«Сеул-Пхеньян: полвека разными путями к единой Корее?»
В статье поднимаются актуальные проблемы объединения Республики Корея и Корейской Народно-Демократической республики в единое государство. Автор обращается к истории вопроса, роли внешних факторов, поиску основ и возможностей современного объединения двух государств.
Ключевые слова: объединение Кореи, РК, КНДР, США, СССР, ООН.
Немногим более 50 лет назад в результате событий большой исторической важности когда Советской Армией была разгромлена Квантунская армия Японии и ликвидировано ее колониальное господство в этой части Дальневосточного региона на Корейском полуострове, открылась перспектива создания единого независимого государства.
Однако в результате вмешательства в решение судьбы корейского народа великих держав (США, СССР) и более чем миллионной регулярной армии «добровольцев» компартии Китая были созданы Республика Корея (далее РК) и Корейская Народно-Демократическая Республика (далее КНДР), населенные представителями одной нации, говоривших на одном языке, имевших общую историю и культуру.
Ради достижения этой геополитической цели ведущей державы осознанно, прикрываясь высокими идеалами, принесли в жертву свыше миллиона солдат и мирных жителей в период развязанной в 1950-1953 гг. Корейской войны. Этой кровью, по существу, по 38-й параллели был прочерчен водораздел между возникшими корейскими государствами1.
Создание на юге Корейского полуострова РК было инициировано США и их союзниками, несмотря на то, что Объединительное совещание представителей политических партий и общественных организаций Севера и Юга Кореи приняло решение о создании Единого Верховного Народного Собрания и единого правительства Кореи2.
В Совете Безопасности ООН, где доминировали США, в 1948 г. было санкционировано официальное появление этого государства. В том же году на Севере полуострова была провозглашена КНДР, за которой стоял СССР.
Оба корейских государства приняли свои Конституции, в каждой из которых декларировалось их исключительное право быть полно-
мочным представителем корейского народа на международной арене. При этом РК рассматривает КНДР как «незаконное государственное образование», а КНДР объявляет себя «единственным государством на Корейском полуострове» с властью рабочих и крестьян.
РК избрала путь развития, продиктованный США, а КНДР, как известно, в качестве модели создания государства избрала в значительной степени советскую.
Прошедшие 50 лет изобиловали многими событиями в жизни корейских государств. Это происходило на фоне противостояния двух корейских государств, представлявших две разные политические и экономические системы. Соперничество шло с переменным успехом и в итоге привело правительство обеих стран к трудному, но объективному пониманию главной приоритетной цели - достижения долгосрочного мира на Корейском полуострове, обеспечения взаимного процветания и создания основ для окончательного мирного соединения.
РК и КНДР для решения этой проблемы избрали свои варианты, выработанные за период существования государства. РК, став на путь демократического развития западного типа и рыночной экономики, достигла больших успехов, войдя в «десятку» самых экономически развитых государств мира и все отчетливее понимая необходимость объединения. В стране официально функционировали различные политические партии, парламент вносил в конституцию страны, принятой в 1948 г., девять изменений3 (1952 г, 1954 г, дважды в 1960 г, 1962 г, 1980 г, 1987 г.). Это вело к укреплению демократии, хоть у власти находились и военные, которых со временем сменяли президенты, избранные демократическим путем, в стране происходили различные политические потрясения, «студенческие революции», и таким образом шел демократический процесс.
Президенты Ли Сын Ман, Пак Чжон Хи, Чон Ду Хван, Ро Дэ У, Ким Ен Сам, Ким Дэ Чжун, Но Му Хён каждый по своему внес вклад в развитие демократии и экономики страны, в решение вопроса мирного воссоединения Кореи.
Своеобразным показателем демократии общества в РК является тот факт, что Чон Ду Хван, Ро Дэ У за злоупотребления в период президентства были привлечены к судебной ответственности, то же самое испытал президент Ким Ен Сам, но уже за нарушения закона, совершенные его сыном.
