Научная статья на тему 'Инновационный потенциал университета'

Инновационный потенциал университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал университета»

ственных органов по различным проблемам, привлечение соответствующих специалистов для чтения студентам лекций. Для администраций разного уровня очень полезной оказывается плодотворная дружба ПГУ с Академией государственной службы при Президенте РФ, Дипломатической академией МИД РФ.

Накопленный университетом в области дополнительного образования опыт получил высокую оценку региональных властей, и в 2002 году по инициативе администрации Архангельской области в составе Поморского университета был создан областной центр кадрового резерва. Данный центр координирует совместную работу университета, областной администрации и муниципальных органов власти и управления по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации руководителей различного уровня.

В качестве положительных результатов деятельности Поморского университета в

региональной системе образования можно отметить следующее:

□ здесь сложилась новая система координирования управления образованием, взаимодействием учебных заведений разного уровня (от школы до вуза) по совершенствованию подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

□ сформировались новые отношения между школой, учебными заведениями среднего и высшего педагогического образования, позволяющие на качественно более высоком уровне организовать учебный процесс;

□ внедрена в практику совместная работа педколледжей с вузами по подготовке кадров в сокращенные сроки на основе сопряженных учебных планов;

□ сложилась стройная система повышения квалификации научно-педагогических кадров с использованием аспирантуры и соискательства вузов, диссертационных советов ПГУ.

В. ГОЛДИН, профессор, проректор

Университеты всегда играли исключительно важную роль в развитии цивилизации, но стремительно бегущее время качественно меняет их функции и содержание деятельности. И сейчас к ставшему традиционным утверждению: университеты -центры науки, образования, культуры - мы все чаще добавляем: и инновационной деятельности. Для современной России, переосмысливающей свое место в мире, выбор в пользу общества, основанного на знаниях, адекватен реалиям XXI века.

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова сегодня - один из крупнейших вузов Европейского Севера России, имеющий фундаментальный научно-образовательный потенциал. В универ-

Инновационный потенциал университета

ситете работают на штатной основе более 50 докторов наук и профессоров (по 13 отраслям научных знаний), около 320 кандидатов наук (по 17 отраслям). Дальнейшее укрепление научно-преподавательского персонала с расширением перечня ученых и специалистов по всему спектру отраслей научных знаний - чрезвычайно актуально для нас как классического университета, и эта стратегическая линия развития ПГУ имеет, в свою очередь, большое значение для научного и инновационного развития нашего региона.

Мы прекрасно понимаем, что университет - это, прежде всего, научные школы, где происходит приобщение студентов к высотам современных знаний, где обучение

идет через науку и на базе науки, посредством привлечения студентов к научным исследованиям, где аспиранты и докторанты успешно разрабатывают актуальную научную тематику. В университете сложилось сегодня более 20 научных школ и направлений, возглавляемых известными и авторитетными учеными, докторами наук и профессорами, и наращивание их потенциала является нашей постоянной заботой.

Научно-исследовательская деятельность в университете ведется по 17 основным направлениям, значительная часть которых относится к решению актуальных проблем развития региона. Системное изучение Севера в неразрывном единстве его исторического прошлого и современности, осмысление уникального опыта продвижения человека на Север и освоения северных суши и морей, выяснение своеобразия развития их биосферы и сосуществования здесь человека и природы, выявление характера социальных отношений, уникального уклада жизни коренных этносов, познание особенностей формирования северных государств, анализ международных отношений на глобальном пространстве северных территорий, исследование гуманитарных, социальных и естественнонаучных проблем Севера - все это имеет важное значение для понимания современных проблем и поиска путей их решения [1]. В течение многих лет ученые нашего вуза целеустремленно ведут работу в рамках научного направления «История и культура Европейского Севера с древнейших времен до наших дней». Оно является одним из ведущих междисциплинарных научных направлений, объединяющих усилия историков, этнологов, культурологов, религиоведов, фольклористов и филологов университета. Ежегодно выходит в свет 10-15 книг по этой тематике, подготовленных учеными нашего вуза.

