Научная статья на тему 'Применение дистанционных форм налогового контроля в Республике Беларусь'

Применение дистанционных форм налогового контроля в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / ДИСТАНЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX CONTROL / TAX ADMINISTRATION / TAX LEGISLATION / FORMS OF TAX CONTROL / REMOTE TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловцова К.А.

Доклад посвящен изучению дистанционных форм контроля, применяемых налоговыми органами в Республике Беларусь в настоящее время, а также его составных элементов. Осуществлен краткий обзор систем и баз данных. Сформулирован признак отнесения форм налогового контроля к дистанционным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF REMOTE FORMS OF TAX CONTROL IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The report is devoted to the study of remote forms of control used by the tax authorities in the Republic of Belarus at the present time, as well as its constituent elements. A brief overview of the systems and databases is provided. The criterion of assigning forms of tax control to remote ones is formulated.

Текст научной работы на тему «Применение дистанционных форм налогового контроля в Республике Беларусь»

Наука молодых - мост в будущее

УДК 336.225.673

К.А. Соловцова

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

*

1 «

«

о &

Белорусский государственный экономический университет

Аннотация: Доклад посвящен изучению дистанционных форм контроля, применяемых налоговыми органами в Республике Беларусь в настоящее время, а также его составных элементов. Осуществлен краткий обзор систем и баз данных. Сформулирован признак отнесения форм налогового контроля к дистанционным.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговое

администрирование, налоговое законодательство, формы налогового контроля, дистанционный налоговый контроль.

UDK 336.225.673

K.A. Solovtsova

APPLICATION OF REMOTE FORMS OF TAX CONTROL IN THE

REPUBLIC OF BELARUS

Belarusian State Economic University

Abstract: The report is devoted to the study of remote forms of control used by the tax authorities in the Republic of Belarus at the present time, as well as its constituent elements. A brief overview of the systems and databases is provided. The criterion of assigning forms of tax control to remote ones is formulated.

Key words: tax control, tax administration, tax legislation, forms of tax control, remote tax control.

В настоящее время активно развивается дистанционный контроль как одна из форм налогового контроля [1; 7]. В действующем законодательстве Республики Беларусь не выделено понятие «дистанционные формы контроля» а также признаки, по которым тот или иной способ контроля за правильностью налогообложения субъекта предпринимательской деятельности можно отнести именно к той форме. В целом, толковые словари определяют термин «дистанционный» как осуществляемый на расстоянии, ввиду чего дистанционные формы налогового контроля можно

*

1

о &

сформулировать как способ обнаружения нарушений в области налогообложения при помощи различных информационных систем, баз данных и специальных устройств, осуществляемый налоговыми органами.

Так, исходя из данного определения к дистанционному контролю можно в первую очередь отнести электронные счета - фактуры. Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь электронный счет - фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, у которых возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость. Электронный документооборот электронных счетов - фактур между продавцами и покупателями осуществляется с использованием Портала электронных счетов - фактур (http://www.vat.gov.by). Плательщик обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном настоящей статьей, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал электронный счет - фактуру.

Обязанность выставления электронных счетов - фактур для плательщиков наступила с 1 января 2017 года. С целью осуществления налогового контроля была разработана автоматизированная информационная система «Учет счетов - фактур» (АИС «Учет ЭСЧФ»), которая предназначена для использования налоговыми органами. В настоящее время делать какие - либо выводы преждевременно, однако уже можно отметить результаты проводимой работы в данной сфере, а именно на примере инспекции МНС Республики Беларусь за 1 квартал 2017 года представлено налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость 4 169 плательщиками, из них 562 индивидуальных предпринимателей и 3 607 организаций.

По результатам камерального контроля налоговых деклараций было выявлено расхождений у 783 плательщиков и направлены уведомления о необходимости представления дополнительных сведений и (или) внесения изменений и дополнений в налоговые декларации (расчеты), из них 257 индивидуальные предприниматели и 526 организаций.

