Научная статья на тему 'Научно-образовательная политика в Норвегии: национальные и общемировые тенденции развития'

Научно-образовательная политика в Норвегии: национальные и общемировые тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3208
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В НОРВЕГИИ / ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРОВ И ЭКОНОМИСТОВ / РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SYSTEM OF EDUCATION AND SCIENCE IN NORWAY / TRAINING OF FINANCIAL WORKERS AND ECONOMISTS / RUSSIAN-NORWEGIAN COOPERATION ON EDUCATION AND SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тевлина Виктория Валерьевна

Статья посвящена развитию различных ступеней системы образования в Норвегии, начиная со школы и заканчивая вузами. Для освящения тенденций и форм норвежского образования и его места в общемировой образовательной политике, в качестве примера особое внимание уделено подготовке финансистов и экономистов, соответствующей мировым стандартам. В статье также рассматриваются особенности научно-исследовательской деятельности, проводимой в Норвегии, и международного сотрудничества в сфере образования и исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тевлина Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science and Education Policy in Norway: National and World Trends of Development

The article is devoted to the development of the various levels of the educational system in Norway, from school to university. To describe the trends and forms of the Norwegian education and its place in the world educational policy, we take training of financial workers and economists, conforming to the world standards, as an example. In addition, features of the scientific and research activities conducted in Norway as well as of international cooperation in the sphere of education and research are examined.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательная политика в Норвегии: национальные и общемировые тенденции развития»

УДК 37.014 (481) (091) (045)

ТЕвлинА виктория валерьевна, старший научный сотрудник Баренц Института (Университет Тромсе, Норвегия), доктор исторических наук, профессор Института педагогики, психологии и социальной работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 112 научных публикаций, в т. ч. 6 монографий (4 в соавт.), 7 учебно-методических пособий

научно-образовательная политика в норвегии: национальные и общемировые тенденции развития

Статья посвящена развитию различных ступеней системы образования в Норвегии, начиная со школы и заканчивая вузами. Для освящения тенденций и форм норвежского образования и его места в общемировой образовательной политике, в качестве примера особое внимание уделено подготовке финансистов и экономистов, соответствующей мировым стандартам. В статье также рассматриваются особенности научно-исследовательской деятельности, проводимой в Норвегии, и международного сотрудничества в сфере образования и исследований.

ключевые слова: система образования и науки в Норвегии, подготовка бухгалтеров и экономистов, российско-норвежское научно-образовательное сотрудничество.

Школьная система обучения в Норвегии.

Универсальное обязательное обучение детей в школах было введено в Норвегии 250 лет назад. Вначале, в 1889 году, обучение было семилетним, затем, в 1969 году, оно стало девятилетним, а с 1997 года дети должны проучиться в средней школе в течение 10 лет1. Решение о десятилетнем образовании было принято в Норвегии на волне проходившей в конце 1990-х годов масштабной образовательной реформы, которая завершилась в стране в 2003 году. После этого Министерство образования и науки Норвегии утвердило учебные планы с новыми сроками обучения и уровнями компетентности

для детей и учителей, уделив особое внимание помимо сроков учебы и развитию дополнительного образования. К настоящему времени учебные программы с 10-летним сроком обучения апробированы и внедрены в практику работы школ по всей стране2.

Первичный (первые 4 года обучения в средней школе) и начальный средний (5-7 год обучения в средней школе) уровни обучения детей часто преподаются в Норвегии в одной и той же школе. А вот обучение в 8-10-х классах может быть организовано как в той же самой школе, так и в другой, расположенной в более крупном населенном пункте, в который дети могут

© Тевлина В.В., 2012

доехать на автобусе. Причинами такого разделения в процессе обучения является прежде всего сильная рассеянность населения и часто встречающиеся малонаселенные поселки по всей территории Норвегии, где сорок процентов первичных и начальных средних школ являются настолько маленькими, что детям различных возрастов преподают в одной классной комнате. Построить дополнительно в этом же месте более масштабную школу или организовать работу старших классов представляется нерентабельным. В этой связи норвежские муниципалитеты стараются предложить детям и их родителям удобные альтернативные варианты обучения с тем, чтобы дети не только не пропускали школьные занятия, но и смогли обязательно подготовиться к предстоящему поступлению в колледжи (учебные заведения для дальнейшего обучения) после окончания

10 классов.