В Поморском университете сформировались многолетние традиции изучения процессов региональной политики, регионализации в российском и международном контексте. По системному изучению названных

проблем, осмыслению и разработке сценариев будущего Европейского Севера учеными нашего университета подготовлено и издано немало интересных обобщающих работ [2]. Добавим, что одним из приоритетных направлений научных исследований в университете является «Стратегия развития региона: модернизация структуры экономики и системы управления для обеспечения устойчивого развития Севера» (руководитель - профессор Ю.Ф. Лукин).

Осмысление прошлого и на этой основе настоящего и будущего Русского Севера осуществляется нашими учеными в сопоставлении с опытом соседних государств Северной Европы. В университете успешно ведется такое научное направление, как «Скандинавистика/нордистика» [3]. Среди международных исследовательских проектов, реализованных в последние годы с активным участием ученых Поморского университета, отметим прежде всего «Государство, религия и этносы на Севере. 700 -1990» и «Экология духа», осуществлявшихся в тесном сотрудничестве с исследователями из зарубежных университетов Северной Европы. Их органичным продолжением стал разрабатываемый сегодня совместно с коллегами из университетов Швеции, Финляндии и Норвегии проект «Модерни-зационный процесс в Баренцевом регионе», конечным результатом которого должна стать подготовка и публикация учебника истории Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), учрежденного совместным решением правительств скандинавских стран, Финляндии и России в 1993 году и объединяющего сегодня 12 административно-территориальных единиц (губерний, областей, республик) этих государств, расположенных на Севере Европы. В Поморском университете издается международный «Баренц-журнал», где публикуются статьи и документы об историческом прошлом и современных проблемах международных отношений и сотрудничества в БЕАР.

В начале 90-х годов Поморский университет выступил инициатором создания По-

морской энциклопедии, фундаментального свода знаний о нашем крае. Этот проект реализуется сегодня в виде 5-томного издания. Первый том - «История» - вышел в свет в 2001 году. А сегодня завершается редакционная работа над вторым томом -«Природа». Продолжается работа над томами «Экономика», «Культура», «Города, населенные пункты и люди».

Уникальность, самобытность и потому чрезвычайная ранимость северной природы и цивилизации, потребность бережного отношения к окружающей среде и выбора оптимальных и природоохранных путей модернизации Севера выводят на первый план в исследованиях наших ученых проблемы экологии. Одним из ведущих научных направлений в университете является «Экология Европейского Севера», возглавляемое профессором Ю.Г. Шварцманом. В его рамках изучается тепловое состояние литосферы и атмосферы как характеристик, определяющих фоновую геоэкологическую ситуацию на Европейском Севере России. Научная деятельность Центра экологических исследований ПГУ включает: 1) комплексное обследование экологического со-стояниятерритории городской агломерации Архангельск - Северодвинск - Ново-двинск, крупнейшей в высоких широтах Европейского Севера России, где проживает более 700 тыс. человек и производится большая часть продукции региона; сложившаяся здесь кризисная экологическая обстановка требует комплексной оценки; 2) изучение современных изменений климата на Европейском Севере России. Общеизвестна глобальная проблема, связанная с потеплением климата Северно-

го полушария. Она особенно актуальна для высоких широт и Европейского Севера России в частности.

Наряду с вышеназванными направлениями экологических исследований, связанными с традиционным пониманием экологии в её естественнонаучном смысле, ученые нашего университета активно обращаются к отраслям знаний, именуемым «социальная экология», «экология культуры», «экология духа», «экология истории» или «историческая экология». Проблемы модернизации и социальной экологии Севера, состояние природной и социокультурной среды обитания северян, колоссальные опасности, нависшие сегодня над людьми, ставшими заложниками техногенной цивилизации и ВПК на собственной земле, - все это чрезвычайно заботит наших коллег и является предметом актуальных монографических исследований [4].

В Поморском университете с учетом потребностей региона, где находятся российский центр атомного судостроения, атомный испытательный полигон и единственный российский космодром, к приоритетным НИР относятся экспериментальные и теоретические исследования по физике сконденсированного состояния вещества,

плазмы, теории столкновений и новым направлениям ядерной энергетики. В университете успешно работают лаборатории теоретической физики и прикладной физики. Ученые ПГУ - физики и экологи - участвуют в качестве экспертов в подготовительной стадии проекта строительства атомной ТЭЦ в районе Архангельска, чрезвычайно важного в экономическом отношении, но и вызывающего немалые опасения северян.

