Научная статья на тему 'Миссия университета на Поморском Севере'

Миссия университета на Поморском Севере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссия университета на Поморском Севере»

В. БУЛАТОВ, профессор, ректор Ю. КУДРЯШОВ, профессор, первый проректор

Л. ШЕСТАКОВ, профессор, проректор по учебной работе

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Созданный в тяжелые годы первой пятилетки как Архангельский педагогический институт, Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова прошел славный и сложный путь становления и развития.

Государственные документы внесли не только изменения в его название, придали ему высокий статус классического университета, но и декларировали его новую миссию.

Ученый совет университета определил предназначение ПГУ - формирование совре-

менно образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных к позитивному изменению социально-экономического и культурного облика Европейского Севера, активное участие в развитии региона с использованием всех преимуществ, следующих из его географического положения, культурных и исторических связей с соседними территориями.

Устойчивое развитие Поморья, его становление как политического, экономического и культурного феномена возможно только на основе совместных усилий и консолидации всего местного сообщества. ПГУ надеется быть в центре этой деятельности, что будет говорить об определяющем влиянии университета на все стороны региональной жизни.

Классический университет на Севере играет роль интеллектуального катализатора общественных процессов, выпуская широко образованных педагогов и высококвалифицированных специалистов для народ-

Миссия

университета на Поморском Севере

ного хозяйства, формируя кадры для всех ветвей власти и средств массовой информации.

Сегодня коммуникационные технологии становятся средством, формирующим тип хозяйствования, культуры, образа жизни. Университет становится источником содержательной, научной информации, чтобы занять свое место в цепи коммуникаций. В этом случае университет подчеркивает свою гражданскую позицию и социальную миссию.

Университет предоставляет широкий спектр образовательных и сопутствующих услуг региону и непосредственно местному сообществу. Прежде всего это пожизненное, непрерывное образование по месту жительства. Вместе с тем следует помнить, что важнейшая социально-экономическая функция университета связана с решением проблемы занятости.

К сегодняшнему дню Поморский университет:

■ способствует укреплению университетских центров региональных исследований по направлениям экономики, экологии, политологии, конфликтологии и др.;

■ организует эффективное взаимодействие таких центров и отдельных факультетов с местными властями;

■ стал одним из центров психологического, экономического и юридического консалтинга для руководителей бизнеса и социальной сферы;

■ активно исполняет роль центра научной экспертизы широкого спектра управленческих решений и проектов;

■ становится центром переподготовки и повышения квалификации специалистов;

■ принимает активное участие в проведении научно-практических конференций по различным направлениям региональной политики и Баренц-сотрудничества.

Университет развивается как Поморский и даже как Северный региональный центр науки и образования. Он борется за сохранение разнообразия культур, экосистем, языков, этносов, способов хозяйствования, отвечающих эколого-ресурсному потенциалу различных частей всего нашего региона.

Главное направление перспективного развития нашего университета - повышение качества подготовки специалистов. С этой целью мы формируем систему менеджмента качества, в которой особое внимание уделено изучению мнения студентов как внутренних потребителей образовательных услуг и мнения работодателей как внешних потребителей. Интересным, на наш взгляд, представляется анализ профессиональной траектории выпускников как один из главных критериев результативности нашей деятельности.

В настоящее время идет стремительное развитие информационных технологий и психологическая адаптация человека к условиям жизни в глобальном и региональном информационном пространстве. С целью активного участия университета в этих процессах в числе прочего:

■ разрабатывается концепция использования информационных технологий в профессионально-ориентированных дисциплинах;

■ открываются новые специальности, связанные с разработкой и созданием информационных технологий («прикладная математика и информатика», «прикладная информатика», «информационные системы и технологии»);

■ создается и совершенствуется эффективно действующая многоуровневая компьютерная сеть университета и обеспечиваются условия перехода к электронно-

му документообороту, электронному архиву и электронной библиотеке;

■ Internet-узел университета развивается как региональный информационный центр науки и образования;

■ возможности Internet включаются в создание системы дистанционного обучения через представительства и филиалы университета;

■ Internet используется для публикации электронных версий периодических научных изданий университета, программ и трудов научных конференций, проводимых на его основе.

