Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КОНТРАФАКТНЫХ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ТОВАРОВ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КОНТРАФАКТНЫХ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ТОВАРОВ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАР / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / КОНТРАФАКТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСПЕРТИЗА / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / МАРКИРОВКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / IDENTIFICATION / FALSIFICATION / COUNTERFEIT PRODUCT / SECURITY / EXPERTISE / INFORMATION / INTELLECTUAL PROPERTY OBJECT / MARKING / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чадова Татьяна Владимировна, Берлова Наталья Викторовна

В статье рассмотрены проблемы выявления контрафактных и фальсифицированных товаров во внешнеторговой деятельности (на примере Дальневосточного региона). Представлен анализ статистических данных по обороту фальсифицированных и контрафактных товаров в России; изучена роль таможенной службы в выявлении фальсифицированных и контрафактных товаров; определено значение маркировки для защиты от фальсификации продукции, разработаны рекомендации, направленные на совершенствование данного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DETECTING COUNTERFEIT AND FALSIFIED GOODS IN FOREIGN TRADE ACTIVITY

Problems of detecting counterfeit and falsified goods in foreign trade activity (on the example of the Far East region) are considered in the article. The analysis of statistical data on the turnover of falsified and counterfeit goods in Russia is presented; the role of customs service in detecting falsified and counterfeit goods is studied; the importance of marking for protection from falsification of products is defined; recommendations aimed at improvement of this type of activity are worked out by the authors.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КОНТРАФАКТНЫХ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ТОВАРОВ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Т. В. Чадова, Н. В. Берлова

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КОНТРАФАКТНЫХ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ТОВАРОВ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены проблемы выявления контрафактных и фальсифицированных товаров во внешнеторговой деятельности (на примере Дальневосточного региона). Представлен анализ статистических данных по обороту фальсифицированных и контрафактных товаров в России; изучена роль таможенной службы в выявлении фальсифицированных и контрафактных товаров; определено значение маркировки для защиты от фальсификации продукции, разработаны рекомендации, направленные на совершенствование данного вида деятельности.

Ключевые слова: товар; идентификация; фальсификация; контрафакт; безопасность; экспертиза; информация; объект интеллектуальной собственности; маркировка; внешнеэкономическая деятельность.

T. V. Chadova, N. V. Berlova

PROBLEMS OF DETECTING COUNTERFEIT AND FALSIFIED GOODS IN FOREIGN TRADE ACTIVITY

Problems of detecting counterfeit and falsified goods in foreign trade activity (on the example of the Far East region) are considered in the article. The analysis of statistical data on the turnover of falsified and counterfeit goods in Russia is presented; the role of customs service in detecting falsified and counterfeit goods is studied; the importance of marking for protection from falsification of products is defined; recommendations aimed at improvement of this type of activity are worked out by the authors.

Keywords: goods; identification; falsification; counterfeit product; security; expertise; information; intellectual property object; marking; foreign economic activity.

В современном мире одной из наиболее актуальных проблем является предотвращение попадания фальсификата на рынки. Защита объектов интеллектуальной собственности приобретает особое значение и в Российской Федерации (РФ) в связи с увеличением количества ввозимых контрафактных товаров.

Многие товары, реализуемые в настоящее время на рынке, представляют опасность (риск) для жизни, здоровья, имущества потребителя. Распространение контрафактных и фальсифицированных товаров наносит ущерб как правообладателям, так и экономике страны в связи с непоступлением в бюджет государства налоговых и иных платежей в установленном законодательством объеме. Противодействие незаконному обороту промышленной продукции необходимо также для формирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) единого развитого рынка с безопасными и качественными товарами [1].

Несмотря на принимаемые государством меры, доля контрафакта и фальсификата на рынке РФ почти не уменьшается. Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции утверждает, что средний уровень данного показателя составляет не ниже 35% [2]. Основной причиной такого высокого значения показателя является высокая прибыльность и рентабельность реализации фальсифицированной и контрафактной продукции, которая в сотни или тысячи раз больше, чем вероятные штрафы.

При перемещении через таможенные границы товаров, обладающих признаками контрафактных, таможенные органы используют определенные меры их выявления: единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности; приостановление выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его представителя, систему управления рисками.