В Архангельской области и на Европейском Севере в целом к числу ведущих отраслей хозяйства относится лесная и лесоперерабатывающая промышленность. Поэтому одним из важных направлений НИР в ПГУ является, например, «Состояние и использование растительных ресурсов Европейского Севера России». Успешно действует лаборатория лесоведения и разрабатывается научная тема «Лесные культуры, селекция семеноводства», возглавляемая профессором В.В. Беляевым.

Все вышеназванные направления исследований не только актуальны, но и носят ярко выраженный инновационный характер. Вместе с тем, хотя под инновационной деятельностью традиционно понимаются исследования и разработки в области естественных и технических наук, хотелось бы затронуть и проблемы социогуманитарной сферы, а также социальной экономики. Добавлю, что это вполне адекватно приоритетам постиндустриального общества с его особым вниманием к проблемам человека.

Обратимся к научно-образовательным инновациям. Тем более что современные попытки модернизации системы образования проходят сложно, вызывают споры и различные (нередко полярные) взгляды и подходы. Использовать потенциал науки для оптимизации образовательных реформ, сделать эксперименты максимально продуманными, научными, корректными, просчитать результаты возможных образовательных новаций - все это представляется чрезвычайно важным.

В 2000 г. на базе нашего университета совместным решением его Ученого совета и

президиума Северо-Западного отделения Российской академии образования был создан Поморский научный центр СЗО РАО, выступающий координатором исследований по научной и инновационной тематике в сфере образования. Руководителем центра стал ректор Поморского государственного университета, член-корреспондент РАО В.Н. Булатов.

Одним из приоритетных научных направлений университета является «Развитие образования и образовательного пространства на Европейском Севере». В течение последних 15 лет коллектив университета в тесном взаимодействии с Архангельским областным департаментом образования плодотворно работал над темой национально-регионального компонента в образовании. Результатом стала подготовка нескольких учебных пособий, более 60 программ, разработок и рекомендаций.

Участие в инновационной деятельности на этом поприще и ее перспективы явились предметом обсуждения с вице-президентом РАО В.П. Борисенковым, посетившим наш вуз в сентябре 2003 года. А в ноябре минувшего года на базе ПГУ совместно с СЗО РАО и его председателем Г.А. Бордовским были проведены IV Академические чтения на тему «Ценности современного образования: региональный аспект», где был обсужден широкий комплекс образовательных проблем и инновационной деятельности.

Год с небольшим назад наш вуз по поручению Министерства образования РФ выступил координатором работы по эксперименту с ЕГЭ в регионе. В ПГУ был создан региональный центр оценки качества образования. Началось осмысление первых результатов эксперимента [5].

Опыт международной деятельности университета в научно-образовательной сфере получил высокую оценку и признание в нашей стране. Архангельская область рассматривается как пилотный регион по интеграции России в Болонский процесс, при этом особое значение приобретает уже накопленный опыт научно-образовательно-

го сотрудничества в Баренцевом регионе. В рамках федеральной программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании» сегодня разрабатывается проект, посвященный проблемам экспорта образовательных услуг в Баренцев регион (руководитель - проректор по международным связям ПГУ А.С. Крылов).

Уникальной структурой нашего университета является Институт развития ребенка (директор - профессор А.В. Грибанов). Его ученые и сотрудники - медики, физиологи, специальные педагоги и психологи -плодотворно занимаются разработкой комплексной научной темы с насущной инновационной составляющей - «Дети Севера: здоровье, рост и развитие». Кратко характеризуя направления и результаты деятельности, хотелось бы подчеркнуть, что мы в данном случае переходим от собственно образовательных к более широким социальным проблемам. Добавим, что эти проблемы злободневны и очень тревожны, ибо, по данным Министерства здравоохранения, лишь 5-7% детей в России рождаются здоровыми. Такая же картина и в Архангельской области.

