Научная статья на тему 'Человек, пришедший вовремя (к 70-летию В. Н. Булатова)'

Человек, пришедший вовремя (к 70-летию В. Н. Булатова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ БУЛАТОВ / VLADIMIR BULATOV / АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ARKHANGELSK TEACHER TRAINING INSTITUTE / РУССКИЙ СЕВЕР / RUSSIAN NORTH / САФУ / NARFU

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Репневский Андрей Викторович

В статье исследуются источники жизненного успеха ректора Архангельского государственного педагогического института Поморского государственного университета (АГПИ-ПГУ), доктора исторических наук, профессора В.И. Булатова, раскрываются процесс становления его характера и практические «секреты» его достижений, подчеркиваются целеустремленность и демократизм личности, отмечается то, что герой этой статьи мыслил перспективно, масштабно. В тексте раскрывается многолетняя плодотворная деятельность профессора и ректора Булатова в интересах развития образования и науки Русского Севера, характеризуется его талант, позволивший направлять большой коллектив преподавателей, сотрудников и студентов на прогрессивную созидательную работу в чрезвычайно сложных политических и экономических условиях 80-х и 90-х годов ХХ века. Определяются главные заслуги деятельности В.Н. Булатова: богатое научное наследие, ориентация высших учебных заведений Архангельской области на исследование и хозяйственное освоение Российской Арктики, создание Поморского государственного университета, установление широких международных связей ПГУ и активная организаторская работа, которая привела в 2010 году к образованию САФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE CAME AT THE RIGHT TIME (to the 70th Birthday Anniversary of V.N. Bulatov)

The article examines the keys to success of the rector of Arkhangelsk State Teacher Training Institute (later, Pomor State University), Doctor of History, Professor V.I. Bulatov. It describes the process of his character formation and practical “secrets” of his achievements, highlights Bulatov’s purposefulness and democratic views, pointing out that he was always thinking big and long-term. The article dwells on the many years’ productive work of Professor Bulatov for the development of education and science in the Russian North. Using his talent, Rector Bulatov encouraged the teachers, employees and students in their forward-looking, creative work under extreme political and economic conditions of the 1980s and 1990s. Among the most important of Bulatov’s accomplishments we can name his rich academic heritage, focus of higher education institutions of the Arkhangelsk Region on research and economic development of the Russian Arctic, creation of the Pomor State University, establishment of broad international relations, and effective organizational work which in 2010 resulted in the formation of Northern (Arctic) Federal University.

Текст научной работы на тему «Человек, пришедший вовремя (к 70-летию В. Н. Булатова)»

ёш: 10.17238/227-6465.2016.1.145

РЕПНЕВСКИЙ Андрей Викторович, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

ЧЕЛОВЕК, ПРИШЕДШИЙ ВОВРЕМЯ (к 70-летию В.Н. Булатова)1

В статье исследуются источники жизненного успеха ректора Архангельского государственного педагогического института - Поморского государственного университета (АГПИ-ПГУ), доктора исторических наук, профессора В.И. Булатова, раскрываются процесс становления его характера и практические «секреты» его достижений, подчеркиваются целеустремленность и демократизм личности, отмечается то, что герой этой статьи мыслил перспективно, масштабно. В тексте раскрывается многолетняя плодотворная деятельность профессора и ректора Булатова в интересах развития образования и науки Русского Севера, характеризуется его талант, позволивший направлять большой коллектив преподавателей, сотрудников и студентов на прогрессивную созидательную работу в чрезвычайно сложных политических и экономических условиях 80-х и 90-х годов ХХ века. Определяются главные заслуги деятельности В.Н. Булатова: богатое научное наследие, ориентация высших учебных заведений Архангельской области на исследование и хозяйственное освоение Российской Арктики, создание Поморского государственного университета, установление широких международных связей ПГУ и активная организаторская работа, которая привела в 2010 году к образованию САФУ.

Ключевые слова: Владимир Николаевич Булатов, Архангельский педагогический институт, Русский Север, САФУ.

