Научная статья на тему 'Соотношение гуманитарной и технической составляющих в системе образования студентов технических вузов'

Соотношение гуманитарной и технической составляющих в системе образования студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1309
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDIVIDUAL STYLE / TEACHER'S INNOVATIVE ACTIVITY / TEACHER'S FEATURES OF INDIVIDUAL STYLE OF INNOVATIVE ACTIVITY / CONDITIONS OF FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHER / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОКРАТИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Екатерина Владимировна

В статье автор рассматривает исторические предпосылки развития гуманитарной и технической составляющих образования. Доказывается, что естественнонаучное и гуманитарное знание должны выступать в качестве alter ego друг для друга, которые лишь совместно, «в тандеме», одновременно и дополняя, и корректируя друг друга, смогут обеспечить гармоничное развитие человека, его способностей. Акцентируется внимание на качестве высшего технического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of humanitarian and technical components in the system of education of technical university students

In this article, the author considers the historical preconditions of the humanitarian and technical components development in the system of education. It is proved that natural science and human knowledge should serve as the alter ego for each other, that only by working together, “in tandem”, both at the same time complementing and correcting each other, will be able to ensure the harmonious development of the person, of its abilities. The attention is paid to the quality of the higher technical education. Keywords: humanitarian education, technical education, higher education, technocracy, humanitarian thinking, humanism. Ol’ga Ye. Yermakova Borisoglebsk branch of Voronezh State University, town of Borisoglebsk, Voronezh Region ermakova@bsk.vsu.ru Psycho-pedagogic bases of formation of individual style of innovative activity of the teacher in the process of professional training In the course of human exploration of the profession there is a transformation available to it certain qualities based on the characteristics of this professional activity, new personality traits, the competencies, the result is an individual style of activity. Under individual style of pedagogic activity of the innovation we understand a whole system of operations that provides effective interaction of teachers with students and determine the goals, objectives of innovation, the properties of the various levels of individuality of the teacher. Individual style of pedagogic activity is a means of effective adaptation to the objective requirements of innovative activity in the conditions of reforming of the education system. What is allocated are such functions of the individual style of innovative activity of a teacher, as a compensatory and facilitative. On the basis of theoretical analysis of the structure of individual style of innovative activity of the teacher, which includes four components: axiological, operational, dynamic, reflexive. The article describes the conditions of formation of individual style of innovative activity of the teacher in the process of professional training: information and education about the nature of innovative processes in modern education; the development of creativity; development of motivation of achievement of success; modelling of the situations of future professional activity; activation of a reflexive position in activity; the development of communicative skills, improvement of individual behaviour strategies necessary to implement innovation.

Текст научной работы на тему «Соотношение гуманитарной и технической составляющих в системе образования студентов технических вузов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Баранова Екатерина Владимировна

кандидат педагогических наук Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород

katjakatusheva@rambler.ru

СООТНОШЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье автор рассматривает исторические предпосылки развития гуманитарной и технической составляющих образования. Доказывается, что естественнонаучное и гуманитарное знание должны выступать в качестве alter ego друг для друга, которые лишь совместно, «в тандеме», одновременно и дополняя, и корректируя друг друга, смогут обеспечить гармоничное развитие человека, его способностей. Акцентируется внимание на качестве высшего технического образования.

Ключевые слова: гуманитарное образование, техническое образование, высшее образование, технократия, гуманитарное мышление, гуманизм.

Реформирование высшего образования, в том числе технического, переход на новые образовательные стандарты приводят к определенным сложностям, с которыми сталкиваются преподаватели гуманитарных дисциплин. Беспокойство вызывает сохраняющаяся тенденция, принятия гуманитарной составляющей образования в техническом вузе как необходимую уступку требованиям нового государственного стандарта. Совершенно очевидно, что при таком количестве часов, которое отводится на изучение социальных и гуманитарных дисциплин, невозможно знать даже их основы. Противоречие просматривается в необходимости преподавания гуманитарных дисциплин и отведенными для этого часами. Следовательно, мы не можем гарантировать улучшение качества технического образования в целом и подготовки специалиста мирового уровня.

Для более полного освещения данного вопроса следует обратиться к истории.

В ХШ-Х1У вв. в Западной Европе в процессе цивилизационного и научно-технического развития произошла переориентация в системе мировоззрения, на первом месте оказывается техническая деятельность человека. Именно в это время появляется термин «инженер» (фр. ingenieur от лат. ^епшт - ум, изобретательность).

