Научная статья на тему 'Два портрета одного вуза на фоне двух культурных революций'

Два портрета одного вуза на фоне двух культурных революций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два портрета одного вуза на фоне двух культурных революций»

военнослужащих, увольняемых в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В структуре Поморского университета создан Институт развития ребенка, основная цель которого - организация специального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, научно-исследовательской работы и практической деятельности по вопросам здоровья и развития детей, помощи семье и ребенку в реализации их прав на полноценное развитие и образование.

Сегодня Поморский университет находится среди лидеров российских вузов, уве-

ренно следует традициям классического университетского образования, дополняя их современным содержанием. Уверен, что коллектив Поморского государственного университета не остановится на достигнутом. Впереди у него - долгий творческий путь к совершенствованию.

В преддверии празднования 75-летия Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова хочу пожелать коллективу университета новых достижений в деле образования и науки во славу России и Архангельской области, а каждому сотруднику вуза - творческого роста и личного счастья.

А. РЕПНЕВСКИЙ, профессор

Архангельский Север к началу 30-х гг.

ХХ в. был близок к выполнению закона о всеобщем начальном образовании. Страна же готовилась взять новые рубежи культурной революции - вводилось всеобщее семилетнее образование для городского, а потом и для всего населения. С 1929 г. бывшая Архангельская губерния, каки Вологодская, и незадолго до этого созданная Северодвинская, и Каргополье из Олонецкой губернии, вошли в состав вновь образованного Северного края с административным центром в Архангельске. Это огромное территориальное образование многократно превышало размеры любых европейских государств. Но в демографическом, промышленном и культурном отношении Северный край серьезно отставал не только от Европы, но и от многих центральных, западных и южных регионов СССР. На Русском Севере учителей было намного меньше, чем в Центральной России, а материальная база в виде специализированных учебных зданий вовсе отсутствовала. Стране для осуществления пятилетних планов 30-х гг. было необходимо

Два портрета одного вуза на фоне двух культурных революций

срочно подготовить целую армию учителей, инженеров, врачей...

Прежде всего в крае стали активно решать проблему учебных помещений. За всю

первую пятилетку было построено школ на 11 718 ученических мест [1]. Но если учеников в школах было с избытком, то учить-то их было почти некому. Так, по данным на 1 января 1934 г., в семилетних и средних школах Архангельска из 832 учителей лишь 92 (11,1%) имели высшее образование [Там же]. На селе положение было еще хуже.

По подсчетам крайоно, в 1932 г. Северному краю дополнительно требовалось 2950 учителей только для школ I ступени, 1700 преподавателей для школ фабрично-заводского ученичества, 440 педагогов для техникумов и 4300 воспитателей для дошкольных детских учреждений [2]. Катастрофически дело обстояло на такой отдаленной и специфичной в национальном отношении территории, как Ненецкий округ. Там с октября 1929 г. действовала окружная комиссия по ликвидации неграмотности среди взрослого населения во главе с И.П. Выучейским [3], который в 1932 г. отмечал, что дело ликвидации безграмотности в тундре поставлено плохо: «из 3000 человек (16-49 лет) лишь до 300 грамотны (10%)» [4]. В связи с этим в 1931 г. на II краевом съезде Советов председатель съезда М.А. Цейтлин сообщил о предстоящем открытии в Архангельске пединститута.

1932 год оказался самым «обильным» в истории Архангельска и всего Северного края в смысле становления высшего образования. Тогда в городе на Северной Двине были открыты сразу 4 высших учебных заведения. Долгую и плодотворную жизнь история уготовила только трем из них: Архангельскому государственному педагогическому институту (АГПИ), Архангельскому государственному медицинскому институту (АГМИ) и Архангельскому государственному лесотехническому институту (АЛТИ), созданному четырьмя годами ранее, в 1929 г.

Для АГПИ, а ныне Поморского государственного университета, число 13 не может считаться несчастливым: 13 ноября 1932 г. - в день его фактического рождения - приказом по институту были зачислены первые 167 студентов. Студентами в

подавляющем большинстве стали учителя и руководители школ, не имевшие высшего образования. По существу, институт занялся повышением их квалификации. Коллектив преподавателей составлял всего 10 человек. Практически все они были совместителями. Директором была назначена Ев-фалия Васильевна Васильева. Срок обучения составлял тогда 4 года. Действовало 4 отделения: истории, русского языка и литературы, физики и математики, биологии. В 1934 г. они были реорганизованы в факультеты. Работа по первому приему

1932 г. показала, что на самотек это дело пускать нельзя. Нужна была не только пропаганда учительского дела, но элементарное повышение грамотности и уровня знаний абитуриентов. Поэтому 1 апреля

1933 г. открылось еще одно отделение -подготовительное. Все эти отделения в том или ином виде действуют и поныне.

