
нию в университете системы гарантий качества. Постепенно все единичные практические и научные инициативы в области управления качеством приобрели в университете характер целенаправленной и систематической деятельности. В ближайшей перспективе - программное обеспечение процессов, позволяющее оценивать качество образования, технологии, направленные на исследование зависимости результата от различных критериев процесса, методики оценки качества образовательного процесса и удовлетворенности всех заинтересованных сторон.
Преподаватели и учебно-вспомогательный персонал интенсивно осваивают образовательные информационные технологии. Начата работа по представлению учебных курсов в электронном формате, предусматривающем содержательную составляющую и методическую поддержку студентов.
Каждый учебный год становится для университета знаменательным благодаря достижениям студентов и аспирантов. Успешно проходят Открытый молодёжный фестиваль информационных технологий, инициированный несколько лет назад ма-
Юбилей
37
тематическим факультетом. В 2006 г. фестиваль приобрёл статус общероссийского, а в 2007 г. выходит на международный уровень.
В текущем учебном году на базе Поморского госуниверситета проводятся такие значимые мероприятия, как XV Всероссийская студенческая олимпиада по менеджменту и олимпиада по прикладной информатике для вузов Северо-Западного региона. Наши студенты принимают активное участие в учебно-научных мероприятиях за пределами университета, в других российских и зарубежных вузах, становясь победителями, призёрами, дипломантами.
Команда юридического факультета -победитель политико-правовой дискуссии «Партия как основной субъект избирательного процесса» среди студенческих команд Архангельска. В апреле 2006 г. студент третьего курса юридического факультета Ви-
талий Зметный представлял Россию в качестве «молодого посла» на международной сессии Европейского молодежного парламента во Франции. Студент факультета иностранных языков Сергей Евсеев стал победителем X Всероссийского поэтического конкурса. Студентка психологического факультета Мария Шлякова признана лучшей старостой учебных групп России. Студентка математического факультета Елена Пупцева - обладательница двух наград на Международном фестивале детского и юношеского творчества. Студент этого же факультета Алексей Липницкий завоевал три призовых места в открытом региональном конкурсе web-сайтов «Виртуальный мир» в Магнитогорском госуниверситете. Татьяна и Надежда Косинцевы, студентки юридического факультета, прославляют интеллектуальный потенциал ПГУ как международные гроссмейстеры по шахматам, члены сборной России, неоднократные чемпионки и призёры первенств России, Европы, мира, Всемирной шахматной олимпиады среди молодёжи и женщин. Это лишь некоторые из наиболее ярких иллюстраций, которые подтверждают готовность наших студентов к мобильности как средству интеллектуального, социального, культурного и научного развития.
Поморский госуниверситет находится в
38
Высшее образование в России • № 5, 2007
состоянии постоянного поиска и стремления к позитивным изменениям в образовательном процессе.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г.
№ 803 «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы».
2. Приказ № 40 Минобрнауки РФ «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» от 15 февраля 2005 г.
В. ГОЛДИН, профессор, проректор
Г'лубокое и всестороннее раскрытие этой темы предполагает анализ широкого спектра проблем. В настоящей статье будет рассмотрено главным образом развитие научных исследований в вузе и их воздействие на изменение имиджа Поморского университета в стране и за рубежом и на укрепление позитивных тенденций в развитии региона, в котором он находится и действует, в соответствии с императивами XXI века.
Научно-исследовательская деятельность в университете ведется по 19 основным направлениям 15 отраслей науки. Большинство из этих направлений носит междисциплинарный характер и возглавляется авторитетными учеными, докторами наук. Зазвучавший в мировой политике последней четверти минувшего столетия мотив о том, что XXI век станет веком Арктики, потребовал от государственных мужей и ученых разных стран, как расположенныхв северных широтах, так и удаленных от них, усиленного внимания к северной проблематике. Появились Северный форум, Арктический совет, Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР), Ассоциация циркумполярных университетов, северные побратимские транснациональные ассоциации областей и городов и ряд других
Современный
университет
на Севере и наука*
структур и объединений для целенаправленной деятельности на Севере. Возникло Северное измерение политики Евросоюза. Все происходившее потребовало повышения эффективности северной политики России, что, в свою очередь, должно было строиться на научных знаниях.
Североведение - не в узкорегиональном, а в планетарном смысле этого слова - носит интегрирующий характер в системе научных исследований Поморского университета: 8 из 19 разрабатываемых основных научных направлений специально посвящены этой тематике. Комплексное исследование Севера в неразрывном единстве его исторического прошлого и настоящего, изучение гуманитарных, социальных и естественно-научных проблем, имеющих региональное, общегосударственное, а нередко и континентальное (межконтинентальное) и мировое значение, позволяет заглянуть в завтрашний день, предложить оптимальные варианты решения существующих острых вопросов, выработать сценарии и стратегии развития, что представляется весьма значимым и актуальным.
Все начинается с глубокого понимания истории, «генетики» северной культуры,
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Архангельской области в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Исследование феномена регионального классического университета как центра образования, науки и культуры в современных условиях инновационного развития и модернизации (на примере Европейского Севера России)».