Владимир Николаевич Булатов - человек, о котором уже написано очень и очень много. Чтобы убедиться в этом, достаточно сесть за компьютер и набрать в сети его фамилию, имя и отчество. Люди изучают его биографию, читают его книги и статьи. Как у всякого порядочного человека, у него были при жизни, есть и поныне друзья и недруги. Недруги предпочитают «кусать» его после смерти - нападать на мертвого льва куда удобнее, чем на живого. Но друзей

у Булатова в разы больше, и они всегда готовы защитить его память и продолжить его дело. В их борьбе и делах Владимир Николаевич продолжает активную жизнь, и не только в электронной сети и тиши библиотек и архивов, но и в реальной жизни. Немногие удостаиваются такой чести. Прожил он не очень долгую жизнь - всего 61 год, но сделать успел так много, что иным не хватило бы и трех жизней. В чем же секреты его успехов и почему он «приходил вовремя»?

'Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и правительства Архангельской области «Национальная арктическая политика России и развитие международного партнерства в Европейском секторе Арктики в конце XX - начале XXI вв.», проект № 15-17-29001 а/.

Первый из «секретов» Владимира Николаевича в том, что он умел находить свое место в любые времена: советские, перестроечные 80-е и постсоветские. И это не потому, что он прогибался, как многие другие, а потому, что сам прогибал времена под свои смелые идеи. Он искал и находил достоинства, возможности, видел перспективы каждого времени для осуществления своих планов. Он умел расчетливо рисковать, отступать, снова бросался в бой и... выходил победителем. Владимир Булатов заранее предвидел, где сказочный Конек-горбунок проскачет, и умел оседлать его. Самое важное то, что старался он не для себя, а для пользы в деле образования, науки, прогресса Архангельской области и всей России. Если бы он думал только о себе, то сидел бы тихо на профессорской ставке, не нервничал бы, не нажил бы себе тяжелой болезни и был бы жив сейчас. Но в этом случае он не был бы тем Булатовым, которого мы высоко ценим.

Посмотрим, как он «раскрывал» разные времена, как создавал себя и перестраивал окружающий мир. Родился Володя 22 января 1946 года в Румынии, в семье советского офицера, но с трехлетнего возраста стал архангелогородцем. Русскому Северу, Арктике, науке и народному образованию он посвятил всю жизнь до последнего ее дня - 6 июля 2007 года.

Биография его юных лет может являться примером реализованных возможностей, которые предоставляло советское время для простого парня из семьи военнослужащего. Учился Володя Булатов в средней школе № 22, где добрая память о нем сохранилась до настоящего времени. Окончив в 1965 году 11 класс, получив среднее образование, он пошел работать крановщиком (это сейчас говорят вычурно - оператором башенного крана). Профессия строителя в 60-е годы ХХ века была уважаемой и востребованной, зарплата рабочих - высокой. Однако Владимир в строительной профессии освоиться не успел. Он проработал в СМУ-3 «Архпромстроя» неполных 2 месяца. Как все 18-летние юноши, был призван на службу в Советскую Армию и честно исполнил свой долг

перед Родиной в Венгрии, в Южной группе войск. Как видим, он рано, хотя и не по своей воле, начал «ездить по заграницам». Венгрия -вторая в его жизни зарубежная страна.

Тогда он не предполагал, что в относительно недалеком будущем побывает в командировках еще во многих государствах, в нескольких арктических экспедициях, станет серьезным ученым-историком, ректором АГПИ-ПГУ, видным организатором высшей школы и крупным общественным деятелем не только регионального, но и российского уровня. Именно в армии он наметил жизненную линию, в которой все, о чем сказано выше, было реализовано: он принял решение продолжить образование. Армейская служба позволяла молодому парню получить при поступлении в вуз определенные льготы. Демобилизовался старшина срочной службы Владимир Булатов в мае 1968 года и вернулся домой в Архангельск.

В Архангельске выбор вузов был трояким: медицинский, лесотехнический или педагогический. Все эти институты были созданы еще до войны и давали качественное профессиональное образование. Личные интересы Владимира Булатова были ориентированы на гуманитарные науки, на историю Отечества. Это и определило выбор. В августе 1968 года он поступил на отделение истории и английского языка историко-филологического факультета Архангельского государственного ордена «Знак Почета» педагогического института имени М.В. Ломоносова (АГПИ). Исторические науки шли у него хорошо, английский язык давался несколько труднее -сказывался перерыв в его изучении в годы армейской службы.

