В ПОМОЩЬ УЧАСТНИКУ ВЭД
Е. К. АНТОНЕНКО
О маркировке изделий из натурального меха
С 12 августа 2016 г. на территориях стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, вступило в силу Соглашение о реализации в 2015-2016 гг. пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ) по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха». Соглашением предусмотрено введение обязательной маркировки меховых изделий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот или использование таких товаров, в целях обеспечения контроля легальности их импорта и производства, противодействия незаконному обороту и созданию необходимых условий для добросовестной конкуренции на рынке данной категории товаров. Требование обязательной маркировки не распространяется на транспортировку, хранение и использование физическими лицами товаров, ввезенных для личного пользования и приобретенных в рамках розничной торговли.
Перечень товаров, подлежащих маркировке (предметы одежды из наиболее распространенных и популярных видов меха, классифицируемые в товарной позиции 4303 ТН ВЭД ЕАЭС), характеристики КИЗ, порядок их нанесения и требования к структуре и формату информации, содержащейся на контрольных знаках, утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2015 № 70. Порядок реализации пилотного проекта на территории Российской Федерации определен постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного
АНТОНЕНКО Евгения Константиновна — главный государственный таможенный инспектор отдела регионального курирования и контроля службы таможенного контроля после выпуска товаров, советник ГГС РФ 1-го класса. Дальневосточное таможенное управление. 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 48. с1у1и_ос1о@са.сиз1отз. ги.
© Антоненко Е. К., 2016
ИНФОРМАЦИЯ
131
проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 235».
Создаваемая система базируется на технологии маркировки товаров КИЗ с радиочастотными метками (RFID-метки, от английского Radio Frequency Identification - радиочастотная идентификация). КИЗ предназначен для персонификации каждой единицы маркированного товара, должен являться бланком строгой отчетности с элементами защиты (защищенная полиграфическая продукция), изготавливаться и реализовываться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню защищенности бланков строгой отчетности, порядком их реализации и учета. Для меховых изделий, произведенных на территории РФ, предусмотрено использование КИЗ зеленого цвета, для импортных - красного. Требование обязательной маркировки распространяется также на товары, введенные в оборот до 12 августа 2016 г. (остатки).
На меховые изделия КИЗ должны быть нанесены до их введения в оборот, под которым понимается хранение, транспортировка, производство, ввоз на таможенную территорию ЕАЭС, приобретение и реализация (продажа) на территории государств - членов ЕАЭС. Информация о КИЗ подлежит указанию в декларации на товары при помещении одежды из натурального меха под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта (решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.01.2016 № 8 «О внесении изменений в п. 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары»). Национальным законодательством может быть предусмотрена возможность маркировки ввезенных товаров после их выпуска для внутреннего потребления в специализированных складских помещениях.
Все участники пилотного проекта должны передавать сведения о маркировке меховых изделий в информационную систему «Маркировка», оператором которой является Федеральная налоговая служба. Необходимо отметить, что взаимодействие с участниками пилотного проекта происходит только в электронном виде в личном кабинете системы и не требует посещения налоговых органов.
Для подключения к системе налогоплательщикам необходимо зарегистрироваться в личном кабинете с помощью электронной подписи. Заказ КИЗ осуществляется посредством подачи соответствующего заявления через личный кабинет, которое после рассмотрения ФНС России направляется эмитенту КИЗ - Акционерному обществу «Гознак». Стоимость
132
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(77)/2016
изготовления составляет 15 руб. для вшивного и клеевого знака и 22 руб. для навесного (накладного).
Для считывания и записи информации на КИЗ, а также проверки работоспособности КИЗ при получении необходимо специальное оборудование. Проверку легальности маркированного товара можно произвести при помощи любого QR-считывателя, установленного на мобильное устройство. Кроме того, ФНС России разработано специальное бесплатное приложение «Проверка товаров» для мобильных устройств на базе iOS и Android, где после ввода номера КИЗ любое заинтересованное лицо сможет получить актуальную информацию о товаре (наименование, товарный знак, вид меха, страна изготовления и производитель, продавец, номер декларации соответствия).
Подробная информация о функционировании системы маркировки размещена в специальном разделе на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.
Отныне оборот предметов одежды из натурального меха без маркировки влечет наступление административной (ст. 15.12 КоАП РФ) и уголовной (ст. 171.1 УК РФ) ответственности. Функции по осуществлению контроля в сфере маркировки товаров контрольными знаками возложены на ФНС России, ФТС России, Роспотребнадзор и МВД России в соответствии с компетенцией. В частности, таможенные органы в рамках реализации полномочий, предусмотренных ст. 100 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства, в том числе в форме проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. При этом, как установлено п. 2 ст. 118 ТК ТС, отсутствие идентификационных знаков рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если декларант либо иное заинтересованное лицо, у которого они обнаружены, не докажет обратное.