УДК 339.5:004.9 ГРНТИ 72.15.41
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК» И ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПУСКОМ ВВОЗИМОЙ МАРКИРУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ_
Гладченко Владимир Александрович,
студент 5-го курса факультета таможенного дела Ростовского филиала ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»,
город Ростов-на-Дону, Россия Михайлова Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля Ростовского филиала ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»,
город Ростов-на-Дону, Россия
PECULIARITIES OF THE INFORMATION AND TECHNICAL INTERACTION OF THE "CHESTNY ZNAK" STATE TRACK AND TRACE SYSTEM AND SINGLE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF CUSTOMS UNDER PROCESSING CUSTOMS OPERATIONS OF THE RELEASE OF
BROUGHT IN MARKED GOODS
АННОТАЦИЯ
В данной статье исследуются составляющие процесса маркировки товаров, перемещаемых через таможенную границу при ввозе для введения их в оборот на внутреннем рынке Российской Федерации. Научное исследование направлено на полномасштабное изучение основ внедрения национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров совместно с интеграцией информационной системы таможенных органов в работу по мониторингу ввоза и оборота маркируемой продукции. В ходе проведения исследования применялся такой основополагающий научный метод, как описательный, включающий аспекты наблюдения, интерпретации, сопоставления и обобщения. Также были использованы аналитический, дедуктивный и графический методы исследования. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что информационное взаимодействие уполномоченных органов и организаций по маркировке и Федеральной таможенной службы России содержит перспективы совершенствования при доработке информационно-программных средств компетентных ведомств, а также организационного единства путем проведения более согласованных шагов по уведомлению участников внешнеэкономической деятельности о соблюдении требований системы маркировки и прослеживаемости товаров. В результате изучения различных источников были получены заключительные выводы о необходимости поддержания механизма маркировки товаров со стороны всех участников процесса маркировки, который будет способствовать дальнейшему укреплению экономической безопасности страны и легальности пересечения таможенной границы.
ABSTRACT
The article examines the constituents of the process of marking towards goods transported through customs border under bringing in for putting them into circulation on the internal market of the Russian Federation. Scientific research is directed to full-scale study of the bases of implementing the national system of marking and traceability of goods along with integration of the information system of Customs authorities into the activity of monitoring the import and turnover of marked products. During conducting of research such a fundamental scientific method was used as descriptive one, including the aspects of observation, interpretation, comparison and synthesis. Analytical, deductive and graphical methods of the research were also used. Actuality of this article is due to the fact that information interaction between the authorized bodies and organizations for marking and the Federal Customs Service of Russia contains development perspectives under updating the information and software tools of the competent departments, as well as the organizational oneness through providing more coordinated steps to notify participants of foreign activity with the requirements of the system of marking and traceability of goods. As a result of the study of various resources, the summary conclusions were obtained on the necessity of maintaining a mechanism of commodity marking by all participants of the process of marking, which will contribute to subsequent strengthening of state economic security and legality of crossing customs border.
Ключевые слова: цифровая прослеживаемость, процесс маркировки, система межведомственного электронного взаимодействия, система «Честный ЗНАК», агрегированный таможенный код, средство идентификации.
Key words: digital traceability, process of marking, system of interdepartmental electronic interaction, "Chestny ZNAK" system, aggregated customs code, means of identification.
Внедрение системы прослеживаемости, которая дополняет маркировку товаров средствами
идентификации и образует с ней единое целое, является потребностью и необходимостью не только со стороны государства, но и со стороны бизнеса, а также покупателей данной продукции. Именно поэтому компании, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, активно участвуют в обеспечении и реализации всех принимаемых государственными органами инициатив по полномасштабному контролю за перемещением товаров по всей технологической цепочке их движения от производителя за пределами территории государства до потребителя при пересечении таможенной границы на его внутреннем рынке. При этом представляется важным максимальное упрощение взаимодействия всех участников данной цепочки товародвижения.
Цель научного исследования подразумевает под собой рассмотрение вопроса о необходимости внедрения системы маркировки и прослеживаемости товаров в Российской Федерации относительно соблюдения общих требований по маркировке продукции на пространстве Евразийского экономического союза.
