СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННОЙ
ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС
Р.А. Шарапова, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10189
Аннотация. В данной работе проанализировано одно из ключевых направлений цифро-визации - система прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС. Указан ряд документов о проведении экспериментов по введению маркировки отдельных видов товаров средствами идентификации, что позволит обеспечить легальность оборота и устранений условий для оборота контрафактных товаров, повысить собираемость таможенных и налоговых платежей, обеспечить безопансоть и качество товаров.
Ключевые слова: система прослеживаемости ЕАЭС, товары, маркировка, таможенный контроль, идентификация.
Развитие и усовершенствование Федеральной таможенной службы является на сегодняшней день одной из главных задач. Совершенствование работы таможенной службы в пунктах пропуска неразрывно связано с развитием информационных технологий и института предварительного информирования, то есть таможенная служба является «фильтром», которая стоит на защите безопасности Российской Федерации [1].
Согласно Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года проводится модернизация структуры таможенных органов, при этом осуществляется перенос таможенного контроля с этапа декларирования товаров на этап после выпуска товаров. И это мировая тенденция, которая стремительно превращается в эффективную практику.
В целях повышения эффективности системы таможенного контроля после выпуска товаров основными задачами работы являлись:
1) совершенствование межведомственного взаимодействия с государственными и иными контролирующими органами в целях противодействия незаконному обороту промышленной продукции в России;
2) последовательное смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров;
3) создание условий, которые исключают использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и способствующих повышению результативности таможенного контроля.
В результате произошел переход от точечных проверок, направленных только на выявление единичных нарушений законодательства и взыскание денежных средств, к комплексной работе по декриминализации отраслей и чувствительных сегментов рынка. В практику работы внедрены ориентированные модели контроля, которые основаны на использовании системы управления рисками. Сформированы институты и созданы инструменты контроля, позволяющие в перспективе создать систему сквозного контроля и прослеживае-мости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю.
В настоящее время совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров является одним из приоритетных направлений развития таможенных органов.
На период с 2017 по 2020 год основными целями совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров является:
1) создание механизма прослеживаемо-сти товаров от момента их ввоза на тамо-
женную территорию ЕАЭС до передачи потребителю;
2) развитие и усовершенствование ин-формационно-програмных средств;
3) развитие института маркирования товаров.
Единая система цифровой маркировки и прослеживаемости движения товаров позволит сократить в России и ЕАЭС нелегальный оборот продукции, то есть позволит бороться с нелегальным бизнесом, защитит легальный оборот продукции и добросовестного производителя.
В государствах-членах ЕАЭС уже функционирует ряд систем, которые обеспечивают прослеживаемость товаров и услуг, среди них: мониторинг и контроль оборота спиртосодержащей и табачной продукции на территории Беларуси, Казахстана, Армении и России; идентификация и прослеживаемость животных и товаров животного происхождения в Беларуси, Казахстане, Российской Федерации; транспортный мониторинг и сбор платы за проезд в России (ПЛАТОН), Беларуси (BelToll).
В Евразийском экономическом союзе уже в 2015 г. начался эксперимент по введению маркировки меховых изделий специальными идентификационными знаками. Приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа на территориях государств-членов товаров, включенных в Перечень, без контрольных знаков запрещена.
Участники оборота товаров и продукции после получения контрольных (идентификационных) знаков в установленном порядке осуществляют маркировку товаров и представляют сведения в форме электронных документов, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, в специально созданный информационный ресурс маркировки.
Введение обязательной маркировки меховых изделий в России показало ее эффективность. По данным ФТС, всего с 2016 г. промаркировано более 2,3 млн импортных и российских меховых изделий. Данные цифры показывают реальный объем мехового рынка, его видимая часть увеличилась за два года в полтора раза,
почти треть участников вышла из «тени» [2].
Данная система прослеживаемости товаров позволит осуществлять контроль безопасности вводимых в оборот товаров и продукции на всем их жизненном цикле, начиная с производства, поставки и реализации потребителям. Введение электронной системы прослеживаемости позволит решить и ряд других важных задач по упрощению и обеспечению прозрачности таможенных процедур. Основное значение введения системы прослеживаемости в ЕАЭС состоит в предупреждении ввоза на территорию ЕАЭС контрафактной продукции.
Следует отметить, что в зарубежных странах имеется опыт применения маркировки и систем прослеживаемости товаров. Как отмечается в литературе, в Европейском союзе в 2002 г. страны-члены ЕС установили прослеживаемость товаров в качестве основополагающего принципа построения продовольственного законодательства и центрального звена в механизме обеспечения продовольственной безопасности [3].
В Российской Федерации, как указывалось, в качестве эксперимента система прослеживаемости апробируется в отношении табачной продукции [4].
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 03.2018 г. №321 в 2018 г. проводится эксперимент по маркировке отдельных видов драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также эксперимент по маркировке обувных товаров [5].
Создание системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС происходит постепенно: путем формирования национальных систем прослеживаемости; выработки общих подходов к перечню товаров, которые подлежат обязательной маркировке средствами идентификации; функционирования национальных информационных систем обмена электронными документами; создания в Союзе единой информационной системы прослеживаемости товаров, совмещенной с другими информационными системами.
Таким образом, можно сделать вывод как на территории государств-членов ЕА-что, внедрение системы прослеживаемости ЭС, так и при трансграничном перемеще-товаров в ЕАЭС решит важнейшую задачу нии. обеспечения законности оборота товаров
Библиографический список
1. Официальный сайт Федеральная таможенная служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.ru/.
2. Куликов С., Игнатова О. До табака нет дела // Российская газета. 06.04.2018 г. № 73 (7536). С. 5.
3. Петровец К. Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии // Мосты. 2017. Vol. 10. №6.
4. Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 г. № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции» // СЗ РФ. 2017. № 50 (часть III). Ст. 7608.
5. Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 г. № 620 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299187/
6. Таможенный контроль: учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.
TRACEABILITY SYSTEM FOR GOODS IN THE CUSTOMS TERRITORY OF THE
EAEU
R.A. Sharapova, Student
Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. This paper analyzes one of the key areas of digitalization - the system of traceabil-ity of goods in the customs territory of the EAEU. A number of documents about experiment on introduction of labeling of certain types of goods by means of identification that will ensure the legality of transactions and elimination of conditions for trafficking in counterfeit goods, to increase collection of customs and tax payments to ensure protection and quality of products. Keywords: traceability system of the EAEU, goods, marking, customs control, identification.