Трудностью современного момента в подготовке кадров является необходимость сохранения фундаментального университетского образования при желании студентов получить многопрофильную специализацию. Новым элементом является желание ряда студентов продолжить обучение за рубежом. В связи с отмеченным предпринимается следующее:

■ в соответствии с требованиями рынка образовательных услуг открываются новые перспективные специальности и специализации;

■ студенты и преподаватели начинают работать в режиме реального времени, используя события в мире и науке быстро и непосредственно в учебных материалах;

■ поощряется дополнительное изучение иностранных языков, защита курсовых и дипломных работ на иностранных языках;

■ факультативные курсы с выдачей сертификатов позволяют студентам расширить свою квалификацию, развивать последипломное образование;

■ привлекается внимание старшеклассников к университету через раннюю диагностику их интересов и способностей посредством организации региональных олимпиад, очных и заочных специализированных курсов и школ при университете, централизованного, пробного, профориентацион-ного тестирования и других образовательных мероприятий и услуг;

■ перед студентом ставится задача по-

лучения за пять лет не одного, а двух дипломов.

В области международного сотрудничества в качестве основных направлений были выбраны следующие:

1) информационная поддержка деятельности научно-образовательных, общественных, коммерческих и других организаций по поиску зарубежных партнеров, подготовке совместных образовательных программ и научных проектов;

2) организация инновационной деятельности по внедрению в регионе лучших мировых образцов технологий и дальнейшего распространения опыта на другие российские территории.

С этой целью в ПГУ были созданы Информационный Баренц-центр, Норвежско-Поморский центр, офис-программы «Тем-пус», отделение информационного бюро Совета министров северных стран. Деятельность вышеуказанных подразделений позволила резко увеличить обменные программы (более 300 студентов и преподавателей в год) с зарубежными университетами, активизировать участие ученых ПГУ в различных международных проектах и программах. В настоящее время ПГУ имеет договоры о сотрудничестве с 32 зарубежными вузами.

К числу наиболее значимых международных проектов, реализованных в ПГУ за последние годы, следует отнести Баренц-виртуальный университет, «Помор-проект» (бюджет 750 тыс. долл.), «Александр Герцен» (400 тыс. евро), «Темпус» (создание учебных курсов в ПГУ, 350 тыс. евро), преподавание русского языка в университете Верхнего Эльзаса (Франция), «Мультимедийные технологии в образовании» (Германия).

На наш взгляд, Россия очень быстро включается в единое европейское образовательное пространство, в том числе благодаря Поморскому университету. Доказательством тому служит решение коллегии Минобразования РФ от 7.10.03, где опыт Архангельской области признан заслужи-

вающим распространения во всей образовательной системе России.

Для активного вхождения в Болонский процесс нужно создать систему инновационных специализаций, которые востребованы временем и регионом. Например, «Сбалансированное эколого-экономичес-кое развитие Архангельской области», или «Экологическая безопасность Архангельской области», или «Устойчивое развитие Европейского Севера». Такие специализации очень интересны и актуальны. Нужно еще более активно инициировать международное сотрудничество; например, Поморский университет и более чем 50 университетов т.н. «Университета Арктики» объединились ради создания одной образовательной программы «Полярные исследования».

Поморский государственный университет фактически относится к региональным университетским комплексам федерального подчинения. Таким он стал не в результате объединения образовательных учреждений, а в процессе собственного развития. ПГУ - многопрофильный университет, который готовит специалистов по 54 специальностям. В его составе 3 филиала, 2 учебных института и 20 факультетов. В университете, наряду с подготовкой специалистов по традиционным университетским специальностям, ведется обучение по отраслевым направлениям. Здесь действуют факультеты переподготовки и повышения квалификации, Поморский лицей информационных технологий. В университете в настоящее время учатся свыше 15 тыс. чел., из которых более 13 тыс. получают высшее образование и около 2 тыс. учатся в системе дополнительного, послевузовского и довузовского образования.

