Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КАТЕГОРИЯХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ СОКРОВИЩ'

СОВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КАТЕГОРИЯХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ СОКРОВИЩ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА СОКРОВИЩ / КОСТЮМ / ЧИПИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ / МАРКИРОВКА ОДЕЖДЫ / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сичкарь Татьяна Валентиновна, Кирсанов Константин Александрович

В статье рассмотрено обобщенное понятие костюма, ретроспектива структурирования и идентификации различных объектов у каждой цивилизации. Особое значение в современных цивилизациях приобретает электронная идентификация частей костюма, которая является одним из элементов экономики сокровищ и индикатором современного творческого и научного потенциала каждой цивилизации. Костюм человека является конечным продуктом деятельности предприятий легкой промышленности. Установлено, что предприятия легкой промышленности осуществляют: первичную обработку сырья; выпуск готовой продукции массового потребления, производственно-технического и специального назначения для других отраслей промышленности. В 1990-е годы произошел значительный спад производства изделий легкой промышленности, продукция оказалась неконкурентоспособной по сравнению с иностранными производителями. Однако, как показывают статистические данные, уже второй год подряд российская легкая промышленность показывает успехи. Стратегия развития легкой промышленности до 2025 года, подготовленная Минпромторгом, предполагает рост доли легкой промышленности в ВВП страны до 0,28%, сокращение импорта на 5–7%. Установлено, что большую роль в развитии предприятий легкой промышленности будет играть борьба с контрафактом и нелегальным импортом. Правительство РФ в 2016 году ввело в действие постановление, которое обязывает производителей, продавцов и импортеров маркировать изделия из натурального меха специальными контрольными (идентификационными) знаками — КиЗ. С введением системы чипирования процент легализации на рынке импорта планируют достичь 50–70% — и на такую же величину возрастут налоговые поступления. В ближайшее время станет обязательным чипирование одежды и обуви. Чипизация позволит минимизировать временные и трудовые затраты по подбору отдельных элементов одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов в единый костюм и затем в творческую коллекцию. Поэтому, чипирование товаров скоро станет не только экономической составляющей, но атрибутом повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КАТЕГОРИЯХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ СОКРОВИЩ»

Материалы XII научной конференции (26 октября 2017 года) Список литературы

Беляева Е.Е. Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза, 2012.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года».

УДК 339

Сичкарь Татьяна Валентиновна,

кандидат технических наук, доцент, научный сотрудник Научного центра исследования истории

и развития мировых цивилизаций, НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций»

e-mail: ditava1@mail.ru

Кирсанов Константин Александрович,

доктор экономических наук, профессор, директор Научного центра исследования истории и развития мировых цивилизаций, НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций»

e-mail: allprof@mail.ru

современный творческий потенциал как главная ценность цивилизации в категориях проблем Экономики сокровищ

Аннотация. В статье рассмотрено обобщенное понятие костюма, ретроспектива структурирования и идентификации различных объектов у каждой цивилизации. Особое значение в современных цивилизациях приобретает электронная идентификация частей костюма, которая является одним из элементов экономики сокровищ и индикатором современного творческого и научного потенциала каждой цивилизации. Костюм человека является конечным продуктом деятельности предприятий легкой промышленности. Установлено, что предприятия легкой промышленности осуществляют: первичную обработку сырья; выпуск готовой продукции массового потребления, производственно-технического и специального назначения для других отраслей промышленности. В 1990-е годы произошел значительный спад производства изделий легкой промышленности, продукция оказалась неконкурентоспособной по сравнению с иностранными производителями. Однако, как показывают статистические данные, уже второй год подряд российская легкая промышленность показывает успехи. Стратегия развития легкой промышленности до 2025 года, подготовленная Минпромторгом, предполагает рост доли легкой промышленности в ВВП страны до 0,28%, сокращение импорта на 5-7%. Установлено, что большую роль в развитии предприятий легкой промышленности будет играть борьба с контрафактом и нелегальным импортом. Правительство РФ в 2016 году ввело в действие постановление, которое обязывает производителей, продавцов и импортеров маркировать изделия из натурального меха специальными контрольными (идентификационными) знаками — КиЗ. С введением системы чипирова-ния процент легализации на рынке импорта планируют достичь 50-70% — и на такую же величину возрастут налоговые поступления. В ближайшее время станет обязательным чипирование одежды и обуви. Чипизация позволит минимизировать временные и трудовые затраты по подбо-

ру отдельных элементов одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов в единый костюм и затем в творческую коллекцию. Поэтому, чипирование товаров скоро станет не только экономической составляющей, но атрибутом повседневной жизни. Ключевые слова: цивилизация, экономика сокровищ, костюм, чипирование объектов, маркировка одежды, легкая промышленность.