С первых дней студенческой жизни Владимир показал себя активным общественником и через год, в ноябре 1969 года, был избран секретарем Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) АГПИ. Пришлось перевестись на заочное отделение историко-филологического факультета, т. к. это было положено по должности «освобожденного», как тогда говорили, комсомольского

лидера института. Диплом учителя истории и обществоведения он получил в июле 1972 года, даже на год раньше тех, кто поступал в институт с ним вместе, т. к. на заочном отделении было не пяти-, а четырехлетнее обучение. С должности секретаря комитета ВЛКСМ пединститута началось его восхождение по комсомольской и затем партийной линии. В 1971 году Владимир Николаевич стал вторым секретарем Ломоносовского районного комитета комсомола, в 1973 году - первым секретарем этой районной организации, в 1974-м был назначен заведующим отделом пропаганды и культмассовой работы Архангельского обласного комитета (обкома) ВЛКСМ. В 1976 году В.Н. Булатов переведен на работу в отдел пропаганды и агитации обкома Коммунистической партии Советского Союза (КПСС).

В современной России не принято афишировать комсомольскую и партийную работу, частенько умалчивают в биографических материалах эту информацию. Между тем это в корне неверно. Без этих фактов не понять того, как Владимир Николаевич Булатов вырос в столь влиятельную фигуру и стал успешным организатором в сфере высшего образования Архангель-скойобласти.Однойпсихологическойпредраспо-ложенности, качественного исторического и педагогического образования для этого было мало. Необходимо было широкое поле деятельности, инициативы, возможности поступательного развития, насыщенный жизненный опыт, чтобы раскрыть таланты лидера. Работа в комсомоле и партийная работа давали возможность раскрыться. Эта работа - настоящий практический университет успешного менеджера и государственного служащего. Так и произошло с Владимиром Булатовым. Немаловажно и то, что по характеру он был дружелюбен, уживчив, открыт душой. С тех комсомольско-партийных времен у него осталось много друзей, что очень пригодилось в нелегкие перестроечные и тяжелые 90-е годы. Он успешно прошел жизненный университет 70-х годов. Это как раз то, чего так не хватает современным управленцам! При этом Владимир Николаевич не обюрократился (понятие

«бюрократ» абсолютно чуждо его характеру), но понял, как действует бюрократический аппарат при всех режимах.

В те времена очень редко бывало, чтобы комсомольский и партийный работник продолжал заниматься наукой. Это открыто не поощрялось руководством. В 60-70-е годы ХХ века в среде начальства на научные «поделки» и подделки моды не было. Надо было иметь твердый характер, недосыпать, урезать отпуск, чтобы вопреки принятым установкам подготовить и защитить кандидатскую диссертацию. На ум приходят всего несколько случаев такого рода, когда удавалась кандидатская диссертация действующего партийного или советского работника. Назову двух из них: первый - это известный историк-краевед Евгений Иванович Овсянкин и второй - Владимир Николаевич Булатов.

Владимиру Николаевичу помогало то, что по типу своего характера он был «жаворонком», т. е. вставал очень рано и почти ежедневно до начала рабочего дня успевал пару-тройку часов уделить науке. Работа над диссертацией особо быстро продвинулась и получила завершение в 1977-1979 годах, когда он был слушателем ВПШ в г. Ленинграде, где были созданы хорошие условия для исследовательской работы.

В результате предпринятых усилий, закаливших его характер, 20 июня 1979 года В.Н. Булатов успешно защитил диссертацию по теме «Комсомол - активный помощник партии в военно-патриотическом воспитании молодежи в предвоенные годы (1937 - июнь 1941)». Защита прошла в Ленинградском государственном университете им. А.А. Жданова, и в начале следующего, 1980 года, Булатову присудили степень кандидата исторических наук. Как видим, его кандидатская диссертация была посвящена вопросу, очень актуальному и ныне - военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Она стала одной из первых научных работ и иных публикаций будущего ректора. 11 лет спустя, в 1990 году, им была защищена докторская диссертация «Политика партии по превращению Северного морского пути в постоянно действующую магистраль.