Строго говоря, педвуз в Архангельске не был в то время самостоятельным учреждением. Народный комиссариат просвещения утвердил его (несмотря на местоположение в центральном городе Северного края) как филиал вечернего сектора Северного краевого педагогического института в Вологде. Но уже в 1933/ 34 гг. Архангельское вечернее отделение численно переросло аналогичное подразделение головного вуза. Полноценным самостоятельным вузом областного значения с дневным, заочным и вечерним отделениями АГПИ стал в августе 1938 г.

Своего здания у АГПИ не было, вуз временно размещался в помещении фабрично-заводской семилетки №1. Все его отделения расположились всего в трех классных комнатах. В 1938 г. на базе вечернего пединститута начал работать вечерний стационар. Вскоре было организовано и заочное отделение. Места для занятий стремительно расширяющегося вуза стало катастрофически не хватать. А уж о создании на старой базе полноценного дневного стационара и говорить не приходилось. В августе 1939 г. АГПИ переехал в значительно боль-

шее по масштабам здание бывшей Духовной семинарии. Считалось, что вуз разместился там временно и через пару-тройку лет обретет специально выстроенное новое здание. Но вмешалась война. И до сих пор главный учебно-административный корпус Поморского университета размещается в том же историческом здании.

Любой вуз не может считать себя состоявшимся, пока не завершит полностью хотя бы один учебный цикл, пока не осуществит первый выпуск специалистов. Первые 57 дипломов об окончании Архпедин-ститута были выданы в феврале 1937 г. В основном это были историки. В декабре того же года окончили институт еще 38 студентов - биологов, литераторов, физиков. Третий выпуск состоялся в декабре 1938 г. Всего до начала Великой Отечественной войны было сделано 6 выпусков.

Ошибочно думать, что в окраинном институте в 30-40-е гг. не могло быть преподавателей высокой профессиональной, научной и педагогической квалификации. В АГПИ трудились представители старой архангельской интеллигенции: физик доцент П.П. Покатило, географ доцент К.П. Гемп. Позже с оккупированной Украины прибыл математик доцент В.К. Матыщук. Кафедрой русского языка заведовал знаменитый профессор И.А. Елизаровский, вел занятия профессор М.В. Клочков. А французский (П.П. Дав) и немецкий (Ф.А. Чирцова и Ф.В. Майер) вели люди, для которых эти языки были родными. Несколько преподавателей в свое время окончили Оксфорд (Н.Ф. Анненкова) или провели юность в Англии и Франции (И.Е. Аничков).

На кафедре истории народов СССР работал доктор административного права Н.Я. Новомбергский. В 1943 г. он был удостоен еще и степени доктора исторических наук. В годы войны подготовил докторскую диссертацию и защитил ее в МГУ в марте 1945 г. профессор географии Б.Е. Райков. Историю средних веков преподавал доцент Я.Г. Емельянов - автор 19 статей в Большой и Малой советских энциклопедиях.

Еще до революции он окончил два факультета парижской Сорбонны.

Даже в самые тяжелые первые годы Великой Отечественной войны вуз не просто выживал, работая в интересах фронта, но продолжал развиваться. В связи с выявившейся потребностью в иностранных языках в октябре 1941 г. на дневном отделении АГПИ был создан факультет иностранных языков с тремя отделениями: английского, немецкого и французского языков. В 1943 г. на вечернем отделении учительского института появился естественно-географический факультет, а на стационаре - географический факультет. К 1945 г. в институте было 13 кафедр. Именно в годы войны в вузе прошли первые научные конференции (в 1943 и 1944 гг.). Всего АГПИ в годы Отечественной войны (1941-1944) было подготовлено 496 учителей с высшим образованием. Все они остались работать в области. В 1945 г. еще 120 человек получили дипломы педагогического и учительского институтов.

И все же еще в предвоенный 1939/40 учебный год сформировался, так сказать, законченный материальный и социальный «портрет» молодого пединститута: специальное учебное помещение и общежитие, постоянные кадры работников (в их числе 50 преподавателей, в основном молодежь), 10 кафедр, 15 кабинетов и лабораторий. На всех формах обучения АГПИ, включавших и специальный Учительский институт, в 1940 г. «грызли гранит науки »1200 студентов. Эта цифра вполне сопоставима с ежегодной численностью его студентов (15002000 чел.) в последующие тридцать лет (5080-е гг.). АГПИ стал приобретать авторитет в городе и области и как ведущее педагогическое учреждение, и как притягательный центр культуры.