С системологической точки зрения человека отделяет от природной среды специальное сконструированное определенным образом (исходя из воззренологических представлений конкретной эпохи с ее понятиями моды и красоты) техническая система, которая называется различно: костюм, одежда, обувь, аксессуары и др. [1] (см. рис. 1).

Будем далее употреблять обобщенное понятие костюм, как фокус техногенного развития, создающего определенные условия комфорта, а в отдельных случая и выживания в экстремальных ситуациях. Костюм ответственен за главное сокровище человека — за его здоровье.

Элементы Головные

одежды уборы

костюм

Аксессуары

обувь

Рис. 1. Обобщенное понятие костюма

Это неоклассический подход, развиваемый авторами. Однако, рассматриваемая тема в классической постановке, представляется в значимо другом ключе. Остановимся более детально на классической постановке, рассматриваемой темы.

В различные временные периоды у каждой цивилизации существовали свои технологии по структурированию и идентификации различных объектов, например, идентификация животных, производилась с помощью клеймения и татуировок. На современном этапе актуальной становится электронная идентификация (чипирование) различных объектов окружающей среды, в том числе и костюма (см. рис. 2).

Рис. 2. Ретроспектива идентификации объектов

Чипирование было разработано в Великобритании во время второй мировой войны для идентификации военной техники, а в конце прошлого века оно нашло свое применение в целом ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства [7].

Одной из современных и инновационных технологий является радиочастотная идентификация, которая состоит в использовании микрочипов для беспроводного чтения и записи определенной информации по данному объекту. Диапазон ее применения огромен — объекты военно-промышленного комплекса, сфера логистики и транспортировки различных видов грузов, в магазинах для маркировки товаров, для идентификации автотранспортных

средств, фармацевтической продукция, идентификация животных и многое другое (см. рис. 3).

Каждая современная цивилизация имеет перечень своих национальных ценностей, подлежащих учету и идентификации, тем самым образующих экономику сокровищ. Особое значение в современных цивилизациях приобретает электронная идентификация частей костюма, которая является одним из элементов экономики сокровищ и индикатором современного творческого и научного потенциала каждой цивилизации.

Для идентификации автотранспортных средств, фармацевтической продукция, животных

Рис. 3. Диапазон применения чипирования

Костюм современного человека является конечным продуктом деятельности предприятий легкой промышленности. Легкая промышленность — это совокупность отраслей промышленности, производящих предметы массового потребления из различных видов сырья и занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике нашей страны (см. рис. 4).

Рис. 4. Структура подотрослей легкой промышленности [6]

Предприятия легкой промышленности осуществляют как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции не только массового потребления, но и производственно-технического и специального назначения, используемую в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности [6].

В 1990-е годы произошел значительный спад производства изделий легкой промышленности, вклад которой в структуру валового внутреннего продукта (ВВП) страны уменьшился с 11,9% (1990) до 1,4% (2003), хотя затем начался её постепенный рост. Открытие рынка 112 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 8 № 4 (17) 2017

привело к массовому притоку дешевых импортных товаров. Продукция легкой промышленности оказалась неконкурентоспособной по сравнению с иностранными производителями, особенно с Китаем (см. рис. 5).

Импорт одежды из ткани в Российскую Федерацию, в долл. США

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1624

195

192

184

177

151

132

Китай Бангладеш Италия Турция Вьетнам Беларусь Индия Рис. 5. Импорт одежды из ткани в Россию в 2014 году [8]

Крупнейшим импортером одежды в Российскую Федерацию является Китай. Доля импорта китайской одежды из тканей составляет около 48% от общего количества. Также в пятерку лидеров входят Бангладеш, Вьетнам, Турция и Италия [8].

Распад СССР также усложнил поставки сырья из бывших советских республик, в наибольшей степени для хлопчатобумажной промышленности, поскольку хлопчатник в России из-за ее природно-климатических условий не выращивается.

Однако, как показывают статистические данные, уже второй год подряд российская легкая промышленность показывает успехи [9].