В рамках констатации объединенных интересов и проблем формирования механизма маркировки продукции средствами идентификации можно сформулировать следующие задачи:
1. Изучение законодательной базы регулирования процесса маркировки товаров, в том числе в части их документальной прослеживаемости, что свидетельствует о возросших факторах экономического ущерба от нелегального ввоза небезопасной и некачественной продукции.
2. Описание процесса маркировки товаров средствами идентификации при осуществлении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
3. Определение особенностей функционирования информационных систем со стороны таможенных органов и самой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров, результирующих импорт маркируемой продукции и ввод ее в оборот либо привлечение к правовой ответственности немаркированных товарных партий.
Инициатива маркирования товаров средствами идентификации в настоящее время на территории Российской Федерации исходит не от национального регулятора обеспечения экономической безопасности страны в совокупности таможенных, налоговых,
правоохранительных и иных органов, а, главным образом, принадлежит наднациональным компетентным структурам, осуществляющим свою работу в рамках функционирования Евразийского экономического союза. Так, реализация цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года предполагает одним из своих приоритетных направлений по цифровой интеграции пяти стран евразийского объединения имплементировать цифровую прослеживаемость
движения товаров, услуг и цифровых активов Евразийского экономического союза. Механизм такой интеграции уже проработан и представлен на согласование всем государствам-членам Евразийского экономического союза.
Стоит отметить, что пятерка стран также интегрирует свою таможенную политику по вопросам обеспечения движения маркируемых товаров до границы Евразийского экономического союза, нанесения средств идентификации на подлежащую маркировке продукцию, а также информационно-технической поддержки
национальных систем прослеживаемости товаров. Также не стоит разграничивать единый процесс маркировки и существенную проработку всех законодательных источников введения ее методологических основ при ввозе и обороте подпадающих под цифровую прослеживаемость категорий товаров. Данная кооперация, проводимая уполномоченными государственными органами всех стран Евразийского экономического союза, наравне с деловыми кругами и предпринимательскими сообществами единого экономического пространства данных стран, позволяет Евразийской экономической комиссии как основному евразийскому регулирующему органу исследуемого союза организовывать дискуссионные площадки для постепенного углубления и дальнейшей унификации стандартов по повышению качества и безопасности перемещаемых через таможенную границу видов продукции.
Историческим моментом возникновения фундамента будущего института цифровой прослеживаемости и маркировки товаров является достижение консенсуса стран Евразийского экономического союза по введению маркировки средствами идентификации в отношении продукции, включенной в товарную позицию «4303» согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза [4]. Итак, первой категорий товаров, требующих нанесение специальных меток, называемых контрольно-
идентификационными знаками, является меховые изделия и иная продукция из натурального меха.
Впоследствии в рамках пяти стран уточнялись особенности таможенного регулирования маркируемой меховой продукции наряду с условиями помещения их под таможенные процедуры. Данные нововведения касались, прежде всего, таможенных процедур, предполагающих ввоз маркируемых товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. На сегодняшний день «цифровая» маркировка осуществляется при помещении соответствующих товаров под следующие таможенные процедуры:
1) выпуска для внутреннего потребления;
2) реимпорта [5].
Касательно контрольных
(идентификационных) знаков странами единого союза было решено использовать специфические
радиочастотные метки на базе RFID-технологии. То есть данные RFID-чипы считались своеобразным способом автоматической идентификации объектов контроля при передаче информации от поставщика к покупателю с использованием полиграфической защиты. Сам факт применения данных меток предполагал невозможность законного отсоединения контрольно-идентификационных знаков без нарушения физической целостности продукции до момента ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. По состоянию на 2020 год, известно несколько способов нанесения средств идентификации на маркируемые товары, перечень видов которых значительно расширился при их импорте в Российскую Федерацию, за исключением вышеуказанного контрольно-идентификационного знака:
- штрих-код Data Matrix;
- QR-код [1].