Доминирующая идея научно-технического прогресса в системе ценностей оформляется в XVII веке в виде «философии индустриальной науки» (Ф. Бэкон), направленной на получение предметного, объективного знания о мире. В то время деятельность человека воспринималась как рациональный процесс, направленный на преобразование объектов внешнего мира. На первый план выходит естествознание.

В Европе и Америке появляются высшие технические школы нового типа: Парижская политехническая школа (1794), Строительная академия в Берлине (1799), Политехнический институт в Вене (1815), Ремесленный институт в Берлине (1821), в Лондонском университетском коллед-

же открылись кафедры механики, машиностроения и гражданского строительства (1841), по решению Конгресса США открылось первое техническое учебное заведение - Вестпойнтская военная академия (1802), а также Бруклинский политехнический институт (1854), Массачусетский технологический институт (1861) и др.

Экспансия естественнонаучной и технической рациональности породила такое направление как технократия, которое, как правило, возникает в периоды социально-экономических преобразований. Термин «технократия» (от греч. techne -ремесло и kratos - власть) это направление общественно-политической мысли, согласно которому общество регулируется принципами техникоорга-низационной реальности, носителями которой являются технократы.

Техническое знание и основанная на нем инженерная деятельность представляются фундаментальным базисом цивилизации, главными факторами, определяющими процессы изменений жизни, и, тем самым, «становятся основными источниками формирования техногенной цивилизации» [9].

Впервые идеи технократии были развиты в 20-е гг. XX века в произведениях американского социолога и экономиста Т. Веблена, который предпринимал попытки заменить капитализм не социализмом, а именно технократизмом, таким образом, приоритетность технической деятельности инженера рассматривается не только в промышленности, но и в осуществлении рационального управления обществом.

Немецкий философ Освальд Шпенглер в книге «Человек и техника» (1931 г.) утверждал, что техника подчинит человека собственному ритму, тем самым уничтожив его.

Н.А. Бердяев в своей работе «Человек и машина» (1933 г.) писал, что «иногда представляется, что мы живем в эпоху окончательного преобладания техники над мудростью в древнем, благородном смысле слова. Технизация духа, технизация разума... Эсхатология техники ждет окончатель-

© Баранова Е.В., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

121

ного овладения миром и землей, окончательного господства над ними при помощи технических орудий». Кроме того, философ подчеркивает, что «...когда человеку дается сила, которой он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества и культуры, тогда все делается зависящим от духовного и нравственного состояния человека, от того, во имя чего он будет употреблять эту силу, какого он духа. От этого зависит судьба человечества» [4].

Существуют различные точки зрения на сущность и характер технократического мышления. Одна из наиболее крайних принадлежит Н.Г. Баг-дасарьяну, который считает, что «для технического мышления не существуют категории нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства» [1].

Г. А. Котельников и И.А. Гричаникова утверждают, что технократическое мышление имеет место там, где «техника первенствует над человеком и его ценностями» [7].

Известно, что научно-технический прогресс несет не только позитивные, но и серьезные негативные последствия, в том числе и по отношению к гуманитарной составляющей образования. Известный французский социолог и педагог Ж. Фридман в конце 50-х гг. XX века писал: «Головокружительное развитие науки и техники оказывает губительное, разлагающее влияние на интеллект, притупляет критическое мышление, инициативу, чувство ответственности. Одно из наиболее эффективных противоядий должно состоять в том, чтобы дать молодому человеку, прежде чем он придет на производство, такую техническую и гуманитарную подготовку, развить и укрепить в нем такие качества, которые позволят ему сопротивляться этому отрицательному влиянию» [6].

В конце XIX века представители баденской школы неокантианцев во главе с Г. Риккертом подчеркивали принципиальное различие между гуманитарными и естественными науками. Они считали, что естествоиспытатели познают объективные предметы и их целью является описание общего, типичного, универсального, а гуманитарные науки изучают проявление человеческого духа, субъективность и уникальность человеческой жизни.

В работах В. Дильтея разрабатывалась идея методологического разделения «наук о духе» и «наук о природе».

Английский писатель, публицист, физик и общественный деятель Ч.П. Сноу также был одним из тех, кто обратил внимание общества на жесткую оппозицию научно-технической и гуманитарной интеллигенции. Его работа «Две культуры» («The two cultures»), которая сначала вышла статьей в 1956-м году, а потом и отдельным изданием в 1963 году (в России в 1973 году) это сожаление по поводу разрыва между учеными и интеллектуа-

лами-литераторами («художественной интеллигенцией»), который представляет серьезную опасность для всей мировой культуры, «поляризация культуры - очевидная потеря для всех нас» [8].

Очевидно, что приоритеты естественнонаучного знания над гуманитарным привели к гуманитарному кризису, к кризису в образовании, который, в первую очередь, выражается в девальвации нравственности.