Коллективные цели и принципы преподавания в начальной и начальной средней школе определены в национальном учебном плане Норвегии. Учебные планы, утвержденные Министерством образования и науки, содержат общее описание процесса обучения, обязательное для учеников по всей стране. Далее интересно то, что эти планы, как правило, корректируются во многих губерниях (коммунах) страны и собственно в самих школах. Такое разрешение дается Министерством образования и науки в связи с важностью приспособления системы обучения и воспитания детей, как к местным условиям, так и к индивидуальным потребностям учеников3.

Одной из национальных особенностей жизнедеятельности страны является принципиальное уважение и внимание к коренному народу Норвегии - саамам. Культура и традиции саамов (Sami) признана официально частью общей норвежской и скандинавской культуры, изучение которой обязательно для всех учеников в стране. Но для тех детей, которые живут в местностях сконцентрированного проживания саамов, обучение ведется в соответствии со специальным учебным планом4. Согласно это-

му плану, для учеников-саамов обучение нацелено на то, чтобы дать максимальные знания и умения, основанные на выстраивании системы безопасности относительно собственной культуры, развития языка и идентичности. Другим же норвежским ученикам (не саамам), знания о саамах важны, чтобы принимать активное участие в жизни общества, состоящего из различных групп населения, и использовать возможности получения образования в дальнейшем по различным специальностям и на разных уровнях занятости.

Если проанализировать количество и структуру учебных планов для школьников, то можно отметить важную особенность. В принципе, перечень школьных предметов не меняется в течение всего обучения с 1 по 10 класс, он с каждым годом лишь углубляется и дополняется. Приведем перечень 11 основных предметов, изучаемых в норвежской школе:

• религия и этика

• норвежский язык

• математика

• общественные науки

• искусство и ремесла

• естественнонаучные знания и окружающая среда

• английский язык (обязательно от первичного уровня)

• музыка

• домашняя экономика

• физкультура

• обязательные дополнительные предметы.

Ученики обязаны выбрать один из «обязательных дополнительных предметов», упомянутых в списке. Среди таких предметов в школах, как правило, предлагаются:

Второй иностранный язык. Ученики могут выбрать иностранный язык в дополнение к английскому языку (немецкий, французский или другой язык на основе местных или региональных потребностей).

Дополнительное языковое обучение. Ученики могут выбрать дополнительно всестороннее исследование языка в области разных наук, о котором у них уже есть представление.

Итак, первичное и начальное среднее школьное образование основано в Норвегии на принципе равного и приспособленного образования для всех детей в средней школе, начиная с 6 лет и заканчивая 16 годами. При этом у муниципалитетов есть большая свобода действий, когда дело касается организации образования на их территории, что представляется положительным явлением для приближения процесса школьного обучения к реалиям данной местности с ее традициями, экономикой и людьми. Если на Севере Норвегии актуальным является преподавание финского и русского языка в связи с проживанием вблизи российско-норвежской и финско-норвежской границы и явной потребностью более активного общения на разных языках между жителями приграничных городов и поселков, то такие предметы дополнительно предлагаются в школах. Однако при этом не игнорируются общенациональные стратегии и решения Министерства образования и науки

о целях и задачах обучения, учебные программы и планы. Немаловажно и то, что в школьные годы серьезное внимание уделяется так называемой практической проектной работе, т. е. деятельности, которая призвана развивать в детях умение применить изученные на уроках теоретические знания в реальной жизни и умение сотрудничать/договариваться с людьми в различных жизненных ситуациях.

Профессиональное образование в Норвегии. После окончания 10-летней норвежской школы молодые люди в возрасте от 16 до 21 года имеют право продолжить свое обучение в так называемой продвинутой школе или колледже, где ученику, фактически, дают возможность выбрать между программой профессионально-технического образования и программой с углубленным изучением естественнонаучных и гуманитарных предметов. Разница между двумя программами довольно существенная и заключается в понимании значения образования каждым учеником индивидуально. Если ученик после окончания средней школы нацелен получить элементарные навыки в какой-то профессии и достаточно быстро

начать работать, то он выберет обучение по профессионально-ориентированной программе. В этом случае он может получить базовые навыки маляра, плотника, слесаря, повара, помощника медсестры, социального помощника для домов престарелых, водителя грузовика и иную профессию в течение 3 лет. Фактически, такое образование можно сравнить с обучением в российских профессиональных училищах или колледжах, где дети получают специальное среднее образование.