Государствам Евразийского экономического союза потребовался один год на согласование позиций по обеспечению контроля за движением меховой продукции от производителя за пределами единой таможенной территории пяти стран через таможенную границу к потребителям в торговые пункты оптовой продажи для введения товаров в эксплуатацию. И в 2017 году было принято решение о создании интегрированной системы прослеживаемости и маркировки товаров. В дальнейшем государства-члены Евразийского экономического союза не пополняли единый перечень маркируемых товаров, продолжив курс на соблюдение правил нанесения контрольно-идентификационных знаков меховых изделий. Однако за период 2018-2020 годов в России были начаты эксперименты по включению в систему прослеживаемости в общем количестве 12 товарных категорий [6]. Большинство из указанных в нормативно-правовых документах маркируемых видов продукции уже прошло этап пилотного проекта и на данный момент подлежит обязательной маркировке. Вместе с тем возникает вопрос: что на самом деле означает механизм фактической прослеживаемости товаров?
В рамках осуществления физического контроля товаров механизм их фактической прослеживаемости реализуется посредством маркировки. Данный контроль осуществляется таможенными органами как до, так и после выпуска товаров. При данном факте в разрезе законодательного пула о правовых основах регулирования единой системы прослеживаемости и маркировки товаров можно выделить проверку нанесенных средств идентификации отдельно в отношении меховых изделий и прочей продукции из натурального меха, а также остальных товарных видов, подпадающих под обязательную маркировку. В частности, при таможенном декларировании включенных в систему прослеживаемости товаров заполняются следующие номера графы 31 декларации на товары:
1) 10 - при указании всего количества контрольно-идентификационных знаков, нанесенных на подлежащую маркировке меховую продукцию (вместе с их идентификационными номерами);
2) 13 - при декларировании всех применяемых средств идентификации на товары, подлежащие маркировке в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком включения вышеупомянутых категорий товаров в систему прослеживаемости (с учетом помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) [2].
Создание системы прослеживаемости товаров, которая предусматривает более гибкий подход к документальному контролю маркируемой продукции ввиду передачи конкретной информации в Федеральную таможенную службу России, основывается на развитии элементов в архитектуре данной системы. С учетом вышеупомянутых особенностей одними из наиболее актуальных и практико-ориентированных компонентов системы прослеживаемости товаров выступают следующие задачи:
1. Совершенствование и сопровождение программных средств.
2. Обеспечение информационного обмена
[5].
Программное обеспечение таможенных органов при проверке цепочки движения маркируемых товаров в рамках пересечения таможенной границы Евразийского
экономического союза содержит такие особенности своего развития, как:
- техническое задание на модернизацию информационно-технических средств;
- конкурсные процедуры на выполнение работ по модернизации технического аппарата.
Информационный обмен таможенных органов по вопросам маркировки товаров осуществляется с иными федеральными органами исполнительной власти, которыми являются следующие структуры:
1. Федеральная налоговая служба России.
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека России.
3. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России.
4. Федеральная служба безопасности России.
5. Федеральная служба войск национальной гвардии России.
6. Министерство внутренних дел России.
Система прослеживаемости товаров позволяет
российским таможенным органам получать сведения о фактических характеристиках продукции, которые касаются следующей информации:
1) налоговой декларации (в части налога на добавленную стоимость);
2) данных об импорте из стран Евразийского экономического союза;
3) данных экспортера, отправляемых в
государства-члены Евразийского экономического союза.
Вышеперечисленная информация передается в Федеральную таможенную службу России из Федеральной налоговой службы России на плановой основе по системе межведомственного электронного взаимодействия либо FTP, то есть посредством передачи данных по сети. В части информационно-технической поддержки
обрабатываемой и пересылаемой информации, необходимой таможенным органам для обеспечения законности движения маркируемой продукции, со стороны налоговых органов функционирует автоматизированная
информационная система (АИС) «Налог 3». Со стороны таможенных органов информационной системой, обеспечивающей формирование и получение данных о применении маркировки в отношении конкретных видов товаров, служит Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) Федеральной таможенной службы России. Тем самым АИС «Налог 3» через подсистему «Взаимодействие с ЕАИС таможенных органов» принимает от ЕАИС таможенных органов детальные сведения из декларации на товары. Также в рамках системы прослеживаемости товаров Федеральной налоговой службе России данные предоставляют операторы электронного документооборота, например, из книг покупок или продаж (счета-фактуры), а соответствующие сведения вышеуказанным лицам обязаны передавать, прежде всего, через национальную систему прослеживаемости импортеры, перепродавцы, а также представители розничных торговых сетей. Отсюда следует, что взаимодействие национальных и внешних информационных систем государственных органов власти, в том числе с компетентными службами государств-членов Евразийского экономического союза, содействует максимальной автоматизации деятельности по всеобъемлющему контролю за движением подлежащих маркировке товаров с момента ввоза до реализации их конечному потребителю на территории России. Более того, постепенно налаживается информационное взаимодействие систем уполномоченных на обеспечение проведения контроля маркируемой продукции государственных органов власти по
Характеристика составляющих
осуществлению предельно согласованного мониторинга цепочки движения исследуемых товарных групп.
