ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2018 Том 2 № 1(5)
УДК 343.8
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ КОНТРОЛЬНО-ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ЗНАКОВ В ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ
Сушкина А.М., Афонин П.Н.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
ANALYSIS OF THE CONTEMPORARY STATE OF INFORMATION SUPPORT OF APPLICATION OF TECHNOLOGIES OF CONTROL AND IDENTIFICATION SIGNS IN CUSTOMS CONTROL
Sushkina A.M., Afonin P.N.
St. Petersburg branch of Russian customs Academy
Аннотация
В статье исследуются актуальные вопросы осуществления таможенного контроля с применением контрольно-идентификационных знаков, имеющих в своем составе RFID-метку. Обозначены угрозы, потенциально возникающие при расширении спектра товаров, маркируемых с помощью RFID меток.
Ключевые слова: таможенный контроль, маркировка товаров, RFID-метки, контрольно-идентификационные знаки, средства идентификации.
Abstract
The article examines topical issues of implementation of customs control with the use of control and badging, incorporating an RFID tag. The threats potentially arising from the extension of the range of goods marked with RFID tags are identified.
Keywords: customs control, marking of goods, RFID-teg, control and identification marks, means of identification.
В реальное время в мировой практике известны различные виды технологий для маркирования и идентификации товаров и грузов как в таможенных, так и в логистических целях. При этом в подразделениях таможенного контроля таможенных органов (далее - ТО) РФ давно ставили вопрос о целесообразности введения маркировки товаров, которое содействовало бы увеличению результативности таможенного контроля и, в целом, уменьшению объемов незаконного оборота товаров.
Положителен опыт страны-члена ЕАЭС - республики Армения, где все участники ВЭД, которые ввозят на территорию Армении товары, должны обязательно маркировать их, а марки (различные для отечественных и импортируемых товаров) приобретать у ТО по месту их регистрации до момента сбыта указанных товаров. Также участники могут маркировать товары до и
после ввоза на территорию данной страны, но не позднее их отчуждения. В Республике Армения с 2004 г. подлежат обязательной маркировке такие товары, как пиво, минеральные воды, молочные продукты, фруктовые и овощные соки, напитки, содержащие алкоголь с содержанием спирта до 9%, чай, кофе, масло, мясная и рыбная продукция, консервированные овощи, фрукты, грибы и орехи, уксус, косметическая продукция, мыло, витамины и лекарственные препараты. Обязательная маркировка товаров позволила вывести из «теневого» оборота порядка 15% отечественных и импортируемых в Армению товаров, которые включены в список обязательной маркировки.
В свою очередь Республика Беларусь, с марта 2005 г. ввела маркировку специальными контрольными знаками такие товары, как моторные масла, растительное масло,
БИТ 2018 Том 2 № 1(5)
икра осетровых, рыбные консервы, соки, питьевые воды, газированные и слабоалкогольные напитки, кофе, чай, обувь, мобильные телефоны, принтеры, вычислительные машины, мониторы, телевизоры, часы и другие товары. Причем маркируются не только импортные товары, но и отечественные. До того, как товар поступает на территорию страны, он подлежит обязательной маркировке производителем, либо самим импортером. [4]
Работа в ЕАЭС по созданию системы маркировки товаров началась с 2014 г. и проводится в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 28.04.2014 № 28 «О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности». После чего было целесообразным создание системы маркировки определенных видов продукции легкой промышленности, для контроля оборота товаров в целях обеспечения легальности импорта и производства товаров на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Также было решено создать систему маркировки для дорогостоящей и налогоем-кой продукции легкой промышленности -изделий из меха.
По решению ЕАЭС было поручено обеспечить реализацию пилотного проекта и предусмотрено введение маркировки продукции по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» (код ТН ВЭД ЕАЭС 4303).
В качестве органа исполнительной власти, который осуществляет координацию деятельности по формированию пространства системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности в РФ была определена фНс России. Было установлено, что создаваемая система маркировки товаров будет базироваться на технологии маркировки контрольно-идентификационными знаками (далее - КИЗ) с радиочастотными метками (RFID-метки). [2]
8 сентября 2015 г. подписали Соглашение о реализации в 2015 - 2016 гг. пилотного проекта по введению маркировки товаров КИЗ по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха», которое будет являться правовой основой применения системы маркировки товаров указанной категории на территории ЕАЭС.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Соглашением установлено, что товары можно будет маркировать за пределами таможенной территории ЕАЭС (до ввоза товаров). Кроме того, законодательством государств - членов ЕАЭС может быть предусмотрена возможность маркировки контрольными знаками после выпуска товаров в специализированных складских помещениях. [4]
С помощью информационно-коммуникационных технологий, применяемых в таможенных органах, есть возможность расшифровать машиночитаемую информацию в КИЗ, которая содержит следующие минимальные обязательные сведения:
- полное наименование товара;
- бренд (торговая марка);
- наименование изготовителя (наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- страна происхождения товара;
- код товара по ТН ВЭД ЕАЭС;
- размер изделия;
- вид меха;
- информация о покраске изделия;
- модель;
- цвет;
- дата и номер декларации соответствия;
- глобальный идентификационный номер торговой единицы.