Если ученик после средней школы стремится продолжить обучение в продвинутой школе для того, чтобы получить базу знаний для последующего поступления в университет, то в таком случае он выберет программу с углубленным изучением различных предметов или, как ее называют в Норвегии, «теоретическое направление». Более того, в списке предметов, предложенных данной программой, больше будут выбираться те, что будут необходимы человеку для поступления на соответствующий факультет вуза: если это инженерный факультет, то больший упор будет сделан на математику и физику, если это медицинский факультет, то больше внимание будет уделяться химии и биологии и т. п. Между тем, в теоретическом направлении, которые рассчитано на 3 года, обязательным является изучение двух иностранных языков, физкультуры, обществоведения и географии, особенно на первом курсе. Однако на 2-м и 3-м годах обучения предметные часы на эти курсы значительно сокращаются, уступая место как раз тем необходимым урокам, которые будут влиять на поступление человека в университет и его обучение по определенной специальности. Результат поступления в вуз почти полностью будет зависеть не только от того, как человек учился и какой у него средний балл аттестата после окончания теоретического курса колледжа, но и от того, сколько и каких предметов, подходящих под специальность, он изучил. Чем больше и лучше ученик поработал 3 года в колледже, тем выше баллов он набирает, а значит, имеет больше возможностей выиграть конкурс при поступлении в выбранный

им университет, причем считающийся лучшим по выбранной им специальности.

Таким образом, обучение в норвежском колледже является достаточно гибким механизмом и дает целый ряд возможностей молодому человеку в реализации своих планов и мечтаний. Конечно, колледж предлагает более сложную программу, более продвинутые курсы, чем школа, но дает шанс получить высокую квалификацию в разных областях знаний и даже в итоге начать работать. Более того, колледж дает право и на получение высшего образования в университете, и на профессиональнотехническую подготовку, и даже на годичные стажировки за рубежом в течение учебы в случае стремления повысить знания языков и как говорят норвежцы «лучше познать мир»5. Но такие стажировки выбирают немногие дети, т. к., как правило, они не очень хотят после стажировки учиться еще один, дополнительный, четвертый год в колледже и опять привыкать к системе работы норвежской продвинутой школы. Но гибкость и привлекательность обучения в колледже проявляется и в том, что, если ученик вдруг в процессе учебы передумал и захотел после обучения на профессионально-ориентированном факультете не пойти работать, а готовиться к поступлению в университет, то он может это сделать, проучившись дополнительно еще один год в колледже.

Важно отметить, что программа и методика обучения в колледже существенно сложнее и интенсивнее, чем в средней школе. Поэтому существует некоторая диспропорция между средней школой и колледжем, которая вызывает вопросы и дискуссии в норвежском обществе, особенно последние 2-3 года. Раз более жесткими стали общемировые требования к качеству обучения, то все в большей части общества и в профессиональной среде Норвегии высказываются мнения о новом этапе школьной реформы, в ходе которой необходимо усовершенствовать слабую базовую подготовку учеников в школах, которая очень отличается от требований в колледже и вузах. А раз так, то ученики не только не справляются с програм-

мами, но и в целом имеют достаточно низкий показатель уровня знаний, не позволяющий быть конкурентно способными на рынке интеллектуальных услуг6.

Норвежские высшие школы. Высшее образование в Норвегии не обязательно для всех. Оно ориентировано, главным образом, на развитие навыков самостоятельной поисковой работы в области теории и практики по выбранной специальности. Кроме того, серьезная роль отводится развитию навыков исследователя не просто с научной, но и с организационной стороны. Большинство учреждений высшего образования в стране управляется государством, которое ответственно за качество знаний. Однако государство контролирует и несколько частных вузов, в которых учатся приблизительно 12,5 % человек из всех примерно 207 тыс. студентов в Норвегии по данным 2010 года7.