В ответ на выставленные требования субъектами хозяйствования было представлено 617 уточненных деклараций, из них 198 индивидуальные предприниматели и 419 организации, а также представлено 163 пояснения в письменной форме с представлением первичных учетных документов, подтверждающих обоснованность имеющихся расхождений, из них 71 индивидуальных предпринимателей и 92 организации. К основным типам пояснений относятся реализация товаров, работ (услуг), имущественных прав, обороты по которой освобождаются от уплаты НДС, а также реализация прошлого года, по которой 60 дней пришлось на 1 квартал 2017 года.

Таким образом, можно отметить, что среди индивидуальных предпринимателей ошибок допускается больше, чем среди юридических лиц, тем не менее по допричислениям в результате камерального контроля наибольший удельный вес приходится на организации. Помимо ошибок, допускаемых плательщиками в заполнении налоговых деклараций при отражении налоговой базы, вычетов и справочных показателей, также большое количество установленных расхождений связано с ошибками при выставлении электронных счетов - фактур. В любом случае, прогнозируется уменьшение количества плательщиков, допускающих подобные ошибки, а также рост количества камеральных проверок без расхождения данных портала с данными деклараций.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 г. № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими некоторых постановлений Совета Министров Республики

*

1

о &

Беларусь» Национальным банком Республики Беларусь осуществляется управление электронным банком данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, а сведения содержащиеся в данной базе предоставляются налоговым органам при помощи электронного банка данных автоматизированной системы «Банк данных бланков» (АС БДБ).

При помощи АС БДБ инспекции МНС РБ получают сведения о наличии у субъектов хозяйствования квитанций о приеме наличных денежных средств, приходных кассовых ордеров, товарно - транспортных накладных, товарных накладных, счет -справок, акцизных марок, контрольных марок, контрольных (идентификационных) знаков, специальных марок, книг замечаний и предложений.

Так, в форме камерального контроля сотрудники налоговых органов при помощи электронного банка данных в любой момент времени могут получить оперативную информацию об имеющихся бланках, документах, печатной продукции и сделать соответствующие выводы.

В инспекции МНС РБ за период времени 2014 - 2016 гг. привлечен к административной ответственности 61 плательщик на основании сведений АС БДБ, а именно в связи с нарушением порядка приема наличных денежных средств, законодательства о книге замечаний и предложений, а также порядка ведения бухгалтерского учета в части непредставления по месту постановки на учет отчетности об использовании контрольных (идентификационных) знаков и др.

В 2014 году к административной ответственности в связи с отсутствием книги замечаний и предложений привлечены 21 субъект хозяйствования, из них 8 индивидуальных предпринимателей и 13 организаций. В 2015 году в соответствии с той же статьей привлечены 19 субъектов, из них 10 индивидуальных предпринимателей и 9 организаций. В 2016 году привлечено 7 индивидуальных предпринимателей и 8 организаций.

Помимо прочего, к административной ответственности в связи с нарушением порядка приема денежных средств в период с 2014 года по 2016 год привлечены 6 индивидуальных предпринимателей, а именно допущен прием наличных денежных средств без использования квитанций о приеме денежных средств формы КО-1.

Таким образом, сведения, предоставляемые АС БДБ позволяют оперативно выявить нарушения законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, привлечь к административной ответственности субъектов хозяйствования и устранить выявленные нарушения до проведения налоговой проверки [5; 12; 18].

В Республике Беларусь механизм налогового контроля, позволяющего вести учет товаров как отечественного, так и импортного производства для полноты отражения выручки и уплаты налогов, в виде маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками введен в 2005 году. Анализ эффективности маркировки 21 товарной группы свидетельствует, что принятые меры государственного регулирования способствовали повышению эффективности проводимых налоговыми органами контрольных мероприятий по выявлению и раскрытию теневых схем вовлечения в нелегальный оборот товаров.

Так, с 20 марта 2016 года на территории Республики Беларусь, а с 12 августа 2016 года на таможенной территории Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация) введена маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками с RFID - метками, что безусловно можно отнести к дистанционной форме налогового контроля. Маркировке такими контрольными знаками подлежат предметы одежды из меха, классифицируемые кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 4303 10 901 0, 4303 10 902 0, 4303 10 903 0, 4303 10 904 0, 4303 10 905 0, 4303 10 906 0,

*

1

о &

4303 10 908 0.

