Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С ВВОЗОМ И ОБОРОТОМ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ'

СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С ВВОЗОМ И ОБОРОТОМ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
557
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРАФАКТНЫЕ ТОВАРЫ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / МАРКИРОВКА ТОВАРОВ / ЦИФРОВОЙ КОД DATA MATRIX / СИСТЕМА МАРКИРОВКИ / COMMODITY TRACEABILITY SYSTEM / CUSTOMS CONTROL / COUNTERFEIT GOODS / INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS / MARKING OF GOODS / DIGITAL CODE DATA MATRIX / MARKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лубик Анна Федоровна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с высокой долей контрафактных товаров на российском рынке. Основное внимание уделяется описанию процессов формирования системы прослеживаемости товаров в Российской Федерации как эффективного способа защиты товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Предлагается алгоритм функционирования такой системы и определяются цели ее внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лубик Анна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMODITY TRACEABILITY SYSTEM AS A TOOL TO COMBAT THE IMPORT AND TURNOVER OF COUNTERFEIT GOODS

The problems associated with a high share of counterfeit goods on the Russian market are considered in the article. The main attention is paid to the description of the processes of forming a commodity traceability system in the Russian Federation as an effective way to protect goods containing intellectual property. The algorithm of functioning of such a system is proposed and the goals of its implementation are defined.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С ВВОЗОМ И ОБОРОТОМ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ»

А. Ф. Лубик

система прослеживаемости товаров как инструмент борьбы с ввозом и оборотом контрафактных товаров

В статье рассматриваются проблемы, связанные с высокой долей контрафактных товаров на российском рынке. Основное внимание уделяется описанию процессов формирования системы прослеживаемости товаров в Российской Федерации как эффективного способа защиты товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Предлагается алгоритм функционирования такой системы и определяются цели ее внедрения.

Ключевые слова: система прослеживаемости товаров; таможенный контроль; контрафактные товары; объекты интеллектуальной собственности; маркировка товаров; цифровой код Data Matrix; система маркировки.

A. F. Lubik

commodity traceability system as a tool to combat the import and turnover of counterfeit goods

The problems associated with a high share of counterfeit goods on the Russian market are considered in the article. The main attention is paid to the description of the processes of forming a commodity traceability system in the Russian Federation as an effective way to protect goods containing intellectual property. The algorithm of functioning of such a system is proposed and the goals of its implementation are defined.

Keywords: commodity traceability system; customs control; counterfeit goods; intellectual property objects; marking of goods; digital code Data Matrix; marking system.

В современных условиях расширения и интенсивного развития международной торговли существует острая необходимость защиты товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в целях недопущения нанесения ущерба правообладателям таких товаров и оказания негативного влияния на развитие национальной экономики. Уровень насыщения рынка контрафактными товарами влияет и на инвестиционный климат в стране в целом, так как при оценке иностранными инвесторами стоимости практически любой компании весомую роль играют нематериальные активы, в частности интеллектуальная собственность и деловая репутация. Ввиду этого при высоком уровне оборота на рынке контрафактных товаров существует большая вероятность оттока инвесторов, которые опасаются вкладывать средства в экономику страны со значительным количеством нарушений интеллектуальных прав и, как следствие, с низким уровнем защиты наиболее привлекательных для инвесторов активов [1].

В Российской Федерации (РФ) понятие контрафактных товаров закреплено в ст. 1515 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ): «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [2]. Однако следует отметить, что ни в Договоре о Евразийском экономическом союзе (Договор), ни в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), ни в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании

в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 289) не употребляется термин «контрафактные товары». Вместе с тем ст. 89 Договора за государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) закреплено обязательство охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности [3].

В России таможенные органы реализуют меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, регламентированные ТК ЕАЭС и ФЗ № 289: приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных (не включенных) в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) государств - членов Союза и ТРОИС РФ.

В целях защиты объектов интеллектуальной собственности таможенные органы регулярно возбуждают дела об административных правонарушениях в области защиты прав интеллектуальной собственности. По данным статистики, приведенной в итоговых докладах Федеральной таможенной службы (ФТС России) о результатах и основных направлениях деятельности за 2016-2019 гг. (рис. 1), наибольшее количество дел возбуждается таможенными органами по ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (незаконное использование товарного знака), и всего около 2-4% от общего количества возбужденных дел составляют дела, возбужденные по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав). На рис. 1 в 2016-2019 гг. прослеживается тенденция к росту количества совершенных и выявленных правонарушений в сфере обращения контрафактных товаров на российском рынке, массовый характер которых приводит к дестабилизации потребительского рынка и нарушению прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности.