Если говорить про университеты, то в Норвегии их семь и все они государственные: Университет в Осло (самый старый и крупный), Университет в Бергене, норвежский Университет науки и технологии в Тронхейме (NTNU), Университет в Тромсе, Университет в Ставангере, Университет в Агдере, Норвежский университет наук о жизни в Осе. В 2011 году в Норвегии появился еще один, восьмой, государственный университет в Буде (University of Nordland), который вырос из университетского колледжа.

В Норвегии существуют также шесть учебных заведений (высшие школы), имеющие государственный статус высших учебных заведений специализированного профиля, пять из которых являются государственными, а два - частными вузами. Так, к государственным вузам относятся: Норвежская школа экономики и менеджмента в Бергене, а также Норвежская консерватория, Норвежская школа спортивных наук, Норвежская школа ветеринарных наук, расположенные в Осло. Школа архитектуры и проектов и Норвежская школа богословия - частные специализированные учреждение высшего образования также расположены в Осло.

Основная миссия университетов и иных высших учебных заведений в Норвегии за-

ключается как в подготовке кадров с высших образованием, так и научных работников с возможностью выполнения магистерских и докторских диссертаций. Более того, четыре традиционных университета страны в городах Осло, Бергене, Тронхейме и Тромсе также ответственны за развитие имеющихся в этих городах краеведческих музеев8. Период обучения в университетах составляет 3-4 года в зависимости от выбранной специальности.

Особенностью норвежского высшего образования является существование в ее структуре еще 23 общественных и двух частных университетских колледжей. Что это за учреждения и какова их роль? Они приравниваются к высшим учебным заведениям, но являются все же более низкими по статусу, чем университеты и высшие школы. Они предлагают достаточно большой спектр специальностей, начиная от инженеров и заканчивая социономами, но, главным образом, на уровне получения диплома бакалавра. Кроме того, учебные программы университетских колледжей могут быть по тем же специальностям, что и в университете, но все же по содержанию являются более упрощенными. Университетские колледжи участвуют в научно-исследовательской работе практически наравне с университетами, но все же имеют ограничения в подготовке исследователей с ученой степенью магистра и доктор наук.

Университетские колледжи, несомненно, играют немаловажную роль в норвежской образовательной системе, несмотря на то, что есть мнения об их нецелеобразности, их дублирующей роли по отношению к университетам. Между тем, этот тип учебных заведений дает возможность получить практически за

3 года высшее образование тем, кто этого желает после обучения в колледже, но не стремится к усиленному изучению теоретико-исследовательской части по целому ряду специальностей. Университетские колледжи предлагают и ряд специальностей, не требующих обучения в университете, но имеющих необходимость в получении диплома достаточно высоко уровня. В качестве примера можно привести предла-

гаемые университетскими колледжами Норвегии профессиональные программы бакалавра по уходу в сфере социальных услуг, обучения учителей и менеджеров среднего звена. Несколько университетских колледжей предлагают программы по бизнесу, и даже получили в

2010 году право иметь докторантуру по одной из экономических специальностей. И, конечно, окончившие университетские колледжи специалисты с дипломом вуза востребованы на рынке труда, не говоря уже о выпускниках университетов.

В целом университетские колледжи, созданные еще в 1950-е годы, в начале XXI века играют в Норвегии роль альтернативы или децентрализатора в доступе к высшему образованию, существуя наряду с масштабными университетами. Не стоит забывать и то, что в Норвегии всего 8 университетов, хоть и достаточно больших (6 тыс. студентов в каждом). Поэтому университетские колледжи призваны дополнять небольшое число университетов в количественном отношении и, фактически, реализовывать наряду с другими учебными заведениями принцип норвежской системы образования «образование для всех». Иными словами, независимо от уже полученного или незаконченного когда-то обучения в колледже, социальных условий, этнической принадлежности, возраста или религии, у людей должны быть равные возможности при обучении или его продолжении при возникновении такого желания, а значит, и при последующем поиске работы.

В начале 2000-х годов Норвегия почти уже полностью осуществила многие из принципов Болонского процесса. Страна включена в так называемую систему 3+2+3 (3 года - обучения с получением диплома бакалавра, 2 года - обучения с получением диплома специалиста, и еще 3 года - возможность выполнения магистерской диссертации с получением диплома магистра), предполагающую получение высшего образования и даже ученой степени. При этом студенту дается приложение к диплому общеевропейского типа, и присваиваются баллы, подсчитанные на основании системы ECTS

(Европейская система передачи и накопления кредитов). Это значит, что, если студент заканчивает или прерывает курс обучения в норвежском вузе, он может переехать учиться дальше в другую страну без особых сложностей9.

