УДК 340.126:321.64
А. А. Карпов
Современный тоталитаризм и его разновидности
Тоталитарные режимы подробно проанализированы в отечественной и зарубежной научной литературе. В основном в них рассматривались крайняя форма данного политического режима - фашизм, а также советский период развития нашего государства. Но тоталитарные режимы существуют и в настоящее время в отдельных государствах, таких как Корейская Народная Демократическая Республика, Лаос, Китайская Народная Республика, Вьетнам, Куба. Несмотря на то что все они обладают сходными чертами, характерными для данного политического режима, между ними наблюдается и существенная разница, в том числе и в объеме прав и свобод, гарантируемых гражданам данных государств. В данной статье автор рассматривает эти отличия на примере КНДР и Вьетнама.
Totalitarian regimes are accurately analized in the Russian and foreign science literature. Mostly this regime was being studied in its extreme form of appearance - fascism, and also in the sovietic period of national development. Totalitarian regimes also exist in the modern states, such as the Democratic People's Republic of Korea, Laos, the People's Republic of China, Vietnam, Cuba. In spite of the fact that all these states have some common features, distinctive for this political regime, they also have big difference, such as the difference in the volume of the rights and liberties, that are guaranteed to the citizens of these states. In this article the author looks into these differences taking as the example the states of the Democratic People's Republic of Korea and Vietnam.
Ключевые слова: тоталитаризм, тоталитарные режимы, политические режимы, КНДР, Вьетнам.
Key words: totalitarianism, totalitarian regime, political regime, DPRK, Vietnam.
КНДР образовалась в 1948 г., освободившись после Второй мировой войны от колониальной зависимости Японии. Долгое время она находилась под влиянием СССР, что сказалось на ее политическом режиме. В КНДР с самого начала была установлена идеология, в основе которой лежит учение чучхе. Оно было разработано Ким Ир Сеном в противоположность марксизму-ленинизму и означает самостоятельность и опору на свои силы, независимость от других государств. В нем человек - центральное звено. Однако,
© Карпов А. А., 2016
согласно учению, он может проявить себя лишь в коллективе под руководством мудрого вождя и политической партии. Также на становление идеологии чучхе в КНДР оказало влияние конфуцианство, поскольку республика долгое время находилась под влиянием китайской культуры. Этим объясняется и психология населения КНДР, поддерживающего данный политический режим. Традиционно северокорейское общество стремится к порядку и гармонии, которое, согласно Конфуцию, может представить только сильный центральный аппарат. По этой теории все люди делятся на управляемых и управляющих. Примечательно, что закон рассматривается ими как система жестких наказаний, поддерживающих порядок в обществе. Во главе государства стоит не закон, а управляющий - вождь, партия. Такое понятие, как «права личности» в теории чучхе отсутствует, оно заменено на долг перед правителем. Ким Ир Сен рассматривал государство как большую патриархальную семью. И как дети должны слушаться своего отца, так и корейский народ должен с сыновней преданностью относиться к Великому Вождю -главному патриарху нации, и своей матери - партии [12]. Поэтому жители КНДР беспрекословно подчиняются верховной власти, и их решения считают единственно верными. Наиболее ярко отражает эти положения Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики, принятая в 1972 г. В ней, в частности, сказано: «Корейская Народно-Демократическая Республика - наша социалистическая Родина, где претворены в жизнь идеи чучхе великого вождя товарища КИМ ИР СЕНА и осуществлены его предначертания» [9].
Таким образом, в КНДР развит культ личности вождя, причем вождь обожествляется, ему приписываются сверхъестественные возможности. Первым из них был основатель государства - Ким Ир Сен. После его смерти культ личности распространился на его сына Ким Чен Ира. А с 2011 г. возглавляет государство младший сын последнего - Ким Чен Ын. Как отмечают некоторые исследователи, передача власти по наследству не вызывает никакого сопротивления со стороны правящей элиты - партии, армии, госаппарата. Этому способствовали четко выстроенная Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром вертикаль власти, а также организационные и кадровые перестановки. В СМИ была развернута программа по убеждению граждан в правильности передачи власти по наследству. В них уже обожествлялся будущий наследник, а его руководство различными областями жизни страны объявлялось великим [3].
