Научная статья на тему 'Корейский ядерный кризис: перспективы урегулирования'

Корейский ядерный кризис: перспективы урегулирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1931
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНЫЙ КРИЗИС / NUCLEAR CRISIS / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / NORTH EAST ASIA / КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / KOREAN PENINSULA / ШЕСТИСТОРОННИЕ ПЕРЕГОВОРЫ / SIX-PARTY TALKS / СБ ООН / UN SECURITY COUNCIL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денисов Валерий Иосифович

В статье рассматривается эволюция ядерного кризиса на Корейском полуострове, его воздействие на общую ситуацию в Северо-Восточной Азии, роль России, Китая и других заинтересованных государств в политическом разрешении сложной ситуации в этом районе мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Korean Nuclear Crisis: Prospects of Settlement

The article focuses on the evolution of nuclear crisis on the Korean Peninsula, its influence on the situation in the North East Asia. The author analyzes role of Russia, China and other states interested in political settlement of the complicated situation in this region.

Текст научной работы на тему «Корейский ядерный кризис: перспективы урегулирования»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ: ГЛОБАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ

В.И. Денисов

КОРЕЙСКИЙ ЯДЕРНЫЙ КРИЗИС: ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье рассматривается эволюция ядерного кризиса на Корейском полуострове, его воздействие на общую ситуацию в Северо-Восточной Азии, роль России, Китая и других заинтересованных государств в политическом разрешении сложной ситуации в этом районе мира.

Ключевые слова: ядерный кризис, Северо-Восточная Азия, Корейский полуостров, шестисторонние переговоры, СБ ООН.

Более 20 лет ядерная проблема Корейского полуострова (ЯПКП) вызывает растущую озабоченность мирового сообщества. Перманентно ядерный кризис, порожденный амбициями Пхеньяна и жесткой непримиримостью США и их союзников в отношении северокорейского режима, то несколько затухает, то снова обостряется, доводя ситуацию на полуострове и вокруг него до крайне опасной черты напряженности. Попытки урегулировать северокорейскую ядерную проблему в рамках двустороннего, КНДР - США, диалога в начале 1990-х годов, хотя и имели определенную перспективу (между Пхеньяном и Вашингтоном в 1994 г. было подписано рамочное соглашение), были торпедированы республиканской администрацией Дж. Буша-мл., которая отказалась выполнить свои обязательства по рамочным договоренностям 1994 г. и возобновила жесткое военно-политическое давление на Северную Корею. Ответом Пхеньяна стало возобновление наработки оружейного плутония. Ситуация вновь возвратилась к состоянию кризиса.

Более двух лет (2000-2002 гг.) военно-политического давления на КНДР со стороны США, Японии и некоторых других государств привело к тому, что Пхеньян окончательно покинул Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), прекратил контакты

© Денисов В.И., 2012

с МАГАТЭ и возобновил военную ядерную программу (наработку оружейного плутония).

В условиях обострения обстановки на Корейском полуострове заинтересованным государствам удалось создать новый диалоговый формат - шестисторонние переговоры с участием РФ, КНР, США, Японии, КНДР, РК по поиску политического решения ядерного кризиса. В августе 2003 г. в Пекине начались шестисторонние переговоры, в ходе которых, несмотря на трудности, «пробуксовки», в сентябре 19 сентября 2005 г. было подписано Совместное заявление «шестерки». Этот документ, по сути своей глубоко компромиссный, открывал возможность для постепенного разрешения ядерного кризиса. Однако когда дело дошло до практической реализации сторонами взятых на себя обязательств, возникли новые препятствия. Соединенные Штаты ввели санкции в отношении ряда северокорейских компаний, обвинив их в причастности к военной ядерной программе. Американские власти заблокировали также северокорейские счета на сумму около 25 млн долл. в банке «Дельта Азия» (Макао). Все это, естественно, вызвало ответные действия КНДР - ракетные пуски, объявление о наличии ядерного оружия, наконец, испытание в октябре 2006 г. ядерного устройства.

Реакция мирового сообщества на подземный ядерный взрыв, произведенный в Северной Корее, была резко негативной. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1718, не только осуждающую Пхеньян, но и вводящую в отношении него жесткий режим санкций. Для наблюдения за выполнением этой резолюции был создан Комитет по санкциям. Ряд государств ввели дополнительные санкции против КНДР, запретив торгово-экономические связи с ней, политические контакты и т. д. Наиболее жесткие ограничительные меры в отношении Северной Кореи ввели США, Япония, Южная Корея, страны Евросоюза.