Итак, в начале XXI века большинство студентов, обучающихся в норвежских высших учебных заведениях, способны получить степень бакалавра. Степень бакалавра дают все государственные университеты, специализированные университетские колледжи и несколько частных учреждений. Обучение проводится на норвежском языке; лишь немногие вузы Норвегии предлагают обучение на уровне бакалавра на английском языке, необходимое студентам для большей мобильности и интеграции в общемировое образовательное пространство.

Все больше студентов в Норвегии в последние годы хотят получить ученую степень магистра или продолжить обучение после получения диплома бакалавра. Этот уровень предлагают университеты, часть университетских колледжей и некоторые частные учебные заведения. Магистерскую степень обычно получают после 1,5-2 лет исследований, помимо обучения по предметной углубленной программе с требованием набрать в итоге 120 кредитов/ ECTS. Важной составляющей обучения в магистратуре является исследовательская работа, за которую надо получить 30-60 кредитов /ECTS. Новой тенденцией в Норвегии является преподавание в магистратуре предметов на английском языке, все с той же целью увеличения возможностей получения работы в других странах после получения диплома. Так, например, в

2011 году в Норвегии предлагалось более чем 170 курсов обучения по магистерским программам, где 1/3 курсов читается на английском языке, что представляется достаточно высоким показателем10.

Для понимания того, как работает система высшего образования в Норвегии, возьмем в качестве примера специальность «бухгалтерский учет». Обучение по данной специальности происходит, как правило, в университетских колледжах, а не в университетах. Из

23 существующих в Норвегии университетских колледжей лицензию на подготовку кадров по данной специальности имеет лишь половина учебных заведений11. По указанному направлению возможно обучение в три этапа.

• Первая и основная ступень - уровень бакалавра (обучение - 3 года).

Обучение на уровне бакалавра по бухгалтерскому учету и ревизии рассчитано, как уже отмечалось, на 3 года. Целями обучения являются:

- теоретическая подготовка, требуемая для аудитора - бухгалтера или бухгалтера;

- высокая квалификация для ведения бухгалтерского учета или ревизии в общественных и частных секторах работы;

- база, требуемая для дальнейшего развития финансового сектора, нужного государству.

Программа обучения бакалавра состоит из курсов, которые длятся один или два семестра, обычно от 2 до 5 часов в неделю. Обучение проходит в форме лекций, семинаров, работы в группах. Проектная работа в группах являются также важной частью процесса обучения. Используются различные формы оценки и контроля: домашние экзамены, рефераты, описания на примерах из реальной жизни, устные презентации и письменные экзамены. Оценки ставятся от А до F, где А - самый высокий, а F - самый низкий балл. Оценки могут быть как индивидуальными, так и для всей группы сразу. Оценка ставится за каждый вид работы и основывается на обратной связи со студентами во время обучения. В конце каждого семестра проводится анкетный электронный опрос как общее подведение итогов работы и студента, и преподавателя12.

В итоге трехлетнего обучения на уровне бакалавра приобретается квалификация норвежского зарегистрированного бухгалтера/ аудитора или специалиста в сфере ревизии и бухгалтерского учета. Обучение основано на учебном плане, утвержденном в июне 2003 года норвежским Министерством образования и науки. Главными предметами учебного плана являются: деловой анализ (30 ECTS), админи-

стрирование (25 ECTS), экономика (15 ECTS), методология (20 ECTS), бухгалтерский учет/ ревизия (90 ECTS). Всего в течение учебы студент обязан набрать 180 ECTS или баллов13.

Бакалавр по специальности «бухгалтерский учет»/«бухгалтерский учет и ревизия» находится в Норвегии в рейтинге квалифицированных кадров в группе «бизнес специальностей». Та же самая группа существует и в других странах, куда студент после окончания факультета может устроиться на работу наравне с норвежским рынком труда.

• Вторая ступень - аспирантура (или магистратура) при университетском колледже (не более 10 колледжей имеют такую лицензию) по специальности «бизнес», где в результате обучения можно получить ученую степень «магистр в сфере бизнеса» или «магистр в сфере управления» (обучение - 2 года).