При создании и дальнейшем формировании единой системы маркировки и прослеживаемости товаров были назначены координаторы в рамках реализации данного проекта на основе государственно-частного партнерства. Иначе говоря, от лица государства координатором данной системы выступило Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации, а в сфере частных интересов оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который, к тому же, является единым оператором всего проекта по системе прослеживаемости [7].
ЦРПТ проводит согласованную и поступательную политику относительно процесса маркировки импортных товаров путем кооперации с Федеральной таможенной службой России. И главным направлением их скоординированных действий выступает деятельность по взаимодействию всех участников данного процесса.
При ввозе подлежащих маркировке товаров они проходят этап помещения под рассматриваемые в работе таможенные процедуры. После их прохождения участники оборота товаров предоставляют в государственную
информационную систему мониторинга товаров (ГИС МТ) сведения о вводе импортных товарных партий в оборот, указывая при этом все обязательные сведения, за исключением данных, которые могут быть получены напрямую из ЕАИС таможенных органов. Стоит также учесть, что отслеживание оборота всех маркированных товаров осуществляется Единой национальной системой цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК».
Описание процесса маркировки и ввода в оборот товаров, ввозимых с территории стран, не входящих в состав Евразийского экономического союза, в том числе с указанием всех деталей данного процесса в ГИС МТ «Честный ЗНАК», представлено в таблице 1 [10].
Таблица 1
ЦЕЛЬ Ввод в оборот маркированных товаров, ввозимых с территории стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза Отражение сведений о включении в оборот подлежащих маркировке товаров при их импорте в ГИС МТ «Честный ЗНАК»
УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА Участник оборота товаров либо импортер Оператор ГИС МТ «Честный ЗНАК» Федеральная таможенная служба России
ОСНОВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРОЦЕССА Соглашение от 02.02.2018 «О маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров,
выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р «Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2018 № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р «Об определении ООО "Оператор-ЦРПТ" оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (ИС) УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ИС участника оборота товаров ГИС МТ «Честный ЗНАК» Система межведомственного электронного взаимодействия ЕАИС таможенных органов
СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ПРОЦЕСС ДОКУМЕНТЫ Декларация на товары Уведомление о вводе товаров в оборот Уведомление об отказе в выпуске товаров Проект технологической карты межведомственного взаимодействия, определяющей унифицированный состав информации в целях реализации механизма маркировки товаров по различным товарным категориям
Примечание: составлено автором
С момента фактического производства товарных партий вне таможенной территории Евразийского экономического союза участник оборота товаров изготавливает средство идентификации с комплектом маркировочных кодов, впоследствии нанося их на готовую продукцию. Непосредственное покрытие поверхности этой продукции, транспортной упаковки либо разрешительной документации контрольными (идентификационными) знаками производится в любой момент до пересечения единой таможенной границы государств-членов, в том числе на её российском участке.
Необходимо подчеркнуть, что нанесение на
товар средств идентификации посредством его маркировки также может осуществляться на территории России на таможенном складе. Для реализации данного способа маркировки продукции необходимо для начала импортировать товар на соответствующую территорию либо через территорию стран единого союза, а в дальнейшем поместить его под таможенную процедуру таможенного склада и после выполнения фактической маркировки заявить процедуры, предполагающие ввоз продукции: выпуск для внутреннего потребления или реимпорт (рисунок 1) [9].
