Научная статья на тему 'Цифровая защита меховых изделий'

Цифровая защита меховых изделий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Владимир

В ближайшее время в Беларуси меховые изделия начнут маркировать контрольными (идентификационными) знаками со встроенными RFID-метками. Это позволит контролирующим органам получать всю необходимую информацию о продукте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital protection of the fur products

Soon the fur products in Belarus will be marked with the check symbols having the built-in REID marks. The REID will enable the customers and controlling units to get immediately the exact information on the product.

Текст научной работы на тему «Цифровая защита меховых изделий»

ется недостаток на предприятиях и в компаниях собственных навыков в этой области для того, чтобы улучшить обработку и отслеживание продукции и товаров в пределах отдельно взятого предприятия и всего мира.

Наиболее важным является ознакомление с известными RFID-кейсами и получение знаний по следующим направлениям:

■ графические инструменты, позволяющие разработчикам оценить, какую пользу реальное RFID-решение может принести компании;

■ образовательный инструментарий, предоставляющий специалистам и студентам ресурсы о реализации RFID-тех-нологий, о создании приложений с поддержкой RFID и об оптимальных методиках внедрения RFID-решений;

■ инструменты, позволяющие создавать приложения, готовые взаимодействовать с RFID-систе-мами и реагировать на события, происходящие в них.

Здесь следует перечислить некоторые перспективные разработки.

Мобильный маркетинг на основе технологии штрихового кодирования, предусматривающий ознакомление с решениями и лучшими отечественными и зарубежными практиками. Предпосылкой приоритетности этого направления является то, что мобильный Интернет есть практически у всех пользователей смартфонов, а наличие бесплатной Wi-Fi сети в общественных местах становится стандартом, что дает новые возможности для прямой коммуникации поставщиков товаров и услуг с их потребителями, поддержки лояльности и увеличения продаж.

Разработка и внедрение систем сбора и передачи данных на основе технологий штрихового кодирования и радиочастотной идентификации. Цель - ознакомление с решениями и лучшими

отечественными и зарубежными практиками использования RFID-технологий на уровне единицы товара для отслеживания продукции на всем пути следования - с момента получения предварительного уведомления об отгрузке до поступления в одну из точек продаж по всему миру. Это направление актуально в силу востребованности предприятиями интеллектуальных решений на основе RFID-технологий для формирования положительного опыта покупателей. Внедрение радиочастотной идентификации оказывает серьезное влияние на все бизнес-процессы в целом и позволяет увидеть их так, как раньше это сделать было невозможно.

Создание основанных на RFID-технологиях систем для сбора информации о перемещениях участников на массовых мероприятиях. Предпосылки к их активному использованию - заинтересованность выставочного бизнеса во внедрении подобных систем. Изучаемый материал -отечественный и зарубежный опыт оценки эффективности выставок и форумов при помощи RFID для получения реальной картины посещения участниками отдельных стендов, докладов на конференциях (представляет также интерес для анализа посещения занятий студентами). СП

See: http://innosfera.by/2015/04/e-business Литература

1. Ковалев М. М. Логистический потенциал Республики Беларусь /М. М.Ковалев // Взаимодействие бизнеса, государства, науки: взгляд с трех сторон на экономическое развитие: в 2 т. Т. 2.- Мн., 2012.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г. Электронный ресурс: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/ nadonalnaya-strategiya.

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2008 г. № 1249 «О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года». Электронный ресурс: http://www.newsby.org/documents/ sovetm/pos01 /sovmin01064/index.htm.

4. Сайт Международного центра логистики НИУ ВШЭ. Электронный ресурс: http://mclog.ru.

5. Структура логистических затрат. Электронный ресурс: http://logisticstime.com.

6. Паньшин Б. Н., Курочкин Д. В. Профессиональная подготовка логистов в странах Таможенного союза (России, Беларуси и Казахстане): проблемы и перспективы / Б. Н. Паньшин, Д. В. Курочкин // Логистика сегодня. 2012, № 3. С. 190-194.

Цифровая защита меховых изделий^.

ГШ '

га»

В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии «О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности», в 2015 г. в государствах - членах Таможенного союза и Единого экономического пространства будет запущен пилотный проект по введению маркировки продукции по товарной группе «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».