Особо подчеркнем, что на начало 2004 года на учете в службе занятости состоит менее 10 наших питомцев при ежегодном выпуске более 2000 человек.

О ведущей роли университета в образовательной и научной жизни Архангельской области говорит и тот факт, что именно при

университете действуют областные структуры:

■ Институт управления, права и повышения квалификации при главе администрации Архангельской области,

■ Региональный центр оценки качества образования,

■ Межрегиональный центр переподготовки военнослужащих.

С обоснованной гордостью мы говорим о переподготовке военнослужащих на гражданские специальности. 10 лет назад в составе Поморского университета постановлением Правительства создан первый в России Центр «Гуманитарная конверсия», обучение в котором прошли более 800 офицеров. Многие из них после увольнения из Вооруженных Сил достаточно легко адаптировались к условиям гражданской жизни и стали работать по новым, полученным в ПГУ специальностям. Сочетание университетского образования с большим опытом офицерской службы позволило многим добиться зримых профессиональных успехов

на новом поприще. Так, за счет наших «кон-версионников» сформирована большая часть кадрового состава службы судебных приставов Архангельской области, более 10 выпускников трудятся в центральном аппарате министерств юстиции и внутренних дел, 6 выпускников стали судьями.

Одна из особенностей нашего вуза состоит в том, что мы реализуем две формы университетских комплексов. В первой форме преобладают высшее, послевузовское и дополнительное образование, обучение студентов, повышение квалификации, аспирантура, докторантура.

Другая форма университетскою комплекса появилась в августе 2002 г., когда в Архангельске состоялось собрание работников образования, которое приняло решение в целях совершенствования региональной системы образования, ее научно-методического обеспечения, академической интеграции образовательных учреждений, эффективного использования их интеллектуального потенциала и материальной базы создать на

базе Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова «Университетский образовательный округ».

В настоящее время он оформлен в виде ассоциации - добровольного самоуправляемого объединения расположенных в Архангельской области образовательных учреждений различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования.

Его создание было обусловлено не только практической необходимостью широкой интеграции региональных образовательных учреждений, но и традиционной направленностью Поморского госуниверситета на разработку и внедрение в систему образования передовых идей и новаций, а также опытом предшествующего сотрудничества ученых и педагогов университета с педагогическими коллективами школ, лицеев, колледжей, училищ, техникумов области.

В настоящее время он на основе академической интеграции объединяет 8 образовательных и других учреждений и организаций.

Покажем структуру университетского комплекса ПГУ и основных партнеров университета, выделяя подразделения, вносящие особый вклад в региональное развитие.

1. Образовательные, научные и организационно-методические подразделения ПГУ:

• Структурные подразделения:

- Издательство.

- Научная библиотека.

• Структурные подразделения со статусом региональных и межрегиональных:

- Региональный центр переподготовки военнослужащих «Гуманитарная конверсия».

- Институт управления, права и повышения квалификации при главе администрации Архангельской области.

- Региональный центр оценки качества образования.

- Областной центр кадрового резерва.

- Информационный Баренц-центр.

- Отраслевой базовый региональный

центр Минобразования РФ по обучению и проверке знаний но охране труда.

• Подразделения факультетов:

- Юридическая клиника,

- Агробиостанции Бабанегово, Мудьюг,

- Научно-исследовательские лаборатории кафедр и факультетов.

2. Организации, в которых ПГУ является соучредителем:

• Поморский лицей информационных технологий в Архангельске.

• Баренц-виртуальный университет.

• Совет ректоров вузов Архангельской области.