В Институте развития ребенка реализуются следующие программы: 1) оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии; 2) становление специального образования в Архангельской области (факультет специальной педагогики); 3) проект «Мы можем», в ходе осуществления которого создан класс «Особый ребенок», где обучаются дети, считавшиеся необучаемыми;

4) проект семейной терапии, целью которого является разработка и внедрение психологических и психотерапевтических методов коррекции различных психопатологических состояний с привлечением ресурсов семьи и других социальных ресурсов;

5) юридический проект по оказанию правовой помощи семьям, имеющим детей с проблемами развития.

Последние четыре года в Институте развития ребенка ведется новый проект -

«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей», осуществляемый при поддержке департамента образования Архангельской области и Министерства образования РФ. Актуальность проекта трудно переоценить, ибо процент таких детей в обществе, по западным оценкам, составляет 5-10%. В младшем школьном возрасте -это, как правило, неуспевающие дети, а в подростковом возрасте - имеющие асоциальное поведение. Интерес и сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной - медицинской, психологической и педагогической. Благодаря помощи департамента образования области, в структуре института был создан первый в системе образования России СДВГ-центр. По сути, этот проект является федерально-региональным, носит фундаментальный характер и в то же время имеет ярко выраженную инновационную направленность. Он осуществляется при финансовой поддержке Минобразования, департамента образования Архангельской области, а также международных грантов. В мае 2004 года в университете состоялась первая Всероссийская научная конференция по данной проблеме.

Наши специалисты ведут целенаправленную исследовательскую работу в рамках научного направления «Социальная работа в изменяющихся культурах и обществах» (руководитель - профессор Р.И. Данилова) и делают это в тесном контакте и сотрудничестве с зарубежными коллегами из Германии и скандинавских стран. Отмечу исследовательские проекты «Обеспечение независимого проживания пожилых людей на малозаселенных территориях» (при поддержке программы ТАСИС) и «Социокультурные потребности и качество жизни пожилых людей на территории Европейского Севера». Идет реализация международных научно-практических проектов «Децентрализация услуг семьям с особыми нуждами в условиях малого города» (речь идет об организации помощи семьям, имеющим детей-инвалидов), выполняемого на

материалах г. Новодвинска, и «Помор III» - по работе с заключенными и профилактике преступности в России и др. Результаты имеют ярко выраженную инновационную направленность и воплощаются в разработке теоретических и практических основ социальной работы в условиях Европейского Севера, в выработке рекомендаций специалистам, работающим в этой сфере и, наконец, в деятельности социальной клиники, женского и мужского кризисных центров на базе факультета социальной работы Поморского университета.

«Социально-философские аспекты формирования личности» - эта проблематика активно и плодотворно обсуждается в нашем вузе под руководством профессора Е.В. Кудряшовой. Среди разрабатываемых тем: 1) взаимоотношения личности и общества в системе социального управления на национально-государственном, организационном и социогрупповом уровнях; 2) взаимоотношения людей в различных типах социума, выработка практических механизмов социальной работы; 3) гендерный анализ социальных ролей и социальной адаптации. Добавлю, что профессор Кудряшова возглавляет Центр гендерных исследований ПГУ, основанный ею в 1997 году, и исследовательская деятельность, проводимая здесь в тесном сотрудничестве с зарубежными коллегами, органично сочетается с инновационной, результаты которой воплощаются в сфере управления, науки, образования, культуры и бизнеса [6].

Таковы некоторые аспекты научной и инновационной деятельности в Поморском государственном университете, характеристика которой отнюдь не исчерпывает имеющийся потенциал и его возможности.

По моему глубокому убеждению, университетская наука в регионах не является провинциальной наукой и заслуживает самого уважительного к себе отношения. Заинтересованный диалог ученых и власти, формирование государственного заказа науке, востребованность и реализация в текущей политике разработок и рекомендаций

специалистов будут способствовать решению многих актуальных проблем, обеспечению безопасного и устойчивого развития Севера.

В 2004 году по инициативе руководства Поморского государственного университета были созданы Поморское региональное отделение Российской академии естественных наук и Поморское отделение Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России», которые призваны способствовать сплочению научного сообщества, здоровой кооперации всех научных сил для успешного решения тех сложных задач, которые стоят сегодня перед регионами Европейского Севера нашей страны.