Более чем на 5% выросло текстильное и швейное производство, производство кожи, кожаных изделий и обуви. Инвестиции в отрасль выросли на 15%. В 2017 году наметились положительные тенденции увеличения производства: по текстильному производству на 7,6%, по коже и обуви — 3,7%, а швейный сектор вырос на 2,3% (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели объемов производства товаров легкой промышленности в 2016 году по сравнению с 2015 годом

Наименование продукции 2016 г. в % к 2015 г.

Текстильное производство 104,2

нитки хлопчатобумажные швейные, млн. усл. катушек 129 116,5

ткани, млн. м2 5409 119,3

в том числе:

шелковые (натуральные), тыс. м2 157 60,6

шерстяные 10,5 100,6

льняные 25,5 97,8

хлопчатобумажные 1162 103,7

из синтетических и искусственных

волокон и нитей (включая штапельные) 282 99,1

материалы нетканые (кроме ватинов) 3904 126,6

одеяла (кроме электрических одеял) и пледы дорожные, млн. шт.

белье постельное, млн. шт. 58,6 97,4

ковры и изделия ковровые, млн. м2 22,4 95,0

изделия трикотажные чулочно-носочные, млн. пар 213 103,6

джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты трикотажные и аналогичные изделия, млн. шт. 21,1 109,4

Наименование продукции 2016 г. в % к 2015 г.

Производство одежды; выделка и крашение меха 106,9

комплекты и костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры мужские, производственные и профессиональные, млн. шт. 22,0 108,2

брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками,

бриджи и шорты мужские,

производственные и профессиональные, млн. шт. 2,8 111,1

пальто, полупальто, млн. шт. 1,2 107,3

костюмы мужские или для мальчиков, млн. шт. 4,0 93,0

юбки и юбки-брюки женские или для девочек, млн. штук 2,9 96,5

головные уборы, млн. шт. 9,7 107,6

одежда и аксессуары одежды для детей младшего возраста, трикотажные, млн. шт. 19,2 92,5

Спецодежда, млн. шт. 174 140,1

Хромовые кожтовары, млрд. дм2 2,1 108,5

Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия, из любого материала, млн. шт.

Обувь, млн. пар 96,3 105,4

Темпы роста по текстильному производству в 2016 г. по сравнению с 2015 г. составили 104,2%. Особо следует отметить значительный рост производства по тканям на 119,3%; ниткам швейным — 116,5%; трикотажным изделиям, в том числе чулочно-носочным — 103,6%; женским платьям — 113, 1%; в производстве костюмов, курток, блейзеров — 108,2%; брюк, шорт — 111,1%; пальто — 107,3%; головные уборы — 107,6%; спецодежды — 140,1%.

При этом уменьшено производство мужских костюмов на 7%; одежды для детей на 7,5%; плащей на 3,3% [10].

Однако, импорт в отрасли по-прежнему огромен — до 80%. Например, Россия обеспечивает себя одеждой российского производства только на 15% от внутренних потребностей, обувью — на 14%. Лучше дела лишь в домашнем текстиле — 41% производится в стране. Доля легкой промышленности в ВВП страны небольшая — всего 0,23% (в 2014 году была 0,20%). Между тем на розничную торговлю товарами отрасли приходится 1,5% от ВВП.

Наиболее важным стимулятором роста производства стала девальвация рубля, которая привела к снижению стоимости труда швеи. При пересчете зарплаты российской швеи в долларовом эквиваленте получим, что в 2012 году она получала в среднем $400 — 470 в месяц, то в 2017 году в среднем $230 в месяц, а в ряде регионов стоимость труда упала до уровня МРОТ — $130. Это уже сопоставимо с зарплатами в Бангладеш, Вьетнаме, Индии и Китае (100-240 долларов в месяц). Это важный показатель, потому что фонд оплаты труда в швейном производстве составляет до 70% в структуре себестоимости производства. При этом Россия находится ближе к потенциальным рынкам сбыта, чем вышеуказанные страны, то есть можно сэкономить на логистике, поэтому сейчас самое время увеличивать объемы производства предприятий легкой промышленности.

Девальвация рубля сослужила хорошую службу и для экспорта. Экспорт одежды и домашнего текстиля вырос за три года на 30%. В основном Россия экспортирует перчатки и рукавицы, майки и фуфайки, но также костюмы, юбки и платья (на них приходится 15% от общей суммы экспорта).

Правительство РФ сделало ряд шагов, которые поддержали отдельные сегменты легкой промышленности (см. рис. 6).