В ближайшее время в Беларуси меховые изделия начнут маркировать контрольными (идентификационными) знаками со встроенными RFID-метками. Министерство по налогам и сборам совместно с заинтересованными сторонами подготовило соответствующие проекты нормативных правовых актов, а специалисты Центра систем идентификации НАН Беларуси создали эффективную информационную систему с применением интеллектуального мониторинга логистических потоков. Радиочастотная идентификация позволит покупателям в считанные минуты узнать сведения о меховых изделиях в Банке электронных паспортов товаров, который содержит их описания в формате, соответствующем международным стандартам е-торговли. Зайти в банк можно будет с помощью специальных программ для смартфонов и планшетов.

Предыстория и предпосылки

В Беларуси в конце 1990-х гг. сложилась ситуация, когда наряду с динамично развивающимся реальным сектором экономики существовало незаконное, «теневое» обращение отдельных категорий товаров. Был и выпуск на некоторых предприятиях неучтенной продукции, и завоз отдельными поставщиками «серого» импорта. Как следствие, на рынке появлялись фальсифицированные, контрафактные изделия. В результате страдали все: и государственный бюджет, который недополучал налоги, и легальные производители и импортеры, которым трудно было конкурировать с «теневыми» игроками, и потребители, которые имели продукцию низкого качества, иногда даже опасную для использования.

Для поиска путей решения проблемы Правительством республики в 2001 г. создана межведомственная рабочая группа, перед которой была поставлена задача навести порядок на товарном рынке страны.

На первом этапе было предложено обеспечить защиту от фальсификации бланков первичных учетных документов (товарно-транспортных и товарных накладных), так как именно они сопровождают движение материальных ценностей, а также ввести системный учет и контроль за использованием товаросопроводительных документов с помощью электронной базы данных. Однако поскольку инструмент учета проводимой по накладным продукции отсутствовал, внедрение данного предложения позволило получить некоторый экономический эффект, но полностью проблему не решило.

В 2005 г. в целях обеспечения экономической безопасности государства и сокращения «теневого» оборота товаров указом Президента Республики Беларусь была введена маркировка отдельных их видов контрольными (идентификационными) знаками - защищенными от подделки самоклеющи-мися этикетками, наносимыми на любую единицу произведенного или ввезенного в страну продукта или его упаковку. Каждый знак имеет уникальный идентификационный номер, прописанный в электронной базе данных, то есть является своеобразным фискальным паспортом каждого товара и подтверждением легальности реализации в торговле.

Министерством по налогам и сборам совместно с Министерством финансов и другими заинтересованными сторонами была разработана нормативно-законодательная база, определяющая порядок маркировки, а также меры, обеспечивающие контроль со стороны государства и потребителей за реализацией соответствующей продукции.

Порядок маркировки был установлен следующий. Производитель или импортер товара направ-

ляет заявку на приобретение контрольных знаков в инспекцию Министерства по налогам и сборам по территориальному признаку. К ней прилагается комплект документов, установленный законодательством. Инспекция министерства рассматривает эти документы, а после принятия положительного решения размещает заявку в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Подчиненные Министерству финансов Республики Беларусь государственные организации, за деятельность которых уполномочен отвечать Департамент государственных знаков, по заявкам инспекций МНС изготавливают и реализуют контрольные (идентификационные) знаки.

Маркировка товаров ими в соответствии с действующим законодательством осуществляется:

■ производителями товаров в местах их изготовления, упаковки (переупаковки), хранения -до начала их транспортировки и (или) реализации;

■ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю непродовольственной продукцией на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии,- до предложения этих товаров для продажи;

■ импортерами товаров - за пределами Республики Беларусь либо на территории уполномоченных складов, либо на таможенном складе после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада.

Стоимость контрольного знака устанавливается государством. Эту сумму производитель или импортер маркируемого товара оплачивает в государственный бюджет и относит ее на себестоимость продукции.

Система маркировки максимально упрощает проверку на всех стадиях реализации товара в торговле. Есть идентификационный знак - продукция легальная, неконтрафактная. Контроль при этом становится поистине народным, так как любой потребитель может легко определить легальность продажи.

