Научная статья на тему 'Программы двойных и совместных международных дипломов'

Программы двойных и совместных международных дипломов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программы двойных и совместных международных дипломов»

42

Высшее образование в России • № 5, 2007

А. КРЫЛОВ, доцент, проректор

В 1993 г. было создано уникальное геополитическое образование - Баренц-Евро-Арктический регион. К тому времени будущий Поморский государственный университет имел всего лишь три договора о сотрудничестве. Они были результатом оживления деятельности городов-побратимов. В США побратимом Архангельска стал Портленд (штат Мэн), и ПГУ заключил договор с университетом Портленда, и в Швеции мы заключили договор с Высшей народной школой Кируны. В Норвегии побратимом Архангельска стал г. Варде, административный центр провинции Финнмарк, и был заключен договор с Финнмарк-колледжем, который располагается в Альте.

Университет Тромсе, единственный университет в Северной Норвегии, выбрал ПГУ в качестве стратегического партнера. Впоследствии личные заслуги руководителей университета Тромсе были высоко оценены. Ректор университета Уле Мьес и директор по научным исследованиям, координатор сотрудничества с Россией Ингвиль Брок были избраны почетными докторами ПГУ. С 1993 г. функционируют договоры о Норвежско-Поморском университетском центре какинструменте российско-норвежского сотрудничества, о преподавании норвежского языка, о взаимном обмене студентами и преподавателями. В апреле 1993 г. наш университет организовал первую международную конференцию по науке и образованию в Баренц-регионе. Была сформирована международная рабочая группа по образованию и науке, которую возглавил ректор В.Н. Булатов.

В настоящее время решена задача перехода от единичных зарубежных контактов и международных проектов к университетской системе международных связей. Эф-

Программы двойных и совместных международных дипломов

фективно функционируют структуры международного сотрудничества (Норвежско-Поморский университетский центр, представительство общества милосердия Северной Норвегии, международный отдел и др.). Это позволило Поморскому университету стать признанным участником Бо-лонского процесса. В апреле 2006 г. Министерство образования и науки РФ издало специальный приказ об участии ПГУ в эксперименте по внедрению кредитно-мо-дульной системы.

С 2006 г. университет осуществляет 45 международных проектов, финансируемых из различных источников (Erasmus Mundus, ТЕМПУС, TACIS, Совет министров Северных стран, Баренц-секретариат, Шведский институт, МИД Норвегии, российско-нидерландская программа, российско-немецкая, DAAD, SIDA, CIMO, EduFrance, Interreg). В рамках проектов прошли стажи-

Юбилей

43

ровки преподавателей, подготовлены курсы лекций по очной и дистантной формам. Систематически проводятся обучающие семинары для преподавателей и сотрудников по проблемам интернационализации образования. ПГУ участвует в конференциях, выставках, проектах, осуществляемых Ассоциацией европейских университетов, ассоциацией «Университета Арктики». Ежегодно стажировки, практики, обучение за рубежом по различным формам проходят до 150 студентов, в свою очередь, около 100 иностранных студентов обучаются в нашем университете.

Международный аспект органично вписан в учебные планы и программы целого ряда факультетов (социальной работы, иностранных языков, филологии и журналистики, исторического, управления, юридического, математического, коррекцион-ной педагогики, естественно-географического) и институтов (Института развития ребенка; Института управления, права и повышения квалификации).

Опубликован ряд международных сборников, отражающих международное сотрудничество ПГУ в контексте вхождения в Болонский процесс [1—5].

В настоящее время реализуется ряд следующих программ двойного диплома.

• Польская филология - совместно с университетом Познани (Польша). С 1996 г. преподавание ряда предметов осуществляется постоянно работающими в Поморском университете польскими преподавателями по согласованным программам. Студенты за время обучения дважды проходят стажировки в Польше и затем в дополнение к российскому диплому специалиста получают польский диплом бакалавра. В 2006 г. таковых оказалось 12 человек. Желающие имеют возможность продолжить обучение в магистратуре университета Познани. Есть опыт защит кандидатских диссертаций в Польше.

• Бакалавр циркумполярных наук -совместно с университетом Буде (Норвегия) начиная с 2004 г. Студенты параллель-

но с Поморским университетом обучаются дистантным образом в университете Буде, набирая при этом 60 зачетных единиц ECTS. Затем один семестр обучаются очно в Норвегии, набирая 30 ECTS. Еще 90 кредитов засчитываются из образовательной программы, реализуемой в ПГУ. В 2006 г. 9 студентов Поморского университета в дополнение к российскому диплому получили норвежские дипломы.

