ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ МАРКИРОВКИ МЕХОВЫХ ТОВАРОВ В РОССИИ А.С. Маркина, студент
Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
(Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-2-59-62
Аннотация. В статье рассматриваются технологии снижения оборота нелегальных товаров на территории Российской Федерации. В центре внимания находится меховая продукция, контрафакт которой влияет на объем таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет. В статье рассматриваются меры вывода части рынка из тени путем маркировки меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками со специальными защитными RFID-метками, обязательной сертификации и экспертизы меха и меховых товаров при определении кода по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В статье также рассматриваются проблемы недостоверного декларирования товаров из меха. Недостоверные данные, указанные в декларации, также ведут к негативным последствиям: к снижению доходов, поступающих в федеральный бюджет, к проблемам с отслеживаемостью товара. Рассматриваются меры по решению выявленных проблем.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенная стоимость, таможенный контроль, декларации, меховые товары, маркировка.
Торговля мехом - это всемирная отрасль, которая заключается в приобретении и продаже меха животных.
Импорт меховых изделий и меха в 2021 г. по данным официальной статистики ВЭД РФ составил 137,36 млн. USD по стоимости при объёме грузоперевозок 2,13 тыс. тонн. По сравнению с 2020 г. зафиксирован рост импорта 19% в стоимостном выражении при увеличении на 40% массы перевезённого товара. Основными поставщиками меха и изделий из него в Россию являются Китай, Турция, Италия и Греция. Китай как лидер ввозит треть меховых изделий и меха на сумму 46,03 млн. USD, немного снизив по отношению к 2020 г. стоимостной объём импорта и на 6% по массе грузов. 20 процентов объема меха поставила Турция (25,16 млн. USD, рост поставок к уровню 2020 года составил 50%. Из Италии было импортировано меховых изделий и меха на 22,32 млн. USD при прибавке стоимостного объёма к уровню 2020 года на 26%. Импорт из Греции поднялся до 10,87 млн. USD
Российскими предприятиями в 2021 году было выпущено 4 374 тыс. шт. дубленых или выделанных меховых шкурок, что на 18% выше по сравнению с результатами
2020 года. Среднегодовой прирост производства (CAGR) дубленых или выделанных меховых шкурок за период 20172021 гг. составил 23%. Лидирующий федеральный округ РФ по производству дубленых или выделанных меховых шкурок -Северо-Кавказский ФО (42,8%) производства за период с 2017 по 2021), на втором месте - Южный ФО (21,3% производства). По категории «4302 - Дубленые или выделанные меховые шкурки (включая головы, хвосты, лапы и прочие части или лоскут), несобранные или собранные (без добавления других материалов)» объем импорта в 2019 году составил - 14,6 млн долл. США. На экспорт в 2019 было поставлено продукции на общую сумму 3,0 млн долл. США.
По официальным данным, доля российских меховых изделий на рынке составляет менее 5%. Остальное - это импорт. При этом, значительное число контрафактной продукции попадает на таможенную территорию России.
В связи с этим с 2015 года активно обсуждается вопрос снижения нелегального оборота меховых товаров на таможенной территории России. В общем объеме контрафакта мех и меховые товары со-
ставляют около 70%, что влияет на объем таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет. В 2015 году для сокращения оборота нелегальной продукции была принята обязательная маркировка меховых изделий. Постановлением Правительства Российской Федерации № 787 от 11.08.2016 года реализован пилотный проект по маркировке товаров из натурального меха контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ). Все производители товаров из натурального меха должны ставить метки на меховые изделия при вводе их в оборот, а импортеры - производить маркировку мехов до прохождения таможенных процедур. Также определены правила изготовления и применения КИЗ в виде радиочастотного чипа (RFID-метка), который позволяет считывать информацию о товаре сканером. Каждый такой чип уникален и содержит сведения о производителе и характеристиках товара. Введение маркировки меховых изделий дало возможность отслеживать товары. С 2020 года перечень изделий из меха расширился, теперь обязательной маркировке подлежат шубы и манто, которые полностью изготовлены из натурального меха, либо имеют подкладку или лицевую сторону из натурального меха. Исключениями являются изделия, произведенные на заказ или с частичной отделкой мехом (меховые воротники, манжеты, оторочки карманов), также исключаются меховые сумки и головные уборы.
Маркировка шуб и других изделий из натурального меха происходит при ее ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Отечественные производители обязаны проходить процедуру на этапе выпуска товаров в оборот с фабрики. Основными этапами являются:
- компания-производитель или импортёр меховой продукции проходит процесс регистрации в системе «Честный знак», т.к. для маркировки шуб необходим личный кабинет;
- на портале GS1 (международная ассоциация) вносятся описания товаров, после чего им присваиваются коды GTIN;
- подача запроса на коды-метки с последующей их оплатой (коды выдает Гознак России, эмитент КИЗ для шуб.
«Честный знак» является единой национальной системой маркировки и прослеживания товаров. Оператором маркировки является ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), его предшественницей была Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России).
В основе маркировки лежит технология Radio Frequency IDentification (RFID), которая позволяет отследить чипы, - радиочастоты. Сам чип (радиочип) можно вшить текстильную этикетку прямо в подкладку изделия, можно наклеить на вшитый маркировочный ярлык, а если этикетка на пластиковой основе, то можно прикрепить ее с помощью пломбирующего элемента в петличное отверстие, к примеру, на застежку. Метки представлены в двух цветах - зеленый указывает на изготовление товара в РФ, красный - это импортированные изделия. Но суть чипа в том, что при помощи антенны принимаются и передаются радиосигналы, а микросхема их хранит, что позволяет получить актуальную информацию и считывать ее бесконтактно. При сканировании номера появится следующая информация:
- продан проверяемый товар или еще нет;
- полное наименования изделия, которому принадлежит знак;
- вид меха;
- страна и производитель;
- бренд;
- сведения о товаре: вид, наименование, цвет, размер, модель.