Одним из самых быстрорастущих сегментов легкой промышленности на текущем временном отрезке стало производство спецодежды. С 2013-го производство выросло почти в

три раза. Спрос обеспечивают крупнейшие компании типа «Газпром», «Лукойл», РЖД, «РУСАЛ», «Северсталь» и др.

Рис. 6. Шаги поддержки Правительством РФ отдельных сегментов легкой промышленности

С середины 2000-х годов законодательные требования к охране труда в России начали ужесточаться. И с каждым таким ужесточением было понятно, что выгоднее производить спецодежду внутри страны и самостоятельно, особенно когда речь идет о высокотехнологичных материалах, используемых в суровых условиях. Россия научилась с ними работать и умеет теперь делать такие вещи порой даже лучше, чем зарубежные конкуренты, а главное, продукт на выходе получается в разы дешевле (собственные разработки, большие объемы выпуска). Спрос в этом секторе непрерывный, так как рабочая одежда постоянно обновляется, и в разработку стильного и разнообразного дизайна много вкладываться не надо.

В итоге получается такая ситуация: спецодежды на 30 млн. рабочих Россия производит на целых 90 млрд. рублей, а готовой одежды для 40 млн. россиян для всей страны — почти столько же — на 107 млрд. рублей. Домашнего текстиля и обуви (плюс кожаные изделия) в два раза меньше — по 40 млрд. рублей. Без привлечения импорта российский рынок не сможет удовлетворить все потребности в товарах массового потребления.

Помочь легкой промышленности закрытием импорта ткани, одежды и обуви сложно. Стиль, дизайн и бренд одежды играют важную роль для потребителя. Более того, главным конкурентом здесь являются не западные страны, а Китай, Индия, Турция, а также Вьетнам и Бангладеш. Именно там шьют всю одежду и обувь, а США, Германия, Франция, Япония, Великобритания являются лишь крупнейшими импортерами готовой продукции [9].

В ближайшей перспективе вклад отрасли в экономику страны планируется увеличить. Так, стратегия Минпромторга предполагает рост доли легкой промышленности в ВВП страны до 0,28% к 2025 году, сокращение импорта на 5-7%. Надо найти собственные сильные стороны, занять ниши, где конкуренция не так сильна и есть возможность стать в числе первых. В стратегии развития легкой промышленности до 2025 года, подготовленной Мин-промторгом, ставка делается на развитие трех направлений.

Во-первых, на развитие производства готовой одежды и обуви внутри страны в условиях снижения стоимости труда. Во-вторых, на производство синтетических материалов, спрос на которые растет во всем мире. В-третьих, на повышение престижа и узнаваемости российских брендов [11].

В России много средних и мелких производителей, однако, их продукция малоизвестна, и россияне предпочитают покупать импортную одежду от известных транснациональных корпораций. Российские товары могут быть не менее качественными, но в силу небольших объемов производства российская одежда нередко получается дороже, имеет плохое распространение и т.д.

Для поднятия престижа и развития российской брендованной продукции планируется создать несколько кластеров с налоговыми льготами и помощью с продвижением брендов, в том числе на экспорт, для российских дизайнеров в крупных российских городах.

Немаловажную роль в развитии предприятий легкой промышленности будет играть борьба с контрафактом и нелегальным импортом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теневой рынок в легкой промышленности — это одна из главных проблем. Треть импорта одежды и обуви — нелегальный. На текстильном рынке треть производства — «серое», на рынке готовой одежды — половина. С 2015 года начали предприниматься конкретные шаги по борьбе с контрафактом. Например, нелегальный импорт меховых изделий достигал 90%. Доля российских меховых изделий составляла менее 5% рынка, остальное — импорт из Китая, Греции, Турции и Италии. И в основном — на 80-90% — импорт серый.

Нужно понимать, что речь идет о гигантских объемах контрабанды. В 2014 году внесенные таможенные платежи за ввоз изделий из меха составили лишь 16% от подлежащих уплате [2].

Однако благодаря введению электронной маркировки для шуб ситуация была переломлена. С введением системы чипирования процент легализации на рынке импорта планируют достичь 50-70% — и на такую же величину возрастут налоговые поступления [3].

Необходимость маркировать меховые изделия связана с тем, что Правительство РФ в сентябре 2015 года заключило соглашение со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия об участии в пилотном проекте по контролю за оборотом мехов.