По окончании аспирантуры, как, впрочем, и после получения диплома бакалавра, можно устроиться на работу в качестве бухгалтера или финансового ревизора. Более того, можно получить место в коммерческой фирме и зарегистрироваться как частный бухгалтер, а также можно работать в качестве независимого аудитора. Конечно, диплом магистра дает больше шансов по трудоустройству в более крупных компаниях и организациях, как в Норвегии, так и за рубежом. Магистр имеет возможность продолжить обучение и стать исследователем, не говоря уже о более высокой зарплате и престиже в обществе.

• Третья ступень - докторантура и возможность получить ученую степень доктора философии в области бухучета (обучение - 3-4 года).

Докторантура - это высшая ступень обучения в норвежской системе образования, которая предполагает получение ученой степени доктора наук. В области бухгалтерского учета такое обучение также предусмотрено и ведется под названием «Доктор философии в области финансов/бухучета». Школа экономики и менеджмента (Norges Handelskode) в г. Бергене считается в Норвегии ведущим учебным заведением высшего образования, прирав-

ненным к вузу, где на базе Департамента бухгалтерского учета, аудита и законодательства готовятся доктора наук в области бухучета (КНН). В 2010-2011 годах 30 % обучающихся в докторантуре по направлению «финансы» были иностранными студентами, а 70 % - норвежцами, что достаточно много, но, например, в России докторантов из других стран почти нет14. Финансовая поддержка студентов дается частично государством, и частично самим вузом, где они учатся в течение 3 лет.

Программа подготовки доктора в области бухгалтерского учета (финансов) включает, в первую очередь, проведение исследования в области бухгалтерского учета, ревизии и управленческого бухгалтерского учета. Первый год обучения эквивалентен получению как минимум 45 кредитов за пройденные курсы. Они предусматривают, прежде всего, изучение философии как науки и этики. Кроме этого, студент должен пройти другие курсы в течение первого и второго года обучения, среди которых можно выбрать наиболее понравившиеся и необходимые, по мнению студента, предметы15:

• финансовое исследование

• контрольно-ревизионное исследование

• бухгалтерский учет и управление

• стоимость и управление работами в разных учреждениях

• проблемы управления и финансовое исследование.

В течение первого или в начале второго года обучения для студента определяется руководитель его учебной и научной работы. В последующем определяется также оппонент по оценке исследования студента на завершающем этапе написания докторской диссертации. На пути к получению ученой степени доктора каждый студент должен выполнить курсовую работу (как, правило, по окончании 2 курса) и заработать 45 кредитов. Выполненная работа указывает на то, что студент достиг хорошего уровня знаний по изученным им предметам, касающимся экономики и менеджмента, методологии, теории и эмпирических аспектов выбранной им области исследования. Параллель-

но с курсовой работой студенты занимаются сбором материала для написания докторской диссертации, развивая навыки профессионального исследователя.

Студенты поощряются, если посещают интенсивные докторские курсы в учреждениях Норвегии и за границей. Когда требования по посещению курсов выполнены, второй и третий годы посвящены независимому исследованию. При этом предусматривается тесное сотрудничество с практическими учреждениями в привлечении их к чтению необходимых курсов для докторантов. Так, особо тесное и, на наш взгляд, закономерное сотрудничество Школы экономики и менеджмента в Бергене развивается с Бизнес школой университета Осло; Школой бизнеса, экономики и законодательства Университета Хельсинки и Университета в Гетеборге. Это сотрудничество называют иногда межгосударственной «Скандинавской программой подготовки доктора философии в области бухгалтерского учета и управления»16. В итоге докторская диссертация может быть представлена в виде монографии или коллекции научно-исследовательских статей. После получения ученой степени можно устроиться на работу в Норвегии, включая академии, правительственные учреждения, промышленные и финансовые заведения. Немало мест в области финансовой деятельности предлагается и на международном рынке труда, чем активно пользуются норвежские доктора наук. Получение работы в одной из международных бухгалтерских фирм является целью многих молодых профессионалов в Норвегии, поскольку это дает шанс взаимодействовать с некоторыми из самых интересных компаний в мире.