Рисунок 1. Маркировка товаров при импорте (с 1 июля 2020 года) [9]
Впоследствии импортеры проверяют наличие средств идентификации на подлежащей маркировке продукции. Если коды маркировки отсутствуют, то участники оборота товаров заказывают их в ГИС МТ «Честный ЗНАК». При необходимости формирования агрегированных таможенных кодов и успешного завершения их регистрации импортеры описывают такие коды и помещают товары под вышеуказанные таможенные процедуры.
После заполнения декларации на товары и её подачи в таможенный орган инспектор регистрирует данный документ, подтверждая указанные сведения о ввозимых товарах либо об агрегированных таможенных кодах (в случае их формирования). Так, следует обратить внимание, что все вышеперечисленные действия осуществляются вне ГИС МТ «Честный ЗНАК».
Посредством системы межведомственного электронного взаимодействия таможенный орган направляет запрос в ГИС МТ «Честный ЗНАК» по номерам маркировочных кодов, нанесенных на товар, по номерам кодов идентификации транспортной упаковки или по номеру агрегированных таможенных кодов, что было указано в декларации на товары. Так, ГИС МТ «Честный ЗНАК» в рамках поступления запроса от ЕАИС Федеральной таможенной службы России с вышеупомянутыми кодами осуществляет следующие действия:
- изменяет текущий статус агрегированных таможенных кодов на товары с «Зарегистрирован» на «На контроле в таможенных органах»;
- передает в ЕАИС таможенных органов расширенную информацию о товаре с соответствующими кодами.
Полученные вышеизложенным способом справочные данные, содержащие коды маркировки, принимаются таможенным органом к сведению, составляя важное и обязательное условие для принятия итогового решения о выпуске товаров при проведении таможенного контроля. При этом данное обязательство заключается в сопоставлении как сведений, содержащихся в декларации на товары, так и сведений, полученных из ГИС МТ «Честный ЗНАК».
После получения импортером уведомления от таможенного органа о принятом решении участником оборота товаров подаются сведения о вводе импортного товара в оборот на территории Российской Федерации непосредственно в ГИС МТ «Честный ЗНАК». Дальнейшая фиксация данных о маркируемых товарах, обязательных для целей прослеживаемости, сводится к тому, что конкретная зарегистрированная продукция вместе с нанесенными агрегированными таможенными кодами получает статус «Предварительно одобренные к вводу в оборот». В итоге, приобретенный статус позволяет перемещать маркируемые товары до точки хранения на внутреннем рынке России, однако не способствует
реализации продукции в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Следует учесть, что сами маркировочные коды переходят в статус «Ожидает подтверждения ФТС».
В течение всего процесса маркировки регистрация сведений в ГИС МТ «Честный ЗНАК», полученных от импортера, запускает механизм проверки и получения одобрения введенных сведений, в том числе кода решения по конкретной декларации на товары. Так, ГИС МТ «Честный ЗНАК» запрашивает для выдачи у ЕАИС Федеральной таможенной службы России сведения о выпущенных товарах. Статус агрегированных таможенных кодов при этом изменяется на «Получено решение из таможенных органов». Вдобавок, не исключены действия по повторному запросу о предоставлении данных сведений.
На основании полученного от ЕАИС таможенных органов кода принятия решения по конкретной декларации на товары производится ввод импортного товара в оборот на территории России либо отказ от такого ввода. Данный код впоследствии фиксируется в ГИС МТ «Честный ЗНАК» и также прикрепляется к документу ввода товара в оборот импортером. Статус маркировочных кодов и принадлежащих им товаров изменяется на «В обороте» с особым состоянием «Одобрен ФТС», а статус агрегированных таможенных кодов
конвертируется в состояние «Введен в оборот». Участнику оборота товаров также направляется квитанция либо уведомление об успешно обработанных данных по включению ввозимого товара в оборот.
В случае если вышеуказанный код от ЕАИС Федеральной таможенной службы России по запрашиваемой декларации на товары не предусматривает дальнейшую реализацию товара на территории России, то в ГИС МТ «Честный ЗНАК» принимается решение об отказе в выпуске товаров, а статусы товаров и кодов маркировки превращаются в «Запрет выпуска ФТС».
