AUTOMATION OF TAX CONTROL Potapov А.А. (Russian Federation) Email: [email protected]
Potapov Aleksey Aleksandrovich - Master's Student,
DEPARTMENT OF ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT, FACULTY OF ECONOMICS, VOLGOGRAD INSTITUTE OF MANAGEMENT - BRANCH RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, VOLGOGRAD
Abstract: this article is devoted to the improvement of the tax administration in the implementation of the tax policy of the Russian Federation for 2018 and the planning period of 2019 and 2020. Modern approaches to the determination of the nature and content of the term «tax administration», revealed his conceptual points. Shows the need for new technologies and mechanisms to improve the tax administration to ensure its mobility and maneuverability. Particular attention is paid to the tax as a technology of tax administration. The features of controlling the application of the tax as part of an overall integrated system of controlling the process of tax administration. A mechanism of implementing the functions of controlling tax from the position of an integrated approach to controlling. Keywords: tax administration, tax control, efficiency of tax control.
АВТОМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВГО КОНТРОЛЯ Потапов А.А. (Российская Федерация)
Потапов Алексей Александрович - студент магистратуры, кафедра учета, анализа и аудита, факультета экономики, Волгоградский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград
Аннотация: данная статья посвящена проблеме совершенствования системы налогового администрирования в рамках реализации налоговой политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Представлены современные подходы к определению сущности и содержания понятия «налоговое администрирование», выявлены его концептуальные положения. Показана необходимость поиска новых технологий и механизмов совершенствования налогового администрирования, обеспечивающих его мобильность и маневренность. Особое внимание уделено налоговому как технологии налогового администрирования. Рассмотрены особенности применения налогового контроллинга как неотъемлемой части общей системы интегрированного контроллинга в процессе налогового администрирования. Описан механизм реализации функций налогового контроллинга с позиции интегрированного контроллингового подхода.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, эффективность налогового контроля.
Налоговое администрирование в настоящем году должно продолжить держать курс к переходу на «цифровую прозрачность данных». Сегодня налоговые органы знают все о своих налогоплательщиках.
Платформы, которые создаются фискальным органом, для интеграции информационных ресурсов с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС применять, изменять методы налогового контроля:
1. непрерывно работать с гигантским массивом данных;
2. совершенствовать налоговый контроль в целом.
С помощью внедрение в контрольную работу налоговых органов инновационных технологий позволило полностью поменять основу налоговых проверок. Эффект от внедрения новых технологий не заставил себя ждать. Также изменения налогового законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, все это привело к положительному результату.
Планы Федеральной Налоговой Службы в ближайшем будущем — интеграция систем АСК НДС, ККТ и Маркировка, чтобы обеспечить транспарентность, эти системы позволят иметь абсолютную прозрачность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.
Примеры улучшения автоматизации налогового администрирования.
На основании Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который был принят 22 февраля 2018 г. Углубленное изучение данного законопроекта наталкивает на выводы о том, что изменения обязательных проверок раз в три года будет изменено за счет риск-ориентированного подхода. Это приведет не только к увеличению срока между проверками, но и освобождает от проверок тех, кому присвоена низкая категория риска. Бизнесмены получат данные привилегии в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок.
Рискориентированный подход будет поощрять открытость и лояльность контролеров к законопослушному бизнесу.
В 2019 году ФНС продолжит улучшения автоматизации налогового контроля и совершенствование методологии проверок с учетом новых инструментов. Итогом проведенной работы, будет означать обновление реформы налогового контроля. Для этого нужно построить деятельности ФНС России на 2019 год, который будет предусматривать решение следующих задач:
1. Нужно создание единого механизма таможенного и налогового администрирования. Цель данного объединения будет направлена на отслеживание «всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей». В мае 2018 года данное мероприятие хотели провести, но отказались. По-моему, мнению, это очень важно для нашей страны.
2. Совершенствование АИС «Налог-3». Данное программное обеспечение до сих пор находиться в бета-стадии, нужно доработать программное обеспечение системы, улучшить управления рисками до использования при назначении плановых налоговых проверок.
3. Ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения для анализа транзакций и связей налогоплательщиков, а также выявления типовых схем уклонения от налогообложения. Завершение поставленной цели ожидается в 2019 году.
В данный момент, ФНС имеет доступ ко всем платежам, которые проходят через РКЦ Центрального банка. Итогом проделанной работы будет интеграция данных налоговой с данными онлайн-ККТ, это приведет к полному контролю ФНС всей цепочку формирования НДС в России.
Получив данные таможни, банков, онлайн-ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций можно, объединить товарный и денежный оборот.
Так же стоит отметить, что инспекторы должны применить автоматический анализ взаимосвязей для поиска доказательств недобросовестных согласованных действий. Они представляют собой алгоритмы контроля, которые должны сопоставлять законные и незаконные
связи: учредители, руководители и признаки, которые могут говорить о скрываемом взаимодействии и о какой-то подконтрольности:
1. Общий сайт;
2. 1Р адреса;
3. Общее местонахождение.
Оно должно в точности следовать правилам цифровой трансформации государственного контроля. Камеральная налоговая проверка идет к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Контрольные соотношения по всем налоговым декларациям будут исключительно математические. А те данные, которые вызывают подозрения, нужно будет передать аналитическому отделу и на выездную проверку.
4. Нужно создать такую систему-сервис для налогоплательщиков на ОСНО с помощью которой, будет доступна бухгалтерская отчетность и сведения о контрагенте:
1. налоговые правонарушения;
2. налоговый режим;
3. среднесписочная численность работников;
4. суммы, уплаченные контрагентами по каждому налогу за год;
5. сумма недоимки по налогам;
6. задолженность по пеням и штрафам.
5. В личном кабинете, желательно бы наблюдать оценки налогоплательщиков по принятым критериям риска. И если мы хотим видеть, каким должен быть добросовестный налогоплательщик, значит в личном кабинете должны быть рекомендации как соответствовать этим критериям. То есть каждый налогоплательщик в своем личном кабинете сможет узнать, что именно налоговики считают «плохим», а что «хорошим». И все это будет интерактивно, через сайт или приложение на вашем телефоне.
6. Автоматическое уведомление налогоплательщиков на ОСНО о возможных нарушениях налогового законодательства.
Список литературы /References
1. Александров И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. М.: Дашков и К, 2017. 317 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). М.: Юркнига,
2017. 448 c.
3. Ценообразование и налогообложение / ред. И.К. Салимжанов. М.: Велби, 2017. 424 c.
4. Почему ФНС знает о бизнесе почти все? [Электронный ресурс] // Бухгалтерия.ру.
2018. Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/artideM64508?print=Y/ (дата обращения: 20.11.2018).