Научно-исследовательская деятельность в Норвегии: основные особенности. Все норвежские университеты предлагают обучение по докторским программам на период от 4 до 6 лет с целью получения ученой степени доктора наук. Можно получить, например, докторскую степень по философии (экономике, праву медицине и т. д.), которая дается после 3 лет обучения после полученной степени магистра.

Ученую степень можно получить, написав диссертацию по результатам проведенных исследований. Диссертация - это часть научной работы, которая должна по утвержденным требованиям для каждой специальности соответствовать международным стандартам. В Норвегии ученая степень, так же как и в России, присуждается по соответствующей специальности (например, психология, медицина, юриспруденция и т. д.)17.

В Норвегии есть Совет по научным исследованиям (The Research Council of Norway) или, можно сказать, национальное стратегическое агентство, финансирующее исследовательскую деятельность. Совет имеет свой финансовый фонд, сотрудников-консультантов и программы по различным областям исследований. Совет сотрудничает как с государственными учреждениями, так и с частными и общественными организациями, чтобы достигнуть национальных соглашений по поддержке необходимых научных разработок и распространения их результатов путем качественного отбора заявок на финансирование по каждой предложенной научной программе. Среди многих программ, действующих в начале 2010-х годов можно назвать такие наиболее инновационные, как18: Морские исследования; Энергия и климат; Медицина и исследование здоровья; Питание; Технология коммуникации (ICT); Биотехнология; Нанотехнологии. В 2012 году значительную поддержку Совета по научным исследованиям получает и обновленная программа по изучению России, которая действует с 2006 года.

Совет по научным исследованиям Норвегии играет жизненно важную роль в развитии и осуществлении научных разработок. Он действует и как правительственный советник, идентифицирующий настоящие и будущие потребности в исследованиях, основанных на знаниях, и обеспечивает финансирование как для национальных исследований, так и в качестве партнера в международных исследованиях.

Высокое качество исследований в Норвегии призваны обеспечить, помимо научных государственных программ под патронажем

Совета и научно-исследовательских институтов, 13 центров высокого качества. Эти центры были открыты в стране в 2005 году. В 2009 году было учреждено дополнительно еще 8 центров. То есть к началу 2012 года в Норвегии работает 21 такой центр. Их общая цель - объединить большее количество исследователей внутри страны и связать их с группами исследователей вне страны в единую команду, для того, чтобы иметь возможность доводить свою работу общими усилиями до высоких международных стандартов. Центры высокого качества помогают развивать научные разработки для бизнеса, стимулируют внедрение технических новшеств в производство, занимаются социально-востребованными исследованиями. Каждому центру в течение 10 лет (2005-2015) предоставлен годовой бюджет для работы в размере от 1,2 до 2,5 млн евро19.

Международное сотрудничество в Норвегии определено как стратегический приоритет для учебных и научных учреждений для того, чтобы повысить знания и компетентность специалистов. Этому, конечно, в немалой степени способствуют и созданные центры качества. Один из них - центр качества по проблемам Севера при Школе бизнеса в Университете г. Буде. Он помогает предприятиям, организациям и властям, которые желают участвовать в сотрудничестве на Крайнем Севере в координации своих действий и развитии исследований. Уже почти 12 лет этот центр сотрудничает с университетами, властями и предприятиями в разных городах России и Украины, где результатом совместных усилий участников ряда проектов стали, в частности, совместно опубликованные работы20.

Со временем сотрудничество привлекло все больше партнеров и в настоящее время явно влияет на мышление и действия людей, вовлеченных в российско-норвежские проекты. Более того, сотрудничество, в частности, в сфере образования сориентировало российско-норвежских участников на совместную работу и в Восточной, и в Западной Европе. Подготовка докторов наук и особенно магистров все ак-

тивнее приобретает международный характер. Так, например, в направлении финансово-экономического образования особую активность в 2000-е годы проявляет Университет в г. Буде, который готовит и бакалавров, и магистров в области бухучета и аудита, бизнеса и менед-жмента21. Университет в г. Тромсе активно сотрудничает в области подготовки экономистов и менеджеров, врачей, историков и т. д., а также в исследованиях в данной области.