1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0

32

31 22 1 223 40

996 1 050 971

2016 г. 2017 г. 2018 г.

□ Ст. 14.10 КоАП РФ □ Ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ

2019 г.

Рис. 1. Динамика количества возбужденных таможенными органами РФ дел об административных правонарушениях в области защиты объектов интеллектуальной собственности

Напряженная геополитическая обстановка в мире, ведение санкционной политики и рост численности населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (табл.) оказывают существенное влияние на увеличение контрафактных товаров на российском рынке. Ситуация обостряется ввиду того, что низкий уровень конкурентоспособности российских товаров, наличие запретов и ограничений на ввоз определенных категорий товаров из конкретных

стран в Россию и снижение уровня доходов населения РФ [4] способствуют развитию оборота на российском рынке данной категории товаров.

Таблица

Численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2012-2018 гг.

Год Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

млн человек в процентах от общей численности населения

2012 15,4 10,7

2013 15,5 10,8

2014 16,3 11,3

2015 19,6 13,4

2016 19,4 13,2

2017 18,9 12,9

2018 18,4 12,6

По данным ФТС России, таможенные органы РФ ежегодно выявляют миллионы единиц контрафактной продукции и предотвращают миллиардный ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, а также ущерб, который мог быть нанесен населению в связи с покупкой и последующим потреблением контрафактных товаров (рис. 2).

25 -

20 ---

15 — - - -

10

5

0

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

| | Контрафактная продукция, млн ед. 18,1 20,4 10 16 12

| | Предотвращенный ущерб, млрд руб. 3,9 7,7 4,5 6,8 8

Рис. 2. Динамика выявления контрафактной продукции таможенными органами РФ в 2015-2019 гг.

Представленная динамика (см. рис. 2) отражает поступательное увеличение с 2017 г. объема ущерба правообладателям, предотвращенного таможенными органами. При этом определение общей тенденции к возрастанию или убыванию объемов выявленной таможенными органами контрафактной продукции в 20152019 гг. не представляется возможным. Одной из причин этого является тот факт, что в конкретные временные периоды должностные лица таможенных органов

выявляют схемы ввоза отдельных видов контрафактных товаров, и, следовательно, недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится невыгодно пытаться провозить такие товары на территорию РФ.

Так, например, в 2016 г. была выявлена схема провоза фальсифицированных укупорочных устройств, и в 2017 г. значительно сократилось количество попыток провоза товаров данной категории, за счет чего уменьшился и общий объем выявленной контрафактной продукции. Можно сделать вывод, что таможенными органами была закрыта преступная схема ввоза укупорочных устройств в РФ. В 2018 г. значительно увеличился объем выявленных контрафактных товаров (на 37,5%) по сравнению с 2017 г. в связи с совершенствованием системы управления рисками, а также в связи с выявлением в общем объеме контрафактных товаров большой доли товаров, ввозимых к Чемпионату мира по футболу 2018 г., на которых был незаконно нанесен либо товарный знак FIFA, либо иной знак, сходный до степени смешения с товарным знаком FIFA [5].

Борьба с ввозом и оборотом контрафактных товаров на российском рынке и в настоящее время достаточно актуальна, поскольку такие товары не только создают угрозу здоровью и благосостоянию граждан, но и наносят серьезный ущерб правообладателям и национальной экономике. Поэтому таможенные органы постоянно предпринимают различные меры по предотвращению ввоза и оборота на территории РФ данных товаров.

С контрафактными товарами во всем мире пытаются бороться разными способами: это ведение реестров интеллектуальной собственности; взаимодействие таможен с правообладателями и государственными контролирующими органами; применение QR-маркировки товаров; маркировки RFID (Radio Frequency Identification) метками и NFC (Near Field Communication) идентификации; нанесение голограмм; ведение онлайн-трекинга партий товаров и др.

В данной статье рассматривается система прослеживаемости товаров, вводимая в настоящее время в России в отношении определенных категорий товаров, в том числе с целью предотвращения ввоза и оборота на территории РФ контрафактных товаров.

Первыми шагами в развитии системы прослеживаемости в России было введение с 12.08.2016 обязательной маркировки меховых изделий (предметы одежды из натурального меха товарной позиции 4303 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - ТН ВЭД ЕАЭС), а также предметов одежды, изготовленных из других материалов, имеющих подкладку из натурального меха или других материалов, у которых натуральный мех прикреплен с наружной стороны (кроме случаев, когда мех является только отделкой).