Основная же цель КНДР - стать независимой великой державой. Отсюда ее стремление обладать ядерным оружием, попытки освоения космического пространства. Кроме того, КНДР считается одной из самых
53
милитаризованных стран в мире. С приходом к власти Ким Чен Ира армия заняла центральное место в государственном аппарате. На вооружение тратилась четверть бюджета страны, при том, что в стране наблюдался экономический кризис и голод. Вся экономическая и общественная жизнь стала строиться по военному образцу, была проведена пропагандистская работа, направленная на утверждение роли вождя и политической партии в государстве, на милитаризацию [2]. На сегодняшний день по своей численности армия КНДР является четвертой в мире. Северная Корея тратит на военные цели от 15 до 16 % государственного бюджета. При населении 23,5 млн чел. вооруженные силы КНДР насчитывают 1,2 млн человек. Резерв составляет около 5 млн чел., мобилизационные ресурсы страны - более 6 млн человек.
Выборы в Верховное народное собрание - высший орган государственной власти - являются безальтернативными. Как правило, исход выборов заранее известен. В КНДР действует лишь одна Трудовая партия. Все остальные общественные движения, объединения признают ее руководящую роль и полностью подконтрольны ей.
В КНДР существует жесткая административно-полицейская система контроля за всеми сферами жизни граждан. Интересным представляется и организация мест лишения свободы. В них попадают не только за уголовные преступления, но и за политические. Поэтому лагеря и тюрьмы четко разграничены: в одних находятся уголовные преступники, в других - политически неблагонадежные, причем последних отправляют в лагеря без суда и на неопределенный срок. Это не является наказанием [5].
Государство в Северной Корее стремится внедриться в личную жизнь граждан. В стране развиты система доносов и коллективная ответственность. «Народные группы», созданные по месту работы или жительства, несут круговую поруку за каждого члена. Если один совершит проступок, репрессиям подвергаются все члены группы [1].
В стране также применяется смертная казнь. Так, в январе 2014 г. по обвинению в попытке свержения власти был казнен дядя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэк. Кроме него, были казнены все его ближайшие родственники и даже дети, что говорит о стремлении власти ликвидировать всю линию Чан Сон Тхека. После этого власти провели кампанию по выявлению и его сторонников [4].
Северная Корея является одной из самых «закрытых» в мире и в информационном плане.
В то же время в государстве выстроена социалистическая модель здравоохранения. Медицинская помощь, лекарственное обеспечение являются бесплатными. На безвозмездной основе предоставляются путевки в санатории и
54
др. Медицина носит профилактический характер. Проводятся вакцинация населения, плановые осмотры. Особой заботе подлежат материнство и детство.
Таким образом, КНДР по степени жесткости политического режима превосходит ранее существовавшие в СССР, Германии и Италии. О правах человека и гражданина в Северной Корее вообще говорить не приходится. Ему гарантированы, как и в СССР, лишь социальные права, с целью поддержания хорошей физической формы строителя социализма.
Несколько иная картина представлена во Вьетнаме. Само независимое государство образовалось после Второй мировой войны, когда под руководством Коммунистической партии она избавилась от оккупации Японией, и ранее от французской колониальной зависимости. В настоящее время в Народной Республике Вьетнам действует 4-я Конституция, принятая в 1992 г. В ее преамбуле закреплено, что она «отражает отношения между партией-руководителем, народом-хозяином и государством, осуществляющим функцию управления во вьетнамском обществе», т. е. в республике также существует однопартийная система. Коммунистическая партия Вьетнама является руководящей, все остальные союзы ей подчинены. В стране установлена и поддерживается коммунистическая идеология.
В то же время, в отличие от КНДР во Вьетнаме в последнее время проводится ряд реформ, целью которых является выведение страны из экономического кризиса и приближение ее к современным реалиям. Так, в 2005 г. Центральный комитет Коммунистической партии республики принял постановление, согласно которому была определена политика совершенствования правовой системы до 2010 г. и ориентированная на 2020 г. В нем, в частности, отмечалось: «построение и совершенствование единой, общей, способно применяемой и гласной системы права, обеспечивающей совершенствование и развитие институтов рыночной экономики в рамках социалистической системы; построение социалистического правового государства - государства, созданного народом, принадлежащего народу и действующего в интересах народа; увеличение роли права и юридической силы закона в целях обеспечения общественной стабильности и экономической интеграции в мировое сообщество; построение сильного, чистого государства и обеспечение прав и свобод человека и демократизации общества...» [6].
Однако многолетние традиции повлияли на психологию вьетнамцев. Они не склонны доверять законам и не считают их гарантом порядка и справедливости. Они полагают, что права человека второстепенны, каждый должен стремиться к согласию во имя блага всех. В то же время многие реформы постепенно претворяются в жизнь. Так, согласно Конституции Республики Вьет-
55
нам высшим органом государственной власти является Национальное собрание. Оно избирается народом сроком на 5 лет. В последние годы произошли некоторые перемены в его формировании и деятельности: увеличилось количество самовыдвиженцев на выборах; парламентские прения приняли характер дебатов, в ходе которых выдвигались важные законопроекты, разрабатывались альтернативные планы экономического развития; появились альтернативные кандидатуры при избрании на руководящие должности [8].