Отметим, что данные сведения не позволяют решить задачи идентификации пушно-меховых товаров в полном объеме, так как для выявления фактов качественной, стоимостной фальсификации и недостоверного декларирования необходимы дополнительные сведения. В сведениях КИЗ из всех возможных видов отделки пушно-меховых товаров указано только «информация о покраске изделия».
Однако современные технологические приемы отделки, такие как утемнение и осветление, щипка, стрижка, эпилирование и тефлоновая обработка волоса, а также шлифование и формирование полимерной пленки на отшлифованной поверхности ко-жевой ткани пушно-меховых товаров, позволяют получать имитации и подделки дорогостоящих товаров. В связи с этим целесообразно исключить из КИЗ пункт «информация о покраске изделия» и включить информацию об отделке изделия.
Кроме того, на качество пушно-меховых товаров и их стоимость оказывают большое влияние технологические приемы, в частности раскрой, подбор шкурок и пошив пушно-меховых товаров. Наряду с традиционными
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2018 Том 2 № 1(5)
приемами производства пушно-меховых товаров в настоящее время используются новые способы производства, создающие различную фактуру и колористические эффекты пушно-меховых товаров (вязание из меховых полос, различные геометрии подбора шкурок и др.). При этом улучшаются потребительские свойства пушно-меховых товаров, что оказывает влияние на их стоимость. Таким образом, целесообразно включить в КИЗ пункт «информация об особенностях технологии производства изделий», который отражает сведения о раскрое, подборе шкурок и способах производства пушно-меховых товаров.
КИЗ не маркируется одежда детская (подсубпозиция 4303 10 907 0 «предметы одежды из овчины, кролика или зайца, детские: рост до 164 см, обхват груди до 84 см» по ТН ВЭД ЕАЭС). Данное обстоятельство обусловлено тем, что основными критериями пушно-меховых товаров в данной под-субпозиции являются возрастное назначение, рост и обхват груди. Однако, в КИЗ пункт «размер изделия» представлен только размерной характеристикой «полуобхват груди», что не позволяет однозначно установить принадлежность пушно-мехо-вого товара к конкретному классификационному коду в товарной позиции 4303 ТН ВЭД ЕАЭС. [1]. В связи с этим представляется целесообразно заменить пункт КИЗ «размер изделия» на «обхват груди и рост».
Проведенный анализ сведений, представленных в КИЗ о пушно-меховых товарах, показывает, что информация о них может быть обоснованно расширена для целей совершенствования идентификации
Список литературы
1. Проект Федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Афонин П.Н., Хрунова А.Л. РПО-метка как инновационная технология таможенного контроля в контуре таможенных услуг // Бюллетень инновационных технологий. 2017. Т. 1. № 4 (4). С. 60-63.
3. Баранкова В. В. Контрольный идентификационный знак как инструмент таможенного контроля // Логистические системы в глобальной экономике. 2017. № 7. С. 409 - 411.
4. Третьяков С. Н. Реализация проекта по маркированию товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации // Актуальные вопросы таможенного кон-
пушно-меховых товаров при таможенном контроле и выявления нарушений таможенного законодательства.
С 01.02.2017 в также России проводится эксперимент по маркировке КИЗ лекарственных препаратов для медицинского применения. Порядок проведения эксперимента утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 № 62. В пилотном проекте участвует ограниченный круг компаний. Маркировка лекарственных препаратов КИЗ осуществляется производителями лекарств с использованием, в том числе, двухмерного штрихового кода. При проведении эксперимента по маркировке лекарств учитываются, в частности, разъяснения Росздравнадзора от 03.04.2017 № 02-16823/17 в части возможности продажи в розницу по назначению врача (фельдшера) лекарств с нарушением вторичной заводской упаковки (продажа блистера). [7]
В ближайшее время в России может быть введена маркировка рыбной продукции, обуви, верхней одежды, колесных дисков и авиадеталей, а также должен стартовать пилотный проект по маркировке древесины, что позволяет утверждать, что в дальнейшем перечень товаров, подлежащих маркировке, будет расширяться. [3]
Расширение списка маркируемых КИ-Зами товаров требует проведения специальных исследований, направленных на идентификацию возможных угроз, связанных с недостоверным заявлением сведений в КИЗ, возможностью повторного использования КИЗ, неблокировании КИЗ при продаже товара через контрольно-кассовый аппарат и пр.
троля после выпуска товаров: сборник материалов научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 23 -28.
5. Чикишев Н.С., Афонин П.Н. Формирование инновационных подходов, направленных на совершенствование таможеннотарифного регулирования в условиях экономического кризиса
6. Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 28.09.2017).
7. Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации». URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/07/mer-markirovka.pdf (дата обращения: 28.09.2017).
БИТ 2018 Том 2 № 1(5)
Поступила в редакцию 22.01.2018
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сведения об авторах:
Сушкина Алина Максимовна - студент пятого курса факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», e-mail: [email protected].
Афонин Петр Николаевич - доктор технических наук, заведующий кафедрой ТСТК и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», e-mail: [email protected].