Научная статья на тему 'Профессионализация социальной работы'

Профессионализация социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионализация социальной работы»

Партнеры - 4 финских университета, 1 датский, 1 шведский. К проекту выразили желание присоединиться и другие российские университеты Баренц-региона.

Европейское измерение качества образования

Болонский процесс предполагает усиление контроля над качеством образования, гарантирование качества, признание этих гарантий на международном уровне. Проблема имеет разные уровни компетенции -федеральный, региональный, университетский. Я остановлюсь только на последнем.

С 2003 года Поморский государственный университет стал участником российско-нидерландского проекта «Модернизация структуры высшего образования путем управления качеством». Проект рассчитан на два года. Партнеры - Центр образовательной политики Нидерландов, университет Твенте, российские университеты Великого Новгорода, Петрозаводска, ЛЭТИ.

Цели проекта:

У создание службы качества в университетах,

У создание системы управления качеством,

У обучение персонала,

У методические публикации на двух языках, в том числе монография по управлению качеством образования в контексте глобализации образовательного рынка и развития новых образовательных технологий.

Создание единого научно-образовательного пространства Баренц-региона

11 января 2003 года исполнилось 10 лет со дня подписания Киркенесской декларации, закрепившей создание уникального геополитического объединения «Баренц-Евро-Арктический регион». Географически его образуют северные территории четырех стран северной Европы. В этот день руководители правительств России, Норвегии, Швеции, Финляндии приняли документ, подводящий некоторые итоги. Наиболее успешным отмечено сотрудничество в области образования и научных исследований.

На заседании рабочей группы Баренц-региона по высшему образованию и научным исследованиям в мае 2003 года было высказано предложение о разработке концепции создания единого научно-образовательного пространства Баренц-ре-гиона как модели для других регионов. В октябре получено решение о финансировании деятельности этой рабочей группы из программы ИНТЕРРЕГ-БАРЕНЦ. С января 2004 года мониторинг Болонского процесса осуществляет административный комитет, который в течение двух лет будет находиться в Норвегии. В настоящее время разработан ряд международных проектов, предусматривающих реализацию идеи.

Л. МАЛИК, доцент декан факультета

Социальная работа как профессия была официально признана в России в 1991 году. Современное состояние системы образования в этой области можно охарактеризовать как постоянный поиск путей повышения качества подготовки соответствующих специалистов. Становление профес-

Профессионализация социальной работы

сии началось в сложный для страны период, когда радикальные реформы породили в России глубокий кризис и вызвали рост потребности населения в социальной защите на фоне спада производства, расслоения общества на богатых и бедных, отсутствия социальной направленности политики, спо-

собной компенсировать негативные последствия реформ.

Трудности обеспечения социальной защиты в тот период большинством ученых объяснялись рядом причин: несформирован-ностью новых организационных институтов социальной политики, стихийным перераспределением полномочий центральной власти к структурам регионального уровня, устаревшим законодательством, недостатком финансового обеспечения, неразвитостью системы профессионального обучения специалистов по социальной работе.

Стало очевидным, что реальные возможности в этой сфере может дать новая для российской системы образования концепция подготовки специалистов по социальной защите. Она предполагает следующие принципы.

1) Система подготовки специалистов по социальной работе должна быть взаимосвязана с активным развитием социальной сферы региона.

2) Студенты - будущие профессионалы, которым предстоит участвовать в выходе общества из кризиса через развитие социальной работы. Поэтому для них главным является качественное образование, основанное на сохранении и воспроизводстве лучших традиций отечественной и мировой культуры.

3) Для повышения компетенции преподавателей необходимо не только знакомство с зарубежным опытом, но и непосредственное участие в развитии практической социальной работы, основанной на гуманистических и демократических ценностях.

4) Тесная связь обучения с практикой представляется необходимой для подготовки конкурентоспособного специалиста.