1918-80-е годы». И опять Булатов, что называется, «попал в самую точку», т. к. хозяйственное освоение Арктики и Севморпути и сегодня стоит в центре Российской и международной политики. Сам выбор научных тем показывает, что Владимиру Николаевичу было свойственно видение ключевых трендов разных эпох. А к 2007 году печатных работ - от монографий, учебных пособий до научных статей и статей для прессы - у него набралось уже более 600. Главная из них - 5-томное учебное пособие для высшей школы «Русский Север». Подавляющее большинство трудов его богатого и разнообразного научного наследия раскрывает тему Российского Севера, Арктики. Как же Владимир Николаевич вышел на эту исследовательскую тематику?

Это второй «секрет» его жизни. Чтобы разгадать его, вернемся к студенческим годам. Преподавателями Булатова были профессора Г.Г. Фруменков, Ю.К. Новожилов, А.Н. Аксёнов, К.С. Иванова, А.А. Куратов. Они занимались изучением истории Архангельского Севера. Лекции читали очень интересно, увлеченно. Многих студентов - друзей и товарищей Владимира - наставили на стезю историка родного края. Не избежал этой участи и Владимир Николаевич. Годы комсомольской и партийной работы скорректировали тематику. О покорителях Арктики, героях Северного морского пути с 30-х годов ХХ века было написано уже много. Но в СССР без решений партии и партийного руководства серьезные дела, такие как покорение Арктики, не делались.

Современные историки Отечества этим пренебрегают или рисуют руководство только черными красками. И. напрасно, т. к. такие труды зияют пробелами. Работая в пропагандистском аппарате комсомола и КПСС, Владимир Николаевич располагал всем необходимым объемом документов о процессе освоения Северного морского пути. В начале своей преподавательской карьеры, работая над подготовкой докторской диссертации, он, что называется, «вошел во вкус» арктических исследований, открыл для себя много новых перспективных научных тем в этой сфере. Он полюбил Арктику

и Архангельск как «столицу Севера» и открытые «ворота» в эту terra incognita. В арктическом направлении он увидел такое широкое поле деятельности, что понял: одному ему не справиться - надо разворачивать к Арктике всю науку Архангельска и области.

Тут мы переходим к выявлению третьего «секрета» его жизни - крупнейшему проекту всех его деяний - трансформации крепкого областного пединститута через ряд почти волшебных превращений в академический Поморский государственный университет (П1У), а затем к работе по объединению усилий всего высшего образования региона на арктическом направлении. И на этом напряженном пути потребовался весь его жизненный опыт, все силы, весь талант организатора, общественно деятеля, руководителя большого преподавательского коллектива.

Для начала требовалось самому резко сменить сферу деятельности - уйти с партийной работы. Именно успешная защита кандидаткой диссертации подвигла Владимира Николаевича к этому решению. Заметим, что Булатов совершил этот резкий поворот не как большинство спасавшихся с тонущего корабля КПСС в конце 80-х годов. Он переключился на преподавательскую работу, никого и ничто не предавая, за несколько лет до начала перестройки.

Летом 1981 года он становится преподавателем АГПИ и почти сразу на несколько лет с головой уходит в написание задуманной докторской диссертации. Осенью 1985 года становится проректором по науке педагогического института.

Первые значимые шаги на пути кардинального преобразования сначала педагогического, а затем всего высшего образования Архангельской области были сделаны им после назначения на пост ректора Архангельского государственного педагогического института. Произошло это 20 марта 1986 года. Пединститут Владимир Николаевич Булатов принял из рук своего учителя, профессора Анатолия Александровича Куратова, который без сожаления расстался с ректорскими обязанностями, передав их молодому, энергичному, амбициозному, талантли-

вому организатору. На этом посту В.Н. Булатов и оказался «человеком, пришедшим вовремя»!

Это было почти провидение, что назначение ректором Владимира Николаевича совпало с началом перестройки, с началом новой эпохи в истории страны: появились широкие возможности для развития. Новый ректор узрел эти возможности и реализовал их на все 100 %.