На первом этапе, в 2005 г., было принято решение для отработки и апробирования системы маркировать только две товарные группы: пиво солодовое и масла моторные в потребительской таре. Правильность выбора подтвердили данные об эффекте введения контрольных знаков. Объемы легально импортируемого пива выросли в 2,7 раза, из РФ - в 4,1 раза. При этом если в 2004 г. удельный вес российского пива составлял около 50%, то в 2005 г.- 90%. Это объясняется тем, что на рынке

появился легальный поставщик, который своевременно подготовился к маркировке, а «нелегалы» исчезли. Поступление налогов в бюджет от реализации пенного напитка повысилось сразу на 220%. Также был отмечен рост в 1,7 раза производства отечественного пива. Выпуск масел моторных увеличился в 3,4 раза, импорт - в 1,5 раза, а налоговые поступления - в 1,3.

Учитывая значительный экономический эффект от введения контрольных знаков, Правительство нашей страны приняло решение о расширении перечня. С 2006 г. начали маркироваться также масло растительное; рыбные консервы и икра в упаковке; воды и напитки, в том числе газированные и слабоалкогольные; синтетические моющие средства.

Анализ объемов производства и ввоза показал, что по всем этим товарным группам в 2006 г. (в натуральном выражении) произошел их значительный рост. При этом введение маркировки не оказало влияния на поставку в торговую сеть и стоимость товаров как отечественного, так и импортного производства. Продажа осуществлялась бесперебойно в широком ассортименте. В итоге в 2007 г. Правительством было принято решение о маркировке дополнительно кофе и чая в потребительской таре, биологически активных добавок к пище, обуви, носителей аудиовизуальных произведений, мобильных телефонов. В стоимостном выражении в этот период рост объемов производства маркированных товаров в целом произошел в 1,2 раза, импорта - в 2 раза, налоговых поступлений в бюджет - в 1,5.

В 2008 г. введена идентификация контрольными знаками часов, антифризов и антиобледенительных жидкостей, уксуса, телевизоров.

Анализ результатов проводимых контрольных мероприятий показывает резкое уменьшение нелегального, «теневого» оборота маркируемых товаров, что свидетельствует о создании эффективного механизма контроля и регулирования отдельных товарных групп потребительского рынка. Сегодня под учет взята каждая единица выпускаемой и импортируемой продукции. Информацию о ней, о ее производителе или импортере можно получить из электронной базы данных в реальном режиме времени.

От внедрения системы выиграли и легальные производители, и импортеры товаров. Если на первом этапе введение маркировки вызывало определенное противодействие со стороны отдельных игроков рынка, то в последующем они сами становились ее инициаторами, поскольку почувствовали реальную защиту от недобросовестной конкуренции со стороны «теневого» рынка. В частности, так была введена маркировка чая, кофе, обуви, часов и некоторых других товаров.

RFID-технологии как новый виток развития контрольных знаков

Беларусь в вопросе внедрения маркировки является лидером среди стран - участниц ЕАЭС. Контрольными (идентификационными) знаками помечается достаточно большое количество как продовольственных, так и непродовольственных товаров, выстроена соответствующая нормативная база. Все это может служить фундаментом для дальнейшего развития системы с помощью ИБШ-технологий. Внедряться они начнут с отдельных видов продукции легкой промышленности, поскольку те относятся к наиболее критичным товарным группам, имеющим значительные проценты контрафакта. В современных контрольных знаках будет использована радиочастотная идентификация - пассивная ИБШ-метка, которая, попадая в поле считывания, моделирует сигнал через антенну и отражает его в оцифрованном виде, обеспечивая автоматическое считывание. Рассказать об этом подробнее мы попросили Татьяну РАЗЖИВИНУ - заместителя директора Департамента государственных знаков Министерства финансов Республики Беларусь.

V

- Департамент государственных знаков организует разработку и производство бланков документов с определенной степенью защиты и документов с определенной степенью защиты, специальных материалов. Фактически все защищенные бланки в республике, за исключением денежных знаков, изготавливаются подчиненными предприятиями Министерства финансов, за деятельность которых уполномочен отвечать Гознак. Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством контрольный (идентификационный) знак является документом с определенной степенью защиты, его изготовление и реализация осуществляются подчиненными предприятиями Гознака.

Решением Евразийской экономической комиссии от 28.04.2014 г. № 28 признано целесообразным создание системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и поручено в 2015 г. обеспечить реализацию пилотного проекта по введению маркировки продукции по товарной группе «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха». Предполагается, что на каждую единицу такого изделия производителем либо импортером будет наноситься контрольный (идентификационный) знак с ИБШ-меткой.