Ситуация на Корейском полуострове продолжала ухудшаться. В мае 2009 г. на территории КНДР был произведен второй подземный ядерный взрыв, что повлекло за собой еще более резкую реакцию СБ ООН, который принял новую антисеверо-корейскую резолюцию № 1874 и ввел новые санкции против Пхеньяна.

Сегодня обстановка на Корейском полуострове продолжает оставаться очень и очень сложной. Шестисторонние переговоры прерваны. Заинтересованные стороны пытаются запустить переговорный процесс. Ведутся консультации между государствами-участниками переговоров. В 2010 г. руководитель КНДР Ким Чен Ир дважды (в мае и августе) посетил Пекин, где состоялись его встречи с высшими руководителями КНР, в ходе которых обсуждалась, в том числе, и ядерная проблема Корейского полуострова.

Китай, несмотря на поддержку антисеверокорейских резолюций № 1718, № 1814, остается единственным защитником и спонсором КНДР. КНР обеспечивает Северную Корею продовольствием на 40%, энергоресурсами - на 90%. Ежегодно Китай поставляет в Северную Корею по 300-500 тыс. тонн продовольствия в качестве гуманитарной помощи. Пекин является основным торговым партнером КНДР (объем товарооборота составляет от двух до трех млрд долл.)1. Естественно, режим санкций, введенный в отношении Северной Кореи, препятствует развитию широких торгово-экономических, научно-технических, инвестиционных связей между двумя странами. Тем не менее они развиваются даже в условиях санкций. Согласно докладу, подготовленному Исследовательской службой Конгресса США, китайская сторона «недостаточно активно сотрудничает» с ООН в вопросах санкций, наложенных на КНДР2.

Эксперты из КНДР и КНР разрабатывают долговременную программу экономического и инвестиционного сотрудничества, которая предусматривает, в частности, модернизацию северокорейских железных дорог (они находятся в плачевном состоянии) и портов, строительство шоссейных дорог, расширение объемов добычи природных ресурсов (каменный уголь, железные и медные руды, магнезит) на территории КНДР. На эти цели китайский бизнес готов выделить более 10 млрд долл.3 Однако реализация указанных проектов возможна при условии отмены санкций. Снять основные запреты будет весьма и весьма непросто, так как предварительно КНДР должна будет ликвидировать свою военную ядерную программу. Китай выступает за так называемый «мягкий путь» решения ядерной проблемы КНДР, стремится ослабить мощное военно-политическое давление на Пхеньян со стороны США, Японии, Южной Кореи и других государств. В Китае хорошо понимают, что дестабилизация КНДР, коллапс северокорейского режима приведет к массовому потоку беженцев в КНР (Китай и Северная Корея имеют протяженную границу - около 1400 км). Уже сегодня, по разным оценкам, в Китае нелегально находится от 100 до 300 тыс. северокорейских беженцев, желающих перебраться в Южную Корею или осесть в КНР4. А это, естественно, потребует от китайской стороны отвлечения немалых финансовых ресурсов для стабилизации обстановки в КНДР. Кроме того, Пекин может столкнуться и с политическими проблемами при «наведении порядка» в соседней стране.

В 2010 г. руководство обеих стран заметно активизировало двусторонние связи и контакты на различных уровнях, и прежде всего на высшем. Как уже отмечалось, руководитель КНДР Ким Чен Ир дважды посетил Пекин. Во время второй (августовской) встречи

обсуждался широкий круг вопросов как двусторонних отношений, так и международных. Председатель КНР Ху Цзиньтао предложил Ким Чен Иру «три пункта», выполнение которых, по мнению китайской стороны, позволит укрепить китайско-северокорейское сотрудничество.

Первый: обе стороны должны поддерживать контакты на высшем уровне в целях расширения двусторонних связей.

Второй: обе стороны должны стимулировать развитие торгово-экономического сотрудничества на основе рынка и взаимной выгоды.

Третий: обе стороны должны активизировать стратегические контакты в целях сохранения мира и стабильности в Северо-Восточной Азии5.

Августовский (2010 г.) северокорейско-китайский саммит придал импульс отношениям КНДР и Китая. Из КНР в Северную Корею увеличились поставки продовольствия и других видов экономической помощи, активизировались межпартийные и межправительственные контакты. Накануне 65-летия создания ТПК (10 октября 2010 г.) из Китая поступили крупные партии легковых автомобилей, которые были распределены в качестве «подарков великого полководца» среди высшей северокорейской военной и партийной бюрократии.