В России разработана система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности ввозимых товаров, определены основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области. Одну из ведущих ролей в обеспечении безопасности ввозимых товаров играет Федеральная таможенная служба (ФТС России), в связи с этим в ее задачи входит: выявление и задержание фальсифицированной и контрафактной продукции; проведение экспертиз перемещаемых товаров, в том числе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС); изъятие и уничтожение фальсифицированной продукции; составление и ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС); взаимодействие с предпринимательскими объединениями и силовыми структурами по вопросам изготовления, распространения и торговли контрафактной продукцией [3].

Должностные лица таможенных органов Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) постоянно возбуждают дела об административных правонарушениях в отношении участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а правоохранительные органы выявляют многочисленные преступные группы, производящие поддельные изделия. Российская таможенная служба в своей работе по предотвращению изготовления и распространения контрафактной продукции руководствуется нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии со ст. 14.10 и 7.12 КоАП РФ таможенные органы проводят расследования, связанные с нарушением прав владельцев интеллектуальной собственности. Процедура расследования дает возможность таможне применить все процессуальные действия, которые предусмотрены КоАП РФ для доказательства вины в совершении правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Благодаря совместным усилиям компаний - участников ВЭД и ФТС России удается снизить объем контрафакта до 3% от всего товара на российском рынке [4]. Проводимые таможенными управлениями встречи с представителями правообладателей крупнейших зарубежных фирм, работающих на российском рынке, позволили определить ряд проблем по организации взаимодействия в области защиты интеллектуальной собственности (ИС). Одна из основных проблем - это отсутствие информирования правообладателями таможенные органы о потоках, каналах поставок, местах сокрытия контрафактных товаров, так как только правообладатели, создавая специальные службы безопасности, нанимая юридические и охранные компании, привлекая к работе различные компетентные государственные и правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка и работая с розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями, получают полную оперативную информацию, необходимую для выявления контрафактной продукции. Как показывает практика, многие международные компании - владельцы товарных знаков даже не знакомы с механизмом защиты прав на ОИС

в России, что, естественно, препятствует тесному взаимодействию и не позволяет таможенным органам РФ обезопасить рынок государства от низкокачественной контрафактной продукции.

Еще одна проблема, которая на современном этапе приобретает серьезные масштабы, - это перемещение через таможенную границу контрафактной продукции физическими лицами, которые зачастую не знают о принципах правового регулирования ИС или недооценивают его практическое значение. Крупные партии поддельных товаров дробятся за рубежом, перевозятся на российскую территорию, где аккумулируются на складах, формируются в товарные партии, которые перемещаются в другие регионы РФ [5].

Движение контрафактных товаров по таможенной территории страны наносит огромный вред в экономическом, политическом и социальном плане. Не только развивающиеся, но и развитые страны страдают от использования контрафактной продукции. Признаки фальсификации товарных знаков в настоящее время имеют более половины проверенных товаров. Основной источник поставок контрафактной продукции - это страны Юго-Восточной Азии. Огромное количество нелегальной продукции ввозится из Китая, Гонконга, Сингапура, Индии, а также из ряда европейских государств - Украины, Польши, Турции, Болгарии.

В 2017 г. Владивостокской таможней было выявлено более 825 тыс. единиц контрафактной продукции. Чаще всего задерживались игрушки, запасные части к транспортным средствам, обувь, маркированные товарными знаками: Apple, Disney, Lego, «Маша и Медведь», Kia, Hyundai, BMW, Adidas, Puma, Nike, Zinger, Louis Vuitton, Prada. В 2018 г. дальневосточные таможни выявили 285 преступлений. При анализе данных правонарушений установлено, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в два раза возросло количество нарушений прав на ОИС. Владивостокская таможня за 11 месяцев 2018 г. возбудила 49 дел об административных правонарушениях при ввозе контрафактных товаров на территорию России (45 дел об административных правонарушениях за незаконное использование товарного знака по ст. 14.10 КоАП РФ и 4 дела за нарушение авторских и смежных прав по ст. 7.12 КоАП РФ). По 29 делам суды наложили административные штрафы на сумму более 1,4 млн руб. с конфискацией всех контрафактных товаров. Это товары народного потребления: более 4 400 спортивных сумок, носков, чехлов для телефона, маркированных товарными знаками REEBOK и ADIDAS, более 290 наушников, маркированных товарными знаками ADIDAS, POKEMON, Mickey Mouse, M&M's, более 24 тыс. детских игрушек и канцелярских принадлежностей с нанесенными товарными знаками «Барби», «Свинка Пеппа», «Железный человек», «Человек-Паук», HELLO KITTY, Dora the explorer, «Кубик Рубика», изобразительными товарными знаками компании Disney Enterprises, Inc., 38 442 кухонных ножа TRAMONTINA и Zepter, 62 тыс. батареек с маркировкой DURACELL и более 67 тыс. удочек и иных рыболовных принадлежностей марки SHIMANO [6].