Наибольшей популярности в РК и ее пределами достиг президент Ким Дэ Чжун, проведший годы в тюремном заключении, будучи оппозиционным военной диктатуре, а затем за выдающиеся заслуги в деле мирного воссоединения Кореи удостоенный Нобелевской премии Мира.
С другой стороны - КНДР, претворявшая в жизнь модель «чучхейского социализма» (социализма с корейской спецификой), приняла конституцию, где декларировались власть народа и другие достижения демократии. Однако основной движущей силой общества, согласно конституции, является армия. При этом большая роль в жизни КНДР отведена Трудовой Партии Кореи как «штаба революции». Конституция КНДР в дальнейшем также изменялась (1954 г., 1956 г., 1962 г., 1972 г., 1984 г., 1992 г., 1998 г.)4. Основной смысл поправок сводился к возвеличиванию, а затем увековечиванию создателя идей «чучхе», «солнца нации», «светоча объединения», «гения идей», «теории и практики руководства» Ким Ир Сена.
Только после ухода бессменного вождя КНДР новое руководство в лице его сына Ким Чен Ира начало поворачиваться к решению важного для страны вопроса объединения Кореи. Пхеньян идет к этому «другим путем». КНДР, встав на путь «чучхейского социализма», оказалась в «огненном кольце» политической изоляции в мире, а после Ельцинских перемен в России, которые в Пхеньяне оценили как «предательство» идей коммунизма, окончательно стала заложницей идеологии «чучхе».
Правительство КНДР в этой тяжелой для страны экономической ситуации, не отказываясь от гуманитарной помощи международных организаций, а также РК, Китая, России и других стран направляет свои усилия на опасный курс «обретения сил ядерного сдерживания».
Это вызывает негативную реакцию в мире, в особенности США и Японии и даже лояльного к Пхеньяну Китая.
Тем не менее, ценой неимоверных усилий, посадив на скудный продовольственный паек измученный идеями «чучхе» народ КНДР, власти этой страны провели в октябре 2006 г. испытания своей ядерной бомбы, а еще ранее осуществили пуск баллистических ракет. США, Япония через Совет Безопасности ООН добились принятия серьезных санкций против КНДР за эти действия, однако благодаря позиции Китая и России эти санкции были ослаблены. Не получили подтверждения в адрес северокорейских счетов, замороженных в «Банк Дельта Эйша» (Макао), где американцы заявляли, что деньги выделенные на программы ООН, КНДР частично потратила на свои ядерные программы.
Проблемы, возникшие из-за ядерных испытаний и пусков баллистических ракет КНДР, в итоге привели к тому, что те великие державы, которые полвека назад участвовали в создании двух корейских государств, вновь должны были решать «корейскую проблему», ими же через посредничество Совета Безопасности ООН созданную. Современную цифровую технологию проблемы «2 + 4 = 6» спустя 50 лет решали те же действующие лица: 2 корейских государства, 4 ведущие державы - США, Россия, Китай и Япония, севшие за стол шестисторонних переговоров.
Если во второй половине XX в. произошло разъединение Корейского полуострова на 2 государства, то достаточно ли первых 50 лет XXI в. для создания единого корейского государства?
На многоэтапных раундах шестисторонних переговоров обсуждались различные аспекты проблемы. Несмотря на расхождения участников совещания, события, прояснившиеся в ходе переговоров, позволяют говорить о процессе в разрешении ядерной проблемы и определения путей установления мира на Корейском полуострове. Согласно Совместному заявлению от 19 сентября 2006 г., где была определена структура взаимодействий всех сторон в регионе, говорится, что «шесть сторон должны прилагать все усилия для установления прочного мира и стабильности. Непосредственно вовлеченные стороны РК и КНДР будут договариваться об установлении режима постоянного мира на Корейском полуострове на соответствующем отдельном форуме» (таких
двухсторонних встреч проводилось более 120 на разных уровнях)4.