Как отмечают эксперты, визит в КНР был использован Ким Чен Иром для «представления» (а точнее для «одобрения») китайскому руководству своего преемника на посту руководителя КНДР Ким Чен Ына (младшего сына от третьего официального брака северокорейского руководителя). Как в свое время Ким Ир Сен «показал» своего наследника китайцам, также поступил и Ким Чен Ир. Это -древняя традиция корейско-китайских отношений. Корея до конца XIX в. находилась в вассальной зависимости от Китая. Китайские императоры «назначали» корейских королей. Фактически же они соглашались с любой кандидатурой, даже если корейский король занял престол в результате кровавого государственного переворота. Пекин «одобрил» выбор Ким Чен Ира. Китайское правительство официально пригласило «молодого генерала» Ким Чен Ына нанести визит в КНР.

КНДР и Китай широко отметили 60-летие вступления китайских добровольцев в корейскую войну (25 октября 1950 г.). Обе стороны придали этому событию особое звучание и торжественность. В Пхеньяне и Пекине прошли торжественные мероприятия, приемы, встречи участников тех далеких событий, возложения венков и цветков к памятникам китайских солдат и офицеров, погибших в корейском конфликте. В КНДР из Китая прибыла высо-

копоставленная военная делегация, которая была принята Ким Чен Иром. В Пхеньяне состоялся массовый митинг (более 100 тыс. чел.), на котором присутствовали Ким Чен Ир, его сын Ким Чен Ын и практически все высшее руководство страны, а также китайская военная делегация. В выступлениях на митинге отмечалась «прочность скрепленной кровью дружбы народов двух стран». Подчеркивалось, что отношения между КНДР и КНР «вступили в новую фазу расцвета». Указывалось на роль руководителей двух стран Ким Чен Ира и Ху Цзиньтао в «укреплении дружбы и сотрудничества на новом этапе»6.

Острая фаза напряженности на Корейском полуострове возникла в конце марта 2010 г., когда был потоплен южнокорейский военный корабль «Чхонан» и погибли 46 моряков. Южнокорейское правительство обвинило Пхеньян в гибели корвета, однако доказать 100-процентную причастность КНДР к этому инциденту не удалось. Совет Безопасности ООН после многодневных и трудных консультаций принял Заявление Председателя СБ ООН, в котором изложены позиции как Сеула, обвинившего Северную Корею в причастности к гибели «Чхонана», так и Пхеньяна, категорически отвергшего какую-либо причастность к инциденту.

Потопление южнокорейского военного судна создало новое, очень серьезное препятствие на пути урегулирования ядерного кризиса на полуострове. Сеул при поддержке США, Японии, других союзников развернул мощную пропагандистскую компанию по дискредитации КНДР, ее дальнейшей изоляции, пытаясь «поставить на колени» северокорейский режим.

Инцидент с южнокорейским корветом еще более осложнил непростые отношения КНДР с РК, которые ухудшились с приходом в 2008 г. к власти правительства президента Ли Мен Бака. Сеул прервал практически все контакты с Северной Кореей, прекратил осуществление экономических проектов (за исключением Кэсонского индустриального комплекса), ужесточил санкции в отношении КНДР. Южнокорейское правительство заявило об отказе от участия в шестисторонних переговорах до тех пор, пока Пхеньян не извинится за потопление корвета «Чхонан» и не даст гарантий неповторения в будущем подобных провокационных акций. В районах Японского и Желтого морей была проведена серия военно-морских учений РК и США, что вызвало серьезные опасения в КНДР, которая, в свою очередь, провела крупные учения в районе Вонсана (на востоке КНДР). Китай, Россия и другие государства призвали конфликтующие стороны к сдержанности, недопущению дальнейшей эскалации напряженности на полуострове. С большим трудом удалось возобновить контакты заинтересованных госу-

дарств на предмет реанимации шестистороннего переговорного процесса. США и Южная Корея выступили с требованием к КНДР выполнить обязательства, взятые ей по Совместному заявлению от 19 сентября 2005 г.

КНДР, со своей стороны, выразила готовность возвратиться за стол переговоров по ядерному разоружению. Ким Чен Ир во время визита в Китай в связи с этим заявил следующее: «Надеюсь в тесном контакте с китайской стороной продвигать решение вопроса о скорейшем возобновлении шестисторонних переговоров, смягчении напряженности, обеспечении мира и стабильности на Корейском полуострове». Ким подчеркнул приверженность Пхеньяна денуклеаризации полуострова7. При этом руководитель Северной Кореи заметил, что все участники шестисторонних переговоров должны «проявлять искренность» в подходе к решению проблемы денуклеаризации Корейского полуострова. Он также выразил готовность к координации и взаимодействию с Пекином по ядерному вопросу. Тема взаимодействия с Китаем неоднократно звучала из уст северокорейского лидера.