Заключение. Детальный анализ различных ступеней развития системы образования в Норвегии позволяет не просто узнать подробности образовательной политики соседствующего с Россией государства, столь важные для лучшего взаимопонимания и сотрудничества двух стран. Ценными, на наш взгляд, являются данные о тщательном подходе к профессиональному выбору подростков и обучению различным профессиям в Норвегии, в том числе - подготовке будущих ученых. Стоит обратить внимание на то, что норвежцы очень поступательно ищут свое место в общемировой образовательной политике, стремясь соответствовать мировым тенденциям, устремлениям и правилам, не забывая и о собственных научно-исследовательских и образовательных интересах. И получается у них это не так уж и плохо, несмотря на неоднозначную позицию норвежского правительства в отношении образовательной реформы, существенную нехватку преподавательских кадров в коммунах, стремление к международному сотрудничеству в сфере образования и исследований подчас в неоправданно глобальных масштабах.

Думается, что представленный материал является актуальным с научной и практической точки зрения и важен для сравнительных исследований в отношении российской научно-образовательной политики, которая формируется в XXI веке с учетом и внутригосударственных, и мировых тенденций развития. Выполнить эти задачи, вооружившись новыми международными знаниями на высокопрофессиональном уровне представляется непростой, но весьма перспективной и важной целью.

Примечания

1 The Norwegian Education System // Report of the Ministry of Education and Research of Norway. Oslo. 20072008.

2 Early Intervention for Lifelong Learning. Summary of Report of the Norwegian Government to the Storting, No. 16 (2006-2007). Р. 7-8.

3 Ibid. P. 4-5.

4 Education from Kindergarten to Adult Education. Brochures of the Norwegian Ministry of Education and Research. Oslo. 2007. P. 10-11.

5 Ibid. P. 12.

6 Анализ сделан на основе данных различных телепрограмм норвежского телевидения и норвежских газет «Nyrdlys», «Aftenposten», «Dagbladet» за 2010-2011 годы.

7 The Norwegian Education System. Tilstandsrapport for Universitets-og hoyskolesektoren 2011. 02.05.2011 (Kunnskapsdepartementet).

8 Education from Kindergarten to Adult Education... P. 17.

9 Ibid. P. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 The Norwegian Education System...

11 Study Programs of the Bod0 Graduate School of Business. Handelshagskolen i Bod0. URL: www.hhb.no. (дата обращения: 10.05.2008).

12 Accounting and Auditing Bachelor’s Degree Programme. Approved by the Dean of Bode Graduate Business School for 2009-2010. Handelshogskolen in Bode. 2009.

13 Accounting and Auditing Bachelor’s Degree Programme. University of Stavanger. URL: www.uis.no. (дата обращения: SGS 02.11.2008).

14 Ibid.

15 Ibid.

16 Schools of Economics and Business Administration. Programmes of Training. Oslo, 2007.

17 Degree Structure and Grading System. Information of the Ministry of Education and Research of Norway. Oslo, 2007.

18 Climate for Research. Norwegian Ministry of Education and Research. Summary in English: Report N.30 to the Storting (2008-2009). Oslo, 2009. P. 1.

19 Norwegian Centres of Excellence (2001-2007). Oslo, 2008.

20 Bourmistrov A. & Mellemvik F. (eds.). Norwegian-Russian Cooperation in Business Education and Research: Visions and Challenges in Perspectives of the High North. Oslo, 2007. P. 19-21.

21 Ibid.

Tevlina Victoria Valeryevna

Senior Researcher, Barents Institute (University of Troms0, Norway), Doctor of Historical Sciences, Professor, Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Pedagogics, Psychology and Social Work

SCIENCE AND EDUCATION POLICY IN NORWAY:

NATIONAL AND WORLD TRENDS OF DEVELOPMENT

The article is devoted to the development of the various levels of the educational system in Norway, from school to university. To describe the trends and forms of the Norwegian education and its place in the world educational policy, we take training of financial workers and economists, conforming to the

world standards, as an example. In addition, features of the scientific and research activities conducted in Norway as well as of international cooperation in the sphere of education and research are examined.

Key words: system of education and science in Norway, training of financial workers and economists, Russian-Norwegian cooperation on education and science.

Контактная информация: e-mail: vtevlina@mail.ru

Рецензент - Соколова Ф.Х., доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения и международных отношений, заместитель директора по науке и инновациям Института управления и регионоло-гии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.