3. Органы власти, учреждения, организации и предприятия, с которыми университет сотрудничает на основе долгосрочных договоров:

• Администрация Архангельской области, муниципальных образований.

• Лицеи, гимназии и школы.

• Профессиональные лицеи, техникумы и колледжи.

• Российские университеты и научные организации.

• Зарубежные университеты и организации.

• Российские предприятия.

• Епархия Холмогорская и Архангельская.

Одной из серьезнейших проблем социально-экономического развития районов в Архангельской области является недостаток квалифицированных кадров. Во многих районах средний возраст специалистов с высшим профессиональным образованием приближается к пенсионному. Выпускники школ из районов, поступая в центральные вузы, как правило, не возвращаются в родные места, ослабляя интеллектуальный потенциал своей малой родины. Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в филиалах и представительствах - единственный способ решения в настоящее время данной проблемы. В трех филиалах ПГУ обучаются более 3000 студентов и аспирантов.

Территориальное размещение филиалов

дает возможность обучаться в каждом из них студентам из нескольких соседних районов и даже Вологодской области и республики Коми. Большое внимание в работе филиалов уделяется качеству обучения, участию в проведении учебного процесса ведущих преподавателей ПГУ, формированию собственных штатов ППС, развитию материально-технической базы (библиотечные фонды, компьютерные классы, лаборатории, подключение к Интернету и т.п.). В 2002 г. Северодвинский филиал ПГУ первым из более чем 20 филиалов, расположенных на территории Архангельской области, успешно прошел государственную аттестацию.

Наше взаимодействие с педколледжами началось с разработки сопряженного учебного плана по специальности «Педагогика и методика начального образования» для Кар-гопольского и Архангельского педучилищ. Опыт оказался успешным, и на протяжении уже более десяти лет лучшие выпускники Архангельского, Каргопольского, Котласского педколледжей, Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа поступают в университет для обучения по сокращенным программам. Для педколледжа опыт взаимодействия с вузом полезен, так как, благодаря участию преподавателей вуза в работе на государственных выпускных экзаменах, их привлечению к чтению отдельных спецкурсов, повышению квалификации преподавателей педколледжа в вузе, безусловно, повысился научно-методический уровень учебного процесса. С другой стороны, удается сохранить формы и методы преподавания, традиционные для педучилищ, дающие высокий уровень профессиональной и практической подготовки выпускников, но одновременно гибко внедрять и методы преподавания высшей школы.

Сегодня разработаны и реализуются сквозные учебные планы по следующим специальностям:

• педагогика и методика начального образования;

• дошкольная педагогика и психология;

• математика;

• иностранный язык;

• технология и предпринимательство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение на базе среднего профессионального образования в сокращенные сроки порождает определенные проблемы. Ведь к нам приходят студенты, которые изучали в колледже курсы педагогики, психологии и др. Нередко студенту представляется, что он повторяет пройденное, что сказывается на мотивации обучения. В результате поисков, экспериментов, дискуссий университет, на наш взгляд, решает данную проблему. В образовательном процессе со студентами, окончившими техникумы и колледжи, особое внимание уделяется углублению теоретической подготовки, ознакомлению с последними достижениями науки в соответствующей области, формированию навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности.

Этот опыт оказывается особенно полезным в подготовке учителей для сельской школы. Педколледжи более приближены к сельской местности, и обучение по схеме «педучилище + три года вуза» может для значительной части сельской молодежи оказаться наиболее оптимальным вариантом, экономически более выгодным.

Освоение двух специальностей и присвоение дополнительных квалификаций, например «математика» и «информатика», «география» и «биология», «химия» и «биология» и т.д., повышает социальную защищенность выпускника, увеличивая возможности его трудоустройства. Многие «университетские» специальности («физика», «математика», «химия», «биология» и т.д.) допускают параллельное освоение образовательной программы «Преподаватель», дающей право выпускникам заниматься педагогической деятельностью на разных уровнях.