Китайский дипломат, курирующий в МИД КНР ядерную проблему Корейского полуострова, У Давэй, провел серию встреч в столицах стран «шестерки», чтобы убедить прежде всего Пхеньян и Сеул сесть за стол переговоров. Северокорейцы в качестве условия своего участия в переговорном процессе потребовали отмены санкций ООН и проведения переговоров с США на предмет заключения взамен Соглашения о перемирии в Корее 1953 г. мирного договора. Южные корейцы продолжали настаивать на северокорейских извинениях за потопления корвета «Чхонан».

Челночная дипломатия У Давэя завершилась выработкой трех-этапного плана возобновления шестисторонних переговоров. Этот план включает следующие пункты:

1) проведение консультаций между КНДР и США;

2) неформальная встреча глав делегаций шести стран - участниц переговоров;

3) проведение официального раунда шестисторонних перего-воров8.

Как видно, «план У Давэя» весьма и весьма скромный. Первый пункт - это уступка северокорейцам, которые на протяжении многих лет стремятся договариваться с американцами напрямую по вопросам безопасности на Корейском полуострове, в том числе и по мирному договору. Вашингтон, однако, отвергает северокорейские намерения, не желает решать общекорейские проблемы за спиной своего южнокорейского союзника. Государственный департамент США отказался обсуждать отмену санкций в отношении КНДР

только ради того, чтобы Пхеньян возвратился за стол переговоров. Тем не менее КНДР и США поддерживают периодические контакты по линии внешнеполитических ведомств, гуманитарных организаций. Американцы оказывают КНДР продовольственную помощь в связи со стихийными бедствиями, которые довольно часто повторяются в Северной Корее. Бывшие президенты США Джимми Картер и Билл Клинтон не раз посещали Пхеньян с различными посредническими миссиями, встречались с Ким Чен Иром и другими высшими руководителями КНДР. Однако прорыва в отношениях КНДР-США не произошло, хотя в период президентства Билла Клинтона стороны были близки к нормализации отношений.

Северокорейско-американские отношения на протяжении многих десятилетий отягощает Корейская война 1950-1953 гг., унесшая жизни почти 54 тыс. американцев, инцидент с американским разведывательным судном «Пуэбло», задержанным в территориальных водах КНДР в январе 1968 г. В течение 11 месяцев более 80 американских моряков провели в Северной Корее, познав все «прелести» северокорейского плена.

Американцы категорически против обладания Северной Кореей ракетно-ядерным оружием. США резко критикуют северокорейские властные структуры за распространение ракетных и ядерных технологий, поддержку репрессивных режимов в различных регионах мира, незаконную торговлю оружием и т. д. Вашингтон активно поддерживает южнокорейские обвинения КНДР в ее причастности к потоплению «Чхонана».

Жесткий антиамериканизм царит в КНДР, которая обвиняет США во всех невзгодах, довольно часто обрушивающихся на Северную Корею. Пхеньян обвиняет Вашингтон в намерении разрушить и, в конечном счете, ликвидировать КНДР как самостоятельное государство, блокировать экономическое развитие страны. КНДР потребовала от США 65 трлн долл. «за десятилетия политики враждебности, проводимой США в отношении северокорейского государства»9.

Северная Корея отвергает исходящие из Вашингтона обвинения в причастности КНДР к различным неправедным деяниям, в том числе к потоплению южнокорейского судна. По заявлению представителя Государственного Комитета обороны КНДР сведения о крушении южнокорейского корабля «Чхонан» были полностью сфабрикованы с целью ввести в заблуждение общественное мнение как в Южной Корее, так и за рубежом10.

КНДР не раз обращалась к американским властям с предложением сесть за стол переговоров и урегулировать существующие проблемы, но получала отказ. Вместо того, чтобы дожидаться

коллапса социалистического строя в КНДР, - заявило Центральное телеграфное агентство Кореи, - США следует начать диалог с нами11. Однако конструктивного диалога пока не получается. Вашингтон не приемлет ядерную Северную Корею (по некоторым данным в КНДР наработано 40 кг оружейного плутония, которого достаточно для производства 6-8 ядерных зарядов)12.