В настоящее время в стране издается более 700 газет и журналов. Некоторые из них критикуют министров за их ошибки. Но оппозиционной прессы нет.
Особенностью экономического развития Республики Вьетнам является, с одной стороны, появление рыночных механизмов, с другой - сохранение государственного регулирования и контроля основных отраслей хозяйства. Появляются частные предприниматели, и как следствие, исчезает уравнительный порядок распределения имущественных благ. Но олигархов, как в капиталистических странах, во Вьетнаме нет, поскольку крупные промышленные и финансовые группировки находятся под контролем государства. Экономика остается плановой, но планы не имеют силу закона, а являются ориентиром для дальнейшего развития.
Кроме прочего, особое внимание руководство страны уделяет здравоохранению и образованию. На сегодняшний день во Вьетнаме существуют две системы образования - государственная и частная. Но платные услуги занимают небольшую часть сферы образования.
Также целью Народной Республики Вьетнам является построение социального государства, борьба с бедностью [7].
В стране принят Трудовой кодекс, регламентирующий занятость, устанавливающий 8-часовой рабочий день, режим труда и отдыха. В то же время конституция провозглашает труд не только правом, но и обязанностью. Она также гарантирует ряд личных, социальных и культурных прав и свобод гражданам.
Во Вьетнаме в последние годы происходит и трансформация общества, отход от коллективизма к индивидуализму. Каждый человек теперь больше нацелен на поиск своего собственного «Я», определения своего места в обществе [10].
Таким образом, можно говорить о том, что во Вьетнаме установлен тоталитарный политический режим, но с элементами политической, экономической и духовной свободы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тоталитарные политические режимы в различных странах сходны по сути, они обладают однотипными характеристиками. В них только провозглашается принадлежность
56
власти народу, который на практике не имеет возможности участвовать в управлении делами государства. Политические права принадлежат правящей партии и ее лидеру. Народ лишь поддерживает проводимую политику. Для этого создается и широко задействуется аппарат принуждения. В то же время в некоторых странах, появляются зачатки оппозиции, свободы слова (Вьетнам).
То же самое наблюдается и с экономическими правами. Государственная экономика в некоторых странах приобретает элементы рыночной, появляется частная собственность. Контроль над духовной жизнью также в некоторых тоталитарных государствах ослабевает, что способствует развитию творчества и науки.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что современный тоталитаризм можно разделить на абсолютный и тоталитаризм с элементами свободы личности.
Список литературы
1. Булычев Г.Б. Политические системы государств Корейского полуострова. -М.: МГИМО, 2002. - С. 56.
2. Денисов В.И. Северокорейские вооруженные силы и их роль в политической жизни КНДР // Вестник МГИМО университета. 2011. - № 4. - С. 44-45.
3. Жебин А.З. КНДР: время перемен? // Междунар. отношения и мировая политика. - 2012. - № 3. - С. 115-116.
4. Кирьянов О. Не пощадили даже детей // Рос. газета. - 27 янв. - 2014.
5. Ланьков А.Н. Репрессивный аппарат и контроль над населением в Северной Корее // Северная Корея: вчера и сегодня. - М.: Восточная лит., 1995. - С. 192.
6. Май Ван Тханг. Правовая система: определение понятия и особенности вьетнамской правовой традиции // Право и политика. - 2008. - № 1. - С. 37.
7. Нгуен Ван Нгань. «Мы изучаем опыт реформ многих стран, но идем своим путем обновления» // Российская Федерация сегодня. - 2005. - № 16. - С. 40-43.
8. Нгуен Кань Хоп. Национальное Собрание СРВ - вопросы перехода к парламенту // Гос-во и право. - 1998. -№ 6. - С. 88-94.
9. Социалистическая Конституция Корейской народно-демократической республики. - Пхеньян: Изд-во лит. на иностр. яз., 1998.
10. Тинь Тьюен Ха. Трансформация вьетнамского общества на современном этапе его развития // Философия и о-во. - 2006. - № 4. - С. 152-163.
11. Федякина А. Телевидение КНДР показало генерала, казненного за сон при Ким Чен Ыне // Рос. газета. - 14 мая - 2015.
12. Чарльз Ф. Эндрейн Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования / пер. с англ. - М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2000. - С. 124.