Радиочастотная идентификация (ЯРЮ) — это стремительно развивающаяся технология, ежегодно значительно расширяющая масштаб и области ее применения в нашей современной жизни. Бесконтактная передача информации об объекте, хранящейся в памяти прикрепляемой к нему радиочастотной метки, открывает широкие возможности по созданию автоматических систем учета и отслеживания перемещения объектов в цепях поставок и хранения товаров, а также в розничной торговле.

Государственным органам внедрение системы на базе технологии ЯРЮ обеспечивает быструю и частично автоматизированную проверку продукции при осуществлении контрольных мероприятий, а также контроль производства и оборота товаров, в том числе возможность отслеживания истории появления и прохождения через всю цепь поставки каждого зарегистрированного изделия.

Процесс маркировки товаров контрольными знаками условно можно разделить на два важнейших этапа - это нанесение контрольного знака на изделие и внесение информации в Банк электронных паспортов товаров.

В соответствии с законодательством субъекты хозяйствования, осуществляющие маркировку предметов одежды из меха контрольными знаками, обязаны внести в Банк электронных паспортов товаров информацию, определенную Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси:

— в отношении подлежащих маркировке товаров - до их маркировки контрольными знаками;

— в отношении маркированных товаров - после их маркировки контрольными знаками с инициализированной RFID - меткой, но не позднее даты отгрузки товаров из мест производства, упаковки (переупаковки), хранения.

В случае невнесения в Банк электронных паспортов товаров информации либо ее несоответствия товарам, маркированным контрольными знаками, и (или) их фактическим характеристикам (описанию), такие товары рассматриваются как немаркированные контрольными знаками.

Так, внедрение механизма маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками с ЯРШ-метками способствует не только усилению контроля производства и оборота маркируемых товаров, а также защите потребителей от поддельной и контрафактной продукции, интересов и законных прав легальных производителей и импортеров продукции.

АИС «Расчет налогов» — это автоматизированная информационная система республиканского уровня, обеспечивающая централизованный учет налогов и сборов, аналитическое обеспечение управленческих решений, электронное взаимодействие с плательщиками и другими органами государственного управления и организациями посредством обмена электронными документами с применением электронной цифровой подписи и криптографических средств.

Система внедрена в работу налоговых органов в 2011 году и ежегодно программное обеспечение совершенствуется и дополняется различными возможностями, которые ускоряют и упрощают работу сотрудников налоговых инспекций. Однако хотелось бы отметить, что с 1 сентября 2016 года АИС «Расчет налогов» был дополнен такими ресурсами как камеральный контроль налоговых деклараций (расчетов) в автоматическом режиме и доступ к архиву Торгового реестра на предмет наличия зарегистрированных торговых объектов, что несомненно имеет отношение к дистанционному контролю.

С 01.01.2016 в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь не вправе применять упрощенную систему налогообложения плательщики,

*

1

о &

осуществляющую розничную торговлю через интернет - магазины. Открытый доступ к архиву Торгового реестра позволяет определить плательщиков, которые неправомерно применяют особый режим налогообложения.

После внедрения в АИС «Расчет налогов» системы камерального контроля налоговых деклараций, при загрузке расчетов плательщика в случае заполнения их с ошибками в момент подписи инспектором система автоматически фиксирует ошибку, однако не только эта информация поступает в момент приема деклараций. Система камерального контроля в отношении расчетов по налогу при упрощенной системе налогообложения индивидуальных предпринимателей автоматически получает информацию из государственного реестра плательщиков в случае если данный предприниматель является учредителем или руководителем какой-либо организации выдавая ошибку.

Таким образом, совершенствование автоматизированных систем сотрудников налоговых органов имеет положительное влияние на уровень камерального контроля и выявление нарушений налогового законодательства плательщиками, о чем свидетельствует рост удельного веса камеральных проверок в общем объеме налоговых проверок в последние годы [2; 17].

К дистанционной форме налогового контроля также необходимо отнести средства контроля налоговых органов. Средство контроля налоговых органов (далее -СКНО) - это специальное электронное устройство для сбора, обработки и передачи информации о денежном обороте посредством сотовой подвижной электросвязи в центр обработки данных.