Ввиду следования нормам статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского
экономического союза случаи отказа в выпуске товаров и порядок совершения таможенных операций, связанных с таким отказом, предусматривают вариант отсутствия физической маркировки продукции и товаросопроводительной документации, необходимой для реализации системы прослеживаемости, как объективное обстоятельство запрета ввоза нелегальной продукции, в том числе по части неуплаты таможенно-налоговых платежей. Важным для исследования роли единой системы маркировки и прослеживаемости в отношении импортных товаров является положение, что если при поступлении из ЕАИС таможенных органов решения об отказе в выпуске товаров по декларации на товары участник оборота товаров имеет возможность устранить причину, послужившую принятию данного решения таможенным органом, то импортер может подать
повторно сведения в ЕАИС Федеральной таможенной службы России в целях дальнейшего помещения товаров под таможенную процедуру. При несогласии с позицией таможенных органов и отказе от исправления недочетов по правилам, предъявляемым при перемещении маркируемых товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, импортеру будет представлен запрет на ввоз данной продукции в Российскую Федерацию, что прекращает весь процесс маркировки товаров и их ввода в оборот для последующей реализации на внутреннем рынке страны. Так, участник оборота товаров будет вынужден реэкспортировать принадлежащие ему партии товаров в страну отправления.
В дополнении ко всему фиксация в ГИС МТ «Честный ЗНАК» сведений, полученных от ЕАИС таможенных органов через систему межведомственного электронного взаимодействия, способствует осуществлению автоматического доописания в ГИС МТ «Честный ЗНАК» данных, переданных в качестве ответа на запрос системы маркировки, по отношению к следующей информации:
- десятизначному классификационному коду по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
- стране производства по Общероссийскому классификатору стран мира;
- номеру и дате разрешительного документа.
Предоставляемые импортером сведения в ГИС МТ «Честный ЗНАК» из ЕАИС Федеральной таможенной службы России фиксируются в данной системе по каждому маркировочному коду, что приводит к инициированию процесса передачи сведений в результате их доописания в подсистему «Национальный каталог маркированных товаров». В вышеупомянутой подсистеме производится фиксация полученных сведений к карточке товара в отношении доописанных товаров [10].
Следовательно, сущность единой и неделимой системы маркировки и прослеживаемости товаров сводится к мониторингу оборота установленных видов продукции уже после фактического пересечения таможенной границы при их ввозе, выступая средством проведения пост-таможенного контроля. Иначе говоря, в России таможенными органами в течение трех лет после ввода в оборот маркированной продукции проводятся
проверочные мероприятия в отношении данных категорий товаров [9].
При формировании методологических основ информационной поддержки процесса маркировки товаров законодательно определен порядок обмена сведениями между информационным ресурсом маркировки товаров контрольными
(идентификационными) знаками и ЕАИС таможенных органов в рамках проведения таможенного контроля при обороте подлежащих маркировке товаров, импортируемых в Российскую Федерацию через таможенную границу
Евразийского экономического союза [8]. Данный порядок действует только в отношении маркированных товаров, классифицируемых в товарной позиции «4303». Кроме того, таможенные органы регулярно обмениваются сведениями для получения дополнительных данных о маркируемой продукции, применяя комплекс программных средств «Постконтроль». Из описанного становится очевидным тот факт, что информационные сервисы систем «Честный ЗНАК» и Федеральной таможенной службы России создают специфический интерфейс
информационного обеспечения системы прослеживаемости товаров на базе взаимного и оперативного контроля за ввозом и оборотом на внутреннем рынке России маркируемой продукции.
Опираясь на методологию осуществления процесса маркировки товаров, стоит выделить правовые последствия не совершения действий по нанесению средств идентификации на подлежащую маркировке продукцию и подготовке на неё всей разрешительной документации с необходимыми сведениями. Так, правовая ответственность за нарушения, связанные с нанесением маркировки, предусмотрена по статье 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и статьи 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Причем, разница в ответственности состоит в том, что уголовные санкции наступают исключительно в случаях превышения стоимости немаркированной продукции крупного и особо крупного размера, составляющего законодательное превышение в 1,5 миллиона рублей. Помимо всего прочего, при осуществлении деятельности таможенным органам приходится рассматривать вопрос возбуждения дела об административном правонарушении по следующим нормам:
1) по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ - за представление недействительных документов, послужившее основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений;
2) по статье 16.3 КоАП РФ - за фактические нарушения установленных запретов и ограничений [3].