Достоянием гласности стало заявление американского генерала Кейта Сталдера о готовности США «захватить и вывезти северокорейское ядерное оружие в случае чрезвычайных обстоятельств»13. Под «чрезвычайными обстоятельствами» подразумевается крах северокорейского режима.

В США не скрывают также озабоченность по поводу появившихся сообщений о прогрессе, достигнутом в КНДР в реализации программы по обогащению урана. В частности утверждается, что Северная Корея вышла за рамки лабораторных исследований и способна построить завод по производству обогащенного урана. Такое строительство, как отмечают американские эксперты, уже ведется в районе ядерного центра в Ненбене.

Состояние перманентного кризиса в отношениях КНДР-США, тупик в разрешении северокорейской ядерной проблемы вызывают в американских правящих кругах дискуссии о том, что же делать. Судя по всему, в Вашингтоне приходят к осознанию необходимости искать новые подходы к КНДР. В этом плане характерно выступление госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая признала, что тактика давления, изоляции Северной Кореи провоцирует пхеньянский режим «удваивать усилия по созданию оружия массового уничтожения»14.

Япония как самостоятельный фактор урегулирования северокорейского ядерного вопроса по существу отсутствует. Конечно, Токио не желает иметь у себя под боком ядерную КНДР. Однако линия его поведения в решении кризиса не выходит за рамки поддержки американо-южнокорейских мер, ужесточения санкций в отношении Северной Кореи. Япония практически полностью перекрыла разнообразные каналы и связи с Пхеньяном, лишив его японских технологий, оборудования и предметов роскоши для северокорейской элиты. Главное для Японии сегодня - добиться разрешения проблемы похищенных спецслужбами КНДР граждан своей страны. Зацикленность Токио на этой проблеме в ходе ше-стисторонних переговоров сильно затрудняет достижение договоренностей. Токио наотрез отказывается выполнять договоренности, зафиксированные в Совместном заявлении от 19 сентября 2005 г. Япония - единственный участник «шестисторонки», который не оказывает гуманитарную помощь КНДР.

Межкорейские отношения сегодня отброшены к временам холодной войны. В результате прихода к власти в Сеуле в 2008 г. правоконсервативного крыла южнокорейской политической элиты во главе с президентом Ли Мен Баком были пересмотрены межкорейские договоренности о сотрудничестве, обменах, контактах на различных уровнях, достигнутые в прошлые годы. В отличие от прежнего «либерального десятилетия», когда на президентских постах в РК находились Ким Дэ Чжун и Но Му Хен (1998-2007 гг.), отношения между Сеулом и Пхеньяном имели шансы на прогрессивное развитие, в том числе и в разрешении ядерной проблемы. Два межкорейских саммита в 2000 и 2007 гг. заложили хороший фундамент для постепенного движения вперед, межкорейского примирения и сотрудничества. Президент Ли Мен Бак посчитал такую политику «ошибочной» и приступил к осуществлению мер давления на северокорейский режим. Объявленная южнокорейским лидером идея «большой сделки» (КНДР отказывается от военных ядерных программ в обмен на экономическую помощь) была отвергнута Пхеньяном. Инцидент с потоплением «Чхонана» добавил остроты в межкорейские отношения. Попытки Пхеньяна и Сеула под давлением Китая и США снять напряжение, добиться стабилизации обстановки на полуострове пока не дают желаемых результатов. Более того, в районе демилитаризованной зоны стали вновь возникать вооруженные инциденты.

Крупный военный инцидент, возникший между Северной и Южной Кореей в спорном районе Желтого моря 23 ноября 2010 г., очень серьезно осложнил обстановку на Корейском полуострове. В результате обстрела южнокорейского острова северокорейской артиллерией имеются человеческие жертвы. Пхеньян и Сеул обвиняют друг друга в агрессивных действиях.

На фоне отсутствия прогресса в разрешении северокорейской ядерной проблемы в Южной Корее все настойчивее раздаются голоса проявлять самостоятельность в ядерной сфере. Южная Корея ставит вопрос о снятии с нее запрета на обогащение урана и переработку ядерного топлива, который содержится в соглашении с США о сотрудничестве в ядерной энергетике, заключенном еще в 1973 г. Именно в тот период президент Пак Чжон Хи вынашивал планы создания собственного ядерного оружия и предпринял практические шаги в этом направлении. Известно также, что Южная Корея в 1982 и 2000 гг. проводила эксперименты по обогащению урана. Все эти факты весьма и весьма настораживают.