Центр обработки данных в свою очередь представляет собой программно-аппаратный комплекс, созданный на базе средств вычислительной техники и иного оборудования, предназначенный для сбора, обработки, предоставления доступа к информации и ее передачи [4; 20].

Законодательством предусмотрено поэтапное оснащение кассового оборудования СКНО. Так, с 01.10.2015 СКНО успешно применяется на АЗС, с 01.08.2016 - в автомобилях-такси. Третья очередь отведена организациям и индивидуальным предпринимателям, которые продают товары в торговых объектах с торговой площадью 650 кв.м. и более. До 01.12.2016 они должны были заключить договоры на установку СКНО, а до 01.03.2017 - завершить его установку.

Ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование и за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Сведения из центра обработки данных в налоговые органы предоставляются через автоматизированную информационную систему «Контроль кассового оборудования» (АИС ККО). По результатам камерального контроля в случае установления несоответствия данных в налоговых декларациях с данными АИС ККО плательщикам направляется уведомление.

Таким образом, с помощью установленных на кассовом оборудовании (автоматах) СКНО сведения о выручке поступают по каналам связи в центр обработки данных, где получаемая информация накапливается, хранится и обрабатывается. Это позволяет налоговым органам оперативно выявлять субъектов предпринимательской деятельности, скрывающих выручку, и адресно в отношении их проводить контрольные мероприятия.

Помимо всего вышеперечисленного также можно отнести к дистанционному налоговому контролю контроль в сфере игорного бизнеса [9; 19].

*

1

о &

Первые игровые автоматы в Республике Беларусь были установлены в конце 80-х годов, а в 1992 году было открыто первое казино, однако игорный бизнес в стране начал развиваться относительно недавно в 2009 году. На сегодняшний день на территории республики в игорном бизнесе задействованы около одной тысячи компаний.

В Республике Беларусь разрешена деятельность четырех видов игорного бизнеса: содержание букмекерской конторы, залы игровых автоматов, тотализатор и казино. Помимо этого, разрешены организация и проведение шести видов азартных игр: букмекерская, в карты, кости, на игровых автоматах, тотализатор и рулетка.

Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес определяются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор и позитивная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей или возвращенных несыгранных ставок.

До установки и использования соответствующего имущества, являющегося объектом налогообложения, необходимо провести его регистрацию в налоговых органах по месту взятия на учет, с обязательной выдачей свидетельства о регистрации общего числа объектов. В свидетельстве указывается количество объектов и их местонахождение. Одновременно с выдачей свидетельства, налоговым органом выдается копия свидетельства для заключения договора на подключение игорного оборудования к Специальной компьютерной кассовой системе (СККС), а также заверенные налоговым органом копии свидетельства соответственно количеству игорных заведений.

СККС - это программно-аппаратный комплекс, содержащий пакет прикладных программ, предназначенных для обеспечения контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения данных о совершаемых операциях, а также для осуществления кассовых операций по приему денежных средств от физических лиц и выплате денежных средств физическим лицам.

К основным задачам, возлагаемым на СККС относят [5; 12; 18]:

1. Создание единой системы сбора информации об операциях, совершаемых организаторами азартных игр, путем автоматизации процессов сбора, обработки и хранения информации о работе игорных заведений.

2. Обеспечение реализации функций государственного контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса, в том числе за оборотом денежных средств в данной сфере, путем оперативного получения уполномоченными государственными органами полной и достоверной информации о работе игорных заведений, в том числе об участниках азартных игр, получивших денежные средства в кассах игорных заведений, с использованием СККС.

3. Обеспечение ведения постоянного мониторинга и контроля за соблюдением игорными заведениями законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

4. Обеспечение защиты физических лиц от негативных последствий, связанных с участием в азартных играх.

Так, внедрение СККС в сферу налогового контроля за деятельностью юридических лиц в сфере игорного бизнеса обеспечивает непрерывность и сплошную фиксацию в режиме реального времени информации о работе игорных заведений, о проводимых азартных играх, о сделанных ставках, о выплате наличных денежных средств участникам азартной игры, передачу, прием, регистрацию, обработку, учет, накопление и хранение данной информации, контроль достоверности предоставляемой информации и прочее.