Анализируя с разных сторон аспекты исследования процесса маркировки товаров средствами идентификации, можно сделать окончательный вывод о целесообразности принимаемых всеми участниками данного процесса мер, то есть на уровне и национального, и наднационального регулирования системы прослеживаемости определенных категорий товаров.
Первостепенное значение для решения поставленных в данной статье задач имеют исследования, непосредственно направленные на единство и согласованность мероприятий по мониторингу оборота товаров, подлежащих физической маркировке и документальной прослеживаемости продукции, что также повышает эффективность принятых таможенными органами
решений о выпуске маркированных товаров на базе информационно-технического аппарата
Федеральной таможенной службы России.
Следовательно, приведенный в научном исследовании анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Нормативно-правовое закрепление национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров составляет перспективный комплекс цифрового решения маркировки и прослеживаемости товаров, прежде всего, в качестве инструмента общественного контроля (на основе платформы «Честный ЗНАК»).
2. Описание процесса маркировки представляет собой многоуровневый процесс прохождения этапов совершения таможенных операций, в рамках которых необходимо получить конкретные сведения от импортера и систем мониторинга ввоза, в том числе ввода в оборот маркируемой продукции.
3. Взаимодействие информационных систем Федеральной таможенной службы и ГИС МТ «Честный ЗНАК» образует средство гибкого реагирования по физическому и документальному контролю за ввозом маркированной продукции посредством нанесения средств идентификации, в том числе контрольных (идентификационных) знаков, не позволяя осуществлять реализацию товарных партий без прохождения соответствующих процедур цифровой маркировки и прослеживаемости товаров.
Библиографический список
1. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (Заключено в г. Алматы 02.02.2018) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 289918/ (дата обращения: 27.07.2020).
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 17.12.2019) «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_1 01257/ (дата обращения: 28.07.2020).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.rn/document/cons_doc_LAW_ 34661/ (дата обращения: 30.07.2020).
4. Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 (ред. от 14.03.2019) «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской
Федерации от 24 марта 2016 г. № 235» // СПС КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 203253/ (дата обращения: 27.07.2020).
5. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 (ред. от 18.04.2020) «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 323818/ (дата обращения: 27.07.2020).
6. Распоряжение Правительства РФ от
28.04.2018 № 792-р (ред. от 30.03.2020) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 297114/ (дата обращения: 28.07.2020).
7. Распоряжение Правительства РФ от
03.04.2019 № 620-р «Об операторе государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 322043/ (дата обращения: 28.07.2020).
8. Приказ ФТС России от 25.11.2016 № 2231 «Об утверждении Порядка обмена сведениями между информационным ресурсом маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов при осуществлении таможенного контроля при обороте на территории Российской Федерации товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, подлежащих маркировке» // ООО «Альфа-Софт». URL: https://www.alta.ru/tam doc/16pr2231/ (дата обращения: 29.07.2020).
9. Владимирская таможня напоминает, что с 1 июля 2020 года маркировка обязательна для табака, обуви и лекарств // Центральное таможенное управление Федеральной таможенной службы России. URL: http://ctu.customs.gov.ru/press/Novosti/document/240 939 (дата обращения: 29.07.2020).
10. Маркировка и ввод в оборот товара, произведенного в странах, не являющихся членами ЕАЭС (импорт) - (интеграция с ФТС) // Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». URL:
https://честныйзнак.рф/upload/marking_documentati on/footwear/04.05.02.00%20Маркировка%20и%20в вод%20в%20оборот%20товара%20произведенного %20в%20странах%20не%20являющихся%20члена ми%20ЕАЭС%20(импорт)%20(ФТС%20и%20АТК ).pdf (дата обращения: 28.07.2020).