Научная статья на тему 'Современный университет: два вектора эволюции'

Современный университет: два вектора эволюции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
33
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный университет: два вектора эволюции»

2. Бажанов В. А. «Вне логики времен...» Анти- ©оооеооев©«©®©®®©© глобализационные тенденции и факторы в России // Бажанов Валентин Александрович, доктор

Европа (Варшава). - 2002. - № 2 (3). - С. 79-94. философских наук, профессор, заведующий кафедрой

философии и политологии Ульяновского государственного университета.

м. п. волков

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ДВА ВЕКТОРА ЭВОЛЮЦИИ

Глубинные трансформации системы высшей школы, совершающиеся под воздействием системного кризиса техногенной цивилизации и связанные с поиском новых ценностных ориентации, развертываются в двух основных формах (векторах): во-первых, создание новой модели специалиста и, во-вторых, формирование нового статуса университета.

Первый вектор реализуется в отказе от образа специалиста как сугубого профессионала, не обремененного ничем, кроме решения задач по проверенным временем алгоритмам. Подобная модель подготовки специалистов привела к появлению новой породы «темных» людей (М. Антонов), а именно, темных людей с высшим образованием, не отягощенных сознанием нравственно-гуманистического содержания свой деятельности, готовых, не задумываясь над последствиями своих решений, осуществлять грандиозные технические проекты, повинуясь логике технологического императива». Идеологическим облачением данной касты специалистов-профессионалов выступает сциентизм и его alter ego технократизм, представляющие собой жизненно-практическую и философскую установку, базирующуюся на абсолютизации образа науки и техники.

Технократизм в нашей стране начинает складываться в период индустриализации, преодоления технического отставания от развитых стран и реализуется в появлении особой категории специалистов, видящих свое предназначение в четком исполнении задания и способных скопировать технический образец (сами образцы либо заимствуются у Запада, либо создаются представителями старого инженерного корпуса, выпестованными такими школами, как Бауманское училище). Расцвет технократизма совпадает с периодом глубокой отраслевой дифференциации производства, когда на смену грамотному исполнителю приходит собственно технократ, озабоченный тем, чтобы свято блюсти интересы ведомства, не отягощенный рефлексией над социальными и нравственными аспектами своей деятельности.

Принадлежность и легиону технократов не связана с тем, кто ты - «физик» или «лирик» (дискуссии 60-х годов акцентировали внимание именно на этой внешней стороне размежевания). Современный рыцарь технократизма одет в непробиваемую броню ведомственных интересов; на его гербе красуется машина; его девизом является тезис: «Цель оправды-

© Волков М. П., 2004

вает средства»; он смотрит на мир через забрало прагматически понятой пользы. Технократическое сознание также свободно существует в художественной и гуманитарной среде, как и в технической. Педагог, видящий в качестве единственного средства формирования ребенка узколобо понятую дисциплину, подавлявший из соображений пользы (своей!) всякое проявление инициативы и творчества, впадающий по любому поводу в морализаторство; «специалист» в сфере межнациональных отношений, предлагавший один рецепт для всех времен и народов; политик, жонглирующий понятиями «народ», «массы», «человечество» (на меньшее он никак не согласен) и забывающий о реальном человеке; инженер, видящий в людях части гигантской мегамашины, послушно выполняющей его волю все они поражены вирусом технократизма. Технократизм - это провозглашение прагматической пользы; это вера в пла-нируемость, предсказуемость а 1а Лаплас конечного результата; это убежденность в том, что для достижения цели все средства хороши; это неумение просчитать отдаленные последствия своей деятельности; это неспособность соотнести полученную пользу и цену, которую пришлось заплатить; это - как интегральная характеристика - антигуманное отношение к человеку и результату деятельности.

Преодоление технократизма возможно на пути гуманитаризации инженерной мысли и деятельности, опирается на гуманитаризацию технического образования. Последняя имеет своей целью формирование нравственно и социально ответственной личности. Ведущее направление ее реализации - возвращение субъекта в историю решения профессиональных проблем. История науки и техники, рассмотренная в контексте гуманитаризации, должна предстать не филиацией идей и решений, а историей исканий, историей человеческого величия и слабостей, звездных часов и тяжести неудач, мужества нравственного выбора и мучительной расплаты за отступления от принципов. Специалист должен формироваться как личность на высоких образцах порядочности, великодушия, добра, чести, душевной красоты. История науки должна стать историей творений и творцов науки, а не хронологией открытий, и в этом качестве выступать одним из системообразующих факторов профессиональной культуры специалиста. '

Гуманитаризация реализуется также через раскрытие смысло-жизненных аспектов бытия человека

22

Вестник УлГТУ 1/2004 *

в профессиональной деятельности специалиста. Это достигается через «очеловечивание» технических наук, выявление их вклада в общечеловеческую культуру, Тем самым гуманитаризация выступает действенным средством преодоления устойчивого стереотипа мышления и поведения, распространенного в среде научно-технической интеллигенции стереотипа нейтральности профессиональных проблем по отношению к социальным и мировоззренческим аспектам общественной жизни. Преодоление отмеченного стереотипа позволяет специалисту пересмотреть отношение к некритически усвоенному господствующему идеалу научности, увидеть стоящие за идеалами и нормами научного исследования, равно как и за исторически определенным образом науки, социокультурные основания.

Процесс гуманитаризации технического образования тесно связан с раскрытием гуманитарного измерения науки и техники. Это достигается посредством акцентирования внимания на практических вопросах бытия человека в мире, на необходимости включения в оценку качественной новизны технических объектов критериев психологической, нравственней, эстетической и экологической функциональности с целью превращения техники и технологии в союзниц человека.

Гуманитаризация образования базируется на принципе целостности человека, взятого в единстве его рациональной и чувственно-эмоциональной сторон. Существующий перекос процесса обучения, состоящий в активном использовании преимущественно рассудочной компоненты сознания, не позволяет задействовать в такой же мере чувственной, эмоциональной и волевой. Помимо прямых потерь, связанных с усвоением материала, подобная обедненная модель обучения ведет к атрофии способности будущего специалиста к принятию ответственных решений в ситуациях выбора, который невозможен без богатой практики чувств, эмоций, воли. Тем самым процесс обучения довершает ту разрушительную работу, которую совершает с душевным миром человека современная техногенная цивилизация. «Машина и техника, - писал Н. Бердяев в 1933 г., - наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации» [1, с. 156]. Осознание этой опасности должно вести к выработке механизмов ее блокирования. В отношении психолого-педагогической стороны процесса обучения это выливается в насыщение его формами диалога и игры, состязательностью и проблемностью, требующими концентрации интеллекта, инициирующими напряжение чувств и воли, ставящими студентов в ситуации выбора, сопровождающимися коллективным катарсисом. Через такие формы будущий специалист учится принимать решения, опираясь на социокультурный контекст.

Второй вектор изменений системы высшего образования, находясь в тесной связи с вышеописанными процессами, обнаруживает себя в формирующемся в общественном сознании новом образе университета: последний перестает восприниматься как место, где шлифуется ум будущего специалиста, и оценивается как пространство формирования личности, способной на нравственный выбор, руководствуясь не узко групповыми, а общечеловеческими ценностями.

Новое смысловое наполнение понятия «университет» отсылает нас к феномену университета как явления культуры. Возникновение университетов в Средневековой Европе было проявлением фундаментальной закономерности бытия культуры - ее способности создавать формы, опережающие время. Средневековая культура, задающая и обосновывающая нормы локального характера, через создание университетов вводит принципиально отличную установку - на универсализм. Универсализм просматривается в структуре первых факультетов: богословский, юридический, медицинский, - реализующих в преподавательской практике обращение к универсальным объектам - Богу, праву, человеку. Выпускники первых университетов - их число было крайне ограниченным - предстают носителями универсальных взглядов, позволяющих им оценивать себя как продолжателей античного космополитизма. Эта черта их сознания обеспечивала им высокий статус элиты в массовом сознании.

Этой же идеологии должен следовать современный университет. Он должен ассоциироваться в общественном мнении с высокой культурой, профессионализмом, научными достижениями, возможностями карьерного роста выпускников. Для этого университет должен обеспечить студентам возможность оценить свои способности на самых разных поприщах: учеба, наука, художественная самодеятельность, театр, конкурс красоты, центр занятости, спорт, политические клубы и т. п. Только в этом случае выпускник будет вступать во взрослую жизнь, имея представление о желательной сфере своей деятельности.

Реализация описанных векторов эволюционных изменений системы высшего образования - дело долговременное, и обществу, чиновникам от образования, занимающимся его реформированием, следует избавиться от иллюзии быстрого эффекта нововведений в процесс образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. - 1989.-№ 2.

Волков Михаил Павлович, кандидат философ-ских наук, профессор, декан гуманитарного факультета. Имеет монографии, учебные пособия и статьи в области методологии и социологии науки. теории образования.

Вестник УлГТУ 1/2004

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.