Современные ученые все больше говорят о том, что необходима взаимосвязь гуманитарных и естественных наук. Естественнонаучное и гуманитарное знание должны выступать в качестве alter ego друг для друга, которые лишь совместно, «в тандеме», одновременно и дополняя, и корректируя друг друга, смогут обеспечить гармоничное развитие человека, его способностей.

Нельзя не согласиться с Г.В. Шевцовой, которая отмечает фундаментальную зависимость ци-вилизационного развития от профессиональных характеристик и личностных качеств, закладываемых техническим образованием, подчеркивает приоритетность познания действительности на основе интеграции технических и гуманистических дисциплин [10].

В противовес технократизму гуманизм акцентирует внимание на достоинстве и ценностях человека.

Содержание гуманитарного знания связано с проблемой смысла человеческого существования и предлагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от отражения к пониманию.

В работе авторов Д.Л. Константиновского, Е.Д. Вознесенской, О.Я. Дымарской и Г.А. Чередниченко «Социально-гуманитарное образование» подчеркивается важнейший аспект современного обновления - гуманизация, «выражающаяся в направленности на сохранение и развитие нравственных и эстетических ценностей, высоких общественных идеалов» [6].

Анализируя тенденции развития профессионального образования по пути гуманизации и гуманитаризации нельзя не обратить внимание на основное назначение профессионального образования, которое можно представить в виде формирования личности на гуманитарной основе, которая, в свою очередь, позволяет расширить понимание специалистом сложного и быстроменяющегося мира, адаптироваться к требованиям времени.

Именно гуманитарное образование через гуманитарные науки может преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление и способствовать гармоничному формированию и развитию личности человека.

Мы поддерживаем точку зрения Л. Вербицкой, которая считает, что «гуманитарное образование -это духовное развитие человека в самом широком смысле. Оно включает очень широкий круг компонентов, обеспечивающий проявление Человека во

122

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

Соотношение гуманитарной и технической составляющих в системе образования студентов технических вузов

всем многообразии связей и взаимодействия как носителя и созидателя культурных ценностей, национальных традиций, общественной идеологии» [5].

Нельзя не согласиться с А.Ю. Белогуровом, который понимает гуманитаризацию образования, как систему форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, позволяющую сделать обучение составной частью формирования человеческой личности. По мнению ученого, именно гуманитаризация призвана обеспечить в образовательном плане синтез технических, гуманитарных и естественно-научных дисциплин на основе многоуровневой интеграции всего комплекса изучаемых знаний [3].

В большинстве западных стран гуманитарное знание рассматривается как один из самых важных элементов общеобразовательной подготовки, ему уделяется особое внимание, как в школах, так и в высших учебных заведениях.

Инженерное образование, как в странах Европы, так и Америки целенаправленно и системно использует потенциал гуманитарного знания.

Еще в начале XX века во Франции появилась так называемая Французская Группа Нового Образования (Groupe Français Education Nouvelle -GFEN). Основателями и идейными вдохновителями этой организации являются такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Большой вклад в развитие GFEN внес известный французский педагог, поэт и драматург Анри Бассис. Цель Французской Группы Нового Образования - это воспитание свободно и критически мыслящей личности, а также разработка и внедрение интенсивных методов обучения и развития учащегося в процессе преподавания основ естественно-научных и гуманитарных дисциплин. В конце XX века идеи, пропагандируемые GFEN, получили большое распространение во многих странах мира, в том числе и в России.

В Соединенных Штатах Америки, в Массачу-сетском технологическом институте задействован мощный департамент обществоведческих дисциплин (School of Humanities, Arts and Social Sciences), располагающий тринадцатью кафедрами и тремя междисциплинарными центрами. Данный департамент предлагает будущим инженерам богатый набор курсов, из которых студент в обязательном порядке должен выбрать восемь, а при желании - еще от шести до восьми дисциплин. В этом списке обязательными являются от двух до четырех дисциплин коммуникативной направленности, которые помогают формировать культуру дискуссий, деловой переписки, межличностного общения, грамотной речи и т. д. (интернет-ресурс: http://web.mit.edu)

Группой специалистов Нью-Йоркского университета под руководством Д. Баумана разработана программа «Гуманитарные науки в XXI столетии».

В настоящее время эта программа действует более чем в 12 университетах и колледжах США.

Ведущей идеей проекта «Гуманитарные науки в XXI столетии» является пересмотр содержания гуманитарной подготовки будущих специалистов с предметно-центрической на четырехблоковую систему, состоящую из комплексов глобальных (фундаментальных) наук, обширного психологического практикума, ориентирующего на формирование навыков и умений по самореализации и самоактуализации, психолого-педагогического цикла по гуманистической педагогике и психологии, междисциплинарных курсов [2].