Меховые изделия маркировали контрольными идентификационными знаками, в которых имеется RFID-метка, позволяющая посредством радиосигналов считывать или записывать данные, хранящиеся в транспондерах - RFID-чипах, для их последующей идентификации [6]. Так, считывая специальный QR-код, заинтересованное лицо сможет узнать информацию как о конкретном меховом изделии, так и о его производителе. Технология RFID-маркирования позволила закреплять на товарах метки, которые «отзываются» на радиоизлучение сканера и передают на него информацию чипа, входящего в состав метки. Сканеры могут «распознавать» RFID-метки с расстояния от нескольких сантиметров до десятков

метров. Такая возможность позволяет должностным лицам таможенных органов проводить оформление контейнеров с маркированными грузами в максимально короткие сроки, а контролирующим органам проверять легальность товаров в торговом обороте и пресекать торговлю немаркированными изделиями.

Основными целями маркировки меховых изделий явились: снижение доли контрафактных меховых изделий на российском рынке и упрощение контроля при обороте данных товаров. Такая категория товаров была выбрана неслучайно для проведения эксперимента: до 2016 г. доля контрафактных меховых изделий составляла порядка 70% от общей доли поддельных изделий, поэтому так остро встал вопрос защиты прав потребителей [7].

Сущность и состояние использования механизма прослеживаемости товаров в деятельности таможенных органов РФ были рассмотрены в статье [8]. Механизм прослеживаемости товаров, целью которого является связывание в единую цепочку всех операций с товарами от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, был представлен также в сборнике «Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году» [9]. При этом была показана система маркировки в виде одного из элементов механизма просле-живаемости, а также представлены итоги эксперимента по маркировке меховых изделий. По итогам 2017 г. в сравнении с 2016 г.:

- количество задекларированных меховых изделий увеличилось на 53% (с 277 до 424 тыс. шт.);

- вес задекларированного товара увеличился на 66% (с 417 до 693 т);

- сумма таможенных платежей выросла на 80% (с 38,7 до 69,8 млн долл. США) [9].

Вышеприведенные данные свидетельствуют об эффективности вводимых мер маркировки меховых изделий RFID-метками. Это также подтверждает и экс-министр Евразийской экономической комиссии В. О. Никишина, которая считает, что подобная практика маркирования товаров не только увеличивает доход государства, но и является средством поддержки добросовестных производителей [10]. Эксперимент маркировки меховых изделий был признан успешным, и в конце 2017 г. принято решение о поэтапном введении обязательной маркировки в России до 2024 г. в отношении определенных категорий товаров [11].

В 2019 г. ФТС России также проводила мероприятия, направленные на создание и внедрение механизмов маркировки товаров. Перечень товаров, подлежащих обязательному маркированию, утвержден Правительством РФ [12]. При формировании перечня таких товаров акцент был сделан на продовольственные товары, подделка которых может нанести серьезный вред здоровью потребителей, а также на категории непродовольственных товаров, которые наиболее часто пытаются подделать недобросовестные производители. Контрафактными товарами в России чаще всего являются следующие категории непродовольственных товаров, которые пользуются высоким потребительским спросом у российского населения: текстильные изделия, в том числе предметы одежды; игры и игрушки; обувь и фурнитура для нее; сумки; ремни; этикетки (эмблемы) из бумаги, текстиля и металла; упаковка различных товаров; телефоны и гарнитура к ним; автозапчасти [13].

В 2020 г. список товаров, которые в будущем могут быть подвержены обязательной маркировке, расширился. Предполагается маркировать сначала в режиме

эксперимента, а затем и в обязательном порядке молочную продукцию, обувь, духи и туалетную воду, автомобильные шины, лекарства, фотоаппараты.

Анализ данных ФТС России по направлению контроля за соблюдением требований законодательства об обязательной маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками показывает, что не все производители готовы соблюдать требования законодательства РФ об обязательной маркировке товаров. Это подтверждается следующими фактами: в 2019 г. было проведено 351 проверочное мероприятие; из незаконного оборота изъято более 930 кг товаров; конфисковано товаров на сумму более 1 млрд руб.; возбуждено 74 дела об административных правонарушениях и 10 уголовных дел [11].

В России определены основные цели внедрения системы прослеживаемости товаров, среди которых:

- повышение собираемости и обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных и налоговых платежей;

- совершенствование таможенного администрирования;

- создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты платежей;

- создание условий, способствующих выводу из «теневого оборота» товарных и финансовых потоков;

- формирование единой логически связанной цепочки всех операций с товарами от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю [8; 14].

Для понимания механизма функционирования системы прослеживаемости товаров в РФ рассмотрим предложенный алгоритм функционирования такой системы (рис. 3).