Таким образом, к основному фактору, определяющему отнесение того или иного вида контроля к дистанционному - это выявление нарушений без проверяемого

а

1

< * '3

*

ЧЭ &

Д

субъекта только при помощи информационных систем и баз данных [3; 10]. Постепенное внедрение дистанционного контроля в налоговую систему имеет положительное влияние на усиление камерального контроля и сокращение количества налоговых проверок [6; 13]. Дистанционный контроль позволяет выявить нарушения, которые ранее были бы выявлены только при проведении проверки первичных учетных документов, что в первую очередь влияет на предупреждение совершения такого рода нарушений в течение дальнейшей предпринимательской деятельности, а также на возможность привлечения субъектов к ответственности по которой существует законодательно установленный срок привлечения [8; 16].

Список литературы

1. Аверина О.В., Енина Е.И. Методический подход к оценке налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 7-13.

2. Аксенова А.А. Исторический аспект формирования и эволюции принципов налогообложения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 3. С. 11-14.

3. Баранов П.П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. -Ростов-на-Дону, 2005.

4. Буров В.Ю. Теория и методология развития системы государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Чита, 2015. - 276 с.

5. Вессели Р., Бегак М. Практика экологического налогообложения // Налоговая политика и практика. 2011. № 11. С. 83-88.

6. Габараева Н.В., Эртель А.Г. Судебный контроль при реализации мер административного принуждения // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 1. С. 52-63.

7. Джабиев А.П. Совершенствование системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Москва, 2004. - 28 с.

8. Иноземцев М.И., Каргалева О.А. Источники международно-правового регулирования борьбы с коррупцией // Управленческое консультирование. 2015. № 10 (82). С. 79-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Королева Е.О., Медведева Н.Г. О необходимости совершенствования системы государственного финансового контроля в условиях сокращения расходов бюджетных средств // Водные ресурсы и ландшафтно-усадебная урбанизация территорий России в XXI веке сборник докладов XVII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2015. С. 60-66.

10. Котенев И.О., Будило И.В., Кузьмин В.Н. Актуальные проблемы и перспективы развития института поручительства в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 4 (8). С. 16-19.

11. Нехайчик В.К. Практическое использование правовых конструкций "субъекты права", "правовой статус", "юридическое лицо" в современных условиях российской государственности // Гармонизация частных и публичных интересов сборник научных статей. Сер. "Право России: новые подходы" Межрегиональная общественная организация "Центр содействия правовой реформе". Саратов, 2005. С. 236-258.

12. Пескова Д.Р. Доступно не для всех. Коммерческая тайна в инновационной экономике // Креативная экономика. 2010. № 5. С. 103-108.

*

1 «

«

о &

13. Сергун П.П. Информационная функция государственной службы в органах внутренних дел российской федерации // Информационная безопасность регионов. 2011. № 2. С. 117-120.

14. Смашникова Т.Б. Административно-правовое противодействие незаконной миграции в российской федерации и республике Беларусь: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2012. - 26 с.

15. Соловьев А.А. Институт медиации в России и процедуры урегулирования споров с участием посредника по спортивному кодексу Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 2. С. 28-31.

16. Степкин С.П. Закон о закупках во многом действует не в интересах участников размещения заказа // Право и экономика. 2012. № 7. С. 4-9.

17. Судакова Н.А. Налоговый менеджмент в американских корпорациях // США и Канада: экономика, политика, культура. 2005. № 1. С. 110-128.

18. Федоров П.Ю., Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е., Солярик М.А., Ермаков В.В., Аксенова А.А., Самуйлов И.В., Михайловская Д.М. Теория и практика государственного налогового контроля на этапе инновационного развития экономики Российской Федерации. - Москва, 2011.

19. Шашкова А.В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан. - Москва, 2013. - 168 с.

20. Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Контроллинг в таможенных органах России // Novation. 2016. № 3. С. 151-153.

Информация об авторе: Information about the author:

Соловцова Кристина Андреевна, Solovtsova Kristina Andreevna,

Магистрант, Белорусский государственный Magistrant, Belarusian State Economic University,

экономический университет, г. Минск, Minsk, Belarus Беларусь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.