Глядя в прошлое, можно смело сказать, что со своей частью задач той первой культурной революции АГПИ справился. Факультеты только дневного отделения Арх-пединситута за 30-80-е гг. ХХ в. дали области почти 12 500 выпускников. Еще

столько же специалистов подготовили в сумме Учительский институт (действовал как структура АГПИ по 1953 г.), вечернее (существовало до 1959 г.) и заочное отделения пединститута.

Эти 25 тысяч специалистов с высшим профессиональным и педагогическим образованием покрыли не только основные потребности школы, но, наряду с другими вузами, подготовили культурные кадры для всех других сфер гуманитарной, управленческой и хозяйственной жизни Архангельской области. Недаром постановлением Совета министров СССР от 11 декабря 1957 г. институту было присвоено имя Михаила Васильевича Ломоносова, а в 1982 г. его коллектив был награжден орденом «ЗнакПочета». Во многом это заслуга руководителей института, в числе коих особо выделяется имя участника Великой Отечественной войны, почетного гражданина города Архангельска, доктора исторических наук профессора Георгия Георгиевича Фруменкова, который почти 18 лет (в 6070-е гг.) был ректором АГПИ.

Однако с конца 80-х гг. в стране назревала новая культурная революция. Жить старыми заслугами и оставаться на гребне неизбежных глобалистских образовательных и технологических тенденций становилось невозможно. Это быстро осознало молодое поколение руководителей Архпединститу-та, большинству из которых было немногим более 30 лет. Они не желали, чтобы институт оказался заповедником застоя. Возглавил реконструкцию вуза новый ректор -доктор исторических наук профессор Владимир Николаевич Булатов, который и сейчас руководит его коллективом. Новая ректорская команда, к которой принадлежал и автор данной статьи, преодолевая косность и боязнь многих, решительно приступила к глубокой смене и расширению сфер деятельности, перестройке структуры и всей системы преподавания. Генеральная цель, поставленная на исходе 80-х, состояла в поэтапном кардинальном превращении сильного областного педвуза в передовой

академический по своим составляющим, региональный и международный по масштабам образовательной, научнойи культурной деятельности УНИВЕРСИТЕТ. Понятие «университет» куда больше, чем «пединститут», соотносится с именем Ломоносова. Слово «университет» впервые было включено в наименование вуза 15 ноября 1991 г. Признаемся, что отчасти оно было присвоено авансом, и ему еще предстояло научиться соответствовать.

С той поры прошло почти два десятилетия непрерывных, напряженных реформ. На рубеже ХХ и XXI вв. старый АГПИ не только сменил три названия - сам образ его внутренне и масштабно преобразился до неузнаваемости, хотя современный вуз гордится своим прошлым. Подготовку учителей, педагогов он по-прежнему числит своим святым делом. Сохранение и умножение традиций - естественная потребность каждого учебного заведения со стажем.

К 75-летию как раз время широкими мазками написать его современный зрелый социальный портрет. С 24 марта 2003 г. вуз носит имя «Поморский государственный университет ». Парадным лицом ПГУ остается старинное здание бывшей Духовной семинарии. Но вместо одного учебного и одного общежитского корпусов по всей территории Архангельска ныне раскинулась сеть из 14 зданий ПГУ различного назначения. Вместо 4-6 факультетов и 1520 кафедр основных школьных специальностей, существовавших в АГПИ в 3070-е гг., ПГУ имеет более 20 факультетов со многими отделениями и более 60 кафедр, их обслуживающих, покрывающих образовательные потребности широкого университетского профиля. При университете действуют отделение довузовской подготовки и центр дополнительного образования. В промышленном Северодвинске, далекой Коряжме, что расположена на юго-востоке Архангельской области, и в столь же далеком северо-восточном Нарьян-Маре встают на ноги три его филиала.

Еще один важный штрих кпортрету каж-

дого вуза - его библиотека. Если в середине 30-х гг. прошлого века научная библиотека АГПИ насчитывала 25 тыс. изданий и законно гордилась этим, то ныне библиотечный фонд быстро подбирается к миллиону, и вуз успешно развивает сетевые технологии мгновенного получения информации из любых точек планеты. Библиотеке и ее филиалам приходится обслуживать почти 14,5 тыс. студентов и 1,5 тыс. сотрудников университета на дневной, заочной и вновь открытой вечерней формах обучения [5]. Это почти в 13 раз больше, чем в предвоенном 1940 г. Соответственно вырос и профессорско-преподавательский, управленческий, хозяйственный состав работников ПГУ.