В сфере довузовского образования наш университет работает по следующим направлениям.

• Создание лицейских классов в школах города и области для углубленного изучения отдельных предметов школьной про-

граммы. Эту работу начал математический факультет. Сегодня в нее активно включились естественно-географический факультет и факультет иностранных языков. В ближайшее время мы планируем создание на базе ряда факультетов университета центров математического, физического, химико-биологического, гуманитарного образования, которые станут научно-методическими лабораториями внедрения профильного обучения в школах региона.

• Организация и проведение совместно с департаментом образования Архангельской области региональных олимпиад по всем предметам школьной программы.

• Организация различных школ и классов («Школа юного историка», «Школа естественных наук», «Математический класс», «Физический класс» и т.д.) при факультетах университета.

• Особое место в деятельности университета занимает работа с одаренными детьми. Наша земля - родина Михаила Васильевича Ломоносова, и вполне естественно наше желание дарить науке новых гениев. Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве с Московским государственным университетом. Немало школьников - участников семинаров, конференций, олимпиад - стали студентами главного вуза страны.

• Важным элементом системы непрерывного образования является обучение по заочной и вечерней формам, которые характеризуются доступностью для различных социальных и возрастных категорий населения. На отделениях заочного и вечернего обучения Поморского университета обучаются почти 6 тысяч студентов, реализуются 28 профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования. Заочное обучение позволяет осуществлять адресную, целенаправленную работу по подготовке кадров специалистов. Так, по договорам с департаментом образования администрации области в течение 10 лет реализуется совместная программа подготовки педагогических кадров для сельских образовательных учреждений из чис-

ла работников школ, не имеющих образования соответствующего уровня и профиля. Эта работа позволила довести укомплектованность школ учителями до уровня среднефедеральных показателей. Накопленный опыт широко применен на непедагогических факультетах, прежде всего юридическом и управления.

Следующей ступенью в системе непрерывного профессионального образования в Поморском государственном университете уже в течение 12 лет является обучение в аспирантуре и докторантуре. Сегодня в университете имеется 22 лицензированные специальности аспирантуры по 12 отраслям наук. Число аспирантов возросло с 80 в 1995 году до 210 в 2003 году.

В последние годы аспиранты Поморского университета неоднократно становились победителями и призерами Всероссийского конкурса молодых ученых, стипендиатами Президентской, Губернаторской и Ломоносовской стипендий. Активизировалась работа аспирантов по грантовой деятельности; при финансовой поддержке различных фондов приобретается необходимое оборудование, аспиранты участвуют в научно-практических конференциях, публикуют результаты своей научно-исследовательской деятельности.

В 1993 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации в составе университета был создан Институт управления, права и повышения квалификации. Институт реализует около 20 программ профессиональной переподготовки и 38 программ повышения квалификации работников образования, органов власти и управления различных отраслей народного хозяйства. Ежегодно обучение в институте только на бюджетной основе проходят 350-400 человек.

Большое внимание уделяется в ПГУ повышению доступности высшего образования для школьников из районов области. Около 50% мест по педагогическим и около 20% по непедагогическим специальностям выделяются для целевого приема выпуск-

ников сельских школ. Такая высокая планка приема создает для нас много проблем и вынуждает ограничивать прием студентов на платной основе. Но мы вполне осознанно идем на этот шаг, создавая благоприятные условия для получения молодыми северянами высшего образования на бесплатной основе.

Структурными подразделениями ПГУ являются Региональный центр оценки качества образования и Виртуальный Баренц-университет, созданные при поддержке администрации области и имеющие большой опыт в сфере информатизации среднего и высшего образования, развитую научно-методическую и материально-техническую базу, высококвалифицированные кадры.