Эти основные принципы были положены в основу концепции образования в области социальной работы в Поморском университете. Факультет социальной работы и психологии был открыт в ПГУ в 1995 году в результате реализации проекта Темпус-Та-сис совместно с аналогичными факультетами университетов г. Киля (Германия), г. Сан-

дерленда (Англия) и г. Пальма-де-Майорка (Испания). Использование международного опыта позволило избежать возможных ошибок при организации деятельности факультета. Специфика обучения здесь делает необходимой тесную связь преподавания теории с практикой, сотрудничество с органами власти, негосударственными организациями, широкой общественностью. С самого начала деятельность факультета охватила учебно-методическое, научно-исследовательское и практическое направления. Стабильно высокий конкурс среди абитуриентов подтверждает усиление интереса молодежи к специальностям факультета. Определение основных направлений и структуры подготовки специалистов идет с учетом потребностей региона, изменения социально-экономических условий. Поскольку перечень специализаций был предварительно согласован с потенциальными работодателями - администрацией Архангельской области, мэриями городов Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, более 70% выпускников устраиваются на работу по полученной специальности.

Основными требованиями подготовки специалистов на факультете по направлению «Социальная работа» являются:

• глобализация знаний, в том числе и профессиональных;

• совершенствование технологий обучения;

• тесная связь теории с практикой социальной работы;

• интернационализация процессов высшего образования;

• диверсификация видов и типов программ высшего образования;

• демократизация отношений;

• активное участие в жизни вуза и региона в целом.

Глобализация знаний

Обучение социальной работе ориентировано на освоение многообразных знаний из сопричастных дисциплин и выработку базовых навыков. Главным требованием яв-

ляется не ранняя специализация, а получение широкого спектра научно обоснованных знаний, дающих общую ориентацию и профессиональную способность действовать в интересах клиента. С этой целью важными составляющими учебного процесса являются профессиональная компетенция, рефлексивная компетентность и компетентность методического воздействия. В соответствии со стремительными изменениями в обществе многообразие дисциплин, представленных в учебном плане, увеличивает шансы развития новых учебных концепций и структур. Поскольку нет такой научной специальности, как «Социальная работа», формирование кафедры идет по новой для отечественной высшей школы модели: преподаватели с учеными степенями в различных специальностях объединяются для подготовки специалистов по социальной работе. Достаточно сложно быстро изменить стереотипы, однако уже сейчас формируются коллективы, занимающиеся различными научными аспектами определенных направлений социальной работы.

Совершенствование технологий обучения

На факультете создана хорошая материально-техническая база. Кроме аудиторий для проведения лекций и семинаров, есть компьютерный класс, видеолаборатория, тренинговые кабинеты, методический кабинет. В основном за счет средств международных проектов факультет оснащен современным оборудованием, что позволяет широко использовать в учебном процессе мультимедийные технологии. Преподаватели факультета активно участвуют в образовательных семинарах по технологизации учебного процесса. Одними

из первых в 1999 году мы начали проведение видеоконференций с норвежскими партнерами по курсу «Сравнительная социальная работа», что, безусловно, стимулировало преподавателей к использованию современных методов при подготовке лекций и семинаров. Сегодня группа студентов с различных курсов нашего факультета вместе со студентами других стран участвует в дистантном (через Интернет) курсе обучения «Этика социальной работы» под руководством английского профессора Стивена Шедлоу. Используются компьютерные технологии в заочной форме обучения, при создании электронных версий учебников и учебных пособий, поскольку обеспеченность новой специальности научно-методической литературой недостаточна.

Тесная связь теории с практикой социальной работы

Практика студентов организуется в соответствии с требованиями стандарта с первого по пятый курс. Для ее проведения используется более 90 учреждений социальной сферы. С руководителями мест практики заключены договоры, на базе факультета ведется повышение их квалификации. В течение нескольких лет проводится учеба для супервизоров в рамках различных международных проектов. Факультетом и управлением социальной защиты мэрии г. Архангельска создан Учебно-методический совет, ко-

торый формирует заказ социальных учреждений по изучению студентами в курсовых и дипломных работах необходимых для развития социальной сферы научно-исследовательских тем, а также осуществляет планирование новых рабочих мест. Это позволяет в целом прогнозировать и моделировать социальную работу в регионе, принимать активное участие в ее развитии. На факультете действует учебно-методический кабинет, который представляет собой современный информационный центр с библиотекой по социальным вопросам на русском и иностранных языках, учебно-методической литературой, журналами, видеофильмами, компьютерными программами по социальной проблематике. Кабинетом активно пользуются студенты и преподаватели факультета, практические социальные работники, руководители учреждений и все, кто нуждаются в социальной поддержке.