Можно с уверенностью утверждать, что цивилизованное, высокоразвитое общество, невозможно построить без духовной и нравственной основы. Таким образом, гуманитарное образование в техническом вузе является одним из факторов обеспечения национальной безопасности страны.

Бесспорно, что для мировоззрения современной России необходима именно гуманистическая система ценностей, которую возможно формировать, в первую очередь, с помощью образовательно-воспитательных программ в учебных заведениях. Именно при ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания личности образуется гуманистическая основа нравственности.

В настоящее время именно высшее образование можно назвать своеобразным транслятором культуры. Совершенствование высшего образования зависит от утверждения гуманистических идей в теории и практике образования, которое приобретает личностный смысл.

Учитывая все вышесказанное, можно констатировать, что гуманизация по средствам гуманитаризации всего образовательного процесса в высшем учебном заведении, в частности в техническом, выступает как исторически необходимая тенденция. Данное явление представляет собой сложный процесс, имеющий различные направления и способы реализации, сформированные за долгий исторический период. Гуманизация и гуманитаризация высшего технического образования доказали свою жизненную необходимость и неизбежность, вытекающую из основополагающих целей высшего образования, социальных запросов на личностные качества будущего специалиста и роли гуманитарных знаний в жизни человека.

Библиографический список

1. Багдасарьян Н.Г. Высшая техническая школа в пространстве культуры (социология и философия проблемы). - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. - 40 с.

2. Балицкая И.В. Гуманистическая направленность реформ по стандартизации образования в России и США: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 204 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

123

3. Белогуров А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 1997. - 140 с.

4. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С. 153-157.

5. Вербицкая Л.Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 74-84.

6. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. - М.: ЦСП, 2006.

7. Котельников Г.А., Гричаникова И.А. Гумани-

таризация высшего образования как фактор формирования нравственной культуры студентов. -Белгород: БелГТАСМ, 1998. - 52 с.

8. Сноу Ч.П. Портреты и размышления. - М.: Прогресс, 1985. - С. 195-226.

9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. -М., 1994. - 274 с.

10. Шевцова Г.В. Компаративный анализ приоритетных направлений в разработке образовательных программ по гуманитарным дисциплинам в инженерном образовании США и Европы // Вестник ТГПУ - 2010. - Вып. 12 (102). - С. 12-19.

УДК 159.9:37

Ермакова Ольга Евгеньевна

кандидат психологических наук Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета

ermakova@bsk.vsu.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

На основе теоретического анализа построена модель стилевых характеристик инновационной деятельности. Описывается структура индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, которая включает в себя четыре компонента: ценностно-смысловой, операциональный, динамический, рефлексивный.

Описываются условия формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки: информационное просвещение о сущности инновационных процессов в современном образовании; развитие креативности; развитие мотивации достижения успеха; моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности; активизация рефлексивной позиции в деятельности; развитие коммуникативных умений, отработка индивидуальных стратегий поведения, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Ключевые слова: индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя, функции индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, условия формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя.

Происходящие в стране социально-экономические преобразования обусловили радикальные перемены в образовании. На современном этапе развития образования существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки всех участников образовательного процесса.

Основным фактором реформирования системы образования в современных условиях выступает личность учителя. Достижение высокого качества образовательных услуг возможно только при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, стремящихся постоянно совершенствовать свое мастерство, мобильно реагирующих на происходящие в образовательном пространстве перемены. Важнейшими качествами личности педагога на современном этапе развития системы образования должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Для формирования обозначенных качеств личности нужен педагог, умеющий подходить к решению

учебно-воспитательных задач творчески, с опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и инновационный педагогический опыт, способный прогнозировать процесс осуществляемой инновационной деятельности, анализировать ее результаты. Одним из основных требований, предъявляемых на сегодняшний день государством и обществом к учителю, является постоянное целенаправленное повышение уровня квалификации и личностного профессионального роста.

В современных условиях значительно меняются функции высшей школы, усложняются учебно-воспитательные задачи, что в свою очередь, требует совершенствования профессиональной подготовки педагогов. В ряде исследований выявлены несоответствия между функциональной подготовкой педагогических кадров и творческим характером их инновационной деятельности.

Инновационная деятельность учителя представляет собой педагогическую деятельность, основанную на творческом подходе, нестандартном решении профессиональных проблем. Как целостное личностное образование, готовность к инно-

124

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Ермакова О.Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.