Правительство РФ ввело в действие постановление № 787 от 11.08.2016, которое обязывает производителей, продавцов и импортеров маркировать изделия из натурального меха специальными контрольными (идентификационными) знаками — КиЗ. Создана национальная система отслеживания оборота импортной и собственной продукции. Маркировка меховых изделий — это процесс нанесения на определенную группу товаров КИЗов (контрольно — идентификационных знаков) утвержденного образца, которые представляют собой бланк строгой отчетности с элементами защиты от подделки (встроенную радиочастотную метку) [4].

С 12 августа 2016 года стала обязательной маркировка меховых изделий радиочастотными чипами (RFID) на территории Евразийского экономического союза. Налоговая служба России на официальном сайте ведомства создала специальный раздел о системе маркировки меховых изделий. В нем налоговики ведут реестр маркированных меховых изделий и публикуют всю актуальную информацию по этой теме.

Все участники товарооборота, начиная с производителей и импортеров и заканчивая розничными продавцами и комиссионерами, обязаны обеспечить маркировку натурального меха и изделий из него специальными чипами [12].

Российским производителям меховых изделий, особенно крупным и средним, проект не создаст особых сложностей. Отдельные участники рынка считают, что проект будет стимулировать российских производителей [5].

Контрольно — идентификационные знаки (КиЗ) выпускаются двух цветов, каждый из которых соответствует территории происхождения товара, который подлежит маркировке (см. табл. 2).

Таблица 2

контрольно — идентификационные знаки маркировки меховых изделий

Предназначение контрольного (идентификационного) знака

внешний вид контрольного (идентификационного) знака

Для маркировки товаров, произведенных на территориях государств-членов Евразийского экономического союза

ю

(|)-1Ча: -43030*3 - АВ СО ЕР 1234

10 <—>

90

Предназначение контрольного (идентификационного) знака

внешний вид контрольного (идентификационного) знака

Условные обозначения в таблице 2[13]:

1 — двухсимвольный код государства — члена Евразийского экономического союза, осуществившего выпуск

товара в оборот.

2 — способ выпуска товара в оборот:

а) ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации — графически обозначается красным цветом фона контрольного (идентификационного) знака, дополнительно изображается правосторонняя стрелка на двух-символьном коде;

б) производство товара на территории Российской Федерации — графически обозначается зеленым цветом фона контрольного (идентификационного) знака;

3 — краткое наименование товарной группы ТН ВЭД ЕАЭС на русском языке (для товаров при реализации

пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» — «Изделия из натурального меха»).

4 — идентификационный номер (идентификатор) контрольного (идентификационного) знака и линейный

штриховой код.

5 — двухмерный штриховой код (QR-код), дублирующий идентификатор контрольного (идентификационно-

го) знака и содержащий ссылку на портал государственной информационной системы.

6 — признак наличия RFID-метки.

7 — поле для вшивания КиЗ в изделие.

Информация, предоставляемая контрольным (идентификационным) знаком для потребителей представлена на рис. 7.

Место производства

Цепочка посредников

Наименование материала

Чипирование товара

Дата и место поступление в продажу

Рис. 7. Информация, предоставляемая КиЗом для потребителей

Покупатель сможет проверять оригинальность товара с помощью смартфона и программы, считывающей QR-код. При наведении устройства на маркировку вся информация о товаре отобразится на экране, благодаря нанесенной RFID-метки.

RFID-технология — это метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках [14].

Любая RFID-система состоит из двух компонентов:

1) считывающего устройства (считыватель, ридер или интеррогатор);

2) транспондера (он же RFID-метка, иногда также применяется термин RFID-тег).

В ближайшее время станет обязательным чипирование одежды и обуви. С 2018 года планируется маркировать обувь, с 2019 года — одежду (куртки, блузки, сорочки, костюмы), а также постельное белье. Товар без подобной маркировки нельзя будет реализовывать на территории стран Евразийского экономического союза (см. рис. 8).

•Он

■ ™ ПОСТЕШПЕ

ПОЛЯ СГ«Г0 ИМПОРТНА

Сб7_ ЩЬ^ ЕПМ =р9 § ЩП 00 Л

Рис. 8. Перечень товаров, предложенных Минпромторгом для чипизации [15]

Дальнейшее развитие RFID-технологий не только ускорит процесс легализации товаров, но займет свою нишу в творчестве по созданию модных коллекций одежды, интерьеров и др.

Чипизация позволит минимизировать временные и трудовые затраты по подбору отдельных элементов одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов в единый костюм и затем в творческую коллекцию. Поэтому, чипизация товаров скоро станет не только экономической составляющей, но атрибутом повседневной жизни.