Литература

1. Голдин В.И., Журавлёв П.С. Поморский

государственный университет им. М.В. Ломоносова на рубеже веков. Научно-исследовательская деятельность. - Архангельск. 2000; Голдин В.И. Европейский Север в научных проектах Поморского университета: исторические традиции и пути модернизации // Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. III - Архангельск, 2001.; Голдин В.И. Северная цивилизация и научное сообщество // Северный регион: наука, образование, культура. - 2002. - № 2.

2. Региональная политика и проблемы разви-

тия Европейского Севера: взгляд из ХХ в XXI век. - Архангельск, 1999; Холодный дом России. - Архангельск, 1996; Залывс-кий Н.П. Стратегия инвестирования для устойчивого развития Европейского Севера России. - Архангельск, 2000; Булатов В.Н. Русский Север. Т.1 - 5. - Архангельск, 1997 - 2001; Шубин С.И. Северный край в истории России. - Архангельск,

2000.

3. Репневский А.В. СССР - Норвегия: эконо-

мические отношения. - Архангельск, 1998; БулатовВ.Н., Шалёв А.А. Баренцев Евро-Арктический регион и Архангельская область: Международное сотрудничество. История и современность. - Архангельск, 2001; XIV конференция по изучению Скандинавских стран и Финляндии. - Архан-

гельск, 2001; Россия и Северная Европа. -Архангельск-Москва, 2001; Русский Север в системе геополитических интересов России. - Москва - Архангельск, 2002.

4. Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX-первой трети ХХ века. Проблемы модернизации и социальной экологии. - Архангельск, 1998; Лукин Ю.Ф. История, экология и экономика в меняющейся России:

взгляд из Архангельска. - Архангельск,

2001.

5. Кудряшов Ю., Гильдебрант А. Единый го-

сударственный экзамен в Поморье // Высшее образование в России. - 2004. -№ 1.

6. Кудряшова Е. Профессиональное образование в Архангельской области // Высшее образование в России. - 2003. - № 1.

А. ГРИБАНОВ, профессор директор Института развития ребенка

Институт развития ребенка как учебно-научно-инновационный комплекс Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова был создан по решению Ученого совета в апреле 1998 года. Основной целью его создания было объединение в единую систему специального педагогического образования в Архангельской области, подготовки и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации, научно-исследовательской и практической деятельности по вопросам здоровья и развития детей, помощи семье и ребенку в реализации их прав на полноценное развитие и образование.

Исходя из потребностей образовательной среды региона, в структуру Института развития ребенка вошли: факультет коррекционной педагогики, сектор научных исследований, подготовки и аттестации научно-педагогических кадров и научно-образовательный центр «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью «Содействие» (рис.1). Факультет коррекционной педагогики включает в себя кафедры специальной педагогики и психологии, физиологии и патологии развития человека, методический кабинет и библиотеку.

Подготовка специалистов осуществляется по специальностям: олигофренопедагогика, логопедия и адаптивная физическая культура (совместно с факультетом физи-

Институт развития ребенка

ческой культуры). В настоящее время в Институте развития ребенка обучается 180 человек по очной форме и 220 человек по заочной форме. В июне 2003 года был первый выпуск олигофренопедагогов с дополнительными специальностями логопед или учитель норвежского языка. Планируется открытие новой специальности - специальной психологии.

В сектор научных исследований, подготовки и аттестации научно-педагогических кадров входят отдел научно-технической информации, научно-исследовательские лаборатории, аспирантура, докторантура и докторский диссертационный совет по специальностям 03.00.13 «Физиология» и 19.00.02 «Психофизиология».

Научные исследования, проводимые сотрудниками Института, тесно связаны с планами важнейших мероприятий Российской академии образования и Российской академии медицинских наук. Многие из них проводятся по заказам Министерства образования, Российской академии образования и администрации Архангельской области. Успешно выполняются научные исследования в рамках президентской программы «Дети России», федеральных целевых программ «Дети Севера», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и областных научно-технических программ.

В результате многолетних исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.