Защитив докторскую диссертацию в 1990 году, получив степень доктора исторических наук в 1991 году и звание профессора истории в 1992-м, Владимир Николаевич обрел необходимую почву под ногами для реформ. Он «заразил» преподавательский коллектив идеей преобразования АГПИ в академический университет. В 1991 году АГПИ превратился в ПГПУ (Поморский государственный педагогический университет), в 1993 году ПГПУ стал называться ПМПУ (Поморский международный педагогический университет), а с 9 декабря 1996 года ПМПУ носил название ПГУ (Поморский государственный университет). При каждой перемене удавалось сохранить важное дополнение к названию «университет имени М.В. Ломоносова». Дело было не только в смене вывесок при входе в главное здание университета и значительном росте числа студентов! Вуз изменился по сути. Появились новые факультеты, родились филиалы в Северодвинске, Коряжме, Нарьян-Маре. Появились советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, свое издательство, научный журнал - «Вестник ПГУ», главным редактором которого был сам В.Н. Булатов. Под его руководством было начато создание 5-томной «Поморской энциклопедии».

При всей своей загруженности и увлеченности перестроечной работой ректор Булатов никогда не был кабинетным руководителем и ученым. Если он изучал Арктику, то чувствовал,

что обязан, что называется, «пощупать ее руками». Так, в 1988 году он оказался в составе российско-норвежской экспедиции на яхтах «Архангельск» и «Борей», в 1990 году стал участником международной научной экспедиции на Землю Франца-Иосифа, в 2007 году был членом делегации, посетившей погранзаставу этого архипелага.

Владимир Николаевич всегда выполнял огромную общественную работу. С 1992 года он -неизменный член правления Ломоносовского фонда, председатель Архангельского отделения Российского общества историков-архивистов, Почетный член культурно-просветительского общества «Норд» и т. д., и т. п. Но это не значит, что он к этой сфере деятельности относился формально и занимал различные посты в общественных организациях просто по должности. Общественную деятельность он рассматривал как важную часть объединения усилий интеллектуального сообщества Архангельской области в избранном им направлении и делал это успешно.

20 с половиной лет Владимир Николаевич Булатов стоял во главе АГПИ-ПГУ. Сейчас мы может сказать, что это была эпоха славных дел. Для объединения научных, учебных и производственных усилий научно-преподавательского сообщества всего Архангельского Севера он определенно сделал более всех своих коллег. Само существование САФУ - одно из главных творений Булатова, хотя до его рождения Владимир Николаевич не дожил нескольких лет. Однако его дело было продолжено соратниками и получило успешное завершение. Честь стать ректором САФУ досталась одному из продолжателей его дела, тоже историку и философу по образованию, человеку, знающему цену лидерства, профессору Елене Владимировне Кудряшовой.

doi: 10.17238/227-6465.2016.1.145

Repnevsky Andrey Viktorovich

Institute of Social, Humanitarian and Political Sciences, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov 2 prosp. Lomonosova, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;

e-mail: a.repnevskiy@narfu.ru

HE CAME AT THE RIGHT TIME (to the 70th Birthday Anniversary of V.N. Bulatov)

The article examines the keys to success of the rector of Arkhangelsk State Teacher Training Institute (later, Pomor State University), Doctor of History, Professor V.I. Bulatov. It describes the process of his character formation and practical "secrets" of his achievements, highlights Bulatov's purposefulness and democratic views, pointing out that he was always thinking big and long-term. The article dwells on the many years' productive work of Professor Bulatov for the development of education and science in the Russian North. Using his talent, Rector Bulatov encouraged the teachers, employees and students in their forward-looking, creative work under extreme political and economic conditions of the 1980s and 1990s. Among the most important of Bulatov's accomplishments we can name his rich academic heritage, focus of higher education institutions of the Arkhangelsk Region on research and economic development of the Russian Arctic, creation of the Pomor State University, establishment of broad international relations, and effective organizational work which in 2010 resulted in the formation of Northern (Arctic) Federal University.

Keywords: Vladimir Bulatov, Arkhangelsk Teacher Training Institute, Russian North, NArFU.

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2;

e-mail: a.repnevskiy@narfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.