список литературы

1. Ермилова В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: учеб. пособие / В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. — М: Академия, 2010. — 224 с.

2. Тумашевич Т. В России хотят чипировать одежду, парфюмерию и покрышки // М.: ПРОВЭД, 18 апреля 2017.

3. Данилов В. Какой-то чип к шубе прицепился. Электронные метки на товарах позволят эффективно бороться с контрафактом // М.: Российская газета, спецвыпуск № 7254 (88), 24.04.2017.

4. Зыкова Т. Держим марку. В России предложили маркировать одежду, обувь, косметику и другие товары // М.: Российская газета, № 7245 (79), 13.04.2017

5. Зачем шубе чип? Изделия из натурального меха стали маркировать // М.: Аргументы и факты, № 43, 26.10.2016.

6. Легкая промышленность // Большая советская энциклопедия.

7. Чипирование животных [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.vetmos. ги/сЫр.Мт1

8. Экономика России, цифры и факты. Часть 11 Легкая промышленность [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://utmagazme.ru/posts/10564-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-11-legkaya-promyshlennost

9. Импортозамещение. Одежду и обувь стало выгодно делать в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа newsland.com/community/4109/content/importozameshchenie-odezhdu-i-obuv-stalo-vygodno-delat-v-rossii/6114323

10. ПАО Рослегпром «Итоги работы легкой промышленности России в 2016 году» [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.roslegprom.ru/Go/AllArticles/ feed%3Ditog_otr

11. Концепция развития легкой промышленности [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Kontseptsiya_razvitiya_ legkoy_promysЫennosti%5B2%5D.pdf

12. Маркировка меха (Маркировка шуб): первые итоги эксперимента [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.retail.ru/articles/109641/

13. Контрольные идентификационные знаки (КиЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://goznak.ru/products/4317/

14. Чипы против контрафакта: для чего нужно чипирование товаров [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://360tv.ru/news/obschestvo/chipy-protiv-kontrafakta-dlya-chego-nuzhno-chipirovanie-tovarov-67939/

15. Двойная метка. Не всем могут разрешить продавать маркированные товары [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://rg.ru/2017/04/06/minpromtorg-predlozhil-markirovat-chipami-odezhdu-i-obuv.html

УДК 781

Скребкова-Филатова Марина Сергеевна,

доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой теории и истории музыки, Российской государственной специализированной академии искусств

e-mail: mserg1958@mail.ru.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ФАКТУРЫ

Аннотация. В статье рассматриваются специфические стороны музыкальной выразительности, особенно ярко проявившиеся в музыке XIX-XX веков: живописность и пространственность. Анализируются тембровые и фактурные приемы, рождающие пространственные ассоциации, рассматривается место данных выразительных качеств в общей структуре музыкальной образности. Ключевые слова: музыка, музыкальная фактура, тембр, пространство, зрительные ассоциации.

Пространственность в музыке — качество, особенно сильно проявившееся к концу XIX и в XX веках, хотя основы этого сформировались гораздо раньше. Во многих сочинениях в это время всё большее значение стали приобретать приемы, раскрывающие пространственные эффекты, ощущения приближения или удаления, больших просторов и объемов.

Обращаясь к историческим истокам эффектов «приближения» или «удаления», приведем один из интереснейших примеров — Ноктюрн D-dur для четырех оркестров Моцарта (KV 286). Пространственные черты ноктюрна проявляются благодаря замечательной находке композитора — все музыкальные фразы, прозвучавшие в первом оркестре (2 валторны — «лесные рога» и струнные), имитируются поочередно вторым, третьим и четвертым оркестрами того же состава.

Однако эти имитации, обозначенные как «первое», «второе» и «третье» эхо, постепенно и прогрессивно усекаются в масштабах фраз. Эхо как бы «истаивает», отзвуки теряются, удаляясь в просторе. Фактор пространственности как компонент колористической стороны ткани, связанный с имитационно-полифоническим приемом и «лесной» тембровой краской валторн, служит замечательной базой для взаимодействия жанра и фактуры.

В музыке композиторов-романтиков, импрессионистов и более поздних авторов можно найти впечатляющие примеры «выдвижения» на слушателей какой-то звуковой массы. Такие эффекты встречаем в отдельных эпизодах сонаты fis-moll Шумана, в пьесе Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 8 № 4 (17) 2017 119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.