Следует отметить, что в настоящее время государственные органы, компетентные в данной области, не имеют реальной возможности быстро и эффективно установить законность нахождения товара в торговом обороте. Ситуацию усугубляет отсутствие необходимого материально-технического обеспечения и недостаточное количество личного состава контролирующих федеральных органов власти на границе, что в определенной степени создает условия для возможного ввоза

фальсифицированных и контрафактных товаров на таможенную территорию РФ. Территориальные органы отдельных федеральных служб не везде укомплектованы силами и средствами в достаточном количестве. В сложившихся услових недобросовестные участники ВЭД имеют возможность представлять фальсифицированные документы, якобы подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, не носящих экономического характера.

Невысокий уровень потребительской культуры и снижение платежеспособности российских покупателей способствуют росту спроса на контрафактные и фальсифицированные дешевые товары. Практика показывает, что в настоящее время ослаблено внимание производителей к качеству и ассортиментным характеристикам товара как важнейшим показателям конкурентоспособности. Решить данную проблему поможет переориентация производителей, изготовителей и покупателей на потребительскую ценность товара, выраженную ее качественными характеристиками, а не маркетинговым средством продвижения товара на рынок, как это происходит в настоящее время.

Определить истинную долю фальсификата на российском рынке непросто: многое зависит от критериев и методов конкретных проверок. Независимые экспертизы выявляют больше подделок, чем официальные проверки. Данные об объемах фальсифицированной продукции в России существенно различаются в зависимости от проверяющих органов. ФТС России, Министерство промышленности и торговли РФ и Федеральная служба государственной статистики работают над созданием методики учета объемов незаконно произведенных и незаконно ввезенных в Россию товаров легкой промышленности [7].

Еженедельно Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проверяет более тысячи магазинов, продающих отечественную и импортную одежду и обувь. Нарушения выявляются в 90% проверенных торговых объектов. Самые распространенные нарушения: отсутствие или несоответствие маркировки; наличие сильного искусственного запаха от товаров легкой промышленности; превышение индекса токсичности; низкая воздухопроницаемость одежды и обуви [7].

Выявить фальфицированный товар позволяет штрихкодирование и QR-ко-дирование, использование голограмм и скрытых средств маркировки, специальное окрашивание, включение в состав упаковочного материала микронитей и микроволокон, водяных знаков, нанесение латентных изображений. Кроме того, применяют технологию RFID (радиочастотная идентификация) и систему бренд-контроля DAT (Digital Authentic Technology - цифровая технология подлинности). Несмотря на используемые способы и инструменты борьбы с контрафактными товарами, поставки таких товаров на российский рынок продолжаются [8].

В ЕАЭС с 2016 г. введено обязательное чипирование меховых изделий. В России закон о реализации проекта с введением обязательных RFID-меток подписан в апреле 2016 г. Президентом РФ и означает, что приобретение, хранение и продажа немаркированных изделий на территории ЕАЭС запрещена. Данный проект многократно сократил сбыт подделок, увеличив, в свою очередь, производство и сбыт легальной подлинной меховой продукции.

Соответствующий закон (об обязательности маркировки товаров и услуг в РФ) вступил в силу 01.01.2019, планируется начать пилотные проекты по маркировке

обувных изделий, древесины, рыбных изделий (включая икру), меда, табака, ряда других продовольственных и непродовольственных товаров [9].