Вашингтон убежден, и в этом с ним нельзя не согласиться, что необходимо сохранять запрет для Южной Кореи на проведение работ по обогащению урана, так как это не в интересах ядерного

нераспространения в Северо-Восточной Азии. Если же Сеул получит такое право, то это, вне всякого сомнения, спровоцирует другие страны на аналогичные действия.

Россия, имея определенные политические и иные ресурсы влияния на ситуацию на Корейском полуострове, последовательно проводит линию на сохранение стабильности, денуклеаризацию этой зоны, развитие сотрудничества в различных сферах. Российская сторона блокировала попытки использовать инцидент с потоплением южнокорейского военного корабля в целях «наказания» КНДР, ужесточения и без того уже жестких санкций в отношении Северной Кореи. Компромиссное Заявление Председателя Совбеза ООН по «Чхонану» - результат, достигнутый в том числе благодаря дипломатическим усилиям Москвы, позволило отвести ситуацию от края пропасти, постепенно снизить накал напряжения, грозившего взорвать обстановку, последствия которого трудно себе предположить.

Вместе с тем Москва неоднократно и четко высказывала свою позицию. Россия против ядерных амбиций КНДР, за денуклеариза-цию Корейского полуострова и возвращение Пхеньяна в режим Договора о нераспространении ядерного оружия и МАГАТЭ в качестве неядерного государства. Поиск развязки корейского ядерного узла необходимо искать на основе имеющегося документа - Совместного заявления участников шестисторонних переговоров от 19 сентября 2005 г. и с использованием, естественно, шестистороннего переговорного механизма. Об этом еще раз напомнил Президент РФ Д.А. Медведев во время официального визита в Сеул в ноябре 2010 г. «Ядерная проблема КНДР, - подчеркнул он, - может быть решена только дипломатическими методами, в рамках укрепления режима нераспространения ядерного оружия»15.

Москва выступает за активизацию деятельности Рабочей группы по формированию механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. Группа проделала весьма плодотворную работу, согласованы Руководящие принципы мира и безопасности в регионе. Эту работу необходимо продолжить, довести до логического завершения - создания надежных и эффективных гарантий безопасности для всех государств Северо-Восточной Азии.

Резкий всплеск напряженности на Корейском полуострове в результате обстрела южнокорейского острова в Желтом море, демонстрация Пхеньяном своих новых ядерных объектов по обогащению урана вызвали повышенную обеспокоенность в государствах -участниках шестисторонних переговоров. За исключением Китая, другие страны «шестерки» осуждают действия Северной Кореи. США, РК и Япония призвали к усилению санкций в отношении

пхеньянского режима. Российская Федерация наряду с другими заинтересованными сторонами предпринимает усилия по снижению напряженности на полуострове, недопущению разрастания конфликта. МИД России призвал обе корейские стороны проявить сдержанность и ответственный подход. Существующие между Пхеньяном и Сеулом спорные вопросы необходимо решать исключительно политико-дипломатическими средствами.

Перспективы политического урегулирования кризиса на Корейском полуострове в данной ситуации выглядят неопределенными. Сеулу и Пхеньяну важно осознать, что кроме политического, иного пути разрешения кризисной ситуации просто не существует. Задача заинтересованных государств - создать необходимые предпосылки для того, чтобы корейские стороны смогли приступить к диалогу. Наиболее подходящим механизмом развязки корейского ядерного узла, оздоровления обстановки на полуострове в целом остаются шестисторонние переговоры, скорейшее возобновление которых, несомненно, способствовало бы снижению напряженности в регионе, постепенному продвижению в решении сложных корейских проблем.

Примечания

1 История Кореи (Новое прочтение) / Под ред. проф. А.В. Торкунова. М.: РОССПЭН, 2003. С. 398.

2 KBS World Radio. 2010. October 23.

3 KBS World Radio. 2010. February 16.

4 Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли В.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. С. 460.

5 Женьминьжибао. 2010. 31 августа.

6 Нодон синмун. 2010. 26 октября.

7 Синьхуа. 2010. 28 августа.

8 KBS World Radio. 2010. September 12.

9 Российская газета. 2010. 24 июня.

0 ИТАР-ТАСС. 2010. 20 мая.

1 ЦТАК. 2010. 30 марта. KBS World Radio. 2010. May 16. Российская газета. 2010. 1 апреля. KBS World Radio. 2010. September 18. РИА «Новости». 2010. 9 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.