• Бакалавр делового администрирования в нефтегазовой отрасли - совместно с университетом Тронхейма (Норвегия). Эта программа, предлагаемая с 2006 г. как для студентов дневного отделения по направлению «бакалавр менеджмента», так и для слушателей, имеющих высшее образование и желающих получить диплом о профессиональной переподготовке, реализуется в виде модулей. Общие предметы читают российские преподаватели. Специальные предметы по особенностям нефтегазового бизнеса в виде шести модулей ведут профессора из университетов Норвегии. С каждым норвежским профессором работают два российских ассистента. Все ассистенты в течение нескольких лет проходят стажировки в норвежских университетах и практику в норвежской компании STATOIL. Программа рассчитана на 5 лет и частично финансируется министерством иностранных дел Норвегии и компанией STATOIL.

В настоящее время идет разработка четырех международных магистерских программ по заявкам и при финансовой поддержке государственных и региональных структур, крупных российских и зарубеж-ныхкомпаний, реализация которых начнется с 2008 г. Среди них:

■ российско-финские магистерские программы по информационным технологиям и социальной работе (совместно с университетами Оулу и Лапландии), поддерживаемые министерством образования Финляндии и компанией NOKIA;

■ российско-норвежская магистерская программа по менеджменту в сфере туризма (совместно с университетским кол-

44

Высшее образование в России • № 5, 2007

леджем Финнмарка), осуществляемая при поддержке администрации Финнмарка и Архангельской области;

■ российско-норвежская магистерская программа по логистике (совместно с университетским колледжем Харстада), которую поддерживают администрации портов Архангельска и Харстада, компании STATOIL и РОСНЕФТЬ.

Схема подготовки к введению программ следующая. Сначала изучаются потребности возможных крупных работодателей, которые формируют экономическую политику региона. Затем совместно с работодателями проводятся семинары, на которых запросы работодателей соотносятся с компетенциями будущих специалистов; по их результатам корректируются учебные планы и программы, выдаются лицензии. Затем формируется потребность в ресурсах, необходимых для реализации программы.

Уникален опыт факультета иностранных языков по преподаванию русского языка во Франции в университете Верхнего Эльзаса. Студенты факультета бизнеса наряду с дипломом французского университета получают российский диплом о профессиональной переподготовке.

В соответствии с программой развития университета до 2011 г. планируются следующие направления международной деятельности.

1. Перестройка учебного процесса в соответствии с требованиями Болон-ского процесса. Поддержка внедрения ECTS и многоуровневого обучения на пилотных факультетах.

2. Организация преподавания ряда программ по кре-

дитно-модульнои системе при методической поддержке через Интернет.

3. Создание университетской системы англоязычных курсов как для российских, так и для иностранных студентов.

4. Создание инфраструктуры и привлечение коммерческих иностранных студентов и аспирантов на обучение с получением степени.

5. Создание и аккредитация ряда международных согласованных и совместных программ (joint degree, double degree).

6. Организация повышения квалификации преподавателей за рубежом в рамках действующих проектов, подготовка совместных учебных пособий.

7. Поиск зарубежных фондов для поддержки преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью.

8. Подготовка новых общеуниверситетских международных проектов.

9. Организация совместно с другими университетами Архангельска заседания Совета университета Арктики 4-8 июня 2007 г.

10. Обновление договоров с университетами-партнерами с целью создания совме-стныхкурсов, программ, написания совместных учебников. Совместный учебник -

Юбилей

45

это лучший инструмент признания периодов обучения. Хорошим примером может служить учебник русского языка для норвежцев [6]. Показательны действующие совместные программы «Организация объединенных наций как модель международного сотрудничества» совместно с университетом Тромсе, «Социальная политика в России и Скандинавии» совместно с университетом Буде.

Литература

1. На пути к успеху. Развитие культуры качества в вузе. — В. Новгород, 2006.

2. Формирование научно-образовательного пространства на Европейском Севере как ответ на вызовы XXI века. — Архангельск, 2005.

3. Развитие рынка образовательных услуг

на Европейском Севере. — Архангельск,

2004.

4. Булатов В.Н, Шалев А.А. Баренцев

Евро-Арктический регион. История и современность. — Архангельск,

2005.

5. Research, education and environment

on the Barents Region. — Rovaniemi, 2004.

6. Bjorkeng M., Brager T. Sosedi. Print-

press. - Norway, 2004.

Ю. КУДРЯШОВ, профессор, проректор

А. ГИЛЬДЕБРАНТ, директор ИВЦ

Обстоятельный разговор о роли информационных технологий в научно-образовательном процессе невозможен без экскурса в историю, историю сомнений и непростых решений, историю порой курьезных попыток развития серьёзных технологий на основе недостаточных для этого ресурсов.

Начало пути было действительно сложным. К середине 1990-х гг. инфор-мационно-телеком-муникационная инфраструктура университета была более чем скромной: общее число персональных компьютеров разного уровня не превышало 15 ед., в пределах неболь-

Информационные технологии - важный ресурс развития

шой локальной сети единичными были файл-серверы, серверы баз данных, серверы. Но даже в таких условиях университет старался быть среди первых в местном сообществе, находя ресурсы для раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.