Чтобы взять под контроль оборот меховых изделий, в России создали Информационный ресурс маркировки меха, куда передаются данные о перемещении товара на каждом этапе - от производителя к покупателю. За систему отвечают три ведомства: Роспотребнадзор, ФТС и ФНС России.
При перемещении через таможенную границу меха и изделий их него в таможенный орган подается декларация на товары с пакетом документов. При заполнении декларации на товары в графу 31 под номером 10 вносятся все номера КИЗ (для каждого товара).
Далее определяется классификационный код по Товарной номенклатуре внеш-
неэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Натуральный и искусственный мех классифицируется в группе 43 ТН ВЭД ЕАЭС. Код ТН ВЭД определяет ставку ввозной/вывозной таможенной пошлины на товар и, соответственно, размер уплачиваемых таможенных платежей. Именно по коду ТН ВЭД таможенный орган контролирует уровень заявленной таможенной стоимости.
Каждый случай классификации товара из меха индивидуален. Это зависит от качества меха, размера изделия, технологии обработки меха, ровность швов мехового изделия, наличие проплешин и т.д. Возможны неоднозначные варианты классификации. Кроме того, на практике сложно найти схожие меховые товары с одинаковым качеством. Проверка качества меха осуществляется органолептическим методом путем тщательного осмотра, растяжения, изгибания и ощупывания изделий и т.д.
С помощью автоматизированной информационно-справочной системы «Атлас волос животных» (АИСС) проводится идентификация меха и его видов пушно-мехового полуфабриката. С помощью АИСС можно определить вид волос животного: структуру, рисунок волоса, поперечный срез волос и т.д.
Меховые изделия для взрослых в большинстве случаев требуют получения только декларации соответствия, а вот на меховые изделия для детей обязательно требуется сертификат соответствия. А если меховое изделие проходит процедуру декларирования, то ей часто предшествует процедура государственной регистрации в Роспотребнадзоре.
Оформить такие документы для продукции, ввозимой или реализуемой на территории Союза, необходимо в соответствии с одним из Технических Регламентов:
ТР ТС 017/2011 - О безопасности продукции легковой промышленности;
ТР ТС 007/2011 - О безопасности продукции, которая предназначена для детей и подростков.
Сертификат или декларации соответствия подтверждает качество товара.
Федеральная таможенная служба заносит в электронный ресурс все эти данные о товаре. В течение пяти дней грузополучатель обязан промаркировать продукцию, и эта информация тоже отражается в базе. Данные проверяет налоговая, которая является оператором системы. Если ведомство находит несоответствия, например, товара ввезено больше, чем получено, КИЗ дает сигнал о несоответствии партии представленным документам.
Интересы государства защищает Роспо-требнадзор. Этот орган проводит плановые проверки организаций и предприятий, реализующих продукцию, подлежащую маркировке.
За оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ). В соответствии со ст. 15.12 КоАП РФ если производитель не маркирует свою продукцию штраф составляет до 100 000 Р.; если магазин продает немаркированные изделия, контрольный знак поврежден или содержит неверные данные штраф может составить до 300 000 Р. Кроме штрафа, у нарушителя конфискуются немаркированный товар.
В случае если немаркированный товар был больше, чем на 2,25 млн. рублей, то наступает уголовная ответственность по ст. 171.1 УК РФ. Штраф до 300 000 рублей, принудительные работы или лишение свободы до 3х лет.
Что касается перспектив на будущее -до 2024 года Правительство Российской Федерации намерено создать единую национальную систему прослеживаемости товаров, которая охватит почти все существующие товарные группы и снизит оборот контрафактной продукции в стране. Государство планирует каждой единице товара присваивать уникальную метку, что позволит отследить всю логистику от производства до реализации конечному потребителю.
Библиографический список
1. Аширов, Р.М. Повышение эффективности организации и проведения таможенного контроля таможенной стоимости после выпуска товаров / Р.М. Аширов, А.И. Начкин // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). - 2021. - №16 (18). -С. 22-28. - EDN MSHBFF
2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossij skoj -federaczii.
3. Мигел А.А., Волкова К.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 69-3. - С. 135-137.
4. Непарко М.В., Серова О.А., Шуликова М.А. Основные аспекты контроля таможенной стоимости товаров // Научный журнал. - 2019. - №8 (42).
5. Петрушина, О.М. Динамика показателей контроля таможенной стоимости, осуществляемого таможенными органами / О.М. Петрушина, Я.Н. Столярчук // Вестник современных исследований. - 2019. - № 3.20 (30). - С. 64-67. - EDN HRQOVJ.
THE PRACTICE AND PROBLEMS OF LABELING FUR PRODUCTS IN RUSSIA A.S. Markina, Student
Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article discusses technologies for reducing the turnover of illegal goods on the territory of the Russian Federation. The focus is on fur products, the counterfeit of which affects the volume of customs payments received by the federal budget. The article discusses measures to bring part of the market out of the shadows by marking fur products with control (identification) signs with special protective RFID tags, mandatory certification and examination of fur and fur goods when determining the code for the commodity nomenclature offoreign economic activity. The article also discusses the problems of unreliable declaration of fur goods. Unreliable data specified in the declaration also lead to negative consequences: to a decrease in income received by the federal budget, to problems with the traceability of goods. Measures to solve the identified problems are being considered.
Keywords: customs authorities, customs value, customs control, declarations, fur goods, labeling.