Болонский процесс, в который ПГУ им. М.В. Ломоносова включается в полной мере, не может быть осуществлен без тесного кооперирования с образовательными и научными учреждениями Европы и всего мира. Наш университет плодотворно сотрудничает не только с ведущими университетами и академическими центрами России и Европейского Севера, но и с 45 университетами и научными центрами 12 стран мира, из которых на первых местах находятся Норвегия, Швеция, Финляндия, Германия и США. Взаимное партнерство проверено временем и насчитывает 10-15 лет. Особенно успешно организует повседневное деловое партнерство существующий почти 12 лет Норвежско-Поморский университетский центр. Сотни студентов и преподавателей ПГУ с начала нового века обучались, читали лекции, вели научную работу или

проходили стажировки за рубежом. И наоборот, сотни иностранных студентов занимались и занимаются в Поморском университете. Преподаватели из США, скандинавских и других стран стали у нас повседневным явлением.

Количественные трансформации от АГПИ к ПГУ впечатляющи, но куда важнее стремительное качественное преображение 75-летнего вуза. Еще в 60-е гг. АГПИ обидно называли «вузом одного профессора». Это было почти правдой. Но как далеко и быстро ПГУ ушел от этого положения! На начало 2007 г. в ПГУ 65 докторов и более 350 кандидатов наук [6]. Собственная аспирантура готовит научные кадры по 32 специальностям. Только в 2006 г. 76 преподавателей, аспирантов и соискателей вуза защитили кандидатские и докторские диссертации, 48 из них - в диссертационных советах ПГУ. Университет готовит поствузовские кадры не только для себя самого, но для всего региона Русского Севера.

К своему юбилейному году по общему количеству полученных научных грантов ПГУ занял первое место на всем Европейском Севере. Качественно работающее университетское издательство ежегодно выпускает десятки монографий, учебных по-

собий, научных сборников. Облик университета существенно дополняют 9 его исследовательских институтов и научных центров, 12 творческих лабораторий. Научный журнал ПГУ «Вестник Поморского университета» является одним из 8 ведущих рецензируемых изданий Северо-Западного федерального округа. Это является признанием академической ценности «Вестника» в масштабах России.

Поморский университет сегодня - мощный культурный центр региона, генерирующий передовые идеи. Его авторитет распространяется на многие Северо-Европей-ские государства.

В год 75-летия Ученый совет ПГУ старается мыслить стратегически. Он думает о поморском юношестве - обсуждает планы создания Ломоносовской гимназии для одаренных старшеклассников области. Он озабочен концентрацией научного и преподавательского потенциала региона - инновационной интеграцией высших учебных заведений Архангельска и области.

Теперь можно сказать - ПГУ действительно серьезный академический университет. Он по-хорошему амбициозен и созрел к участию в разворачивающейся инновационной культурной революции - трансформации в вуз, готовый конкурировать с лучшими мировыми университетами.

Литература

1. «Годы становления». Неопубликованный

доклад 1980 г. С.С. Белошапкина и П.Т. Синицыной. - С.1. // Личный архив С.С. Белошапкина.

2. Государственный архив Архангельской об-

ласти (далее ГААО). Ф. 4190. Оп. 2. Л. 5.

3. ГААО. Отдел политических движений и

формирований. Ф. 804. Оп. 1. Д. 18. Л. 7.

4. КоловангинаМ.М. История системы об-

разования в НАО в лицах: заведующие окроно (1929-2004). - М., 2004. - С. 10.

5. История научной библиотеки ПГУ. -http://lib.pomorsuru.ru/Info/hist_lib.htm

6. Голдин В.И. Взят верный курс // Ломо-

носовец. - 2007. - №10.

ПГУ им. М.В. Ломоносова в перспективе Болонского процесса

И. ЛУГОВСКАЯ, профессор, проректор

Е. СТАРОСТИНА, доцент, проректор

Образовательное пространство Поморского государственного университета развивается в общероссийском контексте - в условиях осознания необходимости и важности интеграции российской системы высшего образования с западноевропейской, с одной стороны, и потребностью сохранения положительного опыта, который имелся и сохраняется до сих пор в отечественной системе образования, - с другой. Основные направления развития образовательного пространства университета определены руководящими документами, отражающими политикугосудар-ства в области образования [1, 2].

В центре внимания - удовлетворение образовательных потребностей личности, региона, государства при учёте тенденций, определяющих современные процессы в отечественном и зарубежном образовании. Стратегия развития образовательного пространства университета предполагает решение следующих задач:

• повышение качества образования и обеспечение конкурентоспособности университета и его выпускников;

• расширение спектра образовательных услуг как по горизонтали(специализации, дополнительные образовательные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.