Нашими предприятиями уже разработаны образцы соответствующих знаков, которые имеют визуальное кратное наименование группы товаров, подлежащих маркировке, - «изделия из меха», код в электронном банке данных, идентификационную серию и номер.

- Для произведенных в стране и для ввезенных товаров знаки разные?

- Они различаются только по цветовой гамме в зависимости от места происхождения продукции. Зеленые - для товаров, изготовленных на территории Беларуси, и красные - для ввезенных.

- Из каких они материалов?

- Образцы знаков разработаны трех типов: на самоклеящейся, на тканевой и на пластиковой основе.

- Как они будут крепиться на изделиях?

- Контрольный (идентификационный) знак на самоклеящейся основе будет наноситься на вшивную ленту, помещенную производителем в шов изделия; на тканевой основе - путем вшивания знака в боковой шов изделия с его изнаночной стороны; на пластиковой - с помощью крепления знака на изделие с использованием одноразовых пломбировочных средств, к примеру, через отверстие для пуговицы.

- Насколько дорогими будут эти контрольные знаки?

- Их стоимость будет небольшой. В настоящий момент она составляет примерно двадцать тысяч белорусских рублей. То есть на цену изделий из натурального меха она практически не повлияет.

- Каковы перспективы использования контрольных знаков с РРЮ-метками? Могут ли они в дальнейшем найти применение и для других видов продукции?

- Конечно, в случае каждой товарной позиции необходимо просчитывать целесообразность подобной маркировки. Но знаки с ИБШ-метками вполне могут быть использованы, например, для обуви

и другой достаточно дорогой продукции. Сейчас такие перспективы прорабатываются. Несмотря на то, что обувь у нас уже маркируется «простыми» контрольными знаками, концерн «Беллегпром» настаивает, чтобы была введена маркировка с ИБГО-метками. Это позволит точно идентифицировать каждую пару обуви.

В декабре прошлого года работа системы маркировки меховых изделий с применением ИБШ-тех-нологий на примере конкретного торгового объекта

была продемонстрирована представителям Совета Министров и премьер-министру Беларуси. Своим мнением о том, что принесет нововведение, мы попросили поделиться директора сети магазинов «Королевство меха» Анну АЛЕКСЕЕВУ:

- Меховое изделие - это предмет роскоши и показатель социального статуса, особый и дорогостоящий товар. Покупатель, заплатив «круглую» сумму, должен быть уверен, что ему продали мех надлежащего качества по соответствующей цене. Стоимость приобретаемой вещи напрямую связана с ценой шкур, а она, в свою очередь, зависит от типа меха и его качества. Норка, шиншилла, соболь - одни из самых дорогих материалов для пошива. Бюджетный недорогой вариант - это кролик, ондатра, нутрия, бобр, мутон и др. Не специалисту отличить, к примеру, мех стриженой ондатры от стриженой норки очень сложно, и порой покупателя вводят в заблуждение, выдавая дешевый товар за дорогой и продавая его по завышенной в разы цене. Что же делать покупателю и как разобраться в качестве меха? Сейчас это сделать будет очень просто. Данный сегмент рынка наконец взяли под контроль, и теперь вопрос выбора качественного мехового изделия значительно облегчится. При помощи ИБШ-меток и приложения в мобильном телефоне любой потребитель в течение нескольких секунд получит полную и достоверную информацию о товаре. Добросовестным производителям, отвечающим за его качество, внедрение системы маркировки будет на руку, так как она не только подтвердит его характеристики и защитит от подделок, но и покажет происхождение и «родословную» меха. Очень хочется, чтобы внедрение системы прошло безболезненно, продуктивно и не заняло много времени. Важный фактор - несъемность ИБШ-меток, что позволит избежать их многократного использования, а также высокая степень их защиты и невозможность подделки. Думаю, размещением меток должны заниматься производители меховых изделий, неся полную ответственность за предоставляемую информацию. Мы, как представители торговли, в свою очередь, будем гарантировать потребителям надлежащее качество. На мой взгляд, это именно та система контроля, которая сможет защитить меховой рынок Беларуси от «серого» импорта и товара низкого качества. Вероятно, в дальнейшем сфера применения информационных технологий будет расширяться, и цифровая маркировка станет неотъемлемой частью любого производства, а потребитель получит гарантию того, что он покупает не подделку, и сможет оперативно узнать о товаре все интересующие его подробности. СИ

Владимир ЛЕБЕДЕВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.