Интернационализация процессов высшего образования

На протяжении всех лет существования факультета мы поддерживаем интенсивные партнерские отношения с факультетами социальной работы высших учебных заведений Германии, Норвегии, Швеции и Финляндии. Факультет ведет целый ряд совместных проектов (по Программе А. Герцена с немецкими высшими школами г. Киля, г. Эмдена, г. Нойбранденбурга - с 1998 г. по настоящее время; «Помор-проект» с Региональным университетом г. Будё (Норвегия) - в 19982006 гг.; по проекту Тасис с университетами Финляндии - в 2001-2005 гг.). Преподаватели и студенты факультета принимают участие в еще около 20 практико-ориентирован-ных проектах по развитию инновационных технологий помощи различным категориям нуждающихся, как, например, «Консультативный пункт для наркозависимых», «Альтернативные формы устройства детей-си-рот», «Центр дневного пребывания для психически больных детей», «Социализация несовершеннолетних правонарушителей средствами событийной педагогики», «Де-

централизация услуг семьям, имеющим детей со специальными потребностями» и т.д. В рамках этих проектов проводятся лекции зарубежных теоретиков и практиков, тренинги по различным аспектам социальной работы, осуществляется перевод литературы по актуальным вопросам. Это дает возможность студентам, преподавателям и практикам познакомиться с опытом социальной работы за рубежом, узнать современные тенденции, концепции, инновации в социальной сфере. Важным аспектом международного сотрудничества и учебного процесса на факультете является ежегодно проводимое обучение наших студентов в зарубежных высших школах, организация ознакомительных практик и стажировок в учреждениях социальной защиты за рубежом. С 2000 г. мы принимаем норвежских студентов на ознакомительную и преддипломную практики, а с 2003 г. одними из первых в стране начали реализацию проекта Немецкой службы академических обменов (ДААД) «Идем на Восток» - по обучению немецких студентов в российских вузах.

Диверсификация видов и типов программ высшего образования

Обучение ведется по очной, заочной и вечерней формам. В настоящее время на факультете обучаются около 700 студентов по 6 специализациям. Более 100 человек ежегодно проходят на факультете переподготовку и повышение квалификации. Преподаватели факультета ведут довузовскую подготовку старшеклассников через деятельность школы «Надежда». С 1996 года по настоящее время факультет осуществляет договор о сотрудничестве с художественно-педагогическим лицеем г. Архангельска и педагогическим колледжем г. Котласа по сокращенному курсу заочного обучения. Надо отметить, что важной частью всех крупных международных проектов, которые реализуются сейчас на факультете в соответствии с требованиями Болонской декларации, является разработка содержания образования при многоуровневой

системе подготовки специалистов. Особое внимание мы уделяем магистратскому уровню, а также модулям переподготовки и повышения квалификации по направлению «Социальная работа». В рамках «Помор-проекта» осуществляется разработка содержания магистратского уровня преподавателями партнерских вузов России и Норвегии, а также обучение выпускников нашего факультета по магистратским программам в университете г. Будё.

Демократизация отношений

Развитие демократических ценностей всегда выступает одной из главных задач профессиональной деятельности социальных работников. С этой целью все мероприятия в рамках международных проектов проводились перед широкой аудиторией и широко анонсировались в средствах массовой информации. Факультет постоянно проводит научно-практические семинары, тренинги и конференции по обсуждению актуальных вопросов современного состояния социальной работы и возможностей ее развития, взаимосвязи между социальными проблемами и социальной политикой, теорией и практикой социальной работы. Ежегодно на факультете проводятся международные конференции с приглашением теоретиков и практиков из самых разных учреждений социальной сферы России и зарубежных стран. Основными темами обсуждения являются превентивные стратегии и гуманистические ценности в социальной работе в меняющихся культурах и обществах. Развитию демократических ценностей также способствует тесное сотрудничество факультета с негосударственными общественными организациями и вовлечение их в активное развитие различных направлений социальной помощи.

Активное участие в жизни вуза и региона в целом

Дискутируемый сегодня вопрос о методах воспитания студентов решается на факультете через создание условий для раз-

вития необходимых качеств будущих профессионалов. Здесь созданы уникальные структуры: «Социальная клиника», студенческая НГО «Центр социальной помощи «Вертикаль», Женский кризисный центр «Мосты милосердия», позволяющие студентам активнее участвовать в жизни общества. Деятельность этих организаций направлена не только на оказание конкретной помощи различным категориям населения, но и на формирование социального опыта, а значит, гражданской зрелости. В течение нескольких лет студенты шефствуют над конкретными учреждениями - Емецким детским домом и Архангельской воспитательной колонией. Это способствует развитию у них ответственности перед обществом и конкретным человеком. Студенты факультета с 2000 г. участвуют во Всероссийской олимпиаде по социальной работе и показывают хорошие результаты. Это также является действенным стимулом для развития профессиональной направленности обучения. Студенты принимают активное участие в самоуправлении на факультете, в поддержании сложившихся и развитии новых традиций. Студенты и преподаватели, участвующие в общественной деятельности, пишут заявки на гранты в различные отечественные и зарубежные фонды с целью получения дополнительных средств. Показателен факт, что только за последний год получено 4 гранта на сумму примерно 20 000$ из различных фондов для проектов по социальному развитию региона.

В целом такой подход позволяет по-новому оценить роль студенчества в учебном процессе и общественной деятельности факультета. Он дает возможность студентам не только совершенствовать свои знания и умения, проявлять инициативность, но и предоставляет широкий спектр возможностей для раскрытия личностных качеств, способствующих повышению профессиональной компетенции.

В настоящее время факультет является сложной, постоянно развивающейся систе-

мой, связанной с самыми разными структурами и направлениями социальной работы. Совершенно очевидно, что только профессионалы, способные делать дело и отвечать за него, могут обеспечить выживание общества, его выход из кризиса, возврат к национально-культурным традициям и полноценным контактам с другими странами и народами. Достойный статус России в меняющемся мире позволит обрести гибкая и открытая система образования, вариативная по типам и уровням образования, способная к саморазвитию, соотносимая с зарубежными моделями.

Во всем мире вопрос профессионализации высшего образования стоит сегодня очень остро. Это вызвано его решающим значением для экономического, социального и культурного развития наций. Универ-

ситет должен быть не только центром учебной науки, но и средоточием технологической и духовной инновации. Факультету, готовящему специалистов по социальной работе, отводится особое место в системе государственной политики. Это актуализирует необходимость создания и реализации концепции социального образования, отвечающего требованиям времени и задачам, которые решают общество и государство в различных странах.

Комплексная и динамичная деятельность, которая осуществляется по профессионализации социальной работы в Поморском государственном университете, способствует не только развитию факультета, но и в целом стабилизации и улучшению социальной ситуации в Архангельской области.

В. МАТВЕЕВ, профессор, зав. лабораторией

Полноценное участие Поморского государственного университета в современном общеевропейском образовательном процессе обеспечивается рядом устойчивых тенденций, соответствующих миссии классического университета. К их числу отнести прежде всего тесное взаимодействие научной и образовательной деятельности. В ПГУ открыт ряд научно-образовательных центров и лабораторий, органично сочетающих научные исследования с получением качественного образования.

Физика как наука, кроме деления по объектам исследования (физика ядра, твердого тела, элементарных частиц и т.д.), подразделяется на две взаимозависящие, но существенно разные по методам исследования части - экспериментальную и теоретическую. Фундаментальные исследования в области экспериментальной физики в наше время требуют, как правило, привлечения значительных ресурсов зачастую

Физическая наука в университете

многих стран. Соответственно физики-экспериментаторы работают как минимум там, где есть установки; так было раньше, осталось и сейчас. Физикам-теоретикам необходимы прежде всего информационные средства обеспечения их работы - раньше это были библиотеки на бумажных носителях, вычислительные машины и формы личного общения между собой и с экспериментатора-ми, к примеру, на конференциях и симпозиумах. С появлением персональных компьютеров и Интернета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.