Для противодействия обороту фальсифицированных и контрафактных товаров необходимо ускорить процесс утверждения проекта Федерального закона «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации», подготовленный Министерством финансов РФ. Законопроект содержит правовые основы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и функционирования национальной системы просле-живаемости оборота товаров в России. Основными задачами маркировки товаров в данном документе являются: предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции; совершенствование процедур и сроков проведения государственного контроля в отношении участников оборота товаров; подтверждение подлинности товаров; противодействие незаконному ввозу, производству и обороту товаров, в том числе контрафактных [10; 11].

На основе проведенного в данной статье анализа проблем выявления фальсифицированных и контрафактных товаров авторами сформулированы следующие рекомендации и предложения, ориентированные на повышение эффективности работы в данном направлении:

1) для ужесточения ответственности недобросовестных производителей предусмотреть более строгие меры за выпуск и реализацию контрафактных и фальсифицированных товаров - повышение штрафов и введение уголовной ответственности за выпуск такой продукции и преднамеренный обман покупателей;

2) принять меры к повышению взаимодействия таможенных органов с правообладателями для оперативного информирования первых о поставках товаров, содержащих ОИС, а вторых - об изменениях в российском законодательстве при перемещении таких товаров;

3) совершенствовать механизм контроля и надзора за деятельностью участников ВЭД, перемещающих товары; усилить материально-техническое обеспечение контролирующих органов; повысить профессиональный уровень кадрового состава контролирующих федеральных органов власти;

4) переориентировать производителей, изготовителей и покупателей на потребительскую ценность товара, выраженную ее качественными характеристиками, а не низкой стоимостью товара. Для этого необходимо: активизировать работу по определению наиболее объективных и достоверных показателей идентификации товаров однородных групп, позволяющих подтвердить их тождественность или несоответствие установленным нормативными документами или описаниями требованиям, включить эти показатели в национальные стандарты на продукцию; внедрить специальные ГОСТ, по которым будут проводиться проверки на фальсификат, или разработать федеральный закон о выявлении фальсифицированной и контрафактной продукции; информировать производителей, изготовителей и покупателей через средства массовой информации о действующих нормативных документах на продукцию, позволяющих правильно идентифицировать товар и выявлять фальсификат;

5) скоординировать работу ведомств, занимающихся выявлением фальсифицированных и контрафактных товаров, в едином направлении для повышения эффективности их деятельности; отчет об их деятельности сделать доступным для каждого изготовителя, продавца и потребителя.

Использованные источники

1. Евразийская экономическая комиссия усилит борьбу с контрафактом и фальсификатом на едином рынке Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/18-05-2017.aspx (дата обращения: 26.04.2018).

2. Объем контрафактной продукции в России не уменьшается [Электронный ресурс]. URL: https://informatio.ru/news/economy/obem_ kontrafaktnoy_ produktsii_v_rossii (дата обращения: 26.04.2018).

3. Таможня в борьбе с контрафактом [Электронный ресурс]. URL: http://21biz.ru/tamozhnya-v-borbe-s-kontrafaktom (дата обращения: 20.04.2018).

4. Кудряшев А. О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. 2008. № 1.

5. Деятельность таможенных органов, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: https://studwood. ru/1016746/ekonomika/problemy_ tamozhennyh_organov_borbe_kontrafaktnoy_produktsiey (дата обращения: 10.04.2018).

6. Официальный сайт ДВТУ, раздел «Статистика» [Электронный ресурс]. URL: dvtu.customs. ru (дата обращения: 10.01.2019).

7. В России подсчитают объем контрафакта и фальсификата // Российская газета. Федеральный выпуск. 2017. № 7453 (287) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/12/ 18/v-rossii-podschitaiut-obem-kontrafakta-i-falsifikata-na-prilavkah.html (дата обращения: 26.04.2018).

8. Филатова Д. С., Каргинова З. У. Проблемы контрафактности товаров // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях формирования Евразийского экономического союза на базе Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: сборник материалов научно-практической конференции факультета таможенного дела. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 128 с.

9. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71834112/#ixzz5fD8NIU1z.

10. Маркировка товаров в 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://buh.ru/articles/ documents/57374 (дата обращения: 26.04.2018).

11. Минфином России предлагаются правовые основы для обеспечения контроля и просле-живаемости оборота отдельных видов товаров [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/law/hotdocs/47630.html/ (дата обращения: 26.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.