Оба корейских государства заявляют, что основная форма решения проблемы - шестисторонние переговоры. Однако РК и КНДР по-разному подходят к выполнению решений Совместного заявления от 19 сентября 2006 г.
Еще до начала шестисторонних переговоров администрация президента Южной Кореи Ким Дэ Чжуна проводила по отношению к КНДР «политику солнечного тепла», которая была продолжена и другим президентом РК, Но Му Хёном. Выполняя пункты заявления, РК обеспечивает экономическое содействие в строительстве 15 совместных предприятий в КНДР. В г. Кэсон построен индустриальный технопарк с объемом производства в 27 миллионов долларов, обеспечив работой почти семь тысяч северокорейских граждан. РК оказывает финансовую и материальную помощь районам КНДР, пострадавшим от наводнения в размере 203 миллиона долларов, предоставляет 2 миллиона КВТ часов электроэнергии, предлагает совместное проведение различных культурно-этнических мероприятий5.
Однако вместо ожидаемой политики «открытости», по мнению южнокорейских политиков, Пхеньян отвечает неадекватными ходами. Если между РК и КНДР шёл достаточно стабильный обмен делегациями негосударственных организаций, в частности в Пхеньяне побывали представители «Движения взаимопомощи корейскому народу», «Движения за объединение соотечественников», демократических профсоюзов, прошел форум корейских ученых из Китая, США и Японии, то важнейший в политическом отношении для решения мирного воссоединения Кореи второй визит в Пхеньян экс-президента РК, Лауреата Нобелевской премии Мира Ким Дэ Чжуна был сорван северокорейской стороной.
В марте 2006 г. КНДР отказывается от ранее достигнутых договоренностей с РК о проведении пробных проездов поездов по недавно соединенным межкорейским железным дорогам. Пхеньян сослался на отсутствие безопасности со стороны РК, вынеся из прежних времен лозунг «о проамериканских кругах» и т. д.
Южнокорейские политологи считают, что «политика солнечного тепла» находится под вопросом, т. к. политику мирного сосуществования КНДР признает лишь формально, стараясь проводить политику «Unification frontline Strategy», которая своей целью ставит «комму-
низацию» Южной Кореи с применением военной силы6.'
РК считает, что если КНДР согласится на двухсторонних встречах в рамках шестистороннего Совместного заявления отказаться от сил «ядерного сдерживания», то будет ясно, насколько истинны намерения Пхеньяна относительно денуклеаризации.
Надо сказать, что на Корейском полуострове еще не создан механизм многостороннего сотрудничества в области безопасности, отсутствует общность экономических и политических структур, как в странах Европы. По этой причине вопрос об использовании стратегии совместных действий является уникальным шансом для КНДР принять правильное стратегическое решение и отказаться от ядерного оружия, прорвать «огненное кольцо», в которое она загнала себя идеями «чучхе» и решить вопрос мирного воссоединения Кореи.
Таким образом, шестисторонние переговоры являются единственно приемлемым процессом, который объединит КНДР и других основных участников в регионе для обсуждения широкого круга вопросов. Шестисторонние переговоры стали импульсом для возобновления многостороннего сотрудничества в области безопасности в регионе. Осуществление положений Совместного заявления от 19 сентября 2006 г. не только приведет регион к решению северокорейской ядерной проблемы, но и укрепит атмосферу доверия двух корейских государств друг другу в вопросе мирного воссоединения страны.
Объединительным моментом для РК и КНДР, помимо этого, являются идеи конфуцианства, приоритет общественного над личным, строгая иерархическая система управления, определяющие функционирование государственных механизмов РК и КНДР.
Примечания
1 См.: Политическая система и политическая культура Востока. М., 2007.
2 См.: Международные отношения на Дальнем Востоке. М., 1978.
3 См.: Конституция Республики Корея. Сеул, 1993.
4 См.: Конституционные и основные законодательные акты КНДР. М., 1952.
5 См.: Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3.
6 См.: Проблемы Дальнего Востока. 2008. № 2.