1. Производитель отправляет в систему заявку на получение уникального цифрового кода Data Matrix (цифровой код) в виде двумерного матричного штрихкода, представляющего собой черно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости в форме квадрата, размещенные в прямоугольной или квадратной форме. Цифровой код Data Matrix состоит из двух частей: код идентификации, который определяет позицию товара в системе маркировки «Честный знак» и едином каталоге товаров, и код проверки - криптохвост, генерируемый Центром разработки перспективных технологий (ЦРПТ) в целях защиты цифрового кода от подделки. Каждый цифровой код защищен криптографией, уникален, не похищаем, легко наносим на любой вид упаковки.

2. В систему маркировки «честный знак» заносится необходимая информация, и производителю отправляют цифровой код, который уже содержит первоначальную информацию о товаре (наименование, срок годности, уникальный номер товара и др.).

3. На заводе-изготовителе производитель наносит цифровой код, который по сути является цифровым паспортом товара, и передает товар перевозчику (транспортной компании, дистрибьютору).

4. Все участники торговой цепочки сканируют цифровой код на коробке товара, и информация о действиях с товаром автоматически передается в систему маркировки «честный знак». Тем самым фиксируется весь путь товара, место его реализации, факт продажи и вывода из торгового оборота.

/

Переход к этапам функционирования системы проел ежи ваемости

-¿^Процесс передачи информации ? в систему прослеживаемое™

Производитель товара отправил в ЦРПТ заявку на получение кода Data Matrix

I

Производитель на заводе нанес код Data Matrix на упаковку товара

Производителю направлен код Data Matrix

Данные о произведенном товаре занесены в систему

С 1 ЧЕСТНЫЙ <-0- -

Со ЗНАК

СИСТЕМА МАРКИРОВКИ AAA

«- — — — s

ö : 6

л

о

В магазине сканируют товар и размещают его на полке для продажи

11

10

Товар передан службе доставки

3

Товар идентифицкГ рован в приложении-товар легален

и безопасен для использования

8

Онлайн-касса фиксирует факт продажи товара и вывод его из торгового оборота --1-

* ■ •

I KT ^ '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

Информирование

контрольно-надзорных органов

10

Товар НЕ идентифицирован в приложении -вероятно куплен КОНТРАФАКТ

> © —

С\ S

г;

Потребитель в мобильном приложении «Честный знак» сканирует товар -1-

Рис. 3. Алгоритм функционирования системы прослеживаемости товаров

5. Потребитель, который купил товар, может отсканировать его цифровой код в мобильном приложении «Честный знак». Если после сканирования товар не найден в системе маркировки, то потребитель может сообщить о данной ситуации через приложение соответствующим контрольно-надзорным органам, реализующим общественный контроль. После получения соответствующего сообщения от потребителя подразделения Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства финансов РФ будут принимать соответствующие меры.

Таким образом, предложенный алгоритм функционирования системы просле-живаемости товаров позволяет фиксировать переход товара от одного звена торговой цепочки к другому, что делает невозможным реализацию поддельного контрафактного товара. В настоящее время такую систему можно рассматривать как одну из действенных мер борьбы с ввозом и оборотом контрафактных товаров на российском рынке.

Использованные источники

1. Близнец И. А. Рынок интеллектуальной собственности. Проблемы распространения контрафактной продукции. Особенности нарушения прав авторов и правообладателей в сети Интернет [Электронный ресурс] // Итоговые документы V Международного форума «Ан-тиконтрафакт 2017». URL: http://anti-counterfeiting.ru.

2. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

4. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/13723.

5. Пресс-конференция начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Сергея Шкляева «Таможня против контрафакта», 24 апреля 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Ассоциации содействия развитию внешнеэкономической деятельности. URL: http://np-srv.ru/news/press-konferenciya-nachalni-ka-upravleniya-torgovych-ogranicheniy-valyutnogo-i-eksportnogo-kontrolya-fts-rossii-sergeya-shklyaeva-tamognya-protiv-kontrafakta-v-megdunarodnom-multimediynom-press-centre-mia-rossiya-segodnya.html.

6. Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 (ред. от 14.03.2019) «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 235» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

7. Маркировка шуб [Электронный ресурс] // Официальный сайт национальной системы цифровой маркировки «Честный знак». URL: https://честныйзнак.рф/business/projects/fur/.

8. Липатова Н. Г., Лубик А. Ф. Прослеживаемость перемещения товаров как инструмент повышения эффективности таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 39-45.

9. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/activity/results/ ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/89908.

10. Маркировка шуб доказывает свою эффективность [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/Pages/01-12-2016-3.aspx.

11. Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и статьи 5 и 8 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

12. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (ред. от 06.02.2020) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

13. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/activity/results/ ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/230797.

14. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/activity/results/ ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/176084.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.