Виртуальный Баренц-университет является ассоциацией международных и национальных образовательных, исследовательских, инновационных, информационных, общественных, культурных и других типов организаций, фондов, компаний (Архангельский государственный технический университет, Мурманский государственный технический университет, Баренц-Секретариат, Университетский колледж Финнмарк, Региональный университет Буде, Университетский колледж Нарвик, Северный государственный медицинский университет, Карельский государственный педагогический университет, Мурманский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет (филиал в г. Апатиты), Шведско-Финнская народная школа, Архангельская областная научная библиотека) - с целью обеспечения социального и экономического развития Баренц Евро-Арктического региона научной и кадровой поддержкой, а также с целью создания единого образовательного, научного и информационного пространства в БЕАР и интеграции БЕАР в мировое сообщество. На базе ВБУ развернута технологическая площадка для обучения преподавателей области созданию курсов дистанционного обучения в рамках проекта «Баренц-специалист».

Региональный центр оценки качества образования выполняет роль регионального центра обработки информации в ходе эксперимента по введению Единого государственного экзамена в Архангельской области. РЦОКО является технологической и методической базой для проведения контрольных срезов знаний в тестовой форме в рамках аттестации учреждений общего среднего образования. В 2004 году объем контрольных срезов составит более 30 тысяч человеко-тестов.

Университетом реализована задача предоставления доступа в сеть организациям, ведущим исследования в области экологии Архангельской области в рамках проекта «Baltic Sea Region On-line Environmental Information Resources for Internet Access», финансируемого международным экологическим информационным агентством «TEIA». С 2001 г. реализуется международный проект «Гостиный двор», главные задачи которого - развитие компетенции в сфере применения ИТ в обучении, дифференцированное обучение русскому и норвежскому языкам через Интернет. В рамках проекта «Технология создания и обработки полнотекстовых русскоязычных баз данных в составе автоматизированных электронных библиотек» (грант Института «Открытое общество») создается многотомная электронная полнотекстовая библиотека на сервере ПГУ с использованием технологии интеллектуальных запросов, описывающих предмет поиска на основе смысловых концептов. Локальная сеть университета объединяет 8 зданий и около 500 компьютеров в подразделениях университета. Это позволило начать формирование системы информационного обеспечения некоторых научных и образовательных учреждений и подготовить информационные ресурсы для совместного использования внутри сетевого комплекса, построенного на технологии проводного доступа HDSL, в который, кроме корпусов ПГУ, сегодня входят Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова, Архангельское высшее

педагогическое училище, Институт экологических проблем Севера УрО РАН и др. организации.

В настоящее время на серверах университета располагаются материалы учебно-научного характера, разработанные в ПГУ, например мультимедийный архив и каталог материалов лаборатории фольклора, база данных «Война в Арктике 1939-45 гг.», интеллектуальная база данных «Вся русская философия», мультимедийная база данных «Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера», мультимедийные базы данных «Наука Поморья» и «Молодые ученые Поморья», электронная библиотека «Физика», включающая в себя как исследовательские, так и образовательные ресурсы, электронный каталог Научной библиотеки ПГУ.

Плотное взаимодействие с регионом приблизило университет к реальной жизни. Мы столкнулись с проблемой отсутствия квалифицированных менеджеров в сфере образования. Так уж повелось, что у вуза прежде не было большой потребности в таких специалистах, система подготовки кадров ориентировалась в основном на выявление ученых и педагогов, проявляющих навыки организатора. «Кустари-управленцы» (если можно так сказать) становились руководителями кафедр и факультетов. Реалии нового времени заставляют администрацию университета развивать системы подготовки и переподготовки руководителей, менеджеров, специалистов по инновационной деятельности, разрабатывать и использовать современные методики управления персоналом и мотивации их деятельности. Спецсеминары с привлечением различных специалистов из сферы менеджмента и маркетинга, направление на обучающие курсы и программы в вузы всей страны становятся уже обычным делом.

Продвигая себя в регионе, университет серьезное внимание уделил подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих. В то время как соседи предпочитали

увлекаться «абстрактным менеджментом», ПГУ выстраивал отношения с властью. Поморский университет дает высшее профессиональное образование, которое в соответствии с федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» необходимо иметь гражданину, претендующему на государственную должность. Соответственно, университет является одним из важнейших звеньев в процессе подготовки специалиста - будущего государственного служащего. В регионе только в нашем университете возможно получение базовых знаний, на основе которых строится работа в органах государственной власти.

Одной из наиболее успешных программ дополнительного образования является Президентская программа «Менеджмент в бизнесе», которая отличается не только качественно высоким уровнем преподавания, но и своей демократичностью, налаженной обратной связью. Проводятся регулярные опросы слушателей, которые дают свою оценку каждому из преподавателей, работающих с ними. В конце обучения сразу после защиты дипломных работ проводится итоговый опрос выпускников, где они объективно оценивают организацию и содержание обучения, высказывают свои пожелания, предложения, рекомендации, которые руководство программы учитывает в своей дальнейшей работе.

Для государственных служащих университет предлагает повышение уровня знаний посредством различных курсов переподготовки и повышения квалификации, проведения совместных научных мероприятий. Проведение совместных конференций является эффективной формой взаимодействия университета и органов государственной власти. Данные мероприятия закладывают основы тесного сотрудничества профессорско-преподавательского состава и студенчества (как теоретиков) и государственных служащих (как практических работников). Кроме того, эффективными являются проведение «круглых столов» с участием студентов и представителей государ-

ственных органов по различным проблемам, привлечение соответствующих специалистов для чтения студентам лекций. Для администраций разного уровня очень полезной оказывается плодотворная дружба ПГУ с Академией государственной службы при Президенте РФ, Дипломатической академией МИД РФ.

Накопленный университетом в области дополнительного образования опыт получил высокую оценку региональных властей, и в 2002 году по инициативе администрации Архангельской области в составе Поморского университета был создан областной центр кадрового резерва. Данный центр координирует совместную работу университета, областной администрации и муниципальных органов власти и управления по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации руководителей различного уровня.

В качестве положительных результатов деятельности Поморского университета в

региональной системе образования можно отметить следующее:

□ здесь сложилась новая система координирования управления образованием, взаимодействием учебных заведений разного уровня (от школы до вуза) по совершенствованию подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

□ сформировались новые отношения между школой, учебными заведениями среднего и высшего педагогического образования, позволяющие на качественно более высоком уровне организовать учебный процесс;

□ внедрена в практику совместная работа педколледжей с вузами по подготовке кадров в сокращенные сроки на основе сопряженных учебных планов;

□ сложилась стройная система повышения квалификации научно-педагогических кадров с использованием аспирантуры и соискательства вузов, диссертационных советов ПГУ.

В. ГОЛДИН, профессор, проректор

Университеты всегда играли исключительно важную роль в развитии цивилизации, но стремительно бегущее время качественно меняет их функции и содержание деятельности. И сейчас к ставшему традиционным утверждению: университеты -центры науки, образования, культуры - мы все чаще добавляем: и инновационной деятельности. Для современной России, переосмысливающей свое место в мире, выбор в пользу общества, основанного на знаниях, адекватен реалиям XXI века.

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова сегодня - один из крупнейших вузов Европейского Севера России, имеющий фундаментальный научно-образовательный потенциал. В универ-

Инновационный

потенциал

университета

ситете работают на штатной основе более 50 докторов наук и профессоров (по 13 отраслям научных знаний), около 320 кандидатов наук (по 17 отраслям). Дальнейшее укрепление научно-преподавательского персонала с расширением перечня ученых и специалистов по всему спектру отраслей научных знаний - чрезвычайно актуально для нас как классического университета, и эта стратегическая линия развития ПГУ имеет, в свою очередь, большое значение для научного и инновационного развития нашего региона.

Мы прекрасно понимаем, что университет - это, прежде всего, научные школы, где происходит приобщение студентов к высотам современных знаний, где обучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.