ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Баранова Екатерина Владимировна
кандидат педагогических наук Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород
katjakatusheva@rambler.ru
СООТНОШЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье автор рассматривает исторические предпосылки развития гуманитарной и технической составляющих образования. Доказывается, что естественнонаучное и гуманитарное знание должны выступать в качестве alter ego друг для друга, которые лишь совместно, «в тандеме», одновременно и дополняя, и корректируя друг друга, смогут обеспечить гармоничное развитие человека, его способностей. Акцентируется внимание на качестве высшего технического образования.
Ключевые слова: гуманитарное образование, техническое образование, высшее образование, технократия, гуманитарное мышление, гуманизм.
Реформирование высшего образования, в том числе технического, переход на новые образовательные стандарты приводят к определенным сложностям, с которыми сталкиваются преподаватели гуманитарных дисциплин. Беспокойство вызывает сохраняющаяся тенденция, принятия гуманитарной составляющей образования в техническом вузе как необходимую уступку требованиям нового государственного стандарта. Совершенно очевидно, что при таком количестве часов, которое отводится на изучение социальных и гуманитарных дисциплин, невозможно знать даже их основы. Противоречие просматривается в необходимости преподавания гуманитарных дисциплин и отведенными для этого часами. Следовательно, мы не можем гарантировать улучшение качества технического образования в целом и подготовки специалиста мирового уровня.
Для более полного освещения данного вопроса следует обратиться к истории.
В ХШ-Х1У вв. в Западной Европе в процессе цивилизационного и научно-технического развития произошла переориентация в системе мировоззрения, на первом месте оказывается техническая деятельность человека. Именно в это время появляется термин «инженер» (фр. ingenieur от лат. ^епшт - ум, изобретательность).
Доминирующая идея научно-технического прогресса в системе ценностей оформляется в XVII веке в виде «философии индустриальной науки» (Ф. Бэкон), направленной на получение предметного, объективного знания о мире. В то время деятельность человека воспринималась как рациональный процесс, направленный на преобразование объектов внешнего мира. На первый план выходит естествознание.
В Европе и Америке появляются высшие технические школы нового типа: Парижская политехническая школа (1794), Строительная академия в Берлине (1799), Политехнический институт в Вене (1815), Ремесленный институт в Берлине (1821), в Лондонском университетском коллед-
же открылись кафедры механики, машиностроения и гражданского строительства (1841), по решению Конгресса США открылось первое техническое учебное заведение - Вестпойнтская военная академия (1802), а также Бруклинский политехнический институт (1854), Массачусетский технологический институт (1861) и др.
Экспансия естественнонаучной и технической рациональности породила такое направление как технократия, которое, как правило, возникает в периоды социально-экономических преобразований. Термин «технократия» (от греч. techne -ремесло и kratos - власть) это направление общественно-политической мысли, согласно которому общество регулируется принципами техникоорга-низационной реальности, носителями которой являются технократы.
Техническое знание и основанная на нем инженерная деятельность представляются фундаментальным базисом цивилизации, главными факторами, определяющими процессы изменений жизни, и, тем самым, «становятся основными источниками формирования техногенной цивилизации» [9].
Впервые идеи технократии были развиты в 20-е гг. XX века в произведениях американского социолога и экономиста Т. Веблена, который предпринимал попытки заменить капитализм не социализмом, а именно технократизмом, таким образом, приоритетность технической деятельности инженера рассматривается не только в промышленности, но и в осуществлении рационального управления обществом.
Немецкий философ Освальд Шпенглер в книге «Человек и техника» (1931 г.) утверждал, что техника подчинит человека собственному ритму, тем самым уничтожив его.
Н.А. Бердяев в своей работе «Человек и машина» (1933 г.) писал, что «иногда представляется, что мы живем в эпоху окончательного преобладания техники над мудростью в древнем, благородном смысле слова. Технизация духа, технизация разума... Эсхатология техники ждет окончатель-
© Баранова Е.В., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
121
ного овладения миром и землей, окончательного господства над ними при помощи технических орудий». Кроме того, философ подчеркивает, что «...когда человеку дается сила, которой он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества и культуры, тогда все делается зависящим от духовного и нравственного состояния человека, от того, во имя чего он будет употреблять эту силу, какого он духа. От этого зависит судьба человечества» [4].
Существуют различные точки зрения на сущность и характер технократического мышления. Одна из наиболее крайних принадлежит Н.Г. Баг-дасарьяну, который считает, что «для технического мышления не существуют категории нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства» [1].
Г. А. Котельников и И.А. Гричаникова утверждают, что технократическое мышление имеет место там, где «техника первенствует над человеком и его ценностями» [7].
Известно, что научно-технический прогресс несет не только позитивные, но и серьезные негативные последствия, в том числе и по отношению к гуманитарной составляющей образования. Известный французский социолог и педагог Ж. Фридман в конце 50-х гг. XX века писал: «Головокружительное развитие науки и техники оказывает губительное, разлагающее влияние на интеллект, притупляет критическое мышление, инициативу, чувство ответственности. Одно из наиболее эффективных противоядий должно состоять в том, чтобы дать молодому человеку, прежде чем он придет на производство, такую техническую и гуманитарную подготовку, развить и укрепить в нем такие качества, которые позволят ему сопротивляться этому отрицательному влиянию» [6].
В конце XIX века представители баденской школы неокантианцев во главе с Г. Риккертом подчеркивали принципиальное различие между гуманитарными и естественными науками. Они считали, что естествоиспытатели познают объективные предметы и их целью является описание общего, типичного, универсального, а гуманитарные науки изучают проявление человеческого духа, субъективность и уникальность человеческой жизни.
В работах В. Дильтея разрабатывалась идея методологического разделения «наук о духе» и «наук о природе».
Английский писатель, публицист, физик и общественный деятель Ч.П. Сноу также был одним из тех, кто обратил внимание общества на жесткую оппозицию научно-технической и гуманитарной интеллигенции. Его работа «Две культуры» («The two cultures»), которая сначала вышла статьей в 1956-м году, а потом и отдельным изданием в 1963 году (в России в 1973 году) это сожаление по поводу разрыва между учеными и интеллектуа-
лами-литераторами («художественной интеллигенцией»), который представляет серьезную опасность для всей мировой культуры, «поляризация культуры - очевидная потеря для всех нас» [8].
Очевидно, что приоритеты естественнонаучного знания над гуманитарным привели к гуманитарному кризису, к кризису в образовании, который, в первую очередь, выражается в девальвации нравственности.
Современные ученые все больше говорят о том, что необходима взаимосвязь гуманитарных и естественных наук. Естественнонаучное и гуманитарное знание должны выступать в качестве alter ego друг для друга, которые лишь совместно, «в тандеме», одновременно и дополняя, и корректируя друг друга, смогут обеспечить гармоничное развитие человека, его способностей.
Нельзя не согласиться с Г.В. Шевцовой, которая отмечает фундаментальную зависимость ци-вилизационного развития от профессиональных характеристик и личностных качеств, закладываемых техническим образованием, подчеркивает приоритетность познания действительности на основе интеграции технических и гуманистических дисциплин [10].
В противовес технократизму гуманизм акцентирует внимание на достоинстве и ценностях человека.
Содержание гуманитарного знания связано с проблемой смысла человеческого существования и предлагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от отражения к пониманию.
В работе авторов Д.Л. Константиновского, Е.Д. Вознесенской, О.Я. Дымарской и Г.А. Чередниченко «Социально-гуманитарное образование» подчеркивается важнейший аспект современного обновления - гуманизация, «выражающаяся в направленности на сохранение и развитие нравственных и эстетических ценностей, высоких общественных идеалов» [6].
Анализируя тенденции развития профессионального образования по пути гуманизации и гуманитаризации нельзя не обратить внимание на основное назначение профессионального образования, которое можно представить в виде формирования личности на гуманитарной основе, которая, в свою очередь, позволяет расширить понимание специалистом сложного и быстроменяющегося мира, адаптироваться к требованиям времени.
Именно гуманитарное образование через гуманитарные науки может преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление и способствовать гармоничному формированию и развитию личности человека.
Мы поддерживаем точку зрения Л. Вербицкой, которая считает, что «гуманитарное образование -это духовное развитие человека в самом широком смысле. Оно включает очень широкий круг компонентов, обеспечивающий проявление Человека во
122
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
Соотношение гуманитарной и технической составляющих в системе образования студентов технических вузов
всем многообразии связей и взаимодействия как носителя и созидателя культурных ценностей, национальных традиций, общественной идеологии» [5].
Нельзя не согласиться с А.Ю. Белогуровом, который понимает гуманитаризацию образования, как систему форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, позволяющую сделать обучение составной частью формирования человеческой личности. По мнению ученого, именно гуманитаризация призвана обеспечить в образовательном плане синтез технических, гуманитарных и естественно-научных дисциплин на основе многоуровневой интеграции всего комплекса изучаемых знаний [3].
В большинстве западных стран гуманитарное знание рассматривается как один из самых важных элементов общеобразовательной подготовки, ему уделяется особое внимание, как в школах, так и в высших учебных заведениях.
Инженерное образование, как в странах Европы, так и Америки целенаправленно и системно использует потенциал гуманитарного знания.
Еще в начале XX века во Франции появилась так называемая Французская Группа Нового Образования (Groupe Français Education Nouvelle -GFEN). Основателями и идейными вдохновителями этой организации являются такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Большой вклад в развитие GFEN внес известный французский педагог, поэт и драматург Анри Бассис. Цель Французской Группы Нового Образования - это воспитание свободно и критически мыслящей личности, а также разработка и внедрение интенсивных методов обучения и развития учащегося в процессе преподавания основ естественно-научных и гуманитарных дисциплин. В конце XX века идеи, пропагандируемые GFEN, получили большое распространение во многих странах мира, в том числе и в России.
В Соединенных Штатах Америки, в Массачу-сетском технологическом институте задействован мощный департамент обществоведческих дисциплин (School of Humanities, Arts and Social Sciences), располагающий тринадцатью кафедрами и тремя междисциплинарными центрами. Данный департамент предлагает будущим инженерам богатый набор курсов, из которых студент в обязательном порядке должен выбрать восемь, а при желании - еще от шести до восьми дисциплин. В этом списке обязательными являются от двух до четырех дисциплин коммуникативной направленности, которые помогают формировать культуру дискуссий, деловой переписки, межличностного общения, грамотной речи и т. д. (интернет-ресурс: http://web.mit.edu)
Группой специалистов Нью-Йоркского университета под руководством Д. Баумана разработана программа «Гуманитарные науки в XXI столетии».
В настоящее время эта программа действует более чем в 12 университетах и колледжах США.
Ведущей идеей проекта «Гуманитарные науки в XXI столетии» является пересмотр содержания гуманитарной подготовки будущих специалистов с предметно-центрической на четырехблоковую систему, состоящую из комплексов глобальных (фундаментальных) наук, обширного психологического практикума, ориентирующего на формирование навыков и умений по самореализации и самоактуализации, психолого-педагогического цикла по гуманистической педагогике и психологии, междисциплинарных курсов [2].
Можно с уверенностью утверждать, что цивилизованное, высокоразвитое общество, невозможно построить без духовной и нравственной основы. Таким образом, гуманитарное образование в техническом вузе является одним из факторов обеспечения национальной безопасности страны.
Бесспорно, что для мировоззрения современной России необходима именно гуманистическая система ценностей, которую возможно формировать, в первую очередь, с помощью образовательно-воспитательных программ в учебных заведениях. Именно при ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания личности образуется гуманистическая основа нравственности.
В настоящее время именно высшее образование можно назвать своеобразным транслятором культуры. Совершенствование высшего образования зависит от утверждения гуманистических идей в теории и практике образования, которое приобретает личностный смысл.
Учитывая все вышесказанное, можно констатировать, что гуманизация по средствам гуманитаризации всего образовательного процесса в высшем учебном заведении, в частности в техническом, выступает как исторически необходимая тенденция. Данное явление представляет собой сложный процесс, имеющий различные направления и способы реализации, сформированные за долгий исторический период. Гуманизация и гуманитаризация высшего технического образования доказали свою жизненную необходимость и неизбежность, вытекающую из основополагающих целей высшего образования, социальных запросов на личностные качества будущего специалиста и роли гуманитарных знаний в жизни человека.
Библиографический список
1. Багдасарьян Н.Г. Высшая техническая школа в пространстве культуры (социология и философия проблемы). - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. - 40 с.
2. Балицкая И.В. Гуманистическая направленность реформ по стандартизации образования в России и США: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 204 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
123
3. Белогуров А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 1997. - 140 с.
4. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С. 153-157.
5. Вербицкая Л.Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 74-84.
6. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. - М.: ЦСП, 2006.
7. Котельников Г.А., Гричаникова И.А. Гумани-
таризация высшего образования как фактор формирования нравственной культуры студентов. -Белгород: БелГТАСМ, 1998. - 52 с.
8. Сноу Ч.П. Портреты и размышления. - М.: Прогресс, 1985. - С. 195-226.
9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. -М., 1994. - 274 с.
10. Шевцова Г.В. Компаративный анализ приоритетных направлений в разработке образовательных программ по гуманитарным дисциплинам в инженерном образовании США и Европы // Вестник ТГПУ - 2010. - Вып. 12 (102). - С. 12-19.
УДК 159.9:37
Ермакова Ольга Евгеньевна
кандидат психологических наук Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
ermakova@bsk.vsu.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
На основе теоретического анализа построена модель стилевых характеристик инновационной деятельности. Описывается структура индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, которая включает в себя четыре компонента: ценностно-смысловой, операциональный, динамический, рефлексивный.
Описываются условия формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки: информационное просвещение о сущности инновационных процессов в современном образовании; развитие креативности; развитие мотивации достижения успеха; моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности; активизация рефлексивной позиции в деятельности; развитие коммуникативных умений, отработка индивидуальных стратегий поведения, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Ключевые слова: индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя, функции индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, условия формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования обусловили радикальные перемены в образовании. На современном этапе развития образования существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки всех участников образовательного процесса.
Основным фактором реформирования системы образования в современных условиях выступает личность учителя. Достижение высокого качества образовательных услуг возможно только при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, стремящихся постоянно совершенствовать свое мастерство, мобильно реагирующих на происходящие в образовательном пространстве перемены. Важнейшими качествами личности педагога на современном этапе развития системы образования должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Для формирования обозначенных качеств личности нужен педагог, умеющий подходить к решению
учебно-воспитательных задач творчески, с опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и инновационный педагогический опыт, способный прогнозировать процесс осуществляемой инновационной деятельности, анализировать ее результаты. Одним из основных требований, предъявляемых на сегодняшний день государством и обществом к учителю, является постоянное целенаправленное повышение уровня квалификации и личностного профессионального роста.
В современных условиях значительно меняются функции высшей школы, усложняются учебно-воспитательные задачи, что в свою очередь, требует совершенствования профессиональной подготовки педагогов. В ряде исследований выявлены несоответствия между функциональной подготовкой педагогических кадров и творческим характером их инновационной деятельности.
Инновационная деятельность учителя представляет собой педагогическую деятельность, основанную на творческом подходе, нестандартном решении профессиональных проблем. Как целостное личностное образование, готовность к